Какому важному принципу британского конституционного права противоречила налоговая политика стюартов

Обновлено: 28.04.2024

Начало реставрации монархии Стюартов и правление Карла II

Реставрация монархии Стюартов происходила по причине стремления буржуазии и джентри после смерти Оливера Кромвеля сохранить права и привилегии, которые были завоеваны в процессе революции. Они хотели сделать это через восстановление монархии.

В соответствии с замыслом правящей группировки буржуазии и джентри, конституционная монархия Стюартов должна была дать гарантию незыблемости основных революционных завоеваний.

Возврат власти Стюартов был основан на соглашении определенных слоев и феодальной аристократии. Все это осуществлялось при условии соблюдения совокупности легитимных процедур.

Союз английской буржуазии с феодальным дворянством закреплялся с помощью Бредской декларации, принятой в апреле 1660 года. В ней Карл II давал обещание простить всех лиц, которые участвовали в борьбе с королем. Такие лица должны были в течение 40 дней с момента публикации декларации дать обещание быть в будущем лояльными подданными. Декларация провозглашала свободу совести. Король дал клятву признания действующими всех сделок, которые были заключены во время революции. В то время многие роялисты, боялись конфискации и стремились продать свои имения.

Формально имения, которые были конфискованы у короля, должны были вернуться ему без компенсации, но король не смог получить их. Вместо этого парламент назначил жалование королю (цивильный лист), которое составляло 1280 тыс. ф. ст. в год. Все конфискованные земли были возвращены церкви.

В апреле 1660 года был созван парламент, который король в скором времени распустил, создав в 1661 году новый. Последний получил название Кавалерского, поскольку преобладающими там были сторонники короля. Этот парламент действовал с 1661 по 1679 год. Карл II, опираясь на созданный парламент, правил практически самодержавно, при этом его политика сталкивалась с растущим противодействием в рамках самого господствующего класса, в котором произошло разделение в вопросе об отношении к монархии.

Парламент был недоволен властью, которая находилась в руках Тайного совета, членов которого назначал король и они не несли ответственность перед парламентом.

Палата общин также очень негативно относилась к религиозным гонениям пуритан (например, суровое наказание пуритан за тайное отправление культа на основании Акта о тайных молельнях 1665 года). Критике подвергалась и внешняя политика короля, в том числе его зависимость от Франции, продажа крепости Дюнкерк Людовику XIV и др. Помимо этого, всеобщее осуждение вызывали постоянные кутежи короля, его разгульная жизнь, на что требовались очень большие денежные суммы.

Принятие и значение Habeas Corpus Amendment Act

Суды зачастую давали отказ в выдаче приказа хабеас корпус. Они ссылались на то, что распоряжение об аресте выдавалось по королевскому указанию или распоряжению Тайного совета, а также на то, что просьба выдать приказ была подана в вакационный период. Выдача приказа хабеас корпус не предполагала установку каких-либо сроков, обязательных для суда и должностных лиц, в адрес которых он был направлен. По этой причине в качестве следствия проявилась судебная волокита. Не было предусмотрено никаких санкций за необоснованный отказ выдать приказ хабеас корпус и за неисполнение судебных требований, которые были отражены в нем. Наконец, при отправлении задержанного лица в заморские владения Англии, он терял любую возможность получить в суде приказ хабеас корпус.

Хабеас корпус Акт был способен устанавливать законодательные ограничения на произвол королевской администрации. С его помощью создавались реальные конституционные гарантии, касающиеся неприкосновенности личности и ее прав на скорый и гласный суд.

Основные особенности этой процедуры заключались в следующем:

  1. Любой задержанный или заключенный в тюрьму человек могу получить письменный приказ по его просьбе или просьбе его родственников. Он касался ареста близлежащим судом, который наделен юрисдикцией в области уголовных дел.
  2. Обязанностью шерифа или тюремного смотрителя было в течение 3–20 дней (по расстоянию) с момента получения приказа Хабеас корпус доставить арестованное лицо в суд, который выдал данный приказ. Далее необходимо было составить подробный отчет о причине ареста. Если от должностного лица поступал отказ, то на него налагался штраф в пользу потерпевшего (первый раз — 100 ф. ст., второй раз – 200 ф. ст.). Также он должен быть уволен с должности.
  3. Судьи имели обязанность выдавать приказ не только в сессионный период, но и на время вакаций. Нарушение данного правила могло повлечь штраф в пользу потерпевшего в сумме 500 ф. ст.
  4. Должностное лицо имело обязанность в течение шести часов выдать арестованному копию предписания его ареста. Если оно отказывалось это сделать, то должно было быть наказано, аналогично неподчинению приказу суда (штраф в пользу потерпевшего: в первый раз — 100 ф. ст., второй раз – 200 ф. ст., включая увольнение с должности).
  5. Судья, к которому был доставлен задержанный, обязан был в течение 2 дней освободить или подвергнуть его аресту (освободить под залог). На основании приказа освобожденного нельзя было арестовать вторично по тому же обвинению. Виновные в этой сфере должны были быть наказаны штрафом в сумме 500 ф. ст.
  6. Лицо, которое освобождалось по приказу Хабеас корпус, не должно было снова быть заключено в тюрьму. Его нельзя было подвергать аресту до суда за то же самое преступление.
  7. Для предупреждения заточения за морями было запрещено отправлять жителей Англии и Уэльса как заключенных в английские владения. Те, кто нарушали данное правило, должны быть оштрафованы в пользу пострадавшего на сумму 500 ф. ст., в том числе уволены с должности.

Habeas Corpus Amendment Act представляет собой основной конституционный закон Англии, который содержит принципы демократического правосудия. Принципы включают презумпцию невиновности, надлежащую судебную процедуру, законность в процессе задержания, гласность и справедливость суда.

В акте была установлена ответственность должностных лиц и судей, наступающая в случае неисполнения предписаний акта. Наряду с этим, была выявлена историческая ограниченность закона. Это было связано с тем, что действие акта не распространялись на лиц, которые были арестованы за измену государству или тяжкие уголовные преступления. Во-вторых, для получения освобождения на поруки до суда был необходим существенный денежный залог, сумма которого была посильна не для каждого.

Вигский парламент созвали в 1679 году, он был распущен в этом же году. В новом парламенте в качестве большинства выступили тори. В это время король оказывается в полной материальной зависимости от французского короля, обещая поддерживать завоевательную внешнюю политику Франции против Голландии. Дотация в 1681 году составляла 2 млн ливров, в последующие 2 года было необходимо платить каждый год по 500 тыс. крон. Все это определило возможность получения независимости короля от парламента. Король, опираясь на дорийских джентри, армию и церковь, распускает парламент и снова правит один. Так, с 1681 по 1688 год наступает время беспарламентского правления.

Завершение монархии Стюартов

В 1685 году, после смерти Карла II, на престол вступает его брат – Яков II (1685–1688), который был глубоко предан королю Франции Людовику XIV (католику). Своей основной задачей он считал установление континентального абсолютизма и католицизма в Англии.

В то время борющиеся между собой партии тори и вигов решили объединиться и изгнать Якова II с престола. Они пытались достичь компромисса, который впоследствии заложил основу политической стабильности английского общества. Это было направлено на исключение крайностей королевского абсолютизма.

1. Этапы революции Королевская власть в Англии уже к началу XVII в. стала оплотом отживавших феодально-абсолютистских порядков, а экономически и социально усилившиеся буржуазия и новое дворянство стремились самостоятельно направлять политику правительства в своих интересах. В нижней палате парламента они нашли готовое политическое орудие для осуществления своих целей. Борьба между короной и парламентом, начавшаяся еще при Елизавете I, привела при Карле I к роспуску парламента (1629 г.), а в 1640 г. - к буржуазной революции, получившей название "Великий мятеж".

Историю английской буржуазной революции принято делить на четыре этапа:

· конституционный этап (1640 - 1642 гг.);

· первая гражданская война (1642 - 1646 гг.);

· борьба за углубление демократического содержания революции и вторая гражданская война (1646 - 1649 гг.);

· индепендентская республика (1649 - 1653 гг.).

2. Политические течения

Идеологическим оружием оппозиции абсолютизму явилось широкое общественное религиозно-политическое движение - пуританизм. Сложность социально-политического состава и религиозных воззрений пуританского движения привела к тому, что внутри их лагеря в преддверии и ходе революции сложились три главных политических течения:

· пресвитериан, к которым относились крупная буржуазия и земельная аристократия. Их требованием было ограничение королевского произвола и установление конституционной монархии с сильной властью короля;

· индепендентов - представителей среднего и мелкого дворянства, средних слоев городской буржуазии. Они добивались установления ограниченной конституционной монархии, признания и провозглашения неотъемлемых прав и свобод подданных;

· левеллеров, выделившихся из индепендентского течения и пользовавшихся наибольшей поддержкой среди ремесленников и крестьян. Левеллеры выдвинули идеи народного суверенитета, всеобщего равенства, требовали провозглашения республики, установления всеобщего избирательного права (для мужчин), возврата огороженных земель в руки общин, реформы системы общего права.

3. Характеристика конституционного этапа революции

Начало революции ускорилось поражением Англии в англо-шотландской войне 1639 г. Вспыхнувшие крестьянские и городские восстания, отсутствие денег, недовольство не только в народных низах, но и среди финансистов и купечества сделали положение монархии безвыходным и заставили Карла I созвать новый парламент. С момента созыва этого парламента, названного Долгим и работавшего с 3 ноября 1640 года до 20 апреля 1653 года, начинается конституционный этап революции. Долгий парламент в 1641 г. принял три важных акта :

· "трехгодичный акт", предусматривавший созыв парламента каждые три года независимо от воли короля;

· билль о нераспускаемости существующего парламента без его согласия;

· Великая Ремонстрация, содержавшая обширный (204 статьи) перечень злоупотреблений короны и отражавшая интересы буржуазии и нового дворянства. Ее основу составляли вопросы об обеспечении собственности на землю и защите движимого имущества от притязаний короны, о свободе торговли и предпринимательской деятельности, о прекращении религиозных преследований и финансового произвола, о политической ответственности должностных лиц перед парламентом; выдвигались также требования произвести реформацию церкви.

Долгий парламент разрушил основные орудия абсолютизма:

· ликвидировал чрезвычайные королевские суды - "Звездную палату" и "Высокую комиссию";

· уничтожил все монопольные патенты и привилегии, а их обладателей удалил из парламента;

· привлек к суду и казнил ближайших советников короля.

Принятые Долгим парламентом документы ограничивали королевскую власть и содействовали утверждению конституционной монархии. Однако пресвитериане (лендлорды и крупная буржуазия), занявшие господствующее положение в парламенте, опасались углубления революции, и к осени 1642 г. политический конфликт перерос в вооруженный.

4. Первая гражданская война

В конце лета 1642 г. король объявил войну парламенту. Началась первая гражданская война - между роялистами ("кавалерами") и сторонниками парламента ("круглоголовыми"). Были созданы регулярные армии. Нерешительная политика пресвитериан привела к тому, что парламентская армия потерпела поражение в первом же сражении. После этого военное руководство перешло в руки индепендентов во главе с Кромвелем. Зимой 1645 г. в соответствии с "Ордонансом о новой модели", принятым парламентом, была создана новая парламентская армия, которая должна была содержаться за счет государства. Рядовой состав комплектовался из свободных крестьян и ремесленников. Офицерские должности замещались по способностям вне зависимости от происхождения. Летом 1645 г. реорганизованная парламентская армия разгромила королевские войска. К концу 1646 г. первая гражданская война завершилась победой парламента.

5. Вторая гражданская война

Для пресвитерианского парламента революция была завершена. Их устраивала идея политического строя по типу конституционной монархии - верховенство парламента, осуществляющего власть в стране вместе с королем. Джентри и буржуазия после победы над королевскими войсками сочли революцию в основном законченной. Их главные цели были достигнуты Ордонансом от 24 февраля 1646 года:

· уничтожено рыцарское держание и все вытекавшие из него повинности в пользу короны;

· с уничтожением монопольных прав в торговле и промышленности частично возобладал принцип свободной конкуренции;

· было приостановлено действие законодательства против огораживаний.

Индепенденты и выделившиеся из их партии левеллеры ("уравнители") стремились к более радикальным реформам. Борьба между индепенден-тами и пресвитерианами привела в 1648 г. ко второй гражданской войне, развязанной королем и пресвитерианским парламентом. Поддержка левеллеров обеспечила победу индепендентской армии. В конце 1648 г. армия снова заняла Лондон и окончательно очистила Долгий парламент от пресвитерианского большинства.

6. Индепендентская республика

После казни короля в 1649 г. Англия была объявлена республикой, верховная власть в которой принадлежала однопалатному парламенту (палата лордов была упразднена).

Конституционное закрепление республиканской формы правления было завершено актом 19 мая 1649 года.

Высшим органом исполнительной власти стал Государственный совет, который нес ответственность перед парламентом. В его задачи входило:

· противодействие восстановлению монархии;

· управление вооруженными силами страны;

· управление торговлей и внешней политикой страны.

Распродав за бесценок конфискованные земли короля, епископов и "кавалеров", новая республика, оказавшаяся индепендентской олигархией, обогатила буржуазию и новое дворянство.

После учреждения республики социальная борьба не ослабела, так как для левеллеров это было лишь начальным этапом борьбы за углубление преобразований.

В этих условиях лидеры индепендентов, опираясь на армейскую верхушку, установили режим военной диктатуры - протекторат Кромвеля (1653 - 1658 гг.). Вожди левеллеров были брошены в тюрьмы, а левел-лерские восстания в армии подавлены.

7. "Славная революция"

Режим диктатуры потерпел крушение после смерти Кромвеля. В 1659 г. в Аглиии была формально восстановлена республика, однако напуганные усилением демократического движения буржуазия и джентри стали склоняться к "традиционной монархии". В 1660 г. совершилась реставрация Стюартов, которые санкционировали основные экономические завоевания буржуазной революции. "Славная революция" (переворот 1688 - 1689 гг.) оформила компромисс между буржуазией, получившей с этих пор доступ к государственной власти, и земельной аристократией.

Наиболее важным источником англосаксонского права (с точки зрения процесса его формирования) является судебный прецедент. Именно он долгое время был главной формой выражения и закрепления английского права, которое поэтому было и остается прецедентным. Прецеденты создаются в Англии только высшими судебными инстанциями: Палатой лордов, Судебным комитетом Тайного Совета (по делам государств — членов Содружества), Апелляционным судом и Высоким судом. Нижестоящие суды прецеденты не создают. Английское правило прецедента гласит: решать так, как было решено ранее. Оно имеет императивный характер, т. е. каждая судебная инстанция обязана следовать прецедентам, выработанным вышестоящим судом, а также созданным ею самой.

Исключение из жесткого правила прецедента все же существует. В 1966г. Палата лордов сделала заявление по вопросам практики, в котором допускала возможность отступить от ранее созданных ею прецедентов в случае установленной необходимости. Полномочие Палаты лордов отвергать свои прежние решения было закреплено Парламентом в Законе 1966г. об отправлении правосудия.

Другим источником англосаксонского права является законы (парламентские статуты)— законодательные акты, принимаемые британским парламентом Он появился гораздо позднее прецедента, но постепенно приобрел весьма важное значение в правовом регулировании общественных отношений.

Английские законодательные акты классифицируются по разным основаниям. По сфере действия они делятся на публичные, распространяющиеся на неопределенный круг субъектов и действующие на всей территории Великобритании, и частные, распространяющиеся на отдельных лиц и территории.

На протяжении XX в. в числе источников английского права резко возрастает роль делегированного законодательства, особенно в сфере образования, медицинского обслуживания, социального страхования и др. Высшей формой делегированного законодательства считается "приказ в Совете" — правительственный акт, издаваемый от имени короны и Тайного Совета. Многие акты делегированного законодательства издаются министерствами и другими органами управления по уполномочению парламента. Их развитие, так же как и развитие статутного права, обусловлено не только внутренними потребностями страны, но и внешними причинами, касающимися международного экономического и иного сотрудничества. Большое значение в этом отношении имеет развитие связей Англии со странами Британского содружества, а также ее роль в рамках Европейского экономического сообщества (ЕЭС). Существует автономное законодательство — акты местных органов власти, действующие на соответствующей территории, некоторых учреждений, организаций (англиканской церкви, профсоюзов, железнодорожных, строительных, транспортных, газовых компаний, Юридического общества и т. п.). Они принимают решения, которые обязательны для их членов, пользователей их услуг. Юридическая сила таких актов уступает силе актов Парламента и делегированного законодательства. По иерархии они приближаются к актам правоприменительных органов.

Англии нет писаной конституции. То, что обычно англичане называют конституцией, — это комплекс норм законодательного и судебного происхождения, призванных ограничивать произвол власти и обеспечивающих права и свободы личности. Закон по классической английской доктрине играет в правовой системе второстепенную роль, ограничиваясь лишь внесением корректив или дополнений в судебную практику. Однако в наше время закон и основанные на нем подзаконные акты не могут считаться второстепенными: они фактически играют такую же роль, как и аналогичные источники на европейском континенте.

Ежегодно английский парламент издает до восьмидесяти законов. За его многовековую деятельность число действующих актов занимает около пятидесяти увесистых томов (более трех тысяч актов). При этом формирование закона под воздействием судебной практики оказывает прямое влияние на его структуру, казуистический характер изложения норм.

Большим числом действующих законов обусловлена проблема их систематизации. В конце XIX в. в Англии были начаты и в настоящее время продолжают проводиться работы по очистке законодательства от архаичных, фактически не действующих актов, а также по объединению нормативных положений, касающихся одного вопроса, или нескольких законов в единый акт. Принят специальный акт о консолидации законов. В отличие от континентальных правовых систем исполнительные органы Англии были изначально лишены полномочий принимать акты "во исполнение закона". Чтобы издать такой акт, исполнительный орган должен быть наделен соответствующим полномочием, делегированным ему парламентом. Поэтому правотворчество исполнительных органов именуется делегированием.

Проблема соотношения закона и судебного прецедента в Англии весьма своеобразна. Внешне она решается просто — закон может отменить прецедент, а при коллизии закона и прецедента приоритет отдается первому. Но при этом необходимо иметь в виду огромную роль судебного толкования закона, правило, согласно которому правоприменительный орган связан не только самим текстом закона, но и тем толкованием, которое дано ему в предшествующих судебных решениях, именуемых "прецедентами толкования". В Англии предпочитают цитировать вместо текста закона судебные решения, в которых он применен.

Таким образом, английский суд обладает широкими возможностями усмотрения в отношении законов. Что касается делегированного законодательства и простых исполнительных актов, то суд официально имеет право их отмены.

Принципы

Принцип (доктрина) верховенства права

Принцип верховенства права в том или ином виде был свойственен английскому праву на протяжении многих столетий (уже в XIIIв. можно говорить о сформировавшемся принципе законности), однако традиционно постулирование данного принципа приписывается известному ученому английского конституционного права XIXв. А. Дайси. Согласно Дайси принцип верховенства права включает в себя:

1) подчинение всех подданных государства ее законам и судам;

2) недопущение злоупотребления администрацией ее властью;

3) судебную защиту прав и свобод граждан.

В XIXв. А. Дайси сформулировал принцип парламентского верховенства, согласно которому английский Парламент вправе издать или отменить любой ранее им принятый акт независимо от сферы общественных отношений; не существует лица или учреждения, которые могли бы преступить акты Парламента. Компетенция высшего законодательного органа Англии не закреплена ни в одном из статутов и теоретически является неограниченной.

Исключения. На практике выделяют 4 исключения из данного принципа:

1. Английский Парламент не вправе издать акт, целью которого являлось бы ограничение компетенции будущих английских Парламентов – так как в противном случае была бы ограничена парламентская компетенция и пострадал бы сам принцип верховенства Парламента.

2.Парламент не может отменить акты, провозгласившие признание английской Короной бывших колоний как независимых государств – потому как в противном случае разразился бы международный скандал.

3.Парламент не вправе отменить акты конституционного значения, потому как общепризнанным является тот факт, что они выдержали испытание временем, а также то, что объектом их регулирования являются основы государственного устройства Англии, которые явились результатом эволюционного развития и не могут быть кардинально изменены.

4. Парламент не вправе (в силу членства в Европейском Союзе с 1973г.) вмешиваться в сферу компетенции органов Европейского Союза, издавать статуты, которые бы противоречили европейским договорам и актам, принятым органами Еврпейского Союза (регламенты, директивы, решения).

Следствия.

Первым следствием из принципа верховенства Парламента является принцип верховенства статутов, согласно которому законность того или иного статута не может быть подвергнута сомнению никаким английским судом, а новые составы преступлений устанавливаются и неустранимые ошибки в законодательстве устраняются только на основе принятия других статутов, а не судебных решений.

Третьим следствием является отсутствие в Англии единой писаной конституции: принцип верховенства Парламента является преградой к принятию такой конституции в Великобритании – так как она неизбежно ограничила бы компетенцию Парламента. Четвертым следствием является отсутствие в Англии официальной иерархии статутов (законов) по юридической силе – так как все они принимаются одним и тем же законодательным суверенным органом – Парламентом.

Принцип преемственности английского права(континуитет) (continuity) – отсуствие устаревания норм общего и статутного права. Акты Парламента и судебные прецеденты не теряют юридической силы только по той причине, что они появились давно и устарели; является непосредственным выражением ценностей преемственности, стабильности, традиционности, распространенных в английском обществе в целом и судейском сообществе в частности. Данный принцип - неизбежное следствие доминировавшей в Англии на протяжении нескольких веков естественно-правовой концепции права, нацеленности английского права на идеалы разумности, постоянства, стабильности, традиционности. Сам принцип преемственности права является причиной существования в английском праве презумпции против фундаментального изменения общего права.

Следствия из принципа преемственности права.

Статут Парламента не считается потерявшим силу вследствии давности принятия, но только если Парламент принял акт, прямо отменяющий (прямая отмена – express repeal) или противоречащий положениям прошлого статута (косвенная отмена – implied repeal).

Презумпции и каноны толкования права в Англии.

Презумпции толкования - исходные положения, выработанные судебной практикой и применяющиеся ко всем категориям дел:

1. Этапы революции Королевская власть в Англии уже к началу XVII в. стала оплотом отживавших феодально-абсолютистских порядков, а экономически и социально усилившиеся буржуазия и новое дворянство стремились самостоятельно направлять политику правительства в своих интересах. В нижней палате парламента они нашли готовое политическое орудие для осуществления своих целей. Борьба между короной и парламентом, начавшаяся еще при Елизавете I, привела при Карле I к роспуску парламента (1629 г.), а в 1640 г. - к буржуазной революции, получившей название "Великий мятеж".

Историю английской буржуазной революции принято делить на четыре этапа:

· конституционный этап (1640 - 1642 гг.);

· первая гражданская война (1642 - 1646 гг.);

· борьба за углубление демократического содержания революции и вторая гражданская война (1646 - 1649 гг.);

· индепендентская республика (1649 - 1653 гг.).

2. Политические течения

Идеологическим оружием оппозиции абсолютизму явилось широкое общественное религиозно-политическое движение - пуританизм. Сложность социально-политического состава и религиозных воззрений пуританского движения привела к тому, что внутри их лагеря в преддверии и ходе революции сложились три главных политических течения:

· пресвитериан, к которым относились крупная буржуазия и земельная аристократия. Их требованием было ограничение королевского произвола и установление конституционной монархии с сильной властью короля;

· индепендентов - представителей среднего и мелкого дворянства, средних слоев городской буржуазии. Они добивались установления ограниченной конституционной монархии, признания и провозглашения неотъемлемых прав и свобод подданных;

· левеллеров, выделившихся из индепендентского течения и пользовавшихся наибольшей поддержкой среди ремесленников и крестьян. Левеллеры выдвинули идеи народного суверенитета, всеобщего равенства, требовали провозглашения республики, установления всеобщего избирательного права (для мужчин), возврата огороженных земель в руки общин, реформы системы общего права.

3. Характеристика конституционного этапа революции

Начало революции ускорилось поражением Англии в англо-шотландской войне 1639 г. Вспыхнувшие крестьянские и городские восстания, отсутствие денег, недовольство не только в народных низах, но и среди финансистов и купечества сделали положение монархии безвыходным и заставили Карла I созвать новый парламент. С момента созыва этого парламента, названного Долгим и работавшего с 3 ноября 1640 года до 20 апреля 1653 года, начинается конституционный этап революции. Долгий парламент в 1641 г. принял три важных акта :

· "трехгодичный акт", предусматривавший созыв парламента каждые три года независимо от воли короля;

· билль о нераспускаемости существующего парламента без его согласия;

· Великая Ремонстрация, содержавшая обширный (204 статьи) перечень злоупотреблений короны и отражавшая интересы буржуазии и нового дворянства. Ее основу составляли вопросы об обеспечении собственности на землю и защите движимого имущества от притязаний короны, о свободе торговли и предпринимательской деятельности, о прекращении религиозных преследований и финансового произвола, о политической ответственности должностных лиц перед парламентом; выдвигались также требования произвести реформацию церкви.

Долгий парламент разрушил основные орудия абсолютизма:

· ликвидировал чрезвычайные королевские суды - "Звездную палату" и "Высокую комиссию";

· уничтожил все монопольные патенты и привилегии, а их обладателей удалил из парламента;

· привлек к суду и казнил ближайших советников короля.

Принятые Долгим парламентом документы ограничивали королевскую власть и содействовали утверждению конституционной монархии. Однако пресвитериане (лендлорды и крупная буржуазия), занявшие господствующее положение в парламенте, опасались углубления революции, и к осени 1642 г. политический конфликт перерос в вооруженный.

4. Первая гражданская война

В конце лета 1642 г. король объявил войну парламенту. Началась первая гражданская война - между роялистами ("кавалерами") и сторонниками парламента ("круглоголовыми"). Были созданы регулярные армии. Нерешительная политика пресвитериан привела к тому, что парламентская армия потерпела поражение в первом же сражении. После этого военное руководство перешло в руки индепендентов во главе с Кромвелем. Зимой 1645 г. в соответствии с "Ордонансом о новой модели", принятым парламентом, была создана новая парламентская армия, которая должна была содержаться за счет государства. Рядовой состав комплектовался из свободных крестьян и ремесленников. Офицерские должности замещались по способностям вне зависимости от происхождения. Летом 1645 г. реорганизованная парламентская армия разгромила королевские войска. К концу 1646 г. первая гражданская война завершилась победой парламента.

5. Вторая гражданская война

Для пресвитерианского парламента революция была завершена. Их устраивала идея политического строя по типу конституционной монархии - верховенство парламента, осуществляющего власть в стране вместе с королем. Джентри и буржуазия после победы над королевскими войсками сочли революцию в основном законченной. Их главные цели были достигнуты Ордонансом от 24 февраля 1646 года:

· уничтожено рыцарское держание и все вытекавшие из него повинности в пользу короны;

· с уничтожением монопольных прав в торговле и промышленности частично возобладал принцип свободной конкуренции;

· было приостановлено действие законодательства против огораживаний.

Индепенденты и выделившиеся из их партии левеллеры ("уравнители") стремились к более радикальным реформам. Борьба между индепенден-тами и пресвитерианами привела в 1648 г. ко второй гражданской войне, развязанной королем и пресвитерианским парламентом. Поддержка левеллеров обеспечила победу индепендентской армии. В конце 1648 г. армия снова заняла Лондон и окончательно очистила Долгий парламент от пресвитерианского большинства.

6. Индепендентская республика

После казни короля в 1649 г. Англия была объявлена республикой, верховная власть в которой принадлежала однопалатному парламенту (палата лордов была упразднена).

Конституционное закрепление республиканской формы правления было завершено актом 19 мая 1649 года.

Высшим органом исполнительной власти стал Государственный совет, который нес ответственность перед парламентом. В его задачи входило:

· противодействие восстановлению монархии;

· управление вооруженными силами страны;

· управление торговлей и внешней политикой страны.

Распродав за бесценок конфискованные земли короля, епископов и "кавалеров", новая республика, оказавшаяся индепендентской олигархией, обогатила буржуазию и новое дворянство.

После учреждения республики социальная борьба не ослабела, так как для левеллеров это было лишь начальным этапом борьбы за углубление преобразований.

В этих условиях лидеры индепендентов, опираясь на армейскую верхушку, установили режим военной диктатуры - протекторат Кромвеля (1653 - 1658 гг.). Вожди левеллеров были брошены в тюрьмы, а левел-лерские восстания в армии подавлены.

7. "Славная революция"

Режим диктатуры потерпел крушение после смерти Кромвеля. В 1659 г. в Аглиии была формально восстановлена республика, однако напуганные усилением демократического движения буржуазия и джентри стали склоняться к "традиционной монархии". В 1660 г. совершилась реставрация Стюартов, которые санкционировали основные экономические завоевания буржуазной революции. "Славная революция" (переворот 1688 - 1689 гг.) оформила компромисс между буржуазией, получившей с этих пор доступ к государственной власти, и земельной аристократией.

Читайте также: