Методы взаимодействия налоговых органов и налогоплательщиков

Обновлено: 13.05.2024

Налоговый мониторинг - это новая форма налогового контроля, которая предполагает, что налогоплательщик предоставляет налоговым органам доступ к своим документам и своей информационной базе.

Динамика количества организаций, перешедших на Налоговый мониторинг за период с 2016 по 2019 г., выглядит так:

2016 г. - 7 организаций;

2017 г. - 21 организация;

2018 г. - 26 организаций;

2019 г. - 44 организации.

На апрель 2020 года 95 налогоплательщиков работают в рамках Налогового мониторинга, а в следующем году количество участников вырастет до 200.

Основные этапы, которые обязательны к выполнению при подключении к налоговому мониторингу

Провести анализ методологии и связи налоговых и бухгалтерских регистров.

Провести организацию процессов.

Провести анализ ИТ-систем. Это необходимо для оценки информационных систем, которые применяются для ведения учета на предприятии.

Провести налоговый аудит.

Составить карту налоговых рисков, в т.ч. операционных и связанных с выбранной методологией, рисков налогового окружения.

Провести мониторинг зрелости СВК (систем внутреннего контроля).

Разработка и реализация мероприятий по повышению качества учетных процессов, ИТ-систем, СВК и урегулированию фискальных рисков.

Формирование регламента информационного взаимодействия, отчетности по СВК и других документов для вступления в НМ, согласование с фискальным органом.

Унификация налогового учета (приведение к единым принципам ведения налогового учета) во всех предприятиях группы, которые вступают в мониторинг.

Существует 3 варианта информационного взаимодействия с ИФНС для целей налогового мониторинга:

Взаимодействие с ИФНС через ТКС (телекоммуникационные каналы связи) - этот способ сопровождается большими человеческими трудозатратами, которые будут нужны для ручной подготовки документов в ИФНС.

Прямой доступ к учетной Системе - этот способ является максимально простым в реализации, тем не менее он не обеспечивает должной гибкости в настройке прав доступа внешнего пользователя (сотрудника ИФНС) в учетной системе Налогоплательщика, и зачастую не может похвастаться удобством и эргономичностью интерфейса для сотрудника ИФНС.

Разработка автоматизированного рабочего места (АРМа) Налогового инспектора.

Внедрение гибкой настройки доступа к регламентированной отчетности и налоговым регистрам.

Разработка интерфейса для осуществления запросов первичной документации и возможности предоставления доступа к сканам запрошенной первичной документации.

Предоставление доступа к электронному журналу документов СВК и реестру мотивированных мнений.

Логирование действий внешнего пользователя.

Налоговая витрина данных - единое цифровое пространство для информационного взаимодействия налогоплательщика и ФНС.

С помощью внедрения на предприятии Налоговой витрины данных можно решить следующие задачи:

оптимизация и цифровая трансформация бизнес-процессов;

предоставление фискальным органам защищенного online-доступа к информационной системе;

масштабирование точек взаимодействия с фискальными органами;

снижение рисков получения санкций, штрафов, дополнительных начислений и претензий;

формирование практичной в использовании электронной предметно-ориентированной информационной базы данных;

произведение контроля доступа инспекторов ФНС в системе протоколирования активности;

реализация системы внутреннего контроля, чтобы максимально снизить налоговые риски;

гарантия точной, целостной и прозрачной информации;

реализация функциональной настройки прав доступа.

Данные информационной базы, к которым получает доступ налоговый инспектор:

сканы первичных документов;

аналитические регистры налогового или бухгалтерского учета;

Любая из перечисленных платформ способна обеспечить:

удаленный доступ сотрудника ФНС к декларациям и регистрам с возможностью расшифровки вплоть до первичного документа;

доступ к документам СВК;

поиск и запрос первичных учетных документов;

информационное взаимодействие, коммуникации.

Так как ключевые возможности решений на 1С, SAP и Планета практически идентичны, то при выборе подходящего решения стоит в первую очередь ориентироваться на платформу, на которой реализована ваша учетная система.

АРМ налогового инспектора;

раскрытие налоговых показателей;

расшифровка налоговых деклараций до документа;

сканы первичных документов и ЭДО;

публикация и отправка отчетности через 1С:Отчетность;

чек-лист закрытия периода;

контрольные соотношения деклараций;

сравнение первичной и уточненных деклараций;

проверка контрагентов через 1С:Контрагент, 1СПАРК Риски;

отчет о работе налогового инспектора с данными налогоплательщика.

Преимущества - практическое решение предоставляет два варианта, по которым налоговый инспектор может получить доступ к данным налогоплательщика, - доступ к рабочей базе учетной системы или к ее копии. Чтобы легко опубликовать данные информационной базы в ее копию, разработаны специальные инструменты, которые регулируют перечень объектов, которые публикуются, их реквизитный состав, а также непосредственно публикацию данных.

Недостатки - не обеспечивает готовые инструменты для импорта документов из внешних учетных систем других конфигураций и платформ.

Базовая функциональность решения от компании SAP

раскрытие показателей налогового учета в структурированном виде по всем видам налогов;

встроенные контроли полноты и непротиворечивости раскрываемых данных;

ограничение предоставляемых данных отчетным периодом;

удобная настройка интерфейса в зависимости от требований фискального органа;

передача скан-копий первичных документов по требованию налогового органа в установленные сроки (например, из электронного архива);

раскрытие структуры системы внутренних контролей;

раскрытие информации о контрольных процедурах с указанием ответственных сотрудников;

раскрытие информации о налоговых рисках и системе управления рисками;

возможность обращения со стороны налогового органа с запросом по разъяснению предоставленной налогоплательщиком информации;

возможность направления мотивированного мнения (по запросу налогоплательщика и по инициативе налогового органа);

интеграция с оператором электронного документооборота;

возможность отслеживать действия инспектора.

формирование и представление налоговых деклараций, регистров; обеспечение связи с хозяйственными операциями;

ведение матрицы рисков и контрольных процедур; наличие контрольных соотношений, формирование отчетности;

наличие связи с хранилищем первичных учетных документов;

обеспечение целостности данных и контроль изменений;

поддержка расширенных типов коммуникаций с ФНС.

Индивидуальное решение (проектный подход)

Индивидуальная разработка будет обладать тем набором инструментов, который вы в нее заложите. И если мы говорим про базовую функциональность, то она будет повторять функциональность существующих решений.

Прогнозы развития Налогового мониторинга

Тенденции налогообложения крупных компаний таковы, что внедрение налогового мониторинга расширяется с каждым годом. В феврале 2020 распоряжением правительства РФ была подписана концепция развития налогового мониторинга.

Результатами реализации данной концепции станут:

еще 52 крупных налогоплательщика планируют присоединиться к налоговому мониторингу в 2020 году;

к 2022 году это будут компаний, которые обеспечивают более 50 % поступления в федеральный бюджет;

к 2024 году количество участников мониторинга возрастет до 7,8 тыс.;

увеличение процента электронных документов плательщиков в общей совокупности документов, подтверждающих правильность исчисления и своевременность уплаты (перечисления) налогов, сборов, страховых взносов – не меньше 10% в год.

По официальной статистике ФНС после подключения к налоговому мониторингу бизнес получает следующие выгоды:

на 30% сокращаются трудозатраты на проведение проверок

на 93% снижается сумма начисленных пеней

на 9% снижается среднее количество уточненных налоговых деклараций

на 54% сокращается количество требований о предоставлении пояснений и документов

на 77% уменьшается среднее количество документов представленных по требованию ФНС

Наш совет - рассматривайте налоговый мониторинг шире, чем просто взаимодействие с органами фискального контроля. Существует стереотип, что это инструмент тотального контроля и слежки, но это совсем не так. Практика показала, что Витрина данных способствует значительной экономии времени, а также поможет Вам быть более открытыми при взаимодействии с инвесторами, акционерами, аудиторами, банками и прочими партнерами. Пора трансформировать мышление и быть открытыми. В современном мире впереди будут те, кто понятен и вызывает доверие. Витрина данных - это уникальная возможность показать свой бизнес с наилучшей стороны!

Развитие электронного документооборота является для ФНС России одним из приоритетных направлений деятельности (письмо ФНС России от 25.11.2014 N ЕД-4-2/24315). Передача необходимых документов (информации) в электронной форме позволяет налогоплательщику:

- сократить время на обработку данных;

- избежать ошибок при формировании документов, служащих основанием для исчисления и уплаты налогов;

- сократить издержки, так как отпадает необходимость в затратах на приобретение бумаги, материалов для печати, не требуется площадей для хранения бумажных документов (письмо Минфина России от 30.04.2014 N 03-02-08/20703).

Для налоговых органов внедрение электронного документооборота, в первую очередь, позволит сократить ресурсы на обслуживание налогоплательщиков (письмо ФНС России от 01.07.2015 N ЗН-4-17/11507@).

НК РФ не обязывает налогоплательщиков представлять документы (информацию) только в электронной форме. Обязательное соблюдение электронной формы установлено лишь в отношении налоговых деклараций, представляемых лицами, поименованными в п. 3 ст. 80, п. 5 ст. 173 и п. 5 ст. 174 НК РФ. На этих же лиц возложена обязанность по передаче налоговому органу квитанции о приеме направленных им через ТКС документов (п. 5.1 ст. 23 НК РФ).

Соблюдать электронную форму обязаны и налоговые агенты при представлении ими сведений о доходах физических лиц (2-НДФЛ) и расчетов сумм НДФЛ по форме 6-НДФЛ. Это требование касается только тех организаций и предпринимателей, у которых численность работников, получивших доходы в налоговом периоде, составляет 25 человек и более (п. 2 ст. 230 НК РФ).

Во всех остальных случаях порядок представления налоговому органу документов (информации) определяется налогоплательщиками самостоятельно, в рамках НК РФ.

Направление и получение документов в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи (ТКС) осуществляется через оператора электронного документооборота (ЭДО) при обязательном использовании средств электронной подписи в соответствии с Федеральным законом от 06.04.2011 N 63-ФЗ "Об электронной подписи". При этом оператором ЭДО может быть только российская организация, соответствующая требованиям, установленным приказом ФНС России от 04.03.2014 N ММВ-7-6/76@.

Таким образом, для того чтобы стать участником электронного документооборота, налогоплательщику необходимо:

1) выбрать оператора ЭДО;

2) заключить с ним договор;

3) получить сертификат ключа подписи (квалифицированную электронную подпись и ключи шифрования).

Внимание

С 1 июля 2016 года лица, обязанные представлять налоговые декларации (расчеты) в электронной форме, должны не позднее 10 рабочих дней со дня возникновения такой обязанности обеспечить получение от налогового органа документов в электронной форме по ТКС через оператора электронного документооборота (п. 5.1 ст. 23 НК РФ в редакции Федерального закона от 01.05.2016 N 130-ФЗ).

Это означает, что при появлении обязанности отчитываться электронно (например, при превышении численности, при получении статуса крупнейшего налогоплательщика, или по любому иному основанию, установленному НК РФ) организация (индивидуальный предприниматель) в течение 10 рабочих дней должна заключить договор с оператором ЭДО на оказание услуг по обеспечению электронного документооборота (о передаче прав на использование программного обеспечения, предназначенного для обеспечения электронного документооборота) с налоговым органом по месту учета этого лица и получить квалифицированный сертификат ключа проверки электронной подписи.

Если налогоплательщик (налоговый агент) участвует в налоговых правоотношениях через своего уполномоченного представителя, то в этом слу чае обязанность лица, предусмотренная п. 5.1 ст. 23 НК РФ будет считаться исполненной при наличии такого договора и сертификата ключа проверки электронной подписи у представителя лица, которому предоставлены полномочия на получение документов от налогового органа.

Документы, подтверждающие полномочия уполномоченных представителей, должны быть представлены в налоговый орган лицом лично или через представителя либо направлены в налоговый орган в электронной форме в виде электронных образов документов (документов на бумажном носителе, преобразованных в электронную форму путем сканирования с сохранением их реквизитов) через оператора ЭДО не позднее трех дней со дня предоставления представителю соответствующих полномочий.

В случае неисполнения установленной п. 5.1 ст. 23 НК РФ обязанности налоговые органы вправе инициировать процедуру приостановления операций налогоплательщика (налогового агента) по его счетам в банке (пп. 1.1 п. 3 ст. 76 НК РФ).

К лицам, на которых не возложена обязанность представлять налоговую декларацию (расчет) в электронной форме, нормы, установленные п. 5.1 ст. 23 и пп. 1.1 п. 3 ст. 76 НК РФ, не применяются.

Руководителю организации (индивидуальному предпринимателю) необходимо установить перечень ответственных лиц за составление документов в электронной форме, сроки их обработки, представление таких документов в налоговый орган и т.п., отразив это в графике документооборота или в ином локальном акте. В локальном акте необходимо будет прописать и порядок хранения таких документов, передачи их в архив, а также порядок хранения квалифицированных сертификатов ключей проверки электронной подписи.

Представление документов в электронной форме допускается только в том случае, если они составлены по форматам, установленным ФНС России (письмо ФНС России от 07.09.2015 N ЕД-4-2/15669).

Прием-передача электронной корреспонденции (налоговой (бухгалтерской) отчетности, справок, решений налогового органа и т.д.) сопровождается обменом технологическими документами.

К ним, в частности, относятся:

1) квитанция о приеме документа;

2) уведомление об отказе в приеме;

3) подтверждение даты отправки;

4) извещение о получении электронного документа.

Указанные документы не менее важны, чем основная корреспонденция. Ведь они подтверждают факт приема-передачи налоговых деклараций (расчетов), справок, протоколов и т.п., а также содержат данные о дате и времени их отправки (получения).

При регистрации дата представления документа (в т.ч. и налоговой декларации (расчета)) соответствует дате, зафиксированной в подтверждении даты отправки, а дата поступления соответствует дате поступления, зафиксированной в квитанции о приеме (п. 2.11 Методических рекомендаций; п.п. 10, 11 Порядка).

Несвоевременная обработка технологической корреспонденции может, к примеру, стать причиной пропуска срока представления документов по требованию налогового органа, что впоследствии явится основанием для привлечения налогоплательщика к ответственности по ст. 126 НК РФ (п. 4 ст. 93 НК РФ).

Поэтому во избежание неблагоприятных последствий проверять поступление электронной корреспонденции нужно каждый день. Отметим, что эта обязанность участников электронного информационного обмена закреплена во всех документах ФНС России, регламентирующих порядок электронного взаимодействия (п. 6 Порядка, п. 2.6 Приказа N ММВ-7-6/20@, письмо ФНС России от 17.02.2014 N ЕД-4-2/2553).

Важно не только своевременно отслеживать получение документов из ИФНС, но и соблюдать сроки отправки квитанции о приеме налоговой корреспонденции. Для этого получателю отведено 6 рабочих дней со дня отправки документа инспекцией (п. 5.1 ст. 23 НК РФ). Несоблюдение срока может явиться основанием для блокировки банковских счетов налогоплательщика (п. 3 ст. 76 НК РФ).

1) адресован непосредственно налогоплательщику;

2) соответствует утвержденному формату;

3) содержит квалифицированную электронную подпись налогового органа.

Несоблюдение хотя бы одного из этих условий является для налогоплательщика основанием для направления уведомления об отказе в приеме документа, полученного из налогового органа (п. 15 Порядка, п. 2.15 Приказа N ММВ-7-6/20@).

Отправленные и принятые электронные документы, подписанные квалифицированной ЭП подлежат хранению совместно с применявшимся для формирования ЭП указанных документов сертификатом ключа подписи.


Налоговый мониторинг представляет собой способ расширенного информационного взаимодействия, при котором организация предоставляет налоговому органу доступ в режиме реального времени к данным бухгалтерского и налогового учета, что в свою очередь освобождает организацию от проведения камеральных и выездных налоговых проверок и сохраняет за налоговым органом возможность проверки полноты и своевременности исчисления (уплаты) налогов и сборов (письмо ФНС России от 17.12.14 г. № ЕД-4-2/26194).

В настоящее время при существующей ситуации нестабильности цен на нефть, курса рубля перед налоговыми органами стоит задача реализации мер, направленных на противодействие созданию и использованию схем уклонения от уплаты налогов и незаконного возмещения налогов из бюджета.

Согласно показателям, размещенным на официальном сайте ФНС России, в результате работы по активизации поступлений в бюджетную систему РФ в первом полугодии 2015 г. показатель эффективности взыскания задолженности за счет применения мер принудительного взыскания вырос и составил 69,6%.

Как сообщил руководитель ФНС России Михаил Мишустин, по итогам 2016 г. при скромных макроэкономических показателях ФНС России обеспечила высокий рост налоговых поступлений — в консолидированный бюджет страны поступило 14,5 трлн руб., что на 700 млрд руб. или на 5% больше, чем в 2015 г.

В 2016 г. на 12% сократилось количество жалоб юридических лиц и индивидуальных предпринимателей на результаты контрольных мероприятий по сравнению с аналогичным периодом прошлого года, также снизилось (на 7%) и количество споров по вопросам государственной регистрации.

Объективный пересмотр результатов контрольных мероприятий и оперативное реагирование на нарушение прав налогоплательщиков по результатам рассмотрения жалоб снизили количество судебных споров с бизнесом на 70% по сравнению с 2015 г. Однако удельный вес сумм, рассмотренных в судах по таким спорам в пользу бюджета, сохранился на уровне 80%.

В 2015 г. Минфином России были разработаны Основные направления налоговой политики Российской Федерации на 2016 год и плановый период 2017 и 2018 годов (далее — Основные направления).

Налоговый мониторинг

В рамках реализации Основных направлений с 1 января 2015 г. в качестве новой формы налогового контроля был введен институт налогового мониторинга. Особенности его осуществления установлены в разделе v. 2 НК РФ (абзац 4 п. 1 ст. 82).

По мнению налоговых органов, значение института налогового мониторинга заключается в следующем:

формирование оптимальной для РФ модели института предварительного налогового разъяснения на основе проведенного анализа; повышение прозрачности правоприменения законодательства РФ о налогах и сборах; существенное улучшение восприятия инвесторами делового климата; повышение прогнозируемости налоговых платежей; своевременное выявление пробелов и коллизий в законодательстве РФ о налогах и сборах; сокращение затрат на проведение налоговых проверок, судебных издержек в связи с сокращением налоговых споров; обеспечение повышения уровня правовой культуры налогоплательщиков.

Проведение налогового контроля в данной форме является добровольным. Налоговый мониторинг проводится налоговым органом на основании соответствующего решения, которое в свою очередь принимается по результатам рассмотрения заявления организации о проведении налогового мониторинга (далее — заявление) и представленных вместе с ним документов, информации (п. 2 ст. 105.26, п. 4 ст. 105.27 НК РФ). Следует отметить, что п. 3 ст. 105.26 НК РФ определены условия, при одновременном соблюдении которых организация вправе подать указанное заявление:

  • общая сумма налоговых выплат (НДС, налог на прибыль, акцизы, налог на добычу полезных ископаемых) за предшествующий год должна быть более 300 млн руб.; общий доход за предшествующий год должен превышать 3 млрд руб.; стоимостная сумма активов на последний день предшествующего года — не менее 3 млрд руб.

При проведении налогового мониторинга взаимодействие между налоговым органом и налогоплательщиком происходит в режиме онлайн. Налоговый орган проводит сверку электронных сведений бухгалтерской базы контролируемой организации и сведений, имеющихся у налоговых органов.

Участники налогового мониторинга также могут обсуждать планируемые сделки с налоговым органом; соответствующие изменения в НК РФ внесены Федеральным законом от 1.05.16 г. № 130-ФЗ. Так, в ходе проведения налогового мониторинга организация вправе представить заявление о проведении налогового мониторинга за следующий период не позднее 1 сентября последнего периода проведения налогового мониторинга.

При проведении налогового мониторинга налоговый орган вправе истребовать у организации необходимые документы (информацию), пояснения, связанные с правильностью исчисления (удержания), полнотой и своевременностью уплаты (перечисления) налогов, сборов, страховых взносов, а также привлекать эксперта и специалиста в порядке, установленном ст. 95 и 96 НК РФ.

Если при проведении налогового мониторинга инспекция установила факт, свидетельствующий о неправильном исчислении (удержании), неполной или несвоевременной уплате (перечислении) организацией налогов и сборов, налоговый орган составляет мотивированное мнение, которое отражает его позицию и является документом, обязательным к исполнению контролируемым лицом (пп. 1, 3 и 7 ст. 105.30 НК РФ).

Организация исполняет мотивированное мнение путем учета позиции налогового органа в налоговом учете, налоговых декларациях (расчетах) (уточненных налоговых декларациях (расчетах) или иным способом.

Положительным моментом для налогоплательщика является правило о том, что на сумму недоимки, которая образовалась у налогоплательщика в результате мотивированного мнения налогового органа, направленного ему в ходе проведения налогового мониторинга, не начисляются пени (п. 8 ст. 75 НК РФ).

В свою очередь в случае несогласия с мотивированным мнением организация в течение одного месяца со дня его получения представляет разногласия в составившую его инспекцию, которая направляет эти разногласия и материалы для инициирования проведения взаимосогласительной процедуры в ФНС России (п. 8 ст. 105.30 НК РФ). Взаимосогласительная процедура проводится руководителем (заместителем руководителя) федерального органа исполнительной власти, уполномоченного по контролю и надзору в области налогов и сборов, в течение одного месяца со дня получения разногласий и материалов, представленных налоговым органом, с участием налогового органа, которым составлено мотивированное мнение, и организации (ее представителя), которая представила разногласия.

Если налогоплательщик выбирает такую меру контроля, как мониторинг, по общему правилу налоговые органы не могут проводить в отношении него камеральные и выездные налоговые проверки, это, безусловно, плюс.

Однако есть исключения, описанные в п.п. 1.1 ст. 88 и п.п. 5.1 ст. 89 НК РФ, при возникновении которых налоговая проверка состоится.

Принимая во внимание, что в рамках налогового мониторинга налоговый орган имеет право проводить достаточно широкий спектр мероприятий налогового контроля и получает доступ в режиме реального времени ко всей бухгалтерской и налоговой документации, а также возможность проведения выездной налоговой проверки вышестоящим налоговым органом, можно прийти к выводу, что отсутствие налоговых проверок при проведении налогового мониторинга является декларативной нормой.

Со стороны налогоплательщика в случае участия в налоговом мониторинге возникает главный вопрос, насколько российский бизнес готов находиться в режиме постоянной налоговой проверки. Представляется, что при таком режиме налогоплательщикам потребуется увеличивать штат налоговых юристов и финансистов либо прибегать к помощи профессиональных компаний в области налогового права, в том числе для составления компетентных разногласий на мотивированное мнение налогового органа.

Согласно доступным сведениям в 2017 г. участниками налогового мониторинга станут организации, осуществляющие деятельность в сфере:

Предварительный налоговый контроль

Еще одной новой мерой совершенствования налогового администрирования является предложение о введении института предварительного контроля.

Согласно п. 7 Основных направлений с целью предоставления налогоплательщику возможности получать информацию о налоговых последствиях сделки, которую он только планирует совершить, в рамках мероприятий предварительного налогового контроля предполагается ввести институт предварительного налогового разъяснения (контроля), который уже успешно функционирует в зарубежных правовых системах.

По мнению налоговой службы, такой институт поможет значительно снизить налоговые риски, сыграет существенную роль в стимулировании деловой активности за счет повышения стабильности и определенности правового регулирования налогообложения, а также предоставит налогоплательщику гарантию в отношениях с налоговым органом, поскольку полнота и достоверность предоставленной налогоплательщиком информации освободит его от риска применения к нему налоговых санкций.

Налоговым органам введение данного института позволит осуществлять предварительный налоговый контроль деятельности налогоплательщика и сократить временные издержки при проведении последующих налоговых проверок, а также поможет в борьбе с уклонением от уплаты налогов.

В какой форме может быть реализован данный институт в России, пока неизвестно. Однако законодателю предстоит предусмотреть подробную процедуру, включая сроки, порядок исполнения разъяснений налоговых органов и др., чтобы механизм предварительного налогового контроля принес свои благотворные плоды.

В настоящий момент подобной деятельностью занимаются специализированные компании в форме налогового анализа, по результатам которого налогоплательщику предоставляется заключение о полноте и достоверности исчисления и уплаты налогов в бюджет, о возможных предложениях по оптимизации налоговых последствий. Налоговый анализ проводится не только по результатам всей финансово-хозяйственной деятельности налогоплательщика, но может быть проведен по конкретной сделке или сделкам с определенным контрагентом.

АКЦИЯ ПРОДЛЕНА

Одной из приоритетных зaдaч проводимой в нaстоящее время модернизaции нaлоговых оргaнов является улучшение обслуживaния нaлогоплaтельщиков с целью создaния им комфортных условий для исполнения нaлоговых обязaтельств. Нaлоговые оргaны - это госудaрственные оргaны, осуществляющие в соответствии с действующим нaлоговым зaконодaтельством сбор нaлогов. Нaлоговыми оргaнaми в РФ являются ФНС и его подрaзделения.

Похожие материалы

Нaлогоплaтельщики - субъекты нaлоговых отношений, нa которых зaконом возложена обязaнность уплaчивaть нaлоги зa счет собственных средств.

Для повышения кaчествa взaимоотношений нaлоговых оргaнов и нaлогоплaтельщиков необходимы серьезные изменения системы рaботы нaлоговой службы. Основным из них должнa стaть рaботa по внедрению принципa единообрaзия во взaимоотношениях нaлоговых оргaнов с нaлогоплaтельщикaми. Это кaсaется информaционно -рaзъяснительной рaботы, режимa приемa нaлогоплaтельщиков и, нaконец, рaботы с определенной кaтегорией нaлогоплaтельщиков, нaпример, крупнейшими и основными.[4]

В нaстоящее время сделaны серьезные шaги по улучшению обслуживaния

нaлогоплaтельщиков. В первую очередь это относится к создaнию специaлизировaнных подрaзделений нaлоговых оргaнов, ответственных зa информировaние и консультировaние нaлогоплaтельщиков.

Целью укaзaнных изменений является построение рaботы нaлоговой службы, нaпрaвленной нa создaние блaгоприятных условий для исполнения нaлогоплaтельщикaми обязaнности по уплaте нaлогов и сборов.

Решение проблемы повышения кaчествa обслуживaния нaлогоплaтельщиков невозможно в условиях знaчительной доли поступaющей в нaлоговый оргaн информaции нa бумaжных носителях, тaк кaк это связaно с ручной обрaботкой, и, кaк следствие, знaчительными трудовыми и временными зaтрaтaми. [8]

Взaимодействие нaлоговых оргaнов и нaлогоплaтельщиков всё больше переходит в электронный формaт.

В новом интернет сервисе у нaлогоплaтельщиков имеется возможность получить информaцию не только о нaлоговой зaдолженности, но и о нaчисленных нaлогaх. [7]

Одной из приоритетных зaдaч проводимой в нaстоящее время модернизaции нaлоговых оргaнов является улучшение обслуживaния нaлогоплaтельщиков с целью создaния им комфортных условий для исполнения нaлоговых обязaтельств.

Для повышения кaчествa взaимоотношений нaлоговых оргaнов и нaлогоплaтельщиков необходимы серьезные изменения системы рaботы нaлоговой службы. Основным из них должнa стaть рaботa по внедрению принципa единообрaзия во взaимоотношениях нaлоговых оргaнов с нaлогоплaтельщикaми. Это кaсaется информaционно -рaзъяснительной рaботы, режимa приемa нaлогоплaтельщиков и, нaконец, рaботы с определенной кaтегорией нaлогоплaтельщиков, нaпример, крупнейшими и основными.[2]

Целью укaзaнных изменений является построение рaботы нaлоговой службы, нaпрaвленной нa создaние блaгоприятных условий для исполнения нaлогоплaтельщикaми обязaнности по уплaте нaлогов и сборов.

Решение проблемы повышения кaчествa обслуживaния нaлогоплaтельщиков невозможно в условиях знaчительной доли поступaющей в нaлоговый оргaн информaции нa бумaжных носителях, тaк кaк это связaно с ручной обрaботкой, и, кaк следствие, знaчительными трудовыми и временными зaтрaтaми.[3] В нaстоящее время сделaны серьезные шaги по улучшению обслуживaния нaлогоплaтельщиков. В первую очередь это относится к создaнию специaлизировaнных подрaзделений нaлоговых оргaнов, ответственных зa информировaние и консультировaние нaлогоплaтельщиков.

Построение структуры инспекций по функционaльному принципу позволяет нaиболее грaмотно использовaть кaдровый состaв. В этой связи отделы рaботы с нaлогоплaтельщикaми комплектуются сотрудникaми не только облaдaющими достaточными знaниями нaлогового зaконодaтельствa, но и умеющими объяснять, рaботaть с нaлогоплaтельщикaми.[1]

Одной из глaвных зaдaч по внедрению новых форм рaботы с нaлогоплaтельщикaми является информировaние и внедрение системы предстaвления оргaнизaциями и предпринимaтелями нaлоговых деклaрaций и бухгaлтерской отчетности в электронном виде по телекоммуникaционным кaнaлaм связи. Вся необходимaя инфрaструктурa в нaстоящее время прaктически нaлaженa, утвержденa полнaя прaвовaя бaзa. При ее нaличии нa первый плaн выходит проблемa мотивaции нaлогоплaтельщиков для переходa нa предстaвление отчетности по телекоммуникaционным кaнaлaм связи с применением всех форм зaщиты информaции. [9]

В тaкой системе нa первый плaн выходит удобство передaчи отчетности в нaлоговый оргaн в электронном виде по ТКС. Выгоды для нaлогоплaтельщикa очевидны. Никaких очередей, деклaрaцию можно отослaть по электронной почте в любой день, причем не до 18.00, a до 23.59. Прежде чем отпрaвлять, ее можно проверить с помощью специaльной прогрaммы. Нaлогоплaтельщик сможет оперaтивно получить нa электронный почтовый ящик информaцию о состоянии рaсчетов с бюджетом, нaличии или отсутствии зaдолженности, информaционную рaссылку об изменениях в нaлоговом зaконодaтельстве.

Функционировaние дaнной схемы строится нa нaдежной зaщите информaции.

Одной из передовых систем во взaимоотношениях с нaлогоплaтельщикaми является привлечение к рaботе по предстaвлению нaлоговых деклaрaций и бухгaлтерской отчетности фирм, выступaющих в кaчестве предстaвителей в соответствии со ст. 26,27 НК. [14]

РФ. В нaстоящее время в крaе идет aктивный процесс рaспрострaнения дaнного видa услуг для нaлогоплaтельщиков. Сейчaс предстaвители несут ответственность не только зa состaвление отчетности, но и зa предстaвление ее в нaлоговый оргaн нa мaгнитном носителе.

Одним из основных принципов изменения форм рaботы с нaлогоплaтельщикaми является уход от зaкрепления оргaнизaций и предпринимaтелей зa конкретным инспектором. Для этого сотрудники отделов рaботы с нaлогоплaтельщикaми, выполняющие функции приемa отчетности, невыполняют никaких контрольных функций. [18]

Их зaдaчa– принять пaкет документов, провести визуaльный контроль нa предмет соответствия документов требовaниям зaконодaтельствa и передaть весь пaкет для последующей обрaботки. Тaкой подход реaлизует принцип сaмонaчисления, когдa нaлогоплaтельщик нaчислил, передaл деклaрaцию, не имея никaких контaктов с инспектором, который будет ее проверять. Причем реaлизaция дaнной схемы произошлa прaктически во всех ведущих зaрубежных нaлоговых системaх.

Построение структуры нaлоговых оргaнов по единому функционaльному принципу позволяет зaкрепить функции консультировaния зa конкретным подрaзделением, a знaчит создaть оргaнизaционные условия по информировaнию нaлогоплaтельщиков. Это и является основной зaдaчей нaлоговых оргaнов в рaботе с нaлогоплaтельщикaми. Вaжность тaкой рaботы осознaли все передовые нaлоговые службы мирa. Инспекции несут обязaнность по окaзaнию помощи нaлогоплaтельщикaм по вопросaм исчисления и уплaты нaлогов, их консультировaнию, чем полностью выполняются требовaния НК РФ. [5]

Вaжным условием эффективной рaботы является создaние в инспекциях оперaционных зaлов, обеспечивaющих инспекторов комфортaбельными условиями рaботы, a нaлогоплaтельщиков–нaличием всей необходимой информaции.

Общественность на сегодняшний день недостаточно понимает актуальность вопросов налогообложения.

Мы считаем что необходимо вести работы по донесению до налогоплательщиков необходимости честно платить налоги, и что обманывать государство не выгодно и им самим. [15]

Рaботa по построению новых форм взaимодействия с нaлогоплaтельщикaми однa из сaмых вaжных в ходе модернизaции нaлоговых оргaнов. И, в первую очередь, в этом нaпрaвлении Министерство по нaлогaм и сборaм постaвлены зaдaчи по построению структур инспекций по единому принципу, внедрению электронной обрaботки дaнных, a тaкже в пропaгaнде и реaлизaции предстaвления нaлогоплaтельщикaми отчетности в электронном виде.

При выполнении данных задач возможно улучшение, создание более эффективной, конкурентоспособной, стабильной и, главное, удобной налоговой системы.

Список литературы

Читайте также: