Налог на имущество на библиотечный фонд

Обновлено: 18.05.2024

Вопрос. В соответствии с пунктом 3 статьи 4 Федерального закона от 11.11.2003 N 139-ФЗ “О внесении дополнения в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и внесении изменения и дополнения в статью 20 Закона Российской Федерации “Об основах налоговой системы в Российской Федерации“, а также о признании утратившими силу актов законодательства Российской Федерации в части налогов и сборов“ с 1 января 2006 г. льготы по уплате налога на имущество организаций отменяются в отношении объектов социально-культурной сферы, используемых организациями для нужд культуры, искусства и образования.

В этой связи просим разъяснить следующее.

Учитывается ли стоимость библиотечного

фонда в расчете налоговой базы по налогу на имущество организаций, если печатные издания:

- были приобретены за счет целевых средств (членских взносов, бюджетных ассигнований);

- были приобретены до 2001 года и по настоящее время используются в деятельности учреждений?

Ответ. В соответствии со статьей 375 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) при определении налоговой базы по налогу на имущество организаций имущество, признаваемое объектом налогообложения, учитывается по его остаточной стоимости, сформированной в соответствии с установленным порядком ведения бухгалтерского учета, утвержденным в учетной политике организации.

Из данной нормы следует, что при определении размера налоговой базы по налогу на имущество организаций следует учитывать особенности формирования остаточной стоимости имущества, исходя как из действующих в настоящее время норм бухгалтерского учета, так и из имевших место в момент непосредственного принятия данного объекта к учету.

Таким образом, учитывая то, что стоимость библиотечного фонда, числящаяся в составе основных средств организации, была сформирована до начала 2001 года, следует в том числе основываться на нормах законодательства, действующего в то время.

До 1 января 2001 г. порядок организации бухгалтерского учета библиотечного фонда определялся Положением по бухгалтерскому учету “Учет основных средств“ ПБУ 6/97, утвержденным Приказом Минфина России от 03.09.97 N 65н, и Методическими указаниями по бухгалтерскому учету основных средств, утвержденными Приказом Минфина России от 20.07.98 N 33н.

В соответствии с пунктом 36 данных Методических указаний затраты, связанные с приобретением изданий (книг, брошюр, журналов и т.п.) для использования при производстве продукции, выполнении работ, оказании услуг, отражались по кредиту счетов учета денежных средств в корреспонденции со счетом учета общехозяйственных расходов. При принятии указанных экземпляров изданий к бухгалтерскому учету на сумму

произведенных затрат увеличивалась стоимость библиотечного фонда, учитываемого в составе основных средств, что отражалось записью по дебету счета “Основные средства“ и кредиту счета учета добавочного капитала.

В соответствии с пунктом 4.1 ПБУ 6/97 и пунктом 48 Методических указаний амортизация по библиотечному фонду не начислялась, следовательно, остатки на счетах “Основные средства“ и “Добавочный капитал“ отражали первоначальную стоимость приобретенных экземпляров изданий, в которой они были приняты к учету согласно пункту 3.1 ПБУ 6/97.

Однако, как следует из норм приведенных документов, погашение стоимости книжных изданий фактически проходило в момент принятия к учету затрат на их приобретение. Таким образом, в настоящее время их остаточная стоимость равна нулю и, следовательно, не участвует в расчете облагаемой базы по налогу на имущество (указанное также подтверждается письмами Минфина России от 25.11.99 N 04-05-06 и от 27.04.2001 N 04-05-06/25).

Поскольку организация признавала расходы на приобретение книг для библиотеки ранее, при передаче их в эксплуатацию, следовательно, указанные расходы, даже при фактическом выбытии книг, повторно бухгалтерскую прибыль не будут формировать, так как в соответствии с пунктом 2 Положения по бухгалтерскому учету “Расходы организации“ ПБУ 10/99, утвержденного Приказом Минфина России от 06.05.99 N 33н, расходами организации признается уменьшение экономических выгод в результате выбытия активов (денежных средств, иного имущества) и (или) возникновения обязательств, приводящих к уменьшению капитала этой организации, за исключением уменьшения вкладов по решению участников (собственников имущества).

Из вышеуказанного следует, что ни при каких обстоятельствах библиотечный фонд, сформированный до 2001 года, не может участвовать в расчете налогооблагаемой базы по налогу на имущество 2006 года, поскольку его остаточная стоимость равна нулю, т.е. отсутствует налоговая база.

Аналогичная ситуация с отражением

в составе налоговой базы библиотечного фонда, сформированного до 1998 года. Так, согласно пункту 55 Положения по бухгалтерскому учету основных средств (фондов) государственных, кооперативных (кроме колхозов) и общественных предприятий и организаций, утвержденного письмом Министерства финансов СССР от 07.05.76 N 30, приобретение книг и журналов, поступающих на пополнение технических библиотек предприятий и организаций, проходило за счет средств, ассигнуемых по сметам общезаводских (общехозяйственных) расходов. Данное имущество также приходилось по счету Основных средств (фондов) с соответствующим увеличением Уставного фонда без отражения этих операций в учете капитальных вложений.

Департамент налоговой и таможенно-тарифной политики совместно с Департаментом регулирования государственного финансового контроля, аудиторской деятельности, бухгалтерского учета и отчетности, Департаментом бюджетной политики сообщает следующее.

В соответствии с пунктом 1 статьи 374 НК РФ объектом налогообложения по налогу на имущество организаций для российских организаций признается движимое и недвижимое имущество (включая имущество, переданное во временное владение, пользование, распоряжение или доверительное управление, внесенное в совместную деятельность), учитываемое на балансе в качестве объектов основных средств в соответствии с установленным порядком ведения бухгалтерского учета.

Специальный порядок по учету библиотечных фондов нормативными правовыми актами по бухгалтерскому учету не предусмотрен. При рассмотрении вопросов учета библиотечного фонда некоммерческих организаций следует руководствоваться в том числе Положением по бухгалтерскому учету “Учет основных средств“ (ПБУ 6/01), утвержденным Приказом Минфина России от 30.03.2001 N 26н.

До утверждения ПБУ 6/01 действовало Положение по бухгалтерскому учету “Учет основных средств“ (ПБУ 6/97), утвержденное Приказом Минфина России от 03.09.97 N 65н. В соответствии с Методическими указаниями по бухгалтерскому учету основных средств, утвержденными Приказом Минфина России от 20.07.98 N 33н, которые определяли порядок организации бухгалтерского учета основных средств на

основе ПБУ 6/97, затраты, связанные с приобретением изданий (книг, брошюр, журналов и т.п.) для использования при производстве продукции, выполнении работ, оказании услуг, для управления организации, отражались по кредиту счетов учета денежных средств в корреспонденции со счетом учета общехозяйственных расходов.

В данном случае налог на имущество предприятий с библиотечного фонда не взимался, так как его остаточная стоимость была равна нулю.

При этом, учитывая, что в связи с утверждением ПБУ 6/01 изменился порядок учета библиотечного фонда, а также принимая во внимание, что затраты, связанные с приобретением изданий, в полном объеме были списаны на затраты на производство, организация должна была произвести перевод сальдо по счету учета основных средств в части приобретенных изданий в уменьшение счета учета добавочного капитала.

Что касается бюджетных организаций, то порядок ведения бухгалтерского учета до 2005 года регулировался Инструкцией по бухгалтерскому учету в бюджетных учреждениях, утвержденной Приказом Минфина России от 30.12.99 N 107н, а с 1 января 2005 года - Инструкцией по бюджетному учету, утвержденной Приказом Минфина России от 26.08.2004 N 70н.

В соответствии с указанными инструкциями библиотечный фонд в бюджетных учреждениях учитывается в составе основных средств. При этом на объекты библиотечного фонда ни износ, ни амортизация не начисляются.

Таким образом, библиотечные фонды бюджетных учреждений отнесены к объектам основных средств и подлежат обложению налогом на имущество организаций в общеустановленном порядке.

Вопрос. В соответствии с пунктом 3 статьи 4 Федерального закона от 11.11.2003 N 139-ФЗ "О внесении дополнения в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и внесении изменения и дополнения в статью 20 Закона Российской Федерации "Об основах налоговой системы в Российской Федерации", а также о признании утратившими силу актов законодательства Российской Федерации в части налогов и сборов" с 1 января 2006 г. льготы по уплате налога на имущество организаций отменяются в отношении объектов социально-культурной сферы, используемых организациями для нужд культуры, искусства и образования.

В этой связи просим разъяснить следующее.

Учитывается ли стоимость библиотечного фонда в расчете налоговой базы по налогу на имущество организаций, если печатные издания:

- были приобретены за счет целевых средств (членских взносов, бюджетных ассигнований);

- были приобретены до 2001 года и по настоящее время используются в деятельности учреждений?

Ответ. В соответствии со статьей 375 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) при определении налоговой базы по налогу на имущество организаций имущество, признаваемое объектом налогообложения, учитывается по его остаточной стоимости, сформированной в соответствии с установленным порядком ведения бухгалтерского учета, утвержденным в учетной политике организации.

Из данной нормы следует, что при определении размера налоговой базы по налогу на имущество организаций следует учитывать особенности формирования остаточной стоимости имущества, исходя как из действующих в настоящее время норм бухгалтерского учета, так и из имевших место в момент непосредственного принятия данного объекта к учету.

Таким образом, учитывая то, что стоимость библиотечного фонда, числящаяся в составе основных средств организации, была сформирована до начала 2001 года, следует в том числе основываться на нормах законодательства, действующего в то время.

До 1 января 2001 г. порядок организации бухгалтерского учета библиотечного фонда определялся Положением по бухгалтерскому учету "Учет основных средств" ПБУ 6/97, утвержденным Приказом Минфина России от 03.09.97 N 65н, и Методическими указаниями по бухгалтерскому учету основных средств, утвержденными Приказом Минфина России от 20.07.98 N 33н.

В соответствии с пунктом 36 данных Методических указаний затраты, связанные с приобретением изданий (книг, брошюр, журналов и т.п.) для использования при производстве продукции, выполнении работ, оказании услуг, отражались по кредиту счетов учета денежных средств в корреспонденции со счетом учета общехозяйственных расходов. При принятии указанных экземпляров изданий к бухгалтерскому учету на сумму произведенных затрат увеличивалась стоимость библиотечного фонда, учитываемого в составе основных средств, что отражалось записью по дебету счета "Основные средства" и кредиту счета учета добавочного капитала.

В соответствии с пунктом 4.1 ПБУ 6/97 и пунктом 48 Методических указаний амортизация по библиотечному фонду не начислялась, следовательно, остатки на счетах "Основные средства" и "Добавочный капитал" отражали первоначальную стоимость приобретенных экземпляров изданий, в которой они были приняты к учету согласно пункту 3.1 ПБУ 6/97.

Однако, как следует из норм приведенных документов, погашение стоимости книжных изданий фактически проходило в момент принятия к учету затрат на их приобретение. Таким образом, в настоящее время их остаточная стоимость равна нулю и, следовательно, не участвует в расчете облагаемой базы по налогу на имущество (указанное также подтверждается письмами Минфина России от 25.11.99 N 04-05-06 и от 27.04.2001 N 04-05-06/25).

Поскольку организация признавала расходы на приобретение книг для библиотеки ранее, при передаче их в эксплуатацию, следовательно, указанные расходы, даже при фактическом выбытии книг, повторно бухгалтерскую прибыль не будут формировать, так как в соответствии с пунктом 2 Положения по бухгалтерскому учету "Расходы организации" ПБУ 10/99, утвержденного Приказом Минфина России от 06.05.99 N 33н, расходами организации признается уменьшение экономических выгод в результате выбытия активов (денежных средств, иного имущества) и (или) возникновения обязательств, приводящих к уменьшению капитала этой организации, за исключением уменьшения вкладов по решению участников (собственников имущества).

Из вышеуказанного следует, что ни при каких обстоятельствах библиотечный фонд, сформированный до 2001 года, не может участвовать в расчете налогооблагаемой базы по налогу на имущество 2006 года, поскольку его остаточная стоимость равна нулю, т.е. отсутствует налоговая база.

Аналогичная ситуация с отражением в составе налоговой базы библиотечного фонда, сформированного до 1998 года. Так, согласно пункту 55 Положения по бухгалтерскому учету основных средств (фондов) государственных, кооперативных (кроме колхозов) и общественных предприятий и организаций, утвержденного письмом Министерства финансов СССР от 07.05.76 N 30, приобретение книг и журналов, поступающих на пополнение технических библиотек предприятий и организаций, проходило за счет средств, ассигнуемых по сметам общезаводских (общехозяйственных) расходов. Данное имущество также приходилось по счету Основных средств (фондов) с соответствующим увеличением Уставного фонда без отражения этих операций в учете капитальных вложений.

Департамент налоговой и таможенно-тарифной политики совместно с Департаментом регулирования государственного финансового контроля, аудиторской деятельности, бухгалтерского учета и отчетности, Департаментом бюджетной политики сообщает следующее.

В соответствии с пунктом 1 статьи 374 НК РФ объектом налогообложения по налогу на имущество организаций для российских организаций признается движимое и недвижимое имущество (включая имущество, переданное во временное владение, пользование, распоряжение или доверительное управление, внесенное в совместную деятельность), учитываемое на балансе в качестве объектов основных средств в соответствии с установленным порядком ведения бухгалтерского учета.

Специальный порядок по учету библиотечных фондов нормативными правовыми актами по бухгалтерскому учету не предусмотрен. При рассмотрении вопросов учета библиотечного фонда некоммерческих организаций следует руководствоваться в том числе Положением по бухгалтерскому учету "Учет основных средств" (ПБУ 6/01), утвержденным Приказом Минфина России от 30.03.2001 N 26н.

До утверждения ПБУ 6/01 действовало Положение по бухгалтерскому учету "Учет основных средств" (ПБУ 6/97), утвержденное Приказом Минфина России от 03.09.97 N 65н. В соответствии с Методическими указаниями по бухгалтерскому учету основных средств, утвержденными Приказом Минфина России от 20.07.98 N 33н, которые определяли порядок организации бухгалтерского учета основных средств на основе ПБУ 6/97, затраты, связанные с приобретением изданий (книг, брошюр, журналов и т.п.) для использования при производстве продукции, выполнении работ, оказании услуг, для управления организации, отражались по кредиту счетов учета денежных средств в корреспонденции со счетом учета общехозяйственных расходов.

В данном случае налог на имущество предприятий с библиотечного фонда не взимался, так как его остаточная стоимость была равна нулю.

При этом, учитывая, что в связи с утверждением ПБУ 6/01 изменился порядок учета библиотечного фонда, а также принимая во внимание, что затраты, связанные с приобретением изданий, в полном объеме были списаны на затраты на производство, организация должна была произвести перевод сальдо по счету учета основных средств в части приобретенных изданий в уменьшение счета учета добавочного капитала.

Что касается бюджетных организаций, то порядок ведения бухгалтерского учета до 2005 года регулировался Инструкцией по бухгалтерскому учету в бюджетных учреждениях, утвержденной Приказом Минфина России от 30.12.99 N 107н, а с 1 января 2005 года - Инструкцией по бюджетному учету, утвержденной Приказом Минфина России от 26.08.2004 N 70н.

В соответствии с указанными инструкциями библиотечный фонд в бюджетных учреждениях учитывается в составе основных средств. При этом на объекты библиотечного фонда ни износ, ни амортизация не начисляются.

Таким образом, библиотечные фонды бюджетных учреждений отнесены к объектам основных средств и подлежат обложению налогом на имущество организаций в общеустановленном порядке.

Заместитель директора
Департамента налоговой
и таможенно-тарифной политики
А.И.ИВАНЕЕВ

Схема расчета и уплаты налога на имущество сравнительно прозрачна. Ее практическое применение, как правило, не вызывает проблем. Однако в преддверии подведения итогов налогового периода (по окончании календарного года) возникает необходимость уточнения правильности исчисления ранее произведенных авансовых платежей.

С этой целью следует провести анализ изменений налогового и бухгалтерского законодательства за истекший период. Одновременно – оценить необходимость корректировки процедур расчета и уплаты налога и схем документооборота в части, касающейся определения налоговой базы по налогу на имущество.

Налог на имущество организаций является одним из наиболее распространенных региональных налогов. Он устанавливается главой 30 Налогового кодекса РФ (далее – НК РФ) и законами субъектов Российской Федерации, вводится в действие в соответствии с федеральным и региональным налоговым законодательством. На уровне регионов законодательные (представительные) органы субъектов РФ определяют налоговую ставку, порядок и сроки уплаты налога. Кроме того, органы государственной власти субъектов РФ могут устанавливать налоговые льготы (дополнительно к перечню льгот, определенному в статье 381 НК РФ).

Налог на имущество организаций уплачивается практически всеми хозяйствующими субъектами всех отраслей материального производства, сферы торговли и услуг. Не являются исключением и бюджетные учреждения. При этом особенности организации и ведения бюджетного учета, а также правового статуса имущества, используемого учреждениями для осуществления основной и приносящей доход деятельности, обуславливают наличие определенных особенностей администрирования данного налога. Данные особенности целесообразно рассмотреть применительно к структуре главы 30 НК РФ.

Объект налогообложения

Объектом налогообложения налогом на имущество согласно статье 374 НК РФ признается движимое и недвижимое имущество (включая имущество, переданное во временное владение, пользование, распоряжение или доверительное управление, внесенное в совместную деятельность), учитываемое на балансе в качестве объектов основных средств в соответствии с установленным порядком ведения бухгалтерского учета.

Следует обратить внимание на то, что земельные участки, водные объекты и другие природные ресурсы не облагаются налогом на имущество, хотя и учитываются в составе основных средств.
Кроме того, не признается объектом налогообложения имущество, принадлежащее на праве хозяйственного ведения или оперативного управления федеральным органам исполнительной власти, в которых законодательно предусмотрена военная и (или) приравненная к ней служба. При этом исключение такого имущества из состава объектов налогообложения возможно только при условии его использования для нужд обороны, гражданской обороны, обеспечения безопасности и охраны правопорядка в Российской Федерации.

Перечень органов, в которых предусмотрена военная служба, определен ст. 2 Федерального закона от 28.03.1998 № 53-ФЗ "О воинской обязанности и военной службе". Также согласно ст. 8 указанного закона к воинской службе приравнена служба в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы.
При практическом определении бюджетными учреждениями состава объектов налогообложения возникают вопросы, обусловленные не только правовым статусом используемого имущества, но особенностями его бюджетного учета.
В частности, вопрос о том, следует ли включать в налоговую базу стоимость объектов нематериальных активов, вытекает из того, что ранее (до 2000 г.) такие объекты учитывались в составе объектов основных средств. Кроме того, Общероссийский классификатор основных фондов (ОКОФ) содержит раздел, содержащий перечень нематериальных основных фондов (по существу объектов нематериальных активов). С переходом в 2005 г. на новый план счетов бюджетного учета вопрос можно считать окончательно урегулированным. Тем не менее, правомерность исключения стоимости подобных объектов из налоговой базы по налогу на имущество до сих пор ставится под сомнение. В связи с этим письмом Минфина России от 16.09.2009 № 03-05-05-01/56, в частности, дополнительно разъяснено, что объекты основных средств, к которым относятся материальные объекты основных фондов, используемые в процессе деятельности учреждения при выполнении работ или оказании услуг либо для управленческих нужд учреждений, находящиеся в эксплуатации, запасе, на консервации, сданные в аренду, независимо от стоимости объектов, со сроком полезного использования более 12 месяцев, учитываются на соответствующих счетах аналитического учета счета 010100000 "Основные средства" (010101000 – 010109000), а нематериальные активы, учитываемые на счете аналитического учета 01020100000 "Нематериальные активы", не признаются объектом налогообложения по налогу на имущество организаций.

Аналогично следует рассматривать вопрос о правомерности исключения из состава объектов налогообложения результатов научно-исследовательских, опытно-конструкторских и технологических работ. По общему правилу (с учетом правового статуса подобных объектов) результаты НИОКР могут учитываться либо в составе объектов нематериальных активов (если используются в деятельности учреждения), либо в составе готовой продукции (если работы выполнялись в соответствии с заказом или результаты работ предназначены для перепродажи). В обоих случаях не имеется оснований для включения стоимости подобных объектов в налоговую базу по налогу на имущество.
Более сложным до 2009 г. представлялся вопрос о налогообложении объектов основных средств, относящихся к имуществу государственной или муниципальной казны.
Так, еще в прошлом году письмом Минфина России от 15.05.2008 № 03-05-05-01/33 было разъяснено, что налогоплательщиком налога на имущество организаций в отношении имущества государственной (муниципальной) казны (т. е. основных средств, не закрепленных на правах оперативного управления или хозяйственного ведения за государственными (муниципальными) предприятиями и учреждениями) признается балансодержатель данного имущества, то есть государственный (муниципальный) орган (бюджетное учреждение), уполномоченный осуществлять бюджетный учет имущества государственной (муниципальной) казны.

В Инструкции по бюджетному учету, утвержденной приказом Минфина России от 30.12.2008 № 148н, в План счетов бюджетного учета включены дополнительные счета (синтетический и аналитические) для обособленного учета имущества казны. С 1 января 2009 г. данное имущество учитывается в составе нефинансовых активов. При этом введен обособленный учет имущества, составляющего государственную (муниципальную) казну, на счете 010800000 "Нефинансовые активы имущества казны" с отражением начисленных по ним сумм амортизации на соответствующих счетах аналитического учета счета 010400000 "Амортизация" (010410410, 010411410, 010412420).
В связи с тем, что объекты государственного (муниципального) имущества, составляющего казну публично-правового образования, учитываются в целях бюджетного учета обособленно и не входят в состав объектов основных средств, которые находятся в пользовании участников бюджетного процесса, указанные объекты не подлежат налогообложению налогом на имущество организаций с 1 января 2009 г.

Этот вывод содержится в нескольких письмах Минфина России, в частности: от 22.04.2009 № 03-05-04-01/17, № 03-05-04-01/26, №03-05-04-01/22, № 03-05-04-01/24, от 07.05.2009 № 03-05-04-01/32 и от 22.07.2009 № 03-05-05-01/35.
Вместе с тем, следует учитывать, что государственную казну Российской Федерации, казну субъектов Российской Федерации, казну муниципальных образований составляет в соответствии со статьями 214 и 215 ГК РФ государственное (муниципальное) имущество, не закрепленное за государственными (муниципальными) предприятиями и учреждениями на праве оперативного управления или хозяйственного ведения в соответствии со статьями 294, 296 ГК РФ.

Следовательно, имущество, принадлежащее на праве собственности Российской Федерации (федеральная собственность) и переданное учреждению в оперативное управление, в состав государственной казны не входит, а муниципальное имущество, переданное муниципальному учреждению, не являются имуществом муниципальной казны.
Основные средства (движимое и недвижимое имущество), переданные в оперативное управление, учитываются на балансе бюджетного учреждения в составе объектов основных средств и иных активов. Таким образом, учреждение в отношении находящейся на балансе на праве оперативного управления федеральной или муниципальной собственности (основных средств) обязано уплачивать налог на имущество организаций в общеустановленном порядке.

Налоговая база

Статьей 374 гл. 30 НК РФ установлено, что налоговая база для целей налогообложения налогом на имущество определяется по данным бухгалтерского учета. Так как методы начисления амортизации объектов основных средств и определения их остаточной стоимости в бухгалтерском и налоговом учете различаются весьма существенно, данное требование можно считать одним из наиболее специфических – в отношении других налогов имеются ссылки на соответствующие главы НК РФ (как правило, на гл. 25 НК РФ). Особенности налогового учета доходов и расходов бюджетных учреждений (для целей налогообложения налогом на прибыль) установлены нормами ст. 321.1 НК РФ. При этом правила учета амортизируемого имущества (в том числе объектов основных средств, стоимость которых включается в налоговую базу по налогу на имущество) существенно отличаются от правил бюджетного учета.

Пунктом 2 ст. 375 НК РФ специально оговорено, что в случае, если для отдельных объектов основных средств начисление амортизации не предусмотрено, стоимость указанных объектов для целей налогообложения определяется как разница между их первоначальной стоимостью и величиной износа, исчисляемой по установленным нормам амортизационных отчислений для целей бухгалтерского учета в конце каждого налогового (отчетного) периода. Данная норма обязывала бюджетные учреждения включать в налоговую базу также и стоимость объектов библиотечного фонда (начисление амортизации или износа по которым ранее не предусматривалось). С 2009 г. библиотечный фонд был включен в состав амортизируемого имущества, а суммы амортизации должны были быть доначислены по состоянию на 1 января 2009 г. В результате, в настоящее время в налоговую базу по налогу на имущество фактически может быть включена только стоимость подарочных, раритетных и иных дорогостоящих книжных изданий (стоимостью свыше 20 тыс. руб.). В случае если стоимость объектов библиотечного фонда ниже указанной суммы, она списывается в состав расходов или полностью амортизируется в момент выдачи (приемки) объектов в эксплуатацию.

Порядок расчета налоговой базы установлен непосредственно в тексте главы 30 НК РФ (статьи 375 и 376 НК РФ).
Общий принцип определения среднегодовой стоимости имущества состоит в том, что определяется средняя арифметическая величина (до 2004 г. рассчитывалась средняя хронологическая). Однако в расчет принимается не только остаточная стоимость объектов основных средств по состоянию на начало каждого месяца, но и на начало месяца, следующего за отчетным. В качестве делителя используется число, равное количеству месяцев, остатки на начало которых принимаются к расчету (соответственно – 4, 7, 10 и 13). Подчеркнем, что к расчету принимается сумма ежемесячных остатков, а не ежеквартальных.

Пример 1
Стоимость объекта основных средств по состоянию на 1 января 2009 г. составляет 200 тыс. руб. Норма амортизации – 12% (1% в месяц). При этом налоговая база в течение 2009 г. будет определяться следующим образом:

Библиотечные фонды бюджетных учреждений, учитываемые на балансе в составе основных средств, по которым согласно правилам бюджетного учета ни износ, ни амортизация не начисляются, подлежат налогообложению налогом на имущество организаций по балансовой стоимости (первоначальной (восстановительной) стоимости с учетом переоценки), сформированной по правилам ведения бюджетного учета основных средств.

Об этом Письмо Минфина РФ от 04.06.2008 N 03-05-04-01/21.

Согласно ст. 6 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее -Бюджетный кодекс) бюджетное учреждение - государственное (муниципальное) учреждение, финансовое обеспечение выполнения функций которого, в том числе по оказанию государственных (муниципальных) услуг физическим и юридическим лицам в соответствии с государственным (муниципальным) заданием, осуществляется за счет средств соответствующего бюджета на основе бюджетной сметы.

Бюджетный кодекс устанавливает правовой статус участников бюджетного процесса, правовые основы порядка и условий привлечения к ответственности за нарушение бюджетного законодательства Российской Федерации. Общие принципы налогообложения устанавливает Налоговый кодекс Российской Федерации (далее - Налоговый кодекс).

Особенности налогообложения бюджетных учреждений при осуществлении ими предпринимательской деятельности по налогу на прибыль установлены гл. 25 ''Налог на прибыль организаций'' Налогового кодекса.

В соответствии с пп. 1 п. 2 ст. 256 Налогового кодекса не подлежит амортизации имущество бюджетных организаций, за исключением имущества, приобретенного в связи с осуществлением предпринимательской деятельности и используемого для осуществления такой деятельности.

Согласно пп. 6 п. 2 ст. 256 Налогового кодекса не подлежат амортизации приобретенные издания (книги, брошюры и иные подобные объекты), произведения искусства. При этом стоимость приобретенных изданий и иных подобных объектов, за исключением произведений искусства, включается в состав прочих расходов, связанных с производством и реализацией, в полной сумме в момент приобретения указанных объектов.

На основании положений п. 4 ст. 321.1 Налогового кодекса книги, брошюры и иные подобные объекты не подлежат амортизации, в случае если они приобретены за счет бюджетных средств.

В случае если книги, брошюры и иные подобные объекты приобретены в связи с осуществлением предпринимательской деятельности и используются для осуществления такой деятельности, то расходы на их приобретение учитываются в составе прочих расходов, связанных с производством и реализацией, в полной сумме в момент приобретения указанных объектов.

Порядок налогообложения имущества организаций регулируется гл. 30 ''Налог на имущество организаций'' Налогового кодекса. В соответствии со ст. 375 Налогового кодекса при определении налоговой базы по налогу на имущество организаций имущество, признаваемое объектом налогообложения, учитывается по его остаточной стоимости, сформированной в соответствии с установленным порядком ведения бухгалтерского учета, утвержденным в учетной политике организации.

Кроме того, определено, что, в случае если для отдельных объектов основных средств начисление амортизации не предусмотрено, стоимость указанных объектов для целей налогообложения определяется как разница между их первоначальной стоимостью и величиной износа, исчисляемой по установленным нормам амортизационных отчислений для целей бухгалтерского учета в конце каждого налогового (отчетного) периода.

Из данной нормы следует, что при определении размера налоговой базы по налогу на имущество организаций следует учитывать особенности формирования остаточной стоимости имущества исходя из норм бухгалтерского учета, в том числе способы начисления амортизации или порядок начисления износа для отдельных объектов основных средств.

Согласно п. 22 Инструкции по бюджетному учету, утвержденной Приказом Министерства финансов Российской Федерации от 10.02.2006 N 25н (далее - Инструкция), библиотечные фонды относятся к объектам основных средств и учитываются на счете 101 07 000 ''Библиотечный фонд''. Данный счет предназначен для учета объектов библиотечного фонда, к которым относятся материальные объекты, используемые в процессе деятельности учреждения при выполнении работ или оказании услуг либо для управленческих нужд учреждения, находящиеся в эксплуатации, запасе, на консервации, сданные в аренду, независимо от стоимости объектов основных средств со сроком полезного использования более 12 месяцев ( п. 10 Инструкции).

Пунктом 43 Инструкции установлено, что на библиотечный фонд независимо от стоимости амортизация не начисляется.

Библиотечные фонды бюджетных учреждений, учитываемые на балансе в составе основных средств, по которым согласно правилам бюджетного учета ни износ, ни амортизация не начисляются, подлежат налогообложению налогом на имущество организаций по балансовой стоимости (первоначальной (восстановительной) стоимости с учетом переоценки), сформированной по правилам ведения бюджетного учета основных средств.

Об этом Письмо Минфина РФ от 04.06.2008 N 03-05-04-01/21.

Согласно ст. 6 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее -Бюджетный кодекс) бюджетное учреждение - государственное (муниципальное) учреждение, финансовое обеспечение выполнения функций которого, в том числе по оказанию государственных (муниципальных) услуг физическим и юридическим лицам в соответствии с государственным (муниципальным) заданием, осуществляется за счет средств соответствующего бюджета на основе бюджетной сметы.

Бюджетный кодекс устанавливает правовой статус участников бюджетного процесса, правовые основы порядка и условий привлечения к ответственности за нарушение бюджетного законодательства Российской Федерации. Общие принципы налогообложения устанавливает Налоговый кодекс Российской Федерации (далее - Налоговый кодекс).

Особенности налогообложения бюджетных учреждений при осуществлении ими предпринимательской деятельности по налогу на прибыль установлены гл. 25 ''Налог на прибыль организаций'' Налогового кодекса.

В соответствии с пп. 1 п. 2 ст. 256 Налогового кодекса не подлежит амортизации имущество бюджетных организаций, за исключением имущества, приобретенного в связи с осуществлением предпринимательской деятельности и используемого для осуществления такой деятельности.

Согласно пп. 6 п. 2 ст. 256 Налогового кодекса не подлежат амортизации приобретенные издания (книги, брошюры и иные подобные объекты), произведения искусства. При этом стоимость приобретенных изданий и иных подобных объектов, за исключением произведений искусства, включается в состав прочих расходов, связанных с производством и реализацией, в полной сумме в момент приобретения указанных объектов.

На основании положений п. 4 ст. 321.1 Налогового кодекса книги, брошюры и иные подобные объекты не подлежат амортизации, в случае если они приобретены за счет бюджетных средств.

В случае если книги, брошюры и иные подобные объекты приобретены в связи с осуществлением предпринимательской деятельности и используются для осуществления такой деятельности, то расходы на их приобретение учитываются в составе прочих расходов, связанных с производством и реализацией, в полной сумме в момент приобретения указанных объектов.

Порядок налогообложения имущества организаций регулируется гл. 30 ''Налог на имущество организаций'' Налогового кодекса. В соответствии со ст. 375 Налогового кодекса при определении налоговой базы по налогу на имущество организаций имущество, признаваемое объектом налогообложения, учитывается по его остаточной стоимости, сформированной в соответствии с установленным порядком ведения бухгалтерского учета, утвержденным в учетной политике организации.

Кроме того, определено, что, в случае если для отдельных объектов основных средств начисление амортизации не предусмотрено, стоимость указанных объектов для целей налогообложения определяется как разница между их первоначальной стоимостью и величиной износа, исчисляемой по установленным нормам амортизационных отчислений для целей бухгалтерского учета в конце каждого налогового (отчетного) периода.

Из данной нормы следует, что при определении размера налоговой базы по налогу на имущество организаций следует учитывать особенности формирования остаточной стоимости имущества исходя из норм бухгалтерского учета, в том числе способы начисления амортизации или порядок начисления износа для отдельных объектов основных средств.

Согласно п. 22 Инструкции по бюджетному учету, утвержденной Приказом Министерства финансов Российской Федерации от 10.02.2006 N 25н (далее - Инструкция), библиотечные фонды относятся к объектам основных средств и учитываются на счете 101 07 000 ''Библиотечный фонд''. Данный счет предназначен для учета объектов библиотечного фонда, к которым относятся материальные объекты, используемые в процессе деятельности учреждения при выполнении работ или оказании услуг либо для управленческих нужд учреждения, находящиеся в эксплуатации, запасе, на консервации, сданные в аренду, независимо от стоимости объектов основных средств со сроком полезного использования более 12 месяцев ( п. 10 Инструкции).

Пунктом 43 Инструкции установлено, что на библиотечный фонд независимо от стоимости амортизация не начисляется.

Читайте также: