Когда отменят ндфл для малоимущих

Обновлено: 17.06.2024

В правительстве идет дискуссия о том, можно ли освободить малообеспеченные семьи от уплаты налога на доходы физических лиц (НДФЛ). Об этом рассказала спикер Совета Федерации Валентина Матвиенко.

По ее словам, сама она поддерживает такую идею, так как "разница в доходах у бедных и богатых очень высока". Но надо все просчитать и не скатываться к популизму, заявила Матвиенко в интервью телеканалу "Россия 24" в конце ноября.

Во вторник на вопрос Матвиенко министр экономического развития Максим Орешкин заявил, что считает "очень позитивной" для экономики идею отмены НДФЛ для малоимущих.

С момента введения НДФЛ и до 2009 года действовало правило, по которому ко всем полученным доходам физлиц (независимо от регионального статуса) применялся стандартный вычет в размере 100 рублей, и он действовал до момента, пока сумма полученных доходов за календарный год не превышала 20 тысяч рублей. Этот вид вычета применялся автоматически работодателем ко всем доходам своих сотрудников, позволяя экономить в год на уплате НДФЛ 2600 рублей.

После 2009 года величина стандартного вычета была проиндексирована до 400 рублей, а не облагаемая налогом сумма дохода за год – до 40 тысяч рублей, что соответствовало освобождению от уплаты НДФЛ в годовом эквиваленте 5200 рублей. Правило действовало до 2012 года.

- На протяжении семи лет в законодательстве не предусматривалось применение вычетов в отношении сумм доходов ниже прожиточного минимума (за исключением действующих вычетов по НДФЛ на детей), – напоминает доцент кафедры бухгалтерского учета и налогообложения РЭУ им. Г.В. Плеханова Равиль Ахмадеев.

По его мнению, идея возврата социальной составляющей налоговой функции по НДФЛ является более чем разумной.

- За последние пять лет к теме периодически возвращались, но не могли определиться с уровнем получаемого необлагаемого дохода жителями в разрезе тех регионов, где уровень жизни малообеспеченных слоев населения ниже среднего значения по стране. Одним из механизмов возврата к применению стандартного вычета по НДФЛ в отношении малообеспеченных граждан является подход, по которому на уровне каждого субъекта РФ может быть применено решение об установлении необлагаемой суммы НДФЛ, ежегодно корректируемое на уровень инфляции в стране. В данном случае региональные власти самостоятельно принимают данное правило. Такой подход более чем справедлив, поскольку не опирается на усредненные показатели по всей стране, – полагает Ахмадеев.

В мире много стран, где есть льготы по налогам для малоимущих – Австралия, Австрия, Бельгия, Великобритания, Германия, Греция, Кипр, Финляндия, Франция, Швейцария и другие страны, среди них и страны Восточной Европы.

С другой стороны, обращает внимание директор Института социально-экономических исследований Финансового университета при правительстве РФ Алексей Зубец, есть много стран, где бедные не исключены из-под налогообложения и где к ним применяется пониженная, но не нулевая ставка. Это, например, Испания, Италия, Канада, Польша, Словакия, США, Новая Зеландия и другие страны.

- Введение налоговых льгот для бедных фактически означает введение прогрессивной шкалы налогообложения, когда до определенного уровня дохода ставка НДФЛ равна нулю, а при доходе выше порогового значения становится 13% или более, – подчеркивает он. Возврат к прогрессивной шкале, по его мнению, приведет к росту числа псевдобедных. Бизнес начнет понижать зарплаты низкооплачиваемых сотрудников, чтобы вывести их в зону, не облагаемую НДФЛ, и сэкономить на фонде оплаты труда.

Резко вырастет нагрузка и на налоговые органы, которые должны будут собирать и обобщать информацию о доходах из разных источников, чтобы вести комплексный учет доходов населения для предоставления льгот. "Параллельно увеличится объем зарплат в конвертах, так как зарплата наличкой получит дополнительный экономический стимул, – говорит Алексей Зубец. – Упадет средняя зарплата в стране, так как у предпринимателей появится стимул снижать ее до порога исключения из-под НДФЛ". Он считает, что бороться с бедностью стоит "не игрой с налоговыми ставками, а повышением минимального уровня оплаты труда и минимальных пенсий хотя бы в два раза к нынешнему уровню".

- Государство понимает, что взыскание налога с малообеспеченных категорий приводит к росту нищеты и необходимости тратить деньги на пособия по бедности. Нам давно пора перейти к этой практике. Надо увеличить и налогообложение для тех, кто получает свыше 500 тысяч в месяц, установив ставку в 15%, – уверен проректор Академии труда и социальных отношений Александр Сафонов. – Да, это может отразиться на доходах бедных регионов, но при этом сократит и их расходы на социальную помощь. А в рамках перераспределения доходной базы можно было бы установить практику, при которой для профицитных регионов зачисление в региональные бюджеты НДФЛ идет по ставке 13% , а 2% Минфин перечисляет в пользу бедных регионов.

Премьер-министр Дмитрий Медведев в конце ноября заявлял, что это "очень чувствительная тема", которая требует тщательного изучения. "Это всегда тонкая история, как только появится такого рода деление в налоговом законодательстве, ряд людей могут посчитать себя незаслуженно обойденными. Скажут: мы тоже не богатые, а с нас почему-то НДФЛ все-таки решили брать, его сохранили",- сказал он. По его словам, над этой идеей надо еще подумать, но она "в принципе" остается. Новый виток дискуссии дал в сентябре глава ВТБ Андрей Костин, который предложил освободить малоимущих от НДФЛ.

77839_l

Про необходимость введения в России прогрессивной шкалы налогообложения говорят уже давно – ее отличия от плоской системы (когда все, независимо от дохода, уплачивают 13% НДФЛ) в том, что чем выше доход гражданина, тем больше ставка налогообложения к нему применяется. Это позволит обеспечить социальную справедливость, когда богатым приходится отдавать в бюджет большую часть своего дохода, в сравнении с бедными. В нынешних российских условиях, когда темпы падения доходов большинства граждан превышают 15-летний максимум, а в число живущих за чертой бедности можно отнести каждого шестого гражданина (около 16% по данным Росстата), такая концепция приобретает все большую актуальность.

Две возможные концепции

173409_original

Граждан с низкими доходами и вообще могут исключить из будущей накопительной системы.

Но ведь в таком случае новая система лишается всякого принципа добровольности, ведь если раньше всех включали в нее обязательно, то в будущем, в случае привязки к прожиточному минимуму, малоимущих насильно лишат такого права? Этот вопрос на заседании не озвучивался. Тем более что открытыми остаются многие другие аспекты: правовое основание пенсионной конструкции, возможность использования колдоговоров, ответственность работодателей и т.д. На решение всего этого спектра вопросов осталось не так много времени: Минфин и ЦБ должны представить готовую концепцию уже через месяц, а заработать она должна через год – к началу 2018 года.

Отменить подоходный налог

Предложение снять с малоимущих подоходный налог или, по крайней мере, сократить его, озвучивается не впервые.

0009

Впрочем, сегодня общественники уже не надеются, что Центробанк и Минфин решат частично лишить бедняков обязанности уплаты НДФЛ. Как сказала в интервью ИА Rambler News Service член ОП РФ Елена Тополева-Солдунова, ведомства учтут экономическое положение в стране и не позволят малоимущим не платить налог, хотя менять систему налогообложения на прогрессивную уже пора. Но в то же время, по мнению депутата Анатолия Аксакова, очень трудно будет мотивировать россиян войти в добровольную пенсионную накопительную систему, тем более, что большинство из них имеют очень низкие доходы. А понижение ставки НДФЛ стало бы как раз таким стимулом.

И вопрос стимулирования, действительно, остается самым насущным. Ведь если новая пенсионная система будет добровольной, то кто из малоимущих в ней будет участвовать?

Бедные не смогут или не захотят

Так что единственный возможный и адекватный вариант – это освобождение от НДФЛ той части дохода, которая будет перечислена в качестве пенсионного накопления (напомним, они будут составлять от 0 до 6% заработка). Конечно, было бы неплохо пойти на уступки малоимущим и освободить их от уплаты той части подоходного налога, которая осталась после отчислений в НПФ, но в ЦБ и Минфине на это явно не пойдут – сегодня на счету каждая копейка. Так что, скорее всего, оставшиеся после отчисления средства – от 7 до 13% дохода, будут выступать уже реально подоходным налогом.

2692396-pic4_zoom-1000x1000-39384

Адекватный вариант – это освобождение от НДФЛ той части дохода, которая будет перечислена в качестве пенсионного накопления.

Выбор, в данном случае, очевиден. Конечно, было бы неплохо, если бы инициаторы новой пенсионной реформы сделали исключение и позволили малоимущим переводить в накопления весь налог, но на это надеяться не стоит. Впрочем, стоит помнить, что концепция с НДФЛ не единственная, которую рассматривают в ЦБ и Минфине, а принимаемые ими решения далеко не всегда рассматриваются с точки зрения этики.

Читайте также: