Магистрат контролировал сбор налогов и выполнение повинностей

Обновлено: 07.07.2024

Вопрос о том, что нового было введено в управление городами при Петре І, является одной из главных тем в изучении курса истории России 18 века. Данную реформу следует рассматривать в контексте преобразовательной деятельности императора вообще, который ввиду нового статуса страны на международной арене и изменения ее внутриполитического уклада особое внимание уделял сфере управления не только в центре, но и на местах.

Предпосылки

Анализ того, что нового было введено в управление городами при первом императоре, следует начать с того, какие цели преследовал правитель при модернизации администрации и старой бюрократии. Военные нужды (на протяжении почти всего петровского царствования наша страна вела долгую войну со Швецией за выход к Балтийскому морю) требовали постоянных и регулярных налоговых поступлений в государственную казну. Именно поэтому правитель провел областную реформу, с этой же целью он занялся городским управлением. Впрочем, он также добивался некоторого расширения прав купечества, как бы в противовес высоким налогам, которыми их облагал. Но главной его задачей было обеспечить бесперебойное поступление налогов в казну для нужд армии и флота.

что нового было введено в управление городами

Первый этап

Новые должностные лица выбирались из купцов, так как именно они являлись основными собственниками в городах и, следовательно, главной категорией налогоплательщиков. Они имели прямой доступ к царю и могли обращаться к нему, минуя приказы. В городах создавались бурмистерские палаты, которые подчинялись московской ратуше. Главной задачей новых органов управления был сбор налогов и податей в государственную казну, а также контроль над судебными и торговыми делами собственников и производителей.

бурмистерские палаты

Второй этап

К городской реформе Петр І вернулся в 1720 году. Примерно в это же время его правительство работало над областным управлением. Возможно, именно поэтому царь вернулся к непростому вопросу о городской администрации.

В упомянутом году был создан главный магистрат, который находился в столице и оттуда контролировал все городские органы. На местах создавались его отделения, которые комплектовались из бурмистров и ратманов. Поскольку война подходила к концу, то император озаботился о механизме функционирования новой системы в мирных условиях.

развитие городского самоуправления

Теперь представители городских властей были обязаны не только собирать налоги и повинности, но и заботиться о благоустройстве вверенных им участков. Последнее обстоятельство особенно важно при определении, что нового было введено в управление городами в рассматриваемое время.

Отныне бурмистрам и ратманам вменялось в обязанность следить за безопасностью (то есть они должны были создавать полицейские органы), содержать больницы, школы, богадельни. Кроме того, население опять-таки в целях исправного сбора налогов было разделено на две гильдии: регулярную и нерегулярную. К первой относились собственники, ко второй – лица, не имевшие частного имущества.

главный магистрат

Гильдии также имели свое управление. Их члены собирались на сходы и выбирали старшин. Те, кто был занят черной работой, избирали себе старост и десятских. Кроме того, по западноевропейскому образцу были созданы цеховые организации. Таким образом, первый император пытался стимулировать развитие городского самоуправления, однако эта реформа не имела успеха.

Результаты

Попытки Петра І ввести в стране самоуправление по образцу европейских стран не увенчалась успехам по одной весьма простой причине: магистраты не имели средств для того, чтобы справляться с возложенными на них обязанностями. Ведь все средства от сборов и налогов шли в государственную казну, в то время как собственных финансов города фактически не имели.

Тем не менее, показателен тот факт, что даже эта не слишком удачная реформа просуществовала до второй половины 19 века, что говорит о том, что она более или менее прижилась к условиям российской действительности, несмотря на то, что так и не привела к городскому самоуправлению.

Данная статья является продолжением цикла статей о внутренней политике Петра I. Предыдущую статью о реформах Петра Великого в социальной сфере можно найти и прочитать здесь . Реформы в политико-правовой сфере также носили весьма двоякий характер: с одной стороны Петр I копировал западные политические институты, с другой – делал так, что самодержавие в стране только усиливалось.

Государственное управление

В 1704 году была упразднена Боярская Дума, которая стала окончательно неэффективна уже в конце XVII века.

В 1711 году был учрежден Сенат , заменявший Боярскую Думу. В руках Сената была сосредоточена законосовещательная и судебная власть, орган возглавлял генерал-губернатор. Первым эту почетную должность занял Павел Иванович Ягужинский.

Одновременно с Сенатом была создана должность фискалов, а в 1722 году появилась прокуратура. В задачу фискалов входил негласный надзор за деятельностью правительственных учреждений в столице и других городах, они обязаны были сообщать о любых нарушениях и злоупотреблениях, при этом получали половину штрафа, который взимался с провинившегося чиновника, или половину конфискованного имущества. При этом фискалы не несли ответственности за ложные доносы.

Сенат находился под контролем Императора. Связь правителя с частями системы управления осуществлялась с помощью Кабинета, который с 1704 года стал личной канцелярией царя.

Исполнительная власть к концу XVII века была представлена 44 приказами, многие из которых дублировали функции друг друга. Замена приказов коллегиями происходила в 1717 – 1721 гг. Всего было учреждено 11 коллегий.

Финансами заведовали три коллегии, у каждой из которых был строго ограниченный круг обязанностей: сбором налогов руководила Камер-коллегия, Штатс-контор коллегия распоряжалась расходами, Ревизионная коллегия контролировала доходы и расходы.

Экономикой России также управляли три коллегии. Легкой промышленностью заведовала Мануфактур-коллегия, горным делом Берг-коллегия, внешней торговлей – Коммерц-коллегия.

Была учреждена Вотчинная коллегия, которая занималась земельными тяжбами и вопросами о наследстве. Всеми судебными учреждениями управляла Юстиц-коллегия.

Главный Магистрат и Синод обладали тем же статусом, что и коллегии. Задачей Главного Магистрата, организованного в 1720 году, являлся контроль за городскими магистратами – местными выборными органами управления. Местами в городских магистратах быстро завладело богатое купечество, которое притесняло мелких ремесленников, однако городская реформа дала купцам большую свободу, что положительно сказалось на развитии торговли.

Синод был учрежден в 1721 году, во главе его стоял обер-прокурор. Еще в 1700 году, со смертью Патриарха Адриана, новый патриарх не был назначен. Вместо него был создан специальный орган, в обязанности которого входил надзор за церковной организацией, а вместо патриарха был назначен лишь местоблюститель патриаршего престола Стефан Яворский. После долгой подготовки, 25 января 1721 года был окончательно сформирован Синод, который стал высшим органом церковно-государственного управления РПЦ. Таким образом, церковная власть была подчинена светской.

Среди центральных учреждений особняком стоял Преображенский приказ, возникший в XVII веке. Он, по сути, был карательным учреждением и заведовал политическим сыском, судил участников восстаний и заговоров, слишком рьяных противников реформ и т.д.

В целом коллежская система отличалась от приказной более четким распределением обязанностей между центральными ведомствами. Коллегии функционировали эффективнее и за счет малого состава: президент, вице-президент, четыре советника и четыре ассистента составляли каждую коллегию. Все решения внутри коллегии принимались большинством голосов ее членов.

Прежнее деление дворянства на чины было ликвидировано. Теперь служебная лестница состояла из 14 рангов: первый был самым высоким (фельдмаршал в армии, генерал-адмирал на флоте, канцлер – на гражданской службе), последний, четырнадцатый – самым низким (прапорщик и коллежский регистратор).

Теперь неродовитые дворяне получили возможность выдвинуться благодаря своим способностям. Среди тех, кому удалось сделать карьеру, такие деятели, как генерал-адмирал Ф. М. Апраксин, дипломаты П. А. Толстой, И. И. Неплюев и другие.

В октябре 1721 года по прошению Сената Петр I принял титул Отца Отечества, Императора Всероссийского, Петра Великого. Соответственно, Россия стала Империей. Это случилось после завершения Северной войны со Швецией, в результате которой Россия получила выход к Балтийскому морю. Международный авторитет России после этой победы и с принятием Петром I нового титула значительно вырос.

В 1718 году царевич Алексей, который являлся единственным наследником трона, был обвинен в измене и казнен. После этого, в 1722 году был принят указ о престолонаследии, который предусматривал назначение наследника престола по воле монарха. Принятие данного указа впоследствии станет одной из причин начала эпохи дворцовых переворотов.

Административно-территориальное устройство

С 1708 по 1710 гг. была проведена губернская реформа. Ранее административная система России была представлена уездами, которые непосредственно подчинялись приказам. Теперь между приказами и уездами были введены две новые территориальные единицы – губернии и провинции.

Территория страны была поделена на 8 губерний (Московская, Ингерманландская, Смоленская, Киевская, Азовская, Казанская, Архангелогородская и Сибирская), которые возглавлялись губернаторами. Губернии делились на провинции (во главе с комиссарами/воеводами), провинции – на уезды (во главе с земскими комиссарами), состоящие примерно из 2000 дворов.

Областная реформа повлекла за собой изменения в аппарате управления: ратуша утратила свое значение и больше не была центральным казначейством страны, были упразднены областные приказы.

К 1719 году основной единицей административного управления стала провинция (их насчитывалось около 50)

В результате административных преобразований в России завершилось становление абсолютной монархии. Новая система управления позволяла Петру I контролировать страну с помощью аппарата чиновников, полностью подчиненных ему.

Создание иерархии учреждений, а также регламентов, уставов и наставлений повлекло за собой формирование российской бюрократии. Эта бюрократия сосредоточила в своих руках значительную власть. Петр I пытался бороться с всевластием чиновников с помощью фискалов и прокуратуры, однако иных форм контроля монархическая власть не предусматривала, поэтому контроль над бюрократией давал ничтожные результаты и при Петре, и при его последователях.

Городское самоуправление

В 1702 году был подписан указ, согласно которому управление городами могли осуществлять не только воеводы, но и выборные дворяне. В поддержку интересов дворянского сословия были созданы дворянские советы, в которых заседали представители дворянства. С 1705 дворянские советы приобрели статус обязательных.

С 1699 года началась реформа городского управления. Появились бурмистерские палаты (советы избранных от города должностных лиц). Со временем бурмистерская палата стала называться Ратушей. Она контролировала сбором и доставкой в Москву государственных налогов, сборов и пошлин.

В остальных городах органами власти стали земские избы и бурмистры.

В 1720 году в Петербурге был создан Главный Магистрат по западноевропейскому образцу. Этот орган регулировал деятельность городских магистратов.

В 1721 году Главным магистратом был подписан регламент, согласно которому все крупные города России разделялись на 5 классов, а население всех городов делилось на податное и неподатное.

В 1724 г. ратуши переименованы в магистраты. В составе магистратов были бургомистр (мэр, избирался населением) и ратманы (избранные из высших сословий под надзором воевод).

В целом городская реформа не была завершенной, однако Петровские нововведения надолго стали основой системы городского управления в России.

Основным недостатком реформы является противостояние между земскими и бюрократическими учреждениями, которые быстро подавили и взяли под контроль деятельность органов местного самоуправления.

Вопрос о том, что нового было введено в управление городами при Петре І, является одной из главных тем в изучении курса истории России 18 века. Данную реформу следует рассматривать в контексте преобразовательной деятельности императора вообще, который ввиду нового статуса страны на международной арене и изменения ее внутриполитического уклада особое внимание уделял сфере управления не только в центре, но и на местах.

Предпосылки

Анализ того, что нового было введено в управление городами при первом императоре, следует начать с того, какие цели преследовал правитель при модернизации администрации и старой бюрократии. Военные нужды (на протяжении почти всего петровского царствования наша страна вела долгую войну со Швецией за выход к Балтийскому морю) требовали постоянных и регулярных налоговых поступлений в государственную казну. Именно поэтому правитель провел областную реформу, с этой же целью он занялся городским управлением. Впрочем, он также добивался некоторого расширения прав купечества, как бы в противовес высоким налогам, которыми их облагал. Но главной его задачей было обеспечить бесперебойное поступление налогов в казну для нужд армии и флота.

что нового было введено в управление городами

Первый этап

Новые должностные лица выбирались из купцов, так как именно они являлись основными собственниками в городах и, следовательно, главной категорией налогоплательщиков. Они имели прямой доступ к царю и могли обращаться к нему, минуя приказы. В городах создавались бурмистерские палаты, которые подчинялись московской ратуше. Главной задачей новых органов управления был сбор налогов и податей в государственную казну, а также контроль над судебными и торговыми делами собственников и производителей.

бурмистерские палаты

Второй этап

К городской реформе Петр І вернулся в 1720 году. Примерно в это же время его правительство работало над областным управлением. Возможно, именно поэтому царь вернулся к непростому вопросу о городской администрации.

В упомянутом году был создан главный магистрат, который находился в столице и оттуда контролировал все городские органы. На местах создавались его отделения, которые комплектовались из бурмистров и ратманов. Поскольку война подходила к концу, то император озаботился о механизме функционирования новой системы в мирных условиях.

развитие городского самоуправления

Теперь представители городских властей были обязаны не только собирать налоги и повинности, но и заботиться о благоустройстве вверенных им участков. Последнее обстоятельство особенно важно при определении, что нового было введено в управление городами в рассматриваемое время.

Отныне бурмистрам и ратманам вменялось в обязанность следить за безопасностью (то есть они должны были создавать полицейские органы), содержать больницы, школы, богадельни. Кроме того, население опять-таки в целях исправного сбора налогов было разделено на две гильдии: регулярную и нерегулярную. К первой относились собственники, ко второй – лица, не имевшие частного имущества.

главный магистрат

Гильдии также имели свое управление. Их члены собирались на сходы и выбирали старшин. Те, кто был занят черной работой, избирали себе старост и десятских. Кроме того, по западноевропейскому образцу были созданы цеховые организации. Таким образом, первый император пытался стимулировать развитие городского самоуправления, однако эта реформа не имела успеха.

Результаты

Попытки Петра І ввести в стране самоуправление по образцу европейских стран не увенчалась успехам по одной весьма простой причине: магистраты не имели средств для того, чтобы справляться с возложенными на них обязанностями. Ведь все средства от сборов и налогов шли в государственную казну, в то время как собственных финансов города фактически не имели.

Тем не менее, показателен тот факт, что даже эта не слишком удачная реформа просуществовала до второй половины 19 века, что говорит о том, что она более или менее прижилась к условиям российской действительности, несмотря на то, что так и не привела к городскому самоуправлению.

История – сокровищница наших деяний, свидетельница прошлого, пример и поучение для настоящего, предостережение для будущего (М. Сервантес)

История Российской империи

Э.Фальконе. Памятник Петру I

Вся деятельность Петра I была направлена на создание сильного независимого государства. Осуществление этой цели могло быть реализовано, по мнению Петра, только через абсолютную монархию. Для образования абсолютизма в России была необходима совокупность исторических, экономических, социальных, внутри- и внешнеполитических причин. Таким образом, все проведенные им реформы можно считать политическими, поскольку результатом их осуществления должно было стать могущественное Российского государство.

Существует мнение, что петровские реформы носили спонтанный характер, были необдуманными и часто непоследовательными. На это можно возразить, что невозможно в живом обществе рассчитать все с абсолютной точностью на десятилетия вперед. Конечно, в процессе осуществления преобразований жизнь вносила свои коррективы, поэтому менялись планы и появлялись новые идеи. Порядок проведения реформ и их особенности были продиктованы ходом затяжной Северной войны, а также политическими и финансовыми возможностями государства в определенный период времени.

Историки выделяют три этапа петровских реформ:

  1. 1699-1710 гг. Происходят изменения в системе государственных учреждений, создаются новые. Реформируется система местного самоуправления. Устанавливается рекрутская система.
  2. 1710-1719 гг. Ликвидируются старые учреждения и создается Сенат. Проводится первая областная реформа. Новая военная политика приводит к строительству мощного флота. Утверждается новая законодательная система. Государственные учреждения переводятся из Москвы в Петербург.
  3. 1719-1725 гг. Начинают работать новые учреждения и окончательно ликвидируются старые. Проводится вторая областная реформа. Расширяется и реорганизовывается армия. Проводится церковная и финансовая реформы. Вводится новая система обложения и государственной службы.


Солдаты Петра I. Реконструкция

Деятельность Сената

Сенат при Петре I

22 февраля 1711 г. был образован новый государственный орган — Правительствующий сенат. Члены Сената были назначены царем из числа его ближайшего окружения (сначала в количестве 8 человек). Это были крупнейшие деятели того времени. Назначения и отставки сенаторов происходили по указам царя. Сенат был постоянно действующим государственным коллегиальным органом. В его компетенцию входило:

  • совершение правосудия;
  • решение финансовых вопросов;
  • общие вопросы управления торговлей и другими отраслями хозяйства.

Расправная палата состояла из двух сенаторов и назначаемых Сенатом судей, которые регулярно (ежемесячно) подавали в Сенат рапорты о делах, штрафах и розысках. Приговор Расправной палаты мог быть отменен общим присутствием Сената.

Губернские комиссары следили за поместными, военными, финансовыми делами, набором рекрутов, содержанием полков. Сенат являлся послушным орудием самодержавия: сенаторы несли личную ответственность перед монархом, в случае нарушение присяги они подвергались смертной казни или попадали в опалу, отрешались от должности, наказывались денежными штрафами.

Фискалитет

Организация Прокуратуры

В 1717-1719 гг. — период становления новых учреждений — коллегий. Большинство коллегий создавалось на базе приказов и являлись их преемниками. Система коллегий сложилась не сразу. 14 декабря 1717 г. было создано 9 коллегий: Военная, Ингстранных дел, Берг, Ревизион, Адмиралтейская, Юстиц, Камер, Штатс-контор, Мануфактур. Через несколько лет их стало уже 13. Присутствие коллегии: президент, вице-президент, 4-5 советников, 4 асессора. Штат коллегии: секретарь, нотариус, переводчик, актуариус, копиист, регистратор и канцелярист. При коллегиях состоял фискал (позднее прокурор), осуществлявший контроль за деятельностью коллегий и подчинявшийся генерал-прокурору. Коллегии получали указы только от монарха и Сената, имея право не исполнять указы Сената, если они противоречили указам царя.

Деятельность коллегий

Камер-коллегия осуществляла контроль за государственными расходами, составляла государственный штат (штат императора, штаты всех коллегий, губерний, провинций) . Она имела свои провинциальные органы — рентереи, которые являлись местными казначействами.

Ревизион-коллегия осуществляла финансовый контроль за использованием государственных средств центральными и местными органами.

Берг-коллегии курировали вопросы металлургической промышленности, управление монетными и денежными дворами, руководили закупкой золота и серебра за границей, судебные функции в пределах ее компетенции. Была создана сеть местных органов Берг-коллегий.

Мануфактур-коллегия занималась вопросами промышленности, кроме горнодобывающей, управляла мануфактурами Московской губернии, центральной и северо-восточной части Поволжья и Сибири; давала разрешение на открытие мануфактур, регулировала выполнение государственных заказов, предоставляла льготы. В ее компетенцию входило также: ссылка осужденных по уголовным делам на мануфактурах, контроль производства, снабжение предприятий материалами. Она не имела своих органов в провинциях и губерниях.

Коммерц-коллегия содействовала развитию всех отраслей торговли, особенно внешней, осуществляла таможенный надзор, составляла таможенные уставы и тарифы, наблюдала за правильностью мер и весов, занималась постройкой и снаряжением купеческих судов, выполняла судебные функции.

Тайная канцелярия занималась сыском и преследованиями по политическим преступлениям (например, дело царевича Алексея) . Существовали и другие центральные учреждения (старые сохранившиеся приказы, Медицинская канцелярия).

Здание Сената и Святейшего Синода

Деятельность Синода

Синод — главное центральное учреждением по церковным вопросам. Синод назначал епископов, осуществлял финансовый контроль, ведал своими вотчинами и отправлял судебные функции в отношении ересей, богохульств, расколов и т.д. Особо важные решения принимались общим собранием — конференцией.

Административно-территориальное деление

Указом от 18 декабря 1708г. вводится новое административно-территориальное деление. Вначале было образовано 8 губерний: Московская, Ингерманландская, Смоленская, Киевская, Азовская, Казанская, Архангельская и Сибирская губернии. В 1713-1714 гг. еще три: из Казанской выделены Нижегородская и Астраханская губернии, из Смоленской — Рижская губерния. Во главе губерний находились губернаторы, генерал-губернаторы, которые осуществляли административную, военную и судебную власть.

Губернаторы назначались царскими указами только из числа близких к Петру I дворян. У губернаторов были помощники: обер-комендант регулировал военное управление, обер-комиссар и обер-провиантмейстер — губернские и др. сборы, ландрихтер — губернская юстиция, финансовые межевые и розыскные дела, обер-инспектор — сборы налогов с городов и уездов.

Губерния делилась на провинции (во главе — обер-комендант) , провинции — на уезды (во главе комендант) .

Коменданты были подчинены обер-коменданту, комендант — губернатору, последний Сенату. В уездах городов, где не было крепостей и гарнизонов, органом управления были ландарты.

Было создано 50 провинций, которые делились на округа — дистрикты. Провинциальные воеводы подчинялись губернаторам только по военным делам, в остальном они были независимы от губернаторов. Воеводы занимались розыском беглых крестьян и солдат, строительством крепостей, сбором доходов с казенных заводов, заботились о внешней безопасности провинций, а с 1722г. осуществляли судебные функции.

Воеводы назначались Сенатом и подчинялись коллегиям. Главной особенностью органов местного управления было то, что они исполняли одновременно административные и полицейские функции.

Была создана Бурмистерская палата (Ратуша) с подведомственными земскими избами. В их ведении находилась торгово-промышленное население городов по части сбора податей, повинностей и пошлин. Но в 20-х гг. ХVШ в. городское управление принимает форму магистратов. Были образованы Главный магистрат и местные магистраты при непосредственном участии губернаторов и воевод. Магистраты подчинялись им в вопросах суда и торговли. Провинциальные магистраты и магистраты городов, входящих в провинцию, представляли собой одно из звеньев бюрократического аппарата с подчинением низших органов высшим. Выборы в магистраты бурмистров и ратманов были возложены на губернатора.

Создание армии и флота


Петр и Меньшиков

Российский флот тоже формировался из призываемых рекрутов. Тогда же была создана морская пехота. Военно-морской флот создавался в процессе войн с Турцией и Швецией. С помощью российского флота Россия утвердилась на берегах Балтики, что подняло ее международный престиж и сделало морской державой.

Судебная реформа

Она была проведена в 1719 г.и упорядочила, централизовала и усилила всю судебную систему России. Основная задача реформы — отделение суда от администрации. Во главе судебной системы стоял монарх, он решал наиболее важные государственные дела. Монарх, как верховный судья, многие дела разбирал и решал самостоятельно. По его инициативе возникли Канцелярии розыскных дел возникли по его инициативе, они помогали ему осуществлять судебные функции. Генерал-прокурор и обер-прокурор подлежали суду царя, а Сенат являлся апелляционной инстанцией. Суду Сената подлежали сенаторы (за должностные преступления) . Юстиц-коллегия была апелляционным судом по отношению к надворным судам, являлась органом управления над всеми судами. Областные суды состояли из надворных и нижних судов.

Президентами надворных судов были губернаторы и вице-губернаторы. Дела переходили из нижнего суда в надворный в порядке апелляции.

Камериры судили за дела, касавшиеся казны; воеводы и земские комиссары судили за побег крестьян. Судебные функции исполняли почти все коллегии, исключая коллегию Иностранных дел.

Политические дела рассматривали Преображенский приказ и Тайная канцелярия. Но поскольку порядок прохождения дел по инстанциям путался, губернаторы и воеводы вмешивались в судебные дела, а судьи — в административные, была проведена новая реорганизация судебных органов: нижние суды были заменены провинциальными и переходили в распоряжение воевод и асессоров, были ликвидированы надворные суды и их функции были переданы губернаторам.

Таким образом, суд и администрация вновь слились в один орган. Судебные дела чаще всего решались медленно, сопровождались волокитой и взяточничеством.

Состязательный принцип заменялся следственным. Вообще, судебная реформа проходила особенно беспланово и сумбурно. Судебная система периода петровских реформ характеризовалась процессом усиления централизации и бюрократизации, развитием сословного правосудия и служила интересам дворянства.

Читайте также: