Налог к доплате в бюджет

Обновлено: 05.07.2024

. В ходе рассмотрения дела истец пояснил, что вследствие судебного порядка взыскания задолженности и ряда иных обстоятельств взаимоотношений с ответчиком был лишен возможности удержать сумму налога при выплате дохода, по указанной причине, опасаясь негативных последствий со стороны налогового органа (начисление пеней, привлечение к налоговой ответственности) был вынужден исполнить обязанность по уплате налога за счет собственных средств.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 19, 24, 284, 287, 309, 310 Налогового кодекса Российской Федерации и статьями 2, 307, 309, 310, 330, 395, 1102 Гражданского кодекса Российской Федерации, статьями 49, 110, 123, 156, 167, 170, 176 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

Важно! Законность процитированного Решения АС г. Москвы была подтверждена в том числе и в третьей инстанции

В этом деле арбитражный суд самостоятельно исчислял 20 % налог с доходов нерезидента и результаты были сверены с расчетами сторон дела

".
Налог на прибыль, подлежащий оплате в бюджет Российской Федерации с данной операции составляет: 8 524,39 долларов Х 62,0980 руб. (курс ЦБ РФ от 12.07.2018 года - дата уплаты истцом налога на прибыль) = 529 347,57 в рублях Х 20% (ставка налога на прибыль) = 105 870 рубля.
.
С учетом суммы полученного ответчиком дохода налог на прибыль, причитающийся к уплате истцом как налоговым агентом в бюджет Российской Федерации и подлежащий взысканию с ответчика в пользу истца составил: 18 064,52 + 109 892,51 = 127 957,03 долларов Х 65,1639 (курс ЦБ РФ от 04.04.2019 года - дата уплаты истцом налога на прибыль) = 8 338 179,11 в рублях Х 20% = 1 667 636 рублей
.
Налог на доход, подлежащий уплате истцом как налоговым агентом в бюджет Российской Федерации с указанных сумм дохода, и подлежащий взысканию с ответчика в пользу истца составит: 6 186,72 долларов Х 63,8430 (курс ЦБ РФ от 22.11.2019 года - дата уплаты истцом налога на прибыль) = 394 978,76 Х 20% = 78 996 рублей.
.
Таким образом, сумма налога на прибыль, подлежащая взысканию с ответчика в пользу истца, исполнившего налоговую обязанность по уплате налога в качестве налогового агента за ответчика, исходя из вышеуказанного расчета, составила 105 870 руб. + 1 667 636 руб. + 78 996 руб. = 1 852 502 руб.

В ходе рассмотрения дела имевшийся между сторонами по делу спор относительно расчета налога был урегулирован, истцом составлен уточенный расчет налога, подлежащего уплате в бюджет, возражений в отношении которого ответчиком заявлено не было.

В этом деле арбитражный суд привлек к делу налоговые органы

Определением от 29.03.2019 г. к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований на предмет спора, привлечена Инспекция Федеральной налоговой службы № 43 по г. Москве, налоговый орган по месту учета истца (далее – третье лицо, Инспекция, налоговый орган).

Суд апелляционной инстанции, изменяя решение суда первой инстанции, исходил из установления следующих обстоятельств.

В обеспечение исполнения обязательств по договорам от 01.07.2013 и от 12.11.2012 оргкомитет оплатил 12 448 027,50 доллара США, в том числе сумма арендной платы 12 303 152,37 доллара США, что подтверждается представленными в материалы дела платежными поручениями (т. 2, л. д. 66 – 75).

При этом сумма налога с доходов, полученных иностранной организацией от источников в Российской Федерации, в соответствии со статьей 310 НК РФ оргкомитетом, выступающим в качестве налогового агента, удержана не была.

В обоснование перечисления за компанию налога на прибыль организации с доходов иностранных организаций, не связанных с деятельностью в Российской Федерации через постоянное представительство, оргкомитет представил платежные поручения на сумму 119 349 697 рублей 22 копейки (т. 2, л. д. 76 – 78).

Также оргкомитет представил в материалы дела акт сверки расчетов № 19012 с ИФНС № 6 по г. Москве, согласно которому задолженность по налогам, сборам, пеням, штрафам и процентам у него отсутствует.

Поскольку оргкомитет исполнил обязанность по внесению налоговых платежей по договорам аренды, что сторонами не оспаривается и подтверждено налоговым органом, суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что на стороне компании образовалось неосновательное обогащение за счет оргкомитета в размере излишне оплаченной компании суммы, подлежавшей удержанию для перечисления в бюджет Российской Федерации в качестве налога.

Установив, что валютой платежа по договорам признан доллар США и именно в долларах США произведена оплата компании по обоим спорным договорам, апелляционный суд признал требования оргкомитета в части взыскания неосновательного обогащения обоснованными в заявленной сумме и валюте (долларах США).

Удовлетворяя требования оргкомитета о взыскании 180 244,13 доллара США процентов за пользование чужими денежными средствами с 20.12.2014 по 21.11.2016 в заявленных сумме и валюте, суд апелляционной инстанции руководствовался статьями 395, 1102 ГК РФ и исходил из того, что спор относительно периода начисления процентов между сторонами отсутствует. Указал, что проценты подлежат исчислению в долларах США, так как неосновательное обогащение образовалось в долларах США.

Поскольку апелляционным судом решение изменено, в силе надлежит оставить апелляционное постановление.

Публичное акционерное общество "МЕТКОМБАНК" обратилось в суд с исковым заявлением к WINTERLUX LIMITED о взыскании убытков в размере 16490451 руб. 56 коп., из которых 14727946 руб. доплаченного налога на прибыль, 1762505 руб. 56 коп. пеней.
.

Во исполнение условий Договора Банк в 2017 году осуществил выплату процентов Компании - ответчику в соответствии с условиями договора.

Вместе с тем в 2018 году налоговый орган установил, что Компания WINTERLUX LIMITED носит признаки кондуитной компании .

По итогам данной проверки и совокупности всей информации из иных источников, которой располагает налоговый орган, был сделан вывод о неправомерности применения Банком льготной ставки налогообложения в отношении доходов, полученных компанией WINTERLUX LIMITED в виде процентов по договору субординированного займа № ДЗ-31/10-2011 от 31.10.2011 года.

В адрес Банка было направлено требование Межрайонной ИФНС России по крупнейшим налогоплательщикам по Свердловской области №1639 от 09.06.2018 г. о применении к выплаченным доходам ставок налога на прибыль организаций, установленных статьей 284 НК РФ, то есть стандартной ставки налогообложения в размере 20 %, в котором подробно изложены результаты проверки налогового органа, приведенные выше.

В соответствии с данным требованием Банком представлены уточненные расчеты о выплатах нерезиденту-ответчику и произведена доплата налога на прибыль в сумме 14727946 руб., а также за несвоевременное перечисление этого налога истец уплатил в бюджет пени в размере 2400000 руб. При этом фактически взысканная налоговым органом за несвоевременное перечисление налога на прибыль сумма пеней, исходя из выписки по расчетам с бюджетом из лицевой карточки Банка, которая ведется в налоговой инспекции, составила 1762505 руб. 56 коп.

Ответчик возражает против удовлетворения заявленных требований.

Рассмотрев заявленные требования, изучив материалы дела и доводы сторон, суд считает исковые требования подлежащими удовлетворению частично в связи со следующим.

Налоговыми органами в отношении WINTERLUX LIMITED установлены следующие обстоятельства.
.
В соответствии с действующим международным договором о предотвращении уклонения от налогообложения, был направлен международный запрос в отношении компании Winterlux Limited.

.
Ложность предоставленных ответчиком сведений, заверений повлекла возникновение у Банка, добросовестно полагавшегося на заверения ответчика, обязанности по доплате налога на прибыль, рассчитанному налогу в соответствии с стандартной налоговой ставкой 20 %, за счет собственных средств, что свидетельствует о наличие у истца убытков в виде доплаченного налога на прибыль по вине ответчика, предоставившего недостоверные сведения и фактически являющегося компанией, обладающей признаками кондутиной компании.

Иного не доказано, из материалов дела не следует.

При таких обстоятельствах, поскольку факт и размер возникших у истца убытков в виде суммы налога на прибыль в сумме 14727946 руб., подтвержден, исковые требования в данной части подлежат удовлетворению.
.
РЕШИЛ:


1. Исковые требования удовлетворить частично.


2. Взыскать с компании WINTERLUX LIMITED в пользу публичного акционерного общества "МЕТКОМБАНК" (ИНН 6612010782, ОГРН 1026600000195) 14727946 руб. убытков, 94181 руб. в возмещение расходов по госпошлине по иску.

Налоговым периодом по единому налогу при упрощенке является календарный год. Отчетными периодами признаются I квартал, первое полугодие и девять месяцев. Это установлено статьей 346.19 Налогового кодекса РФ.

В течение года авансовые платежи по единому налогу рассчитывайте по итогам каждого отчетного периода (п. 3 ст. 346.21 НК РФ).

Налоговая ставка

По общему правилу налоговая ставка для налогоплательщиков , выбравших объектом налогообложения доходы, уменьшенные на величину расходов , составляет 15 процентов. Однако по решению региональных властей она может быть уменьшена до 5 процентов. Об этом сказано в пункте 2 статьи 346.20 Налогового Кодекса РФ.

Региональным властям Крыма и Севастополя предоставлено право снижать налоговую ставку вплоть до нуля (п. 3 ст. 346.20 НК РФ). Фактически в этих регионах в 2016 году действует ставка 7 процентов (ч. 1 ст. 2 Закона Республики Крым от 29 декабря 2014 г. № 59-ЗРК/2014, подп. 1 ч. 1 ст. 2 Закона г. Севастополя от 3 февраля 2015 г. № 110-ЗС). Причем в Севастополе для некоторых категорий плательщиков установлена ставка 5 процентов. По этой ставке единый налог могут платить организации и предприниматели, которые заняты в сфере сельского хозяйства, рыбоводства, образования, здравоохранения, организации отдыха и развлечений (ч. 1 ст. 2 Закона г. Севастополя от 14 ноября 2014 г. № 77-ЗС).

Для начинающих предпринимателей региональные власти могут установить нулевую ставку налога в течение первых двух налоговых периодов. Но только если предприниматели ведут деятельность в производственной, социальной, научной сферах, в сфере оказания бытовых услуг населению. Об этом сказано в пункте 4 статьи 346.20 Налогового кодекса РФ.

Расчет авансовых платежей

Авансовые платежи по единому налогу рассчитывайте нарастающим итогом с начала года.

Для этого используйте формулу:


При этом, если организация получила убыток (расходы больше доходов), авансовый платеж по единому налогу при упрощенке за отчетный период равен 0.

Такой порядок следует из пункта 4 статьи 346.21 Налогового кодекса РФ. Важно знать, что при УСН убытки прошлых лет могут уменьшать налоговую базу текущего периода.

Доходы, полученные налогоплательщиком за отчетный период, определяйте по правилам статей 346.15, 346.17 и 346.18 Налогового кодекса РФ. Подробнее об этом см. С каких доходов платить единый налог при УСН .

Расходы, совершенные налогоплательщиком за отчетный период, определяйте по правилам статей 346.16–346.18 Налогового кодекса РФ. Подробнее об этом см. Какие расходы учитывать при расчете единого налога на УСН .

Начисленную сумму авансового платежа налогоплательщик должен перечислить в бюджет за весь отчетный период. При этом ее можно уменьшить на сумму авансовых платежей, начисленных по итогам предыдущих отчетных периодов. В связи с этим по итогам очередного отчетного периода у организации может сложиться сумма авансового платежа не к доплате, а к уменьшению. Например, такое возможно, если уровень доходов к концу года снизится, а сумма расходов увеличится.

Авансовый платеж по единому налогу при упрощенке к доплате (уменьшению) по итогам отчетного периода рассчитайте по формуле:

Авансовые платежи по единому налогу при упрощенке к доплате (за вычетом сумм к уменьшению) по итогам предыдущих отчетных периодов


Такой порядок следует из пунктов 4 и 5 статьи 346.21 Налогового кодекса РФ.

Полученную в результате положительную разницу (авансовый платеж к доплате) перечислите в бюджет .

Пример расчета авансовых платежей по единому налогу при упрощенке. Организация платит единый налог с разницы между доходами и расходами

В бухучете сделана запись:

Во II квартале у организации не было доходов. Сумма расходов за этот период составила 800 000 руб. Таким образом, за первое полугодие организация получила доходы в сумме 2 000 000 руб. и понесла расходы в сумме 2 600 000 руб. (1 800 000 руб. + 800 000 руб.). Сумма превышения расходов над доходами (убыток) составила 600 000 руб. (2 000 000 руб. – 2 600 000 руб.). Авансовый платеж по единому налогу за этот период составил 0 рублей.

В бухучете сделана запись:

За девять месяцев организация получила доходы – 6 000 000 руб. и понесла расходы в сумме 5 400 000 руб. Превышение доходов над расходами составило 600 000 руб. (6 000 000 руб. – 5 400 000 руб.). Авансовый платеж по единому налогу за этот период составил 90 000 руб. (600 000 руб. × 15%).

В бухучете сделана запись:

Расчет налога за год

Минимальный налог нужно заплатить, если:

  • по итогам налогового периода получен убыток (т. е. расходы больше доходов);
  • сумма единого налога за год меньше суммы минимального налога (1% от полученных доходов).

Такой порядок следует из абзаца 3 пункта 6 статьи 346.18 Налогового кодекса РФ.

Таким образом, по окончании года нужно рассчитать:

  • сумму единого налога;
  • сумму минимального налога (абз. 1 п. 6 ст. 346.18 НК РФ).

Полученные суммы сравните между собой. В бюджет перечислите тот налог, сумма которого окажется больше.

В следующем году разницу между уплаченным минимальным налогом и единым налогом организация может включить в расходы (абз. 4 п. 6 ст. 346.18 НК РФ).

Единый налог при упрощенке за год рассчитайте по формуле:


Такой порядок следует из пункта 4 статьи 346.21, пунктов 6–7 статьи 346.18 Налогового кодекса РФ.

Убытки прошлых лет определяйте в соответствии с пунктом 7 статьи 346.18 Налогового кодекса РФ. Подробнее об этом см. Как списать убыток, полученный при применении УСН .

Если по итогам года организация не должна платить минимальный налог (сумма единого налога за год больше минимального налога), рассчитайте единый налог к доплате (уменьшению) по формуле:

Авансовые платежи по единому налогу при упрощенке к доплате (за вычетом сумм к уменьшению) по итогам предыдущих отчетных периодов


Такой порядок следует из пункта 5 статьи 346.21 Налогового кодекса РФ.

Полученную положительную разницу (налог к доплате) перечислите в бюджет не позднее 31 марта следующего года (п. 7 ст. 346.21 НК РФ). Отрицательную же разницу (налог к уменьшению) можно:

  • зачесть в счет недоимки по другим федеральным налогам;
  • зачесть в счет предстоящих платежей по единому налогу при упрощенке или другим федеральным налогам;
  • вернуть на расчетный (лицевой) счет налогоплательщика.

Для этого подайте в налоговую инспекцию заявление на зачет или возврат излишне уплаченной суммы единого налога (ст. 78 НК РФ).

Пример расчета единого налога при упрощенке. Организация платит единый налог с разницы между доходами и расходами

Организация применяет упрощенку, единый налог платит с разницы между доходами и расходами, бухучет ведет в полном объеме. Налоговая ставка – 15 процентов.

По итогам I квартала, первого полугодия и девяти месяцев бухгалтер начислил к доплате (за вычетом сумм к уменьшению) и перечислил в бюджет авансовые платежи по единому налогу в сумме 100 000 руб., в том числе:

  • по итогам I квартала – к доплате 30 000 руб.;
  • по итогам первого полугодия – к уменьшению 10 000 руб.;
  • по итогам девяти месяцев – к доплате 80 000 руб.

В IV квартале у организации доходов не было. Всего за год организация получила доходы – 6 000 000 руб. и понесла расходы – 5 350 000 руб. Кроме того, бухгалтер включил в расходы разницу между единым налогом и уплаченным минимальным налогом за предыдущий год – 50 000 руб.

Таким образом, за текущий год превышение доходов над расходами составило 600 000 руб. (6 000 000 руб. – 5 350 000 руб. – 50 000 руб.). Убытков прошлых лет у организации нет. Единый налог за текущий год составил:
600 000 руб. × 15% = 90 000 руб.

Сумма минимального налога равна 60 000 руб. (6 000 000 руб. × 1%). Таким образом, по итогам текущего года организация должна заплатить в бюджет единый налог (90 000 руб. > 60 000 руб.).

Сумма единого налога за год меньше, чем сумма авансовых платежей, начисленных к доплате (за вычетом сумм к уменьшению) по итогам I квартала, полугодия и девяти месяцев (90 000 руб.

Чтобы зачесть возникшую переплату (10 000 руб.) в счет будущих платежей по единому налогу, бухгалтер одновременно с налоговой декларацией за год подал в налоговую инспекцию заявление о зачете.

Изменение налоговой ставки

Ситуация: как организации на упрощенке рассчитать единый налог, если в течение года она переехала из одного региона в другой? Налоговые ставки в регионах различаются.

Годовую сумму единого налога нужно рассчитывать по налоговой ставке, действующей в том регионе, в котором организация состоит на налоговом учете после переезда.

Такая точка зрения подтверждается следующими тезисами.

Во-первых, сумма единого налога при упрощенке рассчитывается как соответствующая налоговой ставке процентная доля налоговой базы (п. 1 ст. 346.21 НК РФ). При этом налоговая база по единому налогу определяется нарастающим итогом с начала года (п. 5 ст. 346.18 НК РФ), а налоговым периодом является календарный год (п. 1 ст. 346.19 НК РФ). Из совокупного толкования этих норм следует, что применение разных налоговых ставок в течение одного года главой 26.2 Налогового кодекса РФ не предусмотрено.

Во-вторых, уплата единого налога и авансовых платежей по нему производится по местонахождению организации (п. 6 ст. 346.21 НК РФ). При этом ранее начисленные суммы авансовых платежей засчитываются при расчете годовой суммы единого налога (п. 5 ст. 346.21 НК РФ). Применение иного порядка начисления и уплаты единого налога в связи со сменой местонахождения организации в течение года главой 26.2 Налогового кодекса РФ не предусмотрено.

В-третьих, единственным документом, в котором отражаются обязательства организации по единому налогу, является налоговая декларация , форма которой утверждена приказом ФНС России от 26 февраля 2016 г. № ММВ-7-3/99. Декларация подается по местонахождению организации (п. 1 ст. 346.23 НК РФ), то есть по месту ее постановки на налоговый учет после переезда. Срок представления деклараций для организаций, применяющих упрощенку, – не позднее 31 марта года, следующего за истекшим налоговым периодом (п. 2 ст. 346.23 НК РФ).

При этом по общему правилу в разделе 1.1 декларации должны быть указаны:

  • по строке 010 – код ОКТМО по местонахождению организации (по строкам 030, 060, 090 – код ОКТМО при смене местонахождения организации);
  • по строкам 020, 040, 070 – суммы авансовых платежей, начисленных к уплате по итогам I квартала, полугодия и девяти месяцев;
  • по строке 100 – сумма единого налога, подлежащего доплате в бюджет по итогам года (положительная разница между суммой единого налога, начисленного за год, и суммой авансового платежа за девять месяцев);
  • по строке 110 – сумма единого налога к уменьшению (отрицательная разница между суммой единого налога, начисленного за год, и суммой авансового платежа за девять месяцев).

Это следует из раздела V Порядка, утвержденного приказом ФНС России от 26 февраля 2016 г. № ММВ-7-3/99.

Таким образом, сумму годового налога рассчитайте по той ставке, которая действует после переезда. А суммы авансовых платежей (в т. ч. рассчитанные по иной налоговой ставке) будут учтены при расчете суммы, которую нужно заплатить по итогам года.

Аналогичные разъяснения содержатся в письмах Минфина России от 9 марта 2016 г. № 03-11-11/13037, от 9 июля 2012 г. № 03-11-06/2/86.

Также следует отметить, что суммы единого налога (авансовых платежей) в полном объеме зачисляются в бюджеты регионов, на территории которых формируется налоговая база (ст. 346.22 НК РФ, п. 2 ст. 56 Бюджетного кодекса РФ). Однако отражение авансовых платежей, начисленных к уплате с другими кодами ОКТМО, равно как и авансовых платежей, фактически перечисленных в бюджет другого региона, формой декларации не предусмотрено. Несмотря на то, что с 2009 года представление налоговых деклараций по итогам отчетных периодов отменено, суммы авансовых платежей, фактически поступивших в региональные бюджеты, отражаются инспекциями в карточках лицевых счетов. При переезде организации из одного региона в другой инспекция, в которой организация состояла на учете, передаст такие сведения в инспекцию по новому местонахождению организации.

На основании этих сведений инспекция по новому местонахождению организации при определении ее задолженности по единому налогу должна будет учитывать авансовые платежи, фактически перечисленные в бюджет по прежнему месту учета (письмо ФНС России от 1 августа 2012 г № ЕД-4-3/12772). Поэтому, если по итогам года с учетом фактически перечисленных авансовых платежей у организации сложилась переплата по единому налогу, она может вернуть (зачесть) излишне уплаченную сумму в порядке, предусмотренном статьей 78 Налогового кодекса РФ. Для этого в инспекцию по новому местонахождению организации нужно подать соответствующее заявление.

Пример расчета единого налога с разницы между доходами и расходами. В течение года организация переехала в другой регион. Ставки единого налога в регионах различаются

Организация применяет упрощенку и платит единый налог с разницы между доходами и расходами. С 1 января по 30 сентября организация находилась в регионе, где применяется ставка единого налога 15 процентов. С 1 октября она переехала в другой регион, где применяется другая ставка единого налога.

Данные для расчета единого налога по итогам года приведены в таблице:

Налоговые перечисления должны производить все предприятия по итогам своей коммерческой деятельности. Общий итог налоговых начислений определяется, как разность между доходами определенного периода и предусмотренными законом налоговыми вычетами. Иногда денежные средства были насчитаны неправильно – не хватало каких-то документов, фактов или проводок. Так на счетах предприятия возникает сумма налога, подлежащая к доплате в бюджет.

Отражение в декларации

Раздел №6 декларации предназначен для отображения текущих начислений налогов и сборов. В специально отведенном месте декларации указывается код бюджетной классификации, определенный согласно законодательству нашей страны. Также этот код можно определить из Общероссийского классификатора объектов.

сумма налогов к доплате в бюджет

При рассмотрении декларации можно увидеть, что она состоит из нескольких строк:

  • В первой строке записывают код бюджетной классификации;
  • Вторая — заполняется кодом классификации ОКАТО;
  • В третьей отражается начисленная сумма обязательств перед государством, которую необходимо начислить и оплатить в бюджет;
  • Четвертая – отражает рассчитанные налоговые вычеты.

Шестой раздел является итоговым. Его заполняют только после того, как закроют предыдущие разделы. Если результаты вычислений одного из разделов выливаются в определенную сумму, требующую перечисления в бюджет, к такому разделу должны быть прикреплены отдельные листы формы №6. Причем к различным кодам ОКАТО крепятся разные бланки формы№6. Таким образом, каждый раздел должен сопровождаться одними или несколькими формами №6 декларации, каждый из которых должен иметь разные коды ОКАТО.

Строка О1О

В первой строке декларации предлагается поставить определенное число, указывающее на итоговую операцию по начислению или возмещению бюджетных средств.

сумма налогов к доплате в бюджет

  • Цифра 1 указывает, что итоговая сумма подлежит перечислению в бюджет;
  • Цифра 2 говорит о том, что плательщику требуется возместить налоговый вычет;
  • Цифра 3 указывает на нулевой расчет – нет суммы, подлежащей к перечислению или доплате и нет суммы на возмещение.

Если итоги расчетов приводят к появлению финансовых обязательств, которые нужно уплатить государству, то при заполнении шестого листа декларации указывается код примечания:

  • В строке О2О указывается код классификации начисленного налога;
  • В строке О3О должен быть написан код по ОКАТО плательщика, определенного как объект муниципального образования или административно-территориального деления. Этот индекс указывает, где территориально был начислено финансовое обязательство, и в какое казначейство должно уйти перечисление;
  • Строка О4О определяет перечень сумм начислений или доплаты налогов, причем соблюдается определенный порядок действия.

сумма налогов к доплате в бюджет

Заполнение раздела 6 ф ведется следующим образом:

  • Заполнение раздела 6, прикрепленного к листу 1 декларации определяется параметром налогового начисления, подлежащего доплате в бюджет по доходам, облагаемым ставкой 13%. Полученное значение переносится из ячейки 110 формы №1.
  • Заполнение раздела 6, прикрепленного к листу 2, заполняется по итогам высчитанного 30% налога, которым облагаются определенные виды доходов. Полученное значение переносится из ячейки 100 формы№2;
  • Раздел 6, прикрепленный к листу 3, заполняется начисленными финансовыми обязательствами, которые относится к доплате и должны быть перечислены государству по тем доходам, где ставка равна 35%. Это значение копируется из ячейки О9О формы№3;
  • Заполнение раздела 6, прикрепленного к листу 4, ведется посредством определения финансовых обязательств по доходам, облагаемым ставкой 9%. Итоговый параметр переносится из ячейки О8О формы №4;
  • Заполнение раздела 6, прикрепленного к листу 5, заполняется начисленными финансовыми обязательствами, подлежащими уплате в казначейство или начисленными к доплате. Этот индекс начисляется с доходов, имеющих ставку 15%. Данное значение копируется с ячейки О7О формы №5.

сумма налогов к доплате в бюджет

Таким же способом определяются и налоговые вычеты, подлежащие возмещению из казны. Например, при обнаружении переплаченных средств в самой форме №6 должны быть указаны и коды бюджетной классификации, и коды ОКАТО в соответствующих ячейках этого документа. В этом случае самой важной строкой является позиция под номером 050. В ней и должны быть сформированы и рассчитаны итоги, подлежащие возмещению.

Если по итогам отчетного периода выяснилось, что финансовое обязательство было не дорассчитано и не полностью внесено в казну, то и в этом случае заполняется форма №6. Строки 020 и 030 заполняются аналогично предыдущим параметрам, в строке 040 указывают налоговые начисления, которая должны быть доплачены в казначейство.

Параметры ячейки 030 заполняются плательщиком следующим образом:

  • Налоги, ставка которых равна 13% переносятся с листа 1. Итоговое значение строки 110;
  • Налоги, ставка которых равна 30% переносятся с листа 2. Итоговое значение строки 100;
  • Налоги, ставка которых равна 35% переносятся с листа 3. Итоговое значение строки 090;
  • Налоги, ставка которых равна 9% переносятся с листа 4. Итоговое значение строки 080.

Важно знать, что исправленная декларация подается на полную (исправленную) сумму финансового обязательства, а не на его доначисленную часть. Документ, в котором будут отражена лишь часть обязательств, а не полная их сумма – неверен.

Доначисление налоговых обязательств по нескольким разделам

Если плательщик выявил недоплату финансовых обязательств, подлежащих перечислению в государственную казну, по нескольким категориям, ему следует подавать несколько бланков № 6 своей декларации. Каждый лист оформляется соответствующим образом, с указанием кодов по классификации ОКАТО и бюджетной классификации. В каждом бланке должна быть проставлена правильная сумма финансовых обязательств, подлежащая оплате в казначейство данного региона.

сумма налогов к доплате в бюджет

Бывает, что плательщик недоплатил налоги по одним обязательствам, и переплатил – по другим. В этом случае законодательство Российской Федерации указывает на необходимость заполнения раздела 6 Декларации по каждой исправленной сумме. Каждый отдельный лист №6 показывает, сколько, и по какой налоговой ставке плательщик должен уплатить государству. Если же образуется сумма налога, подлежащая возврату из бюджета, декларация должна показать, по какой причине образовался налоговый вычет.


В административных правоотношениях (контрольно-надзорная функция государства) именно частные субъекты, являющиеся "слабой" стороной, заинтересованы в наиболее полной правовой определенности.

Искаженная – вопреки основным положениям и смыслу законодательства о налогах и сборах, трактовка налоговиками термина "переплата" является базовой причиной серийного нарушения прав и законных интересов налогоплательщиков, например, при реализации налоговых процедур "зачет излишне уплаченной суммы налога" и "взаимная сверка расчетов".

В Налоговом кодексе РФ термин "переплата" не используется. В тоже время налоговые органы (а также суды и Минфин России) широко применяют термин "переплата" в качестве синонима содержащейся в НК РФ идиомы "сумма излишне уплаченного налога" (кроме ст. 78 НК РФ, непосредственно регулирующей налоговый зачет, словосочетание упоминается в ст. 21, ст. 32, ст. 45, ст. 49, ст. 54 НК РФ).

В действительности суммы, формирующие вкладку "Переплата" в личном кабинете налогоплательщика – это, как правило, числящееся во "внутреннем" учете налоговиков "положительное" (в пользу налогоплательщика) сальдо расчетов.

Порядок отражения поступлений налогов, страховых взносов в бюджетную систему Российской Федерации в информационных ресурсах налоговых органов и в личном кабинете налогоплательщика урегулирован ФНС России. При этом при отсутствии у налогового органа налоговых деклараций (расчетов по страховым взносам) и начислений суммы налогов (страховых взносов) уплачиваемая налогоплательщиком (плательщиком страховых взносов) сумма налогов (страховых взносов) отражается в информационных ресурсах и личном кабинете налогоплательщика как переплата.
В соответствии с пунктом 5 статьи 78 Налогового кодекса Российской Федерации зачет суммы излишне уплаченного налога в счет погашения недоимки по иным налогам, задолженности по пеням и (или) штрафам, подлежащим уплате или взысканию в случаях, предусмотренных указанным Кодексом, производится налоговыми органами самостоятельно не более чем за три года со дня уплаты указанной суммы налога
.

Таким образом, чисто по технологическим причинам во внутреннем учете налоговых органов в течение продолжительного времени числится положительное сальдо в расчетах с налогоплательщиками.


Квалифицировать эти суммы как "переплата" – значит не только грубо искажать действительность (чего не должен допускать никакой учет в принципе), но и элементарно незаконно.

Общеизвестно, что "переплата" – это разговорный аналог словосочетаний типа "переплаченная сумма", "заплатить больше, чем нужно", "сумма платежей, подлежащая возврату плательщику".

Таким образом, в нашем случае "переплата" – это сумма излишне уплаченного налога или излишне взысканной суммы налога. Следовательно – это налоговое обязательство, в котором налогоплательщик выступает КРЕДИТОРОМ, а бюджет (в лице налогового органа) – ДОЛЖНИКОМ. Строго под таким ракурсом должны оцениваться и исследоваться данные правоотношения. Кроме этого необходимо учитывать методы регулирования налогового права. В частности, юридически значимые факты могут подтверждаться исключительно документально при строгом соблюдении процедур, установленных НК РФ.

Рассмотрим исчерпывающий перечень вариантов возникновения переплаты, а затем способы ее надлежащего документального оформления.

Как возникает переплата ?

Очевидно, что переплата может возникнуть только по двум причинам: из-за ошибки налогоплательщика либо налогового органа. При этом для налоговых правоотношений это "нештатная" ситуация, так как надлежащее выполнение предписаний законодательства о налогах и сборах исключает какую-либо вероятность ее появления.

Начнем со случая "квази-переплаты" (будем исходить из доминирования интересов "кредитора", коим является налогоплательщик).

"Квази-переплата" – это когда "переплата" как бы и есть (в карточке РСБ). А для налогоплательщика, по сути – ее нет.

В соответствие с п. 1, п. 7 ст. 45 НК РФ налогоплательщик обязан самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах. При чем поручение на перечисление налога в бюджетную систему Российской Федерации заполняется в соответствии с правилами, утвержденными Приказом Минфина России от 12.11.2013 № 107н

Каждое конкретное налоговое обязательство (и начисленный налог, и платеж в его погашение) идентифицируется с использованием единой системы кодирования (по налогоплательщику, виду налога, налоговому/отчетному периоду и т.п.). При этом поступившие в бюджетную систему платежи отражаются в карточке РСБ в автоматическом режиме на основании информации из расчетных документов самого налогоплательщика. Ошибка в любом реквизите приводит к тому, что поступившая в бюджет сумма будет учтена неправильно: зачислена в счет уплаты другого налога, по другому налоговому периоду и т.п. Соответственно в учете налогового органа (в КРСБ) данная сумма будет отражена по иному налоговому обязательству. И появится мнимая "переплата". Но одновременно не будет исполнена текущая налоговая обязанность, что чревато появлением недоимки, причем уже реальной.

Порядок исправления подобных ошибок урегулирован в п. 7 ст. 45 НК РФ.

В соответствие с положениями п. 7 ст. 45 НК РФ уточнение реквизитов в платежном документе производится на основании заявления налогоплательщика. Также следует учитывать, что в соответствие с изменениями, вступившими в силу с 01.01.2019, налоговые органы получили право самостоятельно (без заявления налогоплательщика) принимать решение об уточнении вида и принадлежности платежа, при условии, что это не повлечет за собой возникновение недоимки.

Вина налогоплательщика: расчетные (в том числе арифметические) ошибки налогоплательщика, приведшие к завышению суммы уплаченного в бюджет налога.

Налогоплательщики нередко ошибаются при расчете даже самых-самых простых налогов (а также при заполнении декларации). Например, завышают налоговую базу; или не учитывают при исчислении налога установленные законодательством вычеты и т.п. А в результате уплачивают в бюджет излишнюю сумму налога. То есть, возникает переплата.

Вина налогового органа : в результате контрольных и проверочных мероприятий вышестоящий налоговый орган или суд восстановили права налогоплательщика, нарушенные территориальным налоговым органом, необоснованно взыскавшего сумму налога (а равно при добровольном исполнении налогоплательщиком незаконного требования об уплате налога – перед его обжалованием).

После вступления в законную силу решения вышестоящего налогового органа или судебного акта территориальный налоговый орган исправляет данные в КРСБ. В результате чего появляется переплата.

Как фиксируется факт "переплаты"?

Императивно установленная обязанность налогового органа.

В соответствие с п. 3 ст. 78 НК РФ налоговый орган обязан сообщить налогоплательщику о каждом ставшем известным налоговому органу факте излишней уплаты налога и сумме излишне уплаченного налога в течение 10 дней со дня обнаружения такого факта". Аналогичная обязанность налогового органа в отношении излишне взысканной суммы налога установлена в п. 4 ст. 79 НК РФ.

Данная обязанность сформулирована безапелляционно, то есть ее исполнение не ставится в зависимость от степени осведомленности налогоплательщика о факте своей переплаты (также, впрочем, как и о его "согласии" с фактом переплаты). Если же налоговый орган "сомневается" (в том числе при отсутствии информации о позиции налогоплательщика по поводу его переплаты), то налоговому инспектору необходимо руководствоваться абз. 2 п. 3 ст. 78 НК РФ: "В случае обнаружения фактов, свидетельствующих о возможной излишней уплате налога, по предложению налогового органа или налогоплательщика может быть проведена совместная сверка расчетов по налогам, сборам, страховым взносам, пеням и штрафам".

Установление факта переплаты в акте сверки расчетов.

Согласно подп. 5.1 п. 1 ст. 21 НК РФ налогоплательщик имеет право на осуществление совместной с налоговыми органами сверки расчетов по налогам, сборам, пеням и штрафам, а также на получение акта совместной сверки расчетов по налогам, сборам, пеням и штрафам. Этому праву налогоплательщика корреспондирует установленная подп. 11 п. 1 ст. 32 НК РФ обязанность налоговых органов "осуществлять по заявлению налогоплательщика совместную сверку расчетов по налогам, сборам, пеням, штрафам, процентам. Результаты совместной сверки расчетов по налогам, сборам, пеням, штрафам, процентам оформляются актом. Акт совместной сверки расчетов по налогам, сборам, пеням, штрафам, процентам вручается (направляется по почте заказным письмом) или передается налогоплательщику в течение следующего дня после дня составления такого акта".

Следует иметь ввиду, что до настоящего времени ФНС России не выполнила поручение (абз. 2 подп. 11 п. 1 ст. 32 НК РФ) о разработке и утверждении Порядка проведения совместной сверки расчетов. Также не введен в эксплуатацию информационный ресурс, который должен управлять в интерактивном режиме данной процедурой. Соответственно пока неизвестен регламент отражения в карточке РСБ итогов сверки расчетов.

Однако, оформляемые в настоящее время акты совместной сверки расчетов, при условии их подписания уполномоченными представителями сторон, безусловно, являются юридически значимыми документами, подтверждающими факт переплаты.

Установление факта переплаты по итогам "декларационной кампании".

В соответствие с п. 2 ст. 88 НК РФ по каждой поступившей в налоговый орган налоговой декларации в обязательном порядке проводится камеральная налоговая проверка. И только в случае не поступления в надлежащий срок декларации налоговый орган вправе начать камеральную налоговую проверку (при отсутствии декларации) по имеющейся у налогового органа информации о налогоплательщике и его налогооблагаемых доходах. Однако после поступления (с опозданием) налоговой декларации в обязательном порядке начинается камеральная налоговая проверка (с одновременным прекращением первоначальной).

Существенное отличие (в разрезе заявленной темы статьи) камеральной налоговой проверки от выездной налоговой проверки заключается в следующем.

1. Возможность прекращения камеральной проверки – то есть ее досрочной остановки без каких-либо юридических последствий.

Если в ходе камеральной налоговой проверки от налогоплательщика поступает уточняющая налоговая декларация, то текущая камеральная проверка прекращается и начинается новая камеральная проверка (п. 9 ст. 88 НК РФ). Напомню, что в личном кабинете налогоплательщика есть раздел, в котором отражается информация о дате начала и окончания камеральных налоговых проверок поступивших от налогоплательщика деклараций. То же самое происходит и с камеральной проверкой, начатой в соответствие с п. 2 ст. 88 НК РФ (отсутствие в надлежащие сроки налоговой декларации), при получении первичной налоговой декларации. "Прекращенная" камеральная проверка не может быть основанием для установления юридически значимых фактов, в том числе переплаты (также, впрочем, как и недоимки), так как все процедуры далее проводятся в рамках новой камеральной проверки.

2. Возможность не составлять акт по итогам камеральной проверки.

Согласно п. 5 ст. 88 НК РФ если налоговый орган установит факт совершения налогового правонарушения или иного нарушения законодательства о налогах и сборах, должностные лица налогового органа обязаны составить акт проверки в порядке, предусмотренном ст. 100 Кодекса. При этом НК РФ и подзаконными актами не предусмотрено информирование (в какой бы то ни было форме) налогоплательщика о факте окончания камеральной налоговой проверки — при условии, что к нему нет претензий (то есть, когда фактов нарушений законодательства о налогах и сборах не выявлено).

Так как переплата не может быть квалифицирована как "нарушение законодательства о налогах и сборах" (хотя и является "нештатной" ситуацией в налоговых правоотношениях), камеральная налоговая проверка (несмотря на выявление переплаты) оканчивается без составления акта проверки.

Налогоплательщик сумму переплаты показывает в своей, как правило — уточняющей налоговой декларации, в которой исправлены неверные данные первоначальной декларации. Например, в налоговой декларации по УСН это графа № 110 " Сумма налога к уменьшению за налоговый период ".

К слову, месяца два назад в личном кабинете налогоплательщика появилась новая опция "Информирование о факте излишней уплаты (взыскания) налога (сбора, пени, штрафа)".


Нельзя не упомянуть и о таком нюансе. Факт переплаты может быть установлен налоговым органом и в ходе выездной налоговой проверки. Это может быть даже отражено в акте проверки. Однако эта информация – только причина оформить акт взаимной сверки расчетов; или налогоплательщику подать уточняющую налоговую декларацию.

Теперь настало время обобщить изложенное.

Второе: если налоговый орган обнаружит факты, свидетельствующие о возможной переплате, в том числе в ходе каких-либо иных мероприятий налогового контроля (помимо налоговой проверки), должностные лица налогового органа обязаны руководствоваться абз. 2 п. 3 ст. 78 НК РФ и организовать проведение совместной сверки расчетов с налогоплательщиком. По итогам которой и фиксируется факт переплаты.

Никакие иные документы не могут являться достаточным основанием для установления факта переплаты, так как будут нарушены права и законные интересы налогоплательщика – "кредитора" в данном правоотношении.

Как итог: нарушение прав и законных интересов налогоплательщиков.

Читайте также: