Какой размер государственной пошлины установлен за предоставление государственной услуги

Обновлено: 17.05.2024

1 января 2021 г. в соответствии с Федеральным законом от 23.11.2020 № 374-ФЗ вступают в силу изменения в ст. 333.33 НК РФ, вводятся новые пошлины для заявителей:

  • за госрегистрацию перехода права собственности на объект недвижимости в связи с реорганизацией юрлица в форме преобразования — 1000 руб.;
  • за внесение данных о юрлице в реестр операторов финансовых платформ — в размере 35 000 руб.;
  • за предоставление лицензии на производство этилового спирта для производства фармацевтической субстанции спирта этилового (этанола) — 9,5 млн руб.

В части предоставления льгот по уплате госпошлины введены два новых основания от обязанности по уплате госпошлины:

Порядок и сроки уплаты государственной пошлины

Порядок и сроки уплаты госпошлины регулируются нормами, установленными статьей 333.18 НК РФ, а также рядом других статей.

Государственная пошлина уплачивается при обращении за совершением юридически значимых действий до подачи заявлений или документов на совершение таких действий либо в случае, если заявления на совершение таких действий поданы в электронной форме, после подачи указанных заявлений, но до принятия их к рассмотрению в соответствии с подпунктом 5.2 пункта 1 статьи 333.18 НК РФ. Исключением являются случаи, перечисленные в пп. 1 — 5.1, 5.3 п. 1 ст. 333.18 НК РФ.

Государственная пошлина уплачивается за совершение государственными органами юридически значимых действий в отношении гражданина или организации, которые за их совершением обратились.

Глава 25.3 НК РФ содержит перечень этих действий, а также регулирует порядок взыскания и уплаты государственной пошлины.

В соответствии со ст. 333.17 НК РФ плательщиками государственной пошлины признаются организации и физические лица, то есть бюджетные и казенные учреждения так же признаются плательщиками госпошлины на общих основаниях. Госпошлина ими уплачивается, например, при совершении следующих юридически значимых действий:

  • совершение нотариальных действий;
  • госрегистрация изменений, вносимых в учредительные документы;
  • постановка транспортных средств на учет в ГИБДД;
  • предоставление (переоформление или продление) лицензий;
  • разрешение дел в судах различных инстанций.

Госпошлина взимается с учреждений при их выступлении ответчиками в судах общей юрисдикции, арбитражных судах или по делам, рассматриваемым мировыми судьями, когда решение суда принято не в их пользу и истец освобожден от уплаты сбора исходя из п.2 ст. 333.17 НК РФ.

Государственная пошлина уплачивается в наличной или безналичной форме по месту совершения юридически значимого действия. Документами, подтверждающими уплату, являются:

  • квитанция — если пошлина уплачена наличными; выдается банком, либо должностным лицом или кассой госоргана, через который вносилась оплата;
  • платежное поручение с отметкой банка — если пошлина уплачена в безналичной форме.

Иностранные организации, иностранные граждане и лица без гражданства уплачивают государственную пошлину в общем порядке.

Следует отметить, в конце 2020 г. в третьем чтении Госдумой были приняты поправки в Налоговый кодекс РФ, продлевающие до 1 января 2023 г. скидку в размере 30 % при уплате гражданами пошлин через портал Госуслуг. Ранее скидка действовала до 1 января 2021 г.

Льготы по уплате государственной пошлины

НК РФ установлены льготы по уплате госпошлины. Список льгот определен статьями 333.35-333.39 НК РФ, установлены они в соответствии с категорией плательщиков и вида совершаемых юридически значимых действий.

КВР и статьи КОСГУ

Отражение безналичных расчетов

В соответствии с Инструкцией № 162н п.104, 111 операции по начислению и уплате госпошлины с лицевого счета казенного учреждения производятся следующими бухгалтерскими записями:

Содержание операции Дебет Кредит
Начислена госпошлина 1 401 20 291
1 109×0 291
1 106 хх ххх
1 303 05 731
Перечислена государственная пошлина в доход бюджета 1 303 05 831 1 304 05 291

Уплата через подотчетное лицо

Данные расчеты по уплате госпошлины через подотчетно лицо отражаются в бюджетном учете следующими проводками:

Содержание операции Дебет Кредит
Выданы (перечислены) подотчетные суммы на уплату госпошлины
из кассы учреждения 1 208 91 567 1 201 34 610
Забалансовый счет 18
на расчетную (дебетовую) карту учреждения 1 210 03 567
Забалансовый счет 17
1 304 05 291
1 208 91 567 1 210 03 667
Забалансовый счет 18
Приняты к учету расходы по уплате госпошлины (на основании утвержденного руководителем авансового отчета) 1 401 20 291 1 208 91 667
Внесен неиспользованный остаток подотчетной суммы:
в кассу учреждения 1 201 34 510
Забалансовый счет 17
1 208 91 667
на расчетную (дебетовую) карту учреждения с последующим зачислением на лицевой счет учреждения 1 201 23 510 Забалансовый счет 17
1 208 91 667
1 304 05 291 1 201 23 610
Забалансовый счет 18

В рамках исполнения судебного акта

Данные операции по возмещению судебных издержек истцу (в части уплаченной им госпошлины) в учете отражаются следующими записями:

Содержание операции Дебет Кредит
Отражены расходы по возмещению судебных издержек истцу (в части уплаченной им госпошлины):
физическому лицу 1 401 20 296 1 302 96 737
юридическому лицу 1 401 20 297 1 302 97 734
Перечислено возмещение истцу:
физическому лицу 1 302 96 837 1 304 05 296
юридическому лицу 1 302 97 834 1 304 05 297
Забалансовый счет 18

Возмещение госпошлины, уплаченной при обращении в суд

Отражение в учете операций по поступлению возмещения в доход бюджета зависит от того, переданы казенному учреждению полномочия администратора доходов бюджета или нет. Отражение по проводкам будет следующее:

Содержание операции Дебет Кредит
Отражена задолженность ответчика по возмещению судебных издержек учреждению-истцу (в части уплаченной им госпошлины) 1 209 34 56х 1 401 10 134
Отражено поступление в доход бюджета суммы возвращенной госпошлины:
в учете администратора доходов бюджета 1 210 02 134 1 209 34 66х
в учете казенного учреждения, наделенного отдельными полномочиями по начислению и учету платежей в бюджет 1 304 04 134
1 303 05 831
1 303 05 731
1 209 34 66х

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.


1. Уплаченная государственная пошлина подлежит возврату частично или полностью в случае:

1) уплаты государственной пошлины в большем размере, чем это предусмотрено настоящей главой;

2) возвращения заявления, жалобы или иного обращения или отказа в их принятии судами либо отказа в совершении нотариальных действий уполномоченными на то органами и (или) должностными лицами. Если государственная пошлина не возвращена, ее сумма засчитывается в счет уплаты государственной пошлины при повторном предъявлении иска, административного иска, если не истек трехгодичный срок со дня вынесения предыдущего решения и к повторному иску, административному иску приложен первоначальный документ об уплате государственной пошлины;

3) прекращения производства по делу (административному делу) или оставления заявления (административного искового заявления) без рассмотрения Верховным Судом Российской Федерации, судами общей юрисдикции или арбитражными судами.

При заключении мирового соглашения (соглашения о примирении), отказе истца (административного истца) от иска (административного иска), признании ответчиком (административным ответчиком) иска (административного иска), в том числе по результатам проведения примирительных процедур, до принятия решения судом первой инстанции возврату истцу (административному истцу) подлежит 70 процентов суммы уплаченной им государственной пошлины, на стадии рассмотрения дела судом апелляционной инстанции - 50 процентов, на стадии рассмотрения дела судом кассационной инстанции, пересмотра судебных актов в порядке надзора - 30 процентов.

Не подлежит возврату уплаченная государственная пошлина при добровольном удовлетворении ответчиком (административным ответчиком) требований истца (административного истца) после обращения указанных истцов в Верховный Суд Российской Федерации, арбитражный суд и вынесения определения о принятии искового заявления (административного искового заявления) к производству;

4) отказа лиц, уплативших государственную пошлину, от совершения юридически значимого действия до обращения в уполномоченный орган (к должностному лицу), совершающий (совершающему) данное юридически значимое действие;

5) отказа в выдаче паспорта гражданина Российской Федерации для выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию, удостоверяющего в случаях, предусмотренных законодательством, личность гражданина Российской Федерации за пределами территории Российской Федерации и на территории Российской Федерации, проездного документа беженца;

6) направления заявителю уведомления о принятии его заявления об отзыве заявки на государственную регистрацию программы для ЭВМ, базы данных и топологии интегральной микросхемы до даты регистрации (в отношении государственной пошлины, предусмотренной пунктом 1 статьи 330.30 настоящего Кодекса);

7) возвращения заявления о совершении юридически значимого действия и (или) документов без их рассмотрения уполномоченным органом (должностным лицом), совершающим данное юридически значимое действие.

2. Не подлежит возврату государственная пошлина, уплаченная за государственную регистрацию заключения брака, расторжения брака, перемены имени, внесение исправлений и (или) изменений в записи актов гражданского состояния, в случае, если впоследствии не была произведена государственная регистрация соответствующего акта гражданского состояния или не были внесены исправления и изменения в записи актов гражданского состояния.

3. Заявление о возврате излишне уплаченной (взысканной) суммы государственной пошлины подается плательщиком государственной пошлины в орган (должностному лицу), уполномоченный совершать юридически значимые действия, за которые уплачена (взыскана) государственная пошлина.

Заявление о возврате излишне уплаченной (взысканной) суммы государственной пошлины может быть подано с использованием единого портала государственных и муниципальных услуг, региональных порталов государственных и муниципальных услуг и иных порталов, интегрированных с единой системой идентификации и аутентификации, в случае подачи заявления о совершении указанных юридически значимых действий и уплаты соответствующей государственной пошлины аналогичным способом.

К заявлению о возврате излишне уплаченной (взысканной) суммы государственной пошлины прилагаются подлинные платежные документы (в случае, если государственная пошлина уплачена в наличной форме) или копии платежных документов (в случае, если государственная пошлина уплачена в безналичной форме).

Решение о возврате плательщику излишне уплаченной (взысканной) суммы государственной пошлины принимает орган (должностное лицо), осуществляющий действия, за которые уплачена (взыскана) государственная пошлина.

При наличии информации об уплате государственной пошлины, содержащейся в Государственной информационной системе о государственных и муниципальных платежах, представление документов, подтверждающих уплату плательщиком государственной пошлины, не требуется.

Возврат излишне уплаченной (взысканной) суммы государственной пошлины осуществляется органом Федерального казначейства.

Заявление о возврате излишне уплаченной (взысканной) суммы государственной пошлины по делам, рассматриваемым в судах, а также мировыми судьями, подается плательщиком государственной пошлины в налоговый орган по месту нахождения суда, в котором рассматривалось дело.

К заявлению о возврате излишне уплаченной (взысканной) суммы государственной пошлины по делам, рассматриваемым судами общей юрисдикции, арбитражными судами, Верховным Судом Российской Федерации, Конституционным Судом Российской Федерации и конституционными (уставными) судами субъектов Российской Федерации, мировыми судьями, прилагаются решения, определения или справки судов об обстоятельствах, являющихся основанием для полного или частичного возврата излишне уплаченной (взысканной) суммы государственной пошлины, а также подлинные платежные документы в случае, если государственная пошлина подлежит возврату в полном размере, а в случае, если она подлежит возврату частично, - копии указанных платежных документов.

Заявление о возврате излишне уплаченной (взысканной) суммы государственной пошлины может быть подано в течение трех лет со дня уплаты указанной суммы.

Возврат излишне уплаченной (взысканной) суммы государственной пошлины производится в течение одного месяца со дня подачи указанного заявления о возврате.

4. Не подлежит возврату государственная пошлина, уплаченная за государственную регистрацию прав, ограничений прав и обременений объектов недвижимости, в случае отказа в государственной регистрации.

При прекращении государственной регистрации права, ограничения (обременения) права на недвижимое имущество, сделки с ним на основании соответствующих заявлений сторон договора возвращается половина уплаченной государственной пошлины.

5. Утратил силу с 1 января 2007 года. - Федеральный закон от 27.07.2006 N 137-ФЗ.

6. Плательщик государственной пошлины имеет право на зачет излишне уплаченной (взысканной) суммы государственной пошлины в счет суммы государственной пошлины, подлежащей уплате за совершение аналогичного действия.

Указанный зачет производится по заявлению плательщика, предъявленному в уполномоченный орган (должностному лицу), в который (к которому) он обращался за совершением юридически значимого действия. Заявление о зачете суммы излишне уплаченной (взысканной) государственной пошлины может быть подано в течение трех лет со дня принятия соответствующего решения суда о возврате государственной пошлины из бюджета или со дня уплаты этой суммы в бюджет. К заявлению о зачете суммы излишне уплаченной (взысканной) государственной пошлины прилагаются: решения, определения и справки судов, органов и (или) должностных лиц, осуществляющих действия, за которые уплачивается государственная пошлина, об обстоятельствах, являющихся основанием для полного возврата государственной пошлины, а также платежные поручения или квитанции с подлинной отметкой банка, подтверждающие уплату государственной пошлины.

7. Возврат или зачет излишне уплаченных (взысканных) сумм государственной пошлины производится в порядке, установленном главой 12 настоящего Кодекса.

7.1. Плательщик государственной пошлины, установленной в соответствии с подпунктом 94 пункта 1 статьи 333.33 настоящего Кодекса, за исключением государственной пошлины, уплаченной за предоставление или продление срока действия лицензии на розничную продажу алкогольной продукции, имеет право на зачет уплаченной суммы государственной пошлины в счет суммы государственной пошлины, подлежащей уплате за совершение аналогичного действия. Указанный зачет производится в случае, если уполномоченным органом было отказано в совершении юридически значимого действия по основаниям, указанным в пункте 9 статьи 19 Федерального закона от 22 ноября 1995 года N 171-ФЗ "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции".

Зачет суммы уплаченной государственной пошлины осуществляется на основании заявления в письменной форме (заявления, представленного в электронной форме с усиленной квалифицированной электронной подписью по телекоммуникационным каналам связи) плательщика. Форма и формат указанного заявления утверждаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю за производством и оборотом этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, по надзору и оказанию услуг в этой сфере.

Зачет суммы уплаченной государственной пошлины может быть осуществлен в течение трех лет со дня ее уплаты.

7.2. Плательщик государственной пошлины, уплаченной за продление лицензий и иных разрешений, сроки действия которых продлены в соответствии с решением Правительства Российской Федерации, имеет право на зачет уплаченных сумм государственной пошлины в счет сумм государственной пошлины, подлежащих уплате за совершение аналогичных действий.

8. Не подлежит возврату государственная пошлина, уплаченная за совершение действий по опробованию, анализу и клеймению ювелирных и других изделий из драгоценных металлов, в случае возврата таких изделий в неклейменом виде по основаниям, предусмотренным законодательством Российской Федерации.

9. При обнаружении ошибки в оформлении поручения на перечисление государственной пошлины, не повлекшей ее неперечисления в бюджетную систему Российской Федерации на соответствующий счет Федерального казначейства, уточнение платежа осуществляется в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации.

Общество обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании незаконным уведомления управления Росреестра о возврате документов без рассмотрения, обязании управления Росреестра принять к рассмотрению документы о государственной регистрации дополнительного соглашения к договору аренды, представленные на государственную регистрацию.

Стороны подписали дополнительное соглашение к названному договору, касающееся изменения порядка расчетов по договору, в том числе размера арендной платы (как впоследствии оказалось, предмет соглашения имел важное значение, но почему-то это обстоятельство не было учтено в постановлении суда округа).

Общество обратилось в управление Росреестра с заявлением о государственной регистрации дополнительного соглашения, приложив в числе прочих документ об уплате государственной пошлины в сумме 1000 руб.

Федеральным законом от 29.09.2019 N 325-ФЗ "О внесении изменений в части первую и вторую НК РФ" подпункт 22 пункта 1 статьи 333.33 НК РФ изложен в новой редакции.

Согласно подпункту 22 пункта 1 статьи 333.33 НК РФ государственная пошлина уплачивается за государственную регистрацию прав, ограничений прав и обременений объектов недвижимости, сделок с объектом недвижимости, если такие сделки подлежат государственной регистрации в соответствии с федеральным законом, за исключением юридически значимых действий, предусмотренных подпунктами 21, 22.1, 23 - 26, 28 - 31, 61 и 80.1 настоящего пункта для организаций - 22 000 рублей.

Учитывая изменения редакции указанной нормы, заявитель полагает, что оплата государственной пошлины за проведение государственной регистрации дополнительного соглашения к договору аренды должна производиться в соответствии с подпунктом 22 пункта 1 статьи 333.33 НК РФ, то есть в размере 22 000 рублей.

Как отметили суды, государственная регистрация рассматриваемого дополнительного соглашения сводится исключительно к изменению существующей записи о сделке - государственной регистрации договора аренды (в части размера арендной платы). Поскольку на основании 4 дополнительного соглашения не требуется государственной регистрации сделки в отношении объекта недвижимости, внесение в Единый государственный реестр недвижимости новой записи о сделке (государственной регистрации соглашения), не осуществляется. На этом основании суды заключили, что положения подпункта 22 пункта 1 статьи 333.33 НК РФ применены управлением Росреестра необоснованно.

Определением Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда Российской Федерации от 20.10.2021 № 307-ЭС21-6664 решение Арбитражного суда Вологодской области от 05.08.2020, постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 21.10.2020 и постановление Арбитражного суда Северо-Западного округа от 02.02.2021 по делу № А13-2860/2020 отменено, в удовлетворении заявления Общества отказано.

Позиция Верховного Суда Российской Федерации по делу оказалось достаточно интересной и, наверное, можно так выразиться, эпохальной.

Дело в том, что вся эта история началась тогда, когда Минфин России выпустил письмо от 06.10.2020 N 03-05-04-03/87113, в котором заключил, что поскольку дополнительное соглашение к договору аренды недвижимого имущества подлежит государственной регистрации в соответствии с федеральным законом, то за совершение юридически значимого действия (государственной регистрации такого соглашения) должна уплачиваться государственная пошлина в размерах, установленных подпунктами 22 и 25 пункта 1 статьи 333.33 НК РФ, то есть 22 000 рублей и 350 рублей вместо 1 000 рублей и 350 рублей, как ранее практиковалось исходя из буквального толкования Налогового кодекса Российской Федерации.

Верховный Суд в своем решении от 15.01.2021 N АКПИ20-932, оставленным без изменения апелляционным определением от 30.03.2021 N АПЛ21-96 отказался признать недействующим письмо Минфина России от 06.10.2020 N 03-05-04-03/87113, указав, что поскольку дополнительное соглашение к договору аренды недвижимого имущества исходя из норм Гражданского кодекса Российской Федерации и Закона о государственной регистрации недвижимости является сделкой, подлежащей государственной регистрации, то за государственную регистрацию такого дополнительного соглашения уплачивается государственная пошлина в размерах, установленных подпунктами 22, 25 пункта 1 статьи 333.33 Налогового кодекса Российской Федерации (в зависимости от вида объекта, являющегося предметом договора аренды).

По поводу такого вывода было сломано немало копий в некоторых кругах юридического сообщества, а сами эти события с высокой долей вероятности привели к увеличению финансовой нагрузки на участников рынка арендованной недвижимости.

Тем интереснее оказался вывод по рассматриваемому делу.

Однако, далее Верховный Суд заключил, что принимая во внимание изложенное, то обстоятельство, что при государственной регистрации дополнительного соглашения к договору аренды объекта недвижимости в Единый государственный реестр недвижимости не вносится новая запись о сделке, а лишь изменяется существующая запись, по общему правилу не может служить основанием для вывода об уплате в рассматриваемой ситуации государственной пошлины, предусмотренной подпунктом 27 пункта 1 статьи 333.33 НК РФ в размере 1 000 руб.

И наконец, Верховный Суд разъяснил, что суть юридически значимого действия, за совершение которого уплачивается государственная пошлина, не выходит за пределы внесения изменений в записи Единого государственного реестра недвижимости в случаях, когда дополнительное соглашение заключается в связи с изменением сведений о сторонах (наименование, адреса, платежные реквизиты), сводится к уточнению сроков осуществления расчетов по договору, изменению тому подобных условий, не влияющих на содержание и условия обременения, порождаемого договором аренды. В названных случаях уплачивается государственная пошлина, предусмотренная подпунктом 27 пункта 1 статьи 333.33 НК РФ, то есть для организаций – 1 000 рублей.

Таким образом, следует, что за государственную регистрацию дополнительного соглашения к договору аренды объекта недвижимости:

- влияющего на существо договора аренды – предмет и цену – уплачивается государственная пошлина, предусмотренная подпунктом 22 пункта 1 статьи 333.33 НК РФ;

- не влияющего на существо договора аренды – сведения о сторонах, о порядке расчетов и т.п. - уплачивается государственная пошлина, предусмотренная подпунктом 27 пункта 1 статьи 333.33 НК РФ.

Немного неясным и нуждающимся в проверке практикой остается вопрос о размере пошлины за государственную регистрацию дополнительного соглашения к договору аренды объекта недвижимости, например, о смене целевого назначения аренды и об изменении срока договора аренды, поскольку данные условия в какой-то мере тоже влияют на содержание и условия обременения, порождаемого договором аренды, хотя и не являются его существенными условиями.

Что касается позиции Росреестра, то возможно, что орган не согласится с решением Верховного Суда и продолжит возвращать заявления о регистрации дополнительных соглашений без уплаты требуемого размера государственной пошлины.

Также, до сих пор остается неясной ситуация с необходимостью уплаты пошлины за регистрацию соглашения о расторжении договора аренды. Минфин России утверждает (см., например, письмо Минфина России от 27.08.2021 N 03-05-05-03/69512), что если оно подлежит государственной регистрации, то за его регистрацию, очевидно, должна уплачиваться пошлина в размерах, установленных подпунктами 22 и 25 пункта 1 статьи 333.33 НК РФ, то есть 22 000 рублей для организаций.

При этом, непонятно, в каких случаях соглашение подлежит регистрации, а в каких – нет, т.к. общепринятая позиция Верховного Суда и государственных органов - соглашение к договору аренды недвижимого имущества является сделкой, подлежащей государственной регистрации в любом случае.

Так или иначе, надеюсь, что активно формирующаяся по этому и многим другим вопросам судебная практика даст участникам рынка требуемые ориентиры.

РАЗМЕРЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОШЛИНЫ ЗА ГОСУДАРСТВЕННУЮ РЕГИСТРАЦИЮ ПРАВ, ОГРАНИЧЕНИЙ ПРАВНА НЕДВИЖИМОЕ ИМУЩЕСТВО И СДЕЛОК С НИМ (ДЛЯ ЛИЦ, НЕ ИМЕЮЩИХ ПРАВА НА ЛЬГОТЫ)(с 01 января 2021 года)


1. Государственная регистрация права, возникшего после введения в действие Федерального закона от 21.07.1997 № 122-ФЗ

– физ. лица на ЗУ для ведения ЛПХ, огородничества, садоводства, индив. гаражного или индив. жилищного строительства, либо на создаваемый или созданный на таком ЗУ ОНИ (пп. 24 п. 1 ст. 333.33 НК РФ)*

на земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения

(пп. 25 п. 1 ст. 333.33 НК РФ)

2000 рублей

22000 рублей

350 рублей

350 рублей

*Государственная пошлина за государственную регистрацию права на созданный на ЗУ, предназначенном для ведения ЛПХ, огородничества, садоводства, индивидуального гаражного или индивидуального жилищного строительства ОНИ в указанной сумме уплачивается однократно, т.е. при первоначальной государственной регистрации права собственности на данный объект. В дальнейшем (при переходе права на объект, его реконструкции и т.п.) государственная пошлина уплачивается в размере, установленном пп. 22 п. 1 ст. 333 НК РФ (письмо Минфина РФ от 10.04.2020 № 03-05-04-03/28902).

2. Государственная регистрация доли в праве общей долевой собственности (абз. 2 п. 2 ст. 333.18, пп. 22, 24, 25, 26 п. 1 ст. 333.33 НК РФ):

2.1. Государственная регистрация доли в праве общей долевой собственности, возникающей с момента государственной регистрации(например, по решению суда, на основании договора купли-продажи, дарения, мены, ренты):

2.1.1. При обращении ОДНОГО из сособственников отдельно от всех остальных сособственников вне зависимости от размера доли:

– физ. лица на ЗУ для ведения ЛПХ, огородничества, садоводства, индив. гаражного или индив. жилищного строительства, либо на создаваемый или созданный на таком ЗУ ОНИ (пп. 24 п. 1 ст. 333.33 НК РФ)*

на земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения

( за исключением земельной доли** )

(пп. 25 п. 1 ст. 333.33 НК РФ)

2000 рублей

22000 рублей

350 рублей

350 рублей

2.1.2. При обращении ОДНОВРЕМЕННО ВСЕХ участников общей долевой собственности :

– физ. лица на ЗУ для ведения ЛПХ, огородничества, садоводства, индив. гаражного или индив. жилищного строительства, либо на создаваемый или созданный на таком ЗУ ОНИ (пп. 24 п. 1 ст. 333.33 НК РФ)*

на земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения

( за исключением земельной доли** )

(пп. 25 п. 1 ст. 333.33 НК РФ)

2000 рублей
(умноженные на размер
доли в праве)

22000 рублей
(умноженные на размер
доли в праве)

350 рублей
(умноженные на размер доли в праве)

350 рублей

(умноженные на размер доли в праве)

– приобретается квартира по договору купли-продажи пятью покупателями по 1/5 доле каждым и все покупатели одновременно обращаются с заявлениями, размер государственной пошлины должен в сумме составить 2000 рублей, т.е. государственная пошлина будет исчисляться следующим образом: 2000 рублей, умноженные на размер доли в праве собственности, т.е. каждым уплачивается государственная пошлина в размере 400 рублей, так как доли равные, то и размер государственной пошлины одинаковый;

– обращаются одновременно все лица, за которыми признано право общей долевой собственности на основании вступившего в законную силу решения суда, в решении суда указано на признание права общей долевой собственности за Ивановым И.И. 2/5 доли в праве, за Петровым П.П. – 1/5 доля, за Сидоровым И.Б. – 1/5 доля, за Лапиным М.И. – 1/5 доля, размер государственной пошлины должен в сумме составить 2000 рублей, но так как доли не у всех обратившихся заявителей равные, то в данном случае и размер государственной пошлины будет исчисляться исходя из размера доли, а именно 2000 рублей умноженные на размер доли: Иванов И.И. за свои 2/5 доли в праве должен уплатить 800 рублей, Петров П.П., Сидоров И.Б. и Лапин М.И. по 400 рублей каждый.

2.1.3. При невозможности одновременного обращения всех сособственников долей в праве общей долевой собственности на объект недвижимости, но когда обращаются НЕСКОЛЬКО сособственников одновременно:

– физ. лица на ЗУ для ведения ЛПХ, огородничества, садоводства, индив. гаражного или индив. жилищного строительства, либо на создаваемый или созданный на таком ЗУ ОНИ (пп. 24 п. 1 ст. 333.33 НК РФ)*

на земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения

( за исключением земельной доли** )

(пп. 25 п. 1 ст. 333.33 НК РФ)

2000 рублей
(в равных долях)

22000 рублей
(в равных долях)

350 рублей
(в равных долях)

350 рублей

2.2. Государственная регистрация доли в праве общей долевой собственности, возникновение которой не связано
с государственной регистрацией права (например, наследование, полная выплата паевого взноса членом жилищного, жилищно-строительного, дачного, гаражного или иного потребительского кооператива):

– физ. лица на ЗУ для ведения ЛПХ, огородничества, садоводства, индив. гаражного или индив. жилищного строительства, либо на создаваемый или созданный на таком ЗУ ОНИ (пп. 24 п. 1 ст. 333.33 НК РФ)*

на земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения

(пп. 25 п. 1 ст. 333.33 НК РФ)

(пп. 26 п. 1 ст. 333.33 НК РФ)

2000 рублей

(для каждого физического лица)

22000 рублей

(для каждого юридического лица)

350 рублей

(для каждого физического лица)

350 рублей

100 рублей

3. Государственная регистрация права общей совместной собственности вне зависимости от количества участников общей совместной собственности:

– физ. лица на ЗУ для ведения ЛПХ, огородничества, садоводства, индив. гаражного или индив. жилищного строительства, либо на создаваемый или созданный на таком ЗУ ОНИ (пп. 24 п. 1 ст. 333.33 НК РФ)*

на земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения

(пп. 25 п. 1 ст. 333.33 НК РФ)

(пп. 26 п. 1 ст. 333.33 НК РФ)

2000 рублей

350 рублей

350 рублей

100 рублей

4. За государственную регистрацию прав на предприятие как имущественный комплекс, сделок с предприятием как имущественным комплексом, если такие сделки подлежат государственной регистрации в соответствии с федеральным законом, а также ограничений прав и обременении предприятия как имущественного комплекса(пп. 22 п. 1 ст. 333.33 НК РФ) – 0,1 процента стоимости имущества, имущественных и иных прав, входящих в состав предприятия как имущественного комплекса, но не более 60 000 рублей.

5. Государственная регистрация права хозяйственного ведения (пп. 22 п. 1 ст. 333.33 НК РФ): юридическое лицо – 22000 рублей.

6. Государственная регистрация права пожизненного наследуемого владения земельным участком ( за исключением прав на земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения, см. п. 8 настоящего документа) (пп. 22 п. 1 ст. 333.33 НК РФ): физическое лицо – 2000 рублей.

7. Государственная регистрация права общей долевой собственности владельцев инвестиционных паев на недвижимое имущество, составляющее паевой инвестиционный фонд (приобретаемое для включения в состав паевого инвестиционного фонда), ограничения этого права и обременений данного имущества или сделок с данным имуществом – 22 000 рублей(пп. 22.1 п. 1 ст. 333.33 НК РФ)

8. Государственная регистрация прав, ограничений прав и обременений земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения, сделок с такими земельными участками, если данные сделки подлежат государственной регистрации в соответствии с федеральным законом (пп. 25 п. 1 ст. 333.33 НК РФ): все категории заявителей – 350 рублей.

9. Государственная регистрация доли в праве общей собственности на общее недвижимое имущество в многоквартирном доме (пп.23 п.1 ст.333.33 НК РФ): все категории заявителей – 200 рублей.

10. За государственную регистрацию перехода права собственности на объект недвижимости в связи с реорганизацией юридического лица в форме преобразования ( пп. 27.1 п. 1 ст. 333.33 НК РФ) – 1 000 рублей.

11. Государственная регистрация прекращения права без перехода права к новому правообладателю (например, по решению суда)
(см. п. 9 стр. 11 настоящего документа):

2000 рублей

22000 рублей

12. Государственная регистрация смены залогодержателя вследствие уступки прав по основному обязательству, обеспеченному ипотекой, либо по договору об ипотеке, в том числе сделки по уступке прав требования, включая внесение в Единый государственный реестр недвижимости записи об ипотеке, осуществляемой при смене залогодержателя (пп. 29 п. 1 ст. 333.33 НК РФ):
все категории заявителей – 1600 рублей.

13. Государственная регистрация смены владельца закладной, в том числе сделки по уступке прав требования, включая внесение в Единый государственный реестр недвижимости записи об ипотеке, осуществляемой при смене владельца закладной (пп. 29 п. 1 ст. 333.33 НК РФ): все категории заявителей – 350 рублей.

14. Государственная регистрация сервитутов(пп. 31 п. 1 ст. 333.33 НК РФ):

в интересах физического лица

в интересах юридического лица

на земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения

(пп. 25 п. 1 ст. 333.33 НК РФ) независимо от статуса обращающегося лица

1500 рублей

6000 рублей

350 рублей

Уплатить государственную пошлину должен тот, кто обращается за государственной регистрацией (пп. 1 п. 2 ст. 333.17, п. 2 ст. 333.18 НК РФ).

Если соглашение заключено с органом государственной власти или местного самоуправления, то обратиться за государственной регистрацией должен именно этот орган. При этом они освобождены от уплаты государственной пошлины. Следовательно, в этом случае госпошлина уплачиваться не будет (ч. 2 ст. 19 Закона о регистрации, пп. 4 п. 1 ст. 333.35 НК РФ).

Если за регистрацией одновременно обращаются обе стороны соглашения, то госпошлина распределяется между ними. В данном случае размер госпошлины делится на количество участников. При наличии лиц, освобожденных от уплаты госпошлины, она распределяется на всех лиц, но названные лица ее не уплачивают (п. 2 ст. 333.18 НК РФ).

Если соглашение заключено между организацией и гражданином (в том числе ИП), организация не будет уплачивать госпошлину, если обращаться за государственной регистрацией будет физическое лицо. Если же организация и гражданин обратятся за регистрацией сервитута одновременно, то размер госпошлины для организации будет меньше, чем если бы обращалась только она.

15. За внесение изменений в записи Единого государственного реестра недвижимости о правах, об ограничениях прав и обременениях недвижимого имущества, за исключением внесения изменений и дополнений в регистрационную запись об ипотеке (пп. 27 п. 1 ст. 333.33 Налогового кодекса):

350 рублей

1000 рублей

16. За внесение изменений и дополнений в регистрационную запись об ипотеке (пп. 28.1 ( в том числе абз. 4 пп. 28.1 ) п. 1 ст. 333.33 НК РФ):

договор заключен юридическим лицом и физическим лицом

200 рублей

(разделенные на количество участников договора)

600 рублей

(разделенные на количество участников договора)

физическое лицо:
200 рублей
(разделенные на количество участников договора) юридическое лицо:
200 рублей
(разделенные на количество участников договора)

17. Государственная регистрация ипотеки, включая внесение в Единый государственный реестр недвижимости записи об ипотеке как обременении объекта недвижимости (пп. 28, абз. 4 пп. 28.1 п. 1 ст. 333.33 НК РФ):

договор заключен юридическим лицом и физическим лицом

на земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения

(пп. 25 п. 1 ст. 333.33 НК РФ)

1000 рублей

(разделенные на количество участников договора)

4000 рублей

(разделенные на количество участников договора)

физическое лицо:
1000 рублей
(разделенные на количество участников договора)

юридическое лицо:
1000 рублей
(разделенные на количество участников договора)

350 рублей

(разделенные на количество участников договора)

Если предметом договора ипотеки являются несколько объектов, то уплате подлежит госпошлина в отношении каждого объекта недвижимого имущества.

18. Государственная регистрациядоговора аренды, договора безвозмездного срочного пользования земельным участком, договора субаренды, договора (соглашения) о присоединении к договору аренды, дополнительного соглашения к договору аренды(пп. 22, 25 п. 1 ст. 333.33 НК РФ, письмо Минфина России от 06.10.2020 № 03-05-04-03/87113):

В случае, если с заявлением о государственной регистрации обращается одна сторона.

на земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения

(пп. 25 п. 1 ст. 333.33 НК РФ)независимо от статуса обращающегося лица

2000 рублей

22000 рублей

350 рублей

В случае, если с заявлением о государственной регистрации обращаются несколько сторон, то применяется п.2 ст. 333.18 НК РФ:

договор заключен физическими лицами

договор заключен юридическими лицами

договор заключен юридическим лицом и физическим лицом

на земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения

(пп. 25 п. 1 ст. 333.33 НК РФ) независимо от статуса обращающегося лица

2000 рублей (разделенные на количество участников договора)

22000 рублей (разделенные на количество участников договора)

физическое лицо:
2000 рублей
(разделенные на количество
участников договора)
юридическое лицо:
22000 рублей
(разделенные на количество
участников договора)

350 рублей

(разделенные на количество участников договора)

При этом государственная пошлина уплачивается только за государственную регистрацию сделки вне зависимости от количества объектов недвижимого имущества, являющихся объектами аренды, государственная регистрация ограничений (обременений), возникающих на основании договора аренды, осуществляется без уплаты государственной пошлины.

19. Государственная регистрация ограничений (обременений) прав на объекты недвижимого имущества (кроме предприятия как имущественного комплекса) (за исключением аренды, ипотеки, сервитута и ареста (запрещения)):

на земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения
(пп. 25 п. 1 ст. 333.33 НК РФ) независимо от статуса обращающегося лица

2000 рублей

22000 рублей

350 рублей

20. Государственная регистрация договора участия в долевом строительстве (пп. 30 п. 1 ст. 333.33 НК РФ):

договор заключен физическими лицами

договор заключен юридическими лицами

договор заключен юридическим лицом и физическим лицом

350 рублей

(разделенные на количество участников договора)

6000 рублей (разделенные на количество участников договора)

физическое лицо:
350 рублей
(разделенные на количество
участников договора)
юридическое лицо:
6000 рублей
(разделенные на количество
участников договора)

22. Государственная регистрация соглашения об изменении или о расторжении договора участия в долевом строительстве, уступки прав требования по договору участия в долевом строительстве, включая внесение соответствующих изменений в Единый государственный реестр недвижимости(пп. 30 п. 1 ст. 333.33 НК РФ): все категории заявителей – 350 рублей (разделенные на количество участников договора).

Примечание:

Размеры государственной пошлины за совершение юридически значимых действий в отношении физических лиц, применяются с учетом коэффициента 0,7 в случае подачи заявления о совершении указанных юридически значимых действий и уплаты соответствующей государственной пошлины с использованием единого портала государственных и муниципальных услуг, региональных порталов государственных и муниципальных услуг и иных порталов, интегрированных с единой системой идентификации и аутентификации (п. 4 ст. 333.35 НК РФ).

От уплаты государственной пошлины, установленной главой 25.3 НК РФ, освобождаются федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления при их обращении за совершением юридически значимых действий, установленных главой 25.3 НК РФ (пп. 4 п. 1 ст. 333.35 НК РФ).

Обращаем внимание!

Наряду с вышеизложенным согласно письму Минфина России от 17.08.2018 № 03-05-04-03/58259 в случае обращения органа государственной власти или органа местного самоуправления за государственной регистрацией договора и (или) права, ограничения права или обременения объекта недвижимости, возникающих на основании акта соответствующего органа, государственная пошлина уплачиваться не должна.

Государственная пошлина не уплачивается в следующих случаях(п. 3 ст. 333.35 НК РФ):

1. за государственную регистрацию права оперативного управления недвижимым имуществом, находящимся в государственной или муниципальной собственности;

2. за государственную регистрацию ограничений прав и обременений земельных участков, используемых для северного оленеводства;

3. за государственную регистрацию права постоянного (бессрочного) пользования земельными участками, находящимися в государственной или муниципальной собственности;

4. за внесение изменений в Единый государственный реестр недвижимости в случае принятия нормативного правового акта, влекущего необходимость внесения соответствующих изменений по не зависящим от правообладателей, владельцев или пользователей объектов недвижимости причинам;

6. за государственную регистрацию арестов, прекращения арестов недвижимого имущества;

7. за государственную регистрацию ипотеки, возникающей на основании закона, а также за погашение регистрационной записи об ипотеке;

9. за государственную регистрацию прекращения прав в связи с ликвидацией объекта недвижимого имущества, отказом от права собственности на объект недвижимого имущества, переходом права к новому правообладателю, преобразованием (реконструкцией) объекта недвижимого имущества;

10. за государственную регистрацию прекращения ограничений прав или обременений объектов недвижимости

12. за государственную регистрацию прав на недвижимое имущество Союзного государства и сделок с ним.

13. за выдачу закладной

Банковские реквизиты для оплаты государственной пошлины за государственную регистрацию прав, ограничений прав и сделок с недвижимым имуществом

С 1 января по 30 апреля 2021 года действует переходный период, когда одновременно функционируют и планируемые к закрытию банковские счета и вновь открываемые казначейские счета. Окончательный переход на самостоятельную работу открываемых казначейских счетов планируется начиная с 1 мая 2021 года.

Планируемые к закрытиюбанковские счета (действуют до 30.04.2021)

Изменённые банковские реквизиты (действуют с 01.01.2021)

БИК Банка 012748051

Номер казначейского счета 03100643000000013500– денежные средства,поступающие в бюджет Управления

Читайте также: