Налог на автомобиль из россии в беларусь

Обновлено: 25.06.2024

Здесь представлена информация о размере утилизационного сбора в Беларуси.

С 1 января 2021 года ставки утилизационного сбора для физических лиц (граждан) на легковые автомобили Включая легковые автомобили повышенной проходимости (категория M1G)
Легковые автомобили (категория M1) – транспортные средства, используемые для перевозки пассажиров и имеющие, помимо места водителя, не более восьми мест для сидения , ввозимые для личного пользования: [∗] подпункты 1.3 и 1.4 Приложения 2 к Постановлению Совета Министров Республики Беларусь от 01.07.2019 № 437 "Об утилизации транспортных средств"

  • 544,5 бел.руб. – если легковой автомобиль не старше 3 лет;
  • 816,7 бел.руб. – если легковой автомобиль старше 3 и не старше 7 лет;
  • 1 225,1 бел.руб. – если легковой автомобиль старше 7 лет.

Ставки утилизационного сбора для ИП и организаций, а также на другие категории автомобилей: [∗] Приложение 2 к Постановлению Совета Министров Республики Беларусь от 01.07.2019 № 437 "Об утилизации транспортных средств"

Виды и категории транспортных средств

Ставки утилизационного сбора в отношении транспортных средств, с даты выпуска которых прошло

1. Транспортные средства категории Ml, в том числе повышенной проходимости категории M1G, а также специальные и специализированные транспортные средства указанных категорий:

1.1. с электродвигателями, за исключением транспортных средств с гибридной силовой установкой и транспортных средств, указанных в подпунктах 1.3 и 1.4 настоящего пункта

1.2. с рабочим объемом двигателя, в том числе транспортные средства с гибридной силовой установкой, за исключением транспортных средств, указанных в подпунктах 1.3 и 1.4 настоящего пункта:

не более 1000 куб. см

свыше 1000 куб. см, но не более 2000 куб. см

свыше 2000 куб. см, но не более 3000 куб. см

свыше 3000 куб. см, но не более 3500 куб. см

свыше 3500 куб. см

1.3. ввозимые (ввезенные) физическими лицами для личного пользования, вне зависимости от рабочего объема двигателя, за исключением транспортных средств, указанных в подпункте 1.4 настоящего пункта

1.4. ввозимые (ввезенные) с территорий государств – членов Евразийского экономического союза, вне зависимости от рабочего объема двигателя, за исключением транспортных средств, находящихся под таможенным контролем

2. Транспортные средства категорий N1, N2, N3, в том числе повышенной проходимости категорий N1G, N2G, N3G, а также специальные и специализированные транспортные средства указанных категорий полной массой:

не более 2,5 тонны

свыше 2,5 тонны, но не более 3,5 тонны

свыше 3,5 тонны, но не более 5 тонн

свыше 5 тонн, но не более 8 тонн

свыше 8 тонн, но не более 12 тонн

свыше 12 тонн, но не более 20 тонн

свыше 20 тонн, но не более 30 тонн

свыше 30 тонн, но не более 50 тонн

3. Транспортные средства категорий M2, M3, в том числе повышенной проходимости категорий M2G, M3G, а также специальные и специализированные транспортные средства указанных категорий:

3.1. с электродвигателями, за исключением транспортных средств с гибридной силовой установкой

3.2. с рабочим объемом двигателя, в том числе транспортные средства с гибридной силовой установкой:

не более 2500 куб. см

свыше 2500 куб. см, но не более 5000 куб. см

свыше 5000 куб. см, но не более 10 000 куб. см

свыше 10 000 куб. см

4. Самосвалы, предназначенные для эксплуатации в условиях бездорожья, полной массой:

свыше 50 тонн, но не более 80 тонн

свыше 80 тонн, но не более 350 тонн

5. Прицепы (полуприцепы) категории O4, а также специальные и специализированные прицепы (полуприцепы) указанной категории:

5.1. прицепы полной массой свыше 10 тонн

5.2. полуприцепы полной массой свыше 10 тонн


Справочно:

Утилизационный сбор уплачивается в следующие сроки: [∗] подпункт 1.4 Указа Президента Республики Беларусь от 04.02.2014 № 64 "Об утилизационном сборе в отношении транспортных средств"

  • до государственной регистрации транспортного средства (постановки его на учет в ГАИ) – для транспортных средств, ввозимых с России и других стран ЕАЭС.
  • до выпуска транспортного средства в свободное обращение – для транспортных средств, ввозимых не из стран ЕАЭС для личного пользования;
  • до помещения под таможенную процедуру выпуска для внутреннего потребления – для транспортных средств, ввозимых не из стран ЕАЭС и не для личного пользования (помещаемых под таможенную процедуру выпуска для внутреннего потребления).

При уплате утилизационного сбора составятся документ об исчислении и уплате сбора, который подается в таможню. Самостоятельно подготовить такой документ очень сложно. Для его составления можно обратиться в специализированную организацию (таможенному представителю).

От утилизационного сбора освобождаются транспортные средства: [∗] подпункт 1.6 Указа Президента Республики Беларусь от 04.02.2014 № 64 "Об утилизационном сборе в отношении транспортных средств"

С момента вступления в силу президентского указа №140, который предоставляет право на скидку при растаможке автомобиля, тысячи желающих сэкономить ринулись воспользоваться предоставленной государством льготой. Но так ли все просто и думаем ли мы о последствиях?

Доверенность от льготника - оформляем правильно

Этот материал редакция Автобизнеса подготовила совместно с Белорусской нотариальной палатой. На актуальные вопросы, касающиеся оформления доверенности, ответила нотариус Брестского нотариального округа Ольга Парецкая. В том числе она поделилась своим видением ситуации с растаможкой автомобилей льготной категорией граждан:

"Указом Президента РБ от 10 апреля 2019 года №140 "О возмещении таможенных пошлин, налогов" предоставлена льгота при таможенном декларировании транспортных средств инвалидами 1-й и 2-й групп и родителями в многодетных семьях. Практически ежедневно к нотариусам обращаются граждане за удостоверением доверенностей на покупку и перегон ТС согласно указу №140 ввиду того, что самостоятельно не могут поехать за транспортным средством либо не имеют соответствующей визы для выезда за пределы РБ.

В этой ситуации на помощь приходит нотариус, который может по желанию заинтересованной стороны, доверителя, удостоверить доверенность. При этом нотариусом выявляется волеизъявление гражданина, доверителем предоставляется документ, удостоверяющий личность, данные лица, на чье имя выдается доверенность (можно ксерокопия паспорта), а также, если имеются сведения о марке транспортного средства и его VIN, в доверенности можно их указать.

Особенностью данной доверенности является наделение поверенного правом совершения всех предусмотренных законодательством таможенных операций в отношении приобретенного транспортного средства, заключения и исполнения договоров с таможенным представителем. В данной ситуации декларантом может быть как сам доверитель, так и таможенный представитель, перечень которых содержится в открытом доступе в сети интернет.

(То есть обычная генеральная доверенность, как говорится, "на все" в данном случае не принимается. - Прим. ред.)

В нотариальной практике имеют место случаи, когда при удостоверении доверенности доверитель не может самостоятельно прочитать либо подписать доверенность. В случае невозможности прочтения текста доверенности доверителем текст доверенности по его просьбе будет прочитан нотариусом вслух, а при невозможности подписания необходимо присутствие рукоприкладчика, который по просьбе доверителя в присутствии нотариуса подпишет такого рода доверенность вместо него.

Если доверитель является лицом, которому назначена пенсия в Республике Беларусь, либо инвалидом 1-й или 2-й группы, при себе необходимо иметь пенсионное удостоверение либо свидетельство инвалида для применения льгот по уплате нотариального тарифа.

Но это, скажем так, техническая составляющая вопроса использования указа №140 по доверенности. Образно говоря, если вы желаете ввезти в страну автомобиль, воспользовавшись льготой по растаможке, в доверенности от льготника нужно прописывать следующие полномочия, чтобы на таможне к вам не возникло вопросов".


Льгота не для льготников

Когда "льготный" указ вышел в свет, мы высказывали мнение о том, что этот нормативный акт может использоваться не по назначению, а льготник может стать инструментом осуществления покупки автомобилей для других лиц.

Никакими дополнительными документами об ограничениях по отчуждению приобретенных льготниками автомобилей указ не сопровождался. Но, отвечая на вопросы журналистов во время прямой линии, начальник главного управления тарифного регулирования и таможенных платежей Государственного таможенного комитета Геннадий Даниленко и заместитель начальника отдела методологии таможенных платежей ГТК Виктор Лезов предупредили, что "будут приняты все меры по недопущению формального оформления транспорта на лиц, имеющих льготу".

На наш вопрос о возможных негативных последствиях нецелевого использования указа нотариус Ольга Парецкая ответила:

"Как я уже говорила, за выдачей доверенностей для ввоза в страну транспортных средств с использованием указа №140 обращаются регулярно. В моей практике были случаи, когда на льготника ввозились автомобили уж точно не средней ценовой категории, а гораздо выше. Если внимательно прочитать сам указ, то там указана цель ввоза автомобилей с применением 50-процентной льготы при растаможке.


"Для личного пользования" - это значит, что такой автомобиль должен эксплуатироваться самим льготником либо для его нужд. Те же, кто просто ввозит автомобиль под льготу, оформляя его на гражданина из льготной категории с целью снизить таможенные пошлины, а впоследствии это транспортное средство перепродается третьим лицам, могут столкнуться с проблемами, поскольку такой ввоз не соответствует критериям "личного пользования".

Какие это могут быть проблемы, предугадать сложно. Пока на практике вопросов не возникало, по крайней мере мы об этом не слышали, но никто не дает гарантий, что они не могут возникнуть позже. Указ еще очень "молод", да и отказывать в выдаче доверенностей нет оснований".

О последствиях

Как мы выяснили, льготник, на которого автомобиль растаможили, получает за свою услугу от 200 до 500 долларов. Далее авто перепродается тому, для кого и было фактически ввезено.


Наше гражданское законодательство имеет такие понятия, как мнимые, притворные, оспоримые и ничтожные сделки. При ввозе автомобиля в Беларусь и оформлении растаможки на льготника по доверенности такое лицо заключает договор купли-продажи от имени льготника (это касается и самих льготников, растаможивающих автомобили лично). Но фактически этот автомобиль предназначается другому лицу, а льготник используется для снижения суммы растаможки и удешевления автомобиля таким способом.

Гражданский кодекс Республики Беларусь

Статья 171. Недействительность мнимой и притворной сделок

1. Мнимая сделка, то есть сделка, совершенная лишь для вида, без намерения создать соответствующие ей юридические последствия, ничтожна.

Юристы могут долго рассуждать, но пока подобных решений нет, может, и потому, что сам указ действует сравнительно недавно. В целом же тем, кто помог благодаря своей льготе приобрести автомобиль другим лицам по более дешевой цене, есть о чем подумать.

Нужно понимать, что государство от этого недополучило и что подобная схема не соответствует целям указа №140 - для личного пользования льготной категорией граждан, обозначенной данным документом. Кто может дать гарантию, что государство, допустим, в лице того же Таможенного комитета не озадачится этим вопросом и не попросит впоследствии льготника, на которого растаможка фактически оформлялась, доплатить оставшиеся 50% таможенных пошлин?

С владельца такого автомобиля тоже могут попросить, если он "в теме", ведь фактически это он использовал льготника как инструмент ухода от полной растаможки.

В общем, пока это лишь предположения возможного исхода нецелевого использования указа №140. Но если государство установит за этим контроль или примет какие-либо изменения/дополнения, то социальная категория граждан, о которых оно позаботилось, издав льготный указ, может получить проблемы. И хорошо, если только финансового характера.

Автобизнес
Фото автора и из открытых источников

Редакция благодарит помощника председателя Белорусской нотариальной палаты Артура Стреха и нотариуса Брестского нотариального округа Ольгу Парецкую за помощь в подготовке материала

Утилизационный сбор не уплачивается в отношении транспортных средств (пункт 6 статьи 24.1 Закона):

  • ввоз которых в Российскую Федерацию осуществляется в качестве личного имущества физическими лицами, являющимися участниками Государственной программы по оказанию содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом, либо признанными в установленном порядке беженцами или вынужденными переселенцами;
  • которые ввозятся в Российскую Федерацию и принадлежат дипломатическим представительствам или консульским учреждениям, международным организациям, пользующимся привилегиями и иммунитетами в соответствии с общепризнанными принципами и нормами международного права, а также сотрудникам таких представительств, учреждений, организаций и членам их семей;
  • с года выпуска которых прошло тридцать и более лет, которые не используются в коммерческих целях, имеют оригинальный двигатель, кузов и (при наличии) раму, сохранены или отреставрированы до оригинального состояния, виды и категории которых определяются Правительством Российской Федерации;
  • с даты выпуска которых прошло менее трех лет и которые помещаются под таможенную процедуру свободной таможенной зоны, применяемую на территории Особой экономической зоны в Калининградской области, виды и категории которых определяются Правительством Российской Федерации, за исключением транспортных средств международной перевозки.

Плательщиками утилизационного сбора признаются лица, которые (пункт 3 статьи 24.1 Закона):

осуществляют ввоз транспортных средств в Российскую Федерацию;

осуществляют производство, изготовление транспортных средств на территории Российской Федерации;

приобрели транспортные средства на территории Российской Федерации у лиц, не уплачивающих утилизационного сбора в соответствии с абзацами вторым и третьим пункта 6 статьи 24.1 Закона, или у лиц, не уплативших утилизационного сбора в нарушение установленного порядка;

являются владельцами транспортных средств, в отношении которых утилизационный сбор не был уплачен в соответствии с абзацем пятым пункта 6 статьи 24.1 Закона, при помещении таких транспортных средств под иную таможенную процедуру при завершении действия таможенной процедуры свободной таможенной зоны, применяемой на территории Особой экономической зоны в Калининградской области, за исключением случаев помещения таких транспортных средств под таможенную процедуру реэкспорта.

Порядок взимания утилизационного сбора (в том числе порядок его исчисления, уплаты, взыскания, возврата и зачета излишне уплаченных или излишне взысканных сумм этого сбора), а также размеры утилизационного сбора и порядок осуществления контроля за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты утилизационного сбора в бюджет Российской Федерации устанавливаются Правительством Российской Федерации.

В соответствии с нормами, установленными вышеуказанными постановлениями Правительства Российской Федерации, документы, необходимые для подтверждения правильности исчисления утилизационного сбора, должны быть представлены в таможенный орган в течение 15 дней с момента:

а) выпуска транспортных средств в соответствии с заявленной таможенной процедурой (осуществления таможенного декларирования);

б) фактического пересечения транспортными средствами государственной границы Российской Федерации и (или) пределов территорий, над которыми Российская Федерация осуществляет юрисдикцию в соответствии с законодательством Российской Федерации и нормами международного права (в случае, если декларирование колесных транспортных средств (шасси) и прицепов к ним при ввозе в Российскую Федерацию не осуществляется).

Непредставление плательщиком или его уполномоченным представителем документов, необходимых для подтверждения правильности исчисления утилизационного сбора, является основанием для начисления пени за неуплату утилизационного сбора.

Пени за неуплату утилизационного сбора начисляются за каждый календарный день просрочки со дня, следующего за днем истечения срока представления в таможенный орган документов, необходимых для подтверждения правильности исчисления утилизационного сбора, по день исполнения обязанности по уплате утилизационного сбора включительно в процентах от суммы неуплаченного утилизационного сбора в размере одной трехсотой ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, действующей в период просрочки уплаты утилизационного сбора.

Уплата утилизационного сбора, взимаемого Федеральной таможенной службой, может осуществляться с использованием электронных средств платежа (в том числе через платежные терминалы или банкоматы).

Реквизиты для уплаты утилизационного сбора:

получатель – Межрегиональное операционное УФК (ФТС России);

наименование банка получателя – Операционный департамент Банка России//Межрегиональное операционное УФК г. Москва;

номер счета банка получателя средств – 40102810045370000002;

номер счета получателя средств – 03100643000000019502.

При заполнении расчетных документов особое внимание необходимо обратить на обязательное заполнение следующих полей:

(104) – показатель кода бюджетной классификации (далее – КБК) в соответствии с бюджетной классификацией Российской Федерации:

(107) – восьмизначный код таможенного органа в соответствии с классификацией таможенных органов в Российской Федерации, осуществляющего администрирование платежа.

С 1 января 2019 года перечисление пеней за неуплату утилизационного сбора осуществляется по следующим КБК:

КБК 153 1 12 08000 01 1010 120 Утилизационный сбор (пени за просрочку уплаты суммы сбора, уплачиваемого за колесные транспортные средства (шасси) и прицепы к ним, ввозимые в Российскую Федерацию, кроме колесных транспортных средств (шасси) и прицепов к ним, ввозимых с территории Республики Беларусь);

КБК 153 1 12 08000 01 3010 120 Утилизационный сбор (пени за просрочку уплаты суммы сбора, уплачиваемого за колесные транспортные средства (шасси) и прицепы к ним, ввозимые в Российскую Федерацию с территории Республики Беларусь);

КБК 153 1 12 08000 01 5010 120 Утилизационный сбор (пени за неуплату утилизационного сбора, уплачиваемого за самоходные машины и прицепы к ним, ввозимые в Российскую Федерацию, кроме самоходных машин и прицепов к ним, ввозимых с территории Республики Беларусь);

КБК 153 1 12 08000 01 7010 120 Утилизационный сбор (пени за неуплату утилизационного сбора, уплачиваемого за самоходные машины и прицепы к ним, ввозимые в Российскую Федерацию с территории Республики Беларусь).

С начала этого месяца налоговая начала формировать базу плательщиков транспортного налога. Его придется уплатить всем владельцам ТС вне зависимости от того, пользуется человек автомобилем или нет. Сдана ли машина в утиль, продана ли по доверенности, попросту пропала — не имеет значения: Министерство по налогам и сборам начислит налог на основе данных, которые получило от МРО ГАИ. Кто успел снять авто с учета до 1 июля, может не беспокоиться. Остальным стоит готовить денежки. Только вот куда их нести и как минимизировать время, потраченное на вынужденную плату? Сразу обозначим: никуда из дома можно не выходить.

Кратко, о чем здесь написано:

Еще раз: платить будут все. Почти


Не стоит думать о грядущих тратах владельцам машин старше 1991 года выпуска (треть белорусского автопарка!); владельцам электрокаров — до конца 2025 года; хозяевам машин, переоборудованных для перевозки инвалидов. Пенсионерам, инвалидам I или II группы (при условии, что у владельцев есть права нужной категории) обещают скидку в 50%, инвалидам III группы — 25%. По предварительным данным, плательщиками станут два миллиона автовладельцев.



Немало белорусов успело отвыкнуть от обыкновенной почты и предпочитает, чтобы извещения любого толка можно было быстро найти на смартфоне или хотя бы на компьютере. Поэтому мы отправились на разведку в ближайший налоговый орган, чтобы протестировать регистрацию нового налогоплательщика. Сразу обозначим: очередей пока нет, процесс занял не больше 10 минут.

Важно заметить, что регистрация в личном кабинете — процедура необязательная, это создано скорее для удобства.


Беседа в налоговой

Между нами и работником налоговой состоялся примерно такой диалог:

— Вы подскажете, как пройти регистрацию? Проведете по сайту?

— Я вам ничего не подскажу. Через личный кабинет у нас нет информации никакой, мы только подключаем.

— Там на главной странице сайта кнопка?

— Да. Думаю, разберетесь. Но пока транспортный налог будет начислять вам наше министерство. Они нам (очевидно, имеются в виду территориальные органы. — Прим. Onliner) пока никакой информации не дают. Они начисляют, они будут присылать вам по адресам, по почте. Раз в году будете оплачивать. А там уже мы будем знать, мы уже потом будем. Пока они разрабатывают все. Когда зарегистрируетесь, будете видеть нужную информацию. Через личный кабинет все налоги приходят. Через ЕРИП из дома сможете его оплатить.


— А я не поспешил с регистрацией? У вас довольно пусто в здании.

— На самом деле люди приходят, регистрируют личный кабинет. Мы подключаем. Распишитесь в журнале, что я вам открыла личный кабинет.

— С вашего позволения я вначале прочитаю то, за что расписываюсь. И если возникнут вопросы — задам.

— В памятке сказано, что на указанный мною электронный адрес должен прийти какой-то запрос на подтверждение. Но я вам пока не указывал свой имейл.

— Вы адрес почты будете вводить, когда пройдете по ссылочке.

Попытка зарегистрироваться. Неудачная




Вводим данные, полученные в отделении (на листке). И…


Ну и ладно


Всем владельцам машин стоит ждать письмо до ноября. Повторимся, этот год — переходный, нужно будет заплатить не всю стоимость, а только аванс (29 рублей). Его нужно внести (в банк или через ЕРИП) не позднее 15 декабря 2021 года. Тем, кто прошел техосмотр до нового года и оплатил дорожный сбор за допуск к участию в движении на несколько месяцев 2021-го, аванс платить не надо. Оставшуюся сумму транспортного налога автовладельцы должны будут оплатить в следующем, 2022 году. Ставки таковы:

Читайте также: