Квартирный налог в российской империи

Обновлено: 02.07.2024

Списки избирателей содержат сведения о ваших предках. Что такое избирательный ценз, кто имел избирательное право. Размер имущественного ценза.

Тот, кто хотя бы раз ходил на выборы, знает, что списки избирателей содержат личные сведения о человеке. Поэтому списки избирателей являются важным генеалогическим источником.

Выборы в Российской империи

С середины 19 века в России проводились выборы в земские собрания и другие местные избирательные кампании. В августе 1905 года в Российской империи был издан Манифест о выборах депутатов Государственной Думы. В каждой губернии проводились предвыборные мероприятия, уточнялись сведения об избирателях.

Кроме того, существовали земские и местные выборы – старосты мещанского или сельского общества, выборы священника еврейского общества, члены Уездного Собрания.

Сведения о человеке в списке избирателей

Списки избирателей за 19 век – начало 20 века содержат:

  • Фамилия, имя, отчество.
  • Возраст.
  • Избирательный ценз, который в разных случаях может быть:
  • Род занятий (торговля, содержание по службе духовного, образовательного, удельного ведомства; промысел 2 класса 7 разряда; личный промысел 5 разряда и т.д.).
  • Земельный ценз. Указывалось количество десятин земли и площадь в кв.саженях.
  • Имущественный ценз. Указано имущество, которое принадлежало избирателю (земельный участок, усадьба, сарай).
  • Адрес проживания. Указан точный адрес, название населенного пункта на титульном листе списка.

Что такое избирательный ценз

Городские избиратели, город Киев 1906 год. Род занятий каждого человека

Городские избиратели, город Киев 1906 год. Род занятий каждого человека

Избирательная система 19 – начала 20 вв. не предполагала всеобщее избирательное право. Бытовало мнение, что принимать важные политические решения могут лишь люди, разбирающиеся в этих вопросах. Для этого был составлен избирательный ценз.

Часть экспертов, выступавших против всеобщего избирательного права, утверждали, что право выбирать и быть избранными всем жителям обострит противоречия в обществе, будет способствовать приходу к власти некомпетентных людей.

Избирательные списки по городу Киеву, 1906 год, Указаны ФИО, возраст избирателей, род занятий/уплата налогов/имущество. Киевская губерния, город Киев, 1906 год

Избирательные списки по городу Киеву, 1906 год, Указаны ФИО, возраст избирателей, род занятий/уплата налогов/имущество. Киевская губерния, город Киев, 1906 год

Избиратели в Российской империи

В Российской империи Манифестом 1905 года было установлено, что избирательное право имеют мужчины — граждане России старше 25 лет.

По Государственной Думе. лица, имеющие право участия в выборах на съездах городских в избрания выборщиков в городское избирательное собрание по Каневскому уезду Киевской губернии. Составлен Каневской Городской Управою на основание пункта 2 статьи 16 положения 6 августа 1905 года. 11 Ноября 1906 года.

По Государственной Думе. Список лиц, имеющих право участия в выборах на съездах городских избирателей в избрания выборщиков в городское избирательное собрание по Каневскому уезду Киевской губернии. Составлен Каневской Городской Управою на основание пункта 2 статьи 16 положения 6 августа 1905 года. 11 Ноября 1906 года.

Имущественный ценз

Разделение по имущественному цензу

Разделение по имущественному цензу осуществлялось на основе положений земской реформы 1864г.: землевладельцы (крупные помещики), городские избиратели (владельцы городской недвижимости, торговцы, промышленники), сельские обыватели (крестьяне-домовладельцы), рабочие.

Землевладельцы

Землевладельцы были представлены наибольшим числом депутатов в Гос.Думе.

 Киевская губерния, Бердический уезд, списки избирателей. Лица имеющие право на участие в выборах на съезде уездных землевладельцев, 1906 год. Первый столбец - количество десятин земли, второй столбец - кв.сажени, третий столбец - примечания (по чьему цензу голосует человек.

Киевская губерния, Бердический уезд, списки избирателей. Лица имеющие право на участие в выборах на съезде уездных землевладельцев, 1906 год. Первый столбец — количество десятин земли, второй столбец — кв.сажени, третий столбец — примечания (по чьему цензу голосует человек.

Городские избиратели

В первом съезде могли принимать участие городские избиратели, которые имели недвижимость на сумму от 300 рублей до 3000 рублей (в зависимости от региона), либо уплачивали налогов с торгового или промышленного предприятия более 50 рублей за год.

 Списки избирателей. Указан род занятий, место проживания, возраст избирателей. Киевская губерния, город Киев, 1906 год

Списки избирателей. Указан род занятий, место проживания, возраст избирателей. Киевская губерния, город Киев, 1906 год

Городские избиратели, участвовавшие во втором съезде, должны были иметь в собственности квартиру в городе не менее одного года, либо уплачивающие квартирный налог. К этой же категории относились лица, находившиеся на государственной службе.

Крестьяне

Крестьяне, которые относились к категории сельских обывателей, тоже имели ценз оседлости (не менее года). Они должны были:

  • иметь в собственности землю.
  • являться домохозяином.
  • лично вести хозяйство.
  • быть в составе сельского общества.

Можно сделать вывод, что из большой крестьянской семьи избирательным правом владел только 1 человек — домовладелец.

Списки избирателей - сельские обыватели. Указан род занятий, место проживания, возраст избирателей.

Избиратели — сельские обыватели. Указан род занятий, место проживания, возраст

Рабочие

Рабочие, как основа революционного движения, были ограничены. Они представляли только по 1 человеку от предприятия, где число рабочих составляло до 1000 человек. Ценз оседлости – не менее 6 месяцев.

Возрастной ценз

В Российской империи на избирательное право был установлен возрастной ценз: участие в выборах могли принимать только люди старше 25 лет. Впоследствии, возраст несколько раз менялся.

Профессиональный ценз

В некоторых европейских странах в 19 веке существовали ограничения для профессий, которые не могут быть избраны и не имеют права избирать.

В частности, в Российской империи ограничение избирательных прав имели военные, полицейские, губернатор и вице-губернатор (и их помощники).

Список лиц по городу Мурому, имеющих право участия на съездах городских избирателей по выборам в Государственную Думу, (до 1917 года).

Список лиц по городу Мурому, имеющих право участия на съездах городских избирателей по выборам в Государственную Думу, (до 1917 года).

Кроме того, студенты учебных заведений, военнослужащие армии и флота, а также бродяги, преступники и иностранные граждане, не имеющие постоянной регистрации в России избирательного права не имели.

Ценз оседлости

В Российской империи ценз оседлости устанавливал правило, по которому избирательное право имели только граждане, постоянно проживающие в населенном пункте определенное количество времени: 1 год или 6 месяцев (аналог современной прописки).

Образовательный ценз

В Российской империи образовательного ценза не было. Для ряда стран Европы (Португалии, Франции) в 19 веке обязательным условием для включения в списки избирателей была грамотность. .

Религиозный ценз

Религиозный ценз в России ограничивал право участвовать в выборах для старообрядцев и некоторых других религий.

В других странах тоже существовал религиозный ценз, например, в Германии в середине 19 века в списки избирателей могли попасть только лица христианского вероисповедания.

Половой ценз

Половой ценз в Российской империи ограничивал женщин в избирательных правах. Кстати, женщины в большинстве стран избирательное право получили только в 20 веке.

Дополнительные сведения

Родственные связи

Для 20 века характерно включение в избирательные списки мужчин и женщин, поэтому в станицах и деревнях легко предположить родственные связи между людьми из списка избирателей.

Имущество

Один и тот же человек может встречаться в разных списках, например, владелец земельных участков в деревне и производственного предприятия. Кроме списков избирателей формировались списки, которые избирали выборщиков (участников выборного съезда).

Заявления и протоколы

К списки избирателей могут прилагаться заявления и жалобы от избирателей (о нечестных выборах, о неверных личных данных и т.д. — ничего сегодня не изменилось).

В протоколах избирательных комиссий прописаны итоги выборных мероприятий и фамилии участников, являвшихся кандидатами в депутаты, выборщиками или членами избирательной комиссии.

Партийные выборы

Выборы по линии партии оформлялись протоколами. В них присутствуют списки кандидатов и избирателей с личными данными. Такие дела можно искать в архивах партийных или новейшей истории.

Лишение избирательных прав

Лишению избирательных прав подвергались преступники, должники, которые не уплачивали налоги, лица, исключенные из сословия. По законодательству для лишения избирательных прав по презумпции виновности достаточно было только подозрения, доноса или анонимной записки.

Избирательных прав в конкретной местности не имели губернатор, градоначальник, его советники и помощники, полицейские. Это помогало избегать лоббирования интересов местных чиновников.

В России в 20-е годы лишение избирательных прав было одним из наказаний, в борьбе с кулаки. Таким образом, списки избирателей за 1920 годы могут помочь в подтверждении/опровержении семейных историй о репрессиях.

Где найти списки избирателей

Где искать документы об избирательных правах ваших предков: библиотека, интернет, архив.

Электронная библиотека

В газетах конца 19 века — начала 20 века перепечатывали различные списки избирателей и списки депутатов, итоги выборов. Поэтому стоит просмотреть архивные подборки по нужной губернии и уезду.

Архивы

Таким образом, изучив все генеалогические источники, родовед может дополнить историю семьи сведениями из списков избирателей. Стоит помнить, что не по всем населенным пунктам сохранились такие документы.


Как рассчитать налог на имущество физических лиц исходя из актуальных норм и с учетом всех последних изменений налогового законодательства РФ? Данный вопрос возникает при оценке гражданином корректности расчетов, представленных в уведомлении ФНС. Алгоритм определения размера этого налога рассмотрен в нашей статье.

Как рассчитывается налог на имущество физических лиц за 2020 год: основные принципы

Действительно, налог на имущество российских граждан по умолчанию исчисляется инспекторами ФНС, и уведомления, содержащие сумму для перечисления в бюджет, рассылаются по адресам владельцев имущественных объектов. Но налогоплательщику всегда полезно удостовериться в корректности расчетов, представленных налоговиками.

С 2015 года данный налог рассчитывается на основе кадастровой цены объекта (если она установлена на территории нахождения имущества), в то время как ранее он вычислялся исходя из иного показателя — инвентаризационной стоимости. Принципиальное отличие кадастровой цены от инвентаризационной стоимости — в приближенности первой к рыночным расценкам на недвижимость. Чем дороже жилье, тем больший налог за него теперь платится в бюджет.

Объектами налогообложения в данном случае могут быть (ст. 401 НК РФ):

  • жилые дома (включая дачные);
  • квартиры;
  • комнаты;
  • гаражи;
  • стояночные места;
  • строящиеся здания;
  • иные типы недвижимости, находящиеся во владении граждан.

При расчете налога за 2020 год используются такие показатели, как:

  • кадастровая цена недвижимости (вычисляется Федеральной службой кадастра, кадастровой палатой, после чего данные передаются в Росреестр);
  • ставки, установленные для кадастровой цены (их величина определяется муниципальными властями с учетом норм ст. 406 НК РФ);
  • коэффициент-дефлятор (определяется Минэкономразвития РФ);
  • вычитаемая площадь квартиры для снижения налоговой базы, или вычет (также определяется муниципальными органами с учетом норм ст. 403 НК РФ);
  • льготы (устанавливаются ст. 407 НК РФ);
  • понижающие коэффициенты (учитываются в течение первых трех лет с начала применения порядка исчисления налога исходя из кадастровой стоимости).

С 01.01.2020 налог на имущество физлиц исходя из инвентаризационной стоимости больше не исчисляется (закон "О внесении изменений" от 04.10.2014 № 284-ФЗ).

Если у вас есть доступ к КонсультантПлюс, проверьте правильно ли вам налоговики рассчитали налог на имущество из кадастровой стоимости. Если доступа нет, получите пробный онлайн-доступ к правовой системе бесплатно.

Изучим подробнее, как задействовать все эти показатели на практике.

Формула расчета налога на имущество физических лиц

В целях расчета платежа НК РФ установлена формула, имеющая следующий вид:

Н = (Н1 – Н2) × К + Н2,

где: Н — величина налога к уплате;

Н1 — номинальная величина налога, определяемая с учетом только кадастровой цены объекта, установленной для нее ставки и вычета;

Н2 — номинальная величина налога, рассчитываемая с учетом только инвентаризационной стоимости квартиры, ставки, а также коэффициента-дефлятора и имеющая 2 варианта определения:

К — понижающий коэффициент, последовательно увеличивающийся на 0,2 ежегодно в течение первых 3 лет начала применения расчета от кадастровой стоимости, составляя, таким образом, от 0,2 (в 1 год) до 0,6 (в 3 год). Начиная с 4-го года понижающий коэффициент при расчете налога не участвует.

При расчете налога за 2020 года использованы понижающие коэффициенты (см. Информацию ФНС от 23.09.2021):
0,2 – для 10 регионов (Республика Алтай, Крым, Алтайский и Приморский края, Волгоградская, Иркутская, Курганская, Свердловская, Томская области, Чукотский автономный округ), где с 2020 года кадастровая стоимость применяется в качестве налоговой базы первый год;
0,4 – для четырех регионов (Республики Дагестан и Северная Осетия - Алания, Красноярский край, Смоленская область), где кадастровая стоимость применяется в качестве налоговой базы второй год;
0,6 – для семи регионов (Пермский край, Калужская, Липецкая, Ростовская, Саратовская, Тюменская, Ульяновская области), где кадастровая стоимость применяется в качестве налоговой базы третий год.

Рассмотрим пример. Условимся, что:

  • мы платим налог за 2020 год от кадастровой стоимости;
  • налог исчисляется от кадастровой стоимости начиная с 2018 года;
  • живем в Липецкой области;
  • у нас нет налоговых льгот по ст. 407 НК РФ;
  • у нас есть квартира площадью 70 кв. м, ее кадастровая стоимость — 3 000 000 руб., а инвентаризационная — 300 000 руб.

Ставка налога по кадастровой цене имущества, установленная в городе, — 0,1% на объекты со стоимостью ниже 10 млн руб.

По инвентаризационной стоимости используется ставка, которая установлена на федеральном уровне, — в силу отсутствия регулирующего муниципального НПА. Она составляет 0,1%, если имущество с учетом дефлятора стоит менее 500 000 руб. (подп. 2 п. 6 ст. 406 НК РФ).

Дефлятор, установленный для 2017 года (последнего года применения расчета от инвентаризационной стоимости) — 1,425 (приказ Минэкономразвития России от 03.11.2016 № 698).

Вычет по имущественному налогу для квартир — 20 кв. м. Используется тот, который установлен на федеральном уровне, — по причине отсутствия регулирующего муниципального НПА (пп. 3, 7 ст. 403 НК РФ).

Понижающий коэффициент на 2020 год — 0,6 (п. 8 ст. 408 НК РФ).

Для вычисления показателя Н1:

1. Определяем величину кадастровой налоговой базы с учетом вычета (все расчетные данные округляем до целого рубля).

В соответствии с п. 3 ст. 403 НК РФ она равна кадастровой стоимости, уменьшенной на величину кадастровой стоимости 20 кв. м жилплощади. Таким образом, мы:

  • Находим стоимость 1 кв. м жилплощади: 3 000 000 / 70 кв. м = 42 857 руб.
  • Исходя из кадастровой стоимости 1 кв. м, вычисляем стоимость 20 кв. м жилплощади: 857 140 руб.
  • Вычитаем из полной кадастровой стоимости жилья (3 000 000 руб.) получившийся показатель (857 140 руб.):

3 000 000 – 857 140 = 2 142 860 руб.

2. Умножаем эту сумму на ставку, определенную для кадастровой стоимости (0,1%). Значение Н1 составит 2 143 руб.

Показатель Н2 равен сумме налога на имущество, исчисленного за 2017 год по инвентаризационной стоимости:

1. У нас есть налоговая база — 300 000 руб.

2. Умножаем ее на коэффициент-дефлятор (1,425) и получаем 427 500 руб.

Это значит, что мы можем применить при определении налога Н2 ставку в 0,1% (ст. 406 НК РФ). Умножив инвентаризационную налоговую базу на данную ставку, получаем показатель Н2, равный 428 руб.

Вычитаем из Н1 показатель Н2:

2 143 – 428 = 1 715 руб.

Умножаем результат на 0,6 (понижающий коэффициент за третий год исчисления налога от кадастровой стоимости согласно ст. 408 НК РФ), получается 1 029 руб. Добавляем к нему показатель Н2 — и получаем 1 457 руб. Это и есть показатель Н, то есть налог, который необходимо уплатить в бюджет.

Если получится, что Н1 меньше Н2, в бюджет нужно уплачивать налог, который равен показателю Н1 (п. 9 ст. 408 НК РФ).

Если же субъект РФ не принял решение о начислении налога от кадастровой стоимости и не утвердил эту стоимость на начало 2016 года (т. е. не выполнил условия, предусмотренные п. 1 ст. 402 НК РФ), он может начать применять такой расчет с начала любого года, с 2017 по 2020, и тогда расчет показателя Н2 будет производится исходя из инвентаризационной стоимости, умноженной на коэффициент-дефлятор, установленный для последнего года применения расчета налога от инвентаризационной стоимости и ставки налога.

Что делать, если сотрудники ИФНС рассчитали налог к уплате не верно? Узнайте ответ на этот вопрос, получив пробный доступ к системе КонсультантПлюс бесплатно.

Проверить правильность расчета налога на имущество можно с использованием калькулятора, размещенного на сайте ФНС РФ.

Итоги

С 2015 года налог на имущество граждан РФ начисляется с учетом кадастровой цены объекта, если в соответствующем регионе РФ выполнены для этого все условия (принят закон и пообъектно утверждена кадастровая стоимость). В формуле для расчета налога за 2015–2020 годы в целях смягчения увеличения налоговой нагрузки на плательщиков учитываются такие показатели, как инвентаризационная стоимость, ставки по ней, а также коэффициент-дефлятор. Далее налог будет исчисляться без использования уменьшающих сумму налога показателей.

Ознакомиться с иными нюансами уплаты налога на имущество вы можете в этой статье .

Подать заявление на льготу по налогу на имущество или сообщить о льготируемом имуществе можно в любой налоговой инспекции. Подробнее об этом читайте здесь.

Более полную информацию по теме вы можете найти в КонсультантПлюс.
Пробный бесплатный доступ к системе на 2 дня.

Сколько будет начислено за имущественный налог в Воронеже, если кадастровая стоимость равна 3179443,28 рублей?

Совершеннолетний сын и муж являются владельцами квартиры в равных долях. Каждый год сумма налога у мужа выше чем у сына. Чем это можно объяснить, где ошибка?

мы оба пенсионеры ,64 и 67 лет.Прописаны и живем в дачном доме в СНТ,дом и земельный участок в собственности.юДом 76 кв.м.,а земельный участок всего 5 соток.Налоговая нам принесла уведомление об оплате земельного и имущественного налога.Разве 5 соток для пенсионеров должны облагаться налогом? а имущественный налог на жилой дом? Должна же быть льгота,т.е. освобождение?

если доля в квартире получена по договору дарения, как рассчитывается ежегодный налог на имущество (по общей схеме или есть особенности)?
квартира в равных долях. уведомления на разные суммы.
спасибо.

Имею в собственности квартиру 58кв. м., налог не плачу льгота пенсионер. В2016г. по дарственной получила долю в квартире 21.8 кв.м.(бывшее обшежитие). Пришёл налог на 1309 рублей. Раньше я платила налог за квартиру 58кв.м. 1800руб. В чём причина такого высокого налога за комнату?

Кадастровая стоимость квартиры в жилом доме составляет коэффициент 1185957руб Дом построен в 2005 году .В данном случае должен применяться коэффициент к налоговому периоду при начислении налога на имущество за 2018 год ?

Кадастровая стоимость квартиры 390365руб. Один собственник. Квартира 31 КВ.метр. Самара. Как узнать налог на квартиру за 2018год

имею площадь половины квартиры кадастровой стоимости 530 тысяч какую сумму налога мне нужно оплатить раньше я платил 01 а теперь по 03 от кадастровой стоимости

Очень нужна консультация.Ситуация такая. С декабря 2014г. помимо 1/3 доли трехкомнатной квартиры я стала владеть 1-комнатной квартирой. При расчете налога на имущество за 2014 г. согласно действующему тогда законодательству , за 11 месяцев данного года налог исчислялся по ставке 0,1%, за декабрь из-за того, что суммарная стоимость недвижимости перешла в другой цифровой диапазон, ставка налога составила 0,6% от инвентаризационной стоимости. Поскольку такое повышение ставки произошло лишь в последнем месяце, итоговая сумма налога по каждому объекту недвижимости была небольшой. За 2015 год я получила налоговое уведомление по тем же объектам недвижимости с абсолютно правильным расчетом налога по каждому объекту в отдельности согласно формуле из ст. 408 НК РФ Н = (Н1 - Н2) x К + Н2, где Н - сумма налога, подлежащая уплате Н1 - сумма налога, исчисленная исходя из кадастровой стоимости Н2 - сумма налога, исчисленная исходя из соответствующей инвентаризационной стоимости объекта налогообложения за 2014 год, т.е. как раз та сумма, что была в предыдущем налоговом уведомлении за 2014г., К - коэффициент, равный 0,2 Получив данное уведомление за 2015 год я полагала, что за 2016 год, налог будет рассчитываться точно так же, с использованием тех же значений Н1 и Н2, лишь величина коэффициента поменяется на 0,4. Но в пришедшем мне налоговом уведомлении за 2016 год я с удивлением обнаружила, что для определения налога по каждому объекту принадлежащей мне недвижимости в данной формуле налоговики заменили величину Н2 на сумму налога, который я заплатила БЫ за 2014 год, владея 1-комнатной квартирой в течение всего года (т.е. при расчете налога по ставке 0,6%). Соответственно, суммы налога по доле в 1/3 квартиры заметно выросла, а по 1-комнатной квартире вообще применен п.9 ст.408, что значит, что налог рассчитанный из инвентаризационной стоимости выше, чем из кадастровой, поэтому полностью приравнивается к кадастровой (никакие понижающие коэффициенты не применяются) Подскажите, пожалуйста, насколько корректен с точки зрения законодательства такой расчет? Что все-таки вкладывается в понятие величины Н2, реально заплаченный налог (тогда верен расчет за 2015 год и не верен за 2016) или налог, который был бы рассчитан исходя из инвентаризационной стоимости по старым нормам (тогда за 2015 год налог рассчитан некорректно)? Есть ли какие-то официальные разъяснительные письма Минфина или ФНС на эту тему? Могу ли я оспорить данную сумму налога? Нужно ли мне для избежания начисления пеней заплатить по данному налоговому уведомлению, но меньшую сумму (согласно моим собственным расчетам)?

Скорее всего, местная ИФНС как-то по-своему читает НК РФ. Вот здесьна форуме задавался аналогичный вопрос, посмотрите

Добрый день. Помогите мне разобраться с налогом на имущество за квартиру. Квартира приобретена в декабре 2014 года в Воронеже. Инвентаризационная стоимость квартиры составляет 854833 руб. Налог за 2015 год был рассчитан по ставке 1,0% т.е. 8548.00 В ноябре 2016 года я его оплачиваю. В налоговом уведомлении полученном в декабре 2017 г прислали за 2015г 854833, но ставка указана 1,5. Налог 12823.00 и за 2016 год кадастровая стоимость 4060446 и налоговая ставка 0,2 сумма налога 8121.00 К оплате 20944.00. Первое если я правильно понимаю, не учтена сумма налога уплаченная мною в ноябре 2016 года 8548.00. И правильно ли изменилась ставка за 2015 год с 1,0 до 1,5. Очень прошу помогите разобраться. И еще в обращениях к вам указывают льготы не облагаемой площади в квартире 20 м. Кому они предоставляются?

По 2015 году вам нужно в ИФНС за разъяснениями обратиться, почему пересчитали налог по новой ставке. По 2016 году, по идее льготу в 20 квадратных метров положено предоставлять всем. Вот здесь на форуме человек с аналогичной проблемой. Спросите там, наверняка помогут.

У Вас в расчете написано - Исходя из кадастровой стоимости 1 кв. м, вычисляем стоимость 20 кв. м жилплощади: 857 140 руб. Почему 20кв.м?? Ведь 20 кв.м. - это ТО, ЧТО НЕ облагается налогом. А значит нужно 70 - 20 = 50кв.м. - это то, что будет облагаться налогом. И получается, что стоимость 1кв.м нужно умножить на эти 50кв.м. Разве не так?

А зачем в расчете по кадастровой стоимости ещё раз учитывать начисления по инвентаризационной стоимости. Мы же эту сумму уже оплатили в прошлом году. В результате площадь уменьшилась, а с учетом всех этих расчетов стоимость даже больше, чем если бы расчет был только по кадастровой стоимости с учетом ставки и понижающего коэффициента 0,2.

Анна, добрый день! Понижающий коэффициент должен применяться в течение только 4-х лет – периода перехода расчета налога на имущество исходя из кадастровой стоимости. Коэффициент учитывается как раз для расчета налога на имущество физлиц с учетом инвентаризационной стоимости. Для расчета, исходя из кадастровой, он не берется в расчет. Величина этого коэффициента должна расти ежегодно с 0,2 до 0,8. На практике, действительно, применение инвентаризационной стоимости, выгоднее для налогоплательщика нежели уплата налога по кадастровой. Как пример, перейдите на форум: на эту тему

На сколько я понял (Н2) и коэффициент-дефлятор который повышает (Н2) в формуле Н = (Н1 – Н2) × К + Н2, только увеличивает конечный результат (Н). Цинично выглядит фраза "в целях смягчения увеличения налоговой нагрузки на плательщиков учитываются такие показатели, как инвентаризационная стоимость, ставки по ней, а также коэффициент-дефлятор."

Максим, с одной стороны вы правы, поскольку рост налога на имущество довольно значителен и процитированная фраза может показаться циничной. Однако после того, как показатель Н2 (налог, рассчитанный исходя из инвентаризационной стоимости и умноженный на коэффициент-дефлятор) и понижающий коэффициент К перестанут применяться, то размер налога на имущества будет еще более значительный, поэтому в настоящее время инвентаризационная стоимость , коэффициент-дефлятор и коэффициент К в самом деле выполняют функцию смягчения налоговой нагрузки, несмотря на ее значительное увеличение.

позвольте не согласится, что после применения Н2 налог сильно вырастет. Через 3-5 лет он может вырасти только если повысят кадастровую стоимость и ставки. И никакого значения Н2 иметь не будет.

Здравствуйте! Мне не приходит налог на имущество 10 лет и он нигде не фиксируется. Что мне делать и что мне грозит. Спасибо.

согласно этой формуле понижающий коэффициент применяется не к налогу Н1, а к разнице между налогами и почему-то плюсуется Н2. так если бы применялась прямая формула , то налог составил 2143х 0.2 - 429 руб. Зачем это придумано - непонятно и не поддается никакой логике.

А почему Н2 считается применительно к 2015 году? А не берется как сумма налога уплаченного за 2014 год?

В случае, если в 2014 году налог на имущество исчислялся и новый порядок исчисления налога применяется с 01.01.2015, то для показателя Н2 должна применяться сумма налога на имущество, исчисленного за 2014 год. Если же налог на имущество по объекту в 2014 году не исчислялся, то Н2 рассчитывается исходя из инвентаризационной стоимости за последний налоговый период определения налоговой базы (п. 8 ст. 408 НК РФ) и налоговой ставки, указанной в ст. 406 НК РФ. В статью будут внесены необходимые дополнения.

Многие покупатели недвижимости делают выбор в пользу апартаментов, стоимость которых в большинстве случаев меньше стоимости обычных квартир. Но налог на имущество для апартаментов выше налога для квартир. Еще для апартаментов установлены более высокие тарифы на коммунальные услуги, а при покупке недвижимости нельзя вернуть налоговый вычет.

Рассказываем, как считают налог на апартаменты, сколько денег придется потратить на их содержание и почему нельзя вернуть налоговый вычет, как это делают покупатели обычных квартир.


Что такое апартаменты — к чему их приравнивают при определении налога

Понятие апартаментов существует, но оно не закреплено законодательно. С юридической точки зрения апартаменты относят к нежилым помещениям, хотя фактически в них можно проживать, даже оформлять временную регистрацию.

Закон приравнивает апартаменты к гостиницам. Из этого следует, что такая недвижимость не рассматривается в качестве объекта первой необходимости, как предусмотрено для жилых объектов. В связи с этим есть отличия в налогообложении — перечисления в бюджет для апартаментов определяются не так, как для квартир или домов.

Когда нужно платить налог — виды налогов для собственников апартаментов

Вопрос о налогообложении апартаментов возникает в трех ситуациях:

  • при продаже объекта;
  • при сдаче недвижимости в аренду;
  • при владении имуществом.

Налог на имущество физических лиц

Налог на имущество физических лиц должен платить тот, кто указан в качестве собственника в Едином государственном реестре недвижимости. Расчет налога начинается со дня, когда данные о новом владельце были внесены в реестр.

Законодательно апартаменты не приравнены к жилым помещениям, поэтому налог на имущество для их собственников рассчитывается исходя их того, что это нежилое помещение. Сумма налога будет зависеть от:

  • региона, в котором находится объект недвижимости;
  • типа здания, в котором расположены апартаменты, вида их разрешенного использования;
  • присутствия в здании, где находятся апартаменты, офисных помещений, общепита и других площадей, которые заняты под ведение предпринимательской деятельности;
  • величины кадастровой или инвентаризационной стоимости.

При определении суммы, которую нужно заплатить за владение имуществом, используют налоговую базу. Налоговая база для апартаментов может устанавливаться на основании:

  • величины кадастровой стоимости по состоянию на 1 января года, за который собственник платит налог на апартаменты. Такой показатель используют при условии, что региональные власти успели его установить на начало года. Для этого по требованиям Налогового кодекса РФ сведения о кадастровой стоимости должны быть внесена в ЕГРН. Посмотреть кадастровую стоимость апартаментов в Москве, как и расположенных в другом городе, можно в выписке из ЕГРН. Она стоит 350 рублей. Бесплатно посмотреть кадастровую стоимость можно на сайте Росреестра;
  • инвентаризационной стоимости объекта. Такой показатель используется при условии, что кадастровая стоимость не была определена. Инвентаризационная стоимость реже используется при расчете налоговой стоимости. Но она более выгодна для собственников объекта недвижимости, потому что в большинстве случаев инвентаризационная стоимость ниже кадастровой. Когда ее используют при определении величины налога на апартаменты, собственник платит меньше.

Пример расчета имущественного налога на апартаменты

В качестве примера рассмотрим порядок расчета налога на имущество для апартаментов, которые расположены на территории Москвы. Налоговая ставка по Москве в отношении объектов, которые не относятся к жилому имуществу, составляет 0,5% от кадастровой стоимости. Но она может быть больше, если в здании располагаются офисные помещения, общепит или другие площади, используемые для ведения бизнеса.

Предположим, нужно рассчитать налог на имущество для апартаментов, кадастровая стоимость которых составляет 8 млн рублей. Назначение здания не предусматривает размещения в нем офиса, общепита или других аналогичных объектов. Право собственности на апартаменты принадлежит супругам. Они владеют недвижимостью в равных долях – каждому принадлежит половина объекта.

При проведении расчетов сначала устанавливают налоговую базу. Для ее расчета умножают кадастровую стоимость на величину доли в собственности. Для доли каждого из супругов налоговая база составит:

Налоговая база = 8 000 000 х 1/2 = 4 000 000 рублей.

После определения налоговой базы вычисляют сумму налога к уплате. Для этого налоговую базу делят на 100 и умножают на размер налоговой ставки:

Сумма налога = 4 000 000/100 х 0,5 = 20 000 рублей.

При обозначенных условиях каждому из супругов за отчетный год нужно уплатить 20 тыс рублей.

Если бы супруги владели квартирой, размер имущественного налога для нее был бы меньше. При таком же размере кадастровой стоимости налоговая ставка составит 0,1%. Если пересчитать сумму налога для квартиры при аналогичных условиях, то она составит для доли каждого из супругов 4000 рублей.

Если здание, где расположены апартаменты, будет отнесено к другой категории, то сумма налога может быть больше для ее собственника. Например, если в помещениях расположены офисы, сумма налога будет считаться как 2% от кадастровой стоимости объекта.

Чтобы проверить информацию о величине налоговой ставки на конкретный вид апартаментов, нужно зайти в раздел справочной информации на сайте ФНС.

Налогообложение при продаже и покупке апартаментов

При покупке апартаментов новый собственник объекта недвижимости не платит налог. Его нужно платить в случае, если собственник получил доход, когда продал недвижимость. Необходимость его перечисления определяется в зависимости от срока владения объектом:

  • если право собственности оформлено на объект 5 лет назад или ранее, то налог на доход от продажи апартаментов платить не нужно;
  • если право собственности оформлено менее 5 лет назад, продавец должен заплатить налог. Его величина определяется как 13% от разницы между стоимостью при его покупке и суммой, полученной от покупателя при продаже.

Сумму налога рассчитывают как 13% от полученного дохода. Но такой процент установлен только для тех лиц, которых относят к налоговым резидентам России. Налоговые резиденты — это те, кто проживают на территории страны более 183 дней в течение календарного года. Те, кто живет в России менее 183 дней в течение календарного года, считаются налоговыми нерезидентами. Для них налоговая ставка составляет 30%.

Величина налоговой ставки при продаже апартаментов индивидуальными предпринимателями будет отличаться и зависеть от системы налогообложения, на которой находится налогоплательщик.

Особенности налогообложения при продаже имущества

Налоговый кодекс РФ определяет, что по общему правилу доход от реализации объекта должен быть перечислен продавцом при условии, что срок владения объектом – менее 5 лет. Но есть исключения. Такой срок может составлять 3 года при соблюдении условия:

  • право собственности на объект получено в результате оформления дарственной. Но человек, оформивший дарственную, должен быть близким родственником нового владельца. Категории лиц, которых можно отнести к близким родственникам, указаны в Семейном кодексе РФ;
  • право собственности возникло в порядке наследования;
  • право собственности получено на основании подписанного между бывшим и настоящим владельцем договора ренты;
  • право собственности получено после приватизации объекта.

Обозначенные условия действуют только для жилых объектов. В случае продажи апартаментов срок владения помещением для освобождения от уплаты налогов должен быть более 5 лет.

Доступен ли налоговый вычет на апартаменты?

Налоговый вычет позволяет покупателям возвращать часть потраченных на покупку средств. Это доступно для тех граждан России, которые имеют официальный доход. Вернуть можно 13% от суммы, потраченной на приобретение недвижимости. Максимальный размер вычета, который можно вернуть по состоянию на 2021 год – 260 тыс рублей.

Право возврата налогового вычета закреплено Налоговым кодексом РФ. Кроме земельных участков, при приобретении или застройке которых новые собственники получают деньги из бюджета, средства возвращают за покупку:

  • жилых домов,
  • квартир,
  • комнат.

Чтобы получить налоговый вычет, собственники недвижимости могут самостоятельно обращаться в отделение ФНС. Предусмотрено и автоматическое оформление вычета. Это возможно, если банк, через который проводились средства при заключении сделки, выступает в качестве налогового агента. В таком случае собственнику объекта в личный кабинет на сайте ФНС приходит заполненное заявление, которое нужно подписать.

Налоговый кодекс РФ не содержит информации о том, что налоговый вычет положен за покупку апартаментов. Собственники нежилых помещений не могут его получить.

Закон не запрещает изменять статус объектов недвижимости. При определенных обстоятельствах апартаменты могут быть переведены в статус жилого помещения. Но даже в таком случае налоговый вычет не положен. Его можно получить только при условии, что объект имел статус жилого на дату приобретения.

Налоговый вычет предполагает возврат не только части средств, потраченных покупателем на приобретение жилья, но и процентов за использование кредитных средств. Такое право возникает, если для покупки объекта использовали ипотечный кредит. Максимальная сумма, которую можно вернуть в счет средств, потраченных на оплату процентов по кредиту — 390 тыс рублей. Но для этого нужно, чтобы кредит был потрачен на покупку земельного участка или объекта недвижимости, который относят к жилым помещениям. Если ипотечный кредит брали для покупки апартаментов, получить налоговый вычет нельзя.

НДФЛ при сдаче апартаментов в аренду

Те граждане, которые сдают недвижимость и получают доход от такой деятельности, должны платить налог. В обычных случаях сумма налога составляет 13% от суммы дохода. Задекларировать доход нужно до 1 мая года, который следует за отчетным. Перечислить налог необходимо до 15 июля.

Сумму налога можно уменьшить. Для этого собственник объекта должен зарегистрироваться как индивидуальный предприниматель. Если выбрать упрощенную систему налогообложения (УСН), с полученного дохода нужно платить 6%. Но если не подать заявление о переходе на упрощенную систему налогообложения, налог будет больше, чем для физических лиц — 20% от полученного дохода.

Цена апартаментов и расходы на их содержание

Цена апартаментов при аналогичной площади помещения в большинстве случаев ниже, чем цена квартир. Например, апартаменты экономкласса без проведения отделочных работ могут обойтись на 30% дешевле квартиры. Средняя разница в цене составляет 10-15%.

Но сэкономив на приобретении апартаментов, их собственник потратит больше при оплате налогов — налог на имущество для владельцев жилых помещений ниже.

В домах и квартирах можно оформить как временную, так и постоянную регистрацию. Для апартаментов также доступна регистрация, но только временная. Постоянно прописаться в них нельзя. На это не влияет, кто хочет зарегистрироваться – собственник помещения или другой человек. Максимальный срок временной регистрации по закону не превышает 5 лет. Для апартаментов действуют общие правила – прописаться в них можно только на 5 лет.


Содержание апартаментов и оплата коммунальных услуг

В среднем тарифы на коммунальные услуги для апартаментов на 15% больше, чем для квартир.

Стоимость содержания апартаментов будет зависеть от типа здания, оказываемых услуг и тарифов управляющей компании, которая будет обслуживать его. Это может быть невысокая стоимость содержания при обычной уборке, вывозе мусора, оплате работы сантехника и электрика. Если это апартаменты бизнес-класса, элит-класса, где дополнительно оплачивают охрану, консьержа, садовника, то их содержание обойдется дороже.

Как заранее узнать налоговую ставку на имущество для строящегося объекта

Сведения введенных в эксплуатацию московских апартаментах, по которым определены максимальные тарифные ставки, размещены на сайте столичной мэрии. Объект попадает в такой перечень, если больше 20% его площади используется с целью размещения офисов, объектов торговли, предприятий общественного питания.

Часть владельцев апартаментов регистрируют право собственности на основании заключенного с застройщиком договора долевого участия. Это схема, аналогичная покупке квартир на стадии котлована. Но в таком случае редко можно заранее узнать — какая будет налоговая ставка по конкретному объекту. Это связано с тем, что при строительстве застройщик не всегда знает, какие помещения будут в возводимом здании. Но есть застройщики, которые сразу определяют категорию помещений строящегося здания. Если компания дает такую информацию, можно сразу определить, какая будет ставка при расчете имущественного налога.

В феврале 1812 года, незадолго до вторжения Наполеона, в Российской Империи впервые был введен налог на доходы. Помочь казне решили в том числе за счет дворян, которые до этого государственные налоги официально не платили. Идея не внушала оптимизма, но обернулась примером фискальной дисциплины аристократов. Феномен успешной реформы изучила Елена Корчмина.

История умалчивает

Эпизод 200-летней давности тем интереснее, что мониторинг уплаты подоходного налога даже сегодня очень сложно осуществлять. В 1812-м к успеху привела инновационная система сбора платежей, но узнать ее подробности оказалось не так-то просто.

В международных исследованиях пример упоминается редко, несмотря на то, что Россия ввела подоходный налог одной из первых, причем с самой высокой на то время ставкой — 10%. В отечественной историографии закрепилось мнение, что дворяне массово уклонялись от уплаты, и значение реформы в целом очень скромное.

Расчеты основаны на комплексе уникальных архивных источников: индивидуальных налоговых декларациях около 4000 дворян, владевших недвижимостью в Московской губернии, материалах деловой и личной переписки, официальных банковских документах. Выборка охватывает почти 100% потомственных дворян губернии и 2,5% всего потомственного дворянского населения России.

Ставка на рост

Одной из проблем российского бюджета в начале XIX века было погашение внешнего государственного долга. Средства на его обслуживание госсекретарь Михаил Сперанский искал в том числе через повышение старых и введение новых налогов, поэтому 11 февраля 1812 года вышел манифест, вводивший временный сбор с доходов помещиков.

Налогом облагались все виды экономической деятельности, приносившие дворянину прибыль. Информацию о доходах он должен был предоставлять сам ежегодно. Суммы до 500 рублей от налога освобождались, далее, по мере их увеличения, ставка поэтапно росла от 1% до 10%.

Мировая практика подоходного налога только зарождалась. В 1799 году сбор с доходов ввела Великобритания. В английской версии необлагаемый минимум составлял 60 фунтов, годовые отчисления могли достигать 10%.

Таким образом, принципы налогообложения в двух странах были схожи. Но организации сбора платежей кардинально отличалась. Британский плательщик сдавал декларацию в государственные органы, где она проверялась. В России чиновники не имели отношения ни к собиранию сведений, ни к их проверке.

Самоуправление вместо бюрократии

Логичный, казалось бы, путь в казенную палату (представительство Министерства финансов) в этом случае не срабатывал. Сведения надлежало направлять в выборный сословный орган – дворянское депутатское собрание в губернии, состоявшее из предводителя дворянства (председателя) и депутатов от каждого из уездов.

Депутатские собрания получили широкий круг обязанностей:

направляли в казенные палаты списки налогоплательщиков с указанием уплаченных сумм;
выявляли уклонистов (тех, кто не отправлял деклараций самостоятельно), оценивали их доходы и по результатам оценки платился двойной налог.

Государство при такой системе просто собирало деньги. Переложив нагрузку на сословное самоуправление, оно минимизировало затраты и получило необходимый эффект.

Доход по справедливости

Основной доход российская знать имела от поместий: собственно сельскохозяйственное производство, мукомольное, лесопильное, сдача в аренду пастбищ и земель, разведение лошадей и проч.

Для всего этого требовался труд крепостных крестьян, следовательно, именно они являлись ключевым элементом в определении уровня богатства и в расчетах налоговых выплат.

Богатые vs бедные

10 рублей на одного крепостного в декларациях 1812 года указали 14% дворян Московской губернии, 53% зафиксировали более 10 рублей, 34% — до 9 рублей.

Но судить только на основе налоговых заявлений неправильно по двум причинам:

доход на одного крепостного в крупных поместьях действительно был меньше, чем у мелких землевладельцев . Богатые эксплуатировали крестьян не так интенсивно просто в силу их (крестьян) большего количества, а территориальная рассредоточенность имений приводила к серьезным управленческим тратам. В частности, в 1805 году граф Владимир Орлов получил 216 000 рублей от имения в Пермской губернии, но 106 000 из них ушло на плату управляющим;

Честные должники

Дворяне не использовали прямолинейные стратегии уклонения от налогов: не заявляли менее 500 рублей, чтобы не платить, либо 1999 рублей вместо 2001, чтобы платить меньше. Не злоупотребляли и правом на налоговый вычет (льготы).

Льготы полагались тем, кто имел кредитные обязательства. Выплачивающих кредиты, судя по декларациям, было много, однако декларации, напомним, не проверялись — все суммы вписывались без контроля и необходимости доказательств. Но честность победила. Сопоставление данных с официальными реестрами банков подтвердило достоверность заявленного в около 75% случаев.

Страх и этика

Общая сумма дохода, объявленного дворянством Московской губернии в 1812 году, превысила 15 млн рублей, размер уплаченного налога — 1 миллион. Столичным регионом Россия не ограничивалась (ее европейская часть тогда состояла из 50 губерний), и свою цель — найти средства для погашения внешнего долга — правительство вероятно достигло.

Как и другую — заставить элиту поделиться доходами. 70-процентное соблюдение налоговых требований — высокий показатель. Особенно достигнутый в развивающейся стране со слабым административным ресурсом и через социальную группу, которая по закону имела привилегию освобождения от личных податей.

Возможно, знать приняла нововведение, поскольку нагрузка оказалась невысокой и адекватной финансовым возможностям. Но главными причинами успеха, по мнению Елены Корчминой, было две: организация сбора налога через местное сословное самоуправление и страх перед вторжением Наполеона (на решение аристократов могли повлиять слухи о последствиях его прихода — освобождении крестьян и увеличении налогов).

Читайте также: