Как отразить налог на прибыль в плане фхд в 1с

Обновлено: 07.07.2024

Узнайте как работаем и отдыхаем из нашего производственного календаря на 2022 год .

План финансово-хозяйственной деятельности (ПФХД) – один из главных документов, принимаемых внутри бюджетного учреждения для управления доходами и расходами. Он разрабатывается, утверждается и применяется в государственных и муниципальных заведениях. Рассмотрим, какие существуют особенности его составления, на что следует обратить внимание, какие показатели отражать в отчетности.

Законодательное обоснование

Документ, регламентирующий и контролирующий всю финансовую жизнь бюджетных организаций, по нормам российского законодательства является:

  • обязательным к составлению;
  • открытым и доступным.

ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ! В этом же законодательном акте отмечается, что учредитель вправе сам разработать порядок утверждения Плана ФХД, главное, чтобы он не противоречил требованиям Министерства финансов Российской Федерации.

Требования государства относительно ПФХД изложены в Приказе Минфина РФ № 81н от 28 июля 2010 г., последние изменения в который вносились в 2013 году. Этой нормой сегодня и надлежит руководствоваться учредителям при составлении и утверждении Плана ФХД.

В различных отраслях и ведомствах могут быть приняты дополнительные требования к составлению данного документа. Дополнительные коррективы могут вносить местные власти.

План ФХД составляется учреждением в рублях и содержит три части: заголовочную, содержательную и оформляющую.
Какова структура плана финансово-хозяйственной деятельности?

Права самой бюджетной организации:

Учредитель вправе единолично:

  • утверждать типовую форму данного плана;
  • дополнительно детализировать предусмотренные Минфином показатели финдеятельности;
  • установить лимит по срокам утверждения ПФХД.

Вопрос: На осуществление закупок по плану финансово-хозяйственной деятельности муниципальному бюджетному учреждению выделено 5 500 тыс. руб. Можно ли сделать базовый план закупок, план-график на меньшую сумму (например, 4 500 тыс. руб.), а впоследствии откорректировать данную сумму путем внесения изменений в план закупок, план-график?
Посмотреть ответ

Цель составления ПФХД

Главный финансовый документ, по которому функционирует бюджетное учреждение, План финансово-хозяйственной деятельности, составляется для решения следующих задач:

  • распределение объема поступающих и выплачиваемых средств;
  • приведение в равновесие финансовых показателей;
  • определение эффективности применения финансов, которые предоставляются учреждению;
  • контроль над кредиторскими задолженностями;
  • управление динамикой затрат и прибылей учреждения.

Средства, учитываемые в ПФХД

Планом финансово-хозяйственной деятельности учитываются следующие поступления:

  • деньги, полученные организацией за оказание различных платных услуг;
  • адресные субсидии, полученные от государства на конкретные цели;
  • иные субсидии;
  • спонсорские средства;
  • другие поступления из легитимных источников.

Время действия составленного ПФХД

Данный документ составляется ежегодно и утверждается, как правило, на следующий финансовый год. Возможно утверждение на дополнительный плановый временной промежуток, если на этот период принимается соответствующий бюджет. В такой ситуации все равно необходима ежегодная сверка и уточнение показателей, при изменениях производить переутверждение Плана.

Схемы утверждения Плана ФХД

В Приказе Минфина, содержащем требования к утверждению этого документа, содержатся варианты, которые позволяют по-разному утверждать этот план для бюджетных и автономных организаций:

  • бюджетная сфера – план утверждается учредителем, он может передать это право руководителю организации;
  • автономная сфера – основанием для утверждения Плана является заключение наблюдательного совета данного учреждения.

Структура Плана ФХД

Данные, входящие в План, должны быть, с одной стороны, сгруппированы, с другой, детализированы. Степень детализации разрешается устанавливать самому учреждению. Минфин требует только соблюдения определенных, относительно крупных групп затрат и прибылей. Необходимо планировать и учитывать показатели следующих направлений:

  • вознаграждение за труд;
  • другие начисления, касающиеся оплаты трудовой деятельности;
  • деньги за различные услуги – коммунальные, транспортные, связи и пр.;
  • арендная плата;
  • средства на содержание помещения и другого имущества;
  • пособия для выплаты населению в рамках социальной помощи;
  • перечисления другим государственным организациям;
  • покупка материальных и нематериальных активов;
  • операции с ценными бумагами (если это разрешено федеральным законодательством);
  • прочие услуги, расходы и выплаты, не противоречащие законодательству РФ.

Каждую из этих групп можно детализировать, например, рассматривать каждый вид активов по отдельности, по кодам и группам. Удобно провести детализацию в согласовании с бухгалтерией, чтобы одновременно решать вопросы и бухгалтерской отчетности, ведь отчет об исполнении данного плана требует более подробной детализации.

ВАЖНО! Совсем не обязательно составлять отдельный ПФХД по каждому источнику финансирования, за исключением субсидий (они учитываются отдельным документом).

Бюджетные доходы и расходы в Плане финансово-хозяйственной деятельности

Остальные средства, полученные организацией из разных источников, поступают в ее полное распоряжение, их распределение следует запланировать в ПФХД по собственному усмотрению.

ТО ЕСТЬ: в Плане ФХД стоит предусмотреть дополнительные графы по отдельным видам расходов, учитывающие путь их возмещения, либо имеет смысл утвердить дополнительные формы для расшифровки затрат по источнику их обеспечения.

Порядок составления и утверждения ПФХД

Данный регламент приведен в Приложениях к приказу соответствующего министерства и ведомства. Он устанавливает порядок принятия и использования ПФХД:

Бухгалтерские проводки по налогу на прибыль — это отражение хозяйственных операций в учете организации методом двойной записи.

Основным нормативным документом, устанавливающим правила составления бухгалтерских записей по налогу на прибыль (ННП), является ПБУ 18/02 (приказ Минфина от 19.11.2002 № 114н). Некоммерческие организации и компании, которые освобождены от уплаты ННП, вправе не применять эти положения. А вот субъектам малого предпринимательства разрешили выбирать: отражать операции по общим правилам и использовать проводки по начислению налога на прибыль либо организовать упрощенный бухучет.

Бухучет ННП

Для отражения записей по налогам и сборам в Едином плане счетов предусмотрен отдельный бухсчет 68. Чтобы детализировать информацию по каждому виду фискального обременения, к этому счету открывают специальные субсчета. Например, 68.4 — расчеты с бюджетом по ННПО.

Счет 68 является активно-пассивным, то есть может иметь как дебетовое, так и кредитовое сальдо. Причем остаток по дебету на конец расчетного периода говорит о наличии переплаты в государственный бюджет. А кредитовый остаток, наоборот, говорит о наличии задолженности.

Операции отражают проводками:

Начислен налог на прибыль (проводка)

Уплачен налог на прибыль (проводка)

Отражен зачет переплаты прошлых лет (по решению Федеральной налоговой службы)

Отражен возврат переплаты по ННПО

ННП исчисляется нарастающим итогом. А это значит, что при начислении платежа за очередной отчетный период (месяц, квартал) следует указывать не всю сумму аванса, а только разницу между суммами, начисленными за текущий период и предыдущий. Иными словами, сумма начисления ННП должна соответствовать данным раздела 1 налоговой декларации по ННП.

Отражение налога на прибыль в бухгалтерском учете: пример

  • 1 квартал 2019 г. — 200 000 рублей;
  • 1 полугодие 2019 г. — 450 000 рублей;
  • 9 месяцев 2019 г. — 800 000 рублей.

Данные соответствуют строке 180 декларации по ННП за 2019 г. Бухгалтер отразил следующие записи в бухгалтерском учете:

Начислен налог на прибыль за 1 квартал

Отражена уплата налога на прибыль (проводки)

Отражено начисление ННП за 1 полугодие 2019 г.

(450 000 – 200 000)

Перечислен налог на прибыль: проводка (аванс за 2 квартал)

Начислили ННП за 9 месяцев

(800 000 – 450 000)

Отражена оплата налога

Начислен налог по итогам года

(1 000 000 – 800 000)

Произведен итоговый расчет с бюджетом за 2019 г.

Если фирма сработала в убыток

Прибыльность — не единственный результат деятельности компании за отчетный период. Довольно часто предприятия срабатывают в убыток. То есть в отчетном периоде расходы экономического субъекта превышают сумму полученного дохода.

В таком случае аванс, уплаченный компанией за предшествующий отчетный квартал или месяц, может превысить сумму начисленного ННП за текущий период. Следовательно, необходимо скорректировать данные бухгалтерского учета. Рассмотрим на конкретном примере, как это отразить в учете.

Начислен аванс по ННП за 1 квартал 2019 г.

Отражена оплата авансового платежа в бюджет

Скорректирована сумма аванса за 1 полугодие 2019 г.

(200 000 – 250 000)

Разницы в учете

Налоговый и бухгалтерский учет имеют разные нормы в части принятия доходов и расходов. Так, например, некоторые виды расходов (доходов) могут приниматься в одном из учетов полностью и единовременно, а в другом — частями на протяжении нескольких периодов или вовсе исключены. В итоге между данными НУ и БУ возникают разницы временные и постоянные.

Временные, или отложенные — это те разницы, которые по истечению определенного времени выравняются. Например, в БУ определенный вид затрат принимается в полном объеме и сразу, а в НУ частями, на протяжении нескольких отчетных периодов. А постоянные разницы — это те виды дохода (расхода), которые принимаются только в одном из учетов. Например, в БУ отражаются, а в НУ — нет.

В обратной ситуации, когда суммы НУ ниже сумм БУ, возникает постоянное или отложенное налоговое обязательство (ПНО или ОНО).

Суть этих операций заключается в выравнивании данных двух учетов. В противном случае при составлении налоговой и финансовой отчетностей возникнут разногласия, а это недопустимо.

Читайте также: