Место налогового права в системе права рб

Обновлено: 04.07.2024

Положения статьи раскрывают предмет правового регулирования НК и развиваются в последующих его главах и статьях.

Статья 2.Основные принципы налогообложения в Республике Беларусь

В статье более четко раскрыты принципы, на которых налоговая система была построена в прежние годы (принципы законности, обязательности, равенства и справедливости налогообложения), а также появились иные базовые правила функционирования и организации налогообложения.

Наряду с указанными принципами налогообложения в НК закреплен принцип презумпции добросовестности плательщика. Он означает, что до тех пор, пока налоговый орган не докажет документально, что плательщик совершил правонарушение, он будет считаться добросовестным.

Введен принцип стабильности налогового законодательства, который предполагает, что в течение финансового года любые элементы налогообложения не могут изменяться. Плательщик должен планировать бизнес-процессы и выстраивать работу с учетом законодательства, сформированного на финансовый год. Согласно принципу гласности нормативные правовые акты, регулирующие вопросы налогообложения, подлежат официальному опубликованию в порядке, установленном законодательством.

Появился и совершенно новый принцип экономической обоснованности налогообложения, который гласит, что налоги, сборы (пошлины) должны устанавливаться с учетом необходимости обеспечения сбалансированности расходов республиканского и местных бюджетов с их доходами, а объем доходов от уплаты налогов, сборов (пошлин) должен превышать затраты на их администрирование.

Статья 3.Налоговое законодательство Республики Беларусь

В статье закреплено, что положения нормативных правовых актов, принимаемых на основании и во исполнение НК, не могут противоречить его положениям, а равно и выходить за пределы содержания этих положений или предоставленных ими соответствующему органу полномочий.

В этой же статье установлена иерархия актов налогового законодательства по их юридической силе.

Так, в случае расхождения акта налогового законодательства с Конституцией Республики Беларусь действует Конституция.

В случае расхождения декрета или указа Президента Республики Беларусь с НК или другим законом, регулирующим вопросы налогообложения, НК или другой закон имеют верховенство лишь тогда, когда полномочия на издание декрета или указа были предоставлены законом.

В случае расхождения акта налогового законодательства с актом другой отрасли права, содержащим вопросы налогообложения, применяются положения акта налогового законодательства.

Во избежание неопределенности при формировании правоприменительной практики пунктом 7 статьи 3 НК определяется, что акты налогового законодательства, улучшающие положение плательщика, могут иметь обратную силу, только когда это прямо предусмотрено в таком акте.

Статья 4.Порядок исчисления сроков, установленных налоговым законодательством

Данная статья определяет порядок исчисления сроков. В новой редакции НК она откорректирована с учетом применения на практике актов налогового законодательства, в которых порядок отсчета срока для совершения действий (например, подачи налоговых деклараций (расчетов), уведомлений) может отличаться от порядка отсчета срока, установленного, например, для действия налоговых льгот. В частности, конкретизировано, что только последний день срока, установленного для совершения действия, который приходится на день, признаваемый в соответствии с законодательством выходным и (или) нерабочим праздничным днем, переносится на ближайший следующий за ним рабочий день, а вот последний день срока, которым определяется период использования льготы, не переносится.

Статья 5.Действие положений международных договоров Республики Беларусь по вопросам налогообложения

Особое место среди источников налогового права принадлежит межгосударственным соглашениям по вопросам налогообложения, имеющим статус международных договоров Республики Беларусь. Нормы ратифицированных соглашений являются приоритетными в регулировании налоговых правоотношений по сравнению с нормами национального законодательства. Большинство ныне действующих соглашений закрепляет нормы об устранении двойного налогообложения.

Статья 6.Налоги, сборы (пошлины)

К налогам могут быть отнесены только те платежи, которые отвечают следующим признакам:

  • обязательность для плательщиков. При возникновении налогового обязательства оно подлежит безусловному исполнению;
  • поступление в республиканский и (или) местные бюджеты. Вносимые плательщиками суммы должны зачисляться непосредственно на счета соответствующих бюджетов;
  • отчуждение принадлежащих плательщикам денежных средств. Предусматривается денежная форма расчетов с бюджетом, т.е. уплата налога посредством внесения определенной суммы денежных средств, находящихся в собственности плательщика или принадлежащих ему на праве хозяйственного ведения, оперативного управления;
  • индивидуальная безвозмездность. Под данным условием необходимо понимать отсутствие встречного получения плательщиком выгоды для себя, материальных или нематериальных благ либо преимуществ, пропорциональных внесенной сумме налога.

В соответствии с определением, приведенным во втором пункте ст. 6 НК, признаками сбора или пошлины являются:

  • обязательность для плательщиков;
  • поступление в республиканский и (или) местные бюджеты;
  • осуществление платежа, т.е., как и в случае с налогом, отчуждение принадлежащих плательщикам денежных средств.

Таким образом, основным отличием сборов и пошлин от налогов является то, что в отношении них отсутствует требование индивидуальной безвозмездности. Внесение плательщиком соответствующей суммы сбора и пошлины НК предусматривается в качестве одного из возможных условий совершения в его пользу уполномоченными органами, организациями и должностными лицами юридически значимых действий, таких как предоставление тех или иных прав, выдача специальных разрешений (лицензий), других документов.

Пунктом 3 статьи 6 НК оговаривается, что платежи, осуществляемые в рамках отношений, не регулируемых налоговым законодательством, а также применяемых в виде штрафов или иных санкций за нарушение законодательства, в том числе и налогового, носят неналоговый характер.

Принципиально важным является требование безусловного и обязательного определения перечисленных в пункте 5 статьи 6 НК элементов налогообложения при установлении налогов. Нарушение этого правила не позволит считать налог законно установленным, а значит, и обязательным к уплате плательщиками. А вот аналогичных требований к определению всего перечня элементов налогообложения при установлении сборов и пошлин не предусматривается.

Статья 7.Виды налогов, сборов (пошлин)

Налоги, сборы и пошлины разделены на республиканские или местные на основании территориального признака, т.е. территории их обязательного применения, и полномочий властей различного уровня в отношении регулирования налоговых правоотношений (устанавливать, вводить, изменять или прекращать действие налоговых платежей).

Необходимо отметить, что сам статус налогового платежа (республиканский или местный) не означает, что все поступления от него зачисляются соответственно в республиканский или местный бюджет.

Статья 8. Республиканские налоги, сборы (пошлины)

Данной статьей установлен перечень республиканских налогов, сборов и пошлин. Состав плательщиков, а также содержание обязательных элементов налогообложения в отношении каждого из этих налоговых платежей устанавливаются Особенной частью НК.

Статья 9.Местные налоги и сборы

В статье установлен закрытый перечень местных налогов и сборов, исходя из которого местные Советы депутатов будут формировать состав местных налоговых платежей, применяемых на соответствующих административных территориях. Состав плательщиков, конкретные объекты налогообложения, механизм определения налоговой базы, предельный размер налоговых ставок устанавливаются Особенной частью НК.

Статья 10.Особые режимы налогообложения

В данной статье определен перечень особых режимов налогообложения, в числе которых упрощенная система налогообложения, налог на игорный бизнес, налог на доходы от осуществления лотерейной деятельности, единый налог для производителей сельскохозяйственной продукции, единый налог с индивидуальных предпринимателей и иных физических лиц. Такие режимы не являются новшеством для налоговой системы Республики Беларусь, так как уже применяются в существующей практике налогообложения.

Статья 11. Порядок установления, введения, изменения и прекращения действия республиканских налогов, сборов (пошлин)

В целях совершенствования правового регулирования порядка реализации налоговой политики установлено, что Президентом Республики Беларусь и (или) законами устанавливаются, вводятся, изменяются налоги, сборы (пошлины) (определяются плательщики, объект налогообложения, налоговая база, налоговый период, налоговая ставка (ставки), порядок исчисления, порядок и сроки уплаты), особые режимы налогообложения, а также прекращается действие налогов, сборов (пошлин), особых режимов налогообложения, устанавливаются отдельным категориям плательщиков льготы по налогам, сборам (пошлинам).

Статья 12.Порядок установления, введения, изменения и прекращения действия местных налогов и сборов

Статья определяет порядок внесения корректировок в систему местных налогов и сборов. При этом виды таких корректировок аналогичны предусмотренным для республиканских налогов. Установление, введение, изменение и прекращение действия местных налоговых платежей относятся к исключительной компетенции местных Советов депутатов. Одновременно Общая часть НК учитывает, что местные налоги и сборы являются составным элементом единой налоговой системы Республики Беларусь и, следовательно, должны основываться на единых правилах организации и функционирования такой системы. Для этого предусматривается обязательность соответствия решений местных Советов депутатов об установлении, введении, изменении и прекращении действия любого из местных налогов и сборов принципам, заложенным в НК.

Статья 13.Термины и их определения

Новая статья, определяющая понятия и термины, которые используются в двух и более главах НК, поскольку в целях системности и комплексности регулирования отношений, связанных с конкретным налогом, целесообразно термины, которые употребляются лишь для целей одной главы, сохранить исключительно в ней.

Впервые появилось определение иного обязанного лица. Под такими лицами понимаются:

во-первых, лица, на которые в соответствии с НК и иными актами налогового законодательства возложено исполнение налогового обязательства плательщика;

во-вторых, лица, которые в соответствии с таможенным законодательством несут с плательщиком солидарную обязанность по уплате таможенных платежей.

В статьях 21 и 22 НК прописана общая норма о том, что иные обязанные лица пользуются правами и исполняют обязанности, которые предусмотрены НК и другими актами налогового законодательства для плательщика.

Читайте также: