Комплекс мер по проверке исполнения норм налогового права это

Обновлено: 07.07.2024

Налоговая запросила у ООО "Артек" документы за три последних года. При этом в отношении ООО "Артек" не проводилась налоговая проверка. То есть формально проверки нет, но фактически налоговая запрашивает информацию за три налоговых периода. Налоговая обосновывает запрос информации проведением "предпроверочного анализа".

Вопрос

Какой объем информации может запрашивать налоговый орган при предпроверочном анализе?

Применимая норма НК РФ

В случае, если вне рамок проведения налоговых проверок у налоговых органов возникает обоснованная необходимость получения документов (информации) относительно конкретной сделки, должностное лицо налогового органа вправе истребовать эти документы (информацию) у участников этой сделки или у иных лиц, располагающих документами (информацией) об этой сделке. (п. 2 статьи 93.1. НК РФ)

Суды первой и апелляционной инстанций

Признали требование налогового органа соответствующим законодательству.

Суд кассационной инстанции

Направил дело на новое рассмотрение, указав, что при новом рассмотрении необходимо дать оценку доводам относительно наличия (отсутствия) обоснованной необходимости у налогового органа истребовать документы.

Позиция Арбитражного суда г. Москвы

1. Статус предпроверочного анализа

Суд подробно описал происхождение предпроверочного анализа, дал оценку внутренним актам ФНС, на основании которых такой анализ проводится.

Ключевые выводы суда:

"Действующая редакция Налогового кодекса РФ не устанавливает такой формы налогового контроля как "мероприятия в рамках предпроверочного анализа".

"Предпроверочный анализ не может подменять собой выездную или камеральную налоговые проверки".

"Истребование у налогоплательщика документов (информации) о его деятельности за несколько налоговых периодов без назначения выездной (камеральной) налоговой проверки в рамках мероприятий "предпроверочного анализа" не соответствует Налоговому кодексу РФ, поэтому оспариваемое требования не может быть признано законным."

Суд аргументировал, почему предпроверочный анализ за несколько налоговых периодов нарушает права налогоплательщика.

1) гласность

Налогоплательщик вправе знать, что в его отношении ведется проверка;

Нормативные акты ФНС России, регулирующие предпроверочный анализ, не доступны для налогоплательщиков и не опубликованы в порядке, установленном законом.

2) законность

Налоговый орган не вправе применять по отношению к налогоплательщику формы и методы налогового контроля, не предусмотренные Налоговым кодексом РФ.

3) срочность налоговой проверки

Налогоплательщик вправе рассчитывать, что административная нагрузка на него в связи с налоговой проверкой не будет бесконечной и ограничена конкретными сроками. Предпроверочный анализ не имеет установленных законом сроков и может проводиться инспекцией непрерывно

4) невозможность проведения двух и более налоговых проверок одного и того же налогового периода

Поскольку налоговый орган проводит предпроверочный анализ налога и налогового периода, не уведомляя об этом налогоплательщика, то это позволяет обойти запрет на проведение двух проверок одного и того же налога и налогового периода.

5) полнота и объективность проверки

целью камеральной или выездной проверок является проверка правильности исчисления налогов, что подразумевает полное и объективное изучение хозяйственной деятельности налогоплательщика и выявление не только недоплаты налога, но и излишней уплаты налогов; недопустимость одностороннего подхода к проверке, когда не выявляются или не принимаются во внимание выявленные факты переплаты налогов.

6) право на защиту своих прав и законных интересов от незаконных действий проверяющих должностных лиц, а также право на обжалование результатов проверки

Отсутствие доступа к тексту внутриведомственных актов, регулирующих порядок проведения предпроверочного анализа, а также документов, касающихся проводимого в отношении налогоплательщика предпроверочного анализа, нарушает права налогоплательщика на обжалование как самих актов, так и действий должных лиц налоговых органов, определяемых таким актом.

Рекомендую ознакомиться с текстом решения и цитировать его при ответе на требования налогового органа.

2. Границы запроса налогового органа вне рамок налоговой проверки

Суд четко обозначил границы запроса налогового органа.

"Cогласно п. 2 ст. 93.1 НК РФ полномочия налоговых органов об истребовании у налогоплательщика документов (информации) вне рамок налоговой проверки не абсолютны. Требование о представлении документов (информации), направленное вне рамок налоговой проверки, должно быть обоснованным, то есть содержать сведения о том, по какой конкретно сделке и в рамках проведения каких именно мероприятий налогового контроля истребуются документы (информация) у налогоплательщика"

Таким образом, без назначения налоговой проверки, законным является требование налогового органа, в котором:

- указаны реквизиты конкретной сделки;

- наименование контрагента, с которым была заключена сделка;

- указано мероприятие налогового контроля, в ходе которого потребовалось истребовать указанные документы.

Смею предположить, что указывать "предпроверочный анализ" в качестве мероприятия налогового контроля, налоговые органы не будут. Ведь суд однозначно высказался "Действующая редакция Налогового кодекса РФ не устанавливает такой формы налогового контроля как "мероприятия в рамках предпроверочного анализа".

Налоговый контроль: всё, что надо знать налогоплательщику

Мероприятия налогового контроля – основной инструмент, используемый налоговыми органами для формирования доказательственной базы в вопросах налогового администрирования. На что имеет право налогоплательщик, когда дело доходит до допроса, дачи пояснений или выемки документов?

Какие нормы регламентируют действия налогового органа при проведении мероприятий налогового контроля?

В первую очередь правила проведения мероприятий налогового контроля, права и обязанности налоговых органов и налогоплательщиков регламентирует Налоговый кодекс.

Кроме того, рекомендации для налоговых органов по проведению мероприятий налогового контроля, с которыми будет полезно ознакомиться налогоплательщикам, содержатся и в письмах ФНС России:

· письмо от 17.07.2013 № АС-4-2/12837@;

· письмо ФНС России от 23.05.2013 № АС-4-2/9355;

· письмо ФНС России от 25.07.2013 № АС-4-2/13622 и другие.

Формы документов, предусмотренных НК и используемых налоговыми органами при реализации своих полномочий в отношениях, регулируемых законодательством о налогах и сборах, утверждены приказом ФНС России от 08.05.2015 № ММВ-7-2/189.

К таким мероприятиям относятся следующие действия налоговых органов:

– осмотр территории, помещений, документов и предметов;

– направление требования о предоставлении документов/информации.

Кого могут вызвать на допрос в налоговый орган и как он проходит?

Следует различать допрос свидетеля и дачу лицом пояснений. Оба действия происходят по инициативе налогового органа, но имеют существенные отличия.

Проведение допроса регламентировано ст. 90 НК. На допрос может быть вызвано любое физическое лицо, которому могут быть известны какие-либо обстоятельства, имеющие значение для осуществления налогового контроля. На проведение допроса вызывают повесткой, в которой четко указываются дата, время и место проведения допроса. Ответственность за неявку либо уклонение от явки без уважительных причин лица, вызываемого по делу о налоговом правонарушении в качестве свидетеля, – штраф 1000 руб., отказ свидетеля от дачи показаний, а равно дача заведомо ложных показаний – штраф 3000 руб. (ст. 128 НК). Нужно помнить, что налоговая должна подтвердить факт того, что лицо получило повестку и что лицо не известило о наличии уважительных причин неявки. Право не свидетельствовать против себя и своих близких, гарантированное ст. 51 Конституции Российской Федерации, здесь также учитывается.

Для дачи пояснений на основании подп. 4 п. 1 ст. 31 НК может быть приглашено на основании письменного уведомления лицо, заведомо заинтересованное в исходе дела, – как правило, это директор или главный бухгалтер. Для дачи пояснений приглашают во время проведения выездной или камеральной налоговой проверки вне рамок проверки, например, на заседание комиссии по легализации налоговой базы или для вручения документов, связанных с налоговой проверкой.

Ответственность за отказ в даче пояснений не предусмотрена. Вместе с тем за неявку без уважительных причин могут привлечь к административной ответственности по ст. 19.4 КоАП в виде предупреждения или штрафа в размере от 500 до 1000 рублей для граждан и от 2000 до 4000 рублей для должностных лиц.

Продолжительность допроса НК РФ не регламентируется. Однако если допрос длится более 4 часов, то по аналогии с уголовно-процессуальным законодательством (в котором предусмотрено, что допрос не может продолжаться более 4 часов), рекомендуется заявить ходатайство о перерыве либо рассмотреть вопрос о переносе допроса.

По результатам допроса или дачи пояснений составляется протокол.

Кроме того, следует обратить внимание, что к акту проверки должны быть приложены протоколы допроса всех свидетелей, а не только тех, чьи показания подтверждают позицию налогового органа.


Какие вопросы могут задаваться в ходе допроса?

Налоговые органы могут задавать любые вопросы, которые, с их точки зрения, помогли бы получить необходимые сведения об исчислении и уплате налогов.

В то же время в этом документе приведен неисчерпывающий перечень вопросов, которые могут быть заданы налоговым органом.

Как проходит осмотр территории лица, в отношении которого проводится налоговая проверка, документов и предметов?

Процедура осмотра также регламентируется НК (ст. 92 НК).

Налоговый орган, чтобы выяснить обстоятельства, имеющие значение для полноты проверки, получает доступ на территорию налогоплательщика в рамках проведения выездной налоговой проверки, либо же, в соответствии с нововведениями в НК, действующими с 1 января 2015 г., осмотр может проходить и в рамках камеральной проверки деклараций по налогу на добавленную стоимость (п. 8 и 8.1 ст. 88 НК).

Осмотр территории лица, в отношении которого проводится налоговая проверка, документов и предметов производится на основании мотивированного постановления должностного лица налогового органа, осуществляющего эту налоговую проверку. Постановление должно быть утверждено руководителем налогового органа или его заместителем.

Ответственность за отказ в доступе представителю налоговой к осмотру территорий, помещений налогоплательщика – административный штраф 10 000 рублей (ст. 19.7.6 КоАП).

Каковы особенности процедуры осмотра?

Цель проведения осмотра в том, чтобы проверить, насколько фактические данные осмотра соответствуют тем документальным данным, которые заявил налогоплательщик. Особенность мероприятия заключается в том, что при осмотре территории обязательно должны присутствовать понятые – не менее двух лиц, не заинтересованных в исходе дела. Также при проведении осмотра вправе участвовать лицо, в отношении которого осуществляется налоговая проверка, или его представитель, а также специалисты. В необходимых случаях при осмотре производятся фото- и киносъемка, видеозапись, снимаются копии с документов или другие действия.

По результатам проведения осмотра составляется протокол.


Что представляет из себя процесс выемки документов либо предметов?

Выемка документов либо предметов – мероприятие налогового контроля, которое может проводиться только в рамках выездной налоговой проверки.

Побудить к проведению выемки могут следующие обстоятельства:

– требуемые налоговой документы не представлены в указанный срок;

– налоговая планирует провести экспертизу.

Чтобы провести выемку, нужно мотивированное постановление должностного лица, утвержденное руководителем/заместителем руководителя органа, проводящего выездную налоговую проверку.

На процедуру накладываются определенные ограничения:

– нельзя проводить выемку в ночное время;

– нельзя изымать предметы и объекты, не имеющие отношения к предмету проверки;

– выемку нельзя проводить в жилых помещениях.

До того, как произведется выемка, налоговые органы предлагают добровольно выдать требуемые документы либо предметы. В случае, если налогоплательщик отказывается сделать это добровольно, то в присутствии понятых и самого налогоплательщика проводятся меры по изъятию этих документов. Все сведения заносятся в протокол, который вручается под роспись лицу, в отношении которого проводилась выемка.

Как должен быть оформлен протокол?

Порядок оформления протокола регламентируется ст. 99 НК РФ.

В протоколе должна быть зафиксирована следующая информация:

– порядок проведения проверки;

– сведения о ходе мероприятия;

– какие средства фиксации использовались при проведении мероприятия (фото-, видеосъемка, аудиозапись);

– какие документы предъявлялись.

Изъятые документы и предметы перечисляются и описываются в протоколе выемки либо в прилагаемых к нему описях с точным указанием наименования, количества и индивидуальных признаков предметов, а по возможности – стоимости предметов.

В случаях, если для проведения мероприятий налогового контроля недостаточно копий документов проверяемого лица и у налоговых органов есть достаточные основания полагать, что подлинники документов могут быть уничтожены, сокрыты, исправлены или заменены, должностное лицо налогового органа вправе изъять подлинники документов (в таком случае лицу должны быть переданы заверенные налоговым органом копии изъятых документов).

Все изымаемые документы и предметы предъявляются понятым и другим лицам, участвующим в производстве выемки, и в случае необходимости упаковываются на месте выемки.

Изъятые документы должны быть пронумерованы, прошнурованы и скреплены печатью или подписью налогоплательщика.

Копия протокола о выемке документов и предметов вручается под расписку или высылается лицу, у которого эти документы и предметы были изъяты.

С помощью налогового контроля органы ФНС следят за соблюдением налогового законодательства организациями и предпринимателями. Данный контроль подразумевает целый ряд различных мер по выявлению нарушений налогоплательщиками. Из этой статьи вы узнаете, какими бывают виды и формы налогового контроля, и какие методы применяются налоговиками для достижения основных целей – обеспечения своевременного и полного поступления налогов и платежей в казну государства.

Понятие, формы и методы налогового контроля

Налоговый контроль - это деятельность уполномоченных госорганов (ФНС) по контролю за исполнением налогового законодательства налогоплательщиками, проводимая с помощью определенных средств и методов. В то же время можно определить налоговый контроль, как вид финансового контроля государства со своими объектами, методами и формами осуществления, ведь налоговые поступления – один из важнейших источников пополнения госбюджета.

Общие положения о налоговом контроле содержит ст. 82 НК РФ. Выполнение контролирующих функций возложены на должностных лиц – сотрудников налоговых органов.

Формы проведения налогового контроля могут быть следующими:

  • Налоговые проверки, которые подразделяются на камеральные и выездные.
    • камеральные проверки проводятся инспекторами на территории ИНФС по налоговой отчетности или документам, полученным от налогоплательщика. Срок проведения - не более 3-х месяцев. Проверяется только тот налог, или сбор, по которому получена отчетность.
    • выездные проверки проводятся инспекторами непосредственно на территории налогоплательщика и могут касаться любых налоговых платежей.

    Методы налогового контроля – это приемы и способы применяемые для проверки законности хозопераций, верно ли они отражены в документах и налоговых регистрах, насколько полно начислены и уплачены в бюджет налоги, и не содержат ли действия налогоплательщика признаков правонарушений.

    Очевидно, что формы и методы налогового контроля тесно переплетены между собой, и разделить их довольно сложно. Все способы, применяемые налоговиками, можно распределить на несколько групп:

    1. Основные методы контроля.
    • Документальные:
      • истребование и выемка документов и учетных регистров,
      • проверка правильности составления и достоверности отчетности,
      • проверка на соответствие нормам права,
      • арифметическая проверка,
      • проверка обоснованности проведенных операций;
      • инвентаризация имущества,
      • экспертиза,
      • проверка фактического объема оплаченных работ (встречная проверка),
      • анализ качества сырья и материалов,
      • контрольная закупка и т.д.
      • Расчетно-аналитические:
        • экономический анализ данных,
        • технические расчеты,
        • логическая оценка,
        • контроль ценообразования и т.п.
        • запрос и получение объяснений налогоплательщиков,
        • истребование письменных справок,
        • разъяснение действующих норм законодательства.

        Такова примерная классификация форм и методов налогового контроля. НК РФ их четкого перечня не содержит.

        Виды налогового контроля в РФ

        О том, какие существуют виды налогового контроля, налоговое законодательство тоже умалчивает. На практике группировать их можно в зависимости от различных факторов, например:

        • по территории, где ведется проверка – камеральный (на территории ИФНС) и выездной (на территории налогоплательщика);
        • по источникам – документальный (на основании сведений из документов) и фактический (на основании свидетельских показаний, осмотра, ревизии, контрольной закупки и т.п. действий);
        • по очередности – первичный и повторный (дважды проводимый в течение одного года по одним и тем же налогам);
        • по степени планирования – плановый (планируется заранее согласно графику) и внезапный (проводится внепланово, в связи с возникшей необходимостью);
        • по обязательности для налогоплательщика виды налогового контроля делят на обязательный (например, при ликвидациии юрлица) и инициативный;
        • по объему проверяемых документов – сплошной (проверяются все первичные документы и регистры за весь проверяемый период) и выборочный (проверяется только часть первички и регистров за меньший временной отрезок);
        • по времени осуществления – предварительный (предшествует совершению проверяемых хозопераций), текущий (проверка хозопераций во время отчетного периода), последующий (проверка операций за прошедшие отчетные периоды).

        Все перечисленные формы, виды и методы налогового контроля способствуют достижению его главных задач: обеспечение полного и своевременного поступления налогов, сборов и страховых взносов в бюджет, выявление налоговых правонарушений и их пресечение, содействие правильному ведению налогового и бухгалтерского учета.

        Полные тексты нормативных документов в актуальной редакции вы всегда сможете посмотреть в КонсультантПлюс.

        Налоговый контроль является составной частью финансового и одним из видов государственного контроля. В Российской Федерации государственный финансовый контроль включает в себя контроль за исполнением федерального бюджета и бюджетов федеральных внебюджетных фондов, организацией денежного обращения, использованием кредитных ресурсов, состоянием государственного внутреннего и внешнего долга, государственных резервов, предоставлением финансовых и налоговых льгот и преимуществ.

        В широком смысле налоговый контроль – это совокупность мер государственного регулирования, обеспечивающих в целях осуществления эффективной государственной финансовой политики экономическую безопасность Российской Федерации и соблюдение государственных и муниципальных фискальных интересов.

        В узком смысле налоговый контроль – это контроль государства в лице компетентных органов за законностью и целесообразностью действий в процессе введения, уплаты или взимания налогов и сборов.

        Целью налогового контроля является предупреждение и выявление налоговых правонарушений (в том числе налоговых преступлений), а также привлечение к ответственности лиц, нарушивших налоговое законодательство.

        Налоговый контроль (как и контроль вообще) представляет собой специальный способ обеспечения законности в налоговом праве и осуществляется на всех стадиях финансово-хозяйственной деятельности налогообязанных лиц.

        Объектами налогового контроля являются движение денежных средств в процессе аккумулирования публичных денежных фондов, а также материальные, трудовые и иные ресурсы налогоплательщиков.

        Предметом налогового контроля выступают валютные и кассовые операции, сметы предприятий, налоговые декларации, использование налоговых льгот, бухгалтерская документация и т. д.

        Субъектами налогового контроля являются налоговые органы, органы, государственных внебюджетных фондов, таможенные органы. Также отдельные контрольные полномочия в сфере налогообложения принадлежат Счетной палате РФ и Министерству финансов РФ.

        Цели налогового контроля реализуются путем решения определенных задач:

        – обеспечение экономической безопасности государства при формировании публичных централизованных и децентрализованных денежных фондов;

        – обеспечения надлежащего контроля за формированием государственных доходов и рациональным их использованием;

        – улучшения взаимодействия и координации деятельности контрольных органов в Российской Федерации;

        – проверки выполнения финансовых обязательств перед государством и муниципальными образованиями со стороны организаций и физических лиц;

        – проверки целевого использования налоговых льгот;

        – пресечения и профилактики правонарушения в налоговой сфере.

        При осуществлении налогового контроля не допускаются сбор, хранение, использование и распространение информации о налогоплательщике (плательщике сбора, налоговом агенте), полученной в нарушение положений Конституции РФ, НК РФ, федеральных законов, а также в нарушение принципа сохранности информации, составляющей профессиональную тайну иных лиц, в частности адвокатскую тайну, аудиторскую тайну.

        Данный текст является ознакомительным фрагментом.

        Продолжение на ЛитРес

        Глава 1. Налоговый контроль Проверка — основная форма налогового контроля

        Глава 1. Налоговый контроль Проверка — основная форма налогового контроля Общие положения о налоговом контроле. Органы, осуществляющие контроль. Налоговый контроль представляет собой вид деятельности уполномоченных органов по вопросам соблюдения и исполнения

        40. Понятие налогового контроля и его формы

        40. Понятие налогового контроля и его формы Налоговым контролем признается деятельность уполномоченных органов по контролю за соблюдением налогоплательщиками, налоговыми агентами и плательщиками сборов законодательства о налогах и сборах в порядке, установленном НК

        41. Компетенция государственных органов по осуществлению налогового контроля

        41. Компетенция государственных органов по осуществлению налогового контроля Налоговые органы обязаны:1) соблюдать законодательство о налогах и сборах;2) осуществлять контроль за соблюдением законодательства о налогах и сборах, а также принятых в соответствии с ним

        53. Привлечение специалиста, переводчика для оказания помощи при проведении налогового контроля

        53. Привлечение специалиста, переводчика для оказания помощи при проведении налогового контроля В необходимых случаях для участия в проведении конкретных действий по осуществлению налогового контроля, в том числе при проведении выездных налоговых проверок, на

        54. Порядок составления протокола при производстве действий по осуществлению налогового контроля

        54. Порядок составления протокола при производстве действий по осуществлению налогового контроля В случаях, предусмотренных НК РФ, при проведении действий по осуществлению налогового контроля составляются протоколы – на русском языке (ст. 99 НК РФ).В протоколе

        27. Понятие налогового периода

        27. Понятие налогового периода Налоговый период представляет собой календарный год или иной период времени применительно к отдельным налогам, по окончании которого определяется налоговая база и исчисляется сумма налога, подлежащая уплате. Так, по налогу на доходы

        59. Полномочия налоговых органов при проведении мероприятий налогового контроля

        59. Полномочия налоговых органов при проведении мероприятий налогового контроля Истребование пояснений . Согласно п.1 и 4 п. 1 ст. 31 НК РФ, налоговые органы вправе требовать от налогоплательщика или налогового агента пояснения, подтверждающие правильность исчисления и

        79. Понятие налогового учета

        79. Понятие налогового учета В соответствии с положениями ст. 313 НК РФ налоговый учет представляет собой систему обобщения информации для определения налоговой базы по налогу на прибыль на основе данных первичных документов, сгруппированных в соответствии с порядком,

        1. Понятие, предмет и метод налогового права (НП)

        1. Понятие, предмет и метод налогового права (НП) НП – система финансово-правовых норм, регулирующих налоговые правоотношения.Три подхода по поводу природы НП, его места в правовой системе: 1. НП – правовой институт финансового права который обособленно от него

        СУЩНОСТЬ НАЛОГОВОГО КОНТРОЛЯ И ВИДЫ ПРОВЕРОК

        СУЩНОСТЬ НАЛОГОВОГО КОНТРОЛЯ И ВИДЫ ПРОВЕРОК Конституцией Российской Федерации закреплена обязанность уплаты установленных налогов и сборов. Налоги и сборы являются признаком любого государства и вместе с тем необходимым условием существования самого государства,

        3.1. Источники налогового права: понятие и классификация

        3.1. Источники налогового права: понятие и классификация Состав источников налогового права (как подотрасли финансового права) определяется принципом федерализма и действием местного самоуправления в стране.Источники налогового права – это внешние формы его выражения,

        6.1. Понятие норм налогового права и их особенности

        6.1. Понятие норм налогового права и их особенности Первичным элементом механизма налогово-правового регулирования являются нормы налогового права.Нормы налогового права – это установленные государством и муниципальными образованиями правила поведения, порождающие

        Лекция 9. Правовой статус органов налогового контроля

        Лекция 9. Правовой статус органов налогового контроля 9.1. Налоговые органы в Российской Федерации, их права, обязанности и ответственность Налоговые органы Российской Федерации составляют единую централизованную систему контроля за соблюдением законодательства о

        11.2. Формы и виды налогового контроля

        11.2. Формы и виды налогового контроля Налоговый контроль реализуется посредством процедурно-процессуальной деятельности налоговых органов, основу которой составляют обоснованные конкретные приемы, средства и способы, применяемые при осуществлении контрольных

        8.1. Содержание государственного налогового контроля

        8.1. Содержание государственного налогового контроля Государственный налоговый контроль представляет собой комплекс мероприятий и деятельность высших органов государственной власти по проверке и мониторингу законности, рациональности и эффективности налоговых

        8.2. Налоговые проверки как основная форма государственного налогового контроля

        8.2. Налоговые проверки как основная форма государственного налогового контроля Налоговый контроль за налоговыми поступлениями от налогоплательщиков осуществляется посредством ведения в налоговых органах по каждому плательщику оперативно-бухгалтерского учета

        Читайте также: