Может ли соцзащита сделать запрос о доходах в налоговую

Обновлено: 17.05.2024

Справку 2-НДФЛ можно получить не только у своего работодателя, но и скачать её в личном кабинете налогоплательщика. В каких случаях лучше получить справку у работодателя, а когда — в налоговой, читайте в статье.

Справка 2-НДФЛ — это документ, в котором отражены доходы физического лица и удержанный с них НДФЛ. Справку формируют ваши налоговые агенты (работодатель, брокер и т.д.) за каждый календарный год, в котором у вас был доход.

Где может понадобиться справка 2-НДФЛ? Прежде всего, в налоговой инспекции при представлении декларации 3-НДФЛ с целью получения налоговых льгот, в банке при получении кредита или ипотеки, в соцзащите при оформлении пособий, в суде и т.д.

Данную справку каждый налоговый агент формирует и направляет в налоговую инспекцию не позднее 1 апреля года, следующего за отчётным периодом. То есть справка с доходами за 2019 год должна быть отправлена организацией в налоговую службу не позднее 1 апреля 2020 года.

Инспекция загружает справки в личные кабинеты налогоплательщиков примерно в июне.

Как скачать справку в личном кабинете налогоплательщика?


В появившемся окне будет представлена история справок 2-НДФЛ. Вам нужно выбрать год и налогового агента.


Выгружается zip-архив, содержащий файлы форматов XML, p7s и PDF.

Электронная подпись в справке 2-НДФЛ формата PDF встроена непосредственно в документ, а для справки в формате XML она представляет собой отдельный файл формата p7s.


Выгруженную справку в формате PDF можно прикрепить к декларации 3-НДФЛ. Однако учтите, если вы отправляете декларацию также через личный кабинет, то прикрепить zip-архив, справку в форме XML или p7s вы не сможете. В данном случае — только в формате PDF. Однако, как показывает практика, прикреплённого PDF с отметками ФНС достаточно.


Если справка вам необходима, чтобы оформить кредит или ипотеку, то обычно требуется 2-НДФЛ за последние шесть месяцев (либо за фактически отработанное время, но не менее трёх месяцев). Но в ЛКН справку можно скачать минимум за предыдущий год.

Например, вы в августе 2019 года оформляете ипотеку. Банк просит предоставить справку 2-НДФЛ за последние шесть месяцев. В ЛКН данной справки не будет, так как она появится там не раньше июня 2020 года. А значит, в этом случае вам необходимо обратиться к своему работодателю, который может сформировать справку не только за полный календарный год, но и за фактически отработанные месяцы, даже если год ещё не закончен.

Более того, хоть срок действия справки 2-НДФЛ не установлен, так как это отчёт об уже фактически полученных доходах за свершившейся период, большинство банков ограничивает срок её действия до 30 дней. А в выгруженных справках из ЛКН проставлена дата, когда 2-НДФЛ была подана в инспекцию налоговым агентом. То есть в большинстве случаев справка 2-НДФЛ, выгруженная из ЛНК, для банков не подойдёт.

Как получить справку 2-НДФЛ у работодателя?

Чтобы получить справку у работодателя, необходимо оформить заявление, на основании которого вам в течение трёх дней подготовят справку 2-НДФЛ (ст. 62 ТК РФ). Но учтите, что это правило распространяется лишь на работодателей.

Как показывает практика, коммерческие организации приветствуют только справки 2-НДФЛ, выданные работодателем, а госструктуры принимают и 2-НДФЛ, выгруженные из ЛКН.

Без минимальной суммы, платы за обслуживание и скрытых комиссий

Москва, ул. Летниковская, д. 2, стр. 4

Самозанятость впервые появилась в российском законодательстве в 2017 году, а новый экспериментальный налоговый режим запустили в 2019 году. За 2 года к нему присоединились более 1,7 млн человек, которые смогли легально зарабатывать на репетиторстве, мелком ремонте и других видах деятельности.

В статье расскажем, как самозанятому получить справку о доходах, зачем она может понадобиться и какие нюансы стоит учитывать при оформлении документа. Если уже платите НПД или только собираетесь стать самозанятым, статья ответит на все вопросы.

Особенности НПД

Главная особенность НПД заключается в том, что нет нижней планки по доходу. Важно, чтобы самозанятый платил налоги каждый месяц, когда работает с физическими или юридическими лицами. Если он уезжает в отпуск или открывает больничный на несколько месяцев, платить налоги не надо.

У самозанятости много плюсов по сравнению с ИП. Например, нет обязательных взносов в ПФР и другие фонды. Если у предпринимателя на НПД дела идут хорошо, он может купить себе несколько лет стажа или копить на пенсию.


ИП не могут себе позволить такую роскошь, потому что им надо обязательно платить фиксированные взносы за каждый год предпринимательской деятельности и каждый раз цифра увеличивается. Например, в 2020 году было 32 тысячи рублей, а в 2021 уже 40 тысяч рублей.

А если у индивидуального предпринимателя есть наёмные работники, то платить взносы надо и за них. У многих ИП на уплату налогов и сборов уходит большая часть выручки. Если добавить к этой цифре зарплаты бухгалтера и юриста, самозанятость становится ещё более выгодной.

Зачем самозанятому получать справку о доходах

Некоторые самозанятые уже более двух лет используют привилегии плательщика НПД, но за это время ни разу не оформляли справку о доходах. Это логично, если у них не было необходимости подавать заявку на кредит или микрозайм, оформлять визу, пособие или решать другие задачи.

Через несколько месяцев после запуска тестового проекта самозанятости, участники поняли, что не могут подтвердить свои доходы. Например, чтобы оформить рассрочку на покупку дорогого ноутбука, надо обратиться в банк, а там просят справку 2-НДФЛ.

Через полгода после запуска самозанятости ФНС выпустила разъяснение и дала возможность всем самозанятым оформлять справку о доходах по форме КНД 1122036. В теле документа указывается ФИО, данные о месте регистрации и доход за календарный год.

В справке также указывается чистый доход и сумма налога за календарный год. В конце проставляется электронная подпись ФНС, которая подтверждает подлинность документа.

Справку по форме КНД 1122036 можно использовать для разных целей, но проблема в том, что не все организации её принимают. Для оформления субсидии или подачи заявки на займ она используется, так как есть разъяснение ФНС и на него можно ссылаться.


Но на практике получается так, что в банке даже не знают о существовании особого налогового режима. Менеджеры просят либо 2-НДФЛ, либо другие документы, которые могут подтвердить платёжеспособность. Если самозанятый не работает на компанию, а находит клиентов самостоятельно, он не может получить такую справку.

Получается замкнутый круг, который невозможно разорвать. Постепенно разные государственные органы и организации начинают менять подходы к работе с самозанятыми, но пока ещё плательщикам НПД могут отказывать в кредитах, ипотеках или займах.

Хотя принципиальная разница между ИП и самозанятым может заключаться только в уровне дохода. Например, плательщик НПД в месяц не может заработать в среднем более 200 000 рублей, а у индивидуального предпринимателя другие лимиты.

Справка для подтверждения доходов физического лица может понадобиться в любой момент и желательно, чтобы в ней были заполнены хотя бы 6 месяцев, но могут быть и пробелы. Например, если в июне-июле плательщик НПД был на больничном, в таблице будут пустые ячейки.

Постарайтесь объяснить менеджеру банка или представителю другой организации, что только недавно начали работать как самозанятый и чем занимались в период, когда таблица была пустая. Сотрудники банка обычно смотрят только на цифры и с подозрением относятся к справке о доходах самозанятого, но попытаться стоит.

ФНС ещё в 2020 году объяснила банкам и самозанятым как подтверждать доходы для оформления кредита, но до сих пор многие крупные финансовые учреждения не хотят сотрудничать с самозанятыми.


Получение кредита

До июня 2019 года у самозанятых фактически не было возможности подтвердить доход. Даже если они платили НПД с января, разъяснения ФНС ещё не было. Да и как показывает практика, даже в 2021 году банки не обращают на него внимание.

Если кредитная организация отказывается принять справку по форме КНД 1122036, покажите им письмо Федеральной налоговой службы за сентябрь 2019 года. В нём указано, что новая информация донесена до Банка России. А значит, все остальные банки, которые подчиняются ему, должны быть в курсе ситуации.

Если у занятого есть открытое ИП или он работает как наёмный сотрудник, можно дополнительно предоставить выписку с расчётного счёта, книгу учёта доходов или справку с места работы.

На получение займа сильно влияет кредитная история. Если у гражданина плохая репутация в финансовой среде, то даже справка о доходах, согласной которой он заработал 2 млн рублей в год, не повлияет на принятие положительного решения.

Подтверждение легальности полученных средств

К примеру, если у самозанятого несколько счётов в разных банках и на них приходит суммарно по 100 000 рублей в месяц, рано или поздно банк может попросить предоставить документы для подтверждения легальности средств.

При возникновении такой проблемы самозанятый получит справку о доходах и статусе регистрации в качестве плательщика НПД, передаст документы в банк и счёт быстро разблокируют.


Оформление пособия

Если человек официально не работает, а мало зарабатывает как самозанятый, ему могут одобрить пособие. Для оформления государственной помощи справка о доходах нужна в обязательном порядке.

Получение визы

Консульства других стран часто запрашивают справку о доходах, чтобы подтвердить платёжеспособность путешественников. Например, если турист поедет в отпуск и сломает руку, у него должны быть средства на оплату медицинских услуг.

Выписка с банковского счёта или справка о доходах может стать катализатором для получения визы. Платёжеспособным гражданам гораздо охотнее дают разрешение на въезд в другие страны, чем людям, которые не могут официально подтвердить свой доход.

Продление ВНЖ

Тем, кто не предоставит справку, могут отказать в продлении статуса и аннулировать его. Тогда придётся начинать процесс оформления заново и будет потеряно драгоценное время.

Самозанятый не может получать такую справку, если он официально не работает в компании. Если он совмещает работу на НПД с другими видами занятости, то сможет подтвердить доход формой, которую принимают в Миграционной службе.


Доказательство платёжеспособности

Справка о доходах для самозанятого — доказательство платёжеспособности. Оно может понадобиться при заключении договора аренды на квартиру или коммерческое помещение, подключение к франшизе и для других задач.

Граждане, которые могут документально подтвердить свои доходы, чувствуют себя более уверенно, потому что в случае возникновения проблем они могут показать справку и доказать свою платежеспособность.

Как самозанятому получить справку о доходах

Справка о доходах по форме КНД 1122036 — официальный документ, который утвердила Федеральная налоговая служба утвердила в 2019 году. С этого времени все плательщики НПД могут оформить её буквально в несколько кликов.

Можно использовать любой метод, потому что результат будет одинаковым. Самозанятый получит документ, который подтверждает его платёжеспособность. В некоторых случаях кроме справки о доходах понадобится ещё справка, которая подтверждает действующий статус плательщика НПД.

Для получения справки через кабинет налогоплательщика зайдите в сервис и выполните следующие действия:


Если хотите взять заём или собираете документы для получения ипотеки, лучше сформировать справку за 1-2 года. Тогда шансы на успешное решение вопроса повысятся. В банке или другой финансовой организации увидят, что потенциальный заёмщик платежеспособен и, к примеру, за 2 года через его счёта прошло 4 млн рублей.


Также он платит налоги и регулярно покупаете себе пенсионный стаж, хотя по закону это необязательно. Если самозанятый совмещает НПД с ИП или работает в компании, понадобятся дополнительные справки, которые докажут, что платёжеспособность у него ещё больше.

Если у банка или другой организации справка о доходах самозанятого вызовет сомнения, можно сделать выписку с банковского счёта и отчёт о движении средств. Обычно этого достаточно, чтобы начать процесс оформления документов.


я конечно не спец, но, осмелюсь предположить что программа автоматом вычислит, что отчисления у Вас идут от другой зп, и ваш доход не позволит Вам быть малоимущей / или получать др. льготы.



Мне кажется ее и на вкус проверяют))) судя как мамулички приходят по сто раз за этими справка и рассказывают всю нервотрепку.
Если в фонды с суммы есть отчисления то вычислить легко.


делают запрос в налоговую не всех справок. смотрят есть ли отчисления, а какие суммы не видят. сделано для того , чтоб проверить действительно ли ты числишься в этой организации.





проверяют. ПОдавайте справки в наименее денежный месяц. Как вариант, когда именно на 100-500 руб превышает - берут отпуск за свой счёт. и за этот период справку о доходах. МОжет прокатить. А так то да, обидно.


Получается бухгалтер должен Вам сделать справку с неверными сведениями. Кто на это пойдет? Все легко сверяется по тем же сведениям в ПФ.


Нам регулярно звонят из соц. обеспечения по справкам в бухгалтерию и перепроверяют суммы. У них сейчас есть доступ к базам, где отражены ваши начисления. Это совершенно точно, вот на днях звонили все суммы уточняли.

и вы по телефону рассказываете такую информацию о людях? Разве имеет права организация направо и налево данные о своих сотрудниках рассказывать незнакомым людям? одно дело запрос официальный ..а другое дядя Вася позвонил и представился соц.службой :wow:


что значит справку о з/п проверять ? достоверность данных? не знаю. А вот то, что доход побольше нужного окажется - заставят вернуть. Проверено)) не захотите вернуть - через суд :gy:





за полгода наверное, тысячи полторы.. сразу почти, через месяц. Но, потом, как ни странно, когда я снова подала - мне их же вернули! Доход меньше стал, а когда попалась с превышением дохода, как-то не сосчитала, я, например, не знала, что при подсчете дохода они з/п без вычета НДС берут, ну и запросы в соцстрах по больничным. все суммируют!)




Сегодня программы, в которых расчитываются льготы, автоматически связаны с программой налоговой. По субсидии точно. И периодически проходит сверка, также автоматически, но выборочно. Может в скором времени всех будут сверять.


Да уж автор. А зачем обманывать? На 4 тыс это много. Если бы у вас на 500 р. превышало, то да обидно было бы.


Все разделы


Если право на налоговый вычет не утеряно, то подавать повторно заявление на предоставление стандартного налогового вычета по налогу на доходы физических лиц военнослужащему не требуется.

В соответствии с указанием заместителя Министра обороны Российской Федерации №180/7/211т от 3 апреля 2012 года Единый расчетный центр Министерства обороны Российской Федерации производит начисление и выплаты денежного довольствия военнослужащим Вооруженных Сил Российской Федерации, начиная с 1 января 2012 года.

В связи с вышеизложенным для получения справки по форме 2-НДФЛ:

- за 2011 год Вам необходимо обратиться в управление (отдел) финансового обеспечения Министерства обороны Российской Федерации, в котором Вы состояли на финансовом обеспечении до 1 января 2012 года или его правопреемнику;

- за 2010 (2009 и ранее) год Вам необходимо обратиться в финансовый орган, в котором Вы состояли на финансовом обеспечении в указанный период, а в случае его ликвидации - в инспекцию Федеральной налоговой службы по месту дислокации воинской части.

Вопрос Как получить справку (о том, что ежемесячное пособие по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет не назначалось, справку о среднем заработке, справку об удержанных алиментах или прочую, связанную с выплатой денежного довольствия и заработной платы)?

При обращении военнослужащего (гражданского персонала) для предоставления справки о неполучении ежемесячного пособия по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет необходимо приложить копию свидетельства о рождении ребенка.

Справки оформляются в течение трех рабочих дней со дня регистрации заявления и направляются Почтой России, по указанному в обращении адресу.

Военнослужащий (гражданский персонал) в настоящее время имеет возможность оформления дополнительной банковской карты в рамках зарплатного проекта на членов семьи.

Для оформления дополнительной банковской карты необходимо прибыть в кредитное учреждение, в котором обслуживается военнослужащий (гражданский персонал), и оформить заявление установленного образца на изготовление карты. При себе необходимо иметь документы, удостоверяющие личность держателя карты, и доверенного лица.

Условия выпуска дополнительной банковской карты приведены на официальных сайтах кредитных учреждений.

В соответствии с п. 4 Порядка обеспечения денежным довольствием военнослужащих ВС РФ, утвержденного приказом Министра Российской Федерации от 30 декабря 2011 г. № 2700, выплата денежного довольствия производится с 10 по 20 число каждого месяца за истекший, а за декабрь – не позднее последнего рабочего дня месяца.

В связи с введением санкций со стороны Европейского Союза и ряда стран Запада в отношении банков Сбербанк России и ВТБ 24, не возникнет ли проблем с использованием банковских карт?

По информации, предоставленной Сбербанком России и ВТБ 24, сообщаем, что введенные в отношении указанных банков санкции не затрагивают расчеты по банковским картам и счетам его клиентов. Выдача наличных денежных средств и расчеты по банковским картам в Российской Федерации осуществляются без ограничений.

Расчеты по банковским картам за пределами территории Российской Федерации будут также производиться без ограничений.

Вопрос Как я могу получить налоговые вычеты на своего ребенка и какие документы для этого необходимы?

Для предоставления стандартных налоговых вычетов на детей в соответствии с п. п.4 п. 1 ст. 218 Налогового кодекса Российской Федерации необходимо написать заявление о предоставлении налогового вычета, в произвольной форме на имя руководителя Единого расчетного центра Министерства обороны Российской Федерации с приложением:

- копии свидетельства о рождении ребенка (детей), заверенной установленным порядком;

- оригинала справки с места учебы ребенка, оформленной датой текущего года (для учащихся очной формы обучения, аспирантов, ординаторов, интернов, студентов, курсантов в возрасте до 24 лет), подтверждающей факт очной формы обучения в текущем налоговом периоде, (предоставляется 2 раза в год за первое и второе полугодия);

- копии справки об инвалидности ребенка, установленной формы, выданной федеральным государственным учреждением (если ребенок является инвалидом в возрасте до 18 лет или инвалидом I или II группы в возрасте до 24 лет), подтверждающей факт инвалидности в налоговом периоде, заверенную установленным порядком;

Указанная информация направляется в Единый расчетный центр Министерства обороны Российской Федерации централизованным порядком через командира воинской части.

Справочно сообщается, что копия паспорта ребенка основанием для предоставления стандартных налоговых вычетов не является.

Мы с супругой усыновили ребенка. Имею ли я право на получение стандартного налогового вычета?

Для предоставления стандартных налоговых вычетов на приемных детей в соответствии с п. п. 4 п. 1 ст. 218 Налогового кодекса Российской Федерации необходимо написать заявление на имя руководителя Единого расчетного центра Министерства обороны Российской Федерации о предоставлении налогового вычета с приложением копии свидетельства о рождении ребенка и копии документа об усыновлении (удочерении) ребенка, заверенные установленным порядком.

Указанная информация направляется в Единый расчетный центр Министерства обороны Российской Федерации централизованным порядком через командира воинской части.

Вопрос Я имею право на получение налогового вычета в двойном размере. Какие документы необходимо представить?

Если Вы являетесь единственным родителем, необходимо представить заявление о предоставлении стандартного налогового вычета, в произвольной форме на имя руководителя Единого расчетного центра Министерства обороны Российской Федерации с приложением копии свидетельства о рождении ребенка (детей), копию свидетельства о смерти второго родителя, копию паспорта (2-й, 3-й, 14-й и 15-й страниц), заверенные установленным порядком на текущую дату.

Для подтверждения права на вычет в двойном размере как единственному родителю (матери-одиночке) справку о рождении ребенка по форме № 25, выданную органом ЗАГС, в которой указано, что запись об отце сделана по заявлению матери; копию паспорта матери (2-й, 3-й, 14-й и 15-й страниц), удостоверяющую, что родитель не вступил в брак, заверенную установленным порядком на текущую дату (предоставляется ежегодно).

Предоставление указанного налогового вычета единственному родителю прекращается с месяца, следующего за месяцем вступления в брак.

Кроме того, налоговый вычет может предоставляться в двойном размере одному из родителей по их выбору на основании заявления, а также заявления об отказе одного из родителей от получения стандартного налогового вычета на детей в пользу (мужа, жены), копии свидетельства о рождении ребенка (детей), копию свидетельства о браке, справкой о доходах формы 2-НДФЛ (ежемесячно). Но отказаться от получения стандартного налогового вычета на детей налогоплательщик может, только если он имеет на него право, которое подтверждено соответствующими документами (справкой о доходах формы 2-НДФЛ с места работы родителя, отказавшегося от вычета в пользу другого, подтверждающая размер полученных им доходов, которая должна предоставляться ежемесячно для учета совокупного дохода отказавшегося от вычета родителя).

До поступления в адрес Единого расчетного центра Министерства обороны Российской Федерации вышеперечисленных документов стандартный налоговый вычет на ребенка будет предоставлен военнослужащему в одинарном размере.

Также сообщается, что в соответствии со ст.231 Налогового Кодекса Российской Федерации сумма НДФЛ, излишне удержанная работодателем из доходов сотрудника, подлежит возврату этим налоговым агентом независимо от момента подачи налогоплательщиком соответствующего заявления.

Читайте также: