Какая система налогообложения ржд

Обновлено: 11.05.2024

от 5 августа 2013 года N 1685р

(с изменениями на 25 марта 2016 года)

Документ с изменениями, внесенными:

Утвердить и ввести в действие с 15 (пятнадцатого) августа 2013 года для пользователей услуг железнодорожного транспорта, за исключением бюджетных учреждений (организаций) и силовых министерств и ведомств:

- Положение о порядке взаимодействия между ОАО "РЖД" и пользователем услуг железнодорожного транспорта при организации расчетов и оплате провозных платежей, сборов, штрафов, иных причитающихся ОАО "РЖД" платежей с использованием Единого лицевого счета (ЕЛС) клиента при перевозках грузов и/или порожних вагонов (далее - Положение) по форме приложения N 1 к настоящему распоряжению;

- Соглашение об организации расчетов (далее - Соглашение) по форме приложения N 2 к настоящему распоряжению.

Первый вице-президент
ОАО "РЖД"
В.Морозов

Приложение N 1
к распоряжению ОАО "РЖД"
от 5 августа 2013 года N 1685р

Положение о порядке взаимодействия между ОАО " РЖД" и пользователем услуг железнодорожного транспорта при организации расчетов и оплате провозных платежей, сборов, штрафов, иных причитающихся ОАО "РЖД" платежей с использованием Единого лицевого счета (ЕЛС) клиента при перевозках грузов и/или порожних вагонов

(с изменениями на 25 марта 2016 года)

1. Общие условия

1.2. Основанием для проведения расчетов с Клиентом и взыскания ОАО "РЖД" с Клиента Платежей является указание в перевозочных и/или иных документах кода плательщика и наименования Клиента.

1.3. Подписание соглашений об организации расчетов с клиентами осуществляет Центр фирменного транспортного обслуживания - филиал ОАО "РЖД" (далее - ЦФТО) и его структурные подразделения - Территориальные центры фирменного транспортного обслуживания (далее - ТЦФТО).

1.4. Для подписания соглашений об организации расчетов Клиент - резидент Российской Федерации должен предоставить в ЦФТО/ТЦФТО документы, предусмотренные нормативными актами ОАО "РЖД", регулирующими порядок ведения договорной работы, с учетом особенностей, предусмотренных при заключении доходных для ОАО "РЖД" договоров.

1.5. Для заключения соглашения об организации расчетов Клиент - нерезидент Российской Федерации должен предоставить в ЦФТО следующие документы (надлежащим образом заверенные копии):

1.5.1. Учредительные документы;

1.5.3. Свидетельство о регистрации (выписка из торгового реестра);

1.5.4. Свидетельство о постановке на учет (организации или его представительства) в налоговый орган Российской Федерации;

1.5.5. Извещение о наличии банковских счетов или письмо банка о наличии счета с указанием его номера;

1.5.6. Решение (протокол) о назначении руководителя организации;

1.5.7. Образец подписей генерального директора, главного бухгалтера и оттиск печати;

1.5.8. Приказ о назначении генерального директора;

1.5.9. Сведения о фактическом адресе организации, контактные телефоны руководящих сотрудников и сведения о филиалах организации, ее представительствах, их руководителях.

Документы и материалы, исходящие от иностранных организаций, должны быть заверены апостилем.

Предоставление копий документов, сделанных с копий, не допускается.

1.6. Под Клиентом в настоящем Положении понимаются две категории лиц: заказчик или плательщик.

Заказчик - организация (грузоотправитель, грузополучатель, владелец путей необщего пользования), самостоятельно осуществляющая оплату оказанных ей ОАО "РЖД" услуг.

Плательщик - организация, осуществляющая в том числе оплату провозных платежей, сборов, штрафов, иных причитающихся ОАО "РЖД" платежей как за себя, так и за третьих лиц.

Соответствующая категория (признак) указывается ОАО "РЖД" или Клиентом в пункте 1.2 соглашения об организации расчетов.

1.7. Условия настоящего Положения могут применяться к отношениям Сторон, возникшим на основе заключенных между Сторонами договоров (соглашений, контрактов и пр.), связанных с организацией и/или осуществлением перевозок, в части проведения расчетов между Сторонами.

Кроме того, Условия настоящего Положения могут применяться к отношениям Сторон, возникшим на основе заключенных между Сторонами договоров (соглашений, контрактов и пр.), а также договоров (соглашений, контрактов и пр.), заключенных между ОАО "РЖД" и третьими лицами, по которым Клиент выступает плательщиком, связанных с организацией и/или осуществлением перевозок, в части проведения расчетов между Сторонами.

2. Обязанности сторон

2.1. Обязанности Клиента:

2.1.1. Обеспечивать полную и своевременную оплату причитающихся ОАО "РЖД" Платежей.

2.1.2. Обеспечивать наличие на соответствующих субсчетах лицевого счета Клиента (далее - ЛС) денежных средств, достаточных для взимания причитающихся ОАО "РЖД" Платежей, с учетом сумм по незавершенным перевозкам.

2.1.3. Обеспечивать наличие кода плательщика:

- в заявках на перевозку грузов формы ГУ-12 (далее - заявка ГУ-12), перевозочных и иных документах, оформляемых при организации и/или осуществлении перевозок;

- в финансовых документах, претензиях, а также иных документах, связанных с исполнением соглашения об организации расчетов.

Обеспечивать оформление перевозочных документов в соответствии с Порядком оформления перевозочных документов, установленным в приложении N 1 к настоящему Положению.

2.1.4. Осуществлять оперативный контроль в АС ЭТРАН за фактически принятыми ОАО "РЖД" к перевозке грузами.

2.1.5. Возмещать по утвержденным ОАО "РЖД" ставкам расходы ОАО "РЖД" за выполнение таможенных операций, обусловленных таможенным законодательством и связанных с:

- помещением грузов на временное хранение в местах прибытия на таможенную территорию и их хранением, если это обусловлено непредставлением Клиентом документов и сведений, необходимых для таможенного декларирования и выпуском в соответствии с заявленной таможенной процедурой;

- декларированием при помещении грузов под таможенную процедуру таможенного транзита;

- завершением процедуры таможенного транзита в случаях отсутствия таможенных органов на станциях назначения груза;

- помещением грузов на временное хранение и их хранением, если в течение 12 (двенадцати) часов после завершения таможенной процедуры Клиент не уведомил ОАО "РЖД" о таможенном декларировании в соответствии с выбранной таможенной процедурой;

- осуществлением иных действий, которые Клиент правомочен, но не проводит самостоятельно, а также таможенных операций, обязанность исполнения которых возлагается таможенным законодательством на перевозчика в случае их неисполнения Клиентом.

Оплату за указанные операции Клиент осуществляет на основании актов общей формы ГУ-23 и сведений, внесенных в перевозочные документы.

2.1.6. Возмещать ОАО "РЖД" расходы, возникающие в связи с проведением работ по инициативе (в том числе проверок) контролирующих либо иных органов государственного контроля (надзора) при перевозках, оплату Платежей по которым осуществляет Клиент, на основании актов общей формы ГУ-23 и сведений, внесенных в перевозочные документы.

2.1.6.1. Осуществлять оплату за перемещение порожних грузовых вагонов с припортовых железнодорожных станций на железнодорожные станции перемещения (на основании требования на перемещение порожнего грузового вагона) и за предоставление железнодорожных путей общего пользования для нахождения на них железнодорожного подвижного состава, не задействованного в перевозочном процессе (на основании актов общей формы ГУ-23 ВЦ, подписанных перевозчиком или владельцем инфраструктуры).

2.1.7. Указывать в заключаемых с ОАО "РЖД" договорах (соглашениях, контрактах и пр.), связанных с организацией и/или осуществлением перевозок, пункт следующего содержания:

"Расчеты по настоящему Договору производятся в соответствии с условиями Соглашения об организации расчетов от __________ N __________ код плательщика __________, заключенного между Клиентом и ОАО "РЖД" в __________.

Указывается дата заключения и номер соглашения об организации расчетов.

Указывается код плательщика, присвоенный Клиенту согласно пункту 1.2 соглашения об организации расчетов.

Указывается ЦФТО/ГЦФТО по месту заключения соглашения об организации расчетов.

2.1.8. Оформлять платежные поручения для перечисления денежных средств ОАО "РЖД" в соответствии с Порядком оформления платежного поручения, установленным в приложении N 2 к настоящему Положению.

2.1.9. Осуществлять оплату причитающихся ОАО "РЖД" Платежей не позднее чем за 3 (три) календарных дня до даты приема груза/порожнего вагона к перевозке или предполагаемой даты оказания ОАО "РЖД" услуги.

2.1.10. Осуществлять оплату образовавшейся на субсчетах задолженности Клиента перед ОАО "РЖД" отдельными платежными поручениями в срок не позднее 3 (трех) банковских дней с даты выставления счета.

Погашение задолженности, образовавшейся на одном из субсчетов, производится Клиентом независимо от наличия денежных средств на других субсчетах.

2.1.12. Клиент обязуется предоставлять ОАО "РЖД" информацию об изменениях в составе владельцев Клиента, включая конечных бенефициаров, и (или) в исполнительных органах Клиента не позднее чем через 5 (пять) календарных дней после таких изменений.

2.2. При осуществлении Клиентом оплаты Платежей за третьих лиц Клиент обязан:

2.2.1. Доводить до сведения третьих лиц информацию, необходимую для указания кода плательщика, присвоенного Клиенту в рамках соглашения об организации расчетов, и наименования Клиента в перевозочных и иных документах в качестве лица, осуществляющего оплату по перевозке.

2.2.2. Обеспечивать оформление третьими лицами перевозочных документов в соответствии с Порядком оформления перевозочных документов, установленным приложением N 1 к настоящему Порядку.

2.2.3. Рассматривать в АС ЭТРАН заявки ГУ-12, в которых Клиент указан в качестве плательщика за перевозку грузов.

В срок не позднее двадцати четырех часов с момента регистрации в АС ЭТРАН заявки ГУ-12 при несогласии Клиента с данными о плательщике за перевозку грузов, проставлять в АС ЭТРАН соответствующую отметку.

Какую систему налогообложения выбрать ИП для грузоперевозок в 2021

При регистрации нового бизнеса, а также после отмены ЕНВД многим индивидуальным предпринимателям нужно выбрать оптимальный налоговый режим. Расскажем, какие нюансы нужно учесть и как выбрать выгодную систему налогообложения для грузоперевозок.

Особенности сферы грузоперевозок

Чтобы определить, какую налоговую систему выбрать, нужно заранее учитывать расходы бизнеса. В сфере грузовых перевозок предполагают затраты на:

  • сервисное обслуживание машин (ремонт, замена шин и так далее);
  • амортизация;
  • расходы на бензин;
  • зарплата водителям, грузчикам и другим работникам;
  • расходы на парковку, услуги связи и другие накладные затраты;
  • оплата аренды автомобилей (если они не в собственности предпринимателя);
  • страховые взносы — за сотрудников и за самого ИП;
  • страховка автомобилей;
  • налоги и другие обязательные платежи.

Сложно сказать заранее, насколько бизнес будет окупать все расходы. Экономический кризис, рост цен на бензин, высокий уровень конкуренции и множество других факторов могут оказать влияние на итоговую доходность.

За 15 минут подберём ОКВЭД и налоговый режим, соберём документы бесплатно.

Какая система налогообложения выгоднее для грузоперевозок

Сравним условия и выгоду каждого вида налогообложения на конкретном примере.

ИП Васильев Петров Петрович занимается грузоперевозками в Москве на 3 транспортерах грузоподъёмностью до 3,5 тонн. У него работают 5 сотрудников с зарплатой 40 000 рублей. Финансовый аспект его деятельности выглядит так:

  • Доход в год — 15 000 000 рублей.
  • Расходы в год (в том числе зарплаты, бензин, ремонт, страхование и так далее) — 7 000 000 рублей в год.
  • Взносы за работников — 720 000 рублей в год (уже входят в расходы).
  • Взносы за самого себя — 40 874 рубля + процент от дохода, превышающего 300 000 рублей. Величина взноса будет зависеть от условий налогового режима. Так, например, при УСН Доходы доход сверх лимита облагается налогом в 1 %, а при патентной системе его рассчитывают не от фактической, а от потенциальной прибыли.

Теперь подробнее об условиях каждой из систем.

Упрощённая система налогообложения — самая популярная среди индивидуальных предпринимателей. Среди преимуществ упрощённой системы выделяют такие условия:

  • с доходов платится только налог УСН — раз в квартал;
  • раз в год необходимо отчитываться по декларации УСН.

Налоговая ставка зависит от размера выручки и числа сотрудников:

  • Если число сотрудников не больше 100 человек включительно, а максимальный доход 154,8 миллионов рублей, применяют ставку от 1% до 6%.
  • Если количество работников от 101 до 130 человек включительно, а годовой доход — от 150 до 200 миллионов, применяют ставку 8% с квартала, в котором лимит был превышен, и до конца года.

Конечные размеры ставок зависят от решения региональных властей и особых условий. Для нашего примера будем рассчитывать по стандартной ставке — 6%.

Чтобы определить базовую сумму налога, посчитаем 6% от суммы дохода за год:

15 000 000 * 6% = 900 000 рублей.

Мы можем уменьшить эту сумму на размер страховых взносов. Так как они явно больше половины размера налога, отнимем максимально возможные 50%:

900 000 / 2 = 450 000 рублей. Такую сумму составит размер налога.

Может, вам нужен всего один? Поможем выбрать.

Здесь налоговая ставка определяется так:

  • Если работников не больше 100 человек включительно, а годовая прибыль не превышает 154,8 миллионов рублей, возможна ставка от 5% до 15%.
  • Если число сотрудников от 101 до 130 человек, а сумма дохода — от 154,8 до 200 миллионов, ставка составит 20%.

Рассчитаем налог в нашем примере по стандартной ставке 15%.

Определим налоговую базу и отнимем от годового дохода все расходы:

15 000 000 - 7 000 000 = 8 000 000 рублей.

Посчитаем налог без учёта взносов (так как они уже вошли в расходы):

8 000 000 * 15% = 1 200 000 рублей.

Патентная система налогообложения для грузоперевозок доступна только для ИП. Преимущества такого режима в следующем:

  • Простой порядок — необходимо приобрести патент на определённый срок и вести свою деятельность в течение этого времени.
  • Нет обязанности подавать отчётность в налоговую и уплачивать отдельно налог.

Общие особенности ПСН заключаются в следующем:

  • максимальное количество работников не должно превышать 15 человек;
  • размер патента за год рассчитывается в таком порядке: 6% от потенциально максимального дохода предпринимателя по данному виду деятельности;
  • с начала года предприниматель может заработать максимум 60 000 000 рублей по всем приобретённым патентам.

Более конкретные условия для применения этой системы зависят от региона. С 2021 года они вправе на своё усмотрение устанавливать максимальный порог дохода. Подробнее об этом можно узнать на сайте Федеральной налоговой службы.

Потенциальный доход с 1 автомобиля с грузоподъёмностью до 3,5 тонн — 600 000 рублей. В нашем случае таких единиц транспорта 3, соответственно суммарная прогнозируемая прибыль — 1 800 000 рублей. Рассчитаем налог за год:

1 800 000 * 6% = 108 000 рублей.

На ПСН можно уменьшать сумму налога на размер взносов, но не больше, чем вполовину. Уплаченные взносы явно больше суммы налога, поэтому рассчитываем так:

108 000 / 2 = 54 000 рублей.

Такой вариант подойдет крупному бизнесу, который заинтересован в работе с контрагентами на ОСНО. Ограничений по числу сотрудников и доходу не предусмотрено. Однако в большинстве случаев ОСНО не выгодно по ряду причин:

  • Сложная бухгалтерская отчётность. Кроме привычных для других систем книг учёта доходов и расходов и отчётности за сотрудников, необходимо подавать ряд деклараций (по налогу на прибыль, на НДФЛ, на имущество и т.д.).
  • Потребуется грамотный бухгалтер, который разбирается в тонкостях и актуальных изменениях. А это предполагает и дополнительные затраты.
  • Нужно платить все основные налоги — НДФЛ (13%, 15%, 30%), НДС (0%, 10%, 20%), налог на имущество физлиц.

Если предприниматель не планирует масштабировать деятельность, лучше выбрать один из специальных режимов.

Для грузоперевозок можно выбрать самозанятость и платить налог на профессиональный доход. Такой вариант подойдёт, если ИП работает в одиночку и имеет доход до 2,4 миллионов рублей в год. Ему не нужно платить страховые взносы за себя, а единственный налог НПД составит 6% с дохода от юридических лиц и 4% с прибыли от физических лиц. Специальной отчётности вести не нужно. Но среди минусов стоит учесть следующие:

  1. Нет страхового стажа, влияющего на будущую пенсию.
  2. Многие компании хотят заключать договоры с юридическими лицами, чтобы обезопасить себя от рисков.
  3. При расчёте налога не учитываются затраты на ремонт, сервисное обслуживание, бензин и т.д.

Что еще нужно учитывать в сфере грузоперевозок:

  • Специальных разрешений на работу получать не нужно. Но необходимо оформлять ряд дополнительных документов: путевые листы, документы на автомобили, груз, страховка и т.д.
  • Индивидуальные предприниматели могут не применять контрольно-кассовую технику, но только до 1 июля 2021 года
  • Важно грамотно выбрать код ОКВЭД. Определиться, с какими грузами и в каком порядке работать. К транспортировке грузов могут относиться коды из классов 02, 38, 49, 50, 52, 53. Конкретно с перечнем можно ознакомиться в классификаторе ОКВЭД РФ.

Наши примеры отражают формальный порядок расчётов, результаты которых могут сильно поменяться в зависимости от ряда факторов и специфики работы конкретного ИП. Важно предусмотреть все риски, оценить все нюансы своей деятельности, учитывать кризис и конкуренцию, чтобы сделать грамотный выбор.

Елена Космакова

Патент доступен при перевозках автотранспортом. Его удобство в том, что он во многом стал аналогом ЕНВД, и если прежде перевозчик работал на вмененке, в его работе мало что изменится с переходом на патент. Минус — он подходит только предпринимателям, организациям применять патент нельзя. Также на патенте есть лимиты:

  • у предпринимателя должно быть не больше 15 сотрудников;
  • доход не должен превышать 60 млн рублей в год.

Многие ИП задают вопрос: придется ли покупать несколько патентов, если перевозка пассажиров и грузов происходит между регионами. Ответ такой: достаточно одного патента в том регионе, где вы проживаете и главным образом ведете работу. Налоговой важно, в каком регионе заключается договор на перевозку. Если вы работаете в Свердловской области и иногда возите грузы в Челябинскую, достаточно указать место заключения договора Екатеринбург, и вам не придется покупать патент в Челябинской области.

Реклама на транспорте и налоговые режимы

Часто перевозчики оказывают услуги по размещению рекламы снаружи и внутри автомобиля. В этом случае организациям подойдет только УСН — и для грузоперевозок, и для рекламы.

У предпринимателей есть выбор. Для перевозок подходит патент — важно лишь соблюдать лимиты, о которых мы писали выше. Какая налоговая система подойдет для размещения рекламы — зависит от законодательства в вашем регионе.

С 2021 года регионы могут включать в список видов деятельности по патенту новые направления (Федеральный закон от 23.11.2020 № 373-ФЗ). Если в вашем регионе разрешат применять ПСН при размещении рекламы на внешних и внутренних поверхностях транспортных средств, то вы сможете работать на патенте по этому виду деятельности. Если же нет, придется с рекламой работать на УСН, а с перевозками на патенте и совмещать режимы.

Самозанятость для перевозок

Перевозчик может стать самозанятым: это доступно для ИП и физлиц. По налогу на профессиональный доход есть ограничения:

  • лимит по выручке в год — до 2,4 млн рублей;
  • работать можно строго без сотрудников;
  • нельзя совмещать НПД с другими системами налогообложения.

Для работы на НПД достаточно скачать приложение “Мой налог”: оно формирует чеки для клиентов и рассчитывает налог. Сдавать отчетность на этом режиме не придется.

Ведите учет экспорта и импорта в веб-сервисе Контур.Бухгалтерия. Простой учет, зарплата и отчетность в одном сервисе

Совмещение налоговых режимов

С 2021 года совмещение доступно только для ИП: УСН + патент и ОСНО + патент. Это вполне рабочие варианты для перевозок, если ИП занимается еще одним или несколькими видами деятельности. При такой работе нужно вести раздельный учет по деятельности на каждом режиме и следить за соблюдением ограничений.

При работе на УСН + патент придется следить за лимитами, чтобы не “слететь” с патента полностью на упрощенку:

  • выручка по всей деятельности не должна превышать 60 млн рублей;
  • в деятельности по патенту должно работать не больше 15 человек, а всего по предприятию — не более 130 сотрудников, при этом если работник занят одновременно в двух видах деятельности, придется отнести его к патенту;
  • остаточная стоимость основных средств по всему предприятию не должна превышать 150 млн рублей.

При совмещении ОСНО + патент следить придется только за лимитами по патенту:

  • выручка по ПСН — не более 60 млн рублей в год;
  • не более 15 сотрудников, занятых по патенту.

Если предприниматель нарушает указанные лимиты, он должен перевести всю деятельность на свой базовый налоговый режим (УСН или ОСНО) с начала того периода, на который куплен патент. Если ИП покупает в течение года несколько патентов, например, каждый месяц, то при нарушении лимитов, перейти полностью на упрощенку или ОСНО нужно с начала действия того патента, при котором лимиты были нарушены.

Выбор самой выгодной системы налогообложения

Рассчитайте налоговую нагрузку на разных режимах налогообложения с помощью нашего бесплатного калькулятора, сравните и выберите самый выгодный режим. Учитывайте ограничения каждого из них — калькулятор и пояснительная статья помогут разобраться, что вам больше подходит.

Учет и отчетность на разных налоговых режимах

Проще всего организована работа самозанятых: они не ведут учет, не сдают никаких отчетов, а весь контроль за деятельностью ведется через приложение “Мой налог”.

При работе на патенте тоже нет отчетности по налогам: предприниматель просто регулярно подает заявления на получение патента — важно лишь вовремя вносить патентные платежи. Отчетность придется сдавать за сотрудников, если они у вас есть. На патенте есть подобие учета: налогоплательщики заполняют Книгу учета доходов. Узнайте больше о работе на патенте в нашей статье.

На УСН есть налоговая декларация, которую придется сдавать раз в год. Также работодатели сдают отчетность в налоговую и фонды за сотрудников. Учет зависит от объекта налогообложения - “Доходы” или “Доходы минус расходы”. Читайте о работе на УСН в статье.

Ну, и на ОСНО — самом сложном и “дорогом” режиме — есть несколько ежеквартальных и годовых отчетов: по НДС, налогу на прибыль для организаций или по НДФЛ для ИП, также декларация по налогу на имущество и отчеты за сотрудников. Учет на ОСНО сложен и требует хотя бы начальных знаний в бухгалтерии. Узнайте больше об этом режиме.

Чтобы справляться с учетом и отчетностью самостоятельно, протестируйте веб-сервис Контур.Бухгалтерия: он автоматически рассчитывает налоги и формирует отчеты для отправки через интернет. Здесь вы сможете работать на УСН или ОСНО, совмещать базовый режим с патентом. В сервисе большинство функций автоматизированы и есть много инструментов для работы бухгалтера и руководителя компании. Всем новичкам мы даем бесплатный тестовый период — 2 недели.

Многие грузоперевозчики работали на ЕНВД или совмещали УСН+ЕНВД до 2021 года. С отменой вмененки им приходится искать другой удобный налоговый режим. Расскажем, какие системы налогообложения подходят при этом виде деятельности, когда придется их совмещать, сколько нужно патентов и как вести учет с 2021 года.

от 5 августа 2013 года N 1685р

(с изменениями на 25 марта 2016 года)

Документ с изменениями, внесенными:

Утвердить и ввести в действие с 15 (пятнадцатого) августа 2013 года для пользователей услуг железнодорожного транспорта, за исключением бюджетных учреждений (организаций) и силовых министерств и ведомств:

- Положение о порядке взаимодействия между ОАО "РЖД" и пользователем услуг железнодорожного транспорта при организации расчетов и оплате провозных платежей, сборов, штрафов, иных причитающихся ОАО "РЖД" платежей с использованием Единого лицевого счета (ЕЛС) клиента при перевозках грузов и/или порожних вагонов (далее - Положение) по форме приложения N 1 к настоящему распоряжению;

- Соглашение об организации расчетов (далее - Соглашение) по форме приложения N 2 к настоящему распоряжению.

Первый вице-президент
ОАО "РЖД"
В.Морозов

Приложение N 1
к распоряжению ОАО "РЖД"
от 5 августа 2013 года N 1685р

Положение о порядке взаимодействия между ОАО " РЖД" и пользователем услуг железнодорожного транспорта при организации расчетов и оплате провозных платежей, сборов, штрафов, иных причитающихся ОАО "РЖД" платежей с использованием Единого лицевого счета (ЕЛС) клиента при перевозках грузов и/или порожних вагонов

(с изменениями на 25 марта 2016 года)

1. Общие условия

1.2. Основанием для проведения расчетов с Клиентом и взыскания ОАО "РЖД" с Клиента Платежей является указание в перевозочных и/или иных документах кода плательщика и наименования Клиента.

1.3. Подписание соглашений об организации расчетов с клиентами осуществляет Центр фирменного транспортного обслуживания - филиал ОАО "РЖД" (далее - ЦФТО) и его структурные подразделения - Территориальные центры фирменного транспортного обслуживания (далее - ТЦФТО).

1.4. Для подписания соглашений об организации расчетов Клиент - резидент Российской Федерации должен предоставить в ЦФТО/ТЦФТО документы, предусмотренные нормативными актами ОАО "РЖД", регулирующими порядок ведения договорной работы, с учетом особенностей, предусмотренных при заключении доходных для ОАО "РЖД" договоров.

1.5. Для заключения соглашения об организации расчетов Клиент - нерезидент Российской Федерации должен предоставить в ЦФТО следующие документы (надлежащим образом заверенные копии):

1.5.1. Учредительные документы;

1.5.3. Свидетельство о регистрации (выписка из торгового реестра);

1.5.4. Свидетельство о постановке на учет (организации или его представительства) в налоговый орган Российской Федерации;

1.5.5. Извещение о наличии банковских счетов или письмо банка о наличии счета с указанием его номера;

1.5.6. Решение (протокол) о назначении руководителя организации;

1.5.7. Образец подписей генерального директора, главного бухгалтера и оттиск печати;

1.5.8. Приказ о назначении генерального директора;

1.5.9. Сведения о фактическом адресе организации, контактные телефоны руководящих сотрудников и сведения о филиалах организации, ее представительствах, их руководителях.

Документы и материалы, исходящие от иностранных организаций, должны быть заверены апостилем.

Предоставление копий документов, сделанных с копий, не допускается.

1.6. Под Клиентом в настоящем Положении понимаются две категории лиц: заказчик или плательщик.

Заказчик - организация (грузоотправитель, грузополучатель, владелец путей необщего пользования), самостоятельно осуществляющая оплату оказанных ей ОАО "РЖД" услуг.

Плательщик - организация, осуществляющая в том числе оплату провозных платежей, сборов, штрафов, иных причитающихся ОАО "РЖД" платежей как за себя, так и за третьих лиц.

Соответствующая категория (признак) указывается ОАО "РЖД" или Клиентом в пункте 1.2 соглашения об организации расчетов.

1.7. Условия настоящего Положения могут применяться к отношениям Сторон, возникшим на основе заключенных между Сторонами договоров (соглашений, контрактов и пр.), связанных с организацией и/или осуществлением перевозок, в части проведения расчетов между Сторонами.

Кроме того, Условия настоящего Положения могут применяться к отношениям Сторон, возникшим на основе заключенных между Сторонами договоров (соглашений, контрактов и пр.), а также договоров (соглашений, контрактов и пр.), заключенных между ОАО "РЖД" и третьими лицами, по которым Клиент выступает плательщиком, связанных с организацией и/или осуществлением перевозок, в части проведения расчетов между Сторонами.

2. Обязанности сторон

2.1. Обязанности Клиента:

2.1.1. Обеспечивать полную и своевременную оплату причитающихся ОАО "РЖД" Платежей.

2.1.2. Обеспечивать наличие на соответствующих субсчетах лицевого счета Клиента (далее - ЛС) денежных средств, достаточных для взимания причитающихся ОАО "РЖД" Платежей, с учетом сумм по незавершенным перевозкам.

2.1.3. Обеспечивать наличие кода плательщика:

- в заявках на перевозку грузов формы ГУ-12 (далее - заявка ГУ-12), перевозочных и иных документах, оформляемых при организации и/или осуществлении перевозок;

- в финансовых документах, претензиях, а также иных документах, связанных с исполнением соглашения об организации расчетов.

Обеспечивать оформление перевозочных документов в соответствии с Порядком оформления перевозочных документов, установленным в приложении N 1 к настоящему Положению.

2.1.4. Осуществлять оперативный контроль в АС ЭТРАН за фактически принятыми ОАО "РЖД" к перевозке грузами.

2.1.5. Возмещать по утвержденным ОАО "РЖД" ставкам расходы ОАО "РЖД" за выполнение таможенных операций, обусловленных таможенным законодательством и связанных с:

- помещением грузов на временное хранение в местах прибытия на таможенную территорию и их хранением, если это обусловлено непредставлением Клиентом документов и сведений, необходимых для таможенного декларирования и выпуском в соответствии с заявленной таможенной процедурой;

- декларированием при помещении грузов под таможенную процедуру таможенного транзита;

- завершением процедуры таможенного транзита в случаях отсутствия таможенных органов на станциях назначения груза;

- помещением грузов на временное хранение и их хранением, если в течение 12 (двенадцати) часов после завершения таможенной процедуры Клиент не уведомил ОАО "РЖД" о таможенном декларировании в соответствии с выбранной таможенной процедурой;

- осуществлением иных действий, которые Клиент правомочен, но не проводит самостоятельно, а также таможенных операций, обязанность исполнения которых возлагается таможенным законодательством на перевозчика в случае их неисполнения Клиентом.

Оплату за указанные операции Клиент осуществляет на основании актов общей формы ГУ-23 и сведений, внесенных в перевозочные документы.

2.1.6. Возмещать ОАО "РЖД" расходы, возникающие в связи с проведением работ по инициативе (в том числе проверок) контролирующих либо иных органов государственного контроля (надзора) при перевозках, оплату Платежей по которым осуществляет Клиент, на основании актов общей формы ГУ-23 и сведений, внесенных в перевозочные документы.

2.1.6.1. Осуществлять оплату за перемещение порожних грузовых вагонов с припортовых железнодорожных станций на железнодорожные станции перемещения (на основании требования на перемещение порожнего грузового вагона) и за предоставление железнодорожных путей общего пользования для нахождения на них железнодорожного подвижного состава, не задействованного в перевозочном процессе (на основании актов общей формы ГУ-23 ВЦ, подписанных перевозчиком или владельцем инфраструктуры).

2.1.7. Указывать в заключаемых с ОАО "РЖД" договорах (соглашениях, контрактах и пр.), связанных с организацией и/или осуществлением перевозок, пункт следующего содержания:

"Расчеты по настоящему Договору производятся в соответствии с условиями Соглашения об организации расчетов от __________ N __________ код плательщика __________, заключенного между Клиентом и ОАО "РЖД" в __________.

Указывается дата заключения и номер соглашения об организации расчетов.

Указывается код плательщика, присвоенный Клиенту согласно пункту 1.2 соглашения об организации расчетов.

Указывается ЦФТО/ГЦФТО по месту заключения соглашения об организации расчетов.

2.1.8. Оформлять платежные поручения для перечисления денежных средств ОАО "РЖД" в соответствии с Порядком оформления платежного поручения, установленным в приложении N 2 к настоящему Положению.

2.1.9. Осуществлять оплату причитающихся ОАО "РЖД" Платежей не позднее чем за 3 (три) календарных дня до даты приема груза/порожнего вагона к перевозке или предполагаемой даты оказания ОАО "РЖД" услуги.

2.1.10. Осуществлять оплату образовавшейся на субсчетах задолженности Клиента перед ОАО "РЖД" отдельными платежными поручениями в срок не позднее 3 (трех) банковских дней с даты выставления счета.

Погашение задолженности, образовавшейся на одном из субсчетов, производится Клиентом независимо от наличия денежных средств на других субсчетах.

2.1.12. Клиент обязуется предоставлять ОАО "РЖД" информацию об изменениях в составе владельцев Клиента, включая конечных бенефициаров, и (или) в исполнительных органах Клиента не позднее чем через 5 (пять) календарных дней после таких изменений.

2.2. При осуществлении Клиентом оплаты Платежей за третьих лиц Клиент обязан:

2.2.1. Доводить до сведения третьих лиц информацию, необходимую для указания кода плательщика, присвоенного Клиенту в рамках соглашения об организации расчетов, и наименования Клиента в перевозочных и иных документах в качестве лица, осуществляющего оплату по перевозке.

2.2.2. Обеспечивать оформление третьими лицами перевозочных документов в соответствии с Порядком оформления перевозочных документов, установленным приложением N 1 к настоящему Порядку.

2.2.3. Рассматривать в АС ЭТРАН заявки ГУ-12, в которых Клиент указан в качестве плательщика за перевозку грузов.

В срок не позднее двадцати четырех часов с момента регистрации в АС ЭТРАН заявки ГУ-12 при несогласии Клиента с данными о плательщике за перевозку грузов, проставлять в АС ЭТРАН соответствующую отметку.

Отмена ЕНВД для грузоперевозок с 2021

Режим ЕНВД перестанет действовать с начала 2021 года, поэтому сейчас самое время задуматься о том, что применять вместо него. Одна из сфер малого бизнеса, которая вела деятельность на вменёнке – грузоперевозки. Давайте разберёмся, какие налоговые системы стоит рассматривать компаниям и предпринимателям в качестве альтернативы.

Пример для расчёта

  • доход в год – 18 000 000 рублей;
  • затраты в год – 11 500 000 рублей (расходы на персонал, топливо, ремонт, стоянку и прочие);
  • количество единиц транспорта – 5;
  • количество работников – 6;
  • расходы на страховые взносы за сотрудников в год – 550 000 рублей (входят в состав затрат).

Взносы за работников указаны отдельно, поскольку для УСН Доходы, а с 2021 года и для ПСН, предусмотрен вычет на их сумму. Он равен размеру уплаченных отчислений, но не более 50% от суммы налога.

Если бизнес ведёт ИП, к вычету добавляются и его собственные взносы. В 2021 году это 40 874 рубля + 1% от суммы дохода свыше 300 000 рублей. Для чистоты эксперимента будем считать, что они не вошли в состав расходов.

Теперь рассмотрим разные режимы и решим, какой выбрать, когда отменят ЕНВД для ИП и компаний сферы грузоперевозки.

Упрощённая система налогообложения

После отмены ЕНВД для всех видов деятельности может подойти упрощённая налоговая система. Однако не всегда она является оптимальным выбором. Кроме того, УСН может применяться в одном из двух вариантов – с учётом расходов или без этого. Поэтому решая, чем заменить вменёнку, нужно рассчитать налоговую нагрузку на каждом из них.

На упрощёнку в 2021 году смогут перейти организации и ИП, подходящие под определённые требования. Применять этот режим можно до тех пор, пока:

  • доход в год не превышает 200 млн рублей;
  • среднесписочная численность работников – не более 130 человек.

Для организаций есть дополнительные условия, в том числе остаточная стоимость основных средств – не более 150 млн рублей.

Бесплатная консультация по налогам

Если выбрать в качестве объекта налогообложения доход без учёта расходов, то ставка налога составит:

  • 6% – при сумме выручки с начала года до 150 млн рублей и/или количестве работников – до 100 человек включительно;
  • 8% – при сумме выручки 150-200 млн рублей и/или количестве работников 101-130 человек.

Расчёт налога при УСН Доходы производится в следующем порядке.

Первичный налог равен: сумма дохода * 6% = 18 000 000 * 6% = 1 080 000 рублей. Далее исчисление делается отдельно для ООО и ИП, поскольку вычет будет разный.

  1. Вычет для ООО составляет 1 080 000 / 2 = 540 000 рублей. Нельзя вычесть все взносы (550 000 рублей), поскольку они больше половины налога. Поэтому налог к уплате будет равен: 1 080 000 – 540 000 = 540 000 рублей. С учётом взносов, сумма к уплате в бюджет составит 1 090 000 рублей (540 000 + 550 000).
  2. Вычет для ИП будет состоять из двух частей: взносов за работников и за самого предпринимателя. В нашем примере собственные взносы составят (18 000 000 – 300 000) * 1% + 40 874 = 217 874 рубля. Общий размер взносов – 217 874 + 550 000 = 767 874 рубля. Это больше 50% от налога, следовательно, вычет составит 540 000 рублей. Соответственно, налог также будет равен 540 000 рублей, а общая сумма налога и взносов составит 540 000 + 767 874 = 1 307 874 рубля.

Ставки налога при упрощёнке с учётом затрат таковы:

  • 15% – при сумме дохода с начала года до 150 млн рублей и/или численности сотрудников – до 100 человек включительно;
  • 20% – при сумме дохода 150-200 млн рублей и/или численности сотрудников 101-130 человек.

Правила расчёта налога здесь такие:

  • исчисляется налог обычным способом;
  • исчисляется минимальный налог – это 1% от дохода;
  • перечисляется та сумма, которая больше из этих двух.

Вычет страховых взносов на этой системе не осуществляется, ведь они уже уменьшили налоговую базу в составе расходов.

Налог ООО при применении УСН 15% составит (18 000 000 – 11 500 000) * 15% = 975 000 рублей. Для сравнения посчитаем минимальный налог: 18 000 000 * 1% = 180 000 рублей, что меньше рассчитанного по ставке 15%. Всего ООО заплатит с учётом взносов 975 000 + 550 000 = 1 525 000 рублей.

Налог предпринимателя при ставке УСН 15% будет такой же. Взносы ИП посчитаем так: 40 874 + (18 000 000 – 11 500 000 – 300 000) * 1% = 102 874 рубля. Итого предпринимателю придётся уплатить с учётом отчислений за себя и работников: 975 000 + 550 000 + 102 874 = 1 627 874 рублей.

Покупка патента (ПСН)

После того как произойдёт отмена ЕНВД в 2021 году, для ИП будет доступна покупка патента на оказание услуг грузоперевозки. Организациям этот режим применять запрещено.

Для применения патентной системы действуют определённые ограничения. Так, ИП с начала года должен заработать не более 60 млн рублей дохода по всем купленным патентам. Другое правило – количество работающих у него в рамках патентной деятельности лиц не может быть более 15.

Налог при ПСН – это его стоимость. Она считается как 6% от суммы потенциально возможного дохода ИП по виду конкретной патентной деятельности. Из полученной суммы в 2021 году можно будет вычесть страховые взносы.

Стоит добавить, что вскоре ПСН ждут и другие улучшения. Например, можно будет применять эту систему в рознице и общепите при площади зала до 150 кв. метров (ранее – только до 50 кв. метров). Но главное – будет существенно расширен список видов патентной деятельности.

Но не обошлось и без сложностей. Пока существует предельный федеральный размер потенциального дохода ИП, от которого считается налог. Однако в 2021 году его отменят, то есть регионы смогут устанавливать границу дохода на своё усмотрение. Также они смогут устанавливать дополнительные ограничения для применения ПСН.

Рассчитаем стоимость патента для бизнеса из примера – это можно сделать на сайте ФНС. Пока, правда, придётся ориентироваться на данные 2020 года, так как налоговая служба не обновила свой сервис. Для Санкт-Петербурга при количестве машин 5 единиц стоимость патента на перевозку грузов за полный год составит 240 000 рублей.

Теперь рассчитаем взносы ИП за себя. Базой является сумма потенциального дохода, уменьшенная на 300 000 рублей. Нужное нам значение содержится в законе Санкт-Петербурга от 30.10.2013 № 551-98. Потенциально возможный доход на одно транспортное средство для ИП (грузоперевозки) составляет 800 000 рублей. Значит, он заплатит взносы за себя в таком размере: (800 000 * 5 – 300 000) * 1% + 40 874 = 77 874 рубля.

Суммарный размер взносов за работников и предпринимателя составит: 550 000 + 77 874 = 627 874 рубля. За счёт этой суммы можно снизить стоимость патента на 50%. То есть за него придётся уплатить 240 000 / 2 = 120 000 рублей. Всего фискальная нагрузка на ИП будет равна 627 874 + 120 000 = 747 874 рубля.

Бесплатная консультация по налогам

Прочие режимы

Кроме рассмотренных налоговых систем, существует основная. Однако она предполагает уплату налогов, ставки по которым выше, чем при спецрежимах, и в большинстве случаев невыгодна при грузоперевозках.

Предприниматели дополнительно вправе применять НПД – режим на основе уплаты налога на профессиональный доход. Платить страховые взносы при этом не нужно. Однако этот режим предполагает массу ограничений. Для нашего примера важны такие:

  • доход ИП должен укладываться в лимит 2,4 млн рублей в год;
  • запрещено нанимать работников.

Так что к данному примеру этот режим применить нельзя. Хотя если ИП занимается перевозками грузов самостоятельно и имеет небольшой доход, он вполне может рассмотреть НПД как подходящую систему после отмены ЕНВД с 2021 года. В таком случае он будет платить налог по ставке 6% с доходов, полученных от организаций и ИП, и 4% – от граждан.

Выводы

Сведём в таблицу все данные, которые рассчитали выше для спецрежимов.

Таблица. Сравнение фискальной нагрузки на разных режимах для грузоперевозок (в рублях)

НалогВзносыВсего
Организация
УСН Доходы540 000550 0001 090 000
УСН Доходы-расходы975 000550 0001 525 000
ИП
УСН Доходы540 000655 8741 307 874
УСН Доходы-расходы975 000652 8741 627 874
Патент120 000627 874747 874

Из таблицы видно, на какой режим оптимально перейти нашему предприятию, когда отменят ЕНВД. Если это ИП, ему лучше купить патент. Организации же для грузоперевозок больше подходит УСН со ставкой налога 6% с дохода, чем 15% с разницы между доходом и расходами.

Однако следует понимать, что расчёт этот условный, ведь он основан на примерных данных, хотя и приближённых к реальным. Поэтому перед решением вопроса о том, чем заменить ЕНВД для ИП или организации после отмены вменёнки для грузоперевозки, следует повторить этот расчёт уже исходя из собственных показателей выручки и затрат. Кроме того, важно учитывать специфику регионального законодательства, ведь некоторые параметры налоговых режимов в разных субъектах РФ могут существенно различаться.

Читайте также: