Налог на добычу нефти в сша

Обновлено: 23.05.2024

В статье проводится сравнительный анализ основных принципов налогообложения нефтегазовой отрасли в России и зарубежных странах. Анализируется налоговая нагрузка крупнейших нефтегазовых компаний России в зависимости от сырьевой специализации. Изучаются тенденции в изменении ставок налога на добычу полезных ископаемых по нефти и газу, добытым на территории Российской Федерации в период 2008–2015 годов. Рассматриваются основные подходы к налогообложению нефтегазовых компаний в странах, занимающих ведущее положение на мировом рынке энергоносителей. Изучаются модели налогообложения нефтегазовых компаний, применяемые в США, Канаде, Объединённых Арабских Эмиратах, Норвегии, Австралии и России. Даётся оценка эффективности налога на сверхприбыль нефтегазовых компаний в зависимости от ценовой конъюнктуры на мировом рынке. Проводится анализ и обобщение принципов, использующихся в налогообложении нефтегазовых компаний развитых и развивающихся стран. Рассматриваются виды налоговых льгот и подходы к налоговому стимулированию добычи энергоносителей на низкорентабельных месторождениях в зависимости от целей налоговой политики исследуемых стран.


1. Арсентьева Е.А., Бондаренко Т.Н. Необходимость эффективного использования свободных денежных ресурсов предприятия // Современные научные исследования и инновации. – 2014. – № 5–2 (37). – С. 24.

2. Ворожбит О.Ю. Налоговая политика государства и её влияние на развитие предпринимательства // Территория новых возможностей // Вестник Владивостокского государственного университета экономики и сервиса. – 2010. – № 5. – С. 9–16.

3. Ворожбит О.Ю., Осипов В.А., Тонких А.И. Конкурентоспособность экономических систем, монография. М-во образования и науки Российской Федерации, Владивостокский гос. ун-т экономики и сервиса. – Владивосток, 2011. – 124 с.

4. Корень А.В. Социально-экономические факторы и механизмы динамичного развития Дальнего Востока // Экономика и современный менеджмент: теория и практика. – 2014. – № 41. – С. 99–103.

5. Корень А.В., Татуйко А.В. Региональная налоговая политика как инструмент формирования благоприятного инвестиционного климата на Дальнем Востоке // Глобальный научный потенциал. – 2014. – № 11 (44). – С. 134–137.

6. Корень А.В., Лещенко Р.И. Налоговые платежи организации и пути их оптимизации // Экономика и менеджмент инновационных технологий. – 2014. – № 4 (31). – С. 24.

7. Корнева Е.В., Корень А.В. Факторы, влияющие на предпринимательскую активность региона // Современные проблемы науки и образования. – 2014. – № 6. – С. 622.

8. Корнева Е.В., Корень А.В. Анализ существующих подходов к определению предпринимательской активности // Интернет-журнал Науковедение. – 2013. – № 6 (19). – С. 50.

9. Кутинова В.Н., Лазарев Г.И., Латкин А.П. Инвестиционный климат Дальнего Востока как ключевой фактор успешной модернизации региональных производств // Территория новых возможностей. Вестник Владивостокского государственного университета экономики и сервиса. – 2011. – № 1. – С. 160–169.

10. Попов Д.А., Водопьянова В.А. Экономические аспекты проблемы реформирования налога на добавленную стоимость // Современные научные исследования и инновации. – 2014. – № 6–2 (38). – С. 5.

Принципы налогообложения нефтегазовой отрасли оказывают прямое влияние на формирование государственного бюджета и темпы экономического развития всей страны. В связи с этим становится актуальным вопрос выбора наиболее эффективного механизма налогообложения нефтегазовых компаний России. Главной целью настоящего исследования является изучение и сравнительный анализ сложившихся в мировой практике подходов к налогообложению нефтегазовой отрасли.

Следует учесть, что в России изменение налоговой политики последних лет было связано с повышением привлекательности старых и трудно извлекаемых запасов на месторождениях. При этом российский налог на добычу полезных ископаемых представляет собой особую форму финансовых отношений между пользователями недр и государством в виде уплаты налога, зависящего от вида добываемого ресурса и географического местоположения.

В настоящее время на изменение налогообложения нефтегазовой отрасли влияет ряд важных, но сложно прогнозируемых факторов, таких как конъюнктура мировых рынков, уровень развития экономики, внешняя и внутренняя политика. В табл. 1 представлена динамика ставок НДПИ для нефтегазовой отрасли в 2008–2015 годах.

Динамика ставок НДПИ для нефтегазовой отрасли в период 2008–2015 гг., руб.

Газ, за тыс. куб. м

Эффективная налоговая нагрузка, %

Эффективная налоговая нагрузка, %

Ставка НДПИ в период кризиса 2008–2011 годов для нефтегазовой отрасли оставалась неизменной. При этом отношение ставок НДПИ нефтяной к газовой отрасли до 2010 года в среднем составляло 1/3, однако к 2015 году ставки достигли равного соотношения. По прогнозам ставка для газовой отрасли к 2016–2017 годам превысит 1000 рублей за тыс. куб.м, что составит 26,9 %.

Также в налоговую нагрузку для нефтегазовой отрасли входит таможенная пошлина, которая имеет наибольший из всех уплачиваемых обязательных платежей размер. В структуре федерального бюджета самыми доходными статьями являются доходы в виде таможенных пошлин от экспорта сырой нефти, а также налоги за пользование недрами [1]. Так, в 2014 году общие доходы от внешнеэкономической деятельности находились на уровне 5 463,4 млрд руб., тогда как доходы по налогам за пользование недрами ‒ 2885 млрд руб., составив 37,7 и 19,9 % доходов федерального бюджета соответственно.

Следует отметить, что в экономически развитых странах система налогообложения нефтегазовых компаний имеет ряд принципиальных отличий. Например, в США налогообложение является важнейшим инструментом формирования экономической политики нефтяных компаний, направленной не на удовлетворение текущих потребностей в нефти, а на обеспечение долгосрочной и надежной перспективы развития отрасли [3]. В США существует три уровня налогообложения: муниципальный, региональный (уровень штата) и федеральный.

На муниципальном (местном) уровне уплачивается налог на собственность, который варьируется от 0,1 до 1,5 %. Этот налог позволяет компаниям рационально оценивать значимость территории с бедными ресурсами.

На уровне штата налоги подразделяются на две части:

1) налог на эксплуатацию недр или на добычу нефти;

2) подоходный корпоративный налог.

Налог на эксплуатацию недр или на добычу нефти варьируется от 0,5 до 12,5 % независимо от того, получила компания прибыль или нет. Корпоративный налог уплачивают за вычетом местного налога, а ставка варьируется в пределах 4–9 %. Налоговая база для уплаты федерального налога исчисляется за вычетом прочих расходов и в бюджет идет 34 %.

В Канаде действует прогрессивный налог в виде роялти, который зависит от рентабельности добывающего предприятия и варьируется от 1 до 12 %. В целом нефтегазовые компании в Канаде имеют большую налоговую нагрузку, но это компенсируется скидками и льготами. Налоговая политика Канады направлена на стимулирование налогообложения и справедливое распределение нагрузки на отрасль [4].

В Объединенных Арабских Эмиратах (ОАЭ) налогообложение сведено к минимуму, но данный фактор отражен на величине ставки. Так, например, в ОАЭ нет НДС, а также практически отсутствуют корпоративные налоги. Налог на прибыль имеет прогрессивную шкалу, ставки которой варьируются от 10 до 50 %. При этом данный налог является практически единственным налогом для нефтегазовых компаний ОАЭ, а налоговая система очень проста.

В Норвегии есть специфическая плата для нефтегазовых компаний, которая зависит от размера лицензионного участка. Данная плата позволяет компаниям эффективно использовать площади для добычи, а государству – стимулировать возврат неиспользованных площадей для передачи территории другой компании. Также Норвегия успешно практикует налог на финансовый результат, переход на который был связан с использованием опыта налогообложения нефтегазовых компаний в США.

В Туркменистане нефтегазовые компании уплачивают налог на сверхприбыль, который зависит от рентабельности производства и варьируется от 0 до 30–50 %.

В Австралии действует налог на нефтяную ресурсную ренту в размере 40 % от налогооблагаемой прибыли, определяемой как разница между поступлениями по проекту и эксплуатационными, а также смежными затратами, необходимыми для реализации проекта. При этом в отдельных случаях под проектом может пониматься не одно месторождение, а сразу несколько. Налогом может облагаться и прибыль нефтеперерабатывающих заводов с доходов, полученных от сторонней компании в качестве платы за толлинг.

Льготный подход в налогообложении нефтегазовых компаний активно используется в виде льгот, бонусов и скидок. Так, в России сейчас для расширения производства предлагаются льготы в качестве отмены уплаты налогов на длительный период до 10–15 лет на бедных месторождениях. Такая практика наблюдается во всех экономически развитых странах, которые занимаются добычей нефти и газа.

В целом налоговая политика в развитых странах имеет ряд общих особенностей, впрочем, налоговые системы развивающихся стран также схожи между собой. В последних используются роялти при добыче полезных ископаемых, которые являются гарантией налоговых отчислений уже на начальной стадии разработки месторождения. В основном в развивающихся странах применяют адвалорные ставки роялти, размеров от 2 до 30 % в зависимости от ряда факторов. Еще одним популярным инструментом является соглашение о разделе продукции, он применяется в 70 % случаев при добыче нефти.

Также развивающиеся страны часто используют дифференцированные формулы налогов, где ключевым фактором, воздействующим на величину налоговой базы, чаще всего является объем добычи нефти или газа. Кроме того, немаловажную роль в налоговой политике играет и фактор рентабельности [5]. Для целей налогообложения нередко используются котировки мировых цен на нефть, что можно наблюдать в налоговой системе России.

При применении в развивающихся странах соглашений о разделе продукции размер налоговых ставок, как правило, устанавливается больше, чем в других отраслях. Применяются налоги на прибыль, налоги на ресурсную ренту, которые рассчитываются исходя из размера рентабельности проекта, а также налоги на дополнительный доход, применяемые при превышении ценой определенного базового уровня.

Еще одним распространенным элементом налоговых систем развивающихся стран являются инвестиционные льготы, которые выражаются в форме ускоренной амортизации, а также инвестиционные налоговые кредиты [6]. Кроме того, могут применяться льготы в виде вычета затрат, которые могут быть отсрочены на период осуществления геологоразведочных работ. Применение налоговых каникул больше всего распространено в развитых странах [8], в развивающихся странах они применяются значительно реже, в основном при разработке небольших месторождений и низкорентабельных проектов.

Исследование зарубежного опыта налогообложения добычи нефти и газа позволило выявить общие тенденции к созданию прозрачной и легко администрируемой налоговой системы, позволяющей собрать большую часть рентных доходов в период высоких цен на углеводородное сырье.

В большинстве добывающих стран преобладает стимулирующее налогообложение, направленное на изъятие сверхдоходов при низких издержках и создание эффективного производства при высоких затратах [10]. Самым распространенным в мире налогом при изъятии рентных доходов в нефтегазовой отрасли является роялти. Чаще всего роялти взимается по адвалорной ставке, которая устанавливается в процентах к стоимости добытого полезного ископаемого. Помимо роялти применяются различные бонусы, налоги на прибыль, ресурсную ренту, разнообразные налоги и соглашения о разделе продукции [9]. С помощью льгот государство может изымать денежные средства у производителя не только до начала добычи или до начала получения им чистого дохода, но и до начала его инвестиционной деятельности.

В большинстве стран при налогообложении добычи нефти для определения размера налогооблагаемой базы используются специальные справочные цены, рассчитанные по определённому алгоритму. В развивающихся странах в этих целях часто используют мировые цены на нефть, а в большинстве развитых стран при налогообложении добычи нефти и газа применяются цены сделок, совершаемых на внутреннем рынке путем биржевых торгов или по другим принципам. Также могут использоваться расчетные цены, определяемые государством или методикой налогового законодательства [2].

Следует отметить, что основной популярностью пользуются налоги на дополнительный доход и финансовый результат. Данные налоги применяются наряду с другими налоговыми платежами. Рассматривая такую форму налогообложения с точки зрения более полного и справедливого изъятия рентных доходов, можно отметить её нейтральность и в ряде случаев высокую эффективность. Однако даже в развитых странах использование данной системы затрудняется рядом факторов [7]. Применение налогов на финансовый результат и дополнительный доход не дало ни в одной из стран значительного роста добычи, а в долгосрочном периоде иногда приводило к потере дополнительных бюджетных доходов.

Сегодня основной задачей государства в отношении нефтегазовой отрасли должна стать стимулирующая налоговая политика. Новые механизмы налогообложения смогут способствовать увеличению объёмов добычи и росту рентабельности нефтегазовых компаний, при этом влияние государства на экономику отрасли станет максимально эффективным.

Рецензенты:

Солодухин К.С., д.э.н., профессор кафедры математики и моделирования, Владивостокский государственный университет экономики и сервиса, г. Владивосток;

Латкин А.П., д.э.н., профессор, руководитель Института подготовки кадров высшей квалификации ВГУЭС, г. Владивосток.

Россия решилась на выход из сделки об ограничении добычи нефти ОПЕК+, чтобы заставить США снизить производство более дорогой сланцевой нефти. Этот план может поставить под угрозу не только американскую добычу, но и российскую

Фото: Сергей Карпухин / Reuters

В прошлую пятницу, 6 марта, на встрече с представителями стран ОПЕК Россия отказалась от предложения Саудовской Аравии дополнительно сократить производство нефти из-за эпидемии коронавируса и падения спроса на нефть. С 1 апреля перестанет действовать сделка о сокращении добычи ОПЕК+, которая позволяла удерживать цены на нефть от падения в течение более трех лет.

Москва была недовольна тем, что в результате ограничений в рамках ОПЕК+ на мировом рынке выросла доля США, которые не участвовали в сделке.

После провала переговоров крупнейший член ОПЕК, Саудовская Аравия, объявила России ценовую войну и заявила о планах резко нарастить добычу и поставки. К ней присоединились и другие страны картеля. К утру 12 марта баррель Brent подешевел до $33,8, а курс доллара на Московской бирже вырос до 74 руб. Замминистра энергетики Павел Сорокин заявил в интервью Reuters, что выход России из сделки и падение цен на нефть были неизбежными, а шоковый сценарий позволит быстрее оздоровить рынок.

РБК разбирался, как изменятся доли стран на нефтяном рынке, что будет со сланцевой добычей в США и выгоден ли такой сценарий России.

Как вырастет доля России на нефтяном рынке

В 2016 году, по данным ОПЕК, Россия добывала в среднем 11,08 млн барр. в сутки, что составляло 11,7% от объема мирового потребления. С 2017 года Россия участвовала в сделке ОПЕК+, в рамках которой 24 страны сокращали добычу, чтобы поддержать цены. В 2019 году добыча России выросла до 11,44 млн барр. в сутки, но долю на мировом рынке российские компании немного снизили, до 11,4%, свидетельствуют данные ОПЕК и расчеты РБК (см. график).


В течение полугода после прекращения действия сделки ОПЕК+ (с 1 апреля) Россия сможет нарастить производство максимум на 500 тыс. барр. в сутки (+4,3%), сказал РБК аналитик IHS Markit Максим Нечаев. О возможности увеличить добычу на 0,5 млн барр. в сутки 9 марта заявил и Новак. В этом случае доля российских компаний на нефтяном рынке в 2020 году вырастет на 0,6 п.п., до 11,97%.

Фото:Ian Forsyth / Getty Images

Как изменятся цены

Минэнерго прогнозирует возвращение цен в диапазон $40–45 за баррель во второй половине 2020 года, $45–50 — в следующем году, рассказал Сорокин. Цена будет зависеть от того, по какой причине Саудовская Аравия развернула ценовую войну, написали в обзоре аналитики Bank of America 9 марта. Если демпинг направлен против сланцевой нефти из США, цена в 2020 году может остаться на уровне $40 за баррель. Если Саудовская Аравия просто пытается вернуть Россию за стол переговоров, цена может восстановиться до $45.

Saudi Aramco заявила, что увеличит поставки в апреле до 12,3 млн барр. в сутки, а затем увеличит добычу до 13 млн барр. в сутки. Саудовцы также предоставят покупателям скидки в размере $6–8 на баррель. В итоге доля Саудовской Аравии на рынке в 2020 году может вырасти на 3,3 п.п., до 13%.

Но Саудовская Аравия, бюджет которой чувствителен к колебаниям цен, не может позволить себе продолжительную ценовую войну, считают в Bank of America, поэтому прогноз банка на 2021 год — $55 за баррель.

В долгосрочной перспективе при цене $40 за баррель и текущем курсе рубля у России будут ограниченные возможности, чтобы и дальше наращивать добычу, а через два года встанет вопрос о поддержке производства, предупреждает Нечаев. По его словам, в стране нет новых месторождений, которые было бы выгодно разрабатывать при таких низких ценах на нефть и текущем курсе рубля.

Как сократится сланцевая добыча в США

Добыча нефти в США за время действия соглашения ОПЕК+, в 2016–2019 годах, выросла с 8,4 млн до 12,2 млн барр. в сутки, а доля на рынке — с 9 до 12%, следует из данных ОПЕК и Управления энергетической информации Минэнерго США (Energy Information Administration, EIA).

Крах сделки России и стран ОПЕК уже принес первые результаты, которых добивалась Москва, правда, пока в виде прогнозов. EIA 11 марта пересмотрело оценку производства сланцевой нефти в США. В 2020 году добыча американских компаний должна была вырасти на 0,8 млн барр., до 13,2 млн барр. в сутки. Новый прогноз EIA — лишь 13 млн барр. в сутки. Добыча в Штатах начнет падать уже в мае 2020 года, а в 2021 году снизится до 12,7 млн барр. в сутки, указывает американское министерство.

Фото:Andrew Cullen / Reuters

Средняя цена безубыточности для большинства сланцевых компаний составляет $35–45 за баррель (североамериканский эталон WTI, текущая цена — $31), сообщил РБК глава отдела исследований сланцевых месторождений Rystad Energy Артем Абрамов. Этот показатель значительно снизился за последнее время: в 2013–2014 годах добыча сланца была рентабельна в основном при ценах $75–100 за баррель, напоминает он.

Компании начнут банкротиться при цене $30 за баррель WTI со второй половины 2020 года, эта тенденция усилится в 2021 году, прогнозирует Абрамов. По его словам, даже при стоимости WTI $35 за баррель до конца 2021 года добыча сланцевой нефти в США может упасть на 1 млн барр. в сутки. Но ключевые и наиболее эффективные компании смогут адаптироваться к низким ценам и в долгосрочной перспективе добыча не упадет, предупреждает эксперт. При цене $30–35 за баррель добыча в США стабилизируется после резкого падения к 2023–2024 году, при $40 за баррель стабилизация произойдет уже к концу 2021 года. При любой цене выше $40 за баррель в среднесрочной перспективе сланцы будут расти, но меньшими темпами, чем в 2017–2019 годах, заключает Абрамов.

Цена или объем

Основной удар от падения цен на нефть в России приходится на федеральный бюджет, так как доля налогов в цене на нефть для местных производителей доходит до 65%. Но даже с учетом этого эффекта нефтяники тоже пострадают, сходятся во мнении эксперты, опрошенные РБК.

Государство поддерживает рубль, который с учетом масштаба падения цен на нефть уже мог бы подешеветь до 95–100 руб. за доллар, утверждает Нечаев. И если в последние годы баррель нефти стоил больше 4000 руб., сейчас цена рухнула примерно до 2500 руб., объясняет он. Даже в случае падения курса до 100 руб. за доллар баррель будет стоить около 3500 руб., то есть доходность добычи будет на очень низком уровне как в долларах, так и в рублях.

Вместо льгот для поддержания добычи российским компаниям может грозить очередной рост налоговой нагрузки для пополнения бюджета, предупреждает Маринченко. Российский бюджет балансируется при цене Urals $42,4 за баррель, а 10 марта цена этого сорта нефти упала до $31,4 за баррель.

logo


Вы здесь: Разработка нефтяных и газовых месторождений Основные особенности государственного регулирования рационального использования запасов нефти в США

Основные особенности государственного регулирования рационального использования запасов нефти в США

Рейтинг: / 2

Целесообразно обратится к опыту США, где системная работа по государственному управлению рациональным использованием запасов нефти проводится и совершенствуется в течение нескольких десятилетий. Действенные результаты этой работы очевидны: стране удается в течение длительного времени удерживать высокий уровень добычи нефти и поддерживать на достаточном уровне объемы извлекаемых запасов.

Американский опыт используется во многих странах. Его использование в нашей стране могло бы существенно ускорить внедрение рыночного механизма рационального использования недр.

В США право собственности на минеральные ресурсы изначально принадлежит собственнику земли (ее поверхности). Право собственности на землю автоматически дает право на ведение работ, связанных с разведкой, разработкой и добычей полезных ископаемых. Если правительство (федеральное, штата или местное) является собственником земли, тогда оно владеет и ее минеральными ресурсами.

85 % от всех запасов нефти сосредоточены на территориях, принадлежащих государству. Эти запасы считаются в США общенациональным достоянием и рассматриваются как важный рычаг в руках государства для решения стратегических, политических и социальных задач, а также уменьшения зависимости от импорта нефти. Право собственности федерального правительства на эти запасы является неотъемлемым элементом государственного регулирования рыночных отношений в нефтяном бизнесе США.

Государство, предоставляя нефтяным компаниям на определенных условиях право разработки государственных запасов, осуществляет активное регулирование деятельности добывающих компаний. Необходимость в таком регулировании возникает вследствие того, что интересы государства с одной стороны и недропользователей (а также инвесторов) с другой - не совпадают.

Основной целью государства, как собственника запасов своих недр, является наиболее полное и рациональное их использование . Главным показателем в этой области является степень извлечения нефти, достигаемая при разработке месторождений, которая в свою очередь характеризуется значением нефтеотдачи. Коэффициент нефтеотдачи определяет объем извлекаемых запасов - часть от начальных разведанных геологических запасов, которую возможно добыть при существующих технологиях добычи нефти. При этом, чем совершенней применяемые добывающими компаниями технологии, тем большая часть запасов нефти может быть добыта. Контроль со стороны государства за разработкой запасов объясняется тем, что в конечном итоге величина извлекаемых запасов определяет потенциальный объем добычи нефти, а значит и уровень поступлений в федеральный и местный бюджеты, а также уровень дивидендов акционерам.

Нефтедобывающие компании и инвесторы, напротив, стремятся в первую очередь к тому, чтобы добыча нефти была рентабельной, а срок возвращения инвестиций как можно короче. Что касается повышения нефтеотдачи, то эта работа проводится нефтедобывающими компаниями только тогда, когда экономические показатели их деятельности, по крайней мере, не ухудшаются.

Государственное регулирование и управление нефтедобывающим сектором экономики США осуществляют несколько федеральных ведомств:

· Министерствоэнергетики(Department of Energy - DOE);

· Министерствовнутреннихдел(Department of the Interior - DOI);

· Комиссияпоценнымбумагамибиржам(U.S. Securities and Exchange Commission - SEC);

Контроль осуществляется также администрациями штатов через местные железнодорожные комиссии (Railroad Commission).

Выработка стратегических целей и направления деятельности государства в области рационального использования недр осуществляется Комиссией при Президенте США. Эта же Комиссия осуществляет координацию и контроль за деятельностью упомянутых выше государственных органов регулирования и управления нефтедобывающим сектором экономики США.

Основные функции федеральных и штатных ведомств в сфере рационального использования запасов нефти распределяются следующим образом:

1. Министерство энергетики:

· увеличение эффективности использования национальных природных ресурсов;

· формирование и реализация федеральных программ (промысловых и научных) освоения и развития наукоемких методов и технических средств увеличения степени использования запасов нефти;

· обеспечение научно-технологической информации и анализа эффективности разработки нефтяных месторождений для принятия решений государственными органами власти по совершенствованию механизма и структуры управления рациональным использованием запасов.

2. Министерство внутренних дел (DOI) в лице службы по управлению минеральными ресурсами (Minerals Management Service - MMS):

· обеспечение обоснованной оценки ресурсов нефти на федеральных и индейских территориях;

· контроль за выполнением недропользователями условий аренды и права разработки нефтяных месторождений;

· обеспечение защиты окружающей среды, населения и животных при разработке нефтяных месторождений на федеральных и индейских территориях;

· обеспечение контроля за безопасным ведением работ на морских нефтепромыслах;

· сбор и распределение арендной платы, бонусов, платы за право разработки нефтяных месторождений.

3. Федеральная комиссия по ценным бумагам и биржам:

· защита интересов акционеров на основе регулирования рынка ценных бумаг недропользователей;

· обеспечение прозрачности результатов финансовой и производственной деятельности нефтяных компаний в области разработки нефтяных месторождений;

· контроль за ежегодной независимой экспертизой извлекаемых запасов нефтяных компаний.

4. Железнодорожные комиссии:

· текущий контроль основных технологических параметров разработки нефтяных месторождений;

· текущий контроль разведочных работ, добычи нефти и её транспортировки;

· текущий контроль за рациональным использованием недр;

· текущий экологический контроль;

· текущий контроль за безопасным ведением работ.

В основе оптимизации интересов всех участников нефтяного бизнеса положена ежегодная независимая экспертиза извлекаемых запасов, требуемая Федеральной комиссией по ценным бумагам и биржам. Без этого ни одна нефтяная компания не сможет разместить на бирже свои акции с целью привлечения инвесторов. В США независимую экспертизу осуществляют четыре основных частных предприятия, существование которых определяется объективностью и профессионализмом экспертизы. Нарушение этого принципа - трагедия для сотрудников, они изгоняются из нефтяного бизнеса.

Интересы государства экспертные фирмы обязаны соблюдать на основании экономических и технологических критериев, вырабатываемых федеральными и штатными органами. Эти критерии направлены на стимулирование и обязательное применение научно-технического прогресса в области рационального использования недр. Необходимо особо подчеркнуть, что экспертиза обязана учитывать новые достижения в области повышения нефтеотдачи пластов.

Как отмечалось выше, в США механизм и структура государственного управления рациональным использованием запасов нефти непрерывно совершенствуется. Однако, незыблемым остается основной принцип управления - сочетание экономического стимулирования применения методов и средств увеличения нефтеотдачи с жестким контролем законности использования этих стимулов. Основные экономические стимулы - финансовая поддержка и налоговые льготы. Основная цель стимулов - вознаграждение недропользователей за высокие финансовые затраты и технический риск при испытаниях и освоении методов увеличения нефтеотдачи по сравнению с традиционными методами добычи нефти. В противном случае такие проекты могут быть нерентабельными и недропользователи их реализовывать не будут. В результате остановятся исследования и внедрение новых технологий. Эти технологии зачастую вначале очень дороги и потому считается, что они имеют невысокие шансы на успех вследствие недостатка опыта их применения. Однако впоследствии, в результате опыта их применения и внедрения различных усовершенствований, их стоимость существенно снижается и они становятся доступными для всей нефтедобывающей отрасли. Без применения методов увеличения нефтеотдачи в пластах остается значительное количество неизвлеченной нефти, что нерационально с точки зрения государственной политики использования недр.

Поэтому в США экономические стимулы выступают в двух формах - в виде финансовой поддержки правительства и в форме системы федеральных и штатных налоговых льгот. Такая система действует уже примерно четверть века. Начало ее было положено в конце 70-х годов, когда нефтяной кризис и сопутствующие ему низкие цены на нефть угрожали свести на нет применение методов увеличения нефтеотдачи и привести к быстрому сокращению извлекаемых запасов нефти в стране. В этот период Конгресс США утвердил национальную программу стимулирования в области рационального использования недр. Эта программа, в частности предусматривала реализацию проектов испытаний и освоения методов увеличения нефтеотдачи. Отбор проектов осуществлялся на конкурсной основе. Активное участие в формировании и выполнении Федеральной программы принимал Национальный Институт США по исследованиям в области нефти и энергетики - NIPER. Участие в конкурсе могли принимать все недропользователи США.

Обычно при выявлении победителей конкурса учитывается не только эффективность технологии, но и то, насколько широкое распространение она может получить в нефтедобывающей отрасли. Роль правительства при этом не сводится лишь к поддержке недропользователя в осуществлении определенного проекта и связанного с ним проведения научно-исследовательских работ. Конечной целью является организация распространения новой технологии и повышение технологического уровня отрасли в целом. При этом предусматривались следующие экономические стимулы:

· Правительство через Министерство энергетики дотировало проекты победителя в размере до 40-50 % (в некоторых случаях до 80 %) капитальных вложений, а также научно-исследовательские работы;

· Вводилось льготное налогообложение на нефть, добытую с помощью методов увеличения нефтеотдачи - 30 % против 70 % в случае применения традиционных методов. При этом для всех проектов базовый уровень добычи исчислялся из расчета ежемесячного снижения в размере 2,5 %. Это означало, что уже спустя 4,5 года вся добытая нефть переходила в категорию полученной дополнительно за счет методов увеличения нефтеотдачи;

· При существовавшем в США до 1981 г. контроле над ценами, нефть, добытую за счет методов увеличения нефтеотдачи, можно было продавать по мировым ценам;

· Предусматривались также и штатные льготы. Так в штате Техас в 80-е годы был принят закон, согласно которому в случае применения методов увеличения нефтеотдачи штатная налоговая льгота составляла 50 % от традиционной и действовала втечение 10 лет. Важно подчеркнуть, что снижение налогов привело к увеличению абсолютных поступлений в бюджет штата.

· Правительство США через Министерство энергетики предоставляло примерно половину всех финансовых средств, необходимых для осуществления проекта - около 6,7 млн. долл. США в течение 4 лет (1994-1997 г.г.). В основном, эти средства шли на исследования технологии закачки воздуха и на капитальные вложения;

В результате проект закачки воздуха на месторождении Вест Хакберри оказался весьма рентабельным и привлекательным и не случайно, что его реализация прошла успешно.

Нужно отметить, что и в СССР реализация аналогичного проекта испытаний нового метода на месторождении Гнединцы (Украина) во второй

Судя по результатам, формирование и реализация Федеральных промысловых программ сыграли важную роль в кардинальном улучшении использования запасов нефти, даже в условиях нефтяного кризиса. Именно в этот период дополнительная добыча нефти за счет применения методов увеличения нефтеотдачи выросла почти в 3,0 раза и достигла годового уровня порядка 40 млн. тонн (рис. 19). За этот период на 30 % выросла и нефтеотдача, которая в 2000 г. достигла 41 %. В настоящее время, когда основной акцент делается на расширении масштабов применения уже прошедших испытания и освоение методов увеличения нефтеотдачи, государственные стимулирующие рычаги в основном концентрируются на применении гибкой фискальной системы.

Система налогообложения - главный экономический фактор, с помощью которого государство регулирует деловую активность нефтедобывающих компаний, в том числе и в области повышения нефтеотдачи. В нефтедобывающей отрасли США действуют налоги трех типов: местный (муниципальный), штатный и федеральный.

Местный налог или налог на собственность устанавливается владельцем участка в зависимости от ценности земли и ее недр. Этот налог взимается ежегодно в течение всего времени аренды участка. Величина налога в разных районах США изменяется от 0,1 % до 1,5 % от стоимости основных фондов нефтяных компаний. Это обуславливает невыгодность для компании заводить излишнюю собственность на участке с бедными недрами и затягивать работы во времени. Важно подчеркнуть, что это же обстоятельство является побудительным мотивом для повышения нефтеотдачи и, вследствие этого, увеличения уровня добычи нефти и величины дохода предприятия.

Штатный налог состоит из двух частей - налога на эксплуатацию недр (роялти на добычу) и корпоративного подоходного налога. Величина роялти, обычно объявляемая при торгах участками, изменяется от 0,5 % до 12,5 % от рыночной стоимости добытой продукции независимо от того, получила компания прибыль или нет.

Важно подчеркнуть, что размер штатных налогов устанавливается властями штатов в зависимости от их политики в стимулировании применения методов увеличения нефтеотдачи.

Федеральный налог устанавливает конгресс США. Он одинаков по всей стране и составляет 34 % от налогооблагаемой прибыли. Эта прибыль равна остатку от валовых доходов от добычи нефти после вычетов затрат на арендные платежи (земельной ренты), роялти, местные и штатные налоги, эксплуатацию, амортизацию оборудования и других основных фондов.

Имеется возможность списывать капитальные вложения в зависимости от кратности запасов. Чем она ниже, тем больше можно списывать. Кроме того, устанавливается минимальная роялти, пока проект не станет рентабельным.

Рынок ценных бумаг формирует стоимость акций нефтяных компаний в прямой зависимости от величины дивидендов, которые в свою очередь зависят от рентабельности, а последняя - от уровня добычи, которая при принятых в США ограничениях напрямую зависит от доказанных извлекаемых запасов и нефтеотдачи.

Как уже отмечалось, в США функционирует жесткий контроль недропользователей в отношении рационального использования запасов нефти. Этот контроль сводится к установлению технологических критериев, выполнение которых является обязательным для нефтедобывающих компаний. Главными из них являются следующие:

· необходимость ежегодного пересчета извлекаемых запасов нефти и их аудит;

· необходимость ежегодного представления в Комиссию по ценным бумагам и биржам результатов ежегодного пересчета извлекаемых запасов и их независимой экспертизы;

· обязательное ежемесячное представление в железнодорожные комиссии основных параметров добычи флюидов по скважинам, пластам, объекту (дебит нефти, обводненность, газовый фактор, забойное и пластовое давления, объем закачки вытесняющих агентов и т.п.);

· согласование мест бурения скважин;

· ограничение расстояния между скважинами;

· ограничение верхнего предела дебита скважин;

· ограничение нижнего предела темпа отбора нефти от текущих извлекаемых запасов;

· регламентация качества вскрытия пласта;

· регламентация частоты проведения исследований скважин.

Все эти меры прямо или косвенно направлены на повышение эффективности разработки месторождений и, в первую очередь, на повышение нефтеотдачи и извлекаемых запасов.

Невыполнение перечисленных выше требований влечет за собой серьезные штрафные и административные санкции. Кроме того, если нефтедобывающая компания не предоставит к определенному времени в Комиссию по ценным бумагам и биржам результаты пересчета извлекаемых запасов и их независимой экспертизы, акции этой компании не смогут быть размещены на бирже с целью привлечения инвесторов.

Оптимизация соотношения принудительных и стимулирующих мер, в конечном счете, и определяет действенность государственного управления рациональным использованием запасов нефти.

В этой связи следует подчеркнуть, что в США в течение длительного времени нефтеотдача растет, хотя структура запасов ухудшается. Рост нефтеотдачи в США является основным фактором стабилизации величины извлекаемых запасов, так как прирост запасов за счет геологоразведочных работ не покрывает добычу нефти. Это свидетельствует о том, что действующий в США механизм государственного управления рациональным использованием запасов нефти в целом эффективен, и опыт этой страны целесообразно учитывать при формировании соответствующего механизма в нашей стране, где нефтеотдача уже в течение нескольких десятилетий падает, а в последнее десятилетие величина извлекаемых запасов существенно сокращается.

На основе анализа сведений о деятельности различных американских органов управления нефтяным бизнесом, можно представить структуру государственного управления рациональным использованием запасов нефти в США, принципиальная схема которого представлена на рис. 20.

Структура государственного управления рациональным использованием запасов нефти в США непрерывно совершенствуется, однако при этом основные ее компоненты сохраняются. Именно это обстоятельство было использовано нами в формировании механизма и структуры государственного управления рациональным использованием запасов нефти в России.

Рис. 20. Структура управления и контроля рационального использования запасов нефти в США

Nalogi ot nefti.jpg

Разбор агитки

В статье содержится следующее голословное утверждение:

На самом деле, разумеется, эти данные не соответствуют действительности. В реальности в 2013 году с каждых 100 долларов в бюджет шло не менее 71 доллара налогов и пошлин. Вот что говорят сами нефтяники: [2]

Слова нефтяников подтверждаются и другими расчётами. Например, одна только экспортная пошлина на нефть составляет около 50 % от её стоимости. [3] А ведь есть ещё и другие налоги, начиная с НДПИ.

Куда идут нефтяные деньги

Если нефть будет стоит 50$ за баррель, а курс доллара составит 65 рублей (данные на февраль 2015 года), то 1 баррель проданной нефти будет стоить 3250 рублей. Что входит в эту стоимость:

Себестоимость. Себестоимость нефтедобычи в России (2015 год) — 6$ для старых месторождений и 16$ для новых[4], что хорошо согласуется с необлагаемой НДПИ частью цены на нефть (15$, участвующие в формировании коэффициента КЦ, о котором в п.2). Цифру в 15$=975 рублей и примем за себестоимость добычи и транспортировки нефти. По ссылке расписана (укрупненно) структура этой себестоимости (данные 2011-го года), но и так понятно, что основная часть этих денег остается в России, а какая-то часть достается и государству (налоги с зарплаты, отчисления во внебюджетные фонды и т. д.). Кстати, привычка указывать себестоимость в долларах играет с нами плохую шутку: при скачущем курсе валют сложно понять, какова же она на самом деле. Так, в прошлогоднем материале при курсе 1$=40 рублей она была принята 600 рублей.

Налог на добычу полезных ископаемых (НДПИ). Ставка НДПИ составляет 766 рублей за тонну нефти и имеет тенденцию к повышению (в следующем году 857 руб./тонна, в 2016 году 919 руб./тонна). После приведения к баррелю ставка НДПИ составляет 103,517 руб./баррель.

Для получения налога эта ставка должна быть умножена на несколько коэффициентов, расчёты которых я опускаю, предоставляя желающим самостоятельно продираться через тернии Налогового Кодекса Российской Федерации.

Единственный коэффициент, достойный упоминания, характеризует динамику мировых цен на нефть и вычисляется по формуле КЦ=(Цена на нефть-15)*курс доллара/261. Собственно, формула приведена для демонстрации той самой необлагаемой налогом части цены на нефть (см. п.1).

После выполнения всех расчетов НДПИ с одного барреля нефти составит 902,3 руб.

Налог на прибыль. После вычета из стоимости барреля нефти себестоимости, НДПИ и экспортной пошлины мы получим прибыль до налогообложения, равную 424,5 рублей. Из этой прибыли компания должна выплатить государству налог на прибыль по ставке 20 %, то есть 84,9 рублей.

Оставшаяся сумма — чистая прибыль компании (339,6 руб)

С дивидендов также выплачивается налог на прибыль по ставке 9 % для резидентов России и 15 % для иностранцев (какой сюрприз, ВР!). Таким образом, с уплаты дивидендов государство получит 62,3 рубля; BP 14,3 рублей; национальный расчетный депозитарий 8 руб; миноритарные акционеры 0,3 руб.

Инвестиционная деятельность. Из оставшихся на балансе компании 254,7 рублей какая-то часть идет на инвестиционную деятельность (геологоразведка, бурение, модернизация НПЗ). По данным 2011 года это 6$ c барреля (кстати, там же по ссылке указана себестоимость 14,57$ за баррель), то есть по тому курсу (1$=28 рублей) расходы на инвестиционную деятельность составят 168 рублей с барреля.

Сухой остаток — 86,9 рублей. Эти деньги идут на спонсорские программы и благотворительность, а какая-то их часть наверняка остаётся на балансе компании на черный день. Что-бы не возникало подозрений, расскажу о наиболее значимых программах Роснефти.

Во-первых, Роснефть была генеральным партнёром олимпиады в Сочи.

Во-вторых, Роснефть является владельцем хоккейного клуба ЦСКА (один из главных претендентов на кубок Гагарина).

В-четвертых, компания заключила спонсорское соглашение и является генеральным партнером коллектива Lada Sport, автомобили которого регулярно берут первые места в российском ралли и кольце (где, кстати, соревнуются с Лукойлом) и иногда появляются на подиуме в мировой туринговой серии (считающейся третьим по силе чемпионатом мира).

— BP, владеющая почти 20 % акций Роснефти, получает всего 0,5 % нефтяных денег;

— даже если Роснефть будет полностью частной, то доля нефтяных денег, отходящая государству, уменьшится всего процента на полтора.

Читайте также: