Какие мероприятия намечено провести в ходе налоговой реформы

Обновлено: 28.05.2024

Налоги и все с ними связанное входят в нашу жизнь с давних времен.

Обязательные платежи древнего мира отдаленно напоминали ныне существующие налоги в их современном понимании. Об этом свидетельствуют и первые реформы, обращенные на решение задач максимизации государственных доходов.

Цель написания данной контрольной работы – это дать представление о налоговых реформах, их видах, особенностях в развивающихся и странах с переходной экономикой, целях налоговой реформы.

2. Охарактеризовать налоговые поправки.

3. Показать наиболее распространенные виды налоговых реформ.

4. Рассказать об особенностях налоговых преобразований в развивающихся странах.

5. Дать понятие о налоговых реформах в странах с переходной экономикой.

1. Налоговые реформы. Цель налоговой реформы

Первые реформы появились в Древнем мире. Были обязательные платежи, которые, в принципе, напоминают ныне существующие налоги в их современном понимании. Первые реформы были обращены на решение задач максимизации государственных доходов.

Первой налоговой реформой была реформа императора Рима Октавиана Августа (63 г. до н. э. – ХIV в. н. э.).

Ошибочно предполагать, что, взяв либеральную модель рынка, можно без преобразований отношений собственности, без формирования рыночного правосознания граждан, без навыков рыночного менеджмента, без создания демократической системы управления государством превратить страну в процветающую державу. Необходимы длительные и последовательные реформации, осторожное проведение экспериментов, оценка их результатов и своевременная коррекции появляющихся негативных последствий. Эти результаты в свою очередь определяет политический выбор страны. Следовательно, не модели преобразований определяют их успехи, а то, на каком политическом, экономическом фундаменте и каким конкретно правительством они реализуются.

Налоговая реформа – это реформа в системе налогообложения, отмена старых, принятие новых, видоизменение уже существующих налогов. Причем в первую очередь, конечно, государство преследует цель пополнения бюджета, чтобы не было его дефицита. В разных странах, с разным историческим развитием, разным укладом экономической системы соответственно цели налоговой реформы отличаются. Каждое государство преследует свою цель, но при этом, налогообложение реформируется не в интересах какого-либо отдельного государства, а с учетом экономических интересов всех стран – участников того или иного международного объединения.

Последние года реформы налогообложения в ряде стран, входящих в состав различных международных объединений, осуществляются с целью привести национальное налоговое законодательство в соответствии с некими общими требованиями.

Ее основная цель – устранить различия в налоговом законодательстве государств, препятствующие экономической интеграции.

Основной вывод, который следует из смысла налоговых преобразований 30-х гг., - это трансформационный крен налогов к их неналоговым формам. Доход государства формировался не за счет налогов, а за счет прямых изъятий валового национального продукта, производимого на основе государственной монополии.

Основными задачами налоговой реформы в недавнем прошлом в перспективе (2000-2001 гг.) в РФ являлись: существенное снижение налогового администрирования.

Снижение налогового бремени должно было быть достигнуто, прежде всего, за счет уменьшения нагрузки на фонд оплаты труда, ликвидации налогов с оборота с изменений в правилах расчета базы налогообложения прибыли.

Упрощение налоговой системы предусматривалось посредством установления закрытого списка налогов и сборов, единой ставки подоходного налога, введения единого социального налога и отмены значительного числа второстепенных налогов.

В других странах, например, цели налоговой реформы помимо всего прочего, преследуют стимулирование частных предприятий. За счет этого развивается рыночная экономика. Посредством налоговых льгот и аналогичных фискальных поощрений происходит стимулирование малого бизнеса. Помимо этого, таким образом, увеличивается приток ресурсов частных иностранных инвесторов, а реформы проводятся с целью заинтересовать их в размещении своих предприятий в другой стране.

Еще целью налоговой реформы является мобилизация ресурсов для финансирования государственных расходов. Эта цель более важная, какая бы политическая или экономическая идеология не преобладала в слаборазвитой стране, ее экономические и социальные программы зависят главным образом от способности правительства генерировать достаточное количество доходов для финансирования программ расширения необходимых, но не приносящих доходов общественных услуг (здравоохранение, образование, транспорт, средства связи и другие элементы экономической и социальной инфраструктуры).

Но, как уже было сказано выше, государства в преследовании целей налоговой реформы не должны забывать о соглашении – устранить различия в налоговом законодательстве государств, препятствующие экономической интеграции.

3.1.2. Реформирование налоговой системы

Основной целью налоговой реформы является достижение оптимального соотношения между стимулирующей и фискальной ролью налогов.

Основные принципы налоговой реформы заключаются в выравнивании условий налогообложения, снижении общего налогового бремени и упрощении налоговой системы. При этом система администрирования налогов должна обеспечивать снижение уровня издержек исполнения налогового законодательства как для государства, так и для налогоплательщиков.

В среднесрочной перспективе налоговая реформа будет реализовываться по следующим направлениям:

1. Совершенствование налогового законодательства с целью его упрощения, придания налоговой системе стабильности и большей прозрачности, повышения уровня нейтральности налоговой системы по отношению к экономическим решениям организаций и потребителей, снижения общего налогового бремени на законопослушных налогоплательщиков за счет:

реформирования отдельных видов налогов (введение новых или замена действующих налогов, изменение механизма взимания налогов), сокращения числа налогов и сборов, отмены неэффективных и оказывающих негативное влияние на экономическую деятельность хозяйствующих субъектов налогов (прежде всего "оборотных" налогов), в частности:

а) отмена налогов с продаж, на покупку иностранной валюты, на операции с ценными бумагами, на содержание автомобильных дорог, а также ряда мелких региональных и местных целевых сборов;

б) повышение бюджетообразующего значения налогов, связанных с использованием природных ресурсов, введение налога, призванного обеспечить изъятие сверхдоходов, связанных с ценовой конъюнктурой;

в) переход после завершения формирования земельного кадастра и создания единых объектов собственности к налогу на недвижимость, заменяющему налог на имущество и земельный налог;

г) введение системы экологических платежей, охватывающей все виды негативного воздействия на окружающую среду;

д) расширение круга операций, облагаемых государственной пошлиной;

е) введение налоговых платежей, взимаемых в рамках специальных налоговых режимов, включающих налогообложение при выполнении соглашений о разделе продукции при добыче нефти из низкопродуктивных участков недр, модифицированного порядка уплаты налогов для сельскохозяйственных производителей, малых предприятий, а также особых экономических зон;

придания налоговому законодательству большей четкости и "прозрачности", не оставляющей места для неоднозначного толкования налоговых норм, в том числе на основе мер по рационализации и упрощению бухгалтерского учета, определению экономически обоснованного состава вычитаемых затрат;

пересмотра и отмены большинства налоговых льгот, сокращения перечня оснований для предоставления отсрочек и рассрочек исполнения налоговых обязательств.

2. Совершенствование норм и кодификация правил, регламентирующих деятельность налоговых органов и налогоплательщиков, устранение противоречий налогового и гражданского законодательства.

3. Установление жесткого оперативного контроля за соблюдением налогового законодательства, пресечение "теневых" экономических операций, повышение ответственности граждан и организаций за уклонение от налогов. Основными направлениями данной работы будут являться:

изменение организационной структуры налоговых органов - создание региональных налоговых инспекций, а также федерального налогового округа, в котором должны регистрироваться крупнейшие организации, ведущие хозяйственную деятельность на территории России;

ускоренное развитие информационных технологий в налоговой системе, одним из направлений которого является образование центров обработки данных, где предусматривается создание информационного массива на основе слияния потоков информации о хозяйственной деятельности налогоплательщика, поступающей не только от самого налогоплательщика, но и из других источников (государственных и негосударственных структур). Это позволит производить полный и всесторонний анализ информации о налогоплательщике, обеспечить соблюдение налогового законодательства всеми категориями налогоплательщиков, оптимизировать выбор объектов при проведении контрольной работы;

реализация мер по борьбе с неучтенным наличным оборотом, в том числе ужесточение контроля за налогоплательщиками путем обязательного присвоения организациям и гражданам индивидуальных номеров налогоплательщиков, обязательная регистрация в налоговой службе всех банковских счетов организаций, усиление контроля за движением наличных денежных средств в легальном секторе и перекрытие каналов их перетока в теневой сектор через торговлю и оказание услуг за наличный расчет, ужесточение нормативной базы, регламентирующей деятельность банковской системы, направленное на борьбу с открытием счетов без уведомления налоговой службы, с фиктивными банковскими депозитами, с передачей векселей юридических лиц физическим лицам, и т.п.; совершенствование механизма применения рыночных цен для целей налогообложения.

Повышению собираемости налогов может способствовать как внесение изменений и дополнений в действующее законодательство о налогах и сборах, так и улучшение налогового администрирования, что находится в прямой зависимости от материального обеспечения налоговых органов и технического их оснащения.

Скорейшая реализация указанных мер реформирования налоговой системы позволит привести налоговую систему в соответствие с задачами достижения экономического роста, существенно повысить собираемость налогов. Либерализация налоговой системы и заметное усиление защищенности налогоплательщиков будут способствовать улучшению инвестиционного климата и возврату капиталов в легальную сферу.

Для чего проводят налоговые реформы и что они собой представляют? Какие бывают виды налоговых реформ? Из каких этапов состоит процедура проведения налоговой реформы? Каковы основные направления и ожидаемые результаты современной налоговой реформы? На эти вопросы дан ответ в настоящей статье.

Что представляет собой налоговая реформа, какие цели она преследует?

Налоговая реформа проводится с целью совершенствования существующей налоговой системы. Решение о проведении налоговой реформы возникает на основании анализа эффективности действующей налоговой системы.

Налоговая реформа представляет собой совокупность средств и методов, направленных на оптимизацию налоговой политики и налоговой системы. Налоговую реформу следует отличать от совершенствования налоговой реформы и налоговой политики. Совершенствование налогообложения происходит постоянно, а процесс реформирования радикально изменяет существующие принципы налоговых отношений.

Можно выделить следующие особенности налоговой реформы:

  1. Она происходит в ограниченный период времени.
  2. Влечет за собой кардинальные изменения в налоговой системе и налоговой политике государства.
  3. Проводится в целях принципиального преобразования социально – экономической политики государства.

Исходя из вышеизложенного можно дать иное определение налоговой реформы:

Налоговая реформа — это ограниченный во времени процесс, вызванный необходимостью преобразования социально – экономической политики страны и влекущий за собой кардинальные перемены в налоговой системе и налоговой политике государства.

Виды налоговых реформ

Налоговые реформы можно классифицировать по различным признакам. Рассмотрим классификацию, предложенную в учебнике В.В.Панскова.

По содержанию налоговые реформы могут быть системные и структурные. Системная реформа – это реформа, вследствие которой изменяются концепция и механизм действия налоговой системы. Результат системной реформы проявляется в том, что преобразуются принципы налогообложения в целом, спектр существующих налогов, налоговая нагрузка и т.д. Структурная реформа ориентирована на оптимизацию структуры налогообложения и налогового администрирования. В результате структурной реформы изменяются налоговые ставки, налогооблагаемая база, налоговые льготы.

По целям различаются многоцелевые реформы и ограниченные по целям реформы. Многоцелевая реформа – это реформа, направленная на достижение совокупности целей, связанных между собой. Результаты многоцелевой реформы выражаются в изменении трактовки ключевых функций, исполняемых налогами в экономике страны. Ограниченная по целям реформа ставит перед собой одну базовую цель по изменению отдельных элементов налоговой системы. Результатом ее выступает преобразование оптимизирующих налоговых функций.

По срокам проведения выделяют краткосрочные, среднесрочные и долгосрочные реформы. Краткосрочные реформы длятся до 3 лет и, как правило, направлены на достижение ограниченных целей. Среднесрочные реформы длятся от 3 до 8 лет. Они позволяют провести более принципиальные изменения в системе налогообложения. Долгосрочные реформы длятся более 8 лет. Обычно они проводятся для серьезных преобразований в налоговой системе и налоговой политике государства.

Этапы проведения налоговой реформы

Проведение любой налоговой реформы подчиняется стандартной процедуре, включающей три этапа: подготовительный, этап внедрения и этап оценки результатов. Рассмотрим эти этапы подробнее.

На подготовительном этапе формулируются цели и задачи реформы, разрабатывается экономическое обоснование, подготавливаются налоговые законопроекты, а также исследуется реакция общественности на предполагаемые новшества.

На этапе внедрения осуществляется применение инструментов и методов реформирования на практике. Успех реализации зависит от качества проработки подготовительного этапа. Также выявляются проблемы и барьеры, которые мешают достичь желаемого результата, а также оптимизировать существующие программы в соответствии с обнаруженными недостатками.

На этапе оценки результатов сопоставляются полученные результаты с запланированными. По итогам сопоставления принимается решение о проведении новой реформы или внедрении дополнительных методов совершенствования системы налогообложения.

Налоговая реформа 2013 г.

Можно выделить следующие направления налоговой реформы 2013 г.:

  1. Оптимизация закона о бухгалтерском учете.
  2. Внедрение закона о трансфертном ценообразовании, в соответствии с которым усиливается ответственность за нарушения в формировании цен по контролируемым сделкам.
  3. Обязательное ведение бухгалтерского учета в полном объеме при применении упрощенной системы налогообложения.
  4. Борьба с перераспределением налоговой нагрузки между взаимозависимыми юридическими лицами.
  5. Утверждение концепции развития досудебного урегулирования налоговых споров.
  6. Пересмотр тарифов страховых взносов для индивидуальных предпринимателей.
  7. Внесение поправок в налоговое законодательство.

Налоговая реформа ориентирована на достижение следующих результатов:

  1. Привлечение дополнительных инвестиций в производство.

2.Создание благоприятных условий для функционирования индивидуальных предпринимателей.

  1. Увеличение доходов государственного бюджета.
  2. Снижение налоговой нагрузки.
  3. Сбалансированность налогообложения.
  4. Оптимизация налогового администрирования и налогового контроля.
  5. Упрощение налоговых механизмов и налоговых отношений.

Выводы

Налоговая реформа – это ограниченный во времени процесс и совокупность средств и методов, направленные на кардинальные улучшения действующей налоговой системы и налоговой политики.

Налоговые реформы могут быть системными и структурными, многоцелевыми и одноцелевыми, краткосрочными, среднесрочными и долгосрочными.

Налоговая реформа проводится в три этапа: 1.подготовительный; 2.внедрения;3.оценки результатов.

Современная налоговая реформа имеет 7 основных направлений, охватывающих как область собственно налогообложения, так и бухгалтерский учет, ценообразование, страхование. Она ориентирована на достижение 7 результатов, проявляющихся в области инвестиций, индивидуального предпринимательства, государственных финансов и налоговых отношений.

Читайте также: