Налог на имущество газпром

Обновлено: 17.05.2024

В 2021 году власти существенно изменили для организаций правила администрирования и уплаты имущественных налогов. Рассказываем, как и в каком порядке компании теперь должны уплачивать транспортный и земельный налоги, а также налог на имущество организаций.

Отмена налоговых деклараций

С 1 января 2021 года все компании-плательщики транспортного и земельного налога перешли на бездекларационную уплату данных налогов (п. 9 ст. 3 Федерального закона от 15.04.2019 № 63-ФЗ). То есть организации теперь рассчитывают и уплачивают налоги без обязательной сдачи в ИФНС налоговых деклараций по итогам налогового периода. Налоговые декларации представляются лишь в исключительных случаях:

  • при подаче уточненных налоговых деклараций за налоговые периоды, предшествующие 2020 году, а также уточненных деклараций за 2020 год в случае реорганизации организации;
  • при заявлении налоговых льгот за налоговые периоды до 2020 года, а также за период в течение 2020 года в случае прекращения организации путем ликвидации или реорганизации (п. 3 ст. 55 НК РФ).

Что касается налога на имущество организаций, то по нему декларации отменяются начиная с отчетности за 2022 год (Федеральный закон от 02.07.2021 № 305-ФЗ). Причем обязанность по сдаче деклараций отменяется не для всех компаний, а только для собственников недвижимости, налоговая база по которой определяется как ее кадастровая стоимость.

В отношении недвижимости, налоговая база которой определяется как ее среднегодовая стоимость, организации продолжат сдавать налоговые декларации не позднее 30 марта года, следующего за истекшим налоговым периодом (п. 3 ст. 386 НК РФ).

Новый порядок уплаты налогов

  • в электронном виде по ТКС;
  • через личный кабинет налогоплательщика;
  • по почте заказным письмом;
  • непосредственно руководителю или представителю организации лично под расписку.

Единые сроки уплаты налогов

С 1 января 2021 года для организаций ввели единые сроки уплаты транспортного и земельного налогов (п.п. 68 и 77 ст. 2 Федерального закона от 29.09.2019 № 325-ФЗ). Сейчас эти налоги уплачиваются всеми организациями в срок не позднее 1 марта года, следующего за истекшим налоговым периодом, а авансовые платежи по ним – не позднее последнего числа месяца, следующего за истекшим отчетным периодом (п. 1 ст. 363 НК РФ, п. 1 ст. 397 НК РФ).

Причем регионам и муниципальным образованиям в настоящее время предоставлено право освободить организации от уплаты имущественных налогов путем принятия соответствующего закона (постановления, решения, указа и т.д.). Если на местном уровне авансовые платежи были отменены, то организации их не уплачивают, а платят только сам транспортный/земельный налог по итогам налогового периода.

Единые сроки уплаты налога на имущество организаций и авансовых платежей по нему вводятся с 1 января 2022 года (новая редакция п. 1 ст. 383 НК РФ). Подобно земельному и транспортному налогам, налог на имущество организаций станет уплачиваться не позднее 1 марта года, следующего за истекшим налоговым периодом. Авансовые платежи по нему необходимо будет уплачивать также не позднее последнего числа месяца, следующего за истекшим отчетным периодом.

При этом, как и в случае с другими имущественными налогами организаций, региональные власти вправе освободить компании от исчисления и уплаты авансовых платежей по налогу на имущество организаций. Это право за законодательными органами субъектов РФ сохраняется и в 2022 году (п. 6 ст. 382 НК РФ).

Налоговые льготы

Из-за отмены налоговых деклараций для организаций с начала 2021 года был введен заявительный порядок предоставления льгот по транспортному и земельному налогу. Заявление о предоставлении льгот по этим налогам компании подают в любую налоговую инспекцию по их выбору и в любое удобное для них время. Заявление подается по форме, утв. приказом ФНС от 25.07.2019 № ММВ-7-21/377@.

shutterstock_471727574.jpg

В заявлении указываются объекты налогообложения, полагающиеся организации льготы с указанием реквизитов соответствующих НПА и сведений о документах, подтверждающих право на льготы. Заявление и документы могут быть представлены в ИФНС в том числе и через МФЦ (п. 3 ст. 361.1 НК РФ, п. 10 ст. 396 НК РФ).

Заявительный порядок предоставления налоговых льгот по налогу на имущество организаций вводится с 1 января 2022 года. Заявительный порядок распространяется только на организации, имеющие право на льготы по налогу на имущество в отношении объектов недвижимости, налоговая база по которым определяется как кадастровая стоимость (п. 8 ст. 382 НК РФ).

Заявление о предоставлении льгот по налогу на имущество организаций необходимо будет направлять по форме, утв. приказом ФНС от 09.07.2021 № ЕД-7-21/646@.

Прекращение уплаты имущественных налогов

Наряду со всеми перечисленными выше изменениями в 2021 году для организаций был скорректирован и порядок прекращения обязанности по уплате имущественных налогов в случаях гибели и уничтожения облагаемого имущества (транспорта и недвижимости).

По новым правилам при гибели или уничтожении транспортного средства исчисление транспортного налога прекращается с 1-го числа месяца гибели или уничтожения такого объекта (Федеральный закон от 23.11.2020 № 374-ФЗ). Прекращение начисления налога осуществляется на основании заявления, представленного налогоплательщиком. Заявление подается по форме, утв. приказом ФНС от 29.12.2020 № ЕД-7-21/972@.

Вместе с этим заявлением налогоплательщик вправе представить документы, подтверждающие факт гибели или уничтожения объекта налогообложения (п. 3.1 ст. 362 НК РФ). Например, если транспортное средство ликвидируется по инициативе самого собственника, то документом, подтверждающим уничтожение транспорта, может стать свидетельство/акт об утилизации, выданный лицом, выполнившим данные действия (письмо ФНС от 06.07.2021 № БС-4-21/9471@).

Аналогичные нормы в отношении налога на имущество организаций вводятся в действие с 1 января 2022 года (Федеральный закон от 02.07.2021 № 305-ФЗ). С нового года исчисление налога будет прекращаться не с даты снятия объекта с кадастрового учета, а уже с первого числа месяца гибели или уничтожения объекта налогообложения (п. 4.1 ст. 382 НК РФ).

Прекращение налогообложения станет осуществляться на основании заявления, представленного налогоплательщиком в любой налоговый орган. Форма заявления о гибели или уничтожении объекта налогообложения по налогу на имущество утв. приказом ФНС от 16.07.2021 № ЕД-7-21/668@.

Сверка сведений с данными ИФНС

Заявление разрешается представить как на бумажном носителе (лично, почтой или через МФЦ), так и в электронной форме по ТКС. Получив заявление, налоговики проведут проверку информации, послужившей основанием для расчета налогов, и сформируют акт сверки расчетов. Этот акт формируется не позднее 5 рабочих дней (3 дней – в случае направления электронного заявления) с даты регистрации заявления, поступившего от компании (письмо ФНС от 09.03.2021 № АБ-4-19/2990).

Далее акт совместной сверки расчетов вручается (направляется по почте заказным письмом) или передается налогоплательщику в электронной форме по ТКС или через личный кабинет налогоплательщика на сайте ФНС. Срок направления акта – не позднее дня, следующего за днем его составления (пп. 11 п. 1 ст. 32 НК РФ).

Сверка сведений об объектах налогообложения

Чтобы у компаний и ИФНС не возникало разногласий по поводу правильности расчета имущественных налогов, организации вправе запросить у налоговиков сверку сведений по принадлежащим им объектам налогообложения (транспортным средствам и земельным участкам). Для этого компании вправе обратиться в любую налоговую инспекцию по их усмотрению с заявлением о предоставлении выписки из Единого государственного реестра налогоплательщиков (ЕГРН). Данный сервис доступен, в частности, в личном кабинете налогоплательщика на сайте ФНС .

Запрос составляется в произвольной форме, но обязательно должен содержать сведения:

  • о заявителе (наименование организации, ИНН, адрес);
  • о способе получения сведений (лично или через представителя либо по почте).

Выписка из ЕГРН предоставляется бесплатно не позднее пяти рабочих дней со дня регистрации запроса в ИФНС. В данной выписке будет содержаться полная информация обо всех учтенных транспортных средствах и земельных участках, за которые компания должна платить налоги.

Зачем нужен НДД

Идея перехода на налогообложение финансового результата для нефтяной отрасли не нова и активно обсуждалась на протяжении последних двадцати лет. Основной предпосылкой для разработки налога на дополнительный доход стало несовершенство российского налогового законодательства, основанного на изъятии значительной части выручки от добычи углеводородов через налог на добычу полезных ископаемых (НДПИ) и экспортную пошлину (ЭП).

Эти платежи были введены взамен акциза на нефть, платы за пользование недрами и отчислений на воспроизводство минерально-сырьевой базы на фоне резкого повышения цен на нефть в начале и низкой собираемости налогов с нефтяной отрасли. Вместе с тем такой подход к налогообложению в условиях ухудшения структуры запасов и роста затрат на подъем нефти не отвечал вызовам по обеспечению системных мер поддержки разработки углеводородного сырья, в свете чего быстро превратился в лоскутное одеяло налоговых льгот для различных категорий проектов.

На первоначальном этапе с нефтяными компаниями обсуждалось введение НДД только в отношении новых и действующих месторождений, ограниченных территорией Западной Сибири, расположенных в ЯНАО (южнее 65º с.ш.), ХМАО, Коми, Тюменской области (см. и группы проектов на инфографике на стр. 53). Критерием для выбора проектов группы явилось ограничение по величине годовой добычи (15 млн т суммарно по всем пилотам), для группы — величина запасов (суммарно 150 млн т). Итоговый перечень пилотных проектов и групп формировался нефтяными компаниями самостоятельно и на сегодня включает 65 лицензионных участков.

Переход на НДД месторождений новых регионов нефтедобычи (север ЯНАО, НАО, Красноярский край, Республика Саха, Иркутская область, шельф Каспийского моря) был инициирован в рамках проработки идеи завершения так называемого налогового маневра, предполагающего обнуление экспортной пошлины на нефть и соответствующий рост НДПИ. Поскольку при завершении налогового маневра нефтяные компании потеряли бы существующую льготу по ЭП на нефть, которая предоставлялась до достижения IRR проекта 16,3%, экономика месторождений в новых регионах существенно бы ухудшилась. В периметр НДД были добавлены и группы участков с возможностью добровольного перехода на новый режим.

Если говорить о преимуществах НДД перед НДПИ, то в первую очередь он хорош тем, что взимается с финансового результата, а не с выручки и выплачивается только в том случае, если разработка месторождения оказалась прибыльной. Кроме того, новый налог способствует более справедливому распределению эффективности между государством и недропользователями: обеспечивает прогрессивное изъятие ренты для высокомаржинальных проектов и стимулирует на первоначальном этапе высокозатратные проекты, которые принесут доходы в бюджет позднее. Для таких проектов в начале разработки действуют льготные условия по НДПИ и ЭП, а сам НДД не взимается вплоть до выхода проекта на окупаемость.

Также НДД учитывает изменения экономических и геологических условий добычи в процессе эксплуатации месторождения. По мере истощения месторождения снижается доход и, соответственно, размер налога. А высвобождение средств на первоначальном этапе разработки стимулирует инвестиции в новые эффективные технологии нефтедобычи и геологоразведку, что в конечном итоге приведет к увеличению среднего проектного коэффициента извлечения нефти и восполнению минерально-сырьевой базы.

Адаптационный период

Безусловно, анализ одного года применения НДД не может показать объективную картину и однозначно подтвердить эффективность нового режима ни для недропользователей, ни для государства. Однако первые результаты от изменения налогового законодательства уже видны.

Согласившись на участие в налоговом эксперименте, нефтяные компании приступили к адаптации корпоративных бизнес-процессов к введению нового налога. Ранее формирование финансового результата в разрезе лицензионных участков не требовалось для целей налоговых расчетов. Поэтому организация раздельного учета доходов и расходов по участкам, перешедшим на НДД, стала серьезным вызовом, связанным со значительной донастройкой учетных систем и документооборота для корректного расчета налога.

Помимо учетных операций перед бизнесом встал вопрос по оптимизации имеющейся схемы разработки пилотных проектов: компаниям необходимо было понять, действительно ли новый фискальный режим повышает эффективность разработки запасов, а также продемонстрировать обеспечение бюджетной эффективности для государства.

Установление льготного периода по уплате НДПИ, ЭП и НДД для гринфилдов позволило ускорить сроки запуска таких месторождений в эксплуатацию. Для браунфилдов потребовалось пересмотреть производственную программу, чтобы повысить интенсивность эксплуатационного бурения и максимально быстро получить дополнительную добычу за счет вовлечения в разработку новых запасов, ранее нерентабельных в общем налоговом режиме. Кроме того, введение НДД стимулирует инвестиции в инновации, а значит, зрелые месторождения могут стать площадками для апробирования новых технологий и методов повышения нефтеотдачи в целях поддержания базовой добычи и повышения коэффициента извлечения нефти. Подготовка таких площадок уже началась.

Для нефтяных месторождений с запасами газа потребовалась оптимизация порядка разработки данных запасов ввиду принятой методологии расчета НДД. Она не позволяет так же эффективно разрабатывать газ в этом режиме, как в действующей системе. Это связано с тем, что фактические расходы на освоение запасов газа не учитываются при расчете минимального НДД. Следовательно, налог по своей сути уплачивается с полученной выручки по газу, а не с прибыли. При этом снижение ставки НДПИ на газ в режиме НДД не предусмотрено.

Первые результаты

Если перейти к результатам 2019 года в цифрах, то суммарно дополнительные инвестиции компаний в освоение пилотных месторождений составили свыше 100 млрд рублей. Большая часть этой суммы относится к активизации разработки гринфилдов в новых регионах добычи, работа которых ранее стимулировалась за счет льгот по экспортной пошлине.

Налоговая нагрузка оказывает значительное влияние на финансовые результаты деятельности компаний нефтяной отрасли. А значит, от уровня ее сбалансированности, стабильности и дифференциации для различных категорий проектов зависят дальнейшие перспективы развития отрасли. Режим НДД, по нашему мнению, может рассматриваться в качестве целевого образа налоговой системы нефтяной отрасли, основанного на налогообложении прибыли. Мы надеемся, что в рамках доработки налогового режима и его дальнейшего тиражирования отрасль и правительство придут к компромиссному решению, которое окажется эффективным как для бизнеса, так и для бюджета.

Таким образом, приведенные результаты прошедшего года демонстрируют первые позитивные итоги применения НДД. Новые налоговые условия послужили толчком для наращивания инвестиционной активности на проектах и обеспечили прирост добычи нефти на них относительно 2018 года. То есть дополнительная ценность от изменения налогового законодательства как для бизнеса, так и для государства приобретает вполне ощутимые финансовые перспективы.



Итоги мониторинга

Результаты первого года применения НДД оценили не только сами нефтяные компании, но и ключевые министерства. Минэнерго России посчитало итоги работы отрасли в новом режиме положительными. По оценкам ведомства, в 2019 году общий объем добычи нефти на пилотных участках увеличился примерно на 2,9 млн т. На ряде месторождений Западной Сибири добыча нефти увеличилась более чем на 10%. Оценки Минфина России касались подсчета бюджетного эффекта от изменений законодательства. Результат оценен в 213 млрд руб. выпадающих доходов, большая часть которых относится к пилотам и групп. Сама методика оценки основана на сравнении разницы в ключевых налоговых поступлениях (НДПИ, НДД, ЭП) без учета роста добычи до и после введения режима НДД, что, безусловно, вызывает вопросы у бизнеса и экспертов.

Стоит понимать, что итоги одного года не могут служить достоверной оценкой и не отражают действительного эффекта от перехода на НДД. Для более корректной оценки эффективности налога с позиции его влияния на бюджет и развитие нефтяной и смежных отраслей экономики требуется гораздо больше времени, учитывая длительность инвестиционного цикла в нефтедобыче. На стадии разработки концепции НДД обсуждался вопрос мониторинга его эффективности по истечении пятилетнего эксперимента и при условии стабильности параметров налогового режима. Этот же срок наиболее приемлем и для оценки бюджетной эффективности НДД.

В процессе тестирования нового налогового режима важно выработать совместно с бизнес-сообществом критерии бюджетной оценки эксперимента. Во-первых, определиться с базисом для сравнения налоговых поступлений. Сравнение должно осуществляться на основании фактической добычи нефти за периоды до введения НДД или с учетом прогнозных данных развития проектов в общей налоговой системе. То есть важно понимать, будут ли учтены фискальные поступления от дополнительно добытой нефти в связи с переводом месторождения на НДД. Во-вторых, необходимо определить источники доходов бюджета. Должны учитываться только нефтегазовые доходы (НДПИ и ЭП) или все федеральные и региональные налоги и платежи (НДПИ, ЭП, НДД, налог на прибыль, налог на имущество, НДФЛ, страховые взносы), а также возврат доходности через дивиденды государственных компаний. В-третьих, оценка выпадающих доходов бюджета должна учитывать эффект от ранее действовавших льгот, которые были заменены НДД. Главным образом речь идет о применении льготы по ЭП на нефть, которая бы действовала для проектов и групп в общем налоговом режиме.

По мнению нефтяных компаний, при сохранении действующих параметров НДД и комплексной оценке бюджетного эффекта дополнительные фискальные поступления составят порядка 180 млрд руб. в первые пять лет функционирования нового налогового режима. Данный эффект может быть также увеличен, если расширить периметр применения для проектов и групп.

Первые шаги в направлении расширения периметра НДД уже сделаны в начале 2020 года. В рамках стимулирования освоения месторождений Арктической зоны РФ была добавлена группа — участки севера Красноярского края, ЧАО и Республики Саха. Видятся целесообразными продолжение налогового эксперимента и планомерное расширение сферы применения НДД на новые категории запасов и регионы нефтедобычи.

Сейчас ведется активный диалог бизнеса и профильных министерств касательно пересмотра периметра и методологии НДД. Так, с 2021 года запланировано дальнейшее расширение перечня пилотных проектов и групп за счет включения выработанных месторождений и месторождений Северного Кавказа, Оренбургской, Самарской и Сахалинской областей. Дополнительно Минфином России предложена корректировка механизма расчета НДД. В частности, уточнен порядок использования убытков и коэффициент его индексации, понижен уровень предельных учитываемых расходов (с 9520 до 7140 руб./т на года и 8600 руб./т с 2024 года). Кроме того, анонсировано повышение ставки НДПИ на нефть для ряда проектов группы.

Хочется надеяться, что НДД оправдает возложенные на него ожидания по обеспечению стабильных налоговых условий для устойчивого функционирования отрасли, а также дополнительных поступлений в бюджеты всех уровней. Кроме того, нефтяные компании ожидают, что результаты мониторинга налогового эксперимента подтвердят необходимость закрепления НДД основным целевым налоговым инструментом для отрасли и дальнейшего его тиражирования. Это возможно только при взаимном учете интересов государства и бизнеса и объединении усилий в направлении совершенствования налогового законодательства.

Механизм расчета НДД


НДД взимается по ставке 50% с операционного денежного потока от добычи углеводородов на участке недр — с дохода за вычетом экспортной пошлины, расходов на транспортировку, фактических капитальных и операционных расходов.

С целью недопущения раздувания затрат предусмотрен расчет минимального НДД исходя из лимита фактических расходов (за исключением налогов): 7140 руб./т до 2020 года и 9520 руб./т с 2021 года. В бюджет уплачивается максимальная из величин — расчетного или минимального налога. В режиме НДД сохранен НДПИ, но в пониженном размере: в среднем на 60% ниже общеустановленных значений.

Для гринфилдов дополнительно предусмотрены льготы по НДПИ (коэффициент Кг) и ЭП (нулевая ставка), а также отсутствие минимального НДД, то есть отсутствие лимитирования фактических расходов в течение льготного периода.

В 2021 году порядок налогообложения некоторых операций с долями и акциями изменился. Изменений не много, но они принципиальные.

Пунктом 1 статьи 41 Налогового кодекса РФ (далее – НК РФ) предусмотрено, что доходом признается экономическая выгода в денежной или натуральной форме, учитываемая в случае возможности ее оценки и в той мере, в которой такую выгоду можно оценить, и определяемая, в частности, в соответствии с главой 23 "Налог на доходы физических лиц" НК РФ.

В соответствии с пунктом 1 статьи 210 НК РФ при определении налоговой базы учитываются все доходы налогоплательщика, полученные им как в денежной, так и в натуральной форме, или право на распоряжение которыми у него возникло, а также доходы в виде материальной выгоды, определяемой в соответствии со статьей 212 НК РФ.

П.п. 5 п. 1 ст. 208 НК РФ установлено, что к доходам от источников в РФ относятся, в частности, доходы от реализации в РФ акций или иных ценных бумаг, а также долей участия в уставном капитале организаций.

Ст. 217 НК РФ установлен перечень доходов, не подлежащих обложению НДФЛ.

Согласно пункту 17.2 статьи 217 НК РФ не подлежат налогообложению доходы, получаемые от реализации (погашения) долей участия в уставном капитале российских организаций, а также акций, указанных в пункте 2 статьи 284.2 НК РФ, при условии, что на дату реализации (погашения) таких акций (долей участия) они непрерывно принадлежали налогоплательщику на праве собственности или ином вещном праве более пяти лет.

По мнению ФНС и Минфина РФ, ссылка на п. 2 ст. 284.2 НК РФ в норме п. 17.2 ст. 217 НК РФ предусмотрена в отношении акций (Письмо ФНС РФ № СД-4-11/3112@ от 11.03.2021 г., Письмо Минфина РФ № 03-04-06/13057 от 25.02.2021 г.).

Таким образом, доходы физических лиц, получаемые от реализации (погашения) долей участия в уставном капитале российских организаций как до 01.01.2021, так и после, могут быть освобождены от налогообложения при соблюдении минимального предельного срока владения (пять лет).

В отношении же акций действуют новые правила, в связи с тем, что в статью 284.2 НК РФ Федеральным законом от 23 ноября 2020 г. № 374-ФЗ внесены изменения.

Пункт 2 статьи 284.2 НК РФ до недавнего времени содержал два условия применения льготы: акции не должны были обращаться на фондовой бирже и должны были принадлежать собственнику непрерывно более 5 лет.

С 1 января 2021 года эта статья НК РФ изменилась. Из статьи полностью убрали упоминание о том, что акции не должны обращаться на фондовой бирже. Кроме того, помимо российских организаций, данная статья стала применяться и к продаже акций в иностранных организациях.

Однако это возможно только при выполнении следующих условий:

1) акции, как и доли, российских или зарубежных организаций должны непрерывно принадлежать собственнику более 5 лет (п.1 ст. 284.2);

2) на недвижимость на территории РФ прямо или косвенно должно приходиться не более 50% от активов таких организаций, по данным финансовой отчетности на последний день месяца, предшествующего месяцу реализации (п.2 ст. 284.2);

Рекомендуем учесть указанные изменения законодательства при реализации (погашения) акций и долей, начиная с 1 января 2021 года.

Семейные и наследственные отношения: проблемы правового регулирования

Семейные и наследственные отношения: проблемы правового регулирования

Комментарии (8)

При таких обстоятельствах суды правомерно удовлетворили заявленные требования, взыскав 10 220 760 рублей действительной стоимости доли и соответствующие суммы процентов за пользование чужими денежными средствами, предусмотренных статьей 395 Гражданского кодекса Российской Федерации.

При расчете действительной стоимости доли правомерно исключен налог на доход физических лиц в размере 13%,который общество, являясь налоговым агентом, в соответствии с главой 23 Налогового кодекса Российской Федерации, обязано удержать у налогоплательщика и перечислить в бюджет."

04 марта 2021 год

Здравствуйте, Дмитрий!
В Вашей статье я встретил чёткое объяснение и по-моему, только Вы можете прояснить мой вопрос. У меня акции Газпрома с 90-х годов и я хочу их сейчас продать. Должны ли будут с суммы продажи акций удержать НДФЛ 13%? Брокер говорит, что удержит и ссылается на п.2 статьи 284.2 НК РФ. Этот пункт написан так, что его можно трактовать двояко. Но, думаю, что требование к % недвижимости на территории РФ относится к акциям иностранных организаций, а не российских. Мне кажется нелепым требование к российским организациям, чтобы больше 50% их недвижимости было за рубежом. Проясните, пожалуйста этот вопрос.

Дмитрий, спасибо, что ответили!

Тогда я написал в ФНС России этот вопрос – должны ли с меня удержать НДФЛ 13% при продаже акций Газпрома, которые я приобрёл в 90-е годы. Моё письмо из ФНС России переслали в УФНС России по РСО-Алания и оттуда пришёл ответ за подписью зам. руководителя УФНС, что 13% НДФЛ не удерживается. Переслал этот ответ брокеру — он говорит, что удержат. Написал письмо в ФНС России — мол, для брокера в Ставрополе ответ из УФНС Алании не убедителен. Мне ответили, что ответы из любых УФНС равноценны. Написал письмо в УФНС России по Ставропольскому краю — ответ за подписью зам. руководителя УФНС, что налог не удерживается. Посылаю этот ответ брокеру — говорит, что удержат… Пытаюсь объяснить ему, что трактует НК РФ только ФНС России, а не Газпромбанк, ВТБ, Сбербанк…

Брокер, по-моему, почувствовала, что с пунктом 2 статьи 284.2 не всё просто и однозначно и посоветовал мне написать письмо в Газпромбанк, прислать письмо ему и он его ( я не стал уточнять, как) зарегистрирует и перешлёт в Газпромбанк. Я так и сделал – написал письмо, приложил к нему ответы ФНС России, УФНС РСО-Алания и УФНС Ставропольского края. Жду ответ, который должен быть, как сказал брокер, в течение месяца…

Среди всех видов сборов, которые выплачивает население нашей страны в бюджет государства, отдельно стоит отметить налог на имущество. Его выплачивает каждый собственник. Рассмотрим, что он из себя представляет и на каких условиях начисляется.

На кого распространяется налог на имущество?

Налог на имущество распространяется на всех собственников того или иного вида имущества. Представляя собой государственный сбор, данный вид налогообложения предусматривает предоставление определенных льгот перечисленным в соответствующем законодательном акте категориям населения. Так, к их числу относятся в первую очередь пенсионеры, так как они считаются социально незащищенными и малообеспеченными. Под действие льготы попадают такие объекты недвижимости как:

  • квартира или отдельная комната;
  • дача;
  • гараж;
  • нежилое строение, используемое для хозяйственных целей, если его площадь не превышает 50 метров квадратных;
  • помещения, которые используются в творческих целях.

Если в собственности находятся несколько схожих объектов недвижимости, то выплата налога отсутствует только в отношении одного из них. Другими словами, при наличии в собственности двух квартир на одну из них налоги будут начисляться по общим правилам.

Также к тем, кто имеет право на льготы на налог на имущество, относятся следующие категории граждан:

  • награжденные званием Героя Советского Союза или РФ;
  • участники ВОВ;
  • пострадавшие при аварии на Чернобыльской АЭС и некоторые другие.

Необходимость в оплате налога на имущество указывается в письменном уведомлении, которое высылает налоговая служба плательщика. Оплата может быть произведена как в любом банковском отделении, так и через интернет с использованием специальных порталов (например, сайта госуслуг или личного кабинета налогоплательщика). Оплата налога производится в году, следующем за прошедшим налоговым периодом.


налог на имущество

Каким образом осуществляется расчет налога на имущество?

Законодательство имеет свойство меняться. Причем за нововведениями стоит следить максимально внимательно, ведь от них зависит то, в каком размере и в каком порядке будет производиться оплата тех или иных налоговых отчислений. В частности, изменение порядка расчета размера налога на недвижимости привели к существенному изменению суммы выплаты. Ранее на основу бралась инвентаризационная стоимость объекта недвижимости, что приводило к значительному занижению ставок за счет того, что она рассчитывалась исходя из первоначальной стоимость недвижимости, которая была потрачена при его строительстве, и степени износа. Однако с 2016 года порядок, по которому рассчитывается имущественный налог, был пересмотрен за счет приближения используемой стоимости недвижимости к цене, установленной на рынке. Это стало возможным в связи с тем, что при расчетах за основу стала браться кадастровая стоимость того или иного объекта, который находится в собственности. Вследствие таких изменений произошел значительный рост данного вида налога.

СмартВклад с повышенной ставкой

Что касается ставки налога, то ее размер может изменяться в зависимости от региона. Установленные на федеральном уровне показатели не являются обязательными. Единственное ограничение заключается в том, что принятые на местах ставки налога на имущества не должны превышать общероссийские более чем на три процента.

Следует подчеркнуть, что для снижения налоговой нагрузки на население порядок, согласно которому начисляется налог на недвижимое имущество, предусматривает, что на объект недвижимости предусматривается налоговый вычет, который составляет площадь размером 20 квадратных метров. Следовательно, при расчете данного вида сбора в качестве облагаемой площади берется та, которая остается от разницы между общим размером объекта недвижимости и предоставляемым вычетом.

Конечный расчет размера, который составляет налог на имущество физических лиц в 2022, представляет собой несложную операцию умножения кадастровой стоимости интересующего объекта на установленную ставку (можно ориентироваться на средний показатель, который составляет 0,1%). Информацию о том, чему равняется кадастровая стоимость дома, быстрее всего найти на официальном сайте Росреестра. Для получения интересующих сведений после входа на указанный портал необходимо заполнить специальную форму (потребуется внести данные, отражающие местонахождение рассматриваемого объекта недвижимости). После обработки запроса искомая информация отобразится на экране.

Таким образом, можно сделать вывод, что чем более дорогостоящее по рыночным меркам жилье находится в собственности, тем выше взимаемый налог на имущество.


Порядок начисления и выплаты налога на имущество для организаций

Отдельно стоит затронуть вопрос, что собой представляет налог на имущество юридических лиц. Очевидно, что далеко не все компании работают на условиях аренды, множество из них обладают одним или несколькими объектами недвижимости на правах собственности. К таким помещениям относятся офисные здания, помещения общепита и любые другие постройки, которые используются в процессе работы. Ставка в данном случае выше: она составляет около 2%.

От уплаты данного налога освобождаются те, кто работает по упрощенной системе налогообложения, однако при условии того, что недвижимость используется для работы, а не в качестве жилья.

Суммарная стоимость объектов налогообложения, умноженная на коэффициент-дефлятор (с учетом доли налогоплательщика в праве общей собственности на каждый из таких объектов)

До 300 000 рублей включительно

До 0,1 процента включительно

Свыше 300 000 до 500 000 рублей включительно

Свыше 0,1 до 0,3 процента включительно

Свыше 500 000 рублей

Свыше 0,3 до 2,0 процента включительно

Как оплатить налог на имущество - основные способы

В отношении уплаты налогов следует помнить, что их суммы обычно не являются критичными, в то время как просрочка грозит созданием ряда проблем, среди которых не последнее место занимает появление трудностей при желании выехать за границу. Поэтому важно знать, каким образом может производиться уплата налога на имущество физических лиц.

Самый быстрый способ осуществляется при помощи любого устройства, которое позволяет выйти в интернет. В данном случае отпадает необходимость тратить время на посещение соответствующих учреждений (в первую очередь банков), подстраиваясь при этом под их график работы.

Как оплатить налог на имущество через интернет?

Для того чтобы произвести нужную уплату налога удаленно, необходимо иметь пластиковую карточку, на которую имеется достаточно средств. Есть несколько наиболее популярных сервисов для оплаты, среди которых такие как:

Каждый из них предполагает схожую схему, по которой происходит оплата. После прохождения процедуры авторизации необходимо найти в главном меню пункт, который касается проверки задолженности по налогам или их оплаты. После переход по ссылке появляется форма, которую требуется заполнить персональными данными (в числе которых ИНН). Следовательно, отпадает необходимость в наличии квитанции.
Обратите внимание, что некоторые сервисы берут со своих пользователей комиссию за проведение операции. Также следует помнить, что использование удаленных систем требуется предварительная регистрация. И если в случае с интернет банкингом вопрос о получении логина и пароля решается быстро, то для получения доступа к порталу Госуслуг потребуется время.

Налоговые льготы по налогу на имущество в 2022 году

Льготы, предоставляемые гражданам по данному налогу, классифицируют как:

  • Общие льготы, предоставляемые определенным категориям граждан,
  • Общие льготы, установленные в отношении определенных объектов имущества,
  • Льготы, предусмотренные в отдельных регионах и определяемые местными органами самоуправления.

К первой категории относят освобожденных от уплаты налога на имущество:

  • Граждан пенсионного возраста;
  • Граждан, которым было присвоено звание Героя России или Советского Союза;
  • Ветеранов и участников различных военных действий (в том числе, ВОВ);
  • Инвалидов I и II групп, инвалидов детства;
  • Лиц, пострадавших в результате аварии на ЧАЭС или во время испытаний ядерного оружия.

Льготы на ту или иную недвижимость связаны с осуществлением определенной профессиональной деятельности. Так, налог не оплачивают люди творческих профессий. Однако льгота установлена исключительно в отношении мастерских, студий, галерей и других зданий/комнат, предназначенных для ведения деятельности.

Также освобождение от налога на имущество предусмотрено для небольших хозяйственных помещений, которые размещены на территории, предназначенной для осуществления непредпринимательской деятельности.

Налог на имущество является одним из местных государственных сборов. В связи с этим, органы власти каждого отдельного округа или района имеют право освобождать от данной выплаты тех или иных граждан (не попадающих под общие федеральные льготы).

Как оформить льготы по налогу на имущество?

  1. Для того чтобы получить льготу, иными словами, оформить право не платить налог на имущество, необходимо обратиться в районное отделение Федеральной налоговой службы (ФНС).
  2. На месте заполняется соответствующее заявление и к нему прикрепляются копии всех документов, которые свидетельствуют о наличии права на данную льготу.
  3. Заявление может быть передано лично инспектору либо направлено по почте (с приложением копий документов). Во втором случае рекомендуется отправлять документы ценным письмом с описью вложений и уведомлением о вручении.

Стоит отметить, что законодательство предусматривает право гражданина на подачу подобного заявления и в произвольно форме, однако для более быстрого и корректного рассмотрения рекомендуется использовать стандартный бланк.

Льготы пенсионерам по налогу на имущество физических лиц (и другим гражданам) предоставляются по различным категориям недвижимого имущества, но только на единственный объект в рамках категории. Например, владелец нескольких домов, квартир и хозяйственных построек, попадающий под льготы, имеет право не платить государственную пошлину на один дом, одну квартиру и одну хозпостройку.

Данные льготы вступают в силу с момента появления права на эту льготу. Если гражданин обратился в отделение ФНС не сразу, уже перечисленные суммы налога будут пересчитаны и возвращены. Однако такой перерасчет возможен только за последние три года с момента обращения.

Налог на имущество — сроки уплаты в 2022 году

Налоговый кодекс определяет срок уплаты налога на имущество — не позднее первого декабря следующего за отчетным года. В 2019 году государственный взнос уплачивается на объекты недвижимости, бывшие в собственности в предыдущем, соответственно. Также кодекс оговаривает, что обязанность оплатить налог возникает у гражданина в момент получения соответствующего уведомления. Дата получения является началом 30-дневного срока, в течение которого задолженность по налогам должна быть погашена.

В случае неполучения уведомления, во избежание спорных и конфликтных ситуаций, гражданину рекомендуется самостоятельно обратиться в региональное отделение ФНС.


Нарушение срока уплаты налога на имущество физических лиц — последствия

Возможные последствия несоблюдения сроков уплаты налога:

  • В случае неполучения от владельца имущества в установленный срок определенной суммы налога, налоговая инспекция имеет право начислить пеню за каждый день просрочки. Пеня определяется как произведение невнесенной/недоплаченной суммы налога, количества дней просрочки (с учетом праздничных и выходных) и специального коэффициента (ставки рефинансирования, деленной на 300).
  • Пеня может быть начислена и в случае неполной уплаты налога на имущество.
  • Помимо ежедневного начисления пени за неуплату имущественного налога предусмотрено применение штрафных санкций. В зависимости от срока просрочки штраф может составить от 10 до 40 процентов от суммы начисленного налога.
  • Если гражданин продолжает игнорировать требование об уплате налога, против него может быть заведено уголовное дело. Суммы налога, пени и штрафов могут быть взысканы за счет личного имущества, денежных средств на банковских счетах и др.

Для юридических лиц предусмотрена отдельная система по уплате налога на имущество. На основании данных за первый–третий кварталы организация вносит в бюджет аванс. После окончания календарного года высчитывается точная сумма подлежащего уплате налога, и предприятие доплачивает разницу не позднее 30 марта следующего года.

like

6

smile

6

normal

1

sad

5

dislike

1

Читайте также: