Кто проверяет работу налоговой инспекции

Обновлено: 17.06.2024

Когда ждать налоговую проверку?

Когда и кому ждать налоговую проверку, а главное - как к ней подготовиться?
Предприниматели и владельцы организаций часто говорят, что налоговая проверка по деятельности приходит раз в три года. Но так ли это? Ведь проверки бывают разные.

Камеральная проверка

Такая проверка проводится постоянно, по каждой сданной Вами декларации, но Вы можете даже не узнать об этом. Итак, если сотрудники налоговой инспекции найдут ошибки в Вашей отчетности - они непременно Вам об этом сообщат, а если вопросов к отчетности нет - то Вы даже не узнаете о том, что Ваша декларация подверглась камеральной проверке. В таком случае - молчание инспекторов - знак того, что с отчетностью у Вас всё в порядке.

Выездная проверка

Такая проверка проводится редко, а главное только в соответствии с планом выездных проверок, который составляется налоговой. При выездной проверке инспекторы могут проверить период, который не превышает трех календарных лет, не считая года проверки.

Например: Выездная налоговая проверка состоялась у ИП или ООО в 2017 году. В таком случае налоговая проверит деятельность только за 2014, 2015, 2016 годы. Повторно провести проверку уже проверенного периода деятельности налоговая уже не сможет. Это значит, что выездная налоговая проверка допустима только один раз за три года.

Важный момент! У Вас нет, и не будет никаких гарантий, что по истечении трех лет к Вам пожалует выездная проверка. Инспекторы могут не проверять Вас довольно долго, более трех лет. Но нужно иметь в виду, что по истечении трех лет вероятность выездной налоговой проверки возрастает.

Когда инспекторы делают выбор, каких ИП и какие ООО проверять в течение года, они основываются на внутренних факторах и критериях риска. И если показатели Вашей деятельности попадают под эти критерии - есть наибольшая вероятность, что Вы попадете в план проверок. Напоминаем, что все критерии основываются на сданной Вами отчетности.

Какие критерии существуют при применении УСН и ЕНВД

  • Суммы исчисленных и уплаченных налогов - все ли налоги, и вовремя ли Вы уплатили.
  • ИП и ООО, у которых суммы начисленных налогов со временем уменьшаются.

Важный момент!

Если в ходе камеральной проверки отчета, у Вас запросили документы, а Вы их не предоставили, или не внесли исправления, которые попросили внести инспекторы, то инспекторы могут включить Вас в план выездных проверок.

  • Значительные отклонения от показателей предыдущих периодов или среднестатистических показателей по аналогичным налогоплательщикам в Вашей сфере деятельности.
  • Противоречия и несоответствия между данными в отчетности, представленными в документах и информацией, имеющейся у инспекторов.
  • Убыток, в течение нескольких лет в отчетности. По завершении одного года – не страшно, но если убыток постоянный, уже возникает риск.
  • Соотношение доходов и расходов. Если темпы роста расходов за несколько лет существенно опережают рост доходов, инспекторы захотят проверить, почему так происходит.
  • Низкая зарплата в сравнении со средними данными по отрасли в Вашем регионе привлечет внимание.

Важный момент!

Сотрудники могут пожаловаться о низких выплатах или выплатах в конверте, и без внимания эти жалобы не останутся, и вполне могут стать поводом для проверки. По закону, проверяющие не обязаны заранее сообщать Вам о назначенной проверке. Визит может стать неожиданным.

Вам предъявляется решение о проведении проверки, в котором указывается период проверки, и что именно проверяется, какой налог. Проверять будут в первую очередь документы по деятельности.

Самый важный момент!

Запросы документов всегда должны оформляться документально. Инспекторы должны предъявить Вам требование, где перечисляются документы, которые нужно предоставить. Если в ходе контроля потребуются иные документы - они также должны запрашиваться на отдельном требовании.

Итак, проверка возможна по завершении первого трехлетнего периода деятельности. Она может быть назначена и ранее, но по истечении трех лет вероятность контроля возрастает. Кроме того, риск проверки увеличивается, если у Вас убытки или большие расходы, или расходы примерно равны доходам, или расходы опережают темпы роста доходов и пр.

Как подготовиться к проверке

Привести в порядок документацию. Правило учета: каждая операция должна подтверждаться документально: у Вас должны быть все документы по деятельности. Если заключаете договоры, то должны быть договоры, а также обязательно должны быть накладные и акты по осуществляемым операциям.

Виталий Колесников

C 1 января 2016 года налоговые органы наделены правом в ряде случаев проверять достоверность сведений, уже содержащихся или подлежащих внесению в ЕГРЮЛ (п. 4.2-4.4 ст. 9 Федерального закона от 8 августа 2001 г. № 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей", далее – Закон № 129-ФЗ). По общему правилу, все данные, которые представляет организация для занесения в реестр, считаются достоверными. Однако в случае возникновения сомнений в их подлинности, в том числе в случае поступления возражений от заинтересованных лиц, регистрирующим органом проводится проверка достоверности этих сведений (п. 4.2 ст. 9 Закона № 129-ФЗ).

Какие организации могут попасть под подозрение специалистов ФНС России как сообщившие о себе недостоверную информацию и как налоговые органы проверяют представленные при регистрации компаний сведения рассказал порталу ГАРАНТ.РУ начальник Управления регистрации и учета налогоплательщиков ФНС России Виталий Колесников.

Виталий Григорьевич, что на практике чаще всего становится причиной проверки достоверности сведений, содержащихся в ЕГРЮЛ?

В значительном количестве случаев основанием для проведения проверки сведений, включаемых или включенных в ЕГРЮЛ, является наличие у нас информации о недостоверности таких сведений. Так, нередко, в ходе осуществления налогового контроля ФНС России получает информацию об отсутствии организации по указанному в ЕГРЮЛ адресу или о непричастности руководителя (участника) организации к ее деятельности. Однако нередки случаи, когда в налоговые органы поступают заявления либо возражения заинтересованных лиц. К примеру, участник организации, владеющий значительным количеством голосов, может подать возражения относительно внесения в ЕГРЮЛ изменений о руководителе организации, мотивируя это тем, что он не принимал соответствующего решения.

Отличаются ли основания для проведения проверки сведений, уже содержащихся в ЕГРЮЛ, и сведений, представленных заявителем при регистрации юрлица?

Да, напомню, что все эти основания перечислены в приказе ФНС России от 11 февраля 2016 г. № ММВ-7-14/72@. Так, причиной проверки достоверности сведений, включаемых в ЕГРЮЛ, установлены п. 2 Оснований, условий и способов проведения мероприятий (далее – Основания проверки сведений), а для проверки достоверности сведений, уже включенных в ЕГРЮЛ, – п. 4 этого документа. При этом оснований для проверки сведений при их включении в реестр предусмотрено больше, чем в случае с уже имеющимися данными. К примеру, к ним относятся письменное возражение заинтересованного лица, несоответствие сведений, содержащихся в документах, имеющимся у территориальных органов ФНС России, представление в налоговый орган информации об адресе юрлица, являющийся адресом пяти и более юридических лиц и т. д. Во втором случае сведения подвергнутся проверке при наличии заявления заинтересованного лица об их недостоверности, а также несоответствие этих сведений данным, полученным территориальными органами ФНС России.

Следует также отметить, что проверка достоверности сведений, включаемых в ЕГРЮЛ, при представлении документов в связи с созданием юридического лица (кроме случая создания организации путем реорганизации), осуществляется только посредством изучения документов и сведений, имеющихся у регистрирующего органа, в том числе возражений заинтересованных лиц, а также документов и пояснений, представленных заявителем (п. 8 Оснований проверки сведений).

Кроме того, указанные проверки отличаются и по срокам их проведения. Проверка достоверности сведений, включаемых в ЕГРЮЛ, проводится в пределах срока, установленного для осуществления соответствующего вида государственной регистрации. В случае если этого срока недостаточно, регистрирующий орган может принять решение о приостановлении государственной регистрации на срок, не превышающий одного месяца. При этом следует учитывать, что решение о приостановлении государственной регистрации не принимается в случае представления в регистрирующий орган документов для государственной регистрации юридического лица при создании (п. 1 ст. 8 Закона № 129-ФЗ, п. 7 Оснований проверки сведений).

В свою очередь, проверка включенных в ЕГРЮЛ сведений длится не более одного месяца после истечения 7 рабочих дней со дня получения заявления о недостоверности информации об юрлице. В случаях, установленных законом, указанный срок может быть увеличен до двух месяцев (п. 9 Оснований проверки сведений).

Однако п. 4.2 ст. 9 Закона № 129-ФЗ предусматривает помимо изучения документов также такую форму проверки сведений, как проведение осмотра объектов недвижимости. Что подразумевается под таким осмотром?

Осмотр объекта недвижимости регламентирован п. 14 Оснований проверки сведений. Он проводится территориальным органом ФНС России по месту нахождения объекта, в присутствии двух понятых либо с применением видеозаписи. По результатам мероприятия составляется протокол, в котором отражаются результаты проверки. Протокол осмотра подписывается должностным лицом территориального органа ФНС России, проводившим проверку, а также понятыми в случае, если при проведении осмотра не применялась видеозапись. О применении видеозаписи в протоколе делается отметка.

Следует также учитывать, что при проведении проверки достоверности сведений налоговые инспекторы имеют право получать объяснения любого физического лица, которому могут быть известны какие-либо обстоятельства, имеющие значение для проведения проверки достоверности сведений, включаемых или включенных в ЕГРЮЛ (п. 12 Оснований проверки сведений).

Да, проводимая работа по проверке достоверности сведений, включенных в ЕГРЮЛ, позволяет выявлять значительное число юридических лиц, относительно которых в ЕГРЮЛ содержатся недостоверные сведения об адресе.

Какие вы можете привести самые распространенные нарушения, которые выявляются инспекторами при проверке предоставленных сведений?

Чаще всего выявляется недостоверность сведений об адресе юридического лица, что выражается в указании адреса без намерения использовать его для осуществления связи с юридическим лицом.

Что грозит юрлицам, если вдруг инспекторы выявят нарушения?

Следует учитывать, что если в ходе налоговой проверки будет подтверждена информация о недостоверности сведений, представленных в налоговый орган, то нами принимается решение об отказе в государственной регистрации (п. "р" ч. 1 ст. 23 Закона № 129-ФЗ). Если же недостоверность сведений установлена в ходе проверки уже включенных в ЕГРЮЛ сведений, в данный реестр в порядке п. 6 ст. 11 Закона № 129-ФЗ может быть внесена запись о недостоверности таких сведений.

В этом году ФНС России отменены бланки свидетельств о госрегистрации и постановке на учет юрлиц и ИП. С чем были связаны такие нововведения, и что это дало в первую очередь бизнесу?

С 1 января 2017 года выдаваемые налоговыми органами свидетельство о постановке на учет российской организации и физического лица в налоговом органе оформляются без использования типографских бланков. При регистрации юридических лиц, ИП, крестьянских (фермерских) хозяйств теперь вместо свидетельства о госрегистрации выдается лист записи ЕГРЮЛ или лист записи ЕГРИП.

Дело в том, что в соответствии с п. 3 ст. 11 Закона № 129-ФЗ документы, подтверждающие факт внесения записи в государственный реестр, могут направляться заявителю или нотариусу в форме электронных документов. Таким образом, эти изменения приняты в целях повышения эффективности электронного взаимодействия заинтересованных лиц с налоговыми органами.

Чем отличается лист записи, выданный налоговым органом, от существующих ранее свидетельств?

Лист записи отличается от свидетельства о государственной регистрации по форме и содержанию В листе записи содержатся все сведения, которые были включены в ЕГРЮЛ, тогда как в свидетельстве такие сведения отсутствовали. В то же время следует учитывать, что как ранее выдаваемое свидетельство о государственной регистрации, так и выдаваемый в настоящее время лист записи являются документами, подтверждающими внесение записи в ЕГРЮЛ (ЕГРИП), и обладают одинаковой юридической силой.

Какие нововведения планируются в сфере регистрации юрлиц и ИП в ближайшем будущем?

В октября текущего года Госдума приняла поправки к Закону № 129-ФЗ, касающиеся взаимодействия регистрирующего органа с МФЦ 1 [31 октября Президент РФ подписал закон – ГАРАНТ.РУ]. Этот законопроект исключит дублирование документов на бумажных носителях при взаимодействии регистрирующего органа с МФЦ. Предполагается, что такой обмен документами будет осуществляться в электронной форме с использованием единой системы межведомственного взаимодействия.

Законопроект также предусматривает, что независимо от способа представления документов в регистрирующий орган – непосредственно (лично либо через представителя), по почте, в электронном виде, через МФЦ либо через нотариуса, регистрирующий орган направляет соответствующий принятому решению документ (документы) в электронном виде по адресу электронной почты юридического лица или ИП (при наличии таких сведений в ЕГРЮЛ или ЕГРИП) и адресу электронной почты, указанному в заявлении о государственной регистрации.

То есть, если документы поступили в ФНС России через МФЦ или их направил нотариус, регистрирующий орган направит соответствующий документ не только по адресу электронной почты заявителя, юрлица или ИП, но и в электронном виде в МФЦ либо нотариусу. По запросу заявителя налоговый орган выдаст ему или его представителю документы на бумажном носителе, подтверждающие содержание электронных документов.

image_pdf
image_print

В зависимости от способа проведения проверки подразделяются на камеральные и выездные. Рассмотрим их более подробно.

Камеральная проверка

Каждый раз, когда предприниматель сдает какую-то форму отчетности, в ее отношении начинается камеральная проверка. Проводится она в стенах налоговой инспекции без выезда к предпринимателю. Начинается проверка после окончания срока приема отчета и длится максимум 3 месяца.

В ходе камеральной проверки инспекторы определяют:

  • подал ли предприниматель форму и не нарушил ли сроки ее представления;
  • правильно ли он заполнил отчет;
  • правильно ли произвел расчеты;
  • верные ли сведения указал в документах.

Такие проверки проходит в рабочем порядке, то есть налогоплательщики не информируются об их проведении. И если с проверяемой формой все в порядке, ИП в большинстве случаев даже не знает, что проведена проверка.

Если в ходе проверки возникают какие-то вопросы, инспекторы могут запросить у налогоплательщика пояснения или документы. Чаще всего это случается, если специалисты ФНС посчитают, что ИП не доплатил налоги. Но причины требования пояснений могут быть разными.

На запросы налоговых органов нужно реагировать сразу же, поскольку на ответ у предпринимателя будет пятидневный срок. Если ответа не последует или пояснение налогоплательщика не удовлетворит инспектора, он будет привлечен к административной ответственности. В итоге ему не только начислят недоимку, но назначат штрафы и выставят пени.

Выездная проверка

Из названия понятно, что такая проверка проводится с выездом к налогоплательщику. Однако в случаях, если налогоплательщик не может предоставить проверяющим помещение, проверка может проводиться в ИФНС. Основанием для ее начала служит решение руководителя налоговой инспекции или его заместителя. Решение о проведении проверки принимается по итогам предпроверочного анализа.

Отметим, что до конца 2018 года существует мораторий на плановые проверки малого бизнеса. Исключение составляют социально значимые сферы — здравоохранение, образование, социальная сфера, электроэнергетика и другие.

О плановых и внеплановых проверках:

Выездная проверка охватывает период не более 3 последних лет. Ее проводят в отношении одного или нескольких налогов. Если по какому-то налогу проверка уже проводила, то повторно назначить ее в течение года ФНС не имеет права.

Максимальный срок проведения выездной проверки — 2 месяца. Иногда он может быть увеличен, например, если возникли обстоятельства непреодолимой силы, попутно выяснились другие нарушения или ИП не предоставил вовремя запрашиваемые документы.

В ходе проверки инспекторы стараются изучить все обстоятельства и выяснить, правильно ли ИП рассчитал налог. Для этой цели они могут осматривать помещения налогоплательщика, истребовать и изымать документы и предметы, привлекать экспертов, опрашивать свидетелей.

В результате ИП получит акт проверки, где будут перечислены все выявленные проверяющими нарушения, а также даны рекомендации по их устранению. Если предприниматель не согласен с выводами инспекторов, он сможет их обжаловать.

За что могут назначить штраф

Все нарушения, которые допускают предприниматели, можно разделить на несколько групп.

ИП не подал отчетность вовремя

Несвоевременная подача отчетности грозит ответственностью по статье 119 Налогового кодекса. За это назначается штраф в размере 5% за каждый полный и неполный месяц неуплаты от суммы неуплаченного налога. Сумма штрафа имеет минимальное и максимальное ограничения. Так, штраф не может быть более 30% от суммы налогов. Минимальный же штраф составляет 1 000 рублей. Он назначает, например, если предприниматель налог уплатил, а декларацию по нему в срок не подал.

Есть еще одна мера воздействия на налогоплательщиков, которые не подают вовремя отчетность. Если документы не поступят в ИФНС в течение 10 дней после окончания срока их подачи, инспекция может заблокировать расчетный счет ИП. Чтобы он вновь заработал, прежде нужно будет подать отчет.

ИП не уплатил налоги

За неуплату налогов также можно получить штраф — это прописано в статье 122 НК РФ. Его размер составляет 20-40% от неуплаченной суммы налога. А за просрочку платежа ФНС начислит пени исходя из 1/300 ставки рефинансирования за каждый день просрочки.

ИП допускает нарушения в учете и исчисление доходов и расходов

Нарушение порядка учета доходов и расходов приводит к тому, что могут быть занижены налоги. Если ИП допустил грубые нарушения в таком учете, а именно неправильно отразил хозяйственные операции (как минимум два раза в течение года), не составил или не сохранил первичные документы, то он будет оштрафован по статье 120 НК РФ. Штраф составит:

Отношение к налоговым проверкам бывает разным. Можно бояться штрафов и пеней, а можно разобраться в этом вопросе и не допускать ошибок. О том, как проходит налоговая проверка ИП, что может проверить налоговый инспектор и за что инспекция может наложить штраф – читайте в статье.

Налоговый кодекс РФ выделяет два типа проверок. Они отличаются друг от друга способом проведения.

Камеральная налоговая проверка


Камеральная налоговая проверка

Что проверяет налоговый инспектор во время камеральной проверки?

была ли вовремя сдана налоговая отчётность;

правильно ли она заполнена;

верно ли были проведены расчёты:

достоверны ли представленные сведения.

Если индивидуальный предприниматель своевременно сдаёт отчётность в ФНС и она заполнена верно, то никаких проблем от такой проверки у него не будет. Вероятно, он даже не узнает о её проведении – налоговая не сообщает ни о начале, ни об окончании камеральной проверки.

Если же инспекция найдёт недочёты, которые привели к недоплате налогов, ИП получит запрос о предоставлении дополнительной информации. Это могут быть пояснения по исчислению налога или документы для подтверждения расходов.

Ответить на этот запрос необходимо в течение пяти дней. Если предприниматель не сможет этого сделать, в течение десяти дней после окончания камеральной проверки инспекция вынесет постановление о привлечении его к ответственности. А затем он получит требование об уплате недоимки, штрафов и пеней.

Выездная налоговая проверка


Выездная налоговая проверка

Как можно догадаться из названия, этот вид налоговых проверок носит выездной характер и проводится на территории ИП.

Кто может инициировать выездную проверку?

По закону право инициировать такую проверку имеет только руководитель налогового органа по месту работы организации. То есть, действует территориальный принцип (п.2 ст. 89 НК).

Исключения из этого правила касаются только крупных компаний и организаций, у которых есть удалённые филиалы и подразделения. В этом случае инициировать выездную проверку может налоговый орган, который поставил организацию на учёт – даже в том случае, если территориально он находится в другом регионе.

Повторные выездные проверки по одному и тому же вопросу законом не допускаются. Исключение – те случаи, когда в процессе проверки были выявлены другие нарушения. В таком случае налоговики могут инициировать повторную проверку.

Сколько длится выездная проверка?

Длительность выездной проверки не должна превышать два месяца. Но и тут есть исключения. Проверка может длиться дольше, если:

у ИП есть обособленные подразделения;

во время выездной проверки выявлены другие нарушения, которые требуют дополнительной проверки;

ИП затягивает сроки предоставления необходимых инспекции документов;

возникли форс-мажорные обстоятельства.

Что может проверить инспекция?

Во время выездной проверки инспекция выясняет, верно ли были исчислены и уплачены налоги. Проверить могут как один налог, так и сразу несколько. ИП обязан предоставить доступ к учётным документам по этим налогам.

Помимо этого, во время проверки инспекция имеет право назначить различные контрольные мероприятия. Например, осмотр помещения, в котором ИП осуществляет свою деятельность, вызов свидетеля или выемка документов.

Предмет проверки также зависит от спецрежима, который применяет ИП.

Как оформляется результат выездной проверки?

Когда проверка завершена, налоговый инспектор составляет специальную справку. В ней он указывает предмет и сроки проверки.

Затем на основании этой справки составляется акт проверки (в двух экземплярах). В нём указываются все нарушения, выявленные во время проверки, а также предложения по их устранению.

Читайте также: