Льгота по земельному налогу для религиозных организаций

Обновлено: 18.05.2024

Для того чтобы понять собственникам земельных наделов, на какие привилегии они могут претендовать, в первую очередь стоит узнать о местных преференциях. Данную информацию можно узнать по вашему региону на сайте ФНС.
Если владелец з/у попадает под установленные муниципалитетом льготы, то он вправе их использовать вместе с определенными на федеральном уровне.

Если не попадает, то платеж за землю придется выплачивать в полном объеме.

Полное освобождение от уплаты налога

В ст. 395 НК РФ приведен краткий список категорий лиц, которые полностью освобождены от платежей по ЗН. К ним относятся:

  • Коренные жители, проживающие на Крайнем Севере, Дальнем Востоке и в Сибири и относящиеся к малочисленным народам;
  • Общины вышеперечисленных народностей, которые используют землю для того, чтобы сохранить уклад их жизни и традиционные промыслы.

Также не платят налог на землю люди, взявшие земельные участки в аренду или получили право на безвозмездное пользование наделом на определенное время.

Внимание! Федеральными законопроектами не предусмотрены иные категории граждан, которые вправе претендовать на преференции в области земельного налогообложения.

Местные управленческие органы имеют полное право расширить перечень льготников по ЗН.

Налоговый кодекс Российской Федерации (часть вторая) от 05.08.2000 N 117-ФЗ.doc

Уменьшение базы налогообложения

НК страны предусмотрел целый круг лиц, в отношении которых база (цена земельного надела) ранее: до 1.01.2018 г., могла быть снижена на 10 000 руб. при исчислении ЗН. Сейчас вместо этой нормы действует так называемый налоговый вычет. Он предусматривает не учитывание при определении налоговой базы земельного участка (его части) в размере 6 соток (600 кв. м). Эта привилегия распространяется только на 1 участок земли, который находится на территории одного муниципалитета.
Снизить стоимость участка земли на 10 000 руб. имеют право:

  • ветераны ВОВ, а также лица, ставшие инвалидами в результате участия в ней или других военных событиях;
  • жертвы атомных аварий или других техногенных катастроф, а также их ликвидаторы и подвергшиеся лучевой болезни;
  • нетрудоспособные граждане, имеющие и II группу инвалидности, в том числе, и инвалиды с детства;
  • герои СССР и РФ и кавалеры ордена Славы всех степеней;
  • пенсионеры и предпенсионеры достигшие 60 и 55 лет (мужчины и женщины).

Такой налоговый вычет с 2020 года действует и для граждан, имеющих трех и более несовершеннолетних детей (пп. 10 п. 5 ст. 391 НК РФ; ч. 6 ст. 3 Закона от 15.04.2019 N 63-ФЗ).

Если участок соответствует этому размеру (в 6 соток) или не превышает его, то он полностью освобождается от налогообложения. Если же превышает, то расчет налога идет только с параметров свыше 600 кв. м.

Такие привилегии есть у всех вышеперечисленных льготников, а также у пенсионеров и членов семьи военных, потерявших кормильцев.

О появлении нового льготного имущества необходимо уведомлять ИФНС до 1 ноября впервые наступившего для этой недвижимости льготного периода. Также следует учесть тот факт, что льготы имеют заявительный характер и не применяются автоматически. А это значит, что к предыдущему периоду они могут быть применены только в отношении 3 предыдущих лет. Поэтому о фиксации своего права необходимо позаботиться заблаговременно.

Кто освобождается от уплаты земельного налога: категории льготников

Определение стоимости, носящей кадастровый характер, производится согласно земельному законодательству нашей страны. Данные о цене в том числе можно получить посредством запроса в местном отделении городского территориального отделения Федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии.

Подлежат обложению части земли, находящиеся на территории субъектов Российской Федерации и их пределов. Это также имеет отношение и к городам, имеющим значения федерального характера, на территории коих налог введен. Из данной категории имеются исключения. Рассмотрим их подробно.

Рекомендуем прочесть: Какие Нужны Документы Для Оформления Субсидии На Квартиру Пенсионеру

Особенности предоставления льгот

При начислении налога на землю существует ряд специфических особенностей, в которых следует разбираться собственникам земельных наделов.

Гражданам и ИП

Все граждане, имеющие земельный участок, обязаны платить за него налог. Его величина обусловлена кадастровой стоимостью надела, которая устанавливается спецкомиссией.
Некоторые физические лица могут рассчитывать на льготы в области земельного налогообложения:

  1. Ветераны войны и других военных событий. Они имеют право на вычет 10000 руб. из кадастровой цены участка, тем самым снизив налоговое начисление.
  2. Преференция для пенсионеров. На федеральном уровне такая льгота предусмотрена с 2020 г. в отношении уплаты налога по кадастровой стоимости земельных наделов, не превышающих 300 кв. м (6 соток). В октябре 2020 г. льготу распространили и на предпенсионеров (55-60-летних граждан) в переходной период пенсионной реформы.
  3. Для семей, которые считаются многодетными. Эта категория лиц также не упомянута в списке НК. По статистике льготные условия для многодетных семей в области обложения налогом земельного участка предусмотрены редко. Однако такие муниципальные образования все же есть. Поэтому, имеется ли такое послабление, следует узнавать в налоговых органах каждого региона в отдельности.
  4. Для пенсионеров, ушедших на заслуженный отдых по линии военного ведомства. Привилегия на них не распространяется в законодательных актах РФ. Но данная группа граждан может войти в перечень льготников, обозначенных в законах местных органов.
  5. Преференция по ЗН для ветеранов труда. Ситуация с этой категорией граждан аналогична с ситуацией для пенсионеров по линии военного ведомства.
  6. Послабление по уплате налога на землю для людей, имеющих инвалидность. На уровне федеральных актов такие люди не имеют полного освобождения от бремени платежа за землю. Но лица, имеющие инвалидность I и II группы, вправе сделать вычет из налогооблагаемой базы в отношении 6 соток земельного надела.

Указанный налоговый вычет на 6 соток распространяется, помимо пенсионеров, также на следующих граждан:

Все индивидуальные предприниматели обязаны платить ЗН в том же объеме, что и иные категории граждан, даже если используют принадлежащий им земельный надел по назначению.

Стоит знать! ИП не обязан платить вышеупомянутый налог, если земля взята им в аренду или в безвозмездное срочное пользование. В этих случаях оплатой ЗН должен заниматься собственник земли.

Льготы на федеральном уровне

Список преференций на федеральном уровне не является обширным. В основном он касается лишь юридических лиц. О том, какие граждане полностью освобождаются от уплаты налога на землю, и каким можно снизить кадастровую стоимость надела уже описывалось выше.
Освобождаются от уплаты ЗН в полной мере такие учреждения (п. 1 ст. 395 НК РФ):

  • Относящиеся к Минюсту РФ;
  • Занимающиеся дорожным строительством;
  • Связанные с религиозной деятельностью;
  • Которые относятся к обществу, объединяющему граждан, имеющих инвалидность;
  • Занимающиеся развитием творческих способностей народа;
  • Представляющие особую экономическую зону.

Региональные льготы

Местные органы самоуправления, которые являются получателями платежей по ЗН, часто дополняют и расширяют перечень льготников. Совет! Чтобы быть в курсе всех преференций, действующих в данном муниципальном образовании, стоит посетить с целью получения консультации учреждение ФНС, которое расположено на территории нахождения земельного надела.
Все вышесказанное касается и юридических лиц, земля которых находится в ведении конкретного муниципалитета.

Порядок получения льготы

Земельная налоговая льгота носит заявительный характер. Чтобы ее оформить, пенсионеру следует:

  1. Подготовить документы, подтверждающие права на льготы.
  2. Обратиться с бумагами в региональный отдел налоговой службы по месту жительства.

Пожилая пара за ноутбуком

Какие документы нужны

Претенденту на оформление фискальной преференции нужно подготовить следующие документы:

  • гражданский паспорт РФ;
  • пенсионное удостоверение;
  • справку о доходах;
  • свидетельство о собственности на недвижимое имущество;
  • кадастровый паспорт объекта;
  • дополнительно:
      свидетельства о рождении всех детей;
  • справку о составе семьи;
  • заключение медико-социальной экспертизы о присвоении гражданину инвалидности;
  • копию свидетельства о смерти военнослужащего;
  • документы, подтверждающие получение государственных наград;
  • квитанцию об оплате земельного налога за предыдущий год.

Элементы налогообложения

Плательщики налога

Плательщиками земельного налога принято считать всех граждан, юридические лица и ИП с любым налоговым режимом, которые являются собственниками земли, наделены правом владения ею в течение всей жизни или правом пользоваться ею без ограничения времени.

Объект налогообложения

Объект налогообложения при начислении ЗН в ст. 389 НК РФ четко обозначен. Начисление происходит на участки земли, которые находятся в субъектах Федерации, принявших законопроект о введении такого налога. При этом не применяется этот закон на земли:

  • Исключенные из оборота или на него наложен лимит;
  • Земельные участки из состава земель лесного фонда и занятые в государственной собственности водными объектами;
  • На которых расположены многоквартирные жилые объекты.

База налогообложения

Налоговой базой является кадастровая стоимость земли, установленная на 1 января того года, за который производится начисление. Так узнать кадастровую стоимость можно по кадастровому номеру участка на сайте Росреестра.
Весь год цена з/у, которая берется для исчисления налога остается неизменной.

Налоговая ставка

Величину процентной ставки для расчета платежа за землю определяется территориальными органами управления. Она обусловлена категорией, к которой подходит надел и может корректироваться местной властью. Но наибольшее значение величины процентной ставки равно 1.5%.
В законодательстве также определен перечень исключений, где процентная ставка не должна быть больше 0.3 %:

  • земля, которая эксплуатируется в сельскохозяйственных целях;
  • земельный участок, который используется под животноводство, разведение садов или под подсобное хозяйство граждан;
  • земельный надел, который предназначен для строительства жилья;
  • з/у, который находится под жилыми домами.

Как оформить налоговые льготы

Для этого необходимо заполнять заявление. Бланк есть в налоговых отделениях и на официальном сайте ФНС.

В заявлении указывают:

  • Ф.И.О. льготника;
  • дату и место рождения;
  • полные паспортные данные;
  • контактный телефонный номер;
  • желаемый способ получения ответа (лично в том отделении, куда человек обратился, или по почте);
  • кадастровый номер участка, на который будет распространяться льгота;
  • срок предоставления льготы (до определённого числа или бессрочно);
  • название документа, дающего право, срок действие и название выдавшей организации;
  • дата подачи.

В конце ставится подпись. К заявке прилагается документация, показывающая право на скидку (справка об инвалидности, удостоверение ветерана или пенсионное и т. д.).

Его разрешено подать несколькими вариантами:

  • лично в часы работы налоговой;
  • в офис МФЦ;
  • по почте в ФНС (письмом, которому прикладывается опись вложения);
  • через Личный кабинет налогоплательщика (для зарегистрировавшихся), тогда понадобятся электронные копии документов (сканы или фото хорошего качества: чёткие, без бликов и т. п.).

Если о, заявление достаточно подать один раз. Налоговая полагает, что ситуация остаётся такой же, и в дальнейшем рассчитывает оплату аналогично.

Порядок исчисления и уплаты налога

Размер земельного налога, который необходимо оплатить за год, рассчитывается способом умножения налоговой базы на процентную ставку.

Расчет платежа для ИП

Раньше у ИП возникало множество вопросов и трудностей при расчете налоговых платежей. Это было обусловлено тем, что земельный налог не входит в величину единого налога, который выплачивался по УСН.
Значит, его нужно было оплатить отдельно, так же как это делали бизнесмены, использующие общий режим.

С 2020 года все проблемы для ИП были сняты, так как платеж за землю для них рассчитывается органами ФНС. А затем присылается точно такое уведомление, которое приходит всем плательщикам.

Расчет платежа для физических лиц

Как рассчитывается земельный платеж для граждан, было описано выше. Стоит отметить, что физические лица не обязаны сами производить расчет платежа. Это делают специальные органы. Но если человек не согласен с расчетом налоговиков, то он вправе предоставить свой вариант начисления платежа.
Оплатить квитанцию, которая была доставлена гражданину, и рассчитана за нахождение у него в собственности земельного участка, следует до 1 декабря текущего года.

ФЕДЕРАЛЬНАЯ НАЛОГОВАЯ СЛУЖБА

от 10 июня 2020 года N БС-4-21/9576@

О кодах налоговых льгот для применения статьи 2 Федерального закона от 08.06.2020 N 172-ФЗ (в части освобождения от налогообложения имущества организаций)

О кодах налоговых льгот для применения статьи 2 Федерального закона от 08.06.2020 N 172-ФЗ (в части освобождения от налогообложения имущества организаций)

Федеральным законом от 08.06.2020 N 172-ФЗ "О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации" (далее - Закон) установлено, что указанные в статье 2 Закона организации освобождаются от исполнения обязанности уплатить налоги, авансовые платежи по налогам:

- по транспортному и земельному налогам - в части налогов и авансовых платежей по этим налогам за период владения объектами налогообложения с 1 апреля по 30 июня 2020 года в отношении объектов налогообложения, используемых (предназначенных для использования) в предпринимательской и (или) уставной деятельности;

- по налогу на имущество организаций - в части налога и авансовых платежей по этому налогу за период владения объектом налогообложения с 1 апреля по 30 июня 2020 года.

Закон вступил в силу со дня его официального опубликования.

В целях исполнения положений статей 55, 80, 363.1, 386, 398 Налогового кодекса Российской Федерации в случае необходимости представления организациями налоговых деклараций в течение налогового периода 2020 года при ликвидации (реорганизации) организаций, на которых распространяются положения статьи 2 Закона за соответствующий период владения объектами налогообложения (далее - организация), полагаем возможным рекомендовать учитывать следующие особенности заполнения налоговых деклараций.

Вплоть до внесения соответствующих изменений в нормативные правовые акты ФНС России.

1) По транспортному налогу

Если организация освобождается от исполнения обязанности по уплате налога (авансового платежа по налогу) за период владения объектом налогообложения с 1 апреля по 30 июня 2020 года, то в первой части показателя по строке с кодом 240 раздела 2 налоговой декларации указывается один из кодов налоговой льготы согласно приложению к настоящему письму (10201, 10202, 10203, 10204), во второй части показателя указываются нули, а по строке с кодом 250 раздела 2 налоговой декларации указывается сумма налоговой льготы в рублях.

Если организация освобождается от исполнения обязанности по уплате налога (авансового платежа по налогу) за период владения объектом налогообложения с 1 апреля по 30 июня 2020 года и в отношении данной категории налогоплательщиков законом субъекта Российской Федерации также установлена налоговая льгота в виде уменьшения суммы транспортного налога, подлежащей уплате в бюджет, то в первой части показателя по строке с кодом 240 раздела 2 налоговой декларации указывается один из кодов налоговой льготы согласно приложению к настоящему письму (10205, 10206, 10207, 10208), во второй части показателя последовательно указываются номер или буквенное обозначение соответствующей структурной единицы (статья, часть, пункт, подпункт, абзац, иное) закона субъекта Российской Федерации, в соответствии с которым предоставляется соответствующая налоговая льгота, а по строке с кодом 250 раздела 2 налоговой декларации указывается сумма налоговой льготы в рублях (в том числе с учетом суммы авансового платежа за период владения объектом налогообложения с 1 апреля по 30 июня 2020 года).

2) По земельному налогу

Если организация освобождается от исполнения обязанности по уплате налога (авансового платежа по налогу) за период владения объектом налогообложения с 1 апреля по 30 июня 2020 года, то в первой части показателя по строке с кодом 220 раздела 2 налоговой декларации указывается один из кодов налоговой льготы согласно приложению к настоящему письму (3021501, 3021502, 3021503, 3021504), во второй части показателя указываются нули, а по строке с кодом 230 раздела 2 налоговой декларации указывается сумма налоговой льготы в рублях.

Если организация освобождается от исполнения обязанности по уплате налога (авансового платежа по налогу) за период владения объектом налогообложения с 1 апреля по 30 июня 2020 года и в отношении данной категории налогоплательщиков нормативным правовым актом представительного органа муниципального образования (законом города федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга, Севастополя) установлена налоговая льгота в виде уменьшения суммы земельного налога, подлежащей уплате в бюджет, то в первой части показателя по строке с кодом 220 раздела 2 налоговой декларации указывается один из кодов налоговой льготы согласно приложению к настоящему письму (3021505, 3021506, 3021507, 3021508), во второй части показателя последовательно указываются реквизиты нормативного правового акта представительного органа муниципального образования (закона города федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга, Севастополя), в соответствии с которым предоставляется соответствующая налоговая льгота, а по строке с кодом 230 раздела 2 налоговой декларации указывается сумма налоговой льготы в рублях (в том числе с учетом суммы авансового платежа за период владения объектом налогообложения с 1 апреля по 30 июня 2020 года).

3) По налогу на имущество организаций

Если организация освобождается от исполнения обязанности по уплате налога (авансового платежа по налогу) за период владения объектом налогообложения с 1 апреля по 30 июня 2020 года, то:

- в первой части строки с кодом 230 раздела 2 налоговой декларации указывается один из кодов налоговой льготы согласно приложению к настоящему письму (2010501, 2010502, 2010503, 2010504), во второй части показателя указываются нули, а по строке с кодом 240 раздела 2 налоговой декларации указывается исчисленная сумма авансового платежа по налогу за период владения объектом налогообложения с 1 апреля по 30 июня 2020 года;

- в первой части строки с кодом 110 раздела 3 налоговой декларации указывается один из кодов налоговой льготы согласно приложению к настоящему письму (2010501, 2010502, 2010503, 2010504), во второй части показателя указываются нули, а по строке с кодом 120 указывается исчисленная сумма авансового платежа по налогу за период владения объектом налогообложения с 1 апреля по 30 июня 2020 года.

Если организация освобождается от исполнения обязанности по уплате налога (авансового платежа по налогу) за период владения объектом налогообложения с 1 апреля по 30 июня 2020 года и законом субъекта Российской Федерации для данной категории налогоплательщиков установлена налоговая льгота по налогу на имущество организаций в виде уменьшения подлежащей уплате в бюджет суммы исчисленного налога, то:

- в первой части строки с кодом 230 раздела 2 налоговой декларации указывается один из кодов налоговой льготы согласно приложению к настоящему письму (2010505, 2010506, 2010507, 2010508), во второй части показателя указывается номер или буквенное обозначение соответствующей структурной единицы (статья, часть, пункт, подпункт, абзац, иное) закона субъекта Российской Федерации, которым установлена налоговая льгота в виде уменьшения подлежащей уплате в бюджет суммы исчисленного налога; по строке с кодом 240 раздела 2 налоговой декларации указывается исчисленная сумма налоговой льготы (в том числе с учетом суммы авансового платежа за период владения объектом налогообложения с 1 апреля по 30 июня 2020 года);

- в первой части строки с кодом 110 раздела 3 налоговой декларации указывается один из кодов налоговой льготы согласно приложению к настоящему письму (2010505, 2010506, 2010507, 2010508), во второй части показателя указывается номер или буквенное обозначение соответствующей структурной единицы (статья, часть, пункт, подпункт, абзац, иное) закона субъекта Российской Федерации, которым установлена налоговая льгота в виде уменьшения подлежащей уплате в бюджет суммы исчисленного налога; по строке с кодом 120 раздела 3 налоговой декларации указывается исчисленная сумма налоговой льготы (в том числе с учетом суммы авансового платежа за период владения объектом налогообложения с 1 апреля по 30 июня 2020 года).

Информацию доведите до нижестоящих налоговых органов и налогоплательщиков-организаций, на которых распространяются положения статьи 2 Закона (преимущественно по ТКС).

Действительный государственный
советник Российской Федерации 2 класса
С.Л.Бондарчук

Согласно п. 4 ст. 395 НК РФ от налогообложения освобождаются религиозные организации в отношении принадлежащих им земельных участков, на которых расположены здания, строения и сооружения религиозного и благотворительного назначения.

Таким образом, освобождению от обложения земельным налогом подлежит земельный участок, принадлежащий религиозной организации, на котором расположено здание, строение или сооружение религиозного либо благотворительного назначения, независимо от нахождения на данном земельном участке зданий, строений и сооружений иного назначения.

В соответствии с п. 3 ст. 4 Федерального закона от 26.09.1997 N 125-ФЗ "О свободе совести и о религиозных объединениях" (далее - Закон N 125-ФЗ) государство гарантирует предоставление религиозным организациям налоговых и иных льгот. Льгота по земельному налогу предоставляется религиозным организациям в отношении земельных участков, на которых расположены здания, строения и сооружения религиозного и благотворительного назначения.

Религиозные организации подразделяются в зависимости от территориальной сферы своей деятельности на местные и централизованные. Местной признается религиозная организация, состоящая не менее чем из десяти участников, достигших возраста восемнадцати лет и постоянно проживающих в одной местности либо в одном городском или сельском поселении. Централизованной признается религиозная организация, состоящая в соответствии со своим уставом не менее чем из трех местных религиозных организаций.

Религиозной организацией признается также учреждение или организация, созданные централизованной религиозной организацией в соответствии со своим уставом, в том числе руководящий либо координирующий орган или учреждение, а также учреждение профессионального религиозного образования.

Учредителями местной религиозной организации могут быть не менее десяти граждан Российской Федерации, объединенных в религиозную группу, у которой имеется подтверждение ее существования на данной территории на протяжении не менее пятнадцати лет, выданное органами местного самоуправления, или подтверждение о вхождении в структуру централизованной религиозной организации того же вероисповедания, выданное вышеуказанной организацией.

Централизованные религиозные организации образуются при наличии не менее трех местных религиозных организаций одного вероисповедания в соответствии с собственными установлениями религиозных организаций.

Религиозная организация действует на основании устава, который утверждается ее учредителями или централизованной религиозной организацией и должен отвечать требованиям гражданского законодательства Российской Федерации. При этом в уставе указываются:

  • наименование, место нахождения, вид религиозной организации, вероисповедание и в случае принадлежности к существующей централизованной религиозной организации - ее наименование;
  • цели, задачи и основные формы деятельности;
  • порядок создания и прекращения деятельности;
  • структура организации, ее органы управления, порядок их формирования и компетенция;
  • источники образования денежных средств и иного имущества организации;
  • порядок внесения изменений и дополнений в устав;
  • порядок распоряжения имуществом в случае прекращения деятельности.

Религиозные организации подлежат государственной регистрации в соответствии с Федеральным законом от 08.08.2001 N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" с учетом установленного специального порядка государственной регистрации религиозных организаций. Решение о государственной регистрации принимается федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в области государственной регистрации общественных объединений, или его территориальным органом.

Решение о государственной регистрации местной религиозной организации, а также централизованной религиозной организации, имеющей местные религиозные организации на территории одного субъекта Российской Федерации, принимается территориальным органом федерального органа государственной регистрации в соответствующем субъекте Российской Федерации. Федеральный орган государственной регистрации или его территориальный орган не позднее трех рабочих дней со дня получения от уполномоченного регистрирующего органа информации о внесенной в Единый государственный реестр юридических лиц записи о религиозной организации выдает заявителю документ, подтверждающий факт внесения записи о религиозной организации в Единый государственный реестр юридических лиц.

Богослужения, другие религиозные обряды и церемонии беспрепятственно совершаются в культовых зданиях и сооружениях и на относящихся к ним территориях, в иных местах, предоставленных религиозным организациям для этих целей, в местах паломничества, в учреждениях и на предприятиях религиозных организаций, на кладбищах и в крематориях, а также в жилых помещениях. Религиозные организации имеют право проводить религиозные обряды в лечебно-профилактических и больничных учреждениях, детских домах, домах-интернатах для престарелых и инвалидов, в учреждениях, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы, по просьбам находящихся в них граждан в помещениях, специально выделяемых администрацией для этих целей.

В собственности религиозных организаций могут находиться здания, земельные участки, объекты производственного, социального, благотворительного, культурно-просветительского и иного назначения, предметы религиозного назначения, денежные средства и иное имущество, необходимое для обеспечения их деятельности, в том числе отнесенное к памятникам истории и культуры. Религиозные организации обладают правом собственности на имущество, приобретенное или созданное ими за счет собственных средств, пожертвованное гражданами, организациями или переданное религиозным организациям в собственность государством либо приобретенное иными способами, не противоречащими законодательству Российской Федерации. Передача в собственность религиозным организациям для использования в функциональных целях культовых зданий и сооружений с относящимися к ним земельными участками и иного имущества религиозного назначения, находящегося в государственной или муниципальной собственности, осуществляется безвозмездно.

Религиозные организации имеют право основывать и содержать следующие здания, строения и сооружения религиозного назначения: культовые здания и сооружения, иные места и объекты, специально предназначенные для совершения и обеспечения богослужений, молитвенных и религиозных собраний, других религиозных обрядов и церемоний, религиозного почитания (паломничества), профессионального религиозного образования, иной религиозной деятельности (п. 1 ст. 16 Закона N 125-ФЗ и п. 1 Положения о передаче религиозным организациям находящегося в федеральной собственности имущества религиозного назначения, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 30.06.2001 N 490).

На основании п. 1 ст. 18 Закона N 125-ФЗ религиозные организации вправе осуществлять благотворительную деятельность как непосредственно, так и путем учреждения благотворительных организаций.

Согласно Федеральному закону от 11.08.1995 N 135-ФЗ "О благотворительной деятельности и благотворительных организациях" (далее - Закон N 135-ФЗ) под благотворительной деятельностью понимается добровольная деятельность граждан и юридических лиц по бескорыстной (безвозмездной или на льготных условиях) передаче гражданам или юридическим лицам имущества, в том числе денежных средств, бескорыстному выполнению работ, предоставлению услуг, оказанию иной поддержки.

Благотворительная деятельность осуществляется в следующих целях:

  • социальная поддержка и защита граждан, включая улучшение материального положения малообеспеченных, социальную реабилитацию безработных, инвалидов и иных лиц, которые в силу своих физических или интеллектуальных особенностей, иных обстоятельств не способны самостоятельно реализовать свои права и законные интересы;
  • предотвращение социальных, национальных, религиозных конфликтов;
  • содействие укреплению престижа и роли семьи в обществе;
  • содействие деятельности в сфере образования, науки, культуры, искусства, просвещения, духовному развитию личности;
  • охрана и должное содержание зданий, объектов и территорий, имеющих историческое, культовое, культурное или природоохранное значение, и мест захоронения (п. 1 ст. 2 Закона N 135-ФЗ).

В то же время направление денежных и других материальных средств, оказание помощи в иных формах коммерческим организациям, а также поддержка политических партий, движений, групп и кампаний благотворительной деятельностью не являются.

Под участниками благотворительной деятельности понимаются граждане и юридические лица, осуществляющие благотворительную деятельность, в том числе путем поддержки существующей или создания новой благотворительной организации, а также граждане и юридические лица, в интересах которых осуществляется благотворительная деятельность, а именно благотворители, добровольцы, благополучатели.

Благотворительной организацией является неправительственная (негосударственная и немуниципальная) некоммерческая организация, созданная для реализации предусмотренных Законом N 135-ФЗ целей путем осуществления благотворительной деятельности в интересах общества в целом или отдельных категорий лиц. Благотворительные организации создаются в формах общественных организаций (объединений), фондов, учреждений и в иных формах, предусмотренных федеральными законами для благотворительных организаций. Благотворительная организация может создаваться в форме учреждения, если ее учредителем является благотворительная организация.

К зданиям, строениям и сооружениям благотворительного назначения относятся объекты, непосредственно предназначенные для благотворительной деятельности. Принимая во внимание положение п. 4 ст. 395 НК РФ, льготное налогообложение применяется в отношении земельных участков, принадлежащих религиозным организациям, на которых расположены здания, строения и сооружения, непосредственно предназначенные для благотворительной деятельности. В соответствии со ст. 387 НК РФ при установлении земельного налога нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований (законами городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга) могут также устанавливаться налоговые льготы, основания и порядок их применения.

Одновременно следует отметить, что по вопросам применения положений НК РФ в части уплаты налога на имущество организаций религиозными организациями необходимо исходить из следующего.

Согласно п. 2 ст. 381 НК РФ религиозные организации освобождаются от обложения налогом на имущество организаций в отношении имущества, используемого ими для осуществления религиозной деятельности.

Таким образом, не подлежат обложению налогом на имущество организаций культовые здания и сооружения, иные места и объекты, относящиеся к основным средствам и специально используемые для богослужений, молитвенных и религиозных собраний, религиозного почитания (паломничества), а также имущество для подготовки служителей и религиозного персонала религиозных организаций.

К таким объектам относятся церкви, монастыри и иные культовые здания, сооружения и объекты, предназначенные для богослужений, молитвенных и религиозных собраний, религиозного почитания (паломничества), духовные семинарии и иные образовательные учреждения (включая технические средства).

При этом освобождению от обложения налогом на имущество организаций подлежит все имущество, составляющее (входящее в) указанные объекты.

В отношении другого имущества льгота, установленная непосредственно п. 2 ст. 381 НК РФ, не применяется, если иное не предусмотрено законодательством субъекта Российской Федерации.

В соответствии с п. 2 ст. 13 Закона N 125-ФЗ представительство иностранной религиозной организации не может заниматься культовой и иной религиозной деятельностью, и на него не распространяется статус религиозного объединения, установленный вышеуказанным Федеральным законом.

Советник налоговой службы

Российской Федерации III ранга

Мы используем файлы Cookie. Просматривая сайт, Вы принимаете Пользовательское соглашение и Политику конфиденциальности. --> Мы используем файлы Cookie. Просматривая сайт, Вы принимаете Пользовательское соглашение и Политику конфиденциальности.

Религиозные организации освобождаются от налога на землю. Можно ли воспользоваться этой льготой, если на земельном участке, принадлежащем приходу на праве собственности, возведен фундамент (есть кадастровый паспорт как на объект незавершенного строительства) и четыре венца храма? Или льгота распространяется лишь на объекты, сданные в эксплуатацию?

Ответы на вопрос:

согласно п. 4 ст. 395 НК РФ от налогообложения земельным налогом освобождаются религиозные организации - в отношении принадлежащих им земельных участков, на которых расположены здания, строения и сооружения. Поскольку право не зарегистировано, то льготы нет.

Льготы по земельному налогу условно можно разделить на три вида:

- освобождение от уплаты земельного налога отдельных категорий граждан;

- уменьшение на 10 000 руб. налоговой базы (суммы, с которой исчисляется налог) для отдельных категорий граждан;

- льготы, устанавливаемые представительными органами муниципальных образований (законами городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга).

Освобождение от уплаты земельного налога отдельных категорий граждан

Полностью освобождены от уплаты земельного налога физические лица, относящиеся к коренным малочисленным народам Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации, а также общины таких народов - в отношении земельных участков, используемых для сохранения и развития их традиционного образа жизни, хозяйствования и промыслов (п. 7 ст. 395 НК РФ).

Положения данной нормы применяются в отношении земельных участков, принадлежащих физическим лицам, относящимся к коренным малочисленным народам Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации, а также общинам таких народов на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или пожизненного наследуемого владения и находящихся на территории традиционного природопользования коренных малочисленных народов.

Уменьшение налоговой базы для отдельных категорий граждан

Налоговая база уменьшается на не облагаемую налогом сумму в размере 10 000 руб. на одного налогоплательщика на территории одного муниципального образования (городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга) в отношении земельного участка, находящегося в собственности, постоянном (бессрочном) пользовании или пожизненном наследуемом владении у следующих категорий налогоплательщиков:

- Героев Советского Союза, Героев Российской Федерации, полных кавалеров ордена Славы;

- инвалидов, имеющих I группу инвалидности, а также лиц, имеющих II группу инвалидности, установленную до 1 января 2004 г.;

- инвалидов с детства;

- ветеранов и инвалидов Великой Отечественной войны, а также ветеранов и инвалидов боевых действий;

- физических лиц, имеющих право на получение социальной поддержки (к таким лицам относятся в том числе граждане РФ, подвергшиеся воздействию радиации и участвовавшие в ликвидации последствий на Чернобыльской АЭС) (ст. 1 Закона от 15.05.1991 N 1244-1; ст. 1 Закона от 26.11.1998 N 175-ФЗ; ст. 1 Закона от 10.01.2002 N 2-ФЗ);

- физических лиц, принимавших в составе подразделений особого риска непосредственное участие в испытаниях ядерного и термоядерного оружия, ликвидации аварий ядерных установок на средствах вооружения и военных объектах;

- физических лиц, получивших или перенесших лучевую болезнь или ставших инвалидами в результате испытаний, учений и иных работ, связанных с любыми видами ядерных установок, включая ядерное оружие и космическую технику.

Льготы, устанавливаемые представительными органами муниципальных образований (законами городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга)

Нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований (законами городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга) могут также устанавливаться налоговые льготы, основания и порядок их применения, включая установление размера не облагаемой налогом суммы для отдельных категорий налогоплательщиков.

Обязана ли религиозная организация подавать декларацию по земельному налогу если она не имеет объекта налогообложения, либо имеет льготу по налогу?

Вопрос относится к городу Санкт-Петербург

Ответы:

Вы серьезно хотите получить компетентный ответ от незнакомых людей в интернете?

Смотрите, заходите сюда, оформляете бесплатный доступ на 2 дня ко всей базе знаний Консультант + и за это время находите и ответ на свой вопрос, и судебную практику, и все формы документов с примерами заполнения, какие вам только понадобятся.

Добрый день, Сергей! Налоговую декларацию подавать необходимо, в любом случае. Если объекта налогообложения нет, либо же организация попадает в категорию "льготных", декларация может быть "нулевой".

здравствуйте. Представлять налоговую отчетность обязаны все налогоплательщики независимо от того, признается ли объектом налогообложения их имущество.

Рекомендация эксперта
заполняете нулевую декларацию.

Вами поставлен вопрос не совсем корректно. Если у религиозной организации нет объекта налогообложения, то то не может быть и самого налога, в том числе земельного. Если религиозная организация имеет недвижимое имущество, в том числе земельный участок, то декларация никакая не подается, т.к. ИФНС по месту этого участка сама насчитает налог и его пришлет по юридическому адресу организации. В этом случае никакая декларация не подается. С уважением

Религиозные организации освобождаются от налогообложения в отношении принадлежащих им земельных участков, на которых расположены здания, строения и сооружения религиозного и благотворительного назначения(п.4 ст.395 НК РФ). Согласно п.1 ст.398 НК РФ налоговую декларацию по земельному налогу представляют организации -налогоплательщики.

Согласно п. 4 ст. 395 НК РФ, Освобождаются от налогообложения:

- религиозные организации - в отношении принадлежащих им земельных участков, на которых расположены здания, строения и сооружения религиозного и благотворительного назначения.

В соответствии с п. 2 ст. 388 НК РФ не признаются налогоплательщиками организации, в том числе религиозные организации, в отношении земельных участков, находящихся у них на праве безвозмездного срочного пользования или переданных им по договору аренды.

Согласно п. 10 ст. 396 НК РФ налогоплательщики, имеющие право на налоговые льготы, должны представить документы, подтверждающие такое право, в налоговые органы по месту нахождения земельного участка, признаваемого объектом налогообложения.

Документом, подтверждающим право на льготы по земельному налогу, является копия свидетельства о регистрации права религиозной организации на земельный участок, выданного ей государственной регистрационной службой в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним, и заверенная печатью религиозной организации.

В случае отсутствия у религиозной организации свидетельства о государственной регистрации права на земельный участок религиозная организация вправе представить в налоговый орган копию иного правоустанавливающего документа на землю (например, государственный акт).

Этот документ содержит достаточно информации для принятия решения о льготе по налогу, подтвержденной государственным регистрационным органом: наименование религиозной организации, площадь и кадастровый номер земельного участка, вид права на земельный участок, целевое назначение участка.

В соответствии с п. 4 ст. 85 и п. 11 ст. 396 НК РФ органы, осуществляющие ведение государственного земельного кадастра и государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним, представляют информацию в налоговые органы по месту своего нахождения в течение 10 дней со дня соответствующей регистрации по форме, утвержденной приказом Минфина России от 07.09.05 № 112н.

Согласно ст. 80 и п. 1 ст. 398 НК РФ организации-налогоплательщики по истечении налогового периода представляют в налоговый орган по месту нахождения земельного участка налоговую декларацию по земельному налогу.

Налоговые декларации подлежат представлению по итогам налогового периода в срок не позднее 1 февраля года, следующего за истекшим налоговым периодом (п. 3 ст. 398 НК РФ). В соответствии с п. 1 ст. 393 НК РФ отчетным периодом по земельному налогу признается первый квартал, полугодие и девять месяцев календарного года. Используйте эту формулировку.

Налоговые декларации представляются по месту нахождения земельного участка.

Пунктами 2 и 3 ст. 398 НК РФ устанавливаются обязанности налогоплательщиков по представлению в налоговый орган по месту нахождения земельного участка также налоговых расчетов по авансовым платежам по земельному налогу.

В силу п. 3 ст. 398 НК РФ расчеты сумм по авансовым платежам по земельному налогу представляются налогоплательщиками в течение налогового периода не позднее последнего числа месяца, следующего за истекшим отчетным периодом. Отчетными периодами для налогоплательщиков признаются первый квартал, полугодие и девять месяцев календарного года.

Расчеты сумм по авансовым платежам по земельному налогу представляются в налоговый орган по месту нахождения земельного участка ежеквартально. Требования о представлении расчета по авансовым платежам относятся ко всем религиозным организациям, признаваемым плательщиками земельного налога, независимо от наличия у них льгот (освобождений) от налога. Организации, обладающие земельными участками на праве безвозмездного срочного пользования и аренды, налогоплательщиками не являются (п. 2 ст. 388 НК РФ), а, следовательно, ни налоговые декларации, ни расчеты по авансовым платежам по земельному налогу не представляют.

В соответствии с п. 7 ст. 80, абз. 2 п. 1 ст. 398 НК РФ формы декларации по земельному налогу и расчетов по авансовым платежам утверждаются Минфином России. Форма расчета по авансовым платежам по земельному налогу и рекомендации по ее заполнению утверждены приказом Минфина России от 19.05.05 № 66н.

Согласно ст. 119 НК РФ непредставление или несвоевременное представление налогоплательщиком в налоговый орган налоговой декларации, когда обязанность ее представления предусмотрена законодательством о налогах и сборах, влечет налоговую ответственность.

Читайте также: