Льготы по налогу на прибыль технопарк

Обновлено: 26.04.2024

Федеральный закон от 02.07.2021 № 305-ФЗ (далее – Закон № 305-ФЗ) внес изменения в гл. 25 НК РФ. Некоторые из них распространяют действие на прошедшие налоговые (отчетные) периоды. Рассмотрим отдельные нововведения подробнее.

Расширен перечень необлагаемых доходов

Плательщики налога на прибыль организаций больше не обязаны учитывать в составе доходов стоимость работ (услуг), имущественных прав, которые:

  • получены безвозмездно от органов государственной власти и местного самоуправления, корпорации развития малого и среднего предпринимательства (далее – МСП) и ее дочерних обществ, организаций, включенных в единый реестр организаций инфраструктуры поддержки МСП (в соответствии с Федеральным законом от 24.07.2007 № 209-ФЗ, законодательством субъектов РФ, актами органов местного самоуправления);
  • получены безвозмездно от организаций, осуществляющих функции по поддержке экспорта (на основании Федерального закона от 08.12.2003 № 164-ФЗ, законодательства субъектов РФ, актов органов местного самоуправления);
  • получены от физических или юридических лиц, если оплата стоимости этих работ (услуг, имущественных прав) осуществлена перечисленными выше органами и организациями в рамках выполнения ими указанных полномочий по поддержке субъектов МСП и поддержке экспорта.

Это правило закреплено в новом пп. 61 п. 1 ст. 251 НК РФ (вступил в силу 02.07.2021) и распространяется на правоотношения, возникшие с 1 января 2019 г. (пп. "в" п. 32 ст. 2, п. 16 ст. 10 Закона № 305-ФЗ).

Таким образом, налогоплательщики, имевшие указанные доходы в 2019 и 2020 гг. и заплатившие с них налог, вправе либо подать уточненные налоговые декларации по налогу на прибыль за эти периоды, либо уменьшить текущую налоговую базу на сумму этих доходов (отразив их по строке 400 Приложения № 2 к Листу 02 налоговой декларации по налогу на прибыль за отчетные или налоговый периоды 2021 г.). Это следует из п. 1 ст. 54, п. 1 ст. 81 НК РФ.

Пониженные региональные налоговые ставки с прибыли от интеллектуальной собственности

Налогоплательщику придется вести раздельный учет доходов (расходов), полученных (понесенных) от продажи лицензий и доходов (расходов) в связи с иной деятельностью. В противном случае применить пониженную налоговую ставку от "лицензионной" деятельности не получится.

При этом региональным законом должны быть определены:

  • виды результатов интеллектуальной деятельности, прибыль от предоставления прав использования которых может облагаться по пониженной налоговой ставке;
  • размер этой налоговой ставки;
  • дополнительные условия ее применения.

Временные льготы для организаций культуры и искусства

  • освобождаются от обязанности по исчислению и уплате авансовых платежей и представлению налоговых деклараций по налогу на прибыль за отчетные периоды 2020 и 2021 гг.;
  • уплачивают налог на прибыль за налоговые периоды 2020 и 2021 гг. не позднее 28 марта 2022 года.

Это распространяется на организации, осуществляющие:

  • творческую деятельность, деятельность в области искусства и организации развлечений (код ОКВЭД 90);
  • деятельность библиотек, архивов, музеев и прочих объектов культуры (код ОКВЭД 91).

Осуществляемая организацией деятельность определяется по коду основного вида экономической деятельности в соответствии с ОКВЭД, содержащимся в ЕГРЮЛ по состоянию на 31 декабря 2020 г.

Соответствующие изменения внесены в статьи 286, 287, 289 НК РФ, которые вступают в силу 02.08.2021 (п. 44, пп. "б" п. 46, п. 47 ст. 2, п. 2 ст. 10 Закона № 305-ФЗ).

Отметим, что сумма налога за 2020 г. и авансовые платежи за первый квартал и полугодие 2021 г. могут быть уже уплачены налогоплательщиком. Полагаем, в этом случае он вправе вернуть эти суммы из бюджета или зачесть их в счет предстоящих иных платежей в бюджет (например, по другим налогам) по правилам ст. 78 НК РФ.

Уточнили порядок начисления амортизации основных средств

Полагаем, уточнения связаны, прежде всего, со случаями амортизации стоимости модернизации (реконструкции и пр.) полностью самортизированных ОС. Поскольку остаточная стоимость таких ОС равна нулю, возникают следующие вопросы:

  • нужно ли сумму модернизации прибавлять к первоначальной стоимости такого ОС либо нужно амортизировать только сумму модернизации?
  • необходимо ли в этом случае увеличивать срок полезного использования и уменьшать норму амортизации?

С 01.01.2022 из п. 2 ст. 257 НК РФ будет следовать, что первоначальная стоимость ОС изменяется в случаях достройки, дооборудования, реконструкции, модернизации, технического перевооружения, частичной ликвидации соответствующих объектов независимо от размера остаточной стоимости основных средств. При этом если в результате реконструкции, модернизации или технического перевооружения объекта срок его полезного использования не увеличился, применяется первоначально установленная норма амортизации (раньше предписывалось учитывать оставшийся срок полезного использования) (абз. 3 п. 1 ст. 258 НК РФ). Кроме того, в п. 5 ст. 259.1 НК РФ теперь напрямую указано, что окончание срока полезного использования не является основанием для прекращения начисления амортизации. Как и прежде, такими основаниями являются только полное списание стоимости объекта амортизируемого имущества либо его выбытие из состава такого имущества по любым основаниям.

Таким образом, исходя из комментируемых изменений, стоимость реконструкции (модернизации и пр.) полностью самортизированного ОС нужно будет списывать через амортизацию либо по норме, которая была определена при введении этого ОС в эксплуатацию, либо по новой (меньшей) норме, рассчитанной исходя из увеличенного срока полезного использования. При этом сумма ежемесячных амортизационных отчислений определяется путем умножения нормы амортизации на первоначальную стоимость, увеличенную на сумму модернизации.

Новые полномочия субъектов РФ в отношении инвестиционного налогового вычета

Со 02.08.2021 регионы получат право устанавливать в своих законах:

  • объекты основных средств в виде зданий, сооружений, передаточных устройств, относящихся к восьмой – десятой амортизационным группам, в отношении которых налогоплательщикам предоставляется (не предоставляется) право на инвестиционный налоговый вычет. Сегодня к таким объектам указанный вычет не применяется;
  • минимальные сроки фактического использования объектов ОС (в отношении которых применялся инвествычет), до истечения которых их реализация или иное выбытие (за исключением ликвидации) влечет согласно п. 12 ст. 386.1 НК РФ восстановление и уплату в бюджет (с начислением пени) суммы налога, не уплаченной в связи с применением такого вычета.

См. пп. "б" - "г" п. 45 ст. 2, п. 2 ст. 10 Закона № 305-ФЗ.

Станет проще подтвердить выплаты постоянному представительству иностранной организации

Как известно, обязанностей налогового агента по налогу на прибыль при выплате дохода иностранной организации не возникает, если этот доход относится к ее постоянному представительству. Чтобы это подтвердить, у источника дохода должна быть копия свидетельства о постановке получателя дохода на налоговый учет в РФ, заверенная нотариально не ранее чем в предшествующем налоговом периоде (пп. 1 п. 2 ст. 310 НК РФ).

Со 02.08.2021 налоговому агенту достаточно иметь копию вышеуказанного документа. Заверять ее нотариально не нужно (п. 49 ст. 2, п. 2 ст. 10 Закона № 305-ФЗ). Полагаем, теперь заверить ее должен получатель дохода (иностранная организация в лице ее постоянного представительства).

Новая статья расходов на научные исследования и (или) опытно-конструкторские разработки

С 01.01.2022 в расходы на НИОКР можно будет включить затраты на приобретение:

  • исключительных прав на изобретения, полезные модели, промышленные образцы, селекционные достижения, программы для ЭВМ и базы данных, топологии интегральных микросхем по договору об отчуждении исключительных прав. Это означает, что расходы на перечисленные НМА организация вправе учесть единовременно (не прибегая к амортизации);
  • прав использования указанных результатов интеллектуальной деятельности по лицензионному договору.

При этом приобретенные права должны использоваться исключительно в научных исследованиях и (или) опытно-конструкторских разработках (п. 36 ст. 2, п. 4 ст. 10 Закона № 305-ФЗ).

Дополнили перечень расходов, не учитываемых при определении налоговой базы

Напомним, пени, штрафы (например, за административные правонарушения), иные санкции, перечисляемые в бюджет и государственные внебюджетные фонды, не учитываются для целей налогообложения прибыли (п. 2 ст. 270 НК РФ). С 01.01.2022 к ним добавятся платежи в бюджеты в целях возмещения ущерба (п. 39 ст. 2, п. 4 ст. 10 Закона № 305-ФЗ).

Продлили ограничение на перенос убытка

По действующим правилам налогооблагаемую прибыль за отчетные (налоговые) периоды 2017-2021 гг. можно уменьшить на ранее полученные убытки максимум на 50 процентов (п. 2.1 ст. 283 НК РФ). Это невыгодное для налогоплательщиков ограничение продлили на три года. Прибыль, полученную в 2022-2024 гг., также нельзя будет уменьшить на убытки прошлых лет более чем на 50 процентов (п. 40 ст. 2, п. 4 ст. 10 Закона № 305-ФЗ).

Продлили порядок учета в расходах процентов по кредитам на поддержку бизнеса, пострадавшего от коронавируса

Напомним, проценты по таким кредитам в 2020-2021 гг. учитываются в расходах по мере оплаты (подробнее см. здесь).

Такой порядок будет действовать и в 2022 г. (ст. 6 Закона № 305-ФЗ).

Согласно Федеральному закону от 26.07.2019 № 210-ФЗ 01.01.2020 г. вступают в силу изменения в гл. 25 НК РФ для автономных учреждений, осуществляющих образовательную и (или) медицинскую деятельность, а также для музеев, театров, библиотек и учреждений, осуществляющих социальное обслуживание граждан.

Главные изменения для АУ

Во-первых, сохраняется ставка по налогу на прибыль в размере 0% для организаций, осуществляющих образовательную и (или) медицинскую деятельность, а также для организаций, осуществляющих социальное обслуживание граждан. Во-вторых, предусматривается ставка 0% по налогу на прибыль музеев, театров и библиотек.

Важно: все учреждения, перешедшие на применение ставки 0%, от обязанностей налогоплательщика не освобождаются. В соответствии с требованиями п.2 ст. 289 НК РФ налогоплательщики обязаны вести налоговый учет и предоставлять налоговую декларацию по истечении налогового периода (календарного года).

Напомним, согласно п. 1.1 ст. 284 НК РФ медицинские, образовательные учреждения уплачивают налог на прибыль по ставке 0% при соблюдении пяти условий (ст. 284.1):

Учреждение имеет лицензию на соответствующий вид деятельности (образовательной и (или) медицинской), полученную в соответствии с законодательством РФ.

Доходы учреждения за налоговый период от осуществления данной деятельности, учитываемые при вычислении налоговой базы в соответствии с гл. 25 НК РФ, составляют не менее 90% его доходов, учитываемых при вычислении налоговой базы, либо учреждение за налоговый период не имеет доходов, учитываемых при вычислении налоговой базы.

В штате учреждения беспрерывно на протяжении всего налогового периода числятся не менее 15 сотрудников.

Численность медицинского персонала, имеющего сертификат специалиста, на протяжении всего налогового периода составляет не менее 50% от общей численности работников учреждения.

В налоговом периоде не совершаются операции с векселями и производными финансовыми инструментами.

То есть те, кто применял в этом году данную ставку, при желании и наличии оснований могут продолжить это делать в 2020 г., и в последующие годы. Обратим внимание на то, что в предоставлении заявления в налоговый орган дополнительно нет необходимости.

Учреждения, которые ранее не применяли нулевую ставку и планируют впервые это сделать с 01.01.2020 (при наличии оснований), в соответствии с п. 5 ст. 284.1 НК РФ не позднее чем за один месяц до начала 2020 г. должны подать в налоговый орган по месту своего нахождения заявление вместе с копиями лицензий на осуществление образовательной и (или) медицинской деятельности.

Учреждения, которые ранее применяли нулевую ставку, но потом перешли на общую (20 %), вправе снова вернутся к нулевой ставке, но не ранее чем через 5 лет начиная с налогового периода, в котором был совершен переход.

Льготы учреждениям социального обслуживания граждан

В целом, изменения, касающиеся учреждений, оказывающих социальное обслуживание граждан, аналогичны изменениям, касающихся образовательных и медицинских учреждений.

В соответствии с п. 1.9 ст. 284 НК РФ данная категория учреждений с учетом изменений внесенных Федеральным законом №210-ФЗ (ст. 3) может применять нулевую ставку бессрочно при соблюдении условий, описанных в ст. 284.5 НК РФ.

Учреждения, продолжающие применение нулевой ставки в 2020 г., не должны предоставлять в налоговый орган соответствующее заявление, а те, кто собираются применять ее впервые, должны не позднее чем за месяц до начала 2020 г. подать заявление с приложением сведений, подтверждающих выполнение условий для применения льготы.

Отличие учреждений социального обслуживания от учреждений, ведущих образовательную и медицинскую деятельность заключается в том, что если после применения нулевой ставки они вернулись к общей, то в соответствии с п. 9 ст. 284.5 НК РФ повторного права вернутся к льготной ставке у них нет.

Льготы для музеев, театров и библиотек

Начиная с 01.01.2020 ст. 284 НК РФ дополняется п. 1.13, согласно которому к налоговой базе музеев, театров и библиотек, учредителями которых являются субъекты РФ или муниципальные образования, может применятся налоговая ставка 0% при выполнении условий, установленных ст. 284.8 НК РФ, вводимой с указанной даты.

Данная ставка применяется ко всей налоговой базе при выполнении следующего условия: если соотношение доходов от деятельности музеев, театров и библиотек, включенной в Перечень видов культурной деятельности, установленной Правительством РФ ко всем доходам, учитываемым при определении налоговой базы в соответствии с гл. 25 НК РФ, больше или равны 90%.


На применение льготы не нужно получать разрешение, необходимо только подтвердить право на нее, так как она носит заявительный характер.

В соответствии с п. 3 ст. 284.8 НК РФ для использования льготы музеям, театрам и библиотекам в сроки, установленные для предоставления налоговой отчетности за налоговый период, то есть до 28 марта года, следующего за отчетным, необходимо подать в налоговый орган по месту своего нахождения сведения о доле доходов, определяемых в соответствии с положениями п. 2 указанной статьи по форме, которая будет утверждена ФНС.

СПИК представляет собой соглашение, по которому инвестор обязуется создать либо модернизировать и (или) освоить производство промышленной продукции на территории Российской Федерации, а другая сторона – Российская Федерация или субъект Российской Федерации в течение срока действия СПИК обязуется осуществлять меры стимулирования деятельности в сфере промышленности, предусмотренные законодательством Российской Федерации или субъекта Российской Федерации в момент заключения СПИК.

СПИК заключается на срок, равный сроку выхода инвестиционного проекта на проектную операционную прибыль в соответствии с бизнес-планом инвестиционного проекта, увеличенному на 5 лет, но не более 10 лет. Минимальный объем инвестиций – 750 млн рублей (без учета НДС).


Кроме того, постановлением Правительства Санкт-Петербурга от 30.01.2018 № 64 внесены изменения в Методику определения арендной платы за земельные участки, находящиеся в государственной собственности Санкт-Петербурга, об особых случаях и порядке определения арендной платы, в части включения понижающего коэффициента (в размере 0,8) для предприятий, осуществляющих деятельность в рамках СПИК. Понижающий коэффициент применяется при расчете арендной платы инвестору на срок действия контракта.

Государственный контракт на поставку определенного вида продукции со встречными инвестиционными обязательствами поставщика-инвестора (офсетный контракт)

В соответствии с указанной статьей Закона № 44-ФЗ офсетный контракт заключается государственным заказчиком с поставщиком-инвестором по результатам открытого конкурса. Срок действия офсетного контракта - 10 лет. Минимальный объем инвестиций - не менее 1 млрд рублей.

Статус инновационно-промышленного парка Санкт-Петербурга и технологического парка (технопарка) Санкт-Петербурга

Льготы для собственников и управляющих компаний:

Налог на имущество организаций – 0%
Налог на прибыль организаций – 13,5% (12,5 % до 2020 года)
Налог на землю – 0%

Налоговые льготы для инновационной деятельности в Санкт-Петербурге

Комитет по промышленной политике и инновациям Санкт-Петербурга осуществляет поддержку инвесторов, а также оказывает меры поддержки промышленным предприятиям в соответствии с условиями и порядком предоставления субсидий бюджетам субъектов Российской Федерации на осуществление государственной поддержки.

Пониженная налоговая ставка на прибыль предлагается для организаций, инвестирующих в создание или модернизацию центров обработки и хранения данных, а также для компаний, осуществляющих экспорт ПО.

Право на применение пониженной налоговой ставки на прибыль предоставляется компаниям, общая сумма вложений в развитие центров обработки данных которых составит не меньше 500 миллионов рублей.

Общая доля доходов от экономической деятельности по созданию или модернизации центров обработки и хранения данных должна составлять не менее 70%.

Для компаний, осуществляющих разработку компьютерного программного обеспечения, консультационных услуг в этой области и других сопутствующих услуг, – 90% от общей суммы доходов и 70% от общей доли экспорта в данной сфере.

Для получения льготы, организация должна отвечать следующим требованиям:

получать доходы от деятельности, указанной выше, в объеме не менее 70% всех доходов, учитываемых при определении налоговой базы по налогу на прибыль организации;

осуществлять в течение не более трех любых календарных лет подряд в период с 1 января 2018 года по 31 декабря 2027 года вложения на общую сумму не менее 500 млн руб. Льгота предоставляется до периода, в котором объем льготы станет равным объему вложений, но не более десяти налоговых периодов подряд.

В настоящее время в Совете Федерации рассматривается законопроект, содержащий поправки к 302-ФЗ, предусматривающие применение пониженных налоговых ставок по налогу на прибыль организаций, подлежащему зачислению в бюджеты субъектов Российской Федерации, принятыми до дня вступления в силу 302-ФЗ, до даты окончания срока их действия, но не позднее 01.01.2023.


Размер налоговых и таможенных льгот для инвесторов в Особых экономических зонах (ОЭЗ)

В Санкт-Петербурге для инвесторов действует комплекс налоговых льгот: налоговые льготы при создании высокооплачиваемых рабочих мест и инвестиционные налоговые льготы.


Преференции резидентам:

Налог на имущество — 0% (в течение 10 лет).

Земельный налог — 0% (в течение 5 лет).

Транспортный налог — 0 рублей (в течение 5 лет).

Снижен страховой взнос (21% в 2018 году, 28% в 2019 году и 30% с 2020 года).


Статьей 284 НК РФ предусмотрено, что на основании законов субъектов РФ отдельные категории налогоплательщиков могут иметь право на применение пониженной ставки на налогу на прибыль (в части налога, зачисляемого в областной бюджет). Для того чтобы иметь возможность применять пониженную ставку налога, налогоплательщик должен не только соответствовать критериям, установленным соответствующим законом, но и подтвердить свое право.

По общему правилу, о реализации своего права налогоплательщик должен заявить в налоговой декларации и приложить соответствующие документы о своей деятельности. Если такие документы (сведения) не будут представлены, то организация утратит право на применение пониженной ставки. Однако, если такие сведения не были своевременно представлены, то налогоплательщик имеет шанс отстоять свое право на ее применение.

Фабула дела:

Организация соответствовала требованиям, предусмотренным областным законом для применения пониженной ставки по налогу на прибыль. При этом подтверждающие документы были предоставлены одновременно с уточненной налоговой деклараций, т.е. позже установленного срока. Налоговым органом было отказано в применении налоговой льготы, вместо этого налогоплательщик был привлечен к ответственности, начислены пени.

По мнению налогоплательщика, подача уточненной налоговой декларации с пропуском срока на предоставление сведений, подтверждающих право на льготу, не может являться основанием для неприменения льготы.

Инспекция не оспаривала право налогоплательщика на применение льготы, налогоплательщик утратил право на применение налоговой льготы, поскольку не исполнил необходимые условия для ее применения. При этом инспекция истребовала у организации ряд подтверждающих документов, но не дала им оценку.

Судебные инстанции признали такой подход неправомерным.

Судебный акт: Постановление АС Уральского округа от 24.04.2019 по Делу № А 34-8389/2018.

Выводы судов:

1. Возможность исчислить налог на прибыль по пониженной ставке, исходя из смысла п.1 ст. 56 НК РФ, является для налогоплательщиков налоговой льготой.

2. Налогоплательщику, претендующему на получение налоговой льготы, позволено реализовать такое право путем подачи уточненной налоговой декларации.

3. Не может служить основанием для лишения налогоплательщика права на применение льготы по налогу факт заявления им льготы с уточненной налоговой декларацией, т.е. с пропуском срока для предоставления сведений. В противном случае исчисление налога по общеустановленной налоговой ставке будет являться мерой ответственности для налогоплательщика, подтвердившего своё право на применение льготы, но сделавшего это несвоевременно.

4. Налоговый орган, не придав правового значения истребованным документам, при этом не предъявив претензий к составу и содержанию предоставленных обществом сведений, действовал непоследовательно.

Комментарии:

2) Право на применение налоговой льготы имеет только налогоплательщик, имеющий основания для ее получения, и соответствующие документы, которые он обязан представить в налоговый орган как доказательства обстоятельств, с которыми закон связывает возникновение права на налоговые льготы.

3) Подача подтверждающих документов с уточненной декларацией признается подачей с нарушением установленного срока. Однако, сам по себе пропуск срока, предусмотренного для представления первичной декларации, а также документов, подтверждающих наличие условий для применения пониженной налоговой ставки, не может являться снованием для лишения налоговой льготы.

4) Несмотря на наличие положительной судебной практики, в целях сведения к минимуму возможности наступления негативных последствий, следует контролировать не только соответствие условиям, установленным законодательством, но и соблюдение порядка и срока представления подтверждающих сведений. В противном случае придется доказывать свое право в суде.

5) Следует отдельно отметить, что с 2019 года субъекты могут принимать решения о предоставлении льгот в отношении налога на прибыль только в отношении налогоплательщиков и видов их деятельности, перечень которых предусмотрен НК РФ.

В случае, если Ваш судебный спор или иной спор, договорная работа или любая другая форма деятельности касается вопросов, рассмотренных в данном или ином нашем материале, рекомендуем проверить и убедиться, что Ваша правовая позиция соответствует последним изменениям практики и законодательству.

Мы будем рады оказать Вам юридическую помощь по поводу минимизации юридических рисков и имеющимся возможностям. Мы постараемся найти решение, подходящее именно для Вас.

Наша юридическая компания оказывает различные юридические услуги в разных городах России (в т.ч. Новосибирск, Томск, Омск, Барнаул, Красноярск, Кемерово, Новокузнецк, Иркутск, Чита, Владивосток, Москва, Санкт-Петербург, Екатеринбург, Нижний Новгород, Казань, Самара, Челябинск, Ростов-на-Дону, Уфа, Волгоград, Пермь, Воронеж, Саратов, Краснодар, Тольятти, Сочи).

Читайте также: