Каким образом налоговая реформа повлияла на устойчивое развитие экономики

Обновлено: 15.05.2024

1. Переход к политике государственного регулирования рыночного хозяйства. К концу 1990-х гг. сложилась критическая ситуация в экономике России. Значительная её часть контролировалась олигархическими или откровенно криминальными структурами. Финансовые ресурсы страны были исчерпаны и практически полностью зависели от внешних заимствований. Инфляция в 1999 г. составила 36,5%. На предприятиях задержки с выплатами зарплат достигали двух лет. По отношению к 1991 г. реальные доходы граждан составляли лишь 40 %, пенсии ещё меньше. Почти треть населения имела доходы ниже прожиточного минимума и находилась за чертой бедности.

Всё это вело к нарастанию социальных проблем, коррупции, преступности. Продолжался демографический кризис: ежегодно численность населения страны уменьшалась почти на миллион человек.

Руководство России видело одним из главных направлений своей деятельности переход к политике государственного регулирования рыночного хозяйства. Государство ввело своих представителей в советы директоров крупнейших монополий, заметно влияло на проводимую ими политику.

Стабильное поступательное развитие экономики России в 2000—2007 гг. сделало возможным переход на долгосрочное планирование её развития. Был принят трёхлетний бюджетный план на 2008—2010 гг. В феврале 2008 г. Президент В. В. Путин поставил задачи развития страны на период 2008—2020 гг.

Планировалось, что темпы роста ВВП будут составлять до 6 % в год, а инфляция сократится наполовину и составит в 2010 г. 5—6 %.

2. Налоговая реформа. В 2000 г. одной из первых была начата налоговая реформа. Смысл её состоял в том, чтобы путём регулирования налоговых ставок заставить работать экономику. Было решено снизить налоговое бремя с предприятий, упростить налогообложение малого бизнеса, повысить роль добывающей промышленности, с опорой на которую в дальнейшем следовало перейти к развитию остальных отраслей экономики. Ставка налога на прибыль предприятия была снижена с 35 до 24 %. Налог добывающих компаний стал зависеть от мировых цен на сырьё. В 2004 г. был отменён налог с продаж.

Важной частью налоговой реформы стало введение единого налога для физических лиц в размере 13 %. Одновременно вместо страховых взносов во внебюджетные фонды ввели единый социальный налог. Эти меры позволили увеличить сбор налогов только за первый год на 26 %.

В результате всех этих мер поступление федеральных налогов и сборов от крупнейших налогоплательщиков выросло более чем вдвое. В короткий срок федеральный бюджет значительно пополнился средствами, ранее скрытыми от государства.

3. Решение проблемы внешнего долга. Значительное укрепление государственного бюджета способствовало решению проблемы внешнего долга. К началу 2000 г. Россия имела государственный долг в размере 132,8 млрд долл. Проценты от пользования внешними кредитами нарастали как снежный ком.

Руководством страны была поставлена задача постепенного сокращения внешнего долга. С 1 января 2000 г. по 1 января 2008 г. он сократился до 44,9 млрд долл. Золотовалютные резервы России увеличились с 12,2 млрд долл, в 1999 г. до 476,3 млрд долл, в 2008 г.

Для решения перспективных задач развития был создан Стабилизационный фонд, позволявший избежать неблагоприятного влияния внешних экономических факторов, связанных с колебанием мировых цен на энергоносители, курсов валют и т. п.




4. Социальное развитие: разработка и реализация приоритетных национальных проектов. С лета 2000 г. наметилась тенденция выхода промышленности и сельского хозяйства России из кризиса. С 2001 г. это проявилось в росте доходов населения, увеличившихся на 6 % впервые после распада СССР. В 2002 г. они выросли на 9 %, в 2003 г. — на 14,5 %, в 2004 г. — на 11 %. Это стало возможным благодаря повышению уровня минимальной оплаты труда, пенсий и социальных выплат. Структурная перестройка экономики, налоговая реформа, а также быстрый рост мировых цен на энергоносители привели к тому, что ВВП впервые за годы реформ начал расти. Этот рост в 2000 г. составил 9 %, в 2001 г. — 5%, в 2002 г. — 4,3%, в 2003 г. — 7,3%, в 2004 г. — 7,1%, в 2005 г. — 6,4%, в 2006 г. — 6,6%, в 2007 г. — 7,8%.

5. Демографическая политика. Одной из самых серьёзных проблем России являлось сокращение населения. В 2002 г. была проведена перепись населения страны. Она отметила убыль населения за 13 лет на 7,5 млн человек. В то же время население увеличилось на 5,5 млн человек в результате миграции. Численность русских в структуре населения составляла около 80 %.

Начиная с 2000 г. были приняты специальные программы. Для снижения смертности особой статьёй в расходах на здравоохранение выделено финансирование массового медицинского обследования населения, оказание первой помощи, проведение вакцинации и других профилактических мер.

Для стимулирования роста рождаемости с 2007 г. неработающие женщины стали получать пособие по уходу за ребёнком в возрасте до полутора лет. При этом после рождения второго ребёнка сумма выплаты увеличивалась вдвое по сравнению с выплатой на первенца. Работающим мамам начали выплачивать пособие в размере 40 % от заработка. За рождение второго ребёнка была предусмотрена выплата материнского (семейного) капитала в размере 250 тыс. р., который можно тратить на обучение ребёнка, приобретение жилья и т. д. Позже размер материнского капитала был увеличен.

Результатом принятых мер стало то, что в 2007 г. рождаемость составила 1,6 млн человек (при смертности 2,08 млн человек).

6. Итоги социально-экономического развития страны. За период 2000—2008 гг. экономика России продемонстрировала темпы роста, которых страна не знала последние 30 лет. В среднем они составляли более 7 % в год. Втрое за эти годы сократилась инфляция.

Был значительно сокращён внешний долг. В короткий срок золотовалютные резервы России выросли в 40 раз, была решена проблема внешней задолженности, создан Стабилизационный фонд.

Успехи в развитии экономики использовались для реализации национальных проектов в социальной сфере. Здравоохранение, образование, жилищное строительство получили новые стимулы к развитию. Началось решение важнейшей для страны демографической проблемы.

Вместе с тем проблем в развитии экономики страны оставалось немало. Главной из них было сохранение приоритета топливно-энергетической, сырьевой сферы. Высоким оставался уровень инфляции. Укрепление позиций рубля вело к росту импортных поставок, что пагубно влияло на состояние отечественного производства. Особенно это заметно было в автомобиле-, авиа-, приборо- и судостроении, химической и пищевой промышленности, сельском хозяйстве.

Становилось всё более очевидно, что решить стоящие перед страной задачи можно только на путях инновационного развития.

ПОДВЕДЁМ ИТОГИ

Российская экономика, несмотря на сложности и проблемы в развитии, продемонстрировала самые высокие за тридцать лет темпы роста. Это создавало предпосылки для перехода России к инновационному развитию.

Российская экономика, несмотря на сложности и проблемы в развитии, продемонстрировала самые высокие за тридцать лет темпы роста. Это создавало предпосылки для перехода России к инновационному развитию.

1. Оцените состояние экономики России к концу 1990-х гг.

К концу 1990-х гг. сложилась критическая ситуация в экономике России. Значительная её часть контролировалась олигархическими или откровенно криминальными структурами. Финансовые ресурсы страны были исчерпаны и практически полностью зависели от внешних заимствований. Инфляция в 1999 г. составила 36,5%. На предприятиях задержки с выплатами зарплат достигали двух лет. По отношению к 1991 г. реальные доходы граждан составляли лишь 40 %, пенсии ещё меньше. Почти треть населения имела доходы ниже прожиточного минимума и находилась за чертой бедности.

Всё это вело к нарастанию социальных проблем, коррупции, преступности. Продолжался демографический кризис: ежегодно численность населения страны уменьшалась почти на миллион человек.

2. Какие направления экономической политики в 2000—2007 гг. вы считаете приоритетными? Почему?

- переход к политике государственного регулирования рыночного хозяйства. Государство ввело своих представителей в советы директоров крупнейших монополий, заметно влияло на проводимую ими политику.

- переход на долгосрочное планирование её развития. Был принят трёх летний бюджетный план на 2008—2010 гг. В феврале 2008 г. Президент В. В. Путин поставил задачи развития страны на период 2008—2020 гг.

3. Каким образом налоговая реформа повлияла на устойчивое развитие экономики?

В 2000 г. одной из первых была начата налоговая реформа. Смысл её состоял в том, чтобы путём регулирования налоговых ставок заставить работать экономику. Было решено снизить налоговое бремя с предприятий, упростить налогообложение малого бизнеса, повысить роль добывающей промышленности, с опорой на которую в дальнейшем следовало перейти к развитию остальных отраслей экономики. Ставка налога на прибыль предприятия была снижена с 35 до 24 %. Налог добывающих компаний стал зависеть от мировых цен на сырьё. В 2004 г. был отменён налог с продаж.

Важной частью налоговой реформы стало введение единого налога для физических лиц в размере 13 %. Одновременно вместо страховых взносов во внебюджетные фонды ввели единый социальный налог. Эти меры позволили увеличить сбор налогов только за первый год на 26 %.

В результате всех этих мер поступление федеральных налогов и сборов от крупнейших налогоплательщиков выросло более чем вдвое. В короткий срок федеральный бюджет значительно пополнился средствами, ранее скрытыми от государства.

4. Перечислите приоритетные национальные проекты развития России.

5. Почему большое внимание было уделено демографической политике?

Большое внимание было уделено демографической политике потому, что серьёзной проблемой России являлось сокращение населения. В 2002 г. была проведена перепись населения страны. Она отметила убыль населения за 13 лет на 7,5 млн человек. В то же время население увеличилось на 5,5 млн человек в результате миграции. Численность русских в структуре населения составляла около 80 %.

6. Назовите итоги социально-экономического развития страны в 2000—2008 гг.

За период 2000—2008 гг. экономика России продемонстрировала темпы роста, которых страна не знала последние 30 лет. В среднем они составляли более 7 % в год. Втрое за эти годы сократилась инфляция.

Был значительно сокращён внешний долг. В короткий срок золотовалютные резервы России выросли в 40 раз, была решена проблема внешней задолженности, создан Стабилизационный фонд.

Успехи в развитии экономики использовались для реализации национальных проектов в социальной сфере. Здравоохранение, образование, жилищное строительство получили новые стимулы к развитию. Началось решение важнейшей для страны демографической проблемы.

Вместе с тем проблем в развитии экономики страны оставалось немало. Главной из них было сохранение приоритета топливно-энергетической, сырьевой сферы. Высоким оставался уровень инфляции. Укрепление позиций рубля вело к росту импортных поставок, что пагубно влияло на состояние отечественного производства. Особенно это заметно было в автомобиле-, авиа-, приборо- и судостроении, химической и пищевой промышленности, сельском хозяйстве.

Становилось всё более очевидно, что решить стоящие перед страной задачи можно только на путях инновационного развития.

1. В чём заключалась политика государственного регулирования рыночного хозяйства?

Политика государственного регулирования рыночного хозяйства заключалась во введении своих представителей в советы директоров крупнейших монополий, заметно влияло на проводимую ими политику.

2. Каким образом решалась проблема внешнего долга? С какой целью был создан Стабилизационный фонд?

К началу 2000 г. Россия имела государственный долг в размере 132,8 млрд долл. Проценты от пользования внешними кредитами нарастали как снежный ком.

Руководством страны была поставлена задача постепенного сокращения внешнего долга. С 1 января 2000 г. по 1 января 2008 г. он сократился до 44,9 млрд долл. Золотовалютные резервы России увеличились с 12,2 млрд долл. в 1999 г. до 476,3 млрд долл. в 2008 г.

Для решения перспективных задач развития был создан Стабилизационный фонд, позволявший избежать неблагоприятного влияния внешних экономических факторов, связанных с колебанием мировых цен на энергоносители, курсов валют и т. п.

3. Почему реализация социальной программы была жизненно необходима для экономического, политического и духовного возрождения России?

Реализация социальной программы была жизненно необходима для экономического, политического и духовного возрождения России потому, что именно эта программа была нацелена на повышение уровня жизни населения.

4. Какие проблемы в области экономики оставались нерешёнными к 2000 г.? Возможно ли было их решение традиционными способами? Свой ответ аргументируйте.

Проблем в развитии экономики страны оставалось немало. Главной из них было сохранение приоритета топливно-энергетической, сырьевой сферы. Высоким оставался уровень инфляции. Укрепление позиций рубля вело к росту импортных поставок, что пагубно влияло на состояние отечественного производства. Особенно это заметно было в автомобиле-, авиа-, приборо- и судостроении, химической и пищевой промышленности, сельском хозяйстве. Развитие далее экстенсивными способами было невозможно, требовалось переходить на интенсивный путь. Для этого требовалось развитие науки, образования, разработка инновационных технологий и производств.

В 2020 году бизнесу пришлось нелегко: пандемия, карантин, экономический спад, падение доходов населения и, наконец, масштабные налоговые изменения, которые, несмотря на обещания не менять налоговую политику, случаются каждый год. Помогли ли они бизнесу в столь непростое время? KPMG Mustread разобрался, какие налоговые реформы стали ключевыми, и узнал у компаний, как они повлияют на их жизнь.


Пересмотр СИДН

В марте президент Владимир Путин предложил повысить ставку налога на доходы, уходящие за рубеж в виде дивидендов и процентов по кредиту. В большинстве стран, с которыми у России заключены соглашения об избежании двойного налогообложения (СИДН), выплатить дивиденды и проценты по кредитам можно было по ставке в 5-10%, но после пересмотра таких соглашений ставка вырастет до 15%.

По оценкам Минфина, изменения соглашений с этими тремя странами будут приносить российскому бюджету 130-150 млрд руб. ежегодно. По словам замминистра финансов Алексея Сазанова, деньги нужны для реализации мер поддержки населения и экономики в текущей ситуации (прим. ред. — экономический спад из-за распространения коронавирусной инфекции). В начале декабря Путин утвердил дефицитный бюджет до 2023 года (наибольшие — в 2021 году — 2,4% ВВП), при этом доходы из года в год будут расти.

Планировалось, что вступление в силу Многосторонней конвенции MLI с 2021 года только усилит этот тренд. Несмотря на это, пересмотр СИДН с наиболее популярными юрисдикциями все равно стал неожиданным для бизнеса.

Наиболее чувствительным стал пересмотр соглашения с Кипром, так как остальные юрисдикции, особенно Мальта, редко использовались для создания холдинговых и финансовых компаний. В целом, конечно, никто не ожидал, что пандемия коронавируса обернется повышением налоговых ставок.

Партнер департамента налогового и юридического консультирования КПМГ в России и СНГ

Согласно новым соглашениям, некоторые послабления для бизнеса все же остались. Наибольшую выгоду получили публичные компании, у которых на бирже обращаются более 15% акций: с Люксембургом им удастся сохранить ставку для дивидендов и процентам по внутригрупповым займам в размере 5% и ставку для процентов по банковским займам и еврооблигациям в размере 0%.

С Кипром ставка составит 5% на дивиденды и на проценты. Банки, страховщики, пенсионные фонды и ряд других лиц смогут воспользоваться освобождением от налога на процентный доход. Кроме того, сохранится освобождение процентных платежей по корпоративным облигациям, государственным облигациям и еврооблигациям, а также нулевой налог на роялти.


Корректировка НДД и НДПИ для нефтяников…

В сентябре Госдума приняла законопроект, отменяющий некоторые льготы по уплате налога на добычу полезных ископаемых (НДПИ) и пошлине для зрелых нефтяных месторождений, а также сверхвязкой нефти с 1 января 2021 года. Взамен компании могут перейти на режим налогообложения дополнительного дохода (НДД), который, в свою очередь, также ужесточили. По словам Минфина, нынешние льготы неэффективны, а новые меры уже в следующем году позволят получить дополнительные доходы в размере 260 млрд руб.

Однако, по словам экспертов, рост налоговой нагрузки на нефтяные компании отчасти был ожидаем. Во-первых, Минфин ранее заявлял о необходимости корректировки НДД, сославшись на первоначальную ошибку в разработке методологии уплаты, напоминает Михаил Орлов, партнер, руководитель департамента налогового и юридического консультирования КПМГ в России и СНГ. Во-вторых, несмотря на то, что НДД — идеологически правильный налог (так как налоговые отчисления с прибыли, а не с выручки добывающих компаний позволяют разрабатывать месторождения с высокой себестоимостью добычи), он сложный сам по себе, и его настройка требует времени, так что некоторые корректировки неизбежны.


…для металлургов и химиков

Подобная мера принесет в бюджет более 56 млрд руб. в год, говорил ранее Антон Силуанов. Поправка не коснется новых проектов в рамках соглашений о защите и поощрении капитальных вложений, где степень выработанности запасов по состоянию на 1 января 2021 года составляет менее 1%.

Если же налоговая нагрузка все-таки растет, то РСПП предлагает сделает рост временным — до 2023 года, пока бюджет дефицитный. С 2023 года налоговая нагрузка должна вернуться на уровень 2020 года и быть стабильной, как и было обещано ранее. Подобное предложение объединение внесло на заседании с участием Владимира Путина в конце октября. Через месяц на сайте Кремля появился перечень поручений президента по итогам встречи с РСПП. Среди них есть довольно расплывчатые пункты о создании механизма обсуждения с предпринимательским сообществом налоговых изменений, о неизменности налоговых условий в рамках соглашений о защите и поощрении капиталовложений (СЗПК), но возвращения налоговой нагрузки на прежний уровень нет.

В 2020 году бизнесу пришлось нелегко: пандемия, карантин, экономический спад, падение доходов населения и, наконец, масштабные налоговые изменения, которые, несмотря на обещания не менять налоговую политику, случаются каждый год. Помогли ли они бизнесу в столь непростое время? KPMG Mustread разобрался, какие налоговые реформы стали ключевыми, и узнал у компаний, как они повлияют на их жизнь.


Пересмотр СИДН

В марте президент Владимир Путин предложил повысить ставку налога на доходы, уходящие за рубеж в виде дивидендов и процентов по кредиту. В большинстве стран, с которыми у России заключены соглашения об избежании двойного налогообложения (СИДН), выплатить дивиденды и проценты по кредитам можно было по ставке в 5-10%, но после пересмотра таких соглашений ставка вырастет до 15%.

По оценкам Минфина, изменения соглашений с этими тремя странами будут приносить российскому бюджету 130-150 млрд руб. ежегодно. По словам замминистра финансов Алексея Сазанова, деньги нужны для реализации мер поддержки населения и экономики в текущей ситуации (прим. ред. — экономический спад из-за распространения коронавирусной инфекции). В начале декабря Путин утвердил дефицитный бюджет до 2023 года (наибольшие — в 2021 году — 2,4% ВВП), при этом доходы из года в год будут расти.

Планировалось, что вступление в силу Многосторонней конвенции MLI с 2021 года только усилит этот тренд. Несмотря на это, пересмотр СИДН с наиболее популярными юрисдикциями все равно стал неожиданным для бизнеса.

Наиболее чувствительным стал пересмотр соглашения с Кипром, так как остальные юрисдикции, особенно Мальта, редко использовались для создания холдинговых и финансовых компаний. В целом, конечно, никто не ожидал, что пандемия коронавируса обернется повышением налоговых ставок.

Партнер департамента налогового и юридического консультирования КПМГ в России и СНГ

Согласно новым соглашениям, некоторые послабления для бизнеса все же остались. Наибольшую выгоду получили публичные компании, у которых на бирже обращаются более 15% акций: с Люксембургом им удастся сохранить ставку для дивидендов и процентам по внутригрупповым займам в размере 5% и ставку для процентов по банковским займам и еврооблигациям в размере 0%.

С Кипром ставка составит 5% на дивиденды и на проценты. Банки, страховщики, пенсионные фонды и ряд других лиц смогут воспользоваться освобождением от налога на процентный доход. Кроме того, сохранится освобождение процентных платежей по корпоративным облигациям, государственным облигациям и еврооблигациям, а также нулевой налог на роялти.


Корректировка НДД и НДПИ для нефтяников…

В сентябре Госдума приняла законопроект, отменяющий некоторые льготы по уплате налога на добычу полезных ископаемых (НДПИ) и пошлине для зрелых нефтяных месторождений, а также сверхвязкой нефти с 1 января 2021 года. Взамен компании могут перейти на режим налогообложения дополнительного дохода (НДД), который, в свою очередь, также ужесточили. По словам Минфина, нынешние льготы неэффективны, а новые меры уже в следующем году позволят получить дополнительные доходы в размере 260 млрд руб.

Однако, по словам экспертов, рост налоговой нагрузки на нефтяные компании отчасти был ожидаем. Во-первых, Минфин ранее заявлял о необходимости корректировки НДД, сославшись на первоначальную ошибку в разработке методологии уплаты, напоминает Михаил Орлов, партнер, руководитель департамента налогового и юридического консультирования КПМГ в России и СНГ. Во-вторых, несмотря на то, что НДД — идеологически правильный налог (так как налоговые отчисления с прибыли, а не с выручки добывающих компаний позволяют разрабатывать месторождения с высокой себестоимостью добычи), он сложный сам по себе, и его настройка требует времени, так что некоторые корректировки неизбежны.


…для металлургов и химиков

Подобная мера принесет в бюджет более 56 млрд руб. в год, говорил ранее Антон Силуанов. Поправка не коснется новых проектов в рамках соглашений о защите и поощрении капитальных вложений, где степень выработанности запасов по состоянию на 1 января 2021 года составляет менее 1%.

Если же налоговая нагрузка все-таки растет, то РСПП предлагает сделает рост временным — до 2023 года, пока бюджет дефицитный. С 2023 года налоговая нагрузка должна вернуться на уровень 2020 года и быть стабильной, как и было обещано ранее. Подобное предложение объединение внесло на заседании с участием Владимира Путина в конце октября. Через месяц на сайте Кремля появился перечень поручений президента по итогам встречи с РСПП. Среди них есть довольно расплывчатые пункты о создании механизма обсуждения с предпринимательским сообществом налоговых изменений, о неизменности налоговых условий в рамках соглашений о защите и поощрении капиталовложений (СЗПК), но возвращения налоговой нагрузки на прежний уровень нет.

Читайте также: