Методы разграничения налоговых доходов между уровнями бюджетной системы

Обновлено: 17.05.2024

Разделение доходов между бюджетами включает три стадии:

1. Разграничение доходов

2. Распределение доходов

3. Перераспределение доходов.

Разграничение доходов - это такое их разделение между звеньями бюджетной системы, которое предполагает законодательное закрепление за бюджетами разного уровня на постоянной основе конкретных видов доходов в полном размере или частично.

· Цель – создать основу (собственные доходы) для формирования доходной базы бюджетов на достаточном уровне:

· чтобы органы власти могли выполнять свои функции и задачи в полном объеме;

· предоставлять гражданам услуги на безвозмездной и безвозвратной основах за счет бюджета на определенном допустимомуровне по всей стране.

К таким методам разграничения доходов между бюджетами относятся:

— разделение видов налогов по уровням управления;

— квотирование поступления от налогов (квотированию может подлежать ставка налога или объем налоговых поступлений);

— региональные и местные надбавки к федеральным (региональным) налогам[5. НЕ ИСПОЛЬЗУЕТСЯ В РФ

Зачисление региональных и местных налогов полностью в соответствующие бюджеты.

Разделение некоторых федеральных налогов между бюджетами.

Федеральными налогами и сборами признаются налоги и сборы, которые установлены Налоговым Кодексом Российской Федерации и обязательны к уплате на всей территории Российской Федерации (тест 2.7.).

Региональными налогами признаются налоги, которые установлены Налоговым кодексом

Могут устанавливаться налоговые льготы, основания и порядок их применения.

Федеральные, региональные и местные налоги и сборы отменяются Налоговым кодексом РФ.

Не могут устанавливаться федеральные, региональные или местные налоги и сборы, не предусмотренные Налоговым кодексом РФ.

Необходимость и особенности организации распределения доходов между бюджетами бюджетной системы Российской Федерации.

Распределение доходов - это передача полностью или частично налогов и сборов, подлежащих зачислению в один бюджет, в другие бюджеты путем установления нормативов отчислений от них.

Это касается передачи федеральных, региональных, и местных налогов и сборов, подлежащих зачислению в бюджеты субъектов РФ и муниципальных районов.

Однако эти нормативы не могут утверждаться на ограниченный срок действия:

Ø законом субъекта РФ региональном бюджете или иным законом

Ø муниципальным правовым актом о бюджете муниципального района или иным муниципальным правовым актом.

(В настоящее время бюджетное законодательство не предусматривает установление нормативов отчислений от федеральных налогов и сборов, подлежащих к зачислению в федеральный бюджет, в бюджеты субъектов РФ.

Однако органы госвласти субъектов РФ могут устанавливать для муниципальных образований нормативы отчислений от отдельных фед и рег налогов, а также налогов по специальным налоговым режимам, подлежащих зачислению в бюджеты субъектов РФ.

утверждаются раздельно единые нормативы отчислений в бюджеты поселений и в бюджеты муниципальных районов.

Нормативы отчислений в бюджеты городских округов устанавливаются как сумма нормативов, установленных для поселений и муниципальных районов.

Законом субъекта РФ о бюджете субъекта РФ могут быть установлены дополнительные нормативы отчислений в местные бюджеты от НДФЛ,

Органы государственной власти субъекта РФ обязаны установить единые и (или) дополнительные нормативы отчислений в местные бюджеты от НДФЛ, исходя из зачисления в местные бюджеты не менее 10 процентов налоговых доходов консолидированного бюджета субъекта Российской Федерации от указанного налога.

В субъектах Российской Федерации - городах федерального значения Москве и Санкт-Петербурге порядок установления и значения нормативов отчислений от федеральных и региональных налогов и сборов, налогов, предусмотренных специальными налоговыми режимами, в бюджеты внутригородских муниципальных образований определяются законами указанных субъектов Российской Федерации.

Органы МСУ муниципальных районов могут устанавливать единые нормативы отчислений в бюджеты поселений от федеральных, региональных и местных налогов, а также налогов, предусмотренных специальными налоговыми режимами, подлежащих зачислению в бюджеты муниципальных районов.

Эти нормативы не могут быть установлены решением о бюджете муниципального района или иным решением на ограниченный срок действия.)

Межбюджетные трансферты, предоставляемые бюджетам субъектов Российской Федерации.

МЕЖБЮДЖЕТНЫЕ ТРАНСФЕРТЫ ОБЩЕГО ХАРАКТЕРА

А) Дотации на выравнивание бюджетной обеспеченности субъектов Российской Федерации.Они образуют ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ФОНД ФИНАНАСОВОЙ ПОДДЕРЖКИ СУБЪЕКТОВ Российской Федерации. Объем этих дотаций определяется исходя из необходимости достижения минимального уровня расчетной бюджетной обеспеченности субъекта Российской Федерации ФФПР распределяется:

ü на основе сопоставления налогового потенциала регионов

ü с учетом различий в стоимости предоставления населению бюджетных услуг по субъектам Российской Федерации.

Уровень расчетной бюджетной обеспеченности (УРБО) субъекта РФ определяется путем деления индекса налогового потенциала (ИНП) СРФ на индекс бюджетных расходов (ИБР) СРФ.: УРБО = ИНП : ИБР

ИНДЕКСЫ ЭТО – относительная оценка (по сравнению со средним по стране уровнем) в расчете на душу населения ИНП - налоговых доходов консолидированного бюджета субъекта Российской Федерации. ИБР - расходов консолидированного бюджета субъекта Российской Федерации по предоставлению одинакового объема бюджетных услуг.

Б) Иные дотации 1)на поддержку мер по обеспечению сбалансированности бюджетов субъектов РФ, имеющих недостаток средств на исполнение первоочередных расходных обязательств. 2)на поощрение достижения наилучших значений показателей деятельности органов исполн. власти субъектов РФ, в области социально-экон. развития. 3) на компенсацию из фед. б-та дополнительных расходов и (или) потерь б-тов ЗАТО, в связи с особым режимом их функционирования. 4) б-ту г. Байконура на содержание объектов его инфраструктуры, связанных с арендой космодрома, на покрытие дефицита за счет средств фед. бюджета.

СУБСИДИИ БЮДЖЕТАМ СРФ ИЗ ФЕДЕРАЛЬНОГО БЮДЖЕТА

В совокупности образуют ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ФОНД СОФИНАНСИРОВАНИЯ РАСХОДОВ Субсидии могут предусматриваться на выравнивание обеспеченности субъектов РФ в целях реализации ими их отдельных расходных обязательств.

Субсидии субъекта Российской Федерации на реализацию федеральных целевых программ: а) строительство и реконструкцию автодорог регионального и межмуниципального значения; б)создание условий для устойчивого соц.-эконом. развития отдельных регионов РФ; в) повышение плодородия почв земель сельскохозяйственного назначения; г) межбюджетные трансферты в рамках ряда других федеральных целевых программ

Субсидии на поддержку экономически значимых региональных программ:а)Водохозяйственные мероприятия б) Дорожное хозяйство в) Информац. технологии и связь г) Малое и среднее предпринимательство е) Развитие инфраструктуры г. Сочи ж)Мероприятия по проведению оздоровительной кампании детей и) Мероприятия в области образования к) Мероприятия в сфере культуры, кинематографии, средств массовой информации

Социальная помощь:а) обеспечение жилыми помещениями детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, а также детей, находящихся под опекой (попечительством), не имеющих закрепленного жилого помещения; б)реализация мер соц. поддержки отдельных категорий граждан в)Реализация гос. функций в области здравоохранения, спорта и туризма г) Гос. поддержка железнодорожного транспорта

Иные безвозмездные и безвозвратные перечисления: а) ежемесячное денежное вознаграждение за классное руководство; б) поощрение лучших учителей; в) содержание ребенка в семье опекуна и приемной семье, а также вознаграждение, причитающееся приемному родителю; г)денежные выплаты мед. персоналу фельдшерско-акушерских пунктов, врачам, фельдшерам и мед. сестрам скорой мед. помощи; д) финансовое обеспечение оказания дополнительной мед. помощи; е) на поддержку эконом. и соц. развития коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока.

3. Субвенции бюджетам субъектов РФ изфедерального бюджета

Совокупность этих субвенций образует ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ФОНД КОМПЕНСАЦИЙ. Субвенции распределяются между субъектами РФ в соотв. с методиками, утверждаемыми Правительством РФ согласно требованиям БК РФ, фед. законов и НПА Президента и Правительства РФ.

СУБВЕНЦИИ: 1) по организации первичного воинского учета на территориях, где отсутствуют военные комиссариаты 2) по государственной регистрации актов гражданского состояния 3) оплата жилищно-коммунальных услуг отдельным категориям граждан 4) мероприятия по борьбе с беспризорностью, по опеке и попечительству; 5) по выплате инвалидам компенсации страховых премий по договору обязательного страхования владельцев транспортных средств, 6) на обеспечение инвалидов техническими средствами реабилитации. и другие субвенции.

Субсидии бюджету субъекта Российской Федерации из местных бюджетов

Законом субъекта Российской Федерации могут быть предусмотрены такие субсидии из бюджетов поселений и (или) муниципальных районов (городских округов), в которых в отчетном финансовом году расчетные налоговые доходы этих бюджетов (без учета налоговых доходов по дополнительным нормативам отчислений) превышали уровень, установленный законом субъекта РФ.

Указанный уровень не может быть установлен ниже двукратного среднего соответственно по поселениям или муниципального районам (городским округам) субъекта Российской Федерации уровня в расчете на одного жителя

Объем субсидии для отдельного муниципального образования в расчете на одного жителя не может быть более 50% превышения указанного уровня в отчетном финансовом году.

Разделение доходов между бюджетами включает три стадии:

1. Разграничение доходов

2. Распределение доходов

3. Перераспределение доходов.

Разграничение доходов - это такое их разделение между звеньями бюджетной системы, которое предполагает законодательное закрепление за бюджетами разного уровня на постоянной основе конкретных видов доходов в полном размере или частично.

· Цель – создать основу (собственные доходы) для формирования доходной базы бюджетов на достаточном уровне:

· чтобы органы власти могли выполнять свои функции и задачи в полном объеме;

· предоставлять гражданам услуги на безвозмездной и безвозвратной основах за счет бюджета на определенном допустимомуровне по всей стране.

К таким методам разграничения доходов между бюджетами относятся:

— разделение видов налогов по уровням управления;

— квотирование поступления от налогов (квотированию может подлежать ставка налога или объем налоговых поступлений);

— региональные и местные надбавки к федеральным (региональным) налогам[5. НЕ ИСПОЛЬЗУЕТСЯ В РФ

Зачисление региональных и местных налогов полностью в соответствующие бюджеты.

Разделение некоторых федеральных налогов между бюджетами.

Федеральными налогами и сборами признаются налоги и сборы, которые установлены Налоговым Кодексом Российской Федерации и обязательны к уплате на всей территории Российской Федерации (тест 2.7.).

Региональными налогами признаются налоги, которые установлены Налоговым кодексом

Могут устанавливаться налоговые льготы, основания и порядок их применения.

Федеральные, региональные и местные налоги и сборы отменяются Налоговым кодексом РФ.

Не могут устанавливаться федеральные, региональные или местные налоги и сборы, не предусмотренные Налоговым кодексом РФ.

Необходимость и особенности организации распределения доходов между бюджетами бюджетной системы Российской Федерации.

Распределение доходов - это передача полностью или частично налогов и сборов, подлежащих зачислению в один бюджет, в другие бюджеты путем установления нормативов отчислений от них.

Это касается передачи федеральных, региональных, и местных налогов и сборов, подлежащих зачислению в бюджеты субъектов РФ и муниципальных районов.

Однако эти нормативы не могут утверждаться на ограниченный срок действия:

Ø законом субъекта РФ региональном бюджете или иным законом

Ø муниципальным правовым актом о бюджете муниципального района или иным муниципальным правовым актом.

(В настоящее время бюджетное законодательство не предусматривает установление нормативов отчислений от федеральных налогов и сборов, подлежащих к зачислению в федеральный бюджет, в бюджеты субъектов РФ.

Однако органы госвласти субъектов РФ могут устанавливать для муниципальных образований нормативы отчислений от отдельных фед и рег налогов, а также налогов по специальным налоговым режимам, подлежащих зачислению в бюджеты субъектов РФ.

утверждаются раздельно единые нормативы отчислений в бюджеты поселений и в бюджеты муниципальных районов.

Нормативы отчислений в бюджеты городских округов устанавливаются как сумма нормативов, установленных для поселений и муниципальных районов.

Законом субъекта РФ о бюджете субъекта РФ могут быть установлены дополнительные нормативы отчислений в местные бюджеты от НДФЛ,

Органы государственной власти субъекта РФ обязаны установить единые и (или) дополнительные нормативы отчислений в местные бюджеты от НДФЛ, исходя из зачисления в местные бюджеты не менее 10 процентов налоговых доходов консолидированного бюджета субъекта Российской Федерации от указанного налога.

В субъектах Российской Федерации - городах федерального значения Москве и Санкт-Петербурге порядок установления и значения нормативов отчислений от федеральных и региональных налогов и сборов, налогов, предусмотренных специальными налоговыми режимами, в бюджеты внутригородских муниципальных образований определяются законами указанных субъектов Российской Федерации.

Органы МСУ муниципальных районов могут устанавливать единые нормативы отчислений в бюджеты поселений от федеральных, региональных и местных налогов, а также налогов, предусмотренных специальными налоговыми режимами, подлежащих зачислению в бюджеты муниципальных районов.

Эти нормативы не могут быть установлены решением о бюджете муниципального района или иным решением на ограниченный срок действия.)

Межбюджетные трансферты, предоставляемые бюджетам субъектов Российской Федерации.

МЕЖБЮДЖЕТНЫЕ ТРАНСФЕРТЫ ОБЩЕГО ХАРАКТЕРА

А) Дотации на выравнивание бюджетной обеспеченности субъектов Российской Федерации.Они образуют ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ФОНД ФИНАНАСОВОЙ ПОДДЕРЖКИ СУБЪЕКТОВ Российской Федерации. Объем этих дотаций определяется исходя из необходимости достижения минимального уровня расчетной бюджетной обеспеченности субъекта Российской Федерации ФФПР распределяется:

ü на основе сопоставления налогового потенциала регионов

ü с учетом различий в стоимости предоставления населению бюджетных услуг по субъектам Российской Федерации.

Уровень расчетной бюджетной обеспеченности (УРБО) субъекта РФ определяется путем деления индекса налогового потенциала (ИНП) СРФ на индекс бюджетных расходов (ИБР) СРФ.: УРБО = ИНП : ИБР

ИНДЕКСЫ ЭТО – относительная оценка (по сравнению со средним по стране уровнем) в расчете на душу населения ИНП - налоговых доходов консолидированного бюджета субъекта Российской Федерации. ИБР - расходов консолидированного бюджета субъекта Российской Федерации по предоставлению одинакового объема бюджетных услуг.

Б) Иные дотации 1)на поддержку мер по обеспечению сбалансированности бюджетов субъектов РФ, имеющих недостаток средств на исполнение первоочередных расходных обязательств. 2)на поощрение достижения наилучших значений показателей деятельности органов исполн. власти субъектов РФ, в области социально-экон. развития. 3) на компенсацию из фед. б-та дополнительных расходов и (или) потерь б-тов ЗАТО, в связи с особым режимом их функционирования. 4) б-ту г. Байконура на содержание объектов его инфраструктуры, связанных с арендой космодрома, на покрытие дефицита за счет средств фед. бюджета.

СУБСИДИИ БЮДЖЕТАМ СРФ ИЗ ФЕДЕРАЛЬНОГО БЮДЖЕТА

В совокупности образуют ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ФОНД СОФИНАНСИРОВАНИЯ РАСХОДОВ Субсидии могут предусматриваться на выравнивание обеспеченности субъектов РФ в целях реализации ими их отдельных расходных обязательств.

Субсидии субъекта Российской Федерации на реализацию федеральных целевых программ: а) строительство и реконструкцию автодорог регионального и межмуниципального значения; б)создание условий для устойчивого соц.-эконом. развития отдельных регионов РФ; в) повышение плодородия почв земель сельскохозяйственного назначения; г) межбюджетные трансферты в рамках ряда других федеральных целевых программ

Субсидии на поддержку экономически значимых региональных программ:а)Водохозяйственные мероприятия б) Дорожное хозяйство в) Информац. технологии и связь г) Малое и среднее предпринимательство е) Развитие инфраструктуры г. Сочи ж)Мероприятия по проведению оздоровительной кампании детей и) Мероприятия в области образования к) Мероприятия в сфере культуры, кинематографии, средств массовой информации

Социальная помощь:а) обеспечение жилыми помещениями детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, а также детей, находящихся под опекой (попечительством), не имеющих закрепленного жилого помещения; б)реализация мер соц. поддержки отдельных категорий граждан в)Реализация гос. функций в области здравоохранения, спорта и туризма г) Гос. поддержка железнодорожного транспорта

Иные безвозмездные и безвозвратные перечисления: а) ежемесячное денежное вознаграждение за классное руководство; б) поощрение лучших учителей; в) содержание ребенка в семье опекуна и приемной семье, а также вознаграждение, причитающееся приемному родителю; г)денежные выплаты мед. персоналу фельдшерско-акушерских пунктов, врачам, фельдшерам и мед. сестрам скорой мед. помощи; д) финансовое обеспечение оказания дополнительной мед. помощи; е) на поддержку эконом. и соц. развития коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока.

3. Субвенции бюджетам субъектов РФ изфедерального бюджета

Совокупность этих субвенций образует ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ФОНД КОМПЕНСАЦИЙ. Субвенции распределяются между субъектами РФ в соотв. с методиками, утверждаемыми Правительством РФ согласно требованиям БК РФ, фед. законов и НПА Президента и Правительства РФ.

СУБВЕНЦИИ: 1) по организации первичного воинского учета на территориях, где отсутствуют военные комиссариаты 2) по государственной регистрации актов гражданского состояния 3) оплата жилищно-коммунальных услуг отдельным категориям граждан 4) мероприятия по борьбе с беспризорностью, по опеке и попечительству; 5) по выплате инвалидам компенсации страховых премий по договору обязательного страхования владельцев транспортных средств, 6) на обеспечение инвалидов техническими средствами реабилитации. и другие субвенции.

Субсидии бюджету субъекта Российской Федерации из местных бюджетов

Законом субъекта Российской Федерации могут быть предусмотрены такие субсидии из бюджетов поселений и (или) муниципальных районов (городских округов), в которых в отчетном финансовом году расчетные налоговые доходы этих бюджетов (без учета налоговых доходов по дополнительным нормативам отчислений) превышали уровень, установленный законом субъекта РФ.

Указанный уровень не может быть установлен ниже двукратного среднего соответственно по поселениям или муниципального районам (городским округам) субъекта Российской Федерации уровня в расчете на одного жителя

Объем субсидии для отдельного муниципального образования в расчете на одного жителя не может быть более 50% превышения указанного уровня в отчетном финансовом году.

Борзова Наталья Алексеевна

Одной из главных задач экономического развития Российской Федерации на современном этапе является фор­мирование эффективной бюджетной системы, ориентированной на стимулирование экономики, оказание финансовой поддержки регионам и снижение социального неравенства населения.

В соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации, законодательством о налогах и сборах происходит формирование доходов бюджета страны. Доходы от федеральных, региональных и местных налогов зачисляются на счета органов Федерального казначействав соответствии с Бюджетным и Налоговым кодексами, а затем могут перераспределяться на уровни бюджетов субъектов Российской Федерации, местных ми бюджетов в соответствии с законами о федеральном бюджете, законами о бюджетах субъектов Российской Федерации и муниципальными правовыми актами.

В Российской Федерации, согласно действующему Бюджетному Кодексу1, существует три уровня бюджетов: федеральный, региональный и местный. Часть налогов, которые платят организации, граждане страны и предприниматели, сразу предназначена для уплаты в тот или иной уровень бюджета, поэтому все 100% суммы этих налогов поступает в федеральный, региональный или местный бюджет.

В основу разграничения доходов между уровнями бюджетной системы положены следующие основные принципы:

1)стабильность доходов (за каждым уровнем бюджетной системы законодательно закрепляются соответствующие поступления, а также на среднесрочный период устанавливаются размеры бюджетных субвенций и изъятий). Данный принцип гарантирует заинтересованность местных исполнительных органов в увеличении налогового потенциала и объективность в планировании расходов местных бюджетов;

2)достаточность доходов (каждый уровень бюджетной системы должен располагать финансовыми средствами, обеспечивающими полноценное предоставление государственных услуг). В результате неравномерности распределения доходной базы между регионами, экономическое развитие территорий сильно дифференцировано, равная доступность населению государственных услуг достигается посредством использования различных регулирующих доходов;

3)единство форм и методов регулирования доходов (предоставление дополнительных доходов каждому уровню бюджетной системы должно основываться на единых подходах). Это достигается посредством использования официальных трансфертов и бюджетных кредитов, а на уровне областей и районов – использованием нормативов распределения доходов. При определении форм регулирования доходов важно учитывать налоговый потенциал каждого уровня бюджетов, результаты оценки объективных бюджетных потребностей территории, утвержденные натуральные нормы (натуральные показатели потребления или использования необходимых материальных и нематериальных благ).

4)эффективность предоставления государственных услуг (каждый уровень бюджетной системы должен обеспечивать наиболее результативное производство и предоставление государственных услуг), путем закрепления и исполнения государственных услуг за более низким уровнем бюджетной системы, они могут в реальной степени учесть потребности их получателей и предоставлять эти услуги своевременно и качественно.

Для обеспечения финансовой базы реализаций бюджетных полномочий различных уровней власти, расходных функций, применяют вертикальное бюджетное выравнивание. Оно предусматривает выравнивание финансовых потребностей властей соответствующего уровня для оказания, закрепленного за ними набора обязательных государственных услуг; выравнивание финансовых возможностей соответствующих уровней власти путем долевого участия разных уровней власти в национальных налогах, при распределении налогового потенциала страны.

Решение проблемы вертикальной сбалансированности бюджетов предусматривает 2 позиции:

1.Вертикальная сбалансированность предусматривает разумное распределение и законодательное закрепление бюджетных полномочий за соответствующим уровнем власти (выравнивание финансовых потребностей властей соответствующего уровня для оказания закрепленного за ними набора обязательных государственных услуг).

2.Потребность выравнивания финансовых возможностей соответствующих уровней власти при помощи долевого участия разных уровней власти в общенациональных поступлениях при распределении налогового потенциала страны.

На основе и с помощью методов вертикального бюджетного выравнивания решается также проблема рационального закреп­ления доходных источников бюджетов за уровнями власти. Обес­печение финансовой самостоятельности территорий означает не только распределение ответственности между уровнями бюджет­ной системы по самостоятельное осуществление определенных видов расходов, но и обеспечение реальных возможностей получе­ния источников доходов, для этого необходимо вкладывать инвестиционные средства, чем должны заниматься субъекты реальной экономики.

Разработка системы закрепления налогов и перераспреде­ления доходов между различными уровнями власти должна осу­ществляться по завершению распределения ответственности за расходы и установлению их общего объема на каждом уровне государственной власти. Функционирование такой системы означает действие той части механизма вертикального выравнивания, которая обеспечивает выравнивание финансовых возможностей различных уровней власти.

Анализ научных работ по распределению налогов между уровнями бюджетов Российской Федерации и оценка состояния регионов в настоящее время выявили следующие проблемы:

1.Регионы полностью зависят от средств, перераспределяемых из федерального бюджета, региональных налогов не хватает на выполнение всех функций. У местных бюджетов вообще нет средств, местные налоги: земельный, налог на имущество физических лиц и торговый сбор, введенный только в отдельных регионах, не дают достаточно ресурсов для выполнения услуг, в результате чего появляется масса платных услуг государства. Перераспределение на местный уровень происходит опосредованно, через региональные бюджеты, и суммы эти очень малы. Большая часть налогов субъектов Российской Федерации, являются федеральными и поступают на федеральный уровень, и средств в регионе не остается.

3.Формирование отдельно нефтегазовых доходов. Бюджет Российской Федерации зависит от налогов, поступающих от добычи и продажи нефти и газа. Если падает цена на нефть, то и поступления в бюджет страны снижаются.

4.Развитие регионов сдерживается налоговой политикой федеральных властей, аккумулирующих ресурсы на соответствующий уровень (изменение соотношения в распределении налога на прибыль организаций между бюджетами, перевод страховых взносов под контроль налоговых органов).

Поставленная в Российской Федерации важнейшая цель укрепления единого федеративного государства должна быть направлена в сторону более справедливого распределения финансовых ресурсов между его субъектами.

Выявленные проблемы распределения налогов между уровнями бюджетов Российской Федерации требуют решений, принимаемых на государственном уровне. Мы можем только в рекомендательной форме озвучить свои предложения по рационализации распределения налогов.

К таким рекомендациям относится:

1.Доходная структура регионального бюджета должна полностью или в значительной мере наблюдаться властями соответствующего уровня и формироваться в основном из региональных и местных налогов, дотаций, субсидий, субвенций. Необходимо перераспределять все федеральные налоги, поступающие в федеральный бюджет, или перевести часть федеральных налогов в раздел региональных. Такое распределение доходных источников необходимо для того, чтобы гражданам было легче понять, если по их желанию будут произведены дополнительные расходы, то придется внедрить дополнительные налоги, которые будут покрыты за счет них самих и других жителей региона.

2.Применение вертикального бюджетного выравнивания является обеспечением финансовой базы для реализации бюджетных полномочий различных уровней власти, в том числе и расходных функций. Основные принципы распределения расходных функций заключаются в следующем:

-государственные услуги, оказываемые в местных пределах, должны предоставляться местными властями;

-услуги, которые используют одновременно жители нескольких местных административных единиц, должны предоставляться властями областного (регионального) уровня;

-услуги, распространяемые на всю страну, должны предоставляться за счет федерального бюджета Правительством.

3.Уход от нефтяной экономики и развитие в стране других технологий. Углеводородные ресурсы являются не восполняемыми, и чем раньше бюджет Российской Федерации станет мало зависим от цен на нефть и газ, тем вероятнее создать сильнейшую экономику. Необходимо развивать в стране различные виды промышленности, не только нефтегазовую. Например, Китай - вторая по мощности экономика в мире, лидирует в производстве более сотни видов продукции, из которых самые передовые – автомобильная и текстильная.

4.Для наилучшего развития региона и максимального снижения последствий влияния кризиса необходимо увеличить доходностирегиональных бюджетов, распределять бюджетные доходы между федеральным и региональным уровнем в пропорции 50-50% по аналогии с экономически ведущими мировыми державами.

Грамотное распределение финансов между бюджетами позволит решить множество проблем в сфере управления муниципальными образованиями, а также оптимизировать ограниченные ресурсы бюджета, повысить эффективность функционирования органов местного самоуправления и качество предоставляемых услуг, осуществлять контроль за финансовыми потоками предприятий, подведомственных структурным подразделениям администрации муниципального образования, усилить мотивацию труда посредством поощрения при достижении поставленных результатов.

1. Вачугов, И.В. Несовершенство законодательного регулирования специальных налоговых режимов как одна из ключевых проблем поддержки малого бизнеса в России / И.В. Вачугов, П.В. Седаев // Налоги и налогообложение. – 2016. – № 11.

2. Евневич, М.А. Поведенческий анализ налоговых изменений с 2016 года, их значение и последствия / М.А. Евневич // Инновационное развитие экономики. – 2016. – № 3-2 (33).

3. Кисилева, М.А. Влияние российского налогового законодательства на развитие бизнеса / М.А. Кисилева // Сборник статей Международной научно-практической конференции: Экономическое развитие общества в современных кризисных условиях, 2017.

4. Лазарев, В.С. Налоговые льготы как модель поддержки малого бизнеса в РФ / В.С. Лазарев // Сборник материалов IХ-й международной научно-практической конференции: Компьютерные технологии в моделировании, управлении и экономике. – Орел, 2017.

5. Макоева Д.Р. Налоговое стимулирование малого бизнеса в Российской Федерации / Д.Р. Макоева, Е.В. Бергаль // Сборник материалов международной заочной научно-практической конференции: Современная финансово-кредитная система: проблемы и перспективы, 2017

6. Мусаева, П.М. Оценка изменений налогового законодательства и его влияние на систему учета и налогообложения малого бизнеса / П.М. Мусаева // Совершенствование учета, анализа и контроля как механизмов информационного обеспечения устойчивого развития экономики. – 2016. – № 2.

Разграничение и распределение доходов между бюджетами бюджетной системы Российской Федерации – это нормативно закрепленная система бюджетных правоотношений, опосредующих процессы разграничения и распределения налоговых и неналоговых поступлений между федеральным, региональным и муниципальным уровнями бюджетной системы для эффективного обеспечения публичного управления и социально-экономического развития.

Понятие доходов бюджета

Доходы бюджетов бюджетной системы, являясь отражением социально-экономической обстановки и уровня благосостояния населения страны, одновременно определяют эффективность публичного управления, перспективы социального и экономического развития и пр. При этом бюджетное законодательство определение категории доходов бюджета не содержит, ограничиваясь лишь перечислением видов доходов бюджета соответствующего уровня и указанием на полномочия органов публичного управления по формированию доходной части бюджета соответствующего уровня.

Доходы бюджетов федерального, регионального и муниципального уровней составляют базу функционирования финансовой и экономической систем страны, обеспечивая решение тех политических, социальных, экологических, экономических и иных проблем, для решения которых учреждается система публичного управления.

Бюджет – это организация и упорядочение тех финансовых потоков, которые циркулируют в сфере управления, экономической и социальной сферах для решения задач публичного управления.

Бюджетными доходами именуются те денежные ресурсы, которые поступают в бюджет (исключая те денежные ресурсы, которые привлекаются в бюджет для финансирования его дефицита). Доходные статьи бюджета демонстрируют источники привлечения денежных ресурсов – те социальные слои и те виды деятельности, которые определяют объем доходов и, соответственно, уровень благосостояния населения.

Основный ресурс доходной части бюджета всякого государства – это доход его населения. Так, бюджет любого уровня отечественной системы формируют в доходной части поступления от двух видов субъектов:

Готовые работы на аналогичную тему

  • денежные ресурсы, которые поступают от физического лица;
  • денежные ресурсы, которые поступают от лиц, занимающихся предпринимательской или иной хозяйственной деятельностью.

Сегодня большую часть денежных ресурсов, привлекаемых в бюджеты бюджетной системы государства, составляют поступления от субъектов хозяйственной деятельности.

При этом необходимо отличать бюджетные доходы от государственных: приведенные категории соотносятся как часть и целое. Категория государственных доходов объединяет, помимо бюджетных, также доходы от функционирования государственных учреждений и предприятий.

Механизм разграничения и распределения доходов между бюджетами бюджетной системы Российской Федерации

Современная практика формирования бюджетов отечественной бюджетной системы демонстрирует, что значительную часть от налоговых поступлений в качестве доходов в бюджет составляют такие налоговые поступления, как:

  • поступления от налога на добавленную стоимость (1):
  • поступления от акцизных налогов (2);
  • поступления от прибыли организаций (3);
  • поступления от использования природных ресурсов, а именно добычи природных ископаемых (4).

Следуя положениям действующего бюджетного законодательства, первая категория названных поступлений в полном объеме переходит в доходы федерального бюджета, поступления второй категории переходят в размере двенадцати, пятидесяти или ста процентов (в зависимости от вида акцизного налогового поступления) в доходы федерального бюджета, поступления третьей категории переходят в доходы федерального бюджета в размере трех процентов, четвертой – в зависимости от конкретного вида налогового поступления.

Более половины налоговых поступлений в бюджет Федерации составляют поступления от налога на добавленную стоимость. Это почти половина доходной части бюджета Федерации. Поступления от добычи нефти и газа также выступает важнейшим источником формирования доходной части федерального бюджета, однако их доля в общем объеме доходов нестабильна и тесно связана с обстановкой на мировом рынке.

Денежные поступления, отчисляемые с доходов физических лиц, выступают основным ресурсом формирования бюджетов субъектов Федерации.

Формирование доходной части бюджетов муниципальных образований происходит неоднородно – в зависимости от сложности организации самого муниципального образования. Так, нормативы зачисления налоговых поступления, исчисляемых от дохода физического лица, неодинаковы для разных типов организации муниципалитетов.

Специальное налоговое законодательство обозначает лишь ориентиры установления и взимания налогов органами публичного управления субъекта Федерации и органами публичного управления муниципалитета. Отсутствие исчерпывающего федерального правового регулирования полномочий по установлению и взиманию налоговых платежей справедливо критикуется в науке.

Неналоговые денежные поступления, отнесенные к категории доходов бюджета Федерации, в большей части зачисляются в бюджет Федерации. Так, в частности, в бюджет Федерации в полном объеме поступают денежные средства, вносимые в качестве платы за пользование природными ресурсами, уплаты штрафов и др.

Сегодня в качестве основной проблемы организации бюджетной системы страны механизм разграничения и распределения доходов между бюджетами должен решить задачу обеспечения органов публичного управления местного уровня средствами для осуществления полномочий по вопросам, имеющим значение для местного сообщества. Так, например, одна из мер, направленных на решение указанной проблемы, которая применяется сегодня, – это замена дотационной поддержки повышением норматива зачисления в местный бюджет поступлений от доходов физических лиц.

Читайте также: