Лицо признается налогоплательщиком с момента возникновения обязанности уплатить налог

Обновлено: 16.05.2024

Прежде чем вести речь о допускаемых налоговыми агентами нарушениях, следует сказать об обязанностях, возложенных на них российским законодательством.

Обязанности налогового агента

Обязанности налоговых агентов, определенные п. 3 ст. 24 НК РФ, таковы.

1. Правильно и своевременно исчислять, удерживать из денежных средств, выплачиваемых налогоплательщикам, и перечислять налоги в бюджетную систему РФ на соответствующие счета Федерального казначейства. Заметим, что правильно и своевременно исчислить сумму налога налоговый агент обязан при выплате налогоплательщику дохода в любой форме.

А вот обязанность удержать и перечислить сумму налога в бюджет возникает у налогового агента лишь в том случае, если доход выплачивается налогоплательщику в денежной форме. Если имеет место иная форма выплаты дохода, то понятно, что налоговый агент не имеет возможности удержать сумму налога.

2. Письменно сообщать в налоговый орган по месту своего учета о невозможности удержать налог и о сумме задолженности налогоплательщика в течение одного месяца со дня, когда налоговому агенту стало известно о таких обстоятельствах.

Как сказано в Письме ФНС от 22.08.2014 № СА-4-7/16692, невозможность удержать налог возникает, например, в случае выплаты дохода в натуральной форме или возникновения дохода в виде материальной выгоды.

В такой ситуации налоговый агент обязан письменно уведомить налоговиков по месту своего учета о невозможности удержать налог и о сумме задолженности налогоплательщика.

Причем на такие действия закон отводит налоговому агенту всего лишь месяц со дня, когда ему стало известно о том, что сумма налога не может быть удержана.

Налоговые агенты по налогу на доходы физических лиц (далее — НДФЛ), принимая во внимание приоритет действия специальных норм над общими, должны руководствоваться в общем случае п. 5 ст. 226 НК РФ, в котором сказано, что при невозможности в течение налогового периода удержать у налогоплательщика исчисленную сумму налога налоговый агент обязан в срок не позднее 1 марта года, следующего за истекшим налоговым периодом, в котором возникли соответствующие обстоятельства, письменно сообщить налогоплательщику и налоговому органу по месту своего учета о невозможности удержать налог, о суммах дохода, с которого не удержан налог, и сумме неудержанного налога.

Также надо иметь в виду, что если до окончания налогового периода налоговым агентом выплачиваются налогоплательщику какие-либо денежные средства, то он обязан произвести из них удержание налога с учетом ранее не удержанных сумм.

Официальная форма уведомления налоговиков о невозможности удержания налога у налогоплательщика сегодня утверждена лишь для налоговых агентов по НДФЛ.

3. Вести учет начисленных и выплаченных налогоплательщикам доходов, исчисленных, удержанных и перечисленных в бюджетную систему РФ налогов.

Учет должен быть организован таким образом, чтобы обеспечить получение информации по каждому налогоплательщику (Постановление ФАС Восточно-Сибирского округа от 02.09.2003 по делу № А33-20070/02-С3-Ф02-2713/03-С1).

Например, если организация является налоговым агентом по налогу на прибыль организаций, она согласно
п. 4 ст. 310 НК РФ по итогам отчетного (налогового) периода в сроки, установленные для представления налоговых расчетов ст. 289 НК РФ, представляет информацию о суммах, выплаченных иностранным организациям доходов и удержанных налогов за прошедший отчетный (налоговый) период в налоговый орган по месту своего нахождения.

Форма налогового расчета о суммах, выплаченных иностранным организациям доходов и удержанных налогов, Порядок ее заполнения, а также формат представления налогового расчета в электронной форме утверждены Приказом ФНС России от 02.03.2016 № ММВ-7-3/115@.

5. В течение четырех лет обеспечивать сохранность документов, необходимых для исчисления, удержания и перечисления налогов.

6. Исполнять другие обязанности, предусмотренные НК РФ. Например, налоговые агенты по НДФЛ обязаны сообщать налогоплательщикам о фактах излишнего удержания налога и суммах излишне удержанного НДФЛ (п. 1 ст. 231 НК РФ). Причем на такие действия закон отводит налоговому агенту по НДФЛ всего десять дней со дня обнаружения такого факта.

Ответственность налогового агента

За неисполнение или ненадлежащее исполнение возложенных на него обязанностей налоговый агент несет ответственность в соответствии с законодательством РФ (п. 5 ст. 24 НК РФ).

Виды налоговых правонарушений и ответственность за их совершение предусмотрены главами 16 и 18 части первой НК РФ.

При этом в главе 16 определены непосредственно виды налоговых правонарушений и ответственность за их совершение, а в главе 18 — виды нарушений банком обязанностей, предусмотренных законодательством о налогах и сборах, и ответственность за их совершение.

Налоговым правонарушением признается виновно совершенное противоправное (в нарушение законодательства о налогах и сборах) деяние (действие или бездействие), в частности, налогового агента, за которое НК РФ установлена ответственность (ст. 106 НК РФ).

Лицо считается невиновным в совершении налогового правонарушения, пока его виновность не будет доказана в предусмотренном федеральным законом порядке. Лицо, привлекаемое к ответственности, не обязано доказывать свою невиновность в совершении налогового правонарушения. Обязанность по доказыванию обстоятельств, свидетельствующих о факте налогового правонарушения, и виновности лица в его совершении, возлагается на налоговые органы.

Неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к ответственности, толкуются в пользу этого лица (п. 6 ст. 108 НК РФ).

Кроме того, при рассмотрении дела о взыскании санкции за налоговое правонарушение необходимо учитывать обстоятельства, смягчающие или отягчающие ответственность, предусмотренные положениями ст. 112 НК РФ.

Пунктом 1 ст. 111 НК РФ предусмотрен перечень обстоятельств, исключающих вину лица в совершении налогового правонарушения, однако данный перечень не является исчерпывающим.

В этой связи вопрос о привлечении к налоговой ответственности должен рассматриваться с учетом установленных фактических обстоятельств, в том числе обстоятельств, смягчающих ответственность, исключающих привлечение лица к ответственности и исключающих вину лица в совершении налогового правонарушения, предусмотренных положениями главы 15 НК РФ в установленном НК РФ порядке.

Одна из основных обязанностей налогового агента — правильно и своевременно исчислять, удерживать из денежных средств, выплачиваемых налогоплательщикам, и перечислять налоги в бюджетную систему РФ на соответствующие счета Федерального казначейства.

Например, налоговый агент по НДФЛ в соответствии с п. 4 ст. 226 НК РФ обязан удержать исчисленную сумму налога непосредственно из доходов налогоплательщика при их фактической выплате.

Перечислить сумму исчисленного и удержанного налога налоговый агент обязан не позднее дня, следующего за днем выплаты налогоплательщику дохода.

При выплате налогоплательщику доходов в виде пособий по временной нетрудоспособности (включая пособие по уходу за больным ребенком) и в виде оплаты отпусков налоговый агент обязан перечислять суммы исчисленного и удержанного налога не позднее последнего числа месяца, в котором производились такие выплаты (п. 6 ст. 226 НК РФ).

За неправомерное неудержание и (или) неперечисление (неполное удержание и (или) перечисление) в установленный НК РФ срок суммы НДФЛ, подлежащего удержанию и перечислению налоговым агентом, в ст. 123 НК РФ установлена ответственность в виде взыскания штрафа в размере 20% от суммы, подлежащей удержанию и (или) перечислению.

При этом НК РФ не предусмотрено освобождение налогового агента от ответственности в зависимости от срока неправомерного неисполнения им установленной обязанности по удержанию и перечислению суммы налога в бюджетную систему РФ, на что указано в письмах Минфина России от 04.04.2017 № 03-02-08/19755, от 13.10.2016 № 03-02-08/59771.

В п. 21 Постановления Пленума ВАС РФ № 57 указано, что правонарушение, предусмотренное ст. 123 НК РФ, может быть вменено налоговому агенту только в том случае, когда он имел возможность удержать и перечислить соответствующую сумму, имея в виду, что удержание осуществляется из выплачиваемых налогоплательщику денежных средств.

При наличии хотя бы одного смягчающего ответственность обстоятельства размер штрафа подлежит уменьшению не меньше, чем в два раза по сравнению с размером, установленным соответствующей статьей НК РФ (п. 3 ст. 114 НК РФ), о чем напомнили специалисты Минфина России в Письме от 16.02.2015 № 03-02-07/1/6889.

За просрочку исполнения обязанности по уплате налога начисляются пени.

Напомним, что пеней признается установленная данной статьей денежная сумма, которую налогоплательщик должен выплатить в случае уплаты причитающихся сумм налогов в более поздние по сравнению с установленными законодательством о налогах и сборах сроки (п. 1 ст. 75 НК РФ).

С 01.01.2019 пеня начисляется, если иное не предусмотрено ст. 75 НК РФ и главами 25 и 26.1 НК РФ, за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате налога, начиная со следующего за установленным законодательством о налогах и сборах дня уплаты налога по день исполнения обязанности по его уплате включительно.

Сумма пеней, начисленных на недоимку, не может превышать размер этой недоимки (п. 3 ст. 75 НК РФ).

Не начисляются пени на сумму недоимки, которую налогоплательщик (участник консолидированной группы налогоплательщиков, к которому были приняты меры по принудительному взысканию налога) не мог погасить в силу того, что по решению налогового органа был наложен арест на имущество налогоплательщика или по решению суда были приняты обеспечительные меры в виде приостановления операций по счетам налогоплательщика (участника консолидированной группы налогоплательщиков, к которому были приняты меры по принудительному взысканию налога) в банке, наложения ареста на денежные средства или на имущество налогоплательщика (участника консолидированной группы налогоплательщиков).

В этом случае пени не начисляются за весь период действия указанных обстоятельств. Подача заявления о предоставлении отсрочки (рассрочки) или инвестиционного налогового кредита не приостанавливает начисления пеней на сумму налога, подлежащую уплате.

В Письме Минфина России от 29.04.2013 № 03-02-08/30 со ссылкой на Постановление Конституционного Суда РФ от 17.12.1996 № 20-П отмечено, что неуплата налога в срок должна быть компенсирована погашением задолженности по налоговому обязательству полным возмещением ущерба, понесенного государством в результате несвоевременного внесения налога.

Поэтому к сумме собственно не внесенного в срок налога (недоимки) законодатель вправе добавить дополнительный платеж — пеню как компенсацию потерь государственной казны в результате недополучения налоговых сумм в срок в случае задержки уплаты налога.

Пеня за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате налога определяется в процентах от неуплаченной суммы налога (п. 4 ст. 75 НК РФ). Процентная ставка пени принимается равной для организаций:
• за просрочку исполнения обязанности по уплате налога сроком до 30 календарных дней (включительно) — в размере 1/300 действующей в это время ставки рефинансирования ЦБ РФ;
• за просрочку исполнения обязанности по уплате налога сроком свыше 30 календарных дней — в размере 1/300 ставки рефинансирования ЦБ РФ, действующей в период до 30 календарных дней (включительно) такой просрочки, и 1/150 ставки рефинансирования ЦБ РФ, действующей в период начиная с 31-го календарного дня такой просрочки.

Пени уплачиваются одновременно с уплатой сумм налога или после уплаты таких сумм в полном объеме (п. 5 ст. 75 НК РФ).

Пени могут быть взысканы принудительно за счет денежных средств (драгоценных металлов) налогоплательщика на счетах в банке, а также за счет иного имущества налогоплательщика в порядке, предусмотренном ст. ст. 46 — 48 НК РФ (п. 6 ст. 75 НК РФ).

Заметим, что в указанном случае пени могут взыскиваться, если налоговым органом были своевременно приняты меры к принудительному взысканию суммы соответствующего налога, о чем сказано в п. 57 Постановления Пленума ВАС РФ № 57.

В этом случае начисление пеней осуществляется по день фактического погашения недоимки.

Вышеуказанные правила на основании п. 7 ст. 75 НК РФ распространяются в том числе на налоговых агентов.

В случае уплаты налоговым агентом по НДФЛ причитающихся сумм налогов в более поздние по сравнению с установленными законодательством о налогах и сборах сроки, пени начисляются налоговому агенту в целом по организации с учетом даты получения дохода каждого физического лица и сроков удержания НДФЛ по каждому физическому лицу, на что указано в Письме ФНС от 29.12.2012 № АС-4-2/22690.

Еще одной обязанностью налогового агента является, как мы говорили, ведение учета начисленных и выплаченных налогоплательщикам доходов, исчисленных, удержанных и перечисленных в бюджетную систему РФ налогов по каждому налогоплательщику.

Например, по НДФЛ формы регистров налогового учета и порядок отражения в них аналитических данных налогового учета, данных первичных учетных документов разрабатываются налоговым агентом самостоятельно и должны содержать сведения, позволяющие идентифицировать налогоплательщика, вид выплачиваемых налогоплательщику доходов и предоставленных налоговых вычетов, а также расходов и сумм, уменьшающих налоговую базу, в соответствии с кодами, утверждаемыми федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов, суммы дохода и даты их выплаты, статус налогоплательщика, даты удержания и перечисления налога в бюджетную систему РФ, реквизиты соответствующего платежного документа (п. 1 ст. 230 НК РФ).

Отсутствие регистров налогового учета является основанием для привлечения налогового агента к ответственности, предусмотренной ст. 120 НК РФ.

Налогоплательщиками и плательщиками сборов признаются организации и физические лица, на которых Налоговым кодексом РФ возложена обязанность уплачивать соответствующие налоги или сборы (ст. 19 НК РФ).

Одним из основных критериев отнесения физического лица или организации к числу субъектов налогового права является потенциальная возможность быть участником определенного правоотношения по поводу установ­ления, введения или взимания налогов, осуществления налого­вого контроля или привлечения к налоговой ответственности.

Реальная обязанность налогоплательщика уплачивать какой-либо налог возлагается на физическое лицо либо организацию с момента возникновения обстоятельств , установленных законо­дательством о налогах и сборах и предусматривающих уплату данного налога.

Возникновение обстоятельств, влекущих уплату суммы налога или сбора, служит юридическим фактом, на осно­вании которого субъект налогового права приобретает статус участника налоговых правоотношений. Конкретный перечень субъектов, обязанных производить платежи в доход государства, устанавливается частью второй Налогового кодекса РФ или иным федеральным законодательством отдельно по каждому налогу или сбору.

Налогоплательщики в качестве субъектов налогового права подразделяются на две группы:

Налогоплательщики-организации

В налоговом праве поня­тие организации соотносится с понятием юридического лица, применяемым гражданским законодательством. В целях реали­зации предписаний Налогового кодекса РФ организации под­разделяются на два вида:

  1. российские организации — юридические лица, образованные в соответствии с законодательством РФ;
  2. иностранные организации — иностранные юридические лица, компании и другие корпоративные образования, обладающие гражданской правоспособностью, созданные в соответствии с законодательством иностранных государств, меж­дународные организации, их филиалы и представительства, созданные на территории РФ.

К числу налогоплательщиков-организаций относятся филиалы и иные обособленные подразделения иностранных организаций, расположенные на территории РФ, при ус­ловии, что налоговым законодательством на них возложена обя­занность уплачивать конкретные налоги.

Филиалы и иные обособленные подразделения российских организаций самостоятельными налогоплательщиками не явля­ются , поскольку на основании ч. 2 ст. 19 НК РФ они только ис­полняют налоговые обязанности головных организаций в месте своего нахождения.

Налогоплательщики — физические лица

  • граждане РФ;
  • иностранные граждане;
  • лица без гражданства.

На правовой статус налогоплательщика не влияет возраст налого­плательщика, поскольку обязанность по уплате налога возникает в момент приобретения объекта налогообложения.

Среди налогоплательщиков — физических лиц выделяются особые категории субъектов — индивидуальные предпринимате­ли и налоговые резиденты РФ.

Налоговыми резидентами РФ признаются физические лица, фактически находящиеся на территории РФ не менее 183 дней в календарном году.
Основой правового статуса налогоплательщика является на­логовая правосубъектность, т.е. предусмотренная нормами права возможность или способность быть субъектом налогового права. Налоговая правосубъектность состоит из правоспособности и дееспособности.

Налоговая правоспособность — это предусмотренная нормами налогового права возможность иметь права и нести обязанности по поводу объектов налоговых правоотношений. Она представ­ляет собой юридическую характеристику лица и предоставляет ему возможность быть участником налоговых правоотношений. Содержанием налоговой правоспособности является совокуп­ность установленных действующим законодательством прав и обязанностей.

Налоговая дееспособность — это предусмотренная нормами налогового права способность лица своими действиями приоб­ретать и реализовывать принадлежащие ему права и выполнять возложенные обязанности.

Налоговые правоспособность и дееспособность взаимосвязаны и дополняют друг друга^

  • yалоговая правоспособность образуется с момента возникновения (рождения ребенка, вступления в на­следство и т.д.),
  • дееспособность — по достижении определенно­го условия (регистрация в качестве предпринимателя, достиже­ние определенного возраста и т.д.).

В налоговых правоотноше­ниях часто возникновение правоспособности и дееспособности совпадает. Так, одновременно с регистрацией устава юридиче­ского лица возникают обязанности по постановке его на учет в налоговые органы и по представлению отчетности о деятельно­сти, а в случае уклонения от исполнения возложенных обязан­ностей применяются меры государственного принуждения.

Налогоплательщик — это особый (специальный) правовой ста­тус лица, на которое в соответствии с законом возложена обязан­ность уплачивать налоги и (или) сборы. Обязательными элемента­ми правового статуса налогоплательщика выступают общие, оди­наковые для физических лиц и организаций права и обязанности, зафиксированные нормами налогового права, а также ответст­венность за нарушения законодательства о налогах и сборах.

Перечень прав и обязанностей российских налогоплатель­щиков и плательщиков сборов содержится в ст. 21-25 НК РФ, что отражает позицию физического лица или организации отно­сительно государства. Практическая реализация правового ста­туса налогоплательщика происходит в процессе вступления ор­ганизации или физического лица в различные правоотношения.

Среди прав налогоплательщиков, установленных Налоговым кодексом РФ, особо следует отметить:

  • право получать от нало­говых органов письменные разъяснения и пояснения по во­просам применения налогового законодательства, а также нор­мативных документов о налогах и сборах;
  • существенные пол­номочия по защите своих прав и законных интересов (представ­лять налоговым органам и их должностным лицам пояснения по исчислению и уплате налогов, а также по актам налоговых прове­рок; присутствовать при проведении выездной налоговой провер­ки; право обжаловать акты налоговых органов, а также дей­ствия или бездействие их должностных лиц; жалобы подаются в вышестоящий налоговый орган или в суд. Юридические лица и граждане-предприниматели подают исковое заявление в арбитражный суд, физические лица (кроме индивидуальных пред­принимателей) — в суд общей юрисдикции);
  • право требовать от должностных лиц налоговых органов соблюдения законодательства о налогах и сборах при совершении ими действий в отношении налогоплательщиков, не выполнять неправомерные акты и требования налоговых органов и их должностных лиц, не соответствующие НК РФ и другим федеральным законам, а также требовать от должностных лиц налоговых органов соблюдения налоговой тайны;
  • право об­ращаться с требованиями и получать в установленном порядке возмещение налоговыми органами в полном объеме убытков, причиненных их незаконными решениями, а также незаконными действиями или бездействием должностных лиц этих органов;
  • право использовать налоговые льготы.

Перечень прав налогоплательщиков, указанных в НК РФ, не является закрытым, т.е. он не ограничен Кодексом и другими актами законодательства о налогах и сборах. Например, налого­вым законом субъекта РФ налогоплательщикам могут быть пре­доставлены другие права.
Субъективное налоговое право представляет собой вид и меру возможного поведения субъектов налогового права. Поскольку субъективному праву всегда противостоит субъективная обязан­ность — требуемые законом вид и мера должного поведения, то и субъекты налогового права несут определенные обязанности.

Перечень обязанностей налогоплательщиков (плательщиков сборов) установлен ст. 23 НК РФ.

Виды обя­занностей налогоплательщиков

1) В зависимости от юридических фактов, лежащих в основе возникновения обязанности налогоплательщиков (плательщиков сборов):

  • обязанности, вытекающие из факта наличия объекта налогообложения;
  • обязанности, не зависящие от факта наличия объекта налогообложения.

Обязанности первой группы:

  1. уплачивать законно установленные налоги;
  2. вести в установленном порядке учет своих доходов (расходов) и объектов налогообложения;
  3. представлять в налоговый орган по месту учета в установленном порядке налоговые декларации по тем налогам, которые они обязаны уплачивать;
  4. представлять налоговым органам и их должностным лицам
  5. документы, необходимые для исчисления и уплаты налогов;
  6. выполнять законные требования налогового органа об уст­ранении выявленных нарушений законодательства о налогах и сборах;
  7. не препятствовать законной деятельности должностных лиц налоговых органов при исполнении ими своих служебных обязанностей;
  8. в течение четырех лет обеспечивать сохранность данных бухгалтерского учета и других документов, необходимых для исчисления и уплаты налогов, а также документов, подтверждающих полученные доходы и уплаченные (удержанные) налоги. Организации также обязаны сохранять
  9. документы, подтверждающие произведенные расходы.

Обязанности второй группы:

  1. постановка на учет в налоговых органах;
  2. предоставление налоговому органу необходимой информа­ции и документов.

2) В зависимости от императивности возложения обязанности налогоплательщиков:

  • прямо предусмотренные Налоговым кодексом РФ;
  • требующие особого указания на отношение к налогопла­тельщику.

Большинство обязанностей прямо зафиксировано Налоговом кодексе РФ, входит в состав общего правового статуса налого­плательщика и не требует дополнительных механизмов введения в действие. К таковым, в частности, относится обязанность уп­лачивать законно установленные налоги.

3) В зависимости от принадлежности к общему или специальному статусу налогоплательщика:

  • общие для всех категорий налогоплательщиков;
  • специальные, возложенные только на определенных субъектов.

К общим относятся обязанности, перечисленные в п. 1 ст. 23 НК РФ. Наличие специальных обязанностей предусмотрено п. 2 ст. 23 НК РФ, согласно которому налогоплательщики — органи­зации и индивидуальные предприниматели кроме выполнения общих обязанностей должны сообщать в налоговый орган по месту своего учета следующие сведения:

  • об открытии или закрытии счетов в коммерческих банках;
  • об участии в российских или иностранных организациях;
  • о создании, реорганизации, ликвидации обособленных подразделений, созданных на территории РФ;
  • о принятии решения о прекращении своей деятельности, объявлении несостоятельности (банкротстве), ликвидации или реорганизации;
  • об изменении своего места нахождения.

Установленный ст. 23 НК РФ перечень обязанностей нало­гоплательщиков (плательщиков сборов) не является исчерпы­вающим.

Налогоплательщики могут нести и иные обязанности, установленные федеральным законодательством.

Невыполнение или ненадлежащее выполнение налогопла­тельщиком возложенных на него обязанностей образует соответ­ствующий состав налогового правонарушения.

В число участников отношений, которые регулирует законодательство о налогах и сборах, включены предприятия и физические лица. Они признаются налогоплательщиками.

Налогоплательщиком и плательщиком сборов должны быть признаны организации и физические лица. Именно на них НК РФ возлагает обязанность уплаты соответствующих налогов или сборов.

Важнейший критерий отнесения физических лиц или предприятий к субъектам налогового права представляет собой потенциально возможную обязанность уплаты причитающихся налогов. Физические лица и предприятия способны приобрести правовой налоговый статус, когда возникает предполагаемая возможность вступления в налоговые правоотношения с государством (муниципальным образованием), которые касаются уплаты устанавливаемых сборов и налогов. Налогоплательщики как субъекты налогового права характеризуются потенциальной возможностью становиться участниками соответствующих правоотношений, которые касаются установления, введения и взимания налогов, налогового контроля или привлечения к налоговой ответственности.

Реальную обязанность налогоплательщика уплачивать определенный сбор или налог возлагают на физическое лицо или предприятие с момента, когда возникают обстоятельства, установленные законом о налогах и сборах и предусматривающие уплату налога. Обстоятельства, которые возникают и влекут уплату суммы налога или сбора, являются юридическим фактом, на основе которого субъекты в налоговом праве приобретают статус участников налоговых правоотношений.

Полный список субъектов, которые обязаны осуществлять платежи в доход страны, установлен во 2 части НК или прочими федеральными законами в отдельности по каждому налогу (сбору).

Классификация налогоплательщиков и их особенности

В качестве субъектов налогового права налогоплательщики классифицируются на:

  • организации (предприятия, учреждения);
  • физические лица.
  • российские организации, то есть юридические лица, которые образуются в соответствии с законодательством нашей страны;
  • иностранные организации, то есть зарубежные юридические лица, предприятия и прочие корпоративные образования, которые наделены гражданской правоспособностью и их создание соответствует законодательству иностранного государства, международные компании, включая их филиалы и представительства, сформированные на территории России.

В число налогоплательщиков-организаций включены филиалы и иные обособленные подразделения зарубежных фирм, которые располагаются на территории нашей страны. Это возможно при условии, что налоговое законодательство возлагает на них обязанность по уплате конкретных налогов.

Филиалы и прочие обособленные подразделения отечественных предприятий нельзя считать самостоятельными налогоплательщиками. Это обусловлено тем, что в соответствии с ч. 2 ст. 19 НК РФ они лишь исполняют налоговые обязанности головных организаций в местах своего расположения.

В число налогоплательщиков-организаций входит особый субъект в виде консолидированной группы налогоплательщиков. Она представляет собой добровольное объединение налогоплательщиков, которое формируется с помощью договора для расчета и уплаты данного налога на прибыль, учитывая совокупный финансовый результат их хозяйственной деятельности.

Налогоплательщики-физические лица включают граждан РФ, иностранных граждан и лиц без гражданства. На правовой статус налогоплательщиков и плательщиков сборов не должен оказывать влияние возраст налогоплательщика, так как обязанность уплачивать налог возникает во время приобретения объекта налогообложения.

Среди этой категории налогоплательщиков принято выделять особенные категории субъектов, включая индивидуальных предпринимателей (ИП) и налоговых резидентов РФ.

В число индивидуальных предпринимателей включены физические лица, которые в установленном порядке прошли регистрацию и ведут предпринимательскую деятельность без образования юридического лица. В эту же группу законодательство включает частных нотариусов, детективов и охранников.

Любой индивидуальный предприниматель приобретает правовой статус налогоплательщика вне зависимости от наличия гражданско-правового статуса предпринимателя.

Пункт 2 статьи 11 НК РФ гласит, что физическое лицо, которое ведет предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, но не регистрируется как индивидуальный предприниматель, исполняя налоговые обязанности, не вправе ссылаться на то, что не может являться индивидуальным предпринимателем.

Налоговыми резидентами РФ могут признаваться физические лица, которые фактически находятся на территории нашей страны не менее 183 дней на протяжении последующих 12 месяцев подряд. Время нахождения таких лиц в нашей стране не должно прерываться на периоды его выезда за пределы государства для краткосрочного (менее полугода) обучения или лечения.

Вне зависимости от фактического времени нахождения в нашей стране ее налоговыми резидентами должны быть признаны российские военнослужащие, которые проходят службу за рубежом, а также работники органов государственной власти и местного самоуправления, лица, направленные в командировку по работе за пределы РФ.

В качестве основы правового статуса налогоплательщика используется налоговая правосубъектность, которую предусматривают нормы налогового права. Она проявляется в возможности (способности) являться субъектом налогового права. В свой состав налоговая правосубъектность включает правоспособность и дееспособность.

Налоговая правоспособность представляет собой предусмотренную нормами налогового права возможность обладать правами и нести обязанности, касающиеся объектов налоговых правоотношений. Налоговая правоспособность проявляется в виде юридической характеристики лица, предоставляя ему возможность становиться участником налоговых правоотношений.

Содержанием налоговой правоспособности включает установленные действующим законодательством права и обязанности.

Налоговая дееспособность является предусмотренной нормами налогового права способностью лиц с помощью своих действий приобретать и реализовать принадлежащие им права и выполнять возлагаемые на них обязанности.

Оба понятия тесно связаны между собой, дополняя друг друга. Первое из них формируется с момента возникновения (рождение ребенка, вступление в наследство и др.), второе формируется в момент достижения определенного условия (регистрация как предпринимателя, достижение возраста и др.). В некоторых случаях возникновение правоспособности и дееспособности может совпадать.

Одновременно с регистрацией устава предприятия, появляются обязанности по постановке юридического лица на учет в налоговый орган и по представлению отчетности о его работе. Если же предприятие уклоняется от выполнения возложенных обязанностей, то в силу вступают меры принуждения со стороны государства.

Права и обязанности налогоплательщиков

Налогоплательщик является особым (специальным) правовым статусом лица. Закон возлагает на него обязанность уплатить налоги и (или) сборы, при этом в качестве обязательных элементов правового статуса налогоплательщика выступают общие обязанности и права, одинаковые для физических и юридических лиц. Они регулируются нормами налогового законодательства и предусматривают ответственность, наступающую за нарушение законодательства о налогах и сборах.

Обязанности и права российских налогоплательщиков и плательщиков сборов рассматривают статьи 21 – 24 НК РФ. Они отражают позицию физических или юридических лиц в отношении государства. На практике реализация правового статуса налогоплательщиков осуществляется при их вступлении в определенные правоотношения.

Права налогоплательщиков, в первую очередь, предусматривают право на получение от налоговых органов письменного разъяснения и пояснения, касающихся вопросов использования налогового законодательства, нормативных документов.

Также налогоплательщики вправе получать от них бесплатно информацию о действующих обязательных платежах, обязанностях и правах налоговых органов, должностных лиц и налогоплательщиков.

При проведении налоговыми органами камеральных и выездных проверок налогоплательщики обладают существенными полномочиями в области защиты своих прав и законных интересов. Они включают: представление налоговым органам и их должностным лицам пояснений, касающихся исчисления и уплаты налогов, включая акты налоговых проверок; присутствие при осуществлении выездных налоговых проверок; получение копий акта налоговой проверки и решения налогового органа, включая требования уплатить налог.

Существенное полномочие налогоплательщика включает право на обжалование актов налоговых органов, обжалование действий (бездействия) определенных должностных лиц. Жалобу необходимо подавать в суд или вышестоящий налоговый орган. Налогоплательщик вправе самостоятельно выбирать способ защиты своих нарушенных прав и законных интересов, при этом обращение в один орган не должно исключать возможность подать жалобу и в другой. Предприятия и граждане-предприниматели могут подавать заявления в арбитражный суд, физические лица, за исключением индивидуальных предпринимателей, подают заявления в суды общей юрисдикции.

В отечественном законодательстве впервые появляется право налогоплательщиков, касающееся требования от должностных лиц налоговых органов соблюдать законодательство о налогах и сборах, когда они совершают действия в отношении налогоплательщиков. Они вправе не выполнять неправомерные акты и требования со стороны налоговых органов (должностных лиц) и могут требовать соблюдения налоговой тайны.

Важным для российских условий для налогоплательщика является право обращаться с требованиями и получать возмещение налоговыми органами в полном объеме убытков, которые причинены их незаконными решениями, действиями (бездействием) должностных лиц налогового органа.

Если в наличии существуют основания, оговоренные в законодательстве, то налогоплательщик имеет право использовать определенные налоговые льготы.

Права налогоплательщиков, которые рассматривает НК РФ, перечислены не полностью и не ограничиваются НК РФ и прочими законодательными актами. Так, налоговые законы субъекта РФ предоставляют налогоплательщикам и другие права.

Вид и мера возможного поведения субъектов налогового права представляют собой субъективное налоговое право, которому всегда противопоставляется субъективная обязанность, требуемые вид и мера должного поведения. По этой причине субъекты налогового права наделены определенными обязанностями, перечень которых рассматривает 23 статья НК РФ. Рассмотрим классификацию прав налогоплательщиков.

В соответствии с юридическими фактами, которые лежат в основе возникновения обязанностей, рассматривают обязанности, которые:

  • вытекают из факта наличия объектов налогообложения;
  • не зависят от наличия объекта налогообложения.

В число обязанностей первой группы необходимо включить обязанность:

  • уплаты законно установленных налогов (проявляется с момента вступления в законную силу нормативных актов или правовых норм, которые предусматривают уплату определенного налога);
  • ведения в установленном порядке учета доходов (расходов) и объектов налогообложения;
  • представления в налоговые органы по месту учета налоговых деклараций по налогам, которые они должны уплатить;
  • представления налоговым органам и их должностным лицам документов, которые требуются для расчета и уплаты налогов;
  • выполнения законных требований налогового органа, касающихся устранения выявленных нарушений закона о налогах и сборах;
  • не препятствовать законной работе должностных лиц налогового органа, которые исполняют свои служебные обязанности;
  • обеспечения в течение 4 лет сохранности сведений бухгалтерского учета и прочей документации, которая необходима для расчета и уплаты налогов, включая документы, которые подтверждают полученные доходы и уплаченные (удержанные) налоги. Юридические лица должны хранить документы, посредством которых подтверждаются произведенные расходы.

Обязанности, которые не зависят от факта наличия объекта налогообложения, включают:

  • постановку на учет в налоговом органе;
  • предоставление налоговым органам требуемых сведений и документации.

В соответствии с императивностью возложения обязанности делятся на те, которые прямо предусмотрены налоговым законодательством и те, которые требуют особого указания в отношении налогоплательщика.

Обязанности могут принадлежать общему или специальному статусу. В этом случае их классификация выглядит следующим образом:

  • общие для любого типа плательщика налога;
  • специальные, возложенные на выбранные субъекты налогового права.

В число общих обязанностей включены те обязанности, которые определяет п. 1 ст. 23 НК. Рассмотрению специальных обязанностей посвящен п. 2 ст. 23 НК, в зависимости от которых налогоплательщики в лице ИП и организаций кроме того, что выполняют общие обязанности, должны сообщать в налоговую по месту своего учета следующую информацию:

  • открытие (закрытие) счета в коммерческом банке;
  • участие в российских или зарубежных организациях;
  • формирование, процесс реорганизации, ликвидация обособленных подразделений, которые созданы на территории нашего государства;
  • прекращение деятельности или принятие решения об этом, включая объявление о банкротстве, ликвидации или реорганизации;
  • изменение местонахождения.

В статье 23 установлен перечень обязанностей налогоплательщиков (плательщиков сборов), который не считается исчерпывающим. Они могут нести и другие обязанности, которые установили федеральные законы.

Если налогоплательщик не выполняет или ненадлежащим образом выполняет обязанности, которые на него возложены, то это образует соответствующий состав налоговых правонарушений.

Налогоплательщиками и плательщиками сборов признаются организации и физические лица, на которых Налоговым кодексом РФ возложена обязанность уплачивать соответствующие налоги или сборы (ст. 19 НК РФ).

Одним из основных критериев отнесения физического лица или организации к числу субъектов налогового права является потенциальная возможность быть участником определенного правоотношения по поводу установ­ления, введения или взимания налогов, осуществления налого­вого контроля или привлечения к налоговой ответственности.

Реальная обязанность налогоплательщика уплачивать какой-либо налог возлагается на физическое лицо либо организацию с момента возникновения обстоятельств , установленных законо­дательством о налогах и сборах и предусматривающих уплату данного налога.

Возникновение обстоятельств, влекущих уплату суммы налога или сбора, служит юридическим фактом, на осно­вании которого субъект налогового права приобретает статус участника налоговых правоотношений. Конкретный перечень субъектов, обязанных производить платежи в доход государства, устанавливается частью второй Налогового кодекса РФ или иным федеральным законодательством отдельно по каждому налогу или сбору.

Налогоплательщики в качестве субъектов налогового права подразделяются на две группы:

Налогоплательщики-организации

В налоговом праве поня­тие организации соотносится с понятием юридического лица, применяемым гражданским законодательством. В целях реали­зации предписаний Налогового кодекса РФ организации под­разделяются на два вида:

  1. российские организации — юридические лица, образованные в соответствии с законодательством РФ;
  2. иностранные организации — иностранные юридические лица, компании и другие корпоративные образования, обладающие гражданской правоспособностью, созданные в соответствии с законодательством иностранных государств, меж­дународные организации, их филиалы и представительства, созданные на территории РФ.

К числу налогоплательщиков-организаций относятся филиалы и иные обособленные подразделения иностранных организаций, расположенные на территории РФ, при ус­ловии, что налоговым законодательством на них возложена обя­занность уплачивать конкретные налоги.

Филиалы и иные обособленные подразделения российских организаций самостоятельными налогоплательщиками не явля­ются , поскольку на основании ч. 2 ст. 19 НК РФ они только ис­полняют налоговые обязанности головных организаций в месте своего нахождения.

Налогоплательщики — физические лица

  • граждане РФ;
  • иностранные граждане;
  • лица без гражданства.

На правовой статус налогоплательщика не влияет возраст налого­плательщика, поскольку обязанность по уплате налога возникает в момент приобретения объекта налогообложения.

Среди налогоплательщиков — физических лиц выделяются особые категории субъектов — индивидуальные предпринимате­ли и налоговые резиденты РФ.

Налоговыми резидентами РФ признаются физические лица, фактически находящиеся на территории РФ не менее 183 дней в календарном году.
Основой правового статуса налогоплательщика является на­логовая правосубъектность, т.е. предусмотренная нормами права возможность или способность быть субъектом налогового права. Налоговая правосубъектность состоит из правоспособности и дееспособности.

Налоговая правоспособность — это предусмотренная нормами налогового права возможность иметь права и нести обязанности по поводу объектов налоговых правоотношений. Она представ­ляет собой юридическую характеристику лица и предоставляет ему возможность быть участником налоговых правоотношений. Содержанием налоговой правоспособности является совокуп­ность установленных действующим законодательством прав и обязанностей.

Налоговая дееспособность — это предусмотренная нормами налогового права способность лица своими действиями приоб­ретать и реализовывать принадлежащие ему права и выполнять возложенные обязанности.

Налоговые правоспособность и дееспособность взаимосвязаны и дополняют друг друга^

  • yалоговая правоспособность образуется с момента возникновения (рождения ребенка, вступления в на­следство и т.д.),
  • дееспособность — по достижении определенно­го условия (регистрация в качестве предпринимателя, достиже­ние определенного возраста и т.д.).

В налоговых правоотноше­ниях часто возникновение правоспособности и дееспособности совпадает. Так, одновременно с регистрацией устава юридиче­ского лица возникают обязанности по постановке его на учет в налоговые органы и по представлению отчетности о деятельно­сти, а в случае уклонения от исполнения возложенных обязан­ностей применяются меры государственного принуждения.

Налогоплательщик — это особый (специальный) правовой ста­тус лица, на которое в соответствии с законом возложена обязан­ность уплачивать налоги и (или) сборы. Обязательными элемента­ми правового статуса налогоплательщика выступают общие, оди­наковые для физических лиц и организаций права и обязанности, зафиксированные нормами налогового права, а также ответст­венность за нарушения законодательства о налогах и сборах.

Перечень прав и обязанностей российских налогоплатель­щиков и плательщиков сборов содержится в ст. 21-25 НК РФ, что отражает позицию физического лица или организации отно­сительно государства. Практическая реализация правового ста­туса налогоплательщика происходит в процессе вступления ор­ганизации или физического лица в различные правоотношения.

Среди прав налогоплательщиков, установленных Налоговым кодексом РФ, особо следует отметить:

  • право получать от нало­говых органов письменные разъяснения и пояснения по во­просам применения налогового законодательства, а также нор­мативных документов о налогах и сборах;
  • существенные пол­номочия по защите своих прав и законных интересов (представ­лять налоговым органам и их должностным лицам пояснения по исчислению и уплате налогов, а также по актам налоговых прове­рок; присутствовать при проведении выездной налоговой провер­ки; право обжаловать акты налоговых органов, а также дей­ствия или бездействие их должностных лиц; жалобы подаются в вышестоящий налоговый орган или в суд. Юридические лица и граждане-предприниматели подают исковое заявление в арбитражный суд, физические лица (кроме индивидуальных пред­принимателей) — в суд общей юрисдикции);
  • право требовать от должностных лиц налоговых органов соблюдения законодательства о налогах и сборах при совершении ими действий в отношении налогоплательщиков, не выполнять неправомерные акты и требования налоговых органов и их должностных лиц, не соответствующие НК РФ и другим федеральным законам, а также требовать от должностных лиц налоговых органов соблюдения налоговой тайны;
  • право об­ращаться с требованиями и получать в установленном порядке возмещение налоговыми органами в полном объеме убытков, причиненных их незаконными решениями, а также незаконными действиями или бездействием должностных лиц этих органов;
  • право использовать налоговые льготы.

Перечень прав налогоплательщиков, указанных в НК РФ, не является закрытым, т.е. он не ограничен Кодексом и другими актами законодательства о налогах и сборах. Например, налого­вым законом субъекта РФ налогоплательщикам могут быть пре­доставлены другие права.
Субъективное налоговое право представляет собой вид и меру возможного поведения субъектов налогового права. Поскольку субъективному праву всегда противостоит субъективная обязан­ность — требуемые законом вид и мера должного поведения, то и субъекты налогового права несут определенные обязанности.

Перечень обязанностей налогоплательщиков (плательщиков сборов) установлен ст. 23 НК РФ.

Виды обя­занностей налогоплательщиков

1) В зависимости от юридических фактов, лежащих в основе возникновения обязанности налогоплательщиков (плательщиков сборов):

  • обязанности, вытекающие из факта наличия объекта налогообложения;
  • обязанности, не зависящие от факта наличия объекта налогообложения.

Обязанности первой группы:

  1. уплачивать законно установленные налоги;
  2. вести в установленном порядке учет своих доходов (расходов) и объектов налогообложения;
  3. представлять в налоговый орган по месту учета в установленном порядке налоговые декларации по тем налогам, которые они обязаны уплачивать;
  4. представлять налоговым органам и их должностным лицам
  5. документы, необходимые для исчисления и уплаты налогов;
  6. выполнять законные требования налогового органа об уст­ранении выявленных нарушений законодательства о налогах и сборах;
  7. не препятствовать законной деятельности должностных лиц налоговых органов при исполнении ими своих служебных обязанностей;
  8. в течение четырех лет обеспечивать сохранность данных бухгалтерского учета и других документов, необходимых для исчисления и уплаты налогов, а также документов, подтверждающих полученные доходы и уплаченные (удержанные) налоги. Организации также обязаны сохранять
  9. документы, подтверждающие произведенные расходы.

Обязанности второй группы:

  1. постановка на учет в налоговых органах;
  2. предоставление налоговому органу необходимой информа­ции и документов.

2) В зависимости от императивности возложения обязанности налогоплательщиков:

  • прямо предусмотренные Налоговым кодексом РФ;
  • требующие особого указания на отношение к налогопла­тельщику.

Большинство обязанностей прямо зафиксировано Налоговом кодексе РФ, входит в состав общего правового статуса налого­плательщика и не требует дополнительных механизмов введения в действие. К таковым, в частности, относится обязанность уп­лачивать законно установленные налоги.

3) В зависимости от принадлежности к общему или специальному статусу налогоплательщика:

  • общие для всех категорий налогоплательщиков;
  • специальные, возложенные только на определенных субъектов.

К общим относятся обязанности, перечисленные в п. 1 ст. 23 НК РФ. Наличие специальных обязанностей предусмотрено п. 2 ст. 23 НК РФ, согласно которому налогоплательщики — органи­зации и индивидуальные предприниматели кроме выполнения общих обязанностей должны сообщать в налоговый орган по месту своего учета следующие сведения:

  • об открытии или закрытии счетов в коммерческих банках;
  • об участии в российских или иностранных организациях;
  • о создании, реорганизации, ликвидации обособленных подразделений, созданных на территории РФ;
  • о принятии решения о прекращении своей деятельности, объявлении несостоятельности (банкротстве), ликвидации или реорганизации;
  • об изменении своего места нахождения.

Установленный ст. 23 НК РФ перечень обязанностей нало­гоплательщиков (плательщиков сборов) не является исчерпы­вающим.

Налогоплательщики могут нести и иные обязанности, установленные федеральным законодательством.

Невыполнение или ненадлежащее выполнение налогопла­тельщиком возложенных на него обязанностей образует соответ­ствующий состав налогового правонарушения.

Читайте также: