Когда налоговая будет работать в обычном режиме в 2021

Обновлено: 16.05.2024

С 1 июля 2021 года ФНС получат больше оснований и полномочий благодаря новому закону № 470-ФЗ от 29.12.2020г, который меняет правила налогового мониторинга.

Больше оснований для выездных проверок

Сейчас, до 1 июля, по отношению к организациям действуют более мягкие правила. Согласно п. 10 ст. 89 НК ПФ повторная выездная налоговая проверка налогоплательщика может проводиться:

  • вышестоящим налоговым органом - в порядке контроля за деятельностью налогового органа, проводившего проверку;
  • налоговым органом, ранее проводившим проверку, на основании решения его руководителя (заместителя руководителя) - в случае представления налогоплательщиком уточненной налоговой декларации, в которой указана сумма налога в размере, меньшем ранее заявленного. Предметом такой повторной выездной налоговой проверки является правильность исчисления налога на основании измененных показателей уточненной налоговой декларации, повлекших уменьшение ранее исчисленной суммы налога (увеличение убытка).

С 1 июля 2021 года с повторной проверкой налоговая сможет прийти также, если компания увеличит в поданной уточненке заявленную к возмещению сумму НДС или акциза.

Меньше оснований для камеральных проверок

С 1 июля 2021 г. предусмотрено такое изменение. Камеральная проверка будет осуществляться при налоговом мониторинге, если он закончен досрочно и не меньше чем за 3 месяца со дня подачи декларации (расчета) или уточненки. Это правило используется в отношении отчетов, представленных за отчетный (налоговый) период, наступивший после 1 июля 2021 г. (п. 3 ст. 1, п. 7 ст. 6 Закона № 470-ФЗ).

На данный момент согласно п. 1.1 ст. 88 НК РФ камералку проводят по таким основаниям:

  • декларация (расчет) переданы позже 1 июля года, идущего за периодом, за который был мониторинг;
  • декларация по НДС (акцизам) передана с размером налога (акциза) к возмещению;
  • корректировочная декларация (расчет) передана, и в ней уменьшение размера налога к уплате или увеличение размера полученного убытка;
  • мониторинг закончен досрочно.

Больше оснований для осмотра

Налоговики вправе производить осмотр территории и помещений налогоплательщика, а также просматривать и анализировать предметы и документы. Такое право предоставляется для выяснения всех обстоятельств и полноты охвата ситуации.

Согласно п. 1 ст. 92 НК РФ осмотр может быть при:

  • выездной проверке;
  • камеральной проверке на основании декларации по НДС, если по п. 8 ст. 88 НК РФ заявлен НДС к возмещению или на основании п. 8.1. ст. 88 НК РФ в отчете обнаружены противоречия или несоответствия;
  • с июля 2021 г. будет еще одно основание для осмотра. Оно касается проверки декларации по НДС в рамках мониторинга, если в отчете есть: заявление на возмещение НДС; противоречия в нем самом или несоответствия с отчетами по НДС других налогоплательщиков (п. 8 ст. 88 НК РФ); несоответствия по п. 8.9 ст. 88 НК РФ.

Налоговый мониторинг – плюс или минус

Налоговый мониторинг – это новая схема между компаниями и налоговой, при которой не проводятся камеральные и выездные проверки. А с 1 июля такой налоговый контроль станет доступен большему числу организаций.

При осуществлении налогового мониторинга налоговики проверяют правильность расчета (удержания) и своевременность перечисления налогов, сборов и страхвзносов (п. 1 ст. 105.26 НК РФ). Мониторинг проводится инспекторами на основании заявления налогоплательщика.

Организация добровольно в режиме онлайн предоставляет доступ к своей первичке, бухгалтерскому и налоговому учету и другой информации. По итогам мероприятия ИФНС представляет мотивированное мнение, которое на основании п. 7 ст. 105.30 НК РФ обязательно к исполнению.

Как преимущество налогового мониторинга можно выделить то, что выездные проверки запрещены в период, за который проводится мониторинг (в отношении налогов, рассчитываемых и уплачиваемых налогоплательщиком самостоятельно). Также организации избавлены от камеральных проверок. Разумеется, при этом есть исключения – в п. 5.1 ст. 89 НК РФ:

  • выездную проверку проводит вышестоящая ИФНС (пп. 1);
  • налоговый мониторинг досрочно прекращен (пп. 2);
  • налогоплательщик не исполнил мотивированное мнение ИФНС (пп. 3). С 1 июля 2021 г. уточняется, что в данном случае речь идет о мнении, не выполненном до 1 декабря года, идущего за периодом осуществления мониторинга;
  • налогоплательщик подал корректировочную декларацию (расчет) за период осуществления мониторинга, в которой снижен размер налога к перечислению (пп. 4). Данный момент будет уточнен с 1 июля 2021 г. Проверка будет возможна, когда в календарном году (за который мониторинг не осуществляется), хозяйствующий субъект подал корректировочную декларацию (расчет) за период проведения мониторинга. При этом в такой декларации содержится информация об уменьшении суммы к уплате, увеличении размера НДС или акциза к возмещению или увеличении размера убытка.

Пока налоговый мониторинг– это добровольная процедура, перейти на нее в праве любая организация, достаточно соблюдать 3 условия (ст. 3 105.26 НК), лимиты по которым снизят с 1 июля:

  • общая сумма НДС, акцизов, налога на прибыль и НДПИ – 300 млн рублей и выше (с 01.01.2021г – 100 млн рублей, сюда можно будет включить НДФЛ и взносы)
  • доходы по данным годовой бухгалтерской (финансовой) отчетности – 3 млрд рублей и выше (с 01.01.2021г – 1 млрд рублей) размер активов по данным годовой бухгалтерской (финансовой)
  • отчетности – 3 млрд рублей и выше (с 01.01.2021г – 1 млрд рублей)

Заявление о переходе на налоговый мониторинг можно будет подать не позднее 1 сентября. Период, за который проводится налоговый мониторинг – один календарный год, а срок проверки – год и девять месяцев (105.26 НК).

Что ждет дальше?

По итогам 2020 года по данным ФНС на налоговый мониторинг перешло всего 209 компаний (116 новых к 95 уже действующим участникам налогового мониторинга). Пока это преимущественно крупные холдинги.

Экспертное мнение к статье предоставила доцент кафедры Менеджмента и сервиса ОмГТУ, аттестованный практикующий аудитор Галюкшова Тамара Викторовна.

Поможем с 1С всегда! Бесплатная Линия консультации 24/7

Решим любые ваши вопросы по работе в 1С. Проконсультируем по телефону, почте, через сервис 1С-Коннект 24 часа в сутки / 7 дней в неделю / 20 минут в день.

Выездная проверка проводится за три года, предшествующих ее началу (ст. 89 НК РФ). Так в 2021 году инспекторы в рамках выездных контрольных налоговых мероприятий вправе проверить у вас 2018, 2019 и 2020 годы, а также месяцы текущего года до ее начала. Например, если проверку назначили на ноябрь 2021 года, то контролеры уполномочены проверить учет за 2018–2020 годы и январь-октябрь 2021 года.

Чтобы выездная налоговая проверка началась, выносится соответствующее Решение руководителя ИФНС по месту регистрации фирмы или по месту прописки ИП. Разберемся, как не спровоцировать своими действиями выездную налоговую проверку, какие изменения в законодательстве произошли и какие планируются, а также традиционно примеры из практики и полезные советы.

как не спровоцировать своими действиями выездную налоговую проверку

Распространенные заблуждения

Бытует мнение, что новые компании и ИП первые 3 года работы не проверят, то есть делай, что хочешь, с высокой долей вероятности выездной проверки не будет. По факту контролеры могут принять решение провести проверку в отношении любой фирмы и предпринимателя, в любое время, если благодаря комплексному анализу данных они предполагают, что можно собрать больше денег в бюджет. Причем анализ этот производится в основном в автоматическом режиме с использованием качественного программного софта ФНС. Так что бизнесмены-новички от проверки вовсе не застрахованы, особенно если решат участвовать в незаконных схемах или проводить через себя операции по обналичке.

Ошибочно считать, что смена юридического адреса фирмы и перевод в другую ИФНС поможет уклониться от выездной проверки. Способ не сработает. Сейчас невозможно сменить адрес до тех пор, пока не пройдет назначенная выездная проверка.

Также ошибочным считается, что у ИП получится избежать проведения выездной налоговой проверки, если до ее начала он успеет сняться с учета. Этот финт не пройдет. Ликвидированное ООО налоговики действительно проверить уже не смогут, т.к. юридическое лицо, в отношении которого планируется проверка, уже не существует и исключено из реестра без правопреемства. Но в отношении ИП применяются другие правила. ФНС разрешается проверять работу предпринимателя как в процессе снятия с учета, так и в течение трех лет после ликвидации коммерческой деятельности.

Учитывайте этот важный момент при ведении бизнеса через ИП, чтобы нежданная налоговая проверка не застала вас врасплох, поскольку предприниматель отвечает по долгам всем своим имуществом (включая личное).

Аналогично начало процедуры банкротства ООО не спасет от выездной налоговой проверки его. Статья 89 НК РФ не подразумевает исключений для проведения выездной налоговой проверки в период банкротства предприятия (Постановление Арбитражного суда Волго-Вятского округа № Ф01-5626/2014 от 29.12.2014 года).

Есть ли мораторий на выездные проверки в 2021 году

Нет, мораторий на выездные налоговые проверки в 2021 отсутствует. Не путайте плановые налоговые проверки ФНС и плановые проверки, которые проводят другие госорганы.

Правительство установило мораторий на проведение проверок постановлением № 1969 от 30.11.2020 года. Основную часть субъектов МСП не проверяют до конца 2021 года. Но запрет распространяется на плановые проверки Роспотребнадзора, Государственной Инспекции Труда, МЧС и другие неналоговые ревизии. Налоговых проверок указанные нормы не касаются и мораторий на них не действует.

Как в 2021 году ФНС выбирает претендентов на проведение выездной налоговой проверки

Как в 2021 году ФНС выбирает претендентов на проведение выездной налоговой проверки

Инспекторы проводят выездную проверку с напутствием от начальства, что абсолютно у всех имеются схемы уклонения от уплаты налогов и любой предприниматель не доплачивает государству. Не секрет, что руководством ИФНС ставятся планы на то, какие минимальные доначисления контролеры должны собрать по результатам проверки. Сумма в 500 тыс. руб. сейчас считается легким испугом и крайне успешной выездной проверкой для налогоплательщика. Согласно официальной информации ФНС в 2020 году по результатам одной выездной проверки контролеры в среднем взыскивали с одной компании около 20 млн. руб.

По-хорошему профессиональный бухгалтер всегда находится в режиме боевой готовности. Ведь к проверке обычно приводят стратегические просчеты в налоговом планировании, применение устаревших или высокорисковых способов оптимизации налогообложения, сделки с сомнительными контрагентами, неправильно сданные отчета, несвоевременные платежи в бюджет, а также регулярные изменения в законодательстве, за которыми не всегда успевает проследить бухгалтерия и т.д.

налоговая нагрузка ниже средней по отрасли;

убытки в течение 2-х лет подряд;

высокая доля вычетов НДС (более 89%);

среднемесячная заработная плата работника ниже среднего уровня по виду экономической деятельности в регионе

частое приближение в лимитам, дающим право на применение спецрежимов (УСН, ПСН, ЕСХН);

расходы ИП максимально близки к сумме его дохода;

всевозможные посреднические сделки, в которых не прослеживается деловая цель;

непредставление документов и пояснений по запросам налоговой инспекции (особенно по НДС и налогу на прибыль);

смена места регистрации фирмы и миграция между ФНС;

существенное отклонение уровня рентабельности;

ведение деятельности с высоким налоговым риском (имеется ввиду подозрения на мнимые и фиктивные сделки и т.д.).

На самом деле налоговики анализируют деятельность по более 100 критериям риска, но перечисленные 12 считаются основными.

Как в оценке рисков выездной налоговой проверки поможет бухгалтерская программа 1С

Информацию, полученную в этом отчете, нельзя считать 100% гарантирующей проведение выездной проверки или ее отсутствие, однако если бухгалтерская программа в автоматическом режиме обнаружила уязвимости в вашем учете есть повод над чем задуматься и пересмотреть в работе. Ну и конечно, чтобы отчет показал корректную информацию, должен качественно и своевременно вестись учет.

Как снизить риск проведения выездной налоговой проверки

Если от контролеров стало поступать много вопросов, то проведите самостоятельно внутренний аудит учета или пригласите для экспресс-аудита специалистов со стороны. Своевременное исправление ошибок, поможет избежать санкций и доначислений.

Тщательно проверяйте контрагентов, с которыми работаете, вовремя собирайте первичные документы от поставщиков и покупателей, проверяйте с помощью сервисов на сайте ФНС свою рентабельность, налоговую нагрузку и допустимую долю вычетов, вовремя отвечайте на письма и требования из ФНС и т.д.

Как снизить риск проведения выездной налоговой проверки

Можно ли отсрочить проведение выездной налоговой проверки, если главбух в отпуске

Нет, нельзя. В НК РФ не предусмотрена возможность переноса сроков выездной проверки из-за отпуска главбуха или вообще его отсутствия в организации (например, старый главный бухгалтер уволился, нового еще не приняли в штат). Более того, при назначении выездной налоговой проверки целесообразно оперативно отозвать главного бухгалтера из отпуска. Если это не представляется возможным, то за главного по финансам может выступить руководитель, либо иной сотрудник, назначенный приказом директора. Но отодвинуть срок проверки точно не удастся.

А есть ли вообще какие-то способы перенести выездную налоговую проверку или ее отменить

Если вы получили на руки Решение о начале проведения выездной налоговой проверки, то перенести срок ее начала не выйдет. Проверку может отсрочить только сама налоговая служба, например, из-за того что ей требуется собрать дополнительную информацию от контрагентов налогоплательщика.

Налоговики не проводят выездную проверку за периоды, которые контролировались в рамках налогового мониторинга, правда, тоже с нюансами. Проверка может состояться только в случаях: если налоговый мониторинг прекратился досрочно, компания не выполнила указания, которые получила от ФНС во время мониторинга, или подала уточненную декларацию за период, который налоговая контролировала.

Выездная проверка переносится или приостанавливается в результате ЧС, если на территории, где проводится контроль, случился потоп, наводнение, пожар или другие чрезвычайные происшествия.

Что ИФНС не имеет права делать, проводя выездную проверку

Проверьте, не нарушаются ли ваши права, так инспекторы не могут проводить проверку:

если в Решении о начале выездной проверки нет подписи начальника ФНС или его заместителя. В этом документе указывается срок проверки, рабочая группа сотрудников инспекции, а также налоги и сборы, которые будут проверяться.

по одним и тем же налогам более двух раз в год, если проверяют один и тот же налоговый период. Больше двух месяцев (в особых случаях — до полугода), а с 1 июля 2021 года — больше 10 рабочих дней.

Выездная проверка с участием сотрудников полиции

Совместная с полицейскими проверка допускается даже из-за того, что инспекторы выявят у компании неблагонадежных по их мнению контрагентов (Постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа № А32-33703/2018 от 21.03.2019 года). Полный перечень оснований, дающих право налоговикам захватить с собой на проверку сотрудников правопорядка, указан в письме ФНС № АС-4-2/14007@ от 24.08.2012 года.

Где посмотреть план выездных налоговых проверок

Где посмотреть план выездных налоговых проверок

Другие контролирующие органы ежегодно составляют план проверок, их проводят с определенной периодичностью, например, один раз в три года или пять лет. Налоговая служба план выездов для проверки исчисления и уплаты налогов не публикует, а отбор кандидатов ведется в течение всего налогового периода. Проверка назначается сразу после выявления достаточных оснований и выявления уязвимостей.

Что в планах у налоговой службы на 2022 год

В 2022 году планируется ужесточение обеспечительных мер, связанных с проведением выездных налоговых проверок.

Инспекторам хватит только предположения, что вы участвуете в схеме, чтобы применить обеспечительные меры, соответствующие поправки в НК РФ Минфин направил в Правительство. Так, ваше имущество смогут арестовать уже сразу после назначения выездной налоговой проверки. Цель новых поправок лишение возможности недобросовестных налогоплательщиков уйти от взыскания. На данный момент налоговики после решения по проверке вправе применить обеспечительные меры. Так, если они считают, что компания может скрыть имущество, то введут запрет на отчуждение активов (ст. 101 НК РФ).

Обеспечительные меры полностью отменят, только если по результатам проверки не выявят недоимку. Но компания сможет заменить арест имущества на другие меры — банковскую гарантию, залог ценных бумаг или поручительство.

Марина Крицкая

На фоне ухудшения ситуации по заболеваемости COVID-19 президент подписал указ о введении нерабочих дней в октябре – ноябре 2021 года. Таким образом, планируемые ноябрьские праздники увеличиваются, в итоге россияне будут отдыхать 9 дней — с 30 октября по 7 ноября включительно.

Согласно Указу Президента РФ от 20.10.2021 № 595, рабочие дни до традиционного ноябрьского праздника — с 1 по 3 ноября — станут нерабочими, но при этом должны быть оплачены. Напомним, что, согласно действующему производственному календарю, 4–7 ноября 2021 года — нерабочие дни с учетом переносов по Постановлению Правительства РФ от 10.10.2020 № 1648.

Обратите внимание: на этот раз субъектам РФ предоставляется право удлинять нерабочий период с 30 октября по 7 ноября с учетом санитарно-эпидемиологической обстановки и особенностей распространения COVID-19 в конкретном регионе.

Высшие должностные лица субъектов РФ вправе установить дополнительные нерабочие дни до 30 октября 2021 года и (или) продлить их после 7 ноября 2021 года с сохранением за работниками заработной платы.

Документ, как и принятые ранее, во время пандемии, документы об установлении нерабочих дней с сохранением зарплаты, может вызывать вопросы. Попробуем разобраться в них с учетом устоявшейся практики.

Можно ли не исполнять указ?

На этот вопрос ответим однозначно — нельзя. Указы и распоряжения президента, согласно ст. 90 Конституции РФ, обязательны для исполнения на всей территории Российской Федерации.

Дело в том, что часть компаний принимает негласное решение продолжать работать в обычном режиме и не издавать приказы. Но даже несмотря на то, что указ создает много вопросов для бизнеса, его нужно исполнить.

Почему это важно? Приняв решение о том, что ваши работники все же будут выходить на работу в обычном режиме с 1 по 3 ноября 2021 года, вы должны помнить об административной ответственности, в частности, за нарушение санитарно-эпидемиологических норм и трудового законодательства. Есть риск нарушения охраны труда в этот период, если с работником что-то случится на рабочем месте.

Наконец, сотрудник может пожаловаться на работодателя в трудовую инспекцию, и тогда возникнут неприятности. Всегда важно взвешивать все риски и последствия.

Неисполнение указа и позиция Минтруда

Ранее Минтруд предупреждал работодателей о последствиях, которые им грозят в случае принуждения сотрудников продолжать работу в нерабочие дни под угрозой увольнения или сокращения зарплаты.

Если информация о незаконных действиях компании дойдет до инспекции труда, то ему незамедлительно будет направлено предостережение о недопущении нарушения. Кроме того, его ждет проверка трудовой инспекции.

Если факты подтвердятся, то неизбежно применение мер инспекторского реагирования. Компания получит предписание с требованием устранить нарушения.

Что будет, если нарушение не устранить?

За это будут штрафовать:

  • должностных лиц на суммы в размере от 1 000 до 20 000 руб.;
  • ИП на суммы в размере от 1 000 до 5 000 руб.;
  • юрлиц на суммы в размере от 30 000 до 50 000 руб.

Парадокс в терминологии

По сути, в очередном указе вновь упоминается вид времени отдыха, который до этого не встречался в Трудовом кодексе — нерабочие дни с сохранением зарплаты.

До выхода указа работодателям были известны только виды времени отдыха, указанные в ст. 107 ТК РФ:

  • нерабочие праздничные дни (установлены ст. 112 ТК РФ и региональными законами);
  • выходные дни.

На что указывает упомянутая в указе ст. 112 ТК РФ?

Комментарии дает кандидат юридических наук, ведущий специалист по разрешению трудовых споров и конфликтов Юлия Холодионова:

Алгоритм действий работодателя

Чтобы понять, как действовать в нынешний ситуации, нужно обратиться к рекомендациям Минтруда.

Указ об установлении нерабочих дней в октябре – ноябре 2021 года не содержит перечня организаций, на которые режим нерабочих дней не распространяется.

Но ранее Минтруд обращал внимание на следующие моменты:

1. Работодатели вправе самостоятельно определить численность и состав сотрудников, необходимых для обеспечения функционирования компании, включая возможность работы дистанционно. При этом они обязаны соблюдать требования Минздрава и Роспотребнадзора по профилактике коронавирусной инфекции.

2. Решение работодателя оформляется приказом (распоряжением), локальным нормативным актом компании.

3. Допускается дистанционный формат работы в соответствии с гл. 49.1 ТК РФ, если это позволяют трудовые обязанности и организационно-­технические условия.

4. Если в период нерабочих дней работник находится в отпуске, то отпуск на этот период не продлевается.

Как издать приказ о нерабочих днях

В связи с установленными нерабочими днями в октябре – ноябре 2021 года работодателям нужно донести до сотрудников информацию в формате приказа.

Приказ издается в произвольной форме, но при его составлении нужно использовать такие формулировки, которые соответствуют положениям указа президента.

С приказом каждый работник должен быть ознакомлен под подпись .

Бухгалтерский и налоговый учет, расчеты по сотрудникам, отчетность в ФНС, ПФР, ФСС и Росстат, валютный учет — все в одном сервисе.

Нерабочие дни с сохранением зарплаты и табель рабочего времени

Основной вопрос, который волнует кадровиков: какой код указывать в табеле учета рабочего времени, если нет такого кода, который бы обозначал новый вид времени отдыха? Важно при этом, чтобы выбранный в итоге код не уменьшил заработную плату и не ухудшил интересы работников в сравнении с действующим законодательством. И в данном случае нет единого инструмента для решения этих сложностей.

Минтруд неоднократно предлагал работодателям самостоятельно определить обозначение нерабочих дней в табеле учета рабочего времени. Компании вправе дополнять применяемые в табеле условные обозначения в рамках формирования своей учетной политики.

Так как в период нерабочих дней зарплата сохраняется, норма рабочего времени не уменьшается. Нерабочие дни относятся к отработанному времени и у сотрудников, работавших в этот период, и у их коллег, которые отдыхали.

Как оплачиваются нерабочие дни с сохранением заработной платы

Дни с 1 по 3 ноября оплачиваются как обычные рабочие дни.

Минтруд в Письме от 31.05.2021 N 14-3/ООГ-4986 настаивает на том, что наличие нерабочих дней в календарном месяце — не основание для снижения зарплаты. Тем, чья работа оплачивается сдельно, за указанные нерабочие дни выплачивается вознаграждение, определяемое локальным нормативным актом. Суммы расходов на эти цели относятся к расходам на оплату труда в полном размере.

Сотрудники должны получить зарплату, предусмотренную трудовым договором, в том же размере, как если бы они полностью отработали нерабочие дни — выполнили норму рабочего времени при повременной оплате или норму труда при сдельной оплате. Обычно она включает должностной оклад, компенсационные и стимулирующие выплаты, если они установлены.

За нерабочие дни с 1 по 3 ноября 2021 года выплачивается соответствующее вознаграждение, определяемое локальным нормативным актом. Суммы расходов на эти цели относятся к расходам на оплату труда в полном размере.

Те сотрудники, которые будут работать с 1 по 3 ноября 2021 года, получат оплату в обычном размере. Однако по инициативе работодателя может быть установлена и повышенная оплата.

При определении среднего заработка нерабочие дни с 1 по 3 ноября 2021 года и сохраненная зарплата за этот период не учитываются. Эта норма распространяется на тех сотрудников, которые были освобождены от работы.

Если сотрудник продолжал работать и в табеле учета рабочего времени у него указаны рабочие дни, то этот период и суммы выплат за него учитываются при исчислении среднего заработка.

Сроки выплаты зарплаты

Она начисляется в сроки, которые определены в компании. Ранее Минтруд пояснял, что в нерабочие дни зарплата должна поступить не позднее дат, установленных в компании.

Если срок выплаты зарплаты выпадает на нерабочие дни, рекомендуется произвести выплаты до их начала. Минтруд именно рекомендует, а не обязывает это сделать.

Вполне возможно, что банки будут работать в нерабочие дни, поэтому с тем, чтобы произвести выплаты, например, 1 или 3 ноября, если в компании установлена именно эта дата, проблем не возникнет. Зато если вы выплатите зарплату заранее, например, 29 октября, то может возникнуть риск нарушения норм Трудового кодекса, который обязывает производить выплаты не реже двух раз в месяц. Можно заранее поинтересоваться, сможет ли банк провести платежи в нерабочие дни.

Подробнее о том, как оплачивались нерабочие дни и применялся Указ Президента РФ от 25.03.2020, эксперт Евгения Конюхова объясняет на видео.

Копирование и любая переработка материалов Контур.Журнала запрещены

Не пропустите новые публикации

Подпишитесь на рассылку, и мы поможем вам разобраться в требованиях законодательства, подскажем, что делать в спорных ситуациях, и научим больше зарабатывать.

В 2021 году некоторые начинающие ИП могут вовсе не платить налог, всем ИП на патенте удастся сэкономить благодаря вычету страховых взносов, а вот ставки по УСН увеличились. Предпринимателю стоит следить за этими изменениями, чтобы воспользоваться всеми льготами и избежать штрафов. Мы спросили у экспертов из Тинькофф, что изменилось в налогообложении бизнеса, как быть в курсе и что поможет ИП спокойно работать в 2021 году.

ИП может перейти на самозанятость

Новые ИП могут не платить налог

  • на первые два года — для ИП на УСН;
  • на два срока действия патента — его можно купить на 1–12 месяцев в пределах одного календарного года, то есть в мае его оформят только до декабря, потом придётся купить новый.

Тинькофф Бизнес помогает тем предпринимателям, кто работает сам и без бухгалтера или юриста. Чтобы зарегистрировать ИП, будущий бизнесмен должен просто заполнить онлайн-заявку на сайте. При этом специалисты помогут выбрать виды деятельности и оптимальный налоговый режим. Они обязательно сообщат о возможности воспользоваться налоговыми каникулами. Новоиспечённый ИП не упустит шанс снизить налоговую нагрузку на старте.

Патентная система стала доступнее

Чтобы предприниматели, работающие ранее на ЕНВД, смогли безболезненно сменить налоговый режим, власти внесли поправки в патентную систему налогообложения (ПСН). Больше направлений бизнеса. Теперь под патент попадает 80 видов деятельности, а не 63. Например, добавили производство валенок, услуги автостоянок, уход за домашними животными и печать визиток. Старые формулировки также изменили и расширили. Под патент теперь попадают торговые точки и общепит, если площадь их зала —до 150 м 2 , вместо ограничения в 50 м 2 . Кроме того, регионы могут устанавливать свои дополнительные виды деятельности для патента. Уменьшение патента на страховые взносы. ИП с 2021 года может подавать заявление на вычет уплаченных страховых взносов из стоимости патента. Если это страховые взносы за себя, то патент можно уменьшить на всю сумму, если за сотрудников — на 50%. Раньше такого не было — ИП платил и страховые взносы, и стоимость патента.

Для всех ИП, кто открыл счёт в Тинькофф Банке, доступна онлайн-бухгалтерия. Она позволяет организовать все расчёты с бюджетом — уплату налогов, сборов и страховых взносов. Первые два месяца бухгалтерское обслуживание для начинающих ИП предоставляется бесплатно. Специалисты на старте помогут определиться с оптимальным налоговым режимом и проконсультируют, что и как нужно будет платить. В онлайн-бухгалтерии есть платёжный календарь, чтобы ИП мог все планировать заранее. К тому же он напомнит и подскажет, когда лучше заплатить страховые взносы. Если выполнять эти рекомендации, удастся уменьшить налог на сумму взносов.

Упрощенцам разрешили расти

  • Новый режим УСН-онлайн. ИП на упрощёнке, использующие онлайн-кассу, не сдают налоговую декларацию. Остальные ИП без кассы обязаны отчитываться — ежегодно сдавать декларацию, а каждый квартал — расчёт по авансовым платежам УСН.
  • Новые платёжки для расчётов с бюджетом. Изменились правила заполнения платёжных поручений и реквизиты при уплате налогов, сборов, страховых взносов.

Всем клиентам Тинькофф Бизнес доступен сервис, который автоматически рассчитывает налоговую базу и налоги прямо в приложении или в личном кабинете на сайте. Сервис не забудет применить нужную ставку и учесть все ограничения. В итоге ИП не оштрафуют за неверно рассчитанный налог. Не будет проблем и с уплатой платежей — сервис сформирует платёжные поручения с актуальными реквизитами и напомнит о сроках. Даже налоговую декларацию можно сдать дистанционно — банк выпустит специальную электронную подпись и отправит отчётность в налоговую за ИП.

Ставка НДФЛ выросла для богатых

Налог на доходы физлиц рассчитывается теперь по прогрессивной шкале. Базовая ставка — 13%, но если доход в течение года превысил 5 миллионов ₽, она увеличивается до 15%. Сверхлимитный доход облагается по этой повышенной ставке. Это касается ИП на общей системе налогообложения, которые платят НДФЛ со своих доходов, а также всех высокооплачиваемых наёмных сотрудников, с чьей зарплаты любой ИП-работодатель уплачивает НДФЛ.

ИТ-шникам добавили льгот

Целый комплекс изменений коснулся ИТ-отрасли — для них появились новые льготы по налогу на прибыль, НДС и страховым взносам. Освобождение от НДС. Предприниматели в сфере ИТ, применяющие общую систему налогообложения (ОСНО), теперь не должны платить НДС со своих продуктов и услуг. Их освободили от уплаты этого налога полностью. Налоговый манёвр. Ставка налога на прибыль для них уменьшилась с 20 до 3%. Условия получения такой скидки: они внесены в реестр ИТ-компаний, доход от ИТ-продуктов и услуг — не менее 90% всей выручки, а в штате — от 7 сотрудников. Пониженные страховые взносы. В ИТ-сфере работодатели теперь выплачивают ещё меньше страховых взносов — с 14% ставка уменьшена до 7,6%. С зарплаты сотрудников только 6% уходит на пенсионное страхование и 1,6% — на медицинское страхование. Работодатели в других сферах и отраслях отчисляют страховые взносы в размере до 30% с зарплат, поэтому льгота существенная. Про эти льготы для ИТ-компаний много пишут в новостях, но не все ИП до сих пор разобрались, смогут ли получить такие подарки от налоговой. Чтобы уточнить, нужно найти экспертов и задать вопрос. Вот только у малого бизнеса часто нет под рукой таких экспертов.

Страховые взносы не выросли

Читайте также: