Начислен социальный налог рабочим вспомогательного производства

Обновлено: 19.05.2024

Что учитывается на счете 23

На счете 23 учитываются расходы, связанные с деятельностью вспомогательных и подсобных производств, обслуживающих основное производство (например, транспортного отдела, цеха по изготовлению инструментов и запасных частей и т. п.).

Счет 23 применяется, если организация ведет учет таких расходов обособленно.

Производственные расходы по способу отнесения их на себестоимость продукции делятся на прямые и косвенные.

Прямые расходы непосредственно связаны с деятельностью вспомогательного производства (заработная плата рабочих вспомогательного производства; стоимость материалов, израсходованных вспомогательным производством; расходы по содержанию и амортизационные отчисления по оборудованию вспомогательного производства и т. п.).

Прямые расходы отражайте непосредственно по дебету счета 23 и кредиту счетов, предназначенных для учета начисленной амортизации, материалов, расчетов с персоналом по оплате труда и т. д.

Косвенные расходы связаны с управлением и обслуживанием вспомогательного производства (заработная плата административного персонала, расходы на содержание основных средств общехозяйственного назначения и т. п.).

Как учесть прямые расходы

Амортизацию по объектам основных средств, которые используют во вспомогательном производстве, начислите проводкой:

ДЕБЕТ 23 КРЕДИТ 02

– начислена амортизация по основным средствам вспомогательного производства.

Материалы и запасные части, израсходованные вспомогательным производством, спишите проводкой:

ДЕБЕТ 23 КРЕДИТ 10

– списаны материалы, израсходованные вспомогательным производством.

ДЕБЕТ 23 КРЕДИТ 16

– списана сумма отклонений в стоимости материалов, использованных вспомогательным производством.

Некоторые работы, связанные с деятельностью вспомогательного производства, могут выполнять сторонние организации.

Стоимость таких работ (услуг) отразите проводкой:

ДЕБЕТ 23 КРЕДИТ 60 (76)

– учтена в затратах вспомогательного производства стоимость работ (услуг), выполненных сторонними организациями.

Суммы НДС, указанные в счетах-фактурах сторонних организаций, отразите так:

ДЕБЕТ 19 КРЕДИТ 60 (76)

– учтен НДС по работам (услугам) сторонних организаций;

– произведен налоговый вычет.

После оплаты работ (услуг) сделайте запись:

ДЕБЕТ 60 (76) КРЕДИТ 51

– оплачены работы (услуги) сторонних организаций.

Заработную плату работникам вспомогательного производства начислите проводкой:

ДЕБЕТ 23 КРЕДИТ 70

– начислена заработная плата работникам вспомогательного производства.

Сразу после начисления заработной платы начислите страховые взносы во внебюджетные фонды.

Для этого сделайте проводки:

ДЕБЕТ 23 КРЕДИТ 69-1-1

– начислены страховые взносы с заработной платы работников в части, подлежащей перечислению в Фонд социального страхования;

ДЕБЕТ 23 КРЕДИТ 69-2

– начислены взносы с заработной платы работников в части, подлежащей перечислению в Пенсионный фонд;

ДЕБЕТ 23 КРЕДИТ 69-3-1

– начислены страховые взносы с заработной платы работников в части, подлежащей перечислению в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования.

Помимо страховых взносов на заработную плату работников вспомогательного производства вам нужно начислить взносы на социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний:

ДЕБЕТ 23 КРЕДИТ 69-1-2

– начислены взносы на социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профзаболеваний.

Как учесть косвенные расходы

При отражении этих расходов в учете сделайте проводку:

ДЕБЕТ 25 (26) КРЕДИТ 10 (60, 70, 69, …)

– отражена сумма общепроизводственных (общехозяйственных) расходов.

Долю косвенных расходов, относящуюся к деятельности вспомогательного производства, ежемесячно списывайте на счет 23:

ДЕБЕТ 23 КРЕДИТ 25 (26)

– доля общепроизводственных (общехозяйственных) расходов включена в затраты по содержанию вспомогательного производства.

Способ списания общехозяйственных расходов должен быть закреплен в учетной политике вашей организации.

Как списать расходы, учтенные на счете 23

Вспомогательное производство может выполнять работы (оказывать услуги) для нужд:

  • основного производства;
  • обслуживающего производства и хозяйства;
  • сторонних организаций.

Выполнение работ (оказание услуг) для нужд основного или обслуживающего производства (хозяйства)

Расходы вспомогательного производства, связанные с обеспечением деятельности основного производства, спишите проводкой:

ДЕБЕТ 20 КРЕДИТ 23

– списаны расходы вспомогательного производства по выполнению работ (оказанию услуг) для основного производства.

Расходы вспомогательного производства, связанные с обеспечением деятельности обслуживающего производства (хозяйства), спишите так:

ДЕБЕТ 29 КРЕДИТ 23

– списаны расходы вспомогательного производства по выполнению работ (оказанию услуг) для обслуживающего производства (хозяйства).

Зачастую определить, какие именно расходы вспомогательного производства относятся к деятельности основного или обслуживающего производства, невозможно (например, расходы по содержанию электрической подстанции или ТЭЦ, обеспечивающей всю организацию электроэнергией или теплом). Поэтому распределить такие расходы вы должны пропорционально какому-либо показателю.

Таким показателем может быть заработная плата рабочих различных производств, сумма прямых затрат, связанных с содержанием того или иного производства, и т. д.

Порядок распределения расходов вспомогательного производства должен быть закреплен в учетной политике вашей организации.

Пример. Как списать расходы вспомогательного производства по выполнению работ для основного/обслуживающего производства

  • расходы основного производства по производству готовой продукции – 170 000 руб.;
  • расходы обслуживающего производства – 35 000 руб.

Расходы вспомогательного производства по обеспечению организации теплом составили 70 000 руб.

ДЕБЕТ 20 КРЕДИТ 10 (70, 69, …)

– 170 000 руб. – учтены затраты основного производства;

ДЕБЕТ 29 КРЕДИТ 10 (70, 69, …)

– 35 000 руб. – учтены затраты обслуживающего производства;

ДЕБЕТ 23 КРЕДИТ 10 (70, 69, …)

– 70 000 руб. – учтены расходы вспомогательного производства.

В учетной политике комбината установлено, что расходы вспомогательного производства распределяются между отдельными производствами пропорционально прямым расходам по их содержанию.

Расходы вспомогательного производства распределятся в следующем порядке:

  • расходы, относящиеся к деятельности основного производства, – 58 049 руб. (170 000 : 205 000 × 70 000);
  • расходы, относящиеся к деятельности обслуживающего производства, – 11 951 руб. (35 000 : 205 000 × 70 000).

Бухгалтер должен сделать проводки:

ДЕБЕТ 20 КРЕДИТ 23

– 58 049 руб. – списаны расходы вспомогательного производства на затраты по содержанию основного производства;

ДЕБЕТ 29 КРЕДИТ 23

– 11 951 руб. – списаны расходы вспомогательного производства на затраты по содержанию обслуживающего производства.

Выполнение работ для сторонних организаций

После того как на результаты выполненных работ (оказанных услуг) право собственности перейдет к заказчику, сделайте проводку:

ДЕБЕТ 62 КРЕДИТ 90-1

– отражена выручка от продажи результатов работ (услуг).

После этого спишите все затраты вспомогательного производства, связанные с выполнением этих работ (оказанием услуг):

ДЕБЕТ 90-2 КРЕДИТ 23

– списаны расходы вспомогательного производства по выполненным работам (услугам)

и начислите налог на добавленную стоимость (если работы или услуги облагаются этим налогом):

– начислен налог на добавленную стоимость.

В конце месяца определите финансовый результат от продажи результатов работ (услуг) вспомогательным производством:

ДЕБЕТ 90-9 КРЕДИТ 99

– отражена прибыль от продажи результатов работ (услуг)

ДЕБЕТ 99 КРЕДИТ 90-9

– отражен убыток от продажи результатов работ (услуг).

ДЕБЕТ 23 КРЕДИТ 10 (70, 69, …)

– 60 000 руб. – отражены расходы, связанные с выполнением работ для сторонних организаций;

ДЕБЕТ 62 КРЕДИТ 90-1

– 120 000 руб. – отражена выручка от реализации работ заказчику;

ДЕБЕТ 90-2 КРЕДИТ 23

– 60 000 руб. – списаны расходы вспомогательного производства, связанные с выполнением работ;

– 20 000 руб. – начислен НДС.

В конце месяца бухгалтер должен сделать запись:

ДЕБЕТ 90-9 КРЕДИТ 99

– 40 000 руб. (120 000 – 60 000 – 20 000) – отражена прибыль от реализации работ, выполненных вспомогательным производством.

Начисление и уплата страховых взносов в бюджет — это прямое обязательство всех российских работодателей. Отражение данных операций является неотъемлемой частью бухучета заработной платы и ее налогообложения. Прежде чем формировать проводки по перечислению страховых взносов, разберемся в ключевых аспектах в части страхового обеспечения трудоустроенных граждан.

Особенности налогообложения

Еще в 2017 году страховое обеспечение граждан претерпело значительные реформации. Так, единым администратором поступлений стала Федеральная налоговая служба. Напомним, что ранее платежи по страховому обеспечению зачислялись напрямую во внебюджетные фонды (ПФ РФ, ФФОМС, ФСС).

Теперь основной нормативный акт, регламентирующий порядок налогообложения и тарифы по страховым взносам (СВ) — это глава 34 НК РФ. Общеустановленные тарифы едины для всех экономических субъектов:

  1. Обязательное пенсионное страхование — 22%.
  2. Обязательное медицинское страхование — 5,1%.
  3. Страхование от временной нетрудоспособности и по материнству — 2,9%.

В 2021 году для малого бизнеса действуют пониженные тарифы страховых взносов по выплатам работников выше МРОТ (102-ФЗ от 01.04.2020). Льготные тарифы таковы:

Для отражения льготных начислений используются те же счета бухгалтерского учета для страховых взносов по обычным тарифам.

Отметим, что страхование от несчастных случаев на производстве и от профессиональных заболеваний (на травматизм) следует перечислять в Фонд социального страхования. То есть взносы на травматизм в ведение ФНС переданы не были. Размер платежей варьируется от 0,2 до 8,5% в зависимости от класса опасности основного вида деятельности компании.

По СВ на ОПС установлен лимит: в 2021 году — 1 465 000 рублей. Если сумма налогооблагаемых доходов по работнику превысила указанный предел, то тариф снижается до 10%. Для ВНиМ утвержден допустимый предел в 966 000 рублей для 2021 года. При превышении данного лимита ставка снижается до 0%, то есть СВ по ВНиМ при превышении лимита не платят.

Эксперты КонсультантПлюс разобрали, как правильно заполнить платежку на оплату страхвзносов. Используйте эти инструкции бесплатно.

Правила расчета

Страховое обеспечение начисляется практически на все виды доходов трудящихся, которые получены ими в качестве вознаграждений за труд. К примеру, перечислены взносы на обязательное пенсионное страхование работников бюджетного учреждения (аналогично и для коммерции, и для НКО) со следующих видов выплат:

  • заработная плата (должностной оклад или тарифная ставка);
  • стимулирующие и компенсационные выплаты (премии, доплаты за переработку, ночные и праздничные);
  • районные и территориальные доплаты и коэффициенты;
  • оплата очередных трудовых отпусков, учебных и прочих;
  • иные виды выплат (например, командировочные, доплаты за совмещение и прочие);
  • выплаты по договорам ГПХ, авторского заказа, подряда.

А вот полностью освобождены от налогообложения СВ все виды государственных пособий (по болезни, беременности и родам, единовременные выплаты), материальная помощь, пособия по безработице, льготные выплаты, пенсии и аналогичные виды доходов.

Счета учета

Для детализации данных по каждому виду страхового обеспечения в плане счетов предусмотрены субсчета:

  • 69.1 — для отражения операций по социальному обеспечению граждан (ВНиМ и НС и ПЗ);

Необходимо предусмотреть дополнительную аналитику по субсчету 69.1, например:

  • 69.1/1 — начисления в пользу ВНиМ;
  • 69.1/2 — данные о платежах в ФСС в пользу страхования от несчастных случаев и профзаболеваний.
  • 69.2 — для начисления страховых взносов в части ОПС;
  • 69.3 — информация о начисленных страховых взносах по ОМС.

По кредиту данных бухгалтерских счетов отражается начисление СВ, а по дебету — их оплата. Таким образом, проводка, если начислены страховые взносы во внебюджетные фонды, — ДТ 20 КТ 69.1.

Стоит отметить, что работодатель начисляет страховые взносы только на фонд заработной платы, то есть с суммы налогооблагаемых выплат и вознаграждений за труд. Никаких удержаний из заработка граждан при исчислении СВ не производится.

Типовые проводки

Рассмотрим ключевой алгоритм начисления СВ и отражения их в учете на конкретном примере.

Начислена заработная плата основного персонала

Документ-основание: зарплатные ведомости за январь

Бухгалтерская проводка, если начислены страховые взносы от заработной платы на временную нетрудоспособность и материнство

Начисление СВ на ОПС

Отражены СВ на ОМС

Бухгалтерская проводка, если начислены взносы во внебюджетные фонды на травматизм (в ФСС)

Деньги перечислены в ФНС и фонды:

Документ-основание: платежные поручения, выписка из банковской организации о состоянии расчетного счета

99 или 91 (в зависимости от способа, закрепленного в учетной политике)

69 (по соответствующему субсчету)

Требование Федеральной налоговой службы

Отражена оплата пени

69 (по соответствующему субсчету)

20 — если недоимка была начислена за текущий год;

91.2 — если недоимка выставлена за прошлые отчетные периоды

69 (по соответствующему субсчету)

Требование Федеральной налоговой службы

Страхование индивидуальных предпринимателей

Страховое обеспечение индивидуальных предпринимателей (в отношении самих себя) существенно отличается от норм, предусмотренных для работодателей. Так, за 2021 год бизнесмен обязан перечислить в бюджет фиксированные платежи:

  • 32 448 рублей — на ОПС;
  • 8426 рублей — на ОМС.

Однако если его доходы превысят 300 000 рублей в год, то с суммы превышения придется дополнительно перечислить 1% в ФНС на обязательное пенсионное страхование. Подробнее об обязательных платежах ИП за себя: ИП: страховые взносы в 2021 году.

Фиксированные суммы страховых взносов для ИП

Как составлять проводки? Если ИП не прибегает к привлечению наемных работников, то отражать начисление страховых взносов не нужно. Малый бизнес освобожден от обязанности ведения бухгалтерского учета по общим правилам. Субъекты МСП вправе вести упрощенный учет, полный либо вовсе отказаться от ведения бухгалтерии. Следовательно, отражать СВ проводками не обязательно.

Однако если ИП решил вести бухучет по общепринятым нормам и такое решение закрепил в своей учетной политике, то начисление фиксированных платежей ИП отражается в бухучете с применением счета 69 и соответствующего субсчета к нему.

Читайте также: