Когда повысили налог на транспорт

Обновлено: 04.05.2024

До 1 декабря 2021 года физлицам нужно заплатить транспортный налог.

Владелец Форда Фокуса из Москвы заплатит около трех тысяч рублей, за Пежо 408 в Брянске начислят чуть больше двух тысяч, а за Тойоту Камри в Хабаровске могут насчитать почти 15 тысяч налога.

Что это за налог, как его посчитать, как заплатить и можно ли сэкономить — обо всем в одной статье.

Что вы узнаете

Что такое транспортный налог

Транспортный налог — это один из трех имущественных налогов, которые должны платить граждане. Еще его платят фирмы, но у них свои условия и сроки. В статье рассказываем о транспортном налоге для физлиц, включая ИП.

Этот налог касается только собственников транспортных средств, а не вообще всех. Если у вас нет машины, мотоцикла или яхты, можете не читать эту статью. Почитайте лучше, как пользоваться каршерингом. А если только задумываетесь о покупке, посчитайте, выгодно ли вообще содержать машину.

Транспортный налог — региональный. Это значит, что деньги налогоплательщиков не поступают в федеральный бюджет, а остаются в регионах. Потом их тратят на строительство дорог, школ, больниц, зарплату губернатора и еще какие-то важные для области, республики или края цели. Этот налог не идет на содержание армии, материнский капитал или выплату пенсий по выслуге лет.

Кто платит транспортный налог

Транспортный налог платят собственники транспортных средств. То есть не те, кто ездит на машине или мотоцикле, а те, на кого это имущество оформлено по документам, если это разные люди.

Этот налог начисляют владельцам такого транспорта:

  1. Автомобилей.
  2. Мотоциклов и мотороллеров.
  3. Автобусов.
  4. Самоходных машин.
  5. Снегоходов и мотосаней.
  6. Самолетов и вертолетов.
  7. Яхт, катеров, моторных лодок, гидроциклов.

Есть виды транспорта, на которые налог не начисляют. Например, если автомобиль специально оборудован для человека с инвалидностью. Или если у машины мощность меньше 100 лошадиных сил и ее купили через соцзащиту. На весельную лодку и молоковоз налога тоже нет.

Дальше мы будем говорить об автомобилях, но правила универсальные для всех транспортных средств.

После этого в течение 10 дней информация о смене собственника попадает в налоговую инспекцию. Теперь там знают: машина больше не принадлежит тому человеку, а принадлежит вот этому. Значит, и транспортный налог за эту машину мы теперь начислим новому владельцу. За тот год, когда продали машину, налог начислят обоим владельцам. Каждый заплатит за тот период, когда он был собственником.

Расчет транспортного налога

Владельцам автомобилей не нужно считать транспортный налог самостоятельно. Для физлиц это делает налоговая инспекция. Она сама узнает, что кому принадлежит из транспорта, какая мощность двигателя у автомобиля и как долго он находится у владельца. Каждый год сумму налога указывают в уведомлении.

При исчислении транспортного налога инспекция учитывает такие показатели:

  1. Налоговую базу, например мощность двигателя автомобиля. Это показатель, который потом умножают на ставку налога. Налоговую базу берут из документов на транспорт.
  2. Налоговую ставку: сколько стоит одна единица налоговой базы. Например, сколько нужно заплатить за одну лошадиную силу.
  3. Период владения: сколько месяцев машина принадлежала конкретному человеку.
  4. Повышающий коэффициент. Его устанавливают для некоторых моделей дороже 3 млн рублей. Список таких машин каждый год определяет Минпромторг — его публикуют на официальном сайте.

Все это учитывается автоматически. Но все равно стоит проверять налоговые уведомления: какая мощность двигателя там указана, нет ли давно проданной машины и за сколько месяцев начислен налог.

Расчет транспортного налога для Тойоты с двигателем мощностью 249 лошадиных сил, если собственник живет в Хабаровске и владел машиной весь 2020 год

Ставки транспортного налога

Каждый регион сам решает, сколько его жители будут платить транспортный налог. В налоговом кодексе есть общие ставки для всех, но регионы могут их менять, например уменьшить или увеличить, но не более чем в десять раз.

Обычно ставка зависит от мощности двигателя. Каждая лошадиная сила стоит сколько-то рублей. Еще ставка может быть установлена в зависимости от тяги, вместимости и даже просто на единицу транспортного средства.

Ставки транспортного налога могут быть дифференцированными. Это значит, что ставка зависит от года выпуска. Например, у двух собственников машина одной и той же мощности, но за более старую нужно платить больше.

Ставка налога тоже видна в калькуляторе.

Проверить все ставки транспортного налога для разных автомобилей, мотоциклов и яхт можно на сайте ФНС: там есть справочная информация по каждому региону и номера законов.

Если регион не установил свои ставки, то используют указанные в налоговом кодексе. Но федеральные ставки гораздо ниже региональных. Для сравнения: по налоговому кодексу для машины мощностью 200 лошадиных сил ставка составляет 5 Р , а фактическая ставка за такую мощность в Москве — 50 Р , в Хабаровске — 30 Р , а в Брянске — 40 Р . Возможностью увеличивать базовые ставки регионы пользуются по полной программе — вот таблица налога на лошадиные силы в Москве. .

Рассмотрим порядок расчета и уплаты налога организациями.

Объект налогообложения и налоговая база

К сведению: перечень ТС, не являющихся объектами налогообложения, дан в п. 2 ст. 358 НК РФ.

Порядок определения базы по транспортному налогу установлен в ст. 359 НК РФ.

Согласно п. 1 этой статьи налоговая база определяется отдельно по каждому ТС:

в отношении ТС, имеющих двигатели, – как мощность двигателя ТС в лошадиных силах (пп. 1);

в отношении воздушных ТС, для которых определяется тяга реактивного двигателя, – как паспортная статическая тяга реактивного двигателя на взлетном режиме в земных условиях в килограммах силы (пп. 1.1);

в отношении водных несамоходных (буксируемых) ТС, для которых определяется валовая вместимость, – как валовая вместимость в регистровых тоннах (пп. 2).

Кроме того, отдельно определяется налоговая база в отношении водных и воздушных ТС, не указанных выше, – как единица ТС (пп. 3).

Как определить мощность двигателя?

Облагаемой базой для расчета налога в большинстве случаев является мощность двигателя в лошадиных силах (л. с.). Обычно она указывается в ПТС или свидетельстве о регистрации.

В ситуациях, когда ТС имеет два двигателя, контролирующие органы рекомендуют при определении базы по транспортному налогу в отношении самоходных машин и других видов техники использовать мощность двигателя (суммарную номинальную мощность всех двигателей), отраженную в ПТС и сведениях, представляемых регистрирующими органами (см. Письмо ФНС России от 11.09.2017 № БС-4-21/18026 (вместе с Письмом Минфина России от 11.09.2017 № 03-05-04-04/58058)).

На практике вызывает вопрос о том, как определять облагаемую базу по транспортному налогу, если мощность указана не в л. с., а в кВт.

В пункте 19 ранее действовавших Методических рекомендациях по применению гл. 28 НК РФ говорилось, что если в технической документации на ТС мощность двигателя указана в метрических единицах мощности (кВт), то соответствующий пересчет во внесистемные единицы мощности (лошадиные силы) осуществляется путем умножения мощности двигателя, выраженной в кВт, на множитель, равный 1,35962 (переводной коэффициент – 1 кВт = 1,35962 л. с.).

При этом при пересчете во внесистемные единицы мощности (лошадиные силы) округление производится с точностью до второго знака после запятой. Например, водное транспортное средство (катер) имеет мощность двигателя в метрических единицах мощности 155,0 кВт, мощность двигателя в лошадиных силах составит 210,74 л. с. (155 кВт х 1,35962 л. с.).

Отметим, что данные рекомендации утратили силу еще в 2018 году и на сегодняшний день упоминание этого переводного коэффициента сохранилось только в п. 5 приложения 2 Указания ЦБ РФ от 04.12.2018 № 5000-У, однако считаем, что и сегодня пользоваться этим коэффициентом правомерно, поскольку он был взят из справочника физических величин.

Отчетный (налоговый) периоды

Согласно ст. 360 НК РФ налоговым периодом по транспортному налогу признается календарный год (п. 1).

Отчетными периодами для налогоплательщиков-организаций признаются I, II, III кварталы (п. 2).

При установлении налога законодательные (представительные) органы субъектов РФ вправе не устанавливать отчетные периоды (п. 3).

Налоговые ставки

Налоговые ставки устанавливаются законами субъектов РФ (в зависимости от вида налоговой базы) в размерах, приведенных в п. 1 ст. 361 НК РФ (назовем это базовой ставкой).

При этом п. 2 обозначенной статьи предусмотрена возможность увеличения (уменьшения) базовых ставок законами субъектов РФ, но не более чем в десять раз.

Указанное ограничение размера уменьшения налоговых ставок законами субъектов РФ не применяется в отношении легковых автомобилей с мощностью двигателя (с каждой лошадиной силы) до 150 л. с. (до 110,33 кВт) включительно.

Пункт 3 ст. 361 НК РФ допускает установление дифференцированных налоговых ставок:

в отношении каждой категории ТС;

с учетом экологического класса ТС;

с учетом количества лет, прошедших с года выпуска ТС.

Количество лет, прошедших с года выпуска ТС, определяется по состоянию на 1 января текущего года в календарных годах с года, следующего за годом выпуска ТС.

Например, для исчисления транспортного налога за 2020 год в отношении транспортного средства 2012 года выпуска количество лет, прошедших с года выпуска этого транспортного средства, составит 8 (период с 2013 по 2020 годы).

Согласно п. 4 ст. 361 НК РФ в случае, если налоговые ставки не определены законами субъектов РФ, применяются базовые ставки, установленные в п. 1 этой статьи.

Порядок исчисления суммы налога и сумм авансовых платежей по налогу

Налогоплательщики-организации исчисляют сумму налога и сумму авансового платежа по налогу самостоятельно (п. 1 ст. 362 НК РФ).

Согласно п. 2 указанной статьи сумма налога (ТН), подлежащая уплате в бюджет по итогам налогового периода, исчисляется в отношении каждого ТС как произведение соответствующей налоговой базы (НБ) и налоговой ставки (НС) (если иное не предусмотрено данной статьей):

ТН = НБ х НС.

Сумма налога определяется как разница между исчисленной суммой налога (ТН) и суммами авансовых платежей по налогу (АП), подлежащих уплате в течение налогового периода (если законами субъектов РФ установлены отчетные периоды):

ТН = НБ х НС – АП.

О том, как рассчитывается авансовый платеж по транспортному налогу по истечении каждого отчетного периода, говорится в п. 2.1 ст. 362 НК РФ. Он равен 1/4 произведения соответствующей налоговой базы и налоговой ставки с учетом повышающего коэффициента (Кп), указанного в п. 2 данной статьи:

АП = 1/4 х ТН.

При этом законодательный (представительный) орган субъекта РФ при установлении налога вправе предусмотреть для отдельных категорий налогоплательщиков право не исчислять и не уплачивать авансовые платежи по налогу в течение налогового периода (п. 6 ст. 362 НК РФ).

Если в организации имеется легковой автомобиль стоимостью свыше 3 млн руб.

В отношении дорогих легковых автомобилей (стоимостью свыше 3 млн руб.) исчисление транспортного налога производится с учетом повышающего коэффициента (Кп), установленного п. 2 ст. 362 НК РФ. Коэффициент зависит от стоимости авто и срока, прошедшего с года выпуска (при этом исчисление сроков начинается с года выпуска ТС):

Средняя стоимость легкового автомобиля

Количество лет, прошедших с года выпуска

Повышающий коэффициент

От 3 млн до 5 млн руб. включительно

От 5 млн до 10 млн руб. включительно

От 10 млн до 15 млн руб. включительно

Не более 10 лет

Не более 15 лет

Порядок расчета средней стоимости легковых автомобилей в целях гл. 28 НК РФ утвержден Приказом Минпромторга России от 28.02.2014 № 316. Перечень легковых автомобилей средней стоимостью от 3 млн руб., подлежащий применению в очередном налоговом периоде, размещается не позднее 1 марта очередного налогового периода на сайте Минпромторга.

Итак, по указанным ТС налог и авансовые платежи рассчитываются следующим образом:

ТН = НБ х НС х Кп – налог по итогам налогового периода;

АП = 1/4 х ТН х Кп – авансовые платежи по итогам отчетного периода.

Согласно п. 3 ст. 362 НК РФ в случае регистрации ТС и (или) снятия ТС с регистрации (снятия с учета, исключения из государственного судового реестра и т. д.) в течение налогового (отчетного) периода исчисление суммы налога (суммы авансового платежа по налогу) производится с учетом коэффициента (Кв).

Чтобы определить, включается ли месяц, в котором произошла регистрация ТС или, наоборот, снятие его с учета, применяется так называемое правило 15-го числа:

До 15-го числа соответствующего месяца включительно

Месяц регистрации = полный месяц

После 15-го числа соответствующего месяца

Месяц регистрации не учитывается

Снятие ТС с регистрации

До 15-го числа соответствующего месяца включительно

Месяц снятия с регистрации не учитывается

После 15-го числа соответствующего месяца

Месяц снятия с регистрации = полный месяц

При этом значение коэффициента указывается в виде десятичной дроби с точностью до четвертого знака после запятой (п. 5.5 Порядка заполнения налоговой декларации по транспортному налогу, утвержденного Приказом ФНС РФ от 05.12.2016 № ММВ-7-21/668@).

  • в I квартале – 0,6667 (2 мес. / 3 мес.);

  • по итогам года – 0,9167 (11 мес. / 12 мес.).

  • за I квартал – 2 600 руб. (1/4 x 240 л. с. x 65 руб./л. с. x 0,6667);

  • за II квартал – 3 900 руб. (1/4 x 240 л. с. x 65 руб./л. с.);

  • за III квартал – 3 900 руб. (1/4 x 240 л. с. x 65 руб./л. с.);

  • за год – 14 300 руб. (240 л. с. x 65 руб./л. с. x 0,9167).

Налоговая декларация

В соответствии с п. 1, 3 ст. 363.1 НК РФ налогоплательщики-организации по истечении налогового периода должны представлять в налоговый орган по месту нахождения ТС декларацию по налогу не позднее 1 февраля года, следующего за истекшим налоговым периодом.

С 01.01.2021 ст. 363.1 НК РФ утрачивает силу (п. 17 ст. 1 Федерального закона от 15.04.2019 № 63-ФЗ).

То есть декларация по транспортному налогу за 2019 год по сроку 03.02.2020 (так как 01.02.2020 – суббота) представлялась в последний раз.

Обратите внимание: с 2021 года юрлица перестанут представлять декларации по транспортному налогу начиная с налогового периода 2020 года. С 2021 года налоговые инспекции будут сами информировать организации, владеющие транспортными средствами, об исчисленном налоге за прошедший период. Всю необходимую информацию ФНС автоматически получает от регистрирующих органов (подразделений ГИБДД, центров ГИМС МЧС, органов гостехнадзора и т. п.).

Уплата налога

Порядок и сроки уплаты налога и авансовых платежей по налогу установлены ст. 363 НК РФ. Согласно п. 1 указанной статьи уплата налога и авансовых платежей производится налогоплательщиками в бюджет по месту нахождения ТС.

Местом нахождения ТС признается (п. 5 ст. 83 НК РФ):

для водных ТС (за исключением маломерных судов) – место государственной регистрации ТС (пп. 1);

для воздушных ТС – место нахождения организации, а при отсутствии такового – место государственной регистрации ТС (пп. 1.1);

для транспортных средств, не поименованных в пп. 1 и 1.1, – место нахождения организации (ее обособленного подразделения) (пп. 2).

Согласно действующей редакции абз. 2 п. 1 ст. 363 НК РФ порядок и сроки уплаты налога и авансовых платежей по налогу для налогоплательщиков-организаций устанавливаются законами субъектов РФ. При этом срок уплаты налога не может быть установлен ранее срока, предусмотренного п. 3 ст. 363.1 НК РФ (то есть не позднее 1 февраля).

С 01.01.2021 абз. 2 п. 1 ст. 363 НК РФ будет изложен в новой редакции (изменения внесены Федеральным законом от 29.09.2019 № 325-ФЗ): налог подлежит уплате налогоплательщиками-организациями в срок не позднее 1 марта года, следующего за истекшим налоговым периодом. Авансовые платежи по налогу подлежат уплате налогоплательщиками-организациями в срок не позднее последнего числа месяца, следующего за истекшим отчетным периодом.

То есть транспортный налог за 2019 год необходимо было уплатить не позднее 03.02.2020 (01.02.2020 – суббота), а за 2020 год и последующие периоды налог подлежит уплате не позднее 1 марта года, следующего за истекшим налоговым периодом.

Авансовые платежи необходимо перечислять:

в течение 2020 года – в сроки, установленные законом субъекта РФ;

в течение 2021 года и последующих периодов – не позднее последнего числа месяца, следующего за истекшим отчетным периодом.

Несколько слов о подтверждении льгот по транспортному налогу

Как отмечалось выше, декларации по транспортному налогу в налоговые органы не будут представляться за налоговый период 2020 года и последующие налоговые периоды.

С 01.01.2020 п. 3 ст. 361.1 НК РФ дополнен положениями, согласно которым заявление о предоставлении налоговой льготы рассматривается налоговым органом в течение 30 дней со дня его получения. В случае направления налоговым органом запроса, предусмотренного данным пунктом, руководитель (заместитель руководителя) налогового органа вправе продлить срок рассмотрения заявления о предоставлении налоговой льготы не более чем на 30 дней, уведомив об этом налогоплательщика.

Формы заявления налогоплательщика-организации о предоставлении налоговой льготы по транспортному налогу и (или) земельному налогу, порядок ее заполнения и формат представления указанного заявления в электронном виде утверждены Приказом ФНС России от 25.07.2019 № ММВ-7-21/377@.

Итак, чтобы воспользоваться льготами по транспортному налогу, организациям нужно подать заявление в инспекцию. При этом четких сроков НК РФ не устанавливает. Полагаем, что сделать это нужно в течение 2020 года, а тем, кто уплачивает авансовые платежи – в течение I квартала. Такой вывод можно сделать из Письма ФНС России от 03.12.2019 № БС-4-21/24690@.

Федеральным законом от 02.07.2021 № 305-ФЗ (далее – Закон) внесены многочисленные поправки в Налоговый кодекс РФ. Среди прочего они затронули и транспортный налог. При этом поправки вступают в силу в разное время.

Поправки, вступившие в силу 2 июля 2021 года

1. Закреплено использование единого источника сведений (реестра) о характеристиках налогооблагаемых транспортных средств (независимо от порядка исчисления и уплаты налога) (п. 76 ст. 2 Закона). Теперь мощность двигателя, необходимая для расчета суммы транспортного налога (авансового платежа по нему), организациями берется из реестра органов, осуществляющих госрегистрацию транспортных средств. До внесения поправок сведения о мощности двигателя организация, как правило, определяла на основании технической документации на соответствующее транспортное средство.

По нашему мнению, эта поправка позволит избежать споров с проверяющими в случаях, когда (например) мощность двигателя в кВт нужно пересчитать в лошадиные силы.

Поправки, вступающие в силу с 2 августа 2021 года

Поправки, вступающие в силу с 1 января 2022 года

1. Установлены особенности исчисления налога в отношении водных и воздушных транспортных средств, находящихся в общей собственности (п. 76 ст. 2 Закона).

При общей долевой собственности сумма налога (авансового платежа) исчисляется для каждого собственника пропорционально его доле. Если такие транспортные средства находятся в общей совместной собственности, то в равных долях для каждого из собственника.

Если в течение налогового периода меняются характеристики транспортного средства, а также доли налогоплательщика в праве общей собственности, то налог (авансовый платеж) исчисляется с учетом специального коэффициента.

2. Если в течение налогового периода у налогоплательщика возникло или прекратилось право на налоговую льготу, то транспортный налог (аванс по нему) в отношении льготируемого средства исчисляется с учетом коэффициента (п. 76 ст. 2 Закона). Определяется этот коэффициент как отношение числа полных месяцев, когда право на льготу отсутствовало, к числу календарных месяцев в налоговом (отчетном) периоде. При этом месяц возникновения права на налоговую льготу, а также месяц прекращения указанного права принимаются за полный месяц.

3. В Налоговом кодексе закрепили правило, что если право собственности на транспортное средство прекращено в связи с его принудительным изъятием по решению суда, то исчислять налог по нему прекратят с первого числа месяца, в котором оно было принудительно изъято (п. 76 ст. 2 Закона). Для этого налогоплательщик должен представить в любую инспекцию заявление. Также он вправе приложить к заявлению документы, которые подтвердят принудительное изъятие транспортного средства. Налогоплательщик-физлицо вправе подать указанное заявление и документы также в МФЦ.

При этом срок подачи налогоплательщиком заявления не определен. Иначе говоря, сделать это можно в любой момент. Мы рекомендуем подавать заявление в разумные сроки после документального подтверждения изъятия транспортного средства.

Полученное заявление инспекция рассматривает в течение 30 рабочих дней с момента его получения. Этот срок может быть продлен (не более чем на 30 дней), если инспекции необходимо запросить сведения, подтверждающие изъятие транспорта. По итогам рассмотрения заявления налогоплательщик получит уведомление о прекращении начисления транспортного налога или об отсутствии оснований для таких действий.

Этой поправкой законодатели закрепили подход, которого придерживались суды при рассмотрении споров об уплате налога по конфискованному транспорту. При этом ФНС России неоднократно рекомендовала инспекциям на местах руководствоваться сложившейся судебной практикой (письма ФНС России от 15.04.2021 № БС-4-21/5156@, от 16.03.2021 № БС-4-21/3396).

4. Регионы получили право самостоятельно определять не только основания, но и порядок применения льгот в отношении транспортных средства налогоплательщика (п. 72 ст. 2 Закона).

Юридические лица и ИП, имеющие в собственности транспорт, обязаны уплачивать транспортный налог. Для верного расчета его суммы недостаточно лишь найти произведение ставки налога и мощности двигателя. Необходимо также учитывать и другие параметры, к примеру, дату приобретения автомобиля или его стоимость.

Внимание! О новейших изменениях, касающихся уплаты транспортного налога в 2022 году, читайте в другой статье.

Кто должен уплачивать транспортный налог

Важно! Если в собственности имеется прицеп, то за него транспортный налог уплачивать не надо, даже если он оснащен мотором. Данную позицию Минфин обозначил в Письме от 16.02.2011 г. № 03-05-05-04/03.

Если субъект уклоняется от регистрации транспорта, это не освобождает его от ответственности по уплате налога. Об этом указано в Постановлении Президиума ВАС РФ от 07.06.2012 г. № 14341/11.

Изменения по налогу на транспорт в 2020 г.

В 2020 г. изменения по транспортному налогу коснулись ряда серьезных моментов.

Заявление на льготы

Налогоплательщики теперь должны уведомлять налоговую инспекцию о тех льготах, которые они имеют по налогу. Для такого уведомления используется форма, регламентированная Приказом ФНС от 25.07.2019 г. № ММВ-7-21/377@.

До 2020 г. такое уведомление подавать не нужно было, поскольку информация о льготах содержалась в декларации по налогу. Налоговики пояснили, что данный документ следует представлять только по налоговым периодам, начиная с 2020 г. За прошедшие годы уведомление не подается, также его не нужно подавать и в течение 2020 г. (если юрлицо реорганизовано или ликвидировано). Этот момент ФНС отметила в Письме от 12.09.2019 г. № БС-4-21/18359@.

Декларация по налогу на транспорт

Изменения в 2020 г. по налогу на транспорт коснулись и бланка декларации по нему. Новая его форма регламентирована Приказом ФНС от 26.11.2018 г. № ММВ-7-21/664@. Он использовался для сдачи декларации за 2019 г., а также для передачи корректировочных сведений.

Что касается декларации за 2020 г., то ее уже подавать не нужно, поскольку такая обязанность отменена на основании Федерального закона от 15.04.2019 г. № 63-ФЗ. Именно из-за того, что декларацию по транспорту отменили, компаниям нужно подавать в ИФНС заявление по льготам.

Важно! Для ИП не было предусмотрено необходимости по сдаче декларации по налогу на транспорт.

Новый перечень дорогих машин

При расчете налога теперь необходимо учитывать обновленный список транспортных средств, относящихся к дорогим. К ним применяются повышенные коэффициенты. В такой список были включены как автомобили премиум-класса, так и "народные" марки - Honda Pilot, Mazda CX-9 и Subaru Outback.

Проверка базы 1С на ошибки со скидкой 50%

Кто рассчитывает размер транспортного налога

Для физических лиц размер налога на транспорт рассчитывается налоговиками на основании информации, имеющейся у них. Что касается юридических лиц, то они сами рассчитывают размер аванса и окончательную сумму налога по окончании года и оплачивают эти суммы в бюджет.

Ставки налога на транспорт

Законодательством не установлен конкретный тариф по транспортному налогу. Дело в том, что этот налог - региональный, а потому тарифы устанавливаются субъектами России, но они не должны быть больше чем в 10 раз по сравнению со ставками согласно НК РФ.

Кроме того, тарифы налога зависят от других условий - типа ТС, наличия у него мотора, мощности этого мотора.

Сведения о ставках по налогу на транспорт в конкретном регионе можно посмотреть на сайте ФНС. В полях формы поиска указывается информация о налоговом периоде, субъекте РФ и наименовании муниципального образования. После этого нужно нажать кнопку "Найти" и перейти по гиперссылке "Подробнее".

Другим вариантом поиска является ввод сведений о конкретном законе, действующем в регионе по налогу на транспорт.

Повышающие коэффициенты по налогу на транспорт

Если в собственности налогоплательщика находится дорогостоящий автомобиль, налог определяется с учетом повышающего коэффициента. Этот момент установлен п. 2 ст. 362 НК РФ.

Повышающий коэффициент равен:

  • 1,1 - для легковых авто за 3-5 млн. руб. и годом выпуска не больше 3-х лет;
  • 2 - для легковых авто за 5-10 млн. руб. и годом выпуска не больше 5-ти лет;
  • 3 - для легковых авто за 10-15 млн. руб. и годом выпуска не больше 10 лет, а также для легковых авто от 15 млн. руб. и годом выпуска не больше 20 лет.

Список транспортных средств, по которым нужно рассчитывать налог с учетом повышенного коэффициента, содержится на сайте Минпромторга.

Как рассчитать, сколько лет прошло с выпуска транспортного средства? Для этого используются два способа:

  • на основании Письма ФНС РФ от 02.03.2015 г. № БС-4-11/3274@

В письме указано - при расчете налога на транспорт за 2014 г. для автомобиля 2011 г.в. количество лет с момента его выпуска равно 4 года. Соответственно, количество лет устанавливается в полных годах, и сам год выпуска также считается целым.

К примеру, транспорт выпущен в 2020 г., соответственно, с года его выпуска прошел полный 1 год. Значит, он включается в группу "от 1 до 2 лет", и для него используется повышающий коэффициент.

  • на основании Письма Минфина от 11.06.2014 г. № 03-05-04-01/28303

В письме указано - при расчете налога на транспорт за 2014 г. для автомобиля 2014 г.в. количество лет с момента его выпуска не больше 1 года.

К примеру, транспорт выпущен в 2020 г., соответственно с года его выпуска прошло не больше 1 года. Значит, он не включается в группу "от 1 до 2 лет", и для него не используется повышающий коэффициент.

Судебной практики по определению срока транспортного средства с момента его выпуска нет. А потому налогоплательщик самостоятельно принимает решение, какой способ он будет использовать для расчета. Он может обратиться к налоговикам и запросить порядок расчета транспортного налога в отношении конкретного ТС. На основании представленного письменного разъяснения субъект будет рассчитывать налог, снимет с себя ответственность и обезопасит от начисления пени.

Льготные положения по налогу на транспорт

Льготы по транспортному налогу регламентированы законодательством субъектов РФ. В ст. 361.1 НК РФ установлен только общий порядок их применения. К примеру, для использования льготы по транспортному налогу компания подает в налоговую инспекцию специальное заявление.

Важно! Для использования льготы компания обязательно должна подать заявление. Если этого не сделать, льготу не предоставят даже при условии, что упоминание о ней есть в региональном законодательстве.

Данный момент не относится к физлицам и ИП - льгота представляется налоговиками самостоятельно на основании имеющихся у них сведений. При этом предприниматели платят транспортный налог аналогично гражданам - на основании уведомления из ИФНС.

На основании п. 2 ст. 358 НК РФ в отношении некоторых транспортных средств налог вообще не уплачивается - они исключены из объекта налогообложения. В этом случае подавать заявление о льготе не требуется, поскольку освобождение действует в автоматическом порядке.

К примеру, транспортный налог не уплачивается, если автомобиль находится в розыске. Факт кражи подтверждается документами, выданными ГИБДД или на основании сведений, полученных налоговиками в порядке межведомственного информационного обмена.

Кроме того, некоторые транспортные средства не облагаются налогом, поскольку используются в особых сферах деятельности - сельском хозяйстве, при морском и речном промысле, транспортных и грузовых перевозках при морской, речной или воздушной транспортировке.

Как рассчитывается транспортный налог в 2020 г.

Транспортный налог рассчитывается только за те месяцы, в которых налогоплательщик владел транспортным средством. Расчет производится в полных месяцах, а регистрация может быть в любой день месяца, т.е. не с его начала.

В связи с такой ситуацией правила расчета транспортного налога следующие:

  • если регистрация транспорта была с 1 по 15 число месяца, он считается полным;
  • если регистрация была с 16 по последнее число месяца, то месяц в расчете не участвует.

Обратная ситуация наблюдается при снятии транспорта с регистрационного учета:

  • если снятие было с 1 по 15 число месяца, то месяц в расчете не участвует;
  • если снятие было с 16 по последнее число месяца, он считается полным.

Сроки перечисления транспортного налога

На основании регионального законодательства устанавливаются сроки, в соответствии с которыми компании должны уплачивать транспортный налог полностью или авансовыми платежами. Что касается федерального законодательства, то в нем имеется лишь одно ограничение - согласно п. 1 ст. 363 НК РФ срок уплаты транспортного налога согласно региональному законодательству, не может быть ранее 1 февраля следующего года.

В 2021 г. срок уплаты для компаний поменяется: он сдвинется на 1 месяц и будет действовать на всей территории России. Так, транспортный налог нужно будет платить до 1 марта следующего года. Этот момент указан в п. 68 ст. 2 Федерального закона от 29.09.2019 г. № 325-ФЗ.

Важно! ИП будут уплачивать налог по прежним правилам - согласно полученному уведомлению из ИФНС и в срок не позже 1 декабря следующего года.

Что касается авансовых платежей, то они также устанавливаются законодательством субъектов РФ. В этой ситуации по итогам каждого квартала налогоплательщик должен заплатить сумму из расчета 1/4 от произведения налоговой базы и налоговой ставки (с учетом повышающего коэффициента).

Авансы уплачивают только те компании, которые находятся в субъектах РФ, установивших данные платежи на региональном уровне. С 2021 г. сроки авансовых платежей будут едиными на всей территории России - не позже последнего числа месяца, идущего за отчетным периодом.

Особенности транспортного налога в период коронавируса

Если компании или ИП работают в отраслях, наиболее пострадавших от коронавируса, и одновременно с этим они внесены в реестр СМП до 1 марта 2020 г., они вправе заплатить аванс за 1 кв. 2020 г. по транспортному налогу до 30.10.2020 г.

Кроме того, такие налогоплательщики вправе не платить налог и авансы по нему за период владения транспортом с 1 апреля по 30 июня 2020 г. Этот момент распространяется на транспортные средства, используемые в предпринимательской или уставной деятельности.

Остались вопросы или нужна помощь в начислении транспортного налога в 1С? Закажите консультацию наших специалистов!

Читайте также: