Как купцы платили налоги

Обновлено: 30.06.2024

Прежде чем купить подписку, пожалуйста, войдите или зарегистрируйтесь: так мы узнаем вас в следующий раз, когда вы зайдете на сайт или в мобильное приложение. А если вы уже покупали подписку раньше, то она заработает автоматически, когда вы войдете

У кого дворяне занимали деньги, почему они считали возможным не возвращать долги и почему долгов было не избежать

Сколько нужно бочек, чтобы уместить в них бюджет России XVIII века, и почему стоит посочувствовать сборщикам налогов

Расшифровка

Когда мы говорим о дворянстве второй половины XVIII века, главная ассоциация, которая возникает, — роскошь. Богатые российские дворяне проматывали состояния на куртизанок и за карточным столом. А крестьянин трудился годы, чтобы оплатить колесо кареты или пуговицу с кафтана своего господина, которого он никогда не увидит. Так ли это было на самом деле?

Вольное экономическое общество рекомендовало тратить деньги так, чтобы было видно, что человек живет хорошо. Весь расход был поставлен на вид. Нужно было показать дворянам, что можно вести достойный образ жизни, но при этом не надо тратить на это больше, чем это стоит. Например, можно не покупать плохое вино, но разбавлять хорошее. И не нужно ставить на стол то, качество которого не оценят. Вести учет муки довольно сложно, поэтому хлеб лучше не печь дома, а покупать. Также они писали, что не нужно строить дома, а лучше снимать. Строительство домов действительно разоряло дворян. Это безумное количество денег, которые никогда не возвращались. А съем дома был значительно дешевле, причем условия были отличными, не то что сейчас.

Очень четко разделялись женские и мужские расходы. Например, женщине полагалось тратить больше денег на благотворительность, мужчине меньше. Карточные деньги были и у тех, и у других. Но женщине не полагалось иметь расходы, кроме прописанных. Четко определялось, что она имеет право потратить 500 рублей в год на булавки, карточную игру и косметику, например. А мужчина — 500 рублей на карточную игру, подарки и на другие расходы, которые он может не афишировать. При этом карета женщины должна была стоить дороже, чем карета мужчины. Это статусная вещь.

Каким образом учитывали свои финансы женщины? Рассмотрим для примера двух женщин, чьи приходно-расходные книги сохранились. Так получилось, что потом их судьба пересеклась. Первая — это Екатерина Алексеевна Воронцова, которая вела свою книгу в 1782 году, незадолго до своей смерти и почти сразу после рождения сына Михаила. Вторая женщина не менее известная. Это Александра Васильевна Браницкая, которая вела книгу в 1796 году. Она тоже была молодой мамой, и впоследствии дети этих дворянок стали мужем и женой.

Чуть ли не 10 % денег, которые получает Екатерина Алексеевна Воронцова, она тратит на подарки свекру, близкой родне, дальней родне. Значительную часть денег она тратит на покупки сыну, который только что родился. Это удивительно, потому что, по идее, все это она должна была получать из деревни. Но тем не менее она покупает свивальники, ленты, колыбельку, погремушки, она чинит погремушки. Незначительные траты у нее идут на чисто женские потребности, например на косметику — это меньше одного процента от общей суммы. Деньги она получает в первую очередь от мужа. Мы не видим денег, которые пришли из ее вотчины.

А Александра Васильевна Браницкая спустя 10 лет ведет значительно более активную экономическую деятельность. Часть платежей, достаточно крупных, по 120 тысяч (а это большая сумма), связана с оплатой кредита. Часть денег выплачивается по залогу за бриллианты. Она достаточно активно кредитует сама, например Державина. Она посылает солидные подарки важным персонам. Например, двести бутылочек жизненной эссенции тому же Державину.

То есть две молодые мамы в приблизительно одном временном периоде ведут себя абсолютно . Одна ведет патриархальный, домашний образ жизни, а вторая достаточно активно участвует и в экономической, и, судя по всему, в социальной жизни страны (статус позволял ей это делать).

Приходно-расходные книги отражают особенность дворянского менталитета той эпохи, причем в первую очередь элитарного, потому что у провинциальных дворян в таком количестве эти книги не сохранились. Эти книги вступают в явное противоречие с системами нормированных трат, которые выдвигало Вольное экономическое общество. Фактически этот источник отражает, что рекомендации общества вступали в противоречие с привычками дворян. Те предпочитали тратить деньги на подарки, пить спиртные напитки и строить то жилье, которым мы теперь восхищаемся. Именно благодаря этому формируется наше представление о роскоши, но это же и разоряло дворян, вгоняло их в долги — и как раз о долгах мы дальше с вами и будем разговаривать.

Расшифровка

Долги дворян второй половины XVIII и всего XIX века — это притча во языцех. Из многих книг мы узнаем, что дворяне должны были очень много, как отдельным лицам, так и государству. И после их смерти начинались сложные дела по ликвидации долгов.

Печальная история произошла с известным банкиром Сутерландом, который очень долго был одним из главных банкиров, давал кредиты и государству, и разным чиновникам. Он покончил жизнь самоубийством. Я просматривала бумаги, которые остались после его смерти, и в списке его должников была вся дворянская элита. Например, Потемкин был должен какие-то безумные деньги.

Кредиторами выступали и приказы общественного призрения Приказы общественного призрения — губернские учреждения, созданные Екатериной II в 1775 году. В их ведении находилось управление народными школами, приютами, больницами, богадельнями и тюрьмами. в провинции. Была ситуация, когда князь Барятинский при строительстве имения Марьино писал, что на следующий год планируется увеличение расходов, потому что ему выставили очередные счета, а он хочет еще одну оранжерею. Ему нашептали, что, скорее всего, в приказе общественного призрения на следующее лето будут сложности с наличными деньгами (у государства вообще было не так много наличных, в том числе и в кредитных учреждениях), и советовали получить кредит. И хотя в этом году он не нужен, в следующем может пригодиться. То есть советовали кредитоваться заранее.

Считали ли дворяне необходимым свои долги выплачивать? Если мы посмотрим на примеры крупных дворянских родов, то увидим, что государство очень часто прощало им долги, самостоятельно закрывая их. Но, безусловно, оно стремилось деньги вернуть — пыталось создать аппарат, который позволял бы преследовать недобросовестного плательщика. Что могло ожидать такого дворянина? Описание имения. Но до этого доходило далеко не сразу. Государство было в высшей степени лояльно. Например, если дворянин писал, что он не может оплатить, и объяснял почему, то он мог гасить проценты без капитальной суммы и так далее. То, что мы сейчас называем реструктуризацией платежа.

Дворяне четко разделяли долги. Процентные долги они далеко не всегда были согласны платить, считая проценты несправедливыми. А вот капитальную сумму, как они думали, стоит закрывать. Из каких денег? Например, если мы посмотрим на Якова Ивановича Булгакова или тех же Воронцовых, мы увидим, что крупные долги закрывались путем продажи чего-то.

В дворянских письмах встречается риторическая конструкция, что хорошо бы долги не иметь. Тот же Яков Иванович пишет: да, хорошо долги не иметь, но так как я хорошо служил государству, то я и долги приобрел. То есть, не из службы вынимая деньги, а, наоборот, вкладывая, чтобы службу нести достойно.

Есть определенный рубеж между второй половиной XVIII века и первой половиной XIX века: между дворянами, которые набирали долги, и их детьми, которые были вынуждены их закрывать.

Расшифровка

Речь пойдет о подушной подати. Почему это важно? Подушная подать, прямой налог, введенный Петром I для содержания армии в мирное время, была одной из важнейших финансовых артерий в нашем государстве, которая очень долго формировала половину бюджета.

Про налоги мы знаем три ключевые цифры: сколько нужно собрать, сколько фактически собрано, а далее путем нехитрой арифметической операции мы получаем сумму налогов, которые не собраны. На данный момент в историографии существует две точки зрения: первая — что недоимки были большими, вторая — что маленькими. Я могу ответственно заявить: и те и другие правы. И те и другие цифры реально существуют. Если мы говорим о больших недоимках, о том, что налоги платились плохо, мы берем это из отчетов, которые были в правительстве; если о том, что недоимки маленькие, то мы обращаемся к тем документам, которые остались в провинциях и губерниях. Что стоит за этими цифрами?

В России не было централизованного бюджета, деньги никуда не свозились.
В год собиралось около 4 миллионов рублей. В одну бочку по закону нельзя было класть более 57 килограммов — то есть 2 тысяч рублей серебряными монетами. А было много и медной монеты, которая еще больше по объему и весу. То есть 4 миллиона рублей — это минимум 2 тысячи бочек. В России не было помещений, куда можно было эти 2 тысячи бочек поместить, — бюджета единого не было.

В таких условиях писались отчеты. Все нужно пересчитать, записать в огромные книги. К тому же чиновники на местах были малограмотные. Чиновники центрального правительства понимают, что отчеты неверны, а половина вообще не успела дойти. Так появляется сложная двойная бухгалтерия. Архангелогородская канцелярия не присылала свои отчеты на протяжении 20 лет. Я до сих пор не могу найти цифр, сколько там было уплачено налогов, — ни в одном архиве их нет. Из-за того что отчет не дошел или дошел не в полном объеме, наверху у нас получаются огромные недоимки, а внизу-то все собрано. Более того, развезено по местам и потрачено.

Если разобрать все эти документы, я могу точно сказать, что подушная подать платилась в России хорошо. Средний уровень недоимок по России составлял Это мало. Почему я говорю, что 5–6% — это хороший уровень собираемости? Потому что чуть раньше в Пруссии пытались ввести такой же налог — и они отказались от этой идеи в течение пяти лет, потому что у них просто не получалось собрать больше 60 %. Россия в сложных условиях отсутствия инфраструктуры, отсутствия достаточного бюрократического аппарата, отсутствия дорог, помещений для сбора и хранения денег и отчетов смогла добиться того, чтобы налоги платились хорошо и подать собиралась хорошо.

Как собирали подушную подать? Действительно ли фискальное насилие играло большую роль? Интересно, что в законах государство не предполагало, что ему придется заставлять людей платить. Было прописано, что крестьяне должны сами собрать подушную подать, сами привезти ее в ближайший административный центр, сами сдать, получить бумагу и уехать. Важно отметить, что в большинстве случаев крестьянин действительно приезжал сам.

А если недоимка возникла, то есть крестьянин не приехал? Государство считало, что платить должен каждый. Оно готово было выбивать и 30 копеек недоимки. Какие были меры фискального принуждения? Первое, что приходит в голову абсолютно любому человеку, кто знаком с российскими учебниками, — правёж. Это такой метод взыскания долга, когда крестьян ставили босыми ногами на снег (часто это было осенью, зимой, потому что в это время заканчивался фискальный год) и совершали над ними насильственные действия, били палками. Это яркий образ, который легко укладывается в логику больших недоимок. На самом деле меры были довольно разнообразными.

Является ли посылка таких команд фискальным насилием и что фактически значит приход команды? Прежде всего, они могут набезобразничать; а еще по закону община должна была их кормить. А если пришла команда из пяти человек? Каждого накорми. Хорошо, если одним днем отделается. А если на постое будут стоять? Тут получается уже не физическое, а экономическое принуждение. Проще заплатить в срок. Тем более если он повезет деньги сам: он повезет рыбу в подарок и будет с чиновником в хороших отношениях.

Раз мы говорим, что налоги собирались хорошо, то было что-то, что обеспечивало хорошую собираемость налогов. В нашем сознании образ России легко ассоциируется с фискальным насилием, но было ли оно серьезным — вопрос спорный.

Расшифровка

Просидев в архиве почти полгода, я поняла, что в России со второй четверти и до конца XVIII века налоги собирались хорошо. Но как они тратились?

Чтобы стало понятно, что значит потратить деньги, собранные с помощью подушной подати, приведу пример, в котором есть несколько институций: это Волоколамская провинциальная канцелярия, которая подчиняется Московской губернской канцелярии, Московская губернская канцелярия, которая, в свою очередь, подчиняется Кригскомиссариату в Петербурге, и Московский карабинерный полк, который приписан к Волоколамской провинциальной канцелярии.

Через некоторое время выясняется, что Кригскомиссариат денег не получил: в это время поблизости находился князь Хованский со своими собственными интересами. Ему потребовались деньги, поэтому он взял 20 тысяч из Волоколамска, дав квитанцию, что потом вернет их в Кригскомиссариат. А с Волоколамской канцелярии, которая деньги собрала, отдала, получила квитанцию, требуют еще 20 тысяч рублей, которые она заплатить не может.

Подать собиралась два раза в год. Деньги в мешках и бочках везлись из одного места в другое. В апреле заканчивался сбор за первую половину, и с апреля по России начинали развозить бочки, мешки. Одна телега, вторая телега. Даже если подушные деньги воровали (кстати, не очень часто), их в течение месяца находили — бочку денег надо где-то спрятать, что довольно сложно. Какая-то часть была потрачена, но в большей степени они возвращались обратно. Это была система сбора, разработанная и прописанная в законах вплоть до того, кто именно запаковывает мешок. Но дальнейшую систему государство не смогло разработать. После введения подушной подати Петр Первый очень быстро умер, и система начала функционировать без идейного вдохновителя.

Вы не управляете Россией с ее безумными деньгами, но если я вас спрошу, помните ли вы точно, куда потратили деньги четыре дня назад? Если у вас были наличные, вы скажете одним образом, а если дебетовая карта — другим. И не всегда вообще сможете сказать, как именно вы эти деньги потратили. То же было и с государством: до той поры, пока не появился единый бюджет, оно просто не знало, куда тратило деньги.

Эти модели фискального поведения мы встречаем в XVIII веке. Так что, возможно, мы вообще родом оттуда, в том числе и с нашим пониманием, и с нашим отношением к налогам, к тому, что мы платим государству.

Кто придумал налоги? Кому пришла в голову идея собирать с населения деньги на содержание чиновников и силовых структур? История не сохранила имени этого гениального человека. Скорее всего, в разных странах процесс изобретения налогов проходил по-разному. Как это происходило у нас, в России? Мы попросили рассказать об этом налогового консультанта, кандидата экономических наук, председателя Партии налогоплательщиков России Евгения Сивкова.

От белки до рубля

Налоги тогда взимались натурой, поскольку денежное обращение ещё было не развито.

Но вот пришли монголы

Но затем русские князья уговорили ханов Золотой Орды сменить систему сбора налогов на более эффективную. Вместо монгольских наместников (баскаков) роль налоговых инспекторов брал на себя великий князь.

Эта система в конечном итоге привела к освобождению Руси от ордынского ига. Московские князья собирали налоги в полном объёме: 10 %. А в Орду отправляли только часть. Благодаря этому Москва поднялась и объединила вокруг себя русские княжества.

Новые времена – новые налоги

Прошло несколько столетий. Московская Русь превратилась в могучую империя, начало которой положили реформы Петра Великого. Реформы эти стоили огромных денег, которые беспощадный царь немилосердно выжимал из населения всеми доступными способами.

Пётр ввёл военные налоги на содержание армии. А поскольку у великого реформатора было очень мало свободного времени – он ввёл должность налоговых криэйторов - прибыльщиков. Эти люди должны были изобретать новые налоги! И прибыльщики не подвели своего работодателя, они придумали налоги на такие вещи, до которых ни один нормальный человек никогда не додумается: гербовый сбор, подушный сбор с извозчиков, налоги с постоялых дворов, с печей, с плавных судов, с арбузов, с орехов, с продажи съестного, с найма домов, ледокольный и другие налоги и сборы. Облагались даже религиозные взгляды. Так, раскольники были обязаны уплачивать двойную подать, от которой огни старались забраться в глухие скиты в самых дремучих лесах.

В дальнейшем Пётр провёл серьёзную налоговую реформу. Он установил подушную подать, которую обязаны были уплачивать свободные крестьяне. А за крепостных её должен был платить помещик (как сегодня за своих работников перечисляет социальные взносы работодатель). И масса свободного населения России добровольно пошла в кабалу. Страна получила проблемы, с которыми не справилась и спустя 200 лет.

Государство ввело при Петре ещё одну интересную подать – налог с дыма, то есть с каждого отдельного дома. Вроде бы, уклониться от него в принципе невозможно. Ведь у каждого есть изба, в которой он живёт. Но русские крестьяне – люди смышлёные. Они начали селиться по нескольку семей в один дом. Такие сельские коммунальные квартиры получились. Однако и русские налоговые инспекторы тоже глупостью не отличались. Они в ответ стали облагать налогом каждую наружную дверь, поскольку именно их количеством определялось число семей в доме. Тогда крестьяне стали заколачивать лишние двери, потом вообще бросали дома и бежали, куда глаза глядят, становились вольными казаками.

Что интересно: император принципиально не вводил такой очевидный налог, как налог на наследство. Видимо, опасался недовольства богатого купечества и помещиков. Ведь эти люди и так вносили весомый вклад в пополнение государственной казны.

Налоги наследников Петра

По-настоящему великого монарха после смерти Петра I Россия ждала довольно долго. Екатерина II продолжила дело своего предшественника, в том числе и в деле реформирования налоговой системы. До неё на протяжении многих поколений царская казна пополнялась за счёт казённых монополий, особенно на соль и на алкоголь. Екатерина снизила размер некоторых платежей, а отдельные монополии и вовсе отдала на откуп частным лицам. Например, на алкоголь. Это, пожалуй, было ошибкой. К чему приводит отказ государства от алкогольной монополии – мы видели на примере России 90-х годов прошлого века. Рост пьянства в сочетании со снижением налоговых доходов бюджета.

А ещё великолепная царица реформировала сбор налогов с купечества. Для зачисления в одну из трёх гильдий купчина должен был уплатить в казну взнос, размер которого зависел от заявленного им капитала. Ежегодные платежи составляли определённый процент от этого капитала. В дальнейшем императоры несколько раз повышали ставки этого налога.

Изменила Екатерина и систему сбора подушной подати. Крестьянская община получила право самостоятельно распределять размер платежей между односельчанами. Кроме того, размер ставки был в дальнейшем привязан к плодородию земель, на которых жили крестьяне. Современный земельный налог, кстати, учитывает кадастровую стоимость земли.

А главной особенностью налоговой системы императорской России было наличие большой группы косвенных налогов. Они составляли свыше 40 % от всей массы налоговых поступлений. И половина из таких налогов были налоги питейные. Кстати, уровень потребления алкоголя в дореволюционной России был в разы меньше, чем сейчас.

Вот где кроется огромный резерв пополнения напряжённого бюджета Российской Федерации!

Но в конце XIX века правительство России усваивает более прогрессивные методы налогообложения. Главными налогами взамен подушной подати стали налог со строений (крестьяне не могли уже заколотить избу и бежать в Сибирь, поскольку и туда добрались царские чиновники), а также налог за пользование землёй. Появились новые налоги, связанные с развитием рыночных отношений: сбор с аукционных продаж, сбор с векселей и заемных писем, налоги на право торговой деятельности, налог с капитала для акционерных обществ, процентный сбор с прибыли, промысловый налог. Так что в России всё шло как у людей: государство отслеживало изменение экономической ситуации и пыталось настроить на волну преобразований налоговую систему.

Продолжилась ли эта традиция в советское время? Об этом в следующем номере.

Налоги - это обязательные, индивидуально безвозмездные платежи, взимаемые с организаций и физических лиц, в форме отчуждения, принадлежащих им на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств, в целях финансового обеспечения деятельности государства и муниципальных образований.

Реформы Петра I.

Крупномасштабные государственные преобразования в России, коснувшиеся всех сфер экономики, включая финансы, связаны с именем Петра I (1672-1725). В предшествующее ему время финансовая система Руси ориентировалась на увеличение налогов по мере возникновения и возрастания потребностей казны вне связи с реальным экономическим положением страны. Петр предпринял усилия для подъема производительных сил, видя в этом необходимые условия укрепления финансового положения. В народнохозяйственный оборот входили новые промыслы, велась разработка еще не тронутых богатств. Вводились новые орудия производства и новые приемы труда во всех отраслях хозяйства. Развивались горное дело, обрабатывающая промышленность, страна покрывалась сетью заводов и мануфактур.

Петр начал учреждать казенные фабрики и заводы. Но при этом предусматривал передачу их в дальнейшем в частные руки. Зачинателям производства давались значительные денежные ссуды, льготы, к промышленным предприятиям приписывались населенные пункты, что позволило решить проблему рабочих рук. Именно в этот период в России возникли: металлургия; горнозаводская промышленность; судостроение; суконное дело; парусное дело.

Активно перенимая зарубежный опыт, Россия проводила протекционистскую политику, в том числе через таможенные пошлины. Занятие заводчиков и фабрикантов ставилось наравне с государственной службой.

Усилиями прибыльщиков в январе 1705 года была наложена пошлина на усы и бороды. Был о постановлено, что с тех, кто не захочет бриться, брать: с царедворцев и служилых людей по 60 рублей; с гостей и гостиной сотни первой статьи - по 100 рублей; средней и меньшой статьи, с торговых и посадских людей - по 60 рублей; с боярских людей, ямщиков, церковных причетников и всяких чинов московских жителей по 30 рублей ежегодно; с крестьян брали по воротам пошлину по 2 деньги с бороды при въезде в город и выезде из него.

Давали доход и оброчные статьи: казенные рыбные ловли; мельницы; сенные покосы; огороды; бобровые гоны; бортные ухожья; пивоварни, и пр.

Петр I близко подошел к идее промыслового налога. При проведении переписи горожан - купцов, посадских и слободских людей - описывались не только их дворы, характер промыслов и ремесел, но и объем промыслов и наемная плата за помещение. Видимо, предполагалось в дальнейшем дифференцировать налогообложение сельскохозяйственных жителей и горожан.

Доходы государства постоянно росли. Во второй половине царствования Петра I Российское государство несмотря на огромные издержки, обходилось собственными доходами.

Налогообложение в XVIII-XX века.

Предпринятые финансовые меры наряду с приобретением новых земель на юге и западе страны привели к умножению доходов.

В это время в России прямые налоги в бюджете играли второстепенную роль по сравнению с налогами косвенными.

Екатерина II преобразовала систему управления финансами. В 1780 году была создана экспедиция о государственных доходах, разделенная в следующему году на четыре самостоятельные экспедиции. Одна из них заведовала доходами государства, другая - расходами, третья - ревизией счетов, четвертая - взысканием недоимок, недоборов и начетов. В губерниях для управления государственными имуществами, сбора податей, ревизии счетов, заведованиями другими финансовыми делами были созданы коллегиальные губернские Казенные палаты. Губернской Казенной палате были подчинены казначейства губернское и уездные, которые хранили казенные доходы. Казенные палаты просуществовали до XX века, хотя отдельные их функции подвергались изменениям. Таким образом, Екатерина продолжала курс Петра I на усиление местного самоуправления, передачу ему новых функций, наделение самостоятельными финансовыми ресурсами. В этот период укрепляются бюджеты городов, где все большую роль начинают играть оброчные статьи. Налоги взимались: с содержателей портомоен и прорубей; с перевозов; с рыбных ловель;

с подвижных лодок; за запись в городовую обывательскую книгу и др.

Налог должен быть всегда взимаемым с дохода и притом с чистого дохода, а не с самого капитала, чтобы источники доходов государственных не истощались.

Н. Тургенев выдвигает новую в условиях России того времени задачу. Он требует заранее изучать и прогнозировать возможные последствия от введения или изменения налогов. Требование, которое является актуальнейшим для нашей экономики, для конца XX столетия.

Н. Тургенев призывает к крайне осторожному обращению с налогами. Он постоянно напоминает, что налоги уменьшают народное богатство, т.к. часть дохода издерживается, не умножая этого дохода. Отнимая у промышленности часть капиталов, налоги сдерживают ее развитие. Высокие налоги болезненно сказываются даже на семьях со средними достатками. Исходя из этого, говоря о налогах на потребление, он считает желательным, чтобы предметы, необходимые для жизни, были всегда свободны от налогов.

Разные формы податей, без которых не могло обойтись ни одно государство, можно классифицировать по трем группам: промысловый доход (домен), регалии, собственно налоги в их современной трактовке.

С 1898 года Николай II ввел промысловый налог. Большое значение играл налог с недвижимого имущества. Появляются новые налоги, порожденные новыми экономическими видами деятельности: сбор с аукционных продаж; сбор с векселей и заемных писем; налоги на право торговой деятельности; налог с капитала для акционерных обществ; процентный сбор с прибыли; налог на автоматический экипаж, и т.д.

В середине 19 века основной груз налогов несли крестьяне и городские жители (мещане), а дворянство, духовенство, казаки и еще ряд категорий были освобождены от уплаты налогов. Подушная подать составляла в среднем по империи 95 коп. с человека в год, однако к ней присоединялись целый ряд дополнительных налогов: земский сбор, натуральные повинности, налог на соль, рекрутские сборы, сборы на удовлетворение общественных и мирских надобностей, питейный налог и т.д. В итоге общая сумма налогов увеличивалась примерно до 4,55 руб. в год, а иногда и больше.

Тяжелым грузом для крестьян стали выкупные платежи, составлявшие во 2-й половине 19 века большую часть их расходов на уплату налогов. По форме они являлись погашением (с процентами) выданной казной ссуды за выкуп земли у помещиков. Объем выкупных платежей составлял 6-7 руб. в год. В конце века из-за роста недоимок правительство несколько раз частично списывало долги крестьян по выкупным платежам. Выкупные платежи были полностью отменены, а недоимки списаны с 1 января 1907 года в рамках столыпинской аграрной реформы.

В 1863 подушная подать с мещан была фактически заменена налогом на недвижимость, который составлял 0,2% стоимости недвижимости в год. В 90-х годах в результате реформ С.Ю.Витте основное бремя налогов было переведено с физлиц на предпринимателей. Поземельный налог был значительно снижен, а в 1898 подушная подать была отменена окончательно по всей стране. По данным на 1909 год, государственный поземельный налог на крестьянские земли составлял в среднем 13 копеек с десятины, земские сборы — 60 копеек с десятины, мирские и страховые сборы — 40 копеек с десятины.

Уровень прямого обложения плательщиков земельного налога в России в 1913 году (в % к доходу). С частных владельцев земли: госналог - 1, местные налоги - 6, всего - 7. С крестьян землепользователей: госналог - 1, местные налоги - 13, всего - 14. С владельцев городской недвижимости: госналог - 5, местные налоги - 11,7, всего - 16,7.

В 1913г. средний заработок рабочего составлял 37 рублей в месяц. Распределялся он у мужчины-холостяка примерно следующим образом:
Расходы на питание — 16,79 руб.
Аренда жилья — 5,43руб.
Одежда — 5,52 руб.
Гигиена тела — 1,55 руб.
Посылка денег — 1,20 руб.
Духовные и общие потребности — 1,70 руб.
Врачебная помощь — 0,61 руб.
Табак и алкоголь — 2,04 руб.
Сборы и налоги — 0,03 руб.
Прочие расходы — 1,47 руб.
Всего: 36,34 руб.
По данным доктора исторических наук Петрова Ю.А., в целом российские рабочие на рубеже ХIХ-ХХ вв. на уплату прямых налогов расходовали всего 0,5% годового бюджета. Любопытно сравнить уровень налогообложения в РИ с развитыми странами. В 1912г. налогов на душу населения в рублях платили в России - 11,23; в Германии - 27,38; Англии - 48,54; Франции - 41,60.

Для налогообложения граждан в СССР с 1922 существовал подоходно-имущественный налог, с 1924г. переименованный в подоходный. Шкала подоходного налога в СССР изменялась много раз и всегда являлась прогрессивной. Кроме прямого подоходного налога существовали косвенные: акцизы; патентная и судебная пошлины; патентный, прописочный, канцелярский , гербовый сборы. В 1930 эти сборы заменили госпошлиной. Кроме подоходного граждане периодически выплачивали разные сборы (фактические налоги): сбор на коллективизацию, покупка гособлигаций и т.п.

Налоги на крестьян: с 1923 крестьян выплачивали единый сельхозналог, в начале 30-х его размер составлял примерно 15-30 руб. с личного хозяйства колозника, а с единоличников - в несколько раз больше. С 1935 ставка с/х налога стала прогрессивной и значительно росла. Если в 1940 году в денежном выражении валовый сельхозналог составил 1,9 млрд. рублей, то в 1951 году - ужк 8,3 млрд. рублей. С 1939г. этот налог исчислялся с личного подсобного хозяйства колхозников исходя из размеров доходности, полученной от скота, от посевов на приусадебном участке, от фруктовых деревьев, кустарников и т.д. В 1950 и 1951 гг. правительство повысило ставки налога с посевов зерновых культур на приусадебных хозяйствах, а в 1952 г. сельхозналог был повышен еще на 15,6 %. После смерти Сталина размеры сельхозналога и других видов налогов на крестьян были существенно уменьшены, а к 1965 году они в среднем составили около трети от уровня 1951 года. Кроме сельхозналога крестьяне периодически выплачивали еще ряд фактических налогов: так называемое "самообложение", культналог, страховые платежи и принудительная покупка гособлигаций.


Об уровне доходов советского крестьянства в 40-50-е годы можно судить по следующей таблице

Кроме денежных налогов советские крестьяне были обложены еще и натуральным налогом, размер которого также постоянно увеличивался. Например, если в 1940 году колхозный двор был обязан сдать в год 32-45 килограммов мяса (единоличники – в 2 раза больше), то в 1948 году – уже 40-60 килограммов мяса. По молоку обязательные поставки выросли в среднем со 180-200 литров до 280-300 литров в год. Если молока не было, то налог брался по эквиваленту другими продуктами - мясом, маслом и т.п. Примерная норма обязательных бесплатных поставок с личного хозяйства до 1949 г.: 40 кг мяса, 280 л молока, 100 шт. яиц с хозяйства, картошки с 0,4 га – 350 кг, и т.д. Нормы варьировались в зависимости от региона.

С 1972 на доход менее 70 рублей у совграждан налога не было. При доходе от 71 до 91 руб. налог составлял 0,25-7,12 руб. У бухгалтеров была специальная таблица подоходных налогов. При зарплате от 92 до 100 руб. - 7,12 руб. + 12% с суммы, превышающей установленную. Выше 101 руб. - 8,20 руб. +13%. Существовали отдельные ставки подоходного налога на гонорары от написанных книг, на кустарные промыслы. Налог за бездетность составлял 6%, этим налогом облагались мужчины 20-50 лет и замужние бездетные женщины 20-45 лет.

И сегодня в мире.
Таблица, говорят, не точная, но общее представление дает, одновременно разбивая старые иллюзии и внушая новые :)

Прежде чем купить подписку, пожалуйста, войдите или зарегистрируйтесь: так мы узнаем вас в следующий раз, когда вы зайдете на сайт или в мобильное приложение. А если вы уже покупали подписку раньше, то она заработает автоматически, когда вы войдете

У кого дворяне занимали деньги, почему они считали возможным не возвращать долги и почему долгов было не избежать

Сколько нужно бочек, чтобы уместить в них бюджет России XVIII века, и почему стоит посочувствовать сборщикам налогов

Расшифровка

Когда мы говорим о дворянстве второй половины XVIII века, главная ассоциация, которая возникает, — роскошь. Богатые российские дворяне проматывали состояния на куртизанок и за карточным столом. А крестьянин трудился годы, чтобы оплатить колесо кареты или пуговицу с кафтана своего господина, которого он никогда не увидит. Так ли это было на самом деле?

Вольное экономическое общество рекомендовало тратить деньги так, чтобы было видно, что человек живет хорошо. Весь расход был поставлен на вид. Нужно было показать дворянам, что можно вести достойный образ жизни, но при этом не надо тратить на это больше, чем это стоит. Например, можно не покупать плохое вино, но разбавлять хорошее. И не нужно ставить на стол то, качество которого не оценят. Вести учет муки довольно сложно, поэтому хлеб лучше не печь дома, а покупать. Также они писали, что не нужно строить дома, а лучше снимать. Строительство домов действительно разоряло дворян. Это безумное количество денег, которые никогда не возвращались. А съем дома был значительно дешевле, причем условия были отличными, не то что сейчас.

Очень четко разделялись женские и мужские расходы. Например, женщине полагалось тратить больше денег на благотворительность, мужчине меньше. Карточные деньги были и у тех, и у других. Но женщине не полагалось иметь расходы, кроме прописанных. Четко определялось, что она имеет право потратить 500 рублей в год на булавки, карточную игру и косметику, например. А мужчина — 500 рублей на карточную игру, подарки и на другие расходы, которые он может не афишировать. При этом карета женщины должна была стоить дороже, чем карета мужчины. Это статусная вещь.

Каким образом учитывали свои финансы женщины? Рассмотрим для примера двух женщин, чьи приходно-расходные книги сохранились. Так получилось, что потом их судьба пересеклась. Первая — это Екатерина Алексеевна Воронцова, которая вела свою книгу в 1782 году, незадолго до своей смерти и почти сразу после рождения сына Михаила. Вторая женщина не менее известная. Это Александра Васильевна Браницкая, которая вела книгу в 1796 году. Она тоже была молодой мамой, и впоследствии дети этих дворянок стали мужем и женой.

Чуть ли не 10 % денег, которые получает Екатерина Алексеевна Воронцова, она тратит на подарки свекру, близкой родне, дальней родне. Значительную часть денег она тратит на покупки сыну, который только что родился. Это удивительно, потому что, по идее, все это она должна была получать из деревни. Но тем не менее она покупает свивальники, ленты, колыбельку, погремушки, она чинит погремушки. Незначительные траты у нее идут на чисто женские потребности, например на косметику — это меньше одного процента от общей суммы. Деньги она получает в первую очередь от мужа. Мы не видим денег, которые пришли из ее вотчины.

А Александра Васильевна Браницкая спустя 10 лет ведет значительно более активную экономическую деятельность. Часть платежей, достаточно крупных, по 120 тысяч (а это большая сумма), связана с оплатой кредита. Часть денег выплачивается по залогу за бриллианты. Она достаточно активно кредитует сама, например Державина. Она посылает солидные подарки важным персонам. Например, двести бутылочек жизненной эссенции тому же Державину.

То есть две молодые мамы в приблизительно одном временном периоде ведут себя абсолютно . Одна ведет патриархальный, домашний образ жизни, а вторая достаточно активно участвует и в экономической, и, судя по всему, в социальной жизни страны (статус позволял ей это делать).

Приходно-расходные книги отражают особенность дворянского менталитета той эпохи, причем в первую очередь элитарного, потому что у провинциальных дворян в таком количестве эти книги не сохранились. Эти книги вступают в явное противоречие с системами нормированных трат, которые выдвигало Вольное экономическое общество. Фактически этот источник отражает, что рекомендации общества вступали в противоречие с привычками дворян. Те предпочитали тратить деньги на подарки, пить спиртные напитки и строить то жилье, которым мы теперь восхищаемся. Именно благодаря этому формируется наше представление о роскоши, но это же и разоряло дворян, вгоняло их в долги — и как раз о долгах мы дальше с вами и будем разговаривать.

Расшифровка

Долги дворян второй половины XVIII и всего XIX века — это притча во языцех. Из многих книг мы узнаем, что дворяне должны были очень много, как отдельным лицам, так и государству. И после их смерти начинались сложные дела по ликвидации долгов.

Печальная история произошла с известным банкиром Сутерландом, который очень долго был одним из главных банкиров, давал кредиты и государству, и разным чиновникам. Он покончил жизнь самоубийством. Я просматривала бумаги, которые остались после его смерти, и в списке его должников была вся дворянская элита. Например, Потемкин был должен какие-то безумные деньги.

Кредиторами выступали и приказы общественного призрения Приказы общественного призрения — губернские учреждения, созданные Екатериной II в 1775 году. В их ведении находилось управление народными школами, приютами, больницами, богадельнями и тюрьмами. в провинции. Была ситуация, когда князь Барятинский при строительстве имения Марьино писал, что на следующий год планируется увеличение расходов, потому что ему выставили очередные счета, а он хочет еще одну оранжерею. Ему нашептали, что, скорее всего, в приказе общественного призрения на следующее лето будут сложности с наличными деньгами (у государства вообще было не так много наличных, в том числе и в кредитных учреждениях), и советовали получить кредит. И хотя в этом году он не нужен, в следующем может пригодиться. То есть советовали кредитоваться заранее.

Считали ли дворяне необходимым свои долги выплачивать? Если мы посмотрим на примеры крупных дворянских родов, то увидим, что государство очень часто прощало им долги, самостоятельно закрывая их. Но, безусловно, оно стремилось деньги вернуть — пыталось создать аппарат, который позволял бы преследовать недобросовестного плательщика. Что могло ожидать такого дворянина? Описание имения. Но до этого доходило далеко не сразу. Государство было в высшей степени лояльно. Например, если дворянин писал, что он не может оплатить, и объяснял почему, то он мог гасить проценты без капитальной суммы и так далее. То, что мы сейчас называем реструктуризацией платежа.

Дворяне четко разделяли долги. Процентные долги они далеко не всегда были согласны платить, считая проценты несправедливыми. А вот капитальную сумму, как они думали, стоит закрывать. Из каких денег? Например, если мы посмотрим на Якова Ивановича Булгакова или тех же Воронцовых, мы увидим, что крупные долги закрывались путем продажи чего-то.

В дворянских письмах встречается риторическая конструкция, что хорошо бы долги не иметь. Тот же Яков Иванович пишет: да, хорошо долги не иметь, но так как я хорошо служил государству, то я и долги приобрел. То есть, не из службы вынимая деньги, а, наоборот, вкладывая, чтобы службу нести достойно.

Есть определенный рубеж между второй половиной XVIII века и первой половиной XIX века: между дворянами, которые набирали долги, и их детьми, которые были вынуждены их закрывать.

Расшифровка

Речь пойдет о подушной подати. Почему это важно? Подушная подать, прямой налог, введенный Петром I для содержания армии в мирное время, была одной из важнейших финансовых артерий в нашем государстве, которая очень долго формировала половину бюджета.

Про налоги мы знаем три ключевые цифры: сколько нужно собрать, сколько фактически собрано, а далее путем нехитрой арифметической операции мы получаем сумму налогов, которые не собраны. На данный момент в историографии существует две точки зрения: первая — что недоимки были большими, вторая — что маленькими. Я могу ответственно заявить: и те и другие правы. И те и другие цифры реально существуют. Если мы говорим о больших недоимках, о том, что налоги платились плохо, мы берем это из отчетов, которые были в правительстве; если о том, что недоимки маленькие, то мы обращаемся к тем документам, которые остались в провинциях и губерниях. Что стоит за этими цифрами?

В России не было централизованного бюджета, деньги никуда не свозились.
В год собиралось около 4 миллионов рублей. В одну бочку по закону нельзя было класть более 57 килограммов — то есть 2 тысяч рублей серебряными монетами. А было много и медной монеты, которая еще больше по объему и весу. То есть 4 миллиона рублей — это минимум 2 тысячи бочек. В России не было помещений, куда можно было эти 2 тысячи бочек поместить, — бюджета единого не было.

В таких условиях писались отчеты. Все нужно пересчитать, записать в огромные книги. К тому же чиновники на местах были малограмотные. Чиновники центрального правительства понимают, что отчеты неверны, а половина вообще не успела дойти. Так появляется сложная двойная бухгалтерия. Архангелогородская канцелярия не присылала свои отчеты на протяжении 20 лет. Я до сих пор не могу найти цифр, сколько там было уплачено налогов, — ни в одном архиве их нет. Из-за того что отчет не дошел или дошел не в полном объеме, наверху у нас получаются огромные недоимки, а внизу-то все собрано. Более того, развезено по местам и потрачено.

Если разобрать все эти документы, я могу точно сказать, что подушная подать платилась в России хорошо. Средний уровень недоимок по России составлял Это мало. Почему я говорю, что 5–6% — это хороший уровень собираемости? Потому что чуть раньше в Пруссии пытались ввести такой же налог — и они отказались от этой идеи в течение пяти лет, потому что у них просто не получалось собрать больше 60 %. Россия в сложных условиях отсутствия инфраструктуры, отсутствия достаточного бюрократического аппарата, отсутствия дорог, помещений для сбора и хранения денег и отчетов смогла добиться того, чтобы налоги платились хорошо и подать собиралась хорошо.

Как собирали подушную подать? Действительно ли фискальное насилие играло большую роль? Интересно, что в законах государство не предполагало, что ему придется заставлять людей платить. Было прописано, что крестьяне должны сами собрать подушную подать, сами привезти ее в ближайший административный центр, сами сдать, получить бумагу и уехать. Важно отметить, что в большинстве случаев крестьянин действительно приезжал сам.

А если недоимка возникла, то есть крестьянин не приехал? Государство считало, что платить должен каждый. Оно готово было выбивать и 30 копеек недоимки. Какие были меры фискального принуждения? Первое, что приходит в голову абсолютно любому человеку, кто знаком с российскими учебниками, — правёж. Это такой метод взыскания долга, когда крестьян ставили босыми ногами на снег (часто это было осенью, зимой, потому что в это время заканчивался фискальный год) и совершали над ними насильственные действия, били палками. Это яркий образ, который легко укладывается в логику больших недоимок. На самом деле меры были довольно разнообразными.

Является ли посылка таких команд фискальным насилием и что фактически значит приход команды? Прежде всего, они могут набезобразничать; а еще по закону община должна была их кормить. А если пришла команда из пяти человек? Каждого накорми. Хорошо, если одним днем отделается. А если на постое будут стоять? Тут получается уже не физическое, а экономическое принуждение. Проще заплатить в срок. Тем более если он повезет деньги сам: он повезет рыбу в подарок и будет с чиновником в хороших отношениях.

Раз мы говорим, что налоги собирались хорошо, то было что-то, что обеспечивало хорошую собираемость налогов. В нашем сознании образ России легко ассоциируется с фискальным насилием, но было ли оно серьезным — вопрос спорный.

Расшифровка

Просидев в архиве почти полгода, я поняла, что в России со второй четверти и до конца XVIII века налоги собирались хорошо. Но как они тратились?

Чтобы стало понятно, что значит потратить деньги, собранные с помощью подушной подати, приведу пример, в котором есть несколько институций: это Волоколамская провинциальная канцелярия, которая подчиняется Московской губернской канцелярии, Московская губернская канцелярия, которая, в свою очередь, подчиняется Кригскомиссариату в Петербурге, и Московский карабинерный полк, который приписан к Волоколамской провинциальной канцелярии.

Через некоторое время выясняется, что Кригскомиссариат денег не получил: в это время поблизости находился князь Хованский со своими собственными интересами. Ему потребовались деньги, поэтому он взял 20 тысяч из Волоколамска, дав квитанцию, что потом вернет их в Кригскомиссариат. А с Волоколамской канцелярии, которая деньги собрала, отдала, получила квитанцию, требуют еще 20 тысяч рублей, которые она заплатить не может.

Подать собиралась два раза в год. Деньги в мешках и бочках везлись из одного места в другое. В апреле заканчивался сбор за первую половину, и с апреля по России начинали развозить бочки, мешки. Одна телега, вторая телега. Даже если подушные деньги воровали (кстати, не очень часто), их в течение месяца находили — бочку денег надо где-то спрятать, что довольно сложно. Какая-то часть была потрачена, но в большей степени они возвращались обратно. Это была система сбора, разработанная и прописанная в законах вплоть до того, кто именно запаковывает мешок. Но дальнейшую систему государство не смогло разработать. После введения подушной подати Петр Первый очень быстро умер, и система начала функционировать без идейного вдохновителя.

Вы не управляете Россией с ее безумными деньгами, но если я вас спрошу, помните ли вы точно, куда потратили деньги четыре дня назад? Если у вас были наличные, вы скажете одним образом, а если дебетовая карта — другим. И не всегда вообще сможете сказать, как именно вы эти деньги потратили. То же было и с государством: до той поры, пока не появился единый бюджет, оно просто не знало, куда тратило деньги.

Эти модели фискального поведения мы встречаем в XVIII веке. Так что, возможно, мы вообще родом оттуда, в том числе и с нашим пониманием, и с нашим отношением к налогам, к тому, что мы платим государству.

Читайте также: