Начисление налога на имущество проводки в бюджетном учреждении в 2020 году

Обновлено: 17.05.2024

Бюджетные учреждения, как и другие организации, имеющие имущество, признаваемое объектом налогообложения, являются плательщиками налога на имущество организаций. О том, какое имущество признается объектом налогообложения, какие льготы по налогу предусмотрены НК РФ, как рассчитать сумму налога и отразить ее в бухгалтерском учете, мы поговорим в статье.

Объект налогообложения

Согласно ч. 1 ст. 374 НК РФ объектом налогообложения признается движимое и недвижимое имущество (в том числе имущество, переданное во временное владение, в пользование, распоряжение, доверительное управление, внесенное в совместную деятельность или полученное по концессионному соглашению), учитываемое на балансе в качестве объектов основных средств в порядке, установленном для ведения бухгалтерского учета, если иное не предусмотрено ст. ст. 378, 378.1 и 378.2 НК РФ.

Напомним, что единый порядок ведения бухгалтерского учета для органов государственной власти (государственных органов), органов местного самоуправления, органов управления государственными внебюджетными фондами, государственных академий наук, государственных (муниципальных) учреждений установлен Приказом Минфина России от 01.12.2010 N 157н "Об утверждении Единого плана счетов бухгалтерского учета для органов государственной власти (государственных органов), органов местного самоуправления, органов управления государственными внебюджетными фондами, государственных академий наук, государственных (муниципальных) учреждений и Инструкции по его применению" (далее - Инструкция N 157н).

Согласно п. 38 Инструкции N 157н к учету в качестве основных средств принимаются материальные объекты имущества независимо от их стоимости со сроком полезного использования более 12 месяцев, предназначенные для неоднократного или постоянного использования на праве оперативного управления в процессе деятельности учреждения при выполнении им работ, оказании услуг, осуществления государственных полномочий (функций) либо для управленческих нужд учреждения, находящиеся в эксплуатации, запасе, на консервации, сданные в аренду, полученные в лизинг (сублизинг).

В соответствии с п. 36 Инструкции N 157н принятие к учету объектов недвижимого имущества, права на которые подлежат государственной регистрации, в состав основных средств осуществляется на основании первичных документов с обязательным приложением документов, подтверждающих государственную регистрацию права (с момента государственной регистрации прав на указанный объект).

С учетом изложенного в случае отсутствия государственной регистрации права оперативного управления на объекты недвижимого имущества такие объекты не учитываются в составе основных средств. Следовательно, и платить налог на имущество организаций по указанным объектам не нужно.

В силу п. 4 ст. 374 НК РФ не признаются объектами налогообложения:

Кроме того, следует учитывать, что ст. 381 НК РФ содержит довольно обширный перечень организаций, в отношении имущества которых предусмотрены льготы по налогу на имущество.

Наиболее интересным для бюджетных организаций является введенный с 01.01.2015 п. 25 данной статьи, согласно которому освобождаются от налогообложения организации в отношении движимого имущества, принятого с 01.01.2013 на учет в качестве основных средств, за исключением следующих объектов движимого имущества, принятых на учет в результате:

  • реорганизации или ликвидации юридических лиц;
  • передачи, включая приобретение, имущества между лицами, признаваемыми в соответствии с положениями п. 2 ст. 105.1 НК РФ взаимозависимыми.

Напомним, что ранее указанное имущество было поименовано в пп. 8 п. 4 ст. 374 НК РФ как имущество, не признаваемое объектом налогообложения.

Налоговая база

В соответствии со ст. 375 НК РФ налоговая база определяется как:

  1. среднегодовая стоимость имущества, признаваемого объектом налогообложения (п. 1 ст. 375 НК РФ). При ее определении имущество учитывается по остаточной стоимости, сформированной в соответствии с установленным порядком ведения бухгалтерского учета, утвержденным учетной политикой учреждения. В случае если остаточная стоимость имущества включает в себя денежную оценку предстоящих в будущем затрат, связанных с данным имуществом, остаточная стоимость указанного имущества определяется без учета таких затрат.

В том случае, когда для отдельных объектов основных средств начисление амортизации не предусмотрено, стоимость этих объектов для целей налогообложения определяется как разница между их первоначальной стоимостью и величиной износа, исчисляемой по установленным нормам амортизационных отчислений для целей бухгалтерского учета в конце каждого налогового (отчетного) периода;

  1. кадастровая стоимость отдельных объектов недвижимого имущества по состоянию на 1 января года налогового периода в соответствии со ст. 378.2 НК РФ (п. 2 ст. 375 НК РФ).

Необходимо отметить, что п. 2 ст. 375 НК РФ закреплено, что налоговая база в отношении отдельных объектов недвижимого имущества определяется как их кадастровая стоимость по состоянию на 1 января года налогового периода в соответствии со ст. 378.2 НК РФ. В силу положений пп. 3 п. 12 и п. 13 ст. 378.2 НК РФ порядок налогообложения объектов недвижимого имущества исходя из кадастровой стоимости применяется в отношении организаций - собственников объектов недвижимого имущества. Между тем все имущество бюджетных учреждений является государственной или муниципальной собственностью и закрепляется за ними на праве оперативного управления.

Следовательно, на объекты недвижимого имущества, принадлежащие бюджетному учреждению на праве оперативного управления, нормы ст. 378.2 НК РФ не распространяются (Письма Минфина России от 19.05.2014 N 03-05-04-01/23641, от 21.05.2014 N 03-05-05-01/24062, от 03.10.2014 N 03-05-04-01/49705).

Учитывая вышеизложенное, бюджетные учреждения должны определять налоговую базу по налогу на имущество исходя из среднегодовой стоимости имущества, признаваемого объектом налогообложения.

В силу п. 1 ст. 376 НК РФ налоговая база определяется отдельно в отношении:

  • имущества, подлежащего налогообложению по местонахождению учреждения;
  • имущества каждого обособленного подразделения учреждения, имеющего отдельный баланс;
  • каждого объекта недвижимого имущества, находящегося вне местонахождения учреждения, его обособленного подразделения, имеющего отдельный баланс;
  • имущества, входящего в состав Единой системы газоснабжения;
  • имущества, налоговая база в отношении которого определяется как его кадастровая стоимость;
  • имущества, облагаемого по разным налоговым ставкам.

Необходимо отметить, что нормами НК РФ не предусмотрена уплата налога по месту нахождения обособленных подразделений, не имеющих отдельного баланса. За них платит налог головное учреждение по месту своего нахождения.

Напомним, что местом нахождения организации признается место ее государственной регистрации, то есть место нахождения постоянно действующего исполнительного органа учреждения (п. 1 ст. 83 НК РФ, п. 2 ст. 54 ГК РФ). Местом нахождения обособленного подразделения является место осуществления учреждением деятельности через это обособленное подразделение (абз. 18 п. 2 ст. 11, п. 1 ст. 83 НК РФ). В свою очередь, местом нахождения недвижимого имущества признается (п. 5 ст. 83 НК РФ):

  • место фактического нахождения недвижимости (ее адрес);
  • для морских, речных и воздушных судов, которые подлежат государственной регистрации, - место (порт) приписки, а при его отсутствии - место государственной регистрации судна. Если же и место государственной регистрации отсутствует, местом нахождения судна будет признано место нахождения собственника.

В случае если объект недвижимого имущества, подлежащий налогообложению, имеет фактическое местонахождение на территориях разных субъектов РФ либо на территории субъекта РФ и в территориальном море РФ (на континентальном шельфе РФ или в исключительной экономической зоне РФ), в отношении указанного объекта недвижимого имущества налоговая база определяется отдельно и принимается при исчислении налога в соответствующем субъекте РФ в части, пропорциональной доле балансовой стоимости объекта недвижимого имущества на территории соответствующего субъекта РФ.

Средняя стоимость имущества, признаваемого объектом налогообложения, за отчетный период определяется по следующей формуле (п. 4 ст. 376 НК РФ):

где - остаточная стоимость имущества на 1-е число каждого месяца отчетного периода;

- остаточная стоимость имущества на 1-е число месяца, следующего за отчетным периодом;

М - количество месяцев отчетного периода.

Напомним, что налоговым периодом признается календарный год. Отчетными периодами признаются первый квартал, полугодие и девять месяцев календарного года. При этом законодательный (представительный) орган субъекта РФ при установлении налога вправе не устанавливать отчетные периоды.

Среднегодовая стоимость имущества, признаваемого объектом налогообложения, определяется по следующей формуле:

где - остаточная стоимость основных средств на 1-е число каждого месяца налогового периода;

- остаточная стоимость основных средств на последнее число последнего месяца налогового периода;

М - количество месяцев налогового периода.

Налоговая ставка

Согласно ст. 380 НК РФ налоговые ставки устанавливаются законами субъектов РФ и не могут превышать 2,2%. При этом допускается установление дифференцированных налоговых ставок в зависимости от категорий налогоплательщиков и (или) имущества, признаваемого объектом налогообложения. В случае если налоговые ставки не определены законами субъектов РФ, налогообложение производится по ставке 2,2%.

Необходимо отметить, что налоговые ставки, установленные законами Республики Крым и города федерального значения Севастополя, не могут быть повышены в течение пяти последовательных налоговых периодов начиная с налогового периода, с которого применяется налоговая ставка.

Порядок исчисления суммы налога и сумм авансовых платежей по налогу

Исчисление сумм налогов и авансовых платежей по нему осуществляется в следующем порядке (ст. 382 НК РФ):

  • сумма налога исчисляется по итогам налогового периода как произведение соответствующей налоговой ставки и налоговой базы, определенной за налоговый период;
  • сумма налога, подлежащая уплате в бюджет по итогам налогового периода, определяется как разница между суммой налога, исчисленной в вышеуказанном порядке, и суммами авансовых платежей по налогу, исчисленных в течение налогового периода;
  • сумма налога, подлежащая уплате в бюджет, исчисляется отдельно в отношении имущества, подлежащего налогообложению по местонахождению учреждения, в отношении имущества каждого обособленного подразделения учреждения, имеющего отдельный баланс, в отношении каждого объекта недвижимого имущества, находящегося вне местонахождения учреждения, его обособленного подразделения, имеющего отдельный баланс, а также в отношении имущества, облагаемого по разным налоговым ставкам;
  • сумма авансового платежа по налогу исчисляется по итогам каждого отчетного периода в размере 1/4 произведения соответствующей налоговой ставки и средней стоимости имущества, определенной за отчетный период.

Бюджетные учреждения, в состав которых входят обособленные подразделения, имеющие отдельный баланс, уплачивают налог (авансовые платежи по налогу) в бюджет по местонахождению каждого из обособленных подразделений в отношении имущества, находящегося на отдельном балансе каждого из них, в сумме, определяемой как произведение налоговой ставки, действующей на территории соответствующего субъекта, на которой расположены эти обособленные подразделения, и налоговой базы (1/4 стоимости имущества), определенной за налоговый (отчетный) период, в отношении каждого обособленного подразделения (ст. 384 НК РФ).

В том случае, если имущество, закрепленное за учреждением, расположено вне места нахождения учреждения (обособленного подразделения, имеющего отдельный баланс), налог (авансовые платежи по налогу) уплачивается в бюджет по местонахождению каждого из указанных объектов недвижимого имущества в сумме, определяемой как произведение налоговой ставки, действующей на территории соответствующего субъекта РФ, на которой расположены эти объекты недвижимого имущества, и налоговой базы (1/4 средней стоимости имущества), определенной за налоговый (отчетный) период, в отношении каждого объекта недвижимого имущества.

Налоговая декларация

В соответствии с п. 1 ст. 386 НК РФ бюджетные учреждения обязаны по истечении каждого отчетного и налогового периода представлять в налоговые органы по своему местонахождению, по местонахождению каждого своего обособленного подразделения, имеющего отдельный баланс, а также по местонахождению каждого объекта недвижимого имущества (в отношении которого установлен отдельный порядок исчисления и уплаты налога) налоговые расчеты по авансовым платежам по налогу и налоговую декларацию по налогу.

Налоговые расчеты по авансовым платежам по налогу представляются не позднее 30 календарных дней с даты окончания соответствующего отчетного периода. Налоговые декларации по итогам налогового периода представляются налогоплательщиками не позднее 30 марта года, следующего за истекшим налоговым периодом.

Приказом ФНС России от 24.11.2011 N ММВ-7-11/895 утверждены формы налоговой декларации и налогового расчета по авансовым платежам по налогу и Порядки их заполнения. Согласно п. 1.1 Порядка заполнения налоговой декларации она включает в себя следующие разделы:

  1. титульный лист;
  2. разд. 1 "Сумма налога, подлежащая уплате в бюджет". Данный раздел заполняется в отношении суммы налога, подлежащей уплате в бюджет по месту нахождения учреждения, месту нахождения обособленного подразделения, имеющего отдельный баланс, месту нахождения недвижимого имущества;
  3. разд. 2 "Определение налоговой базы и исчисление суммы налога в отношении подлежащего налогообложению имущества российских организаций и иностранных организаций, осуществляющих деятельность в Российской Федерации через постоянные представительства". Декларация заполняется отдельно:

а) в отношении имущества, подлежащего налогообложению по месту нахождения учреждения;

б) в отношении имущества каждого обособленного подразделения учреждения, имеющего отдельный баланс;

в) в отношении недвижимого имущества, находящегося вне места нахождения учреждения и его обособленного подразделения, имеющего отдельный баланс;

г) в отношении имущества, облагаемого по разным налоговым ставкам;

д) в отношении каждого объекта недвижимого имущества, имеющего место фактического нахождения на территориях разных субъектов РФ либо на территории субъекта РФ;

е) в отношении имущества, расположенного на территории другого государства, в отношении которого суммы налога фактически уплачены за пределами РФ в соответствии с законодательством другого государства;

ж) в отношении льготируемого по конкретной налоговой льготе (за исключением налоговых льгот в виде уменьшения всей суммы налога, подлежащей уплате в бюджет, и налоговой льготы, установленной в виде понижения налоговой ставки) имущества;

з) в отношении железнодорожных путей общего пользования, магистральных трубопроводов, линий энергопередачи, а также сооружений, являющихся неотъемлемой технологической частью указанных объектов.

Необходимо отметить, что начиная с отчетных периодов 2015 г. учреждениями, заявляющими право на льготу по п. 25 ст. 381 НК РФ, по строке с кодом 130 соответствующего разд. 2 налогового расчета по авансовому платежу, заполняемого в отношении указанного имущества, должен быть указан присвоенный данной налоговой льготе код 2010257 (Письмо ФНС России от 17.12.2014 N БС-4-11/26159@ "О налоге на имущество организаций"). Аналогичный код необходимо указать и по строке 160;

  1. разд. 3 "Исчисление суммы налога за налоговый период по объекту недвижимого имущества, налоговая база в отношении которого определяется как кадастровая (инвентаризационная) стоимость". Данный раздел бюджетные учреждения не заполняют.

Бухгалтерский учет

Расчеты бюджетного учреждения с бюджетом по налогу на имущество отражаются в бухгалтерском учете с использованием счета 0 303 12 000 "Расчеты по налогу на имущество организаций". В соответствии с Указаниями о порядке применения бюджетной классификации Российской Федерации, утвержденными Приказом Минфина России от 01.07.2013 N 65н, расходы на уплату налога на имущество следует отражать по статье 290 "Прочие расходы" КОСГУ.

Операции по начислению и перечислению налога на имущество организаций можно отразить следующим образом.

Должна ли организация применять ФСБУ 6/2020 к уже введенным в эксплуатацию и используемым основным средствам, или правила стандарта распространяются только на ОС, приобретенные (созданные) уже после перехода на его применение?

Да, должна. По общему правилу переход на ФСБУ 6/2020 осуществляется ретроспективно. Это значит, что новый стандарт должен применяться не только к будущим объектам, но и к ОС, уже имеющимся в наличии у организации на момент перехода на применение ФСБУ 6/2020 (п. 48 Стандарта). Соответственно, это требует изменения сформированных ранее данных бухучета.

Исключением из данного правила являются организации, которые вправе применять упрощенные способы ведения бухучета, включая упрощенную бухотчетность. Такие организации вправе применять ФСБУ 6/2020 перспективно. То есть только в отношении ОС, созданных или приобретенных уже после начала применения нового стандарта (п. 51 Стандарта).

Наша организация планирует перейти на ФСБУ 6/2020, установив лимит стоимости основных средств в 100 000 рублей. Как нам в таком случае вести учет малоценных основных средств, которые ниже этой стоимости?

Организация может не применять ФСБУ 6/2020 в отношении активов, имеющих стоимость ниже установленного лимита. Поэтому затраты на приобретение и создание таких малоценных активов могут признаваться расходами того периода, в котором они понесены (п. 5 Стандарта). Решение о неприменении ФСБУ 6/2020 к таким активам должно быть раскрыто в бухотчетности с указанием лимита стоимости, установленного организацией.

ФСБУ 6/2020 разрешает компаниям самостоятельно устанавливать лимиты по ОС, но в соответствии со ст. 257 НК РФ под ОС понимается только имущество с первоначальной стоимостью более 100 000 рублей. Можем ли мы установить лимит меньше указанной суммы, или лимит должен непременно превышать 100 000 рублей?

Действительно, в отличие от ПБУ 6/01, новый стандарт не ограничивает минимальное значение стоимости актива (по правилам ПБУ – это 40 000 рублей) для его признания основным средством. Соответственно, компании, перешедшие на ФСБУ, вправе увеличить лимит по ОС сверх ранее применяемого значения в 40 000 рублей. Теперь разрешается повысить лимит, к примеру, до 100 000 рублей.

Сделано это было для того, чтобы по возможности максимально сблизить налоговый и бухгалтерский учет организаций. Но это не значит, что организация не может установить лимит по ОС ниже 100 000 рублей. ФСБУ 6/2020 на данный счет не содержит никаких ограничений и позволяет компаниям самим определяться с лимитом по ОС.

Как после перехода на ФСБУ 6/2020 считать налог на имущество по недвижимости, учтенной в качестве ОС, если новый стандарт не содержит правил расчета остаточной стоимости ОС?

Для этого из первоначальной стоимости недвижимого имущество необходимо отнять суммы накопленной амортизации и обесценения. К получившемуся результату требуется прибавить стоимость всех последующих капитальных вложений, связанных с улучшением или восстановлением недвижимости (письмо Минфина от 22.12.2020 № 03-05-05-01/112530).

Нужно ли после перехода на ФСБУ 6/2020 учитывать дорогостоящие запчасти (стоимость – свыше 100 000 рублей) в составе основных средств?

Все зависит от характеристик данных запчастей. Если такие запчасти предназначены для использования организацией в течение периода более 12 месяцев или обычного операционного цикла, превышающего 12 месяцев, то они учитываются в качестве ОС (п. 4 Стандарта). Если срок их использования меньше 1 года, то они относятся к запасам.

Как при переходе на ФСБУ 6/2020 учитывать малоценные ОС? Нужно ли их относить к запасам?

Нет, не нужно. Все затраты на приобретение и создание таких активов в рамках применения нового стандарта признаются расходами того периода, в котором они понесены (п. 5 Стандарта).

Наша организация применяет ФСБУ 6/2020 с начала 2021 года. При этом все малоценные ОС на начало года были переведены в состав материальных запасов. Не является ли это нарушением?

shutterstock_1182908518.jpg

По общему правилу (исходя из установленных сроков перехода на ФСБУ 6/2020) активы стоимостью в пределах лимита, установленного в учетной политике организации, но не более 40 000 рублей за единицу, в течение 2021 года могут отражаться в бухгалтерском учете и раскрываться в бухгалтерской отчетности в составе материально-производственных запасов.

Однако данное правило может применяться только для тех ситуаций, когда организация еще не перешла на применение ФСБУ 6/2020 и продолжает применять ПБУ 6/01 (письмо Минфина от 02.03.2021 № 07-01-09/14384). В вашем же случае такие активы в составе запасов не учитываются, а их стоимость относится непосредственно на расходы.

ФСБУ 6/2020 допускает одновременный учет недвижимости как на балансе самой организации, так и на балансе ее структурных подразделений. Кто в таких случаях признается налогоплательщиком налога на имущество и должен платить налог за недвижимость?

Налогоплательщиком по налогу на имущество организаций в отношении объектов недвижимости, учитываемых на балансе в качестве ОС, признается балансодержатель недвижимого имущества (пп. 1 п. 1 ст. 374 НК РФ). Если такая недвижимость учитывается одновременно как на балансе организации (на праве собственности), так и на балансе ее обособленных подразделений (на праве оперативного управления), то плательщиком налога признается собственник этих объектов недвижимого имущества (письмо Минфина от 22.12.2020 № 03-05-05-01/112530).

Здесь нужно отметить, что данное правило применяется к объектам недвижимости, налоговая база по которым определяется по среднегодовой стоимости. По той же недвижимости, которая облагается по кадастровой стоимости, налогоплательщиком признается организация, у которой эти объекты находятся либо на праве собственности, либо на праве хозяйственного ведения (пп. 2 п. 1 ст. 374 НК РФ). То есть плательщиками могут выступать как сами организации-балансодержатели, так и их структурные подразделения.

Как после перехода на ФСБУ 6/2020 учитывать капитальные вложения в арендованную недвижимость?

Должна ли некоммерческая организация с 2022 года (обязательный переход на ФСБУ 6/2020) начать начислять амортизацию по имеющимся и приобретаемым ОС, или она может продолжить начислять износ в забалансовом учете?

По действующим правилам в отношении объектов основных средств некоммерческих организаций амортизация не начисляется. По ним на забалансовом счете производится обобщение информации о суммах износа, начисляемого линейным способом (п. 17 ПБУ 6/01).

Однако ФСБУ 6/2020, который станет общеобязательным для применения с 2022 года, таких оговорок в отношении основных средств НКО не делает. Следовательно, с нового года НКО должны будут начислять амортизацию по ОС на общих основаниях.

Обязательно ли начислять амортизацию по ОС непременно с даты признания объекта в бухучете? Нельзя ли перенести начало амортизации на более поздний срок?

Нет, не обязательно. ФСБУ 6/2020 допускает возможность перенесения момента начала амортизации на более позднее время. По общему правилу начисление амортизации объекта ОС начинается с даты его признания в бухучете. Однако по решению самой организации допускается начинать начисление амортизации с 1-го числа месяца, следующего за месяцем признания объекта ОС в бухучете.

То же самое касается и прекращения начисления амортизации. По решению организации амортизацию можно прекратить с 1-го числа месяца, следующего за месяцем списания объекта (п. 33 Стандарта). Таким образом, переход на ФСБУ 6/2020 не исключает возможности применения правил начисления амортизации, установленных ПБУ 6/01.

Нужно ли по новым правилам прекращать амортизацию, если ОС временно выводится из производственного процесса и перестает эксплуатироваться?

Нет, не нужно. Начисление амортизации по ОС не приостанавливается даже в тех в ситуациях, когда организация объявляет простой или временно прекращает использовать ОС.

Исключение составляют случаи, когда ликвидационная стоимость ОС становится равной или превышает балансовую стоимость ОС. Здесь амортизацию следует прекратить. Но если через какое-то время ликвидационная стоимость ОС становится меньше его балансовой стоимости, амортизация по ОС возобновляется (п. 30 Стандарта).

Бюджетный учет в казенных учреждениях — это упорядоченная система сбора, обработки и хранения всей информации в денежном выражении, которая касается любого имущества, обязательства и их движения. КУ имеют ряд отличительных особенностей от других экономических субъектов. Они кроются в способах организации и ведения бухучета.

Правовое регулирование

Казенщики являются отдельным типом государственных и муниципальных организаций, созданных для выполнения госзаданий и муниципальных заданий или осуществления функций органов власти, финансируемых за счет средств соответствующего бюджета на основании бюджетной сметы. Правила организации и ведения бухучета в казенных учреждениях регламентируют:

  • Закон №402-ФЗ в части ключевых вопросов организации бухучета;
  • Инструкция №157н и Инструкция 162н в бюджетном учете в 2021 году для казенных учреждений;
  • Инструкция №132н в части формирования кодов бюджетной классификации для отражения операций в бухучете КУ;
  • Инструкция №191н в части состава и порядка формирования отчетности в казенных организациях;
  • Порядок №209н в части формирования КОСГУ;
  • федеральные стандарты БУ, регламентирующие отраслевые методы учета;
  • методические рекомендации, письма и пояснения Министерства финансов РФ и отдельных ведомств в части урегулирования вопросов по ведению БУ.

В основную систему нормативного регулирования бухучета относят региональные и муниципальные нормативные акты, устанавливающие отдельные правила учета и составления отчетности.

Новое в бюджетном учете в 2021 году

В 2021 году учет, отчетность и налогообложение казенного учреждения ведется с обязательным применением новых ФСБУ:

Стандарты применяйте в учете с 01.01.2021, а в отчетности — начиная с отчетности 2021 года.

В 2020 ввели такие ФСБУ:

  • в справку о наличии имущества и обязательств на забалансовых счетах (форма 0503130) добавили новые счета;
  • для Сведений по дебиторской и кредиторской задолженности (форма 0503169) установили новые требования к заполнению КОСГУ 560, 660, 730, 830;
  • в Сведения об изменении остатков баланса (форма 0503173) включили новый раздел.

Новые стандарты бухучета с 2021 года

С 2021 года все выплаты персоналу делятся на две группы:

  • текущие — заработная плата;
  • отложенные — отпускные.

Порядок оценки и бухучета выплат персоналу зависит от группы. Текущие учитывают в составе принятых обязательств по оплате труда и начислениям на них, а отложенные — в составе резерва, на счете 0 401 60 000.

С января 2021 года права пользования нематериальными активами отражаются на новых подстатьях КОСГУ:

  • неисключительные права с определенным сроком полезного использования — 352, 452;
  • неисключительные права с неопределенным сроком полезного использования — 353, 453.

Другие изменения

Чиновники скорректировали практически все действующие инструкции по бюджетному учету. Минфин опубликовал новый порядок формирования кодов бюджетной классификации для отражения доходных и расходных операций — Приказ №85н от 06.06.2019 в редакции Приказа №267н от 16.11.2020. Общая структура КБК сохранена, но изменения есть, и их довольно много.

Нововведения коснулись и действующего порядка формирования КОСГУ. При учете применяется новая редакция Приказа №209н. Добавлены новые бухгалтерские коды, названия некоторых старых изменены, а некоторые вовсе исключены.

В Инструкцию 162н внесены изменения Приказом №246н от 28.10.2020. Скорректированная таблица плана счетов казенного учреждения на 2021 год выглядит следующим образом:

Основные средства — недвижимое имущество учреждения

Увеличение стоимости жилых помещений — недвижимого имущества учреждения

Уменьшение стоимости жилых помещений — недвижимого имущества учреждения

Основные средства — иное движимое имущество учреждения

Земля — недвижимое имущество учреждения

Амортизация недвижимого имущества учреждения

Амортизация нежилых помещений (зданий и сооружений) — недвижимого имущества учреждения

Денежные средства учреждения

Денежные средства учреждения на лицевых счетах в органе казначейства

Поступления денежных средств учреждения на лицевые счета в органе казначейства

Выбытия денежных средств учреждения с лицевых счетов в органе казначейства

Денежные средства учреждения в кредитной организации

Расчеты по долговым обязательствам в рублях

Расчеты по принятым обязательствам

Расчеты по заработной плате

Расчеты по начислениям на выплаты по оплате труда

Расчеты по работам, услугам

Санкционирование расходов в бюджетном учете

Бухгалтерские проводки по санкционированию расходов казенных организаций следует отражать в разрезе кредиторов, договоров и соглашений и прочих аналитических показателей, которые установлены для субъекта учета в его учетной политике. Объединение и обобщение информации в обход организации достоверного аналитического учета недопустимо. Остатки по принятым обязательствам на конец отчетного года подлежат обязательной перерегистрации в следующем периоде.

Актуальные проводки по санкционированию в казенном учреждении с примерами 2021 года:

Сумма обязательств, принятых по контракту, заключенному по итогам осуществления конкурентных способов определения поставщиков, исполнителей, подрядчиков

Операция в иных случаях принятия обязательств

Суммы, принятые учреждением за счет ранее сформированных отложенных обязательств

Отчетность казенного учреждения в 2021 году

Большинство вопросов бухгалтеров связаны с составлением пояснительной записки к годовому отчету казенного учреждения.

Форма пояснительной записки (ф. 0503160) состоит из пяти разделов:

  1. Организационная структура субъекта бюджетной отчетности (БО).
  2. Результаты деятельности субъекта БО.
  3. Анализ отчета об исполнении бюджета субъектом БО.
  4. Анализ показателей финансовой отчетности субъекта БО.
  5. Прочие вопросы деятельности субъекта БО.

Каждый из разделов отчета содержит в себе специальные табличные формы и текстовую информацию — пояснения к показателям годовой отчетности.

Распорядитель бюджетных средств вправе установить дополнительные отчетные формы, детализированную информацию и отраслевые требования по формированию пояснительной записки. Требования доводят до казенщиков отдельным распорядительным актом.

Пояснительная записка

С 2017 года — автор и научный редактор электронных журналов по бухучету и налогообложению. Но до этого времени вела бухгалтерский и налоговый учет в бюджетной сфере, в том числе как главбух.

Что изменится по налогу на имущество организаций в 2020 году? Изменений, вступающих в силу с 1 января 2020 года немного, но для кого-то они окажутся существенными. Начнем с позитивных поправок.

Изменения в отчетности

Отмена Расчетов

С 1 января 2020 года отменена обязанность по представлению Расчетов по авансовым платежам (п.2 ст.386 НК РФ в ред. Федерального закона от 15.04.2019 N 63-ФЗ (далее — ФЗ N 63-ФЗ)). Но сами авансовые платежи будут уплачиваться в прежнем порядке (п.12 ст.378.2 и п.4 ст.382 НК РФ).

К сведению! Приказом ФНС от 14.08.2019 № СА-7-21/405@ уже утверждена новая форма декларации по налогу на имущество, учитывающая нововведения.

Так, Раздел 1 Декларации дополнен строками, содержащими информацию об исчисленной сумме налога, подлежащей уплате в бюджет за налоговый период, и об исчисленных суммах авансовых платежей по налогу.

Станет обязательной новая форма декларации по налогу на имущество организаций в 2020 году. Но отчитаться по новой форме налогоплательщикам придется, начиная с отчетности за 2019 год.

Единая декларация

Положения о возможности представления единой отчетности будут официально закреплены в п.1.1 ст.368 НК РФ (п. 1.1 введен ФЗ N 63-ФЗ).

Напомним, что налогоплательщик состоящий на учете в нескольких налоговых инспекциях по месту нахождения принадлежащих ему объектов недвижимого имущества, на территории одного субъекта Российской Федерации, вправе представлять налоговую декларацию в отношении всех таких объектов в одну из выбранных им налоговых инспекций, если:

  • объекты облагаются по среднегодовой стоимости и
  • в субъекте РФ не установлены нормативы отчислений от налога в местные бюджеты.

Для представления по налогу на имущество организаций единой отчетности налогоплательщику необходимо ежегодно уведомлять соответствующий налоговый орган по субъекту Российской Федерации. Срок — до 1 марта года, за который организация собирается представлять единую декларацию. Изменение выбранного налогоплательщиком порядка представления налоговой декларации в течение года не допускается.

Уведомление представляется по форме, утвержденной ФНС РФ. Форма Уведомления утверждена Приказом ФНС России от 19.06.2019 N ММВ-7-21/311@ (далее-Приказ ФНС).

Обратите внимание! В 2019 году многие налогоплательщики в соответствии с разъяснениями ФНС РФ представляли единую отчетность по налогу на имущество. Но для того, чтобы продолжить отчитываться в прежнем порядке и представлять единую декларацию по нескольким объектам за 2020 год необходимо снова уведомить налоговый орган о применении такого порядка до 1 марта 2020 года по форме, утвержденной Приказом ФНС (Письмо ФНС России от 12.08.2019 N СД-4-21/15951@).

С 01.01.2020 г. объектов, облагаемых налогом на имущество организаций по кадастровой стоимости, станет больше.

Во-первых, к объектам обложения налогом на имущество, облагаемым по кадастровой стоимости будет относиться не только недвижимость, учитываемая на балансе в качестве основных средств, но и иные объекты недвижимости (например, объекты, предназначенные для продажи и учитываемые на сч. 41 или 43) (п. 1 ст. 374 НК РФ в ред. Федерального закона от 29.09.2019 N 325-ФЗ (далее ФЗ N 325-ФЗ)).

К сведению! По среднегодовой стоимости, как и прежде, будут облагаться только объекты недвижимости, учитываемые на балансе в качестве основных средств (учитывая особенности налогообложения недвижимости, переданной/приобретенной в рамках договора доверительного управления (ст.378 НК РФ) или концессионного соглашения (ст.378.1 НК РФ) (пп.1 п.1 ст.374 НК РФ).

  • недвижимость относится к виду недвижимости (объектов), установленной Законом субъекта РФ;
  • кадастровая стоимость недвижимости установлена.

Например, у организации есть в собственности машино-места, в т.ч. приобретенные для продажи. В субъекте РФ, где они находятся Законом установлено, что налогом по кадастровой стоимости облагаются машино-места. Соответственно с 2020 года организация будет уплачивать налог на имущество по таким объектам, если кадастровая стоимость машино-мест установлена.

К ведению!

Когда организация ведет деятельность на общей системе налогообложения, то она должна платить ряд налогов, среди которых есть налог на имущество (далее – налог). Чтобы правильно и вовремя рассчитывать и оплачивать налог, его учет нужно вести в системе 1С. Как учитывать налог на имущество в 1С 8.3, расскажем в этой статье.

Налоговая база, ставки

В главе 30 Налогового кодекса РФ обозначен объект налогообложения и ставка налога. Максимальный размер налога – 2,2%. Расчет налога производится по такой формуле:

Налог = налоговая база (руб.) х ставка налога (%) – сумма авансовых платежей (руб.).

Дополнительно в статье 381 НК РФ указаны федеральные льготники по налогу. Настраивая программу 1С, важно проверить, были ли внесены изменения в законодательство на региональном или федеральном уровне относительно регулирования налога. Важно регулярно обновлять программу 1С, чтобы были учтены все нововведения законодательства. Это можно сделать самостоятельно или обратиться к компании-франчайзи, которая оказывает услуги доработки 1С версий ПРОФ и КОРП. С ней должен быть подписан договор ИТС.

Настройка 1С для расчёта налога на имущество

Налог на имущество в 1С





  • с другим кодом по ОКТМО (дает возможность по другим реквизитам формировать платежные поручения на уплату налога);
  • по месту нахождения организации;
  • в другом налоговом органе.



В этой вкладке нужно поставить код вида учета. Нажав на активную кнопку, по строке появится окно выбора групп имущества.



  • применение сниженной ставки;
  • освобождение от налогообложения;
  • не применение льгот.



Налог на имущество в 1С





Налоговая декларация

Кстати, с 2022 года в России впервые вводится единый срок оплаты налога на имущество организаций – 1 марта. Об остальных изменениях в порядке уплате этого налога читайте в нашем обзоре.

Для примера рассмотрим создание расчета по налогу на имущество за 1 квартал 2018 года и начисления по нему.



  • наименование;
  • КПП;
  • ИНН;
  • отчетный период;
  • код налогового органа и прочие сведения.





Например, организация купила два объекта ОС:

В Разделе 2 на первой странице указана остаточная стоимость здания цеха по состоянию на каждое первое число первого месяца отчетного периода.



Код строки 030 отображает остаточную стоимость здания цеха на 1 февраля 2018 г. Она рассчитывается как разница между стоимостью приобретения и НДС: 12 млн руб. – 2 160 тыс. руб. = 9 840 тыс. рублей. Остаточная стоимость снижается в следующие отчетные даты на суммы ежемесячных амортизационных отчислений – это 41 тыс. руб.

(9840 тыс. руб. / 240 мес.)

В Разделе 1 в нижних полях первой страницы обозначаются средняя стоимость за отчетный период, сниженная налоговая ставка по определенному объекту и сумма налога, назначенная к уплате в бюджет.



Средняя стоимость имущества формируется путем суммирования стоимости имущества на каждую дату исследуемого периода, разделенное на 4: (9048+9799+9758)/4=7349,3 тыс. руб.

В результате определяется налоговая база, которую необходимо умножить на ставку налога (в размере 1%). Это выглядит следующим образом: 7349,3 х 1% = 73,493 тыс. руб. Нужно учитывать, что получилась годовая сумма налога, которую необходимо поделить на 4 квартала – 18 882. Это отражено в строке 180.

Налог на имущество в 1С

В нижних полях установлена ставка налога 1,9%, а также отображена итоговая сумма налога по рассматриваемому объекту – 14 894 руб.



В Разделе 1 в строке 030 итоговая сумма налога равняется сумме налога по двум страницам – 14 894 руб. + 18 373 руб. = 33 267 руб. В Разделе 2.1 указаны данные по объектам ОС.

Налог на имущество в 1С

Раздел 3 оформляется в ситуации, если организация начисляет налог по объекту, у которого налоговая база рассчитывается по кадастровой стоимости. Используя программу 1С, выполнить расчет налога на имущество достаточно легко и оперативно. Важно внимательно вводить исходные данные в систему, чтобы избежать ошибок.

Если у вас есть вопросы по расчету имущественных налогов, свяжитесь с нашими специалистами по сопровождению 1С, мы с радостью вам поможем!

Читайте также: