Максимальное сближение двух систем учета бухгалтерского и налогового можно обеспечить применяя

Обновлено: 04.07.2024

Данная статья представляет собой инструкцию для бухгалтеров, которым нужно быстро изучить или освежить в памяти ключевые вопросы, связанные ПБУ 18/02 — с учетом налога на прибыль, формированием постоянных и временных разниц, а также постоянных налоговых доходов и расходов, отложенных налоговых обязательств и активов. Инструкция составлена в соответствии с последней редакцией ПБУ 18/02 (утв. приказом Минфина России от 20.11.18 № 236н ), применять которую в обязательном порядке нужно с 2020 года. В 2019 году использовать данную редакцию ПБУ 18/02 можно было в добровольном порядке. Материал будет обновляться каждый раз после внесения изменений в законодательство, поэтому обращать внимание на дату размещения статьи не нужно — шпаргалка будет актуальной всегда.

Кто применяет

Компании, которые являются плательщиками налога на прибыль (кроме кредитных организаций, а также государственных (муниципальных) учреждений).

Цель применения

Так, некоторые затраты в БУ отражаются в полной сумме, а в НУ — в пределах лимита (например, представительские расходы). Есть затраты, которые показываются только в бухгалтерском учете, а в налоговом учете отсутствуют (например, премии к празднику). Наконец, момент учета доходов и расходов в БУ может отличаться от момента учета доходов и расходов в НУ (в частности, у тех, кто использует кассовый метод). И это далеко не все случаи, когда показатели налогового учета и бухгалтерского учета расходятся.

Основные показатели

Усл овный расход (доход) по налогу на прибыль

Условный расход по налогу на прибыль — это прибыль по данным бухгалтерского учета, умноженная на налоговую ставку. Он отражается проводкой:
ДЕБЕТ 99 КРЕДИТ 68

Условный доход по налогу на прибыль — это убыток по данным бухгалтерского учета, умноженный на налоговую ставку. Он отражается проводкой:
ДЕБЕТ 68 КРЕДИТ 99

Текущий налог на прибыль

Текущий налог на прибыль — это прибыль по данным налогового учета, умноженная на налоговую ставку. Проще говоря, это налог к уплате, который организация отражает в декларации по прибыли.

В пункте 22 ПБУ 18/02 сказано, что существует два способа определения величины текущего налога на прибыль: на основании данных бухучета и на основании налоговой декларации. Каждая организация вправе выбрать любой из способов и закрепить его в учетной политике.

Отметим, что в настоящей статье используется способ определения текущего налога на прибыль на основании данных БУ. Мы остановились на нем, поскольку именно этот способ соответствует правилам, которые приведены в инструкции по применению плана счетов (утв. приказом Минфина России от 31.10.2000 № 94н). Данный способ подразумевает, что никакой отдельной проводки на сумму текущего налога на прибыль делать не надо.

Разницы между данными НУ и БУ

Каждый раз, когда одна и та же операция отражается в налоговом учете иначе, чем и бухгалтерском, возникает так называемая разница. Существует два вида разниц: временные и постоянные.

Когда появляются временные разницы

Временные разницы — это доходы и расходы, которые в БУ отражаются в одном отчетном периоде, а в НУ — в другом периоде. Отличительная черта временной разницы заключается в том, что рано или поздно наступит момент, когда расхождение между налоговым учетом и бухгалтерским учетом будет сведено к нулю.

Компания ввела в эксплуатацию объект основных средств. Его первоначальная стоимость равна 120 000 руб., срок полезного использования составляет пять лет.

В учетной политике закреплено, что для целей НУ используется линейный метод амортизации, а для целей БУ — способ списания стоимости пропорционально объему продукции. Из-за этого сумма ежемесячных амортизационных отчислений по данным налогового учета отличатся от суммы отчислений по данным бухучета. Как следствие, каждый месяц возникает разница.

По окончании срока полезного использования первоначальная стоимость будет полностью списана как в бухгалтерском, так и в налоговом учете. При этом общая сумма амортизации, начисленной в течение пяти лет, и в НУ и в БУ составит 120 000 руб. Значит, расхождение между налоговым учетом и бухучетом будет сведено к нулю.

Следовательно, разница, возникающая из-за несовпадения ежемесячной суммы амортизации, является временной.

Организация по-разному отражает отпускные в БУ и в НУ.

В налоговом учете отпускные включаются в состав расходов того месяца, на который приходится отпуск.
Таким образом, ежемесячно возникает разница в виде сумм, списанных на расходы в бухгалтерском учете.
После того, как сотрудник использует отпуск, в налоговом учете будут сформированы затраты на полную величину отпускных. При этом итоговая сумма отпускных по данным НУ совпадет с суммой, которая в течение предыдущих месяцев была отнесена в резерв по данным БУ. Значит, расхождение между налоговым учетом и бухучетом будет сведено к нулю.

Следовательно, разница, возникающая из-за ежемесячного отражения затрат в бухгалтерском учете, является временной.

Кроме того, к временным разницам относятся результаты операций, не включаемые в бухгалтерскую прибыль или убыток, но формирующие налоговую базу по прибыли в других периодах.

Добавим, что временные разницы надо учитывать по каждому виду активов и обязательств. Это означает, что необходимо организовать аналитический учет временных разниц в разрезе основных средств, резервов и проч.

Как отразить временную разницу

Временная разница показывается в бухучете один раз в год — по состоянию на последнее число отчетного года. Чтобы ее отразить, нужно сделать следующие шаги.
1. Найти четыре величины по состоянию на конец отчетного года:

  • первая — балансовая (то есть остаточная) стоимость всех активов:
  • вторая — стоимость тех же самых активов, принятая для целей налогового учета;
  • третья — балансовая стоимость всех обязательств;
  • четвертая — стоимость тех же самых обязательств, принятая для целей налогового учета.

Далее найти разницу между первой и второй величинами. Полученная цифра — это временная разница.

Также нужно найти разницу между третьей и четвертой величинами. Полученная цифра — тоже временная разница.

Таким образом, по состоянию на конец отчетного года получатся две временные разницы. Одна возникла из-за различий в стоимости активов. Вторая возникла из-за различий в стоимости обязательств.

Пример 3

У организации есть основное средство первоначальной стоимостью 120 000 руб., других активов нет.

Установлено, что в БУ срок полезного использования этого основного средства составляет 4 года, а в НУ — 3 года. За весь период вплоть до конца отчетного года начислена амортизация: в БУ — 30 000 руб., в НУ — 40 000 руб.

Бухгалтер посчитал, что по состоянию на конец отчетного года балансовая стоимость ОС равна 90 000 руб. (120 000 руб. – 30 000 руб.), а стоимость для целей налогового учета — 80 000 руб. (120 000 руб. – 40 000 руб.).

К тому же организация создала резерв предстоящих расходов по отпускам, отразив его по кредиту счета 96. Других обязательств нет. На конец года остаток резерва составил 70 000 руб. В налоговом учете аналогичный резерв отсутствует, и его величина равна нулю.

Таким образом, по состоянию на конец отчетного года у организации две временные разницы. Первая возникла из-за различий в стоимости активов, ее величина — 10 000 руб. (90 000 руб. – 80 000 руб.). Вторая возникла из-за различий в стоимости обязательств, ее величина — 70 000 руб. (70 000 руб. – 0 руб.).

Таблица 1

Как определить налогооблагаемую и вычитаемую разницу

АКТИВЫ

НАЛОГООБЛАГАЕМАЯ временная разница

ВЫЧИТАЕМАЯ временная разница

ОБЯЗАТЕЛЬСТВА

ВЫЧИТАЕМАЯ временная разница

НАЛОГООБЛАГАЕМАЯ временная разница

Таким образом, по состоянию на конец отчетного года получится одна временная разница — либо налогооблагаемая, либо вычитаемая.

В случае, когда все указанные действия уже были проделаны годом ранее (то есть при подведении итогов и составлении отчетности за предыдущий год), нужно просто взять прошлогодние данные.

5. Сравнить временную разницу на конец предыдущего года и временную разницу на конец отчетного года. Далее действовать по следующему алгоритму:

6. Создать необходимые проводки (см. табл. 2):

Таблица 2

Какие проводки создать при отражении и погашении ОНА и ОНО

Название операции

Проводка

Сумма проводки

ДЕБЕТ 09 КРЕДИТ 68

вычитаемая разница, умноженная на ставку налога на прибыль

ДЕБЕТ 68 КРЕДИТ 77

налогооблагаемая разница, умноженная на ставку налога на прибыль

ДЕБЕТ 68 КРЕДИТ 09

вычитаемая разница, умноженная на ставку налога на прибыль

ДЕБЕТ 77 КРЕДИТ 68

налогооблагаемая разница, умноженная на ставку налога на прибыль

Пример 5

На конец предыдущего года у организации образовалась налогооблагаемая временная разница в сумме 60 000 руб. На конец отчетного года у организации образовалась вычитаемая временная разница в сумме 65 000 руб.

Бухгалтер создал проводки:
ДЕБЕТ 77 КРЕДИТ 68
- 12 000 руб. (60 000 руб. × 20%) — погашено ОНО;

ДЕБЕТ 09 КРЕДИТ 68
- 13 000 руб. (65 000 руб. × 20%) — отражен ОНА.

Отложенный налог на прибыль равен 25 000 руб.(12 000 руб. + 13 000 руб.).

Подготовить, проверить и сдать бухгалтерскую отчетность в ИФНС через интернет Сдать бесплатно

Когда появляются постоянные разницы

Постоянные разницы — это доходы и расходы, которые отражаются только в одном учете: либо в налоговом, либо в бухгалтерском. Отличительная черта постоянной разницы в том, что расхождение между НУ и БУ никогда не будет аннулировано.

Пример 6

Компания потратила на рекламу 200 000 руб. В бухгалтерском учете данные затраты списаны в полном объеме. Для целей налогообложения расходы списаны в пределах 1% выручки от реализации, что составило 50 000 руб. В итоге образовалась разница, равная 150 000 руб. (200 00 руб. – 50 000 руб.).

Ни в текущем, ни в последующих периодах часть рекламных затрат в размере 150 000 руб. не будет признана в НУ. Значит, разница является постоянной.

Как отразить постоянную разницу

Постоянная разница отражается в бухучете один раз в год — по состоянию на последнее число отчетного года. Постоянная разница порождает либо постоянный налоговый расход (ПНР), либо постоянный налоговый доход (ПНД). Чтобы создать соответствующую проводку, нужно сделать следующие шаги.

1. Найти сумму текущего налога на прибыль и отложенного налога на прибыль, и от полученного значения отнять условный расход (доход) по налогу на прибыль. При этом следует придерживаться правил:

  • текущий налог на прибыль участвует в вычислениях со знаком (-);
  • условный расход по налогу на прибыль участвует в вычислениях со знаком (-);
  • условный доход по налогу на прибыль участвует в вычислениях со знаком (+).

2. Если получилась цифра со знаком (-), то это ПНР. Его отражают проводкой:
ДЕБЕТ 99 КРЕДИТ 68

Если получилась цифра со знаком (+), то это ПНД. Его отражают проводкой:
ДЕБЕТ 68 КРЕДИТ 99

Пример 7

По итогам отчетного года налоговая база по налогу на прибыль составила 280 000 руб., прибыль по данным бухучета — 150 000 руб., отложенный налог на прибыль — 25 000 руб.

Бухгалтер рассчитал, что текущий налог на прибыль равен 56 000 руб. (280 000 руб. х 20%). Условный расход по налогу на прибыль равен 30 000 руб. (150 000 руб. × 20%).

Далее бухгалтер произвел следующие вычисления: (- 56 000 руб.) + 25 000 руб. – (- 30 000 руб.) = (- 1 000 руб.).

Значит, полученная величина — это ПНР. В бухучете создана проводка:
ДЕБЕТ 99 КРЕДИТ 68

- 1 000 руб. — отражен ПНР.

Как разницы влияют на налог на прибыль

Заполнить и сдать через интернет актуальную на сегодня декларацию по налогу на прибыль Сдать бесплатно

Что отразить в бухгалтерской отчетности

В балансе бухгалтер должен показать отложенные налоговые активы и обязательства: ОНА — в составе внеоборотных активов, ОНО — в составе долгосрочных обязательств. Что касается постоянных налоговых доходов и расходов, то они в балансе не отражаются.

В отчете о финансовых результатах (его форма утв. приказом Минфина от 02.07.10 № 66н в редакции приказа Минфина от 19.04.19 № 61н) нужно отразить следующие показатели:

Пример 9

По итогам 2019 года облагаемая база по налогу на прибыль составила 280 000 руб., прибыль по данным бухучета — 50 000 руб.; отложенный налог на прибыль — 25 000 руб.

Бухгалтер рассчитал, что текущий налог на прибыль равен 56 000 руб.(280 000 руб. х 20%).

Отчет о финансовых результатах заполнен так, как показано в таблице 3.

Таблица 3

Пример заполнения отдельных строк отчета о финансовых результатах

Друзья, пришла пора закрывать первый квартал. На что следует обратить внимание в 1С:Бухгалтерии 3.0? Конечно, это новый балансовый метод ведения ПБУ 18/02. Заметим, что их два. Без учета постоянных (ПР) и временных разниц (ВР), ну и с ПР и ВР.

Друзья, пришла пора закрывать первый квартал. На что следует обратить внимание в 1С:Бухгалтерии 3.0?

Конечно, это новый балансовый метод ведения ПБУ 18/02.

Заметим, что их два. Без учет постоянных (ПР) и временных разниц (ВР), ну и с ПР и ВР.


Именно за простой балансовый метод ратуют разработчики фирмы 1С. Они называют простым и надежным способом учета.

Второй балансовый способ с ПР и ВР - некий гибрид со старым классическим способом с отражением проводок по постоянным и временным разницам.

Целое поколение бухгалтеров выросло на основной формуле ПБУ 18/06

А ведь были времена, когда жили и без этой формулы.

Насильно через колено и без всякого практического смысла вбили в послушных бухгалтеров необходимость анализировать и делать с проводки с ПР и ВР.

На каждом крупном предприятии появилась гуру, которая в единственном числе понимала всю магию с проводок с постоянными и временными разницами, а также могла разобраться с начисления налоговых активов (счет 09) и обязательств (счет 77).

В прошлом году разработчикам фирмы 1С пришло озарение – мы пошли не тем путем, проводки по счетам 09 и 77 можно формировать очень просто и без великой формулы для каждой операции БУ=НУ+ПР+ВР.

Книжки по ведению ПБУ 18/02 можно смело выкинуть / сдать в макулатуру.

Вот оно счастье – все станет просто и понятно.

Но тут эти гуру – шаманы ПУ и ВР поняли, что они теряют божественный статус и стали резко против внедрения нового балансового метода.

Они судорожно цепляются за проводки с ПР и ВР. Они посвятили им свою жизнь.

И поэтому они решительно за гибрид - Балансовый с отражением ПР и ВР.

Не купитесь на это. Это бессмысленный способ.

И вот почему.

Условный расход (доход) по налогу на прибыль – финансовый результат (прибыль или убыток) до налогообложения в отчетном периоде по данным бухгалтерского учета, умноженный на налоговую ставку (т.е. условная величина налога на прибыль, рассчитанная по данным бухгалтерского учета (со знаком "плюс" – расход, со знаком "минус" – доход)).

Текущий налог на прибыль – налог на прибыль для целей налогообложения, определяемый в соответствии с законодательством РФ о налогах и сборах.

Отложенный налог на прибыль – суммарное изменение отложенных налоговых активов (ОНА) и отложенных налоговых обязательств (ОНО) за отчетный период.

Расход (доход) по налогу на прибыль – сумма текущего налога на прибыль и отложенного налога на прибыль.

Используем балансовый метод расчета ( без ведения ПР и ВР):

Отложенный налог на отчетную дату рассчитывается как произведение сальдо временных разниц по виду актива (обязательства) и текущей ставки налога. Проводки формируются исходя из сравнения отложенного налога, рассчитанного на отчетную дату, и отложенного налога, рассчитанного на начало года, с учетом уже отраженного в текущем периоде отложенного налога. Временные разницы определяются по каждому виду активов и обязательств как разницы между балансовой и налоговой стоимостью актива (обязательства) на отчетную дату.

Суммы постоянного налогового дохода (ПНД) и постоянного налогового расхода (ПНР) отдельными проводками не отражаются, а определяются расчетным путем как разница между условным расходом (доходом) по налогу на прибыль (расчет в БУ) и расходом по налогу на прибыль (Текущий налог(по НУ)+Отложенный) (суммы ПНР и ПНД уже учтены при расчете текущего налога (НУ)) .

Если мы используем балансовый метод с отражением постоянных и временных разниц, то :

  1. По каждой операции формируются постоянные и временные разницы с отражением в специальных ресурсах "Сумма ПР" и "Сумма ВР" регистра бухгалтерии (показатели "ПР" и "ВР" в проводках) так же, как и при затратном методе.
  2. Отложенный налог на отчетную дату рассчитывается как произведение сальдо временных разниц (по показателю "ВР" регистра бухгалтерии (проводки)) по виду актива (обязательства) и текущей ставки налога на прибыль.
  3. Суммы постоянного налогового дохода и постоянного налогового расхода рассчитываются как произведение оборота постоянных разниц (по показателю "ПР" регистра бухгалтерии (проводки)) по счету налогооблагаемой прибыли (убытка) (99.01.1 "Прибыли и убытки по деятельности с основной системой налогообложения") и текущей ставки налога.
  4. В отличие от варианта "Балансовый метод" в этом варианте (так же, как в затратном методе) формируются проводки по условному расходу (доходу) по налогу на прибыль, постоянному налоговому расходу (ПНР) и постоянному налоговому доходу (ПНД),признанию и погашению отложенных налоговых активов и обязательств в корреспонденции со счетом 68.04.2 "Расчет по налогу на прибыль"

Как видно из вышеперечисленного используя 2 вариант мы сами создаем себе проблемы.

Смысла нет вести постоянные разницы, так как они учитываются при отражении затрат или дохода на счетах 20,25,26, 90,91 (затратно-доходные счета) в НУ. И текущий налог на прибыль уже учитывает их.

Наша задача для пбу 18 рассчитать только отложенный налог.

Он рассчитывается исходя из разниц между БУ и НУ по не затратно-доходным счетам.

Так зачем же создавать себе проблемы и вести ПР и ВР, когда и без них можно все рассчитать.

С 2021 можно упростить учет ОС, стоимость которых несущественна для бухгалтерской отчетности – принцип рациональности (п. 7.4. ПБУ 1/2008).

Затраты на приобретение, создание несущественных активов признаются расходами периода, в котором они понесены (п. 5 ФСБУ 6/2020):

Выделение в учете несущественных активов нужно закрепить в учетной политике по БУ и определить:


Активы могут быть отнесены к несущественным исходя из величины и характера соответствующей статьи баланса:

  • по стоимостному лимиту, ниже которого актив признается несущественным. Лимит должен проверяться ежегодно
  • по группам объектов, информация о которых является несущественной (мебель, офисная техника, хозинвентарь, специальные средства производства и другие…).

В НУ имущество признается ОС (п. 1 ст. 256 НК РФ):

  • СПИ более 12 мес. и стоимостью более 100 тыс. руб.

Затраты на приобретение объектов до 100 тыс. руб. признаются материальными затратами и относятся на расходы в момент (ст. 254 НК РФ):

  • использования в производстве (работ, услуг) сырья, материалов;
  • ввода в эксплуатацию спецодежды, инструментов, приспособлений, инвентаря, приборов и других СИЗ.

Расходами в НУ признаются обоснованные и документально подтвержденные затраты (ст. 252 НК РФ).

Разница в учете стоимости активов в:

  • БУ – сразу в расходы в момент приобретения;
  • НУ – в расходы в периоде их использования (ввода в эксплуатацию).

Автоматизировано в 1С начиная с релиза 3.0.91.23.

  • Комбинезон мужской YouDo стоимостью 3 600 руб. (в т. ч. НДС 20%) для отдела Дизайна и ремонта;
  • Ноутбук Lenovo стоимостью 102 тыс. руб. (в т. ч. НДС 20%) для АУП.
  • маляру-штукатуру отдела Дизайна и ремонта Котелкову И.И. – Комбинезон мужской YouDo (1 шт.) сроком использования 24 мес.

Выдержка из УП по БУ:

В составе материальных расходов учитываются затраты на приобретение СИЗ, специнструментов и других приспособлений стоимостью не более 100 тыс. руб. (пп. 3 п. 1 ст. 254 НК РФ). Способ учета при вводе в эксплуатацию закрепите в УП по НУ:

  • стоимость включается в состав расходов по выбранному способу (например, линейному способу или пропорционально объему выпущенной продукции (работ, услуг));
  • стоимость включается в состав расходов полностью в момент передачи в эксплуатацию.

Если спецодежда, спецоснастка в БУ признается несущественным активом, учет которого ведется на счетах 10.21.1 и 10.21.2, то при вводе в эксплуатацию в НУ может использоваться лишь один способ:

  • стоимость включается в состав расходов полностью в момент передачи в эксплуатацию.

Рекомендация

Обратить внимание на УП по НУ в части спецодежды и спецоснастки. В случае необходимости поменять способ учета с 2021.

Если организация продолжает применять ПБУ 6/01, можно ли в учетной политике по БУ на 2021 установить другой лимит для ОС – более 40 тыс. руб.?

Да, можно. П. 7.4. ПБУ 1/2008 исходя из требований рациональности позволяет организации не применять п. 5 ПБУ 6/01 и ввести иной критерий для ОС.

Можем ли в УП на 2021 установить лимит 100 тыс. руб. для отнесения объектов к ОС? Мы сможем сблизить тогда бухгалтерский и налоговый учет.

Да, можно. Но смысл для определения лимита ОС состоит не в сближении БУ и НУ.

  • в процентах от денежной величины соответствующих показателей.

При этом размер лимита в денежной сумме должен определяться обязательно исходя из ее соотношения с релевантными показателями бухотчетности.

Если мы установим стоимостной лимит 100 тыс. руб. для признания несущественных активов в БУ, то кто может придраться к нему. Может ли ИФНС сказать что это много или мало?

Порог существенности при классификации активов – это элемент учетной политики по БУ. Такой вопрос могут задать аудиторы при проверке или заинтересованные пользователи бух отчености. ИФНС по существенности предъявить ничего не может, т.к. контролирует правильность расчета налогов по данным налогового учета, а не бух учет.

См. также:

Помогла статья?

Получите еще секретный бонус и полный доступ к справочной системе БухЭксперт8 на 14 дней бесплатно

Похожие публикации

    У вас нет доступа на просмотр Чтобы получить доступ:Оформите коммерческую.Споры вокруг учета государственной пошлины за регистрацию автомобиля ведутся не...

Карточка публикации

(4 оценок, среднее: 5,00 из 5)

Данную публикацию можно обсудить в комментариях ниже.
Обратите внимание! В комментариях наши кураторы не отвечают на вопросы по программам 1С и законодательству.
Задать вопрос нашим специалистам можно по ссылке >>

Вы можете задать еще вопросов

Доступ к форме "Задать вопрос" возможен только при оформлении полной подписки на БухЭксперт8

Нажимая кнопку "Задать вопрос", я соглашаюсь с
регламентом БухЭксперт8.ру >>

Как не попасть в ловушку, работая с контрагентами из ЕАЭС

Изменения в 2021-2022 году, о которых нужно знать бухгалтеру

Практический переход на ФСБУ 6 и ФСБУ 26 в 1С

Практический переход на ФСБУ 25 в 1С - Часть 1

Первоочередные дела по годовой отчетности 2021 в 1С:Бухгалтерия

Спасибо за семинар Ольге! Непростая тема, объемная. Буду изучать, пересматривать еще и еще. Как всегда очень и очень познавательно. Ждем с нетерпением новых семинаров!


Статья посвящена процессу выявления и отражения разниц между бухгалтерским и налоговым учетом в части объектов основных средств на бухгалтерских счетах. В работе исследованы варианты сближения этих видов учета с позиции оптимального построения учетного процесса и формирования налоговой базы для организаций.

Ключевые слова: бухгалтерский учет, налоговый учет, основные средства, различия, сближение.

Образование и развитие подсистем бухгалтерского и налогового учета произошло относительно независимо друг от друга, под воздействием различных экономических и политических явлений. Налоговый учет возник ввиду возрастающей роли государства в жизни общества, а причиной появления бухгалтерского учета была хозяйственная деятельность предприятий. Существование нескольких видов учета увеличивает нагрузку на организацию. Компаниям приходится привлекать дополнительные ресурсы, а это в свою очередь заставляет их повышать цены на изготавливаемую и реализуемую продукцию, выполненные работы, оказанные услуги. В связи с этим с 2002 года многие эксперты говорят о необходимости сближения налогового и бухгалтерского учета. Также о необходимости такого сближения неоднократно говорилось на государственном уровне, в том числе в Основных направлениях налоговой политики РФ на 2015 и 2016 годы. Однако за годы применения главы 25 НК РФ на законодательном уровне были введены лишь точечные незначительные поправки, так и не сократившие принципиальных различий между бухгалтерским и налоговым учетом.

Невзирая на существенные различия в порядке учета объектов в бухгалтерском и налоговом учете, существует ряд способов, которые могут помочь организации абсолютно законно сблизить налоговый и бухгалтерский учет, а значит, упростить работу бухгалтерии. Но стоит отметить, что применение некоторых из них повлечет за собой увеличение налоговой нагрузки на организацию. Рассмотрим варианты получения минимальной разницы между налоговым и бухгалтерским учетом в отношении учета объектов основных средств. Сгруппируем данные различия в три основные группы:

Вторая, выделенная автором разница, связана с порядком формирования первоначальной стоимости объектов основных средств. Как в налоговом, так и в бухгалтерском учете первоначальная стоимость объекта основных средств состоит из расходов на его приобретение, сооружение или изготовление, за минусом НДС и акцизов (п. 1 ст. 257 НК РФ и п. 8 ПБУ 6/01). Однако в реальной хозяйственной деятельности у организации достаточно часто возникают расходы, связанные с приобретением объектов основных средств, которые в принципе допустимо относить в налоговом учете в составе прочих. Имеются ввиду, например, командировочные расходы, связанные с покупкой основного средства, уплаченные таможенные сборы и пошлины, технический осмотр приобретенного автомобиля и ряд других расходов. В бухгалтерском учете все вышеизложенные расходы чаще всего увеличивают первоначальную стоимость основного средства. Ввиду неопределенности действующего законодательства РФ налоговые органы при проверках в большинстве случаев требуют, чтобы в налоговом учете предприятие включило такие расходы в первоначальную стоимость основного средства. Это обусловлено тем, что в данной ситуации у организации не будет возможности единовременно включить такие расходы при расчете налога на прибыль, и списание будет происходить лишь по мере амортизации объекта, что приведет к увеличению налоговой нагрузки в части налога на прибыль. Таким образом, логично вытекающим из первого способом сближения является включение в налоговом учете в первоначальную стоимость основных средств всех расходов, связанных с их приобретением. Так, для того, чтобы первоначальная стоимость объекта основных средств была одинаковой, и не появлялось разниц в суммах начисленной амортизации в целях бухгалтерского и налогового видов учета, организации целесообразно отказаться от единовременного признания подобных расходов в качестве прочих в налоговом учете и включать их в первоначальную стоимость объекта. Целесообразно закрепить соответствующие положения в учетной политике для целей налогообложения. Бесспорно, такой подход к формированию первоначальной стоимости объектов повлечет за собой временное увеличение налога на прибыль. Но все же, в конечном итоге, организация сможет в полной мере учесть эти расходы в налоговом учете, хоть и с равномерной разбивкой в течение всего срока полезного использования объекта основных средств. Поэтому, по мнению автора, данное расхождение можно отнести к первой группе — к легко устранимым расхождениям.

Третьим различием является сумма начисленной амортизационной премии. Суть состоит в том, что такую премию можно начислить только в налоговом учете (п. 9 ст. 258 НК РФ). Благодаря этому компания имеет право единовременно включить в расходы 10 % от первоначальной стоимости приобретенных основных средств в общем случае, и 30 % от стоимости по объектам основных средств, которые относятся к третьей-седьмой амортизационным группам. Решить проблему можно, отказавшись в налоговом учете от начисления амортизационной премии. Но с другой стороны, применение амортизационной премии представляет собой достаточно эффективный метод налоговой оптимизации, дающий возможность значительно сократить сумму налога на прибыль. Поэтому отказываться от использования амортизационной премии для того, чтобы сблизить налоговый и бухгалтерский учет целесообразно только тем организациям, у которых основные средства занимают малую и незначительную часть активов, например, компаниям оптовой торговли или сферы услуг. Для таких организаций автор относит данное различие к первой группе. Что же касается промышленных предприятий, то для них отказ от начисления амортизационной премии может иметь место лишь в случае, когда организация уже не приносит прибыли, является убыточной и не хочет еще большего увеличения суммы налогового убытка. То есть для промышленных предприятий отказ от начисления амортизационной премии является абсолютно невыгодным, так как приводит к увеличению налоговой нагрузки по налогу на прибыль. Поэтому для таких организаций автор относит данное различие ко второй группе.

Четвертым различием является различие, возникающее при учете оценочных обязательств на демонтаж и утилизацию объекта основных средств. Указанное различие появилось с 1 января 2015 г. в связи с внесением изменений в Налоговый кодекс РФ. В п. 3 ст. 375 НК РФ появилось указание на возможность корректировки (в сторону уменьшения) остаточной стоимости объектов основных средств, сформированной по правилам, установленным бухгалтерскими стандартами. Вместе с тем положения действующего в настоящее время бухгалтерского стандарта по учету основных средств (ПБУ 6/01) не содержат требований о включении в первоначальную стоимость упомянутых затрат. Подобное требование предусмотрено проектом нового ПБУ по учету основных средств. В п. 8 ПБУ 6/01 ключевым моментом при формировании первоначальной стоимости является то, что затраты, учитываемые в ее составе, должны быть фактически понесены и их размер должен определяться исходя из установленных договорных обязательств организации. Соответственно, ни о каких будущих расходах (оценочных обязательствах) в данном случае говорить не приходится, поскольку величина планируемых расходов определяется расчетным путем, по их наиболее достоверной денежной оценке. Получается, что поправки, внесенные законодателем в п. 3 ст. 375 НК РФ, опережают процесс реформирования бухгалтерского учета, так как положения действующего стандарта не предусматривают требования об увеличении первоначальной стоимости основного средства на стоимость затрат, связанных с его демонтажем и ликвидацией (утилизацией). Следовательно, пока не будет утверждено новое ПБУ по учету основных средств, по мнению автора, сумму оценочного обязательства на демонтаж основного средства организация может рассматривать в качестве самостоятельного актива. В таком случае учет основных средств для целей собственно бухгалтерского учета и целей обложения налогом на имущество будет осуществляться по одним правилам. При этом следует отметить, что не все объекты основных средств попадают под обложение налогом на имущество в части формирования налоговой базы по данным бухгалтерского учета о первоначальной стоимости объекта и суммах начисленной амортизации. Например, объекты недвижимого имущества облагаются исходя из их кадастровой стоимости, а некоторые объекты основных средств вообще не попадают под налогообложение ввиду принадлежности к первой и второй амортизационной группам. В этой связи данное различие автор относит к первой группе — легко устранимые различия.

Пятым различием являются суммы, полученные по результатам переоценки объектов основных средств. Особенность процесса переоценки состоит в том, что его результаты отражаются только в бухгалтерском учете (п. 14 и п. 15 ПБУ 6/01). В налоговом учете сумма уценки или дооценки объектов основных средств не является доходом или расходом и не изменяет его стоимость, на базе которой компания начисляет амортизацию. Убрать данное расхождение можно, если организация откажется в бухгалтерском учете от проведения переоценки объектов основных средств. Однако на практике существует достаточно много предприятий, которые проводят переоценку объектов основных средств, например, для того, чтобы показатели бухгалтерской финансовой отчетности выглядели более привлекательными для инвесторов и кредитных учреждений. Или, чтобы не допустить сокращения размера чистых активов организации в сравнении с величиной ее уставного капитала (п. 4 ст. 90 и п. 4 ст. 99 ГК РФ). В большинстве случаев переоценка основных средств влечет за собой увеличение стоимости переоцениваемых объектов, хотя существуют случаи и снижения их стоимости. По мнению автора, если собственники организации испытывают необходимость улучшения показателей бухгалтерской финансовой отчетности, то такие доводы, как расхождения в учете, вряд ли повлияют на принятие решения о проведении переоценки. Поэтому данную разницу автор относит ко второй группе различий — сложно устранимых для организации.

Итак, в процессе исследования был проведен анализ наиболее часто встречающихся на практике расхождений, которые были объединены в три группы: первая группа — легко устранимые расхождения, вторая группа — расхождения, устранение которых возможно с негативными последствиями, и третья группа — расхождения, устранение которых невозможно. В результате проведенного исследования автор пришел к выводу, что нельзя однозначно сказать, стоит ли полностью сближать налоговый и бухгалтерский учет основных средств. Бесспорно, чем больше правила налогового учета соответствуют правилам бухгалтерского учета, тем проще подготовка налоговых деклараций и формирование бухгалтерской финансовой отчетности, расчет налогового обязательства, а также налоговое администрирование. Однако для каждой организации подход должен быть индивидуальным. Для каких-то компаний, например, промышленных предприятий, гораздо более выгодно использовать нелинейный метод начисления амортизации, начисление амортизационной премии и другие преимущества налогового законодательства, а организации сферы торговли и услуг в принципе без особых потерь могут устранить многие различия. Выбрать оптимальный путь уменьшения различий сможет сама компания, а задачей законодательного органа является создание для этого благоприятных условий. Целесообразно ввести налоговые нормы, которые давали бы налогоплательщику возможность применять методы учета, используемые им при ведении бухгалтерского учета и формировании бухгалтерской финансовой отчетности.

Не последнюю роль при выборе подхода к учету разниц играют их масштабы. При наличии ресурсов и штата бухгалтерии целесообразно не пренебрегать налоговыми выгодами, а при низком уровне автоматизации и ограниченных ресурсах, возможно, и стоит подумать о максимальном сближении в целях рационализации бухгалтерского и налогового учета. На взгляд автора, целесообразно максимально устранить различия между бухгалтерским и налоговым учетом на законодательном уровне. При этом особое внимание в этом процессе должно быть уделено вопросам формирования достоверной учетной информации для заинтересованных пользователей.

Основные термины (генерируются автоматически): налоговый учет, бухгалтерский учет, первоначальная стоимость, средство, различие, амортизационная премия, основное средство, налоговая нагрузка, полезное использование, РФ.

Читайте также: