Как дать взятку в налоговую

Обновлено: 28.06.2024

Традиционно отношение общества к взяткодателям является более мягким (я бы даже сказал, почти добродушным), чем к взяткополучателям. Такое отношение, как представляется – прямое порождение того, что мы видим в публикациях средств массовой информации, где нагнетается образ злодея – чиновника, живущего не по доходам, паразитирующего на эксплуатации интересов предпринимателей. При этом в таких публикациях не отражается, что без первых (без взяткодателей) не было бы и вторых (взяткополучателей). Не случайно закон освобождает от уголовной ответственности лишь определенную категорию взяткодателей (например, при вымогательстве взятки со стороны взяткополучателей), строго наказывая прочих из их числа.

Лично или через посредника

С объективной стороны рассматриваемое преступление (дача взятки) выражается в действии - передаче должностному лицу, иностранному должностному лицу либо должностному лицу публичной международной организации лично или через посредника предмета взятки: 1) за совершение в пользу взяткодателя или представляемых им лиц действий (бездействия), которые входят в служебные полномочия должностного лица; 2) совершение в пользу взяткодателя или представляемых им лиц действий (бездействия), которые не входят в служебные полномочия должностного лица, но оно в силу своего должностного положения может способствовать их совершению другим должностным лицом; 3) общее покровительство по службе; 4) общее попустительство по службе.

В качестве иллюстрации многие авторы (см, например, комментарий Е.В. Пейсиковой, П.С. Яни к указанному Постановлению Пленума Верховного Суда Российской Федарации №24) вполне обоснованно называют получение главным врачом муниципального учреждения системы здравоохранения вознаграждения за лично проведенные диагностические обследования или лечебные мероприятия, если при этом данным лицом не использовались организационно-распорядительные либо административно-хозяйственные полномочия, которыми оно также наделено. Однако если тот же главный врач был вознагражден за использование, например, своих служебных полномочий для внеочередной госпитализации пациента, то содеянное образует состав взяточничества. Аналогичные примеры можно привести в отношении преподавателей, которые одновременно являются в ВУЗе должностными лицами (ректор, проректор, декан факультета, заведующий кафедрой и т.п.), и подобные этим примеры.

В настоящее время это регулируется положениями пункта 7 приведенного Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 9 июля 2013 г. № 24, согласно которому не образует состав получения взятки принятие должностным лицом денег, услуг имущественного характера и т.п. за совершение действий (бездействие), хотя и связанных с исполнением его профессиональных обязанностей, но при этом не относящихся к полномочиям представителя власти, организационно-распорядительным либо административно-хозяйственным функциям.

Нужно ли, чтобы взятка обусловливала действия (бездействие) по службе? Из формулировок закона не следует, что такая обусловленность необходима - взятка передается за действия (бездействие) по службе, т.е. для квалификации содеянного как взяточничества должна быть установлена лишь связь незаконного вознаграждения и соответствующих действий (бездействия), но не обязательно зависимость этих действий (бездействия) от полученного или обещанного чиновнику незаконного вознаграждения. Соответствующее положение отражено в пункте 8 Постановления № 24.

Пункт 9 Постановления № 24 содержит ответы на ряд вопросов, связанных с описанием в законе предмета взятки. Пленум не поддержал узкую, учитывающую значение термина "услуги" в гражданском праве, трактовку термина "услуги имущественного характера". Правильность подхода, отраженного в документе Пленума, безусловна, и не только потому, что в ином случае были бы существенно ограничены пределы действия норм об ответственности за взяточничество, что противоречило бы декларируемым властью задачам и нашим международным обязательствам. Пленум исходил из того, что правоприменитель при толковании обсуждаемой нормативной дефиниции не связан гражданско-правовой категорией "услуги", поскольку обсуждаемое уголовно-правовое понятие не обозначено бланкетным термином. Услуги имущественного характера - это результат творчества именно "уголовного законодателя", что позволяет и требует толковать его в значении выгод имущественного характера, т.е. широко.

Когда дачу взятки следует считать оконченной?

Многолетней является позиция Верховного Суда РФ о моменте окончания взяточничества: получение, дача взятки, а также посредничество во взяточничестве в виде непосредственной передачи взятки считаются оконченными с момента принятия должностным лицом хотя бы части передаваемых ему ценностей. В качестве примера названы передача ценностей лично должностному лицу, зачисление средств с согласия должностного лица на счет, владельцем которого оно является. Впервые, однако, данное определение сопровождается той оговоркой, что "при этом не имеет значения, получили ли указанные лица реальную возможность пользоваться или распоряжаться переданными им ценностями по своему усмотрению". Тем самым Пленум ясно высказался относительно невозможности применения при квалификации взяточничества критерия разграничения оконченного хищения и покушения на это преступление.

Пункт 11.1 Постановления Пленума № 24 содержит ответы на вопросы: 1) о моменте окончания взяточничества при ситуации, когда взятка, передававшаяся частями, не была получена в полном оговоренном ранее размере (в части запланированного размера, являющегося критерием дифференциации ответственности) и 2) возможности признания деяния оконченным, когда лицо задерживают непосредственно после вручения ему (передачи им) предмета взятки.

Например, должностное лицо планировало получить взятку в значительном размере, получило от взяткодателя часть оговоренной взятки, и эта часть не превышала 25 тыс. руб.; указанный чиновник задержан после этого не был, однако вторую часть взятки не сумел получить по независящим от него обстоятельствам, но также не в связи с задержанием. И в этом случае содеянное должно квалифицироваться не как покушение на преступление в оговоренном размере, а как оконченное преступление с вменением соответствующего признака значительного размера.

Как оконченное преступление следует квалифицировать получение и дачу взятки в случае, когда согласно предварительной договоренности взяткодатель помещает ценности в условленное место, к которому у взяткополучателя имеется доступ либо доступ обеспечивается взяткодателем или иным лицом после помещения ценностей.

Получение или дача взятки, а равно получение либо передача незаконного вознаграждения при коммерческом подкупе, если указанные действия осуществлялись в условиях оперативно-розыскного мероприятия, должны квалифицироваться как оконченное преступление, в том числе и в случае, когда ценности были изъяты сотрудниками правоохранительных органов сразу после их принятия должностным лицом либо лицом, выполняющим управленческие функции в коммерческой или иной организации.

Представляется, что назначение более мягкого наказания вследствие ошибки в квалификации содеянного может привести к неэффективности в борьбе с коррупцией, к недостижению таких целей наказания, как восстановление социальной справедливости, исправление осужденного и предупреждение совершения новых преступлений; а наступление более строгих правовых последствий, нежели законодатель закрепил за совершение конкретного вида преступлений, в свою очередь, приведет к нарушению принципа справедливости, в соответствии с которым наказание должно соответствовать характеру и степени общественной опасности преступления, обстоятельствам его совершения и личности виновного. Поэтому необходим тщательный анализ всех обстоятельств каждого уголовного дела, правильная квалификация содеянного и индивидуальный подход к назначению наказания.

По данным Генпрокуратуры, в 2018 году в РФ стали на 9,4% чаще давать взятки: бизнесмены зачастую соглашаются платить, опасаясь волокиты с документами, проверок и штрафов. Что делать, если у вас просят взятку

Фото: РБК


Получение и дача взятки — уголовно наказуемые деяния. При этом ее размер и форма значения не имеют.

Ответственность за вымогательство взятки наступает по п. 6 ч. 5 и ч. 6 ст. 290 Уголовного кодекса (УК) РФ. Субъектами выступают должностные лица независимо от гражданства, действующие как самостоятельно, так и через посредников. За вымогательство взятки можно получить до 15 лет тюрьмы (ч. 6 ст. 290 УК РФ), штраф до 5 млн руб., а также лишиться права заниматься определенной деятельностью на срок до 15 лет.

Почему же законодатель столь суров к лицам, вымогающим взятки? В первую очередь взяточничество — это удар по репутации государственных органов: если из десяти чиновников один попадется на взяточничестве, тень падет на весь аппарат.

Что может быть предметом взятки

В качестве взятки могут выступать не только деньги или ценное имущество, но и услуги и работы, за которые взяточник никак не расплачивается, значительное снижение тех или иных платежей, обход очередей, предоставление льготных условий лицам, кому они не положены, а также передача имущественных прав.

Вымогатель всегда действует с прямым умыслом, желая получить имущественную выгоду для себя или своих близких. А в обмен обещает совершить или, наоборот, не совершать действий, которые напрямую вытекают из его должностных обязанностей.

Что делать, если вымогают взятку

Бизнес в России испытывает постоянное давление со стороны государства. Помимо многочисленных налоговых проверок и обязательных платежей это еще и вымогательство со стороны коррумпированных чиновников. Некоторые из коррупционеров пользуются пробелами в законодательстве и трактуют законы в выгодном для себя свете. Да и сами законы зачастую разрабатываются таким образом, что в них преднамеренно включаются выгодные в коррупционном плане нормы. Если предприниматели отказываются давать взятки, то документы для них могут готовиться вечно, проверки быть бесконечными, а штрафы — неисчислимыми. Представители бизнес-сообщества опасаются таких ситуаций и предпочитают платить.

Однако действовать надо иначе.

1. Внимательно выслушайте собеседника.

Во время диалога не стоит допускать высказывания, которые могут трактоваться как предложение взятки. В противном случае вы рискуете оказаться на скамье подсудимых. Не стремитесь быть ведущим в разговоре, займите пассивную позицию.

2. По возможности попросите тайм-аут, сославшись на то, что вам нужно время, чтобы обдумать предложение или подготовить требуемую сумму.

3. Постарайтесь назначить встречу в знакомом месте.

4. Получите от собеседника гарантию, что после выполнения его условий сами получите желаемое.

5. После разговора незамедлительно обратитесь:

в правоохранительные органы по борьбе с коррупцией по месту жительства или по телефону доверия — если взятку вымогает чиновник; они обязательно должны зафиксировать получение заявления о вымогательстве; кроме того, постарайтесь избежать утечки информации;
в Следственный комитет, обслуживающий вашу территорию, в отдел собственной безопасности полиции или в Федеральную службу безопасности — если взятку вымогает сотрудник правоохранительных органов.
Кроме того, можно обратиться в региональный комитет по борьбе с коррупцией или в антикоррупционный комитет.

После того как вы подали заявление, четко соблюдайте все инструкции специалиста, который занимается вашим делом. Никакой самостоятельности. Дела о вымогательстве взятки непростые. Ими, как правило, занимаются специалисты высокого уровня.

Порой люди заблуждаются, принимая за взятку законное внесение денежных средств.

Между взяткой и законным платежом есть отличия.

О необходимости законного внесения денежных средств должностное лицо всегда говорит в своем кабинете в прямой форме. Размер платежа имеет фиксированное документальное обоснование: пошлина, оказание услуг по прейскуранту, судебное решение и т.д.

Деньги никогда не передаются из рук в руки. Платеж проходит либо через кассу учреждения, либо через банковскую систему с обязательным получением платежного документа, где указываются назначение платежа, плательщик и получатель.

Если вас просят оказать спонсорскую или благотворительную помощь, помните о ее добровольном порядке. От этого не должны зависеть дальнейшие действия или бездействие чиновника по вашему делу. Кроме того, любого рода помощь должна иметь фиксированное отражение в финансовой документации учреждения.

Примеры законных платежей

1. Возмещение ущерба потерпевшему

Сумма возмещения не должна превышать заявленную потерпевшим либо сумму экспертной оценки. Если обвиняемый считает, что сумма ущерба завышена, то вправе возместить его в размере, который считает разумным.

Денежные средства могут быть внесены на депозит с указанием номера уголовного дела, а также назначения платежа. К материалам уголовного дела прилагается платежный документ.

2. Залог

Другой не менее распространенный случай — залог. Им может служить движимое и недвижимое имущество. Цель залога — обеспечение явки подозреваемого и обвиняемого к лицу, производящему следствие, или в суд.

Помните, что залог вносится всегда на депозитный счет и только на основании судебного решения. О его принятии составляется протокол, копия которого выдается на руки залогодателю. Сумма залога также определяется судом. В ч. 3 ст. 106 УК РФ законодатель указал максимальный залог в зависимости от тяжести совершенного деяния и личности подозреваемого или обвиняемого.

Залог не считается взяткой. Его возвращают залогодателю по окончании расследования независимо от того, было ли дело закрыто на стадии следствия или дошло до суда. Залог обращается в пользу государства лишь в случае нарушения обязательств со стороны подозреваемого или обвиняемого.

3. Административное правонарушение

Если должностное лицо штрафует вас за административное правонарушение, то обязано составить протокол или постановление об административном правонарушении. При уплате штрафа вам должны выдать на руки подтверждающий документ, в котором указывается назначение платежа. Сумма штрафа не может быть произвольной.

Если вы никому не верите

Когда кто-либо сталкивается с несправедливостью, у него снижается порог доверия к обществу. В этом случае можно просто проигнорировать намеки о взятке, а по интересующему вас вопросу повторно обратиться в письменном виде с отметкой о получении экземпляра заявления. При неудовлетворительном результате у вас всегда есть право его судебного обжалования.

Не идите на поводу у лица, вымогающего взятку.

1. Никто и никогда не даст стопроцентной гарантии, что вы получите желаемое.

2. Давая взятку, вы рискуете попасть на скамью подсудимых.

3. Вы также рискуете потерять больше, чем хотели бы получить, а если действуете в интересах близкого вам лица — навредить ему


Стоимость юридических услуг. Возмещение судебных расходов, представительских расходов на юриста. Взятка как наиболее выгодный способ решения проблемы.

Что дешевле: судиться или дать взятку? Удивительно, но сейчас ответ на этот вопрос вызывает затруднения, и такая неоднозначность не способствует законности. Значит, нужно что-то менять в законе или на практике.

На современном российском рынке юридических услуг сложилась парадоксальная ситуация, когда взятка может быть более рациональным выходом, чем плата за квалифицированные юридические услуги. У такого положения дел богатая предыстория, уходящая корнями, конечно же, в советское прошлое.

Искушению заплатить, вместо того, чтобы отстаивать свои права, особенно часто подвергаются представители бизнеса. Этому способствует широкая сеть проверяющих, надзорных и контролирующих органов. Попасть под пресс бюрократической машины опасно, и бизнес практически ежедневно сталкивается с дилеммой: быстро откупиться или долго объяснять при помощи юристов правомерность своих действий и решений.

Взятка выглядит более эффективным способом решения проблемы, она не требует ресурсов, но грозит уголовным преследованием. Если оставить за скобками моральные переживания и опасения расплаты, остается чисто математическая задача: посчитать, что дешевле. Конечно, прежде всего имеет значение результат. И если он одинаков, теряется смысл увеличивать расходы. Любой здравомыслящий человек, а тем более бизнесмен, хочет потратить меньше, а получить больше.

В такой ситуации искушение дать взятку становится уже слишком велико. Поэтому с целью формирования стимулов для правопослушного поведения необходимо наличие помимо карательных мер еще и поощрительных. Кнут хорошо работает только в комплексе с пряником.

Какими могут быть эти поощрительные меры:

- Возможность получить действительно квалифицированную помощь.

- Возможность затраты на такую помощь взыскать с проигравшей стороны не в условно "разумном", а действительно приемлемом в экономическом плане размере.

Вопрос разумности сейчас решается судьями чисто умозрительно, на основании собственного опыта, который основывается часто на стереотипах еще советского времени. Тогда действительно были другие судебная расходы и другая судебная система, но ситуация кардинально поменялась.

Бизнес не может обращаться за услугами адвокатов, оплаченных государством, как малоимущие граждане в уголовном судопроизводстве. Вариант с дешевыми юристами-практикантами тоже не подойдет. Чтобы избежать колоссальных штрафов требуются серьезные специальные познания, и услуги таких глубоко специализирующихся в теме юристов стоят дорого, потому что востребованы.

Чтобы выбор состоялся в пользу судебного разбирательства, нужно, чтобы эти расходы возмещались полностью или практически полностью.

Фактически действует простая формула: сумма взятки минус сумма возмещенных судебных расходов. Если за сумму значительно меньше взятки хорошие юристы берутся за дело предприниматель заключит сделку с ними, если нет, пойдет на взятку. Большое значение всегда имеет, какая часть представительских расходов будет возмещена.

Если суммы (взятки и реально возмещенных расходов) примерно равны, их экономическая разница нивелируется. Взятка в таком случае выглядит даже более привлекательно, потому что гарантирует результат на 100%, чего ни один адвокат сделать не может. К тому же "дать на лапу" можно просто и быстро, а судебное разбирательство дело долгое и энергозатратное.

Сотрудники проверяющих органов в качестве штрафов требуют семизначные цифры, но и квалифицированные адвокаты берут за свои услуги не меньше. Судам такие расходы на юристов кажутся чрезмерными и необоснованными, но по факту за иные деньги никто связываться с проверяющими не берется.

Таким образом, увеличивая разницу между возмещенными и реальными представительскими расходами судьи осознанно или нет подталкивают бизнес к теневым способам решения проблем.

Предприниматель, потратив на юристов столько, сколько на взятку, в следующий раз выберет не законные, а обходные, но более надежные пути.

Необоснованное занижение расходов на оплату услуг представителей можно объяснить следующими мотивами:

- в большинстве случаев это "добросовестное заблуждение". Судьи как давно не практикующие юристы просто "страшно далеки от народа". Они не задумываются об экономическом эффекте своих решений, оставаясь в плену обывательских представлений о прейскурантах на современном рынке;

- нельзя исключать и наличия коррупционного подтекста у таких решений. Судья намекает адвокату на необходимость установления формальных взаимоотношений.

В любом случае эта мотивация не имеет ничего общего с законно установленными целями регулирования экономических правоотношений. Сейчас практика формируется прецедентными решениями высших судов (разумным признается символическое вознаграждение адвокатов), проработанного процессуального законодательства нет.

Это положение нужно менять, иначе невозможно искоренить взяточничество и сформировать развитый рынок юридических услуг. Стремление предпринимателей защищать свои права законными способами надо поощрять материально, а не только использовать меры устрашения.

В случае, если Ваш судебный спор или иной спор, договорная работа или любая другая форма деятельности касается вопросов, рассмотренных в данном или ином нашем материале, рекомендуем проверить и убедиться, что Ваша правовая позиция соответствует последним изменениям практики и законодательству.

Мы будем рады оказать Вам юридическую помощь по поводу минимизации юридических рисков и имеющимся возможностям. Мы постараемся найти решение, подходящее именно для Вас.

Наша юридическая компания оказывает различные юридические услуги в разных городах России (в т.ч. Новосибирск, Томск, Омск, Барнаул, Красноярск, Кемерово, Новокузнецк, Иркутск, Чита, Владивосток, Москва, Санкт-Петербург, Екатеринбург, Нижний Новгород, Казань, Самара, Челябинск, Ростов-на-Дону, Уфа, Волгоград, Пермь, Воронеж, Саратов, Краснодар, Тольятти, Сочи).

Давид Гликштейн, менеджер. Пишу статьи, ищу интересную информацию и предлагаю способы ее практического использования. Верю, что благодаря качественной юридической аналитике клиенты приходят к юридической фирме, а не наоборот. Согласны? Тогда давайте дружить на Facebook.

Традиционно отношение общества к взяткодателям является более мягким (я бы даже сказал, почти добродушным), чем к взяткополучателям. Такое отношение, как представляется – прямое порождение того, что мы видим в публикациях средств массовой информации, где нагнетается образ злодея – чиновника, живущего не по доходам, паразитирующего на эксплуатации интересов предпринимателей. При этом в таких публикациях не отражается, что без первых (без взяткодателей) не было бы и вторых (взяткополучателей). Не случайно закон освобождает от уголовной ответственности лишь определенную категорию взяткодателей (например, при вымогательстве взятки со стороны взяткополучателей), строго наказывая прочих из их числа.

Лично или через посредника

С объективной стороны рассматриваемое преступление (дача взятки) выражается в действии - передаче должностному лицу, иностранному должностному лицу либо должностному лицу публичной международной организации лично или через посредника предмета взятки: 1) за совершение в пользу взяткодателя или представляемых им лиц действий (бездействия), которые входят в служебные полномочия должностного лица; 2) совершение в пользу взяткодателя или представляемых им лиц действий (бездействия), которые не входят в служебные полномочия должностного лица, но оно в силу своего должностного положения может способствовать их совершению другим должностным лицом; 3) общее покровительство по службе; 4) общее попустительство по службе.

В качестве иллюстрации многие авторы (см, например, комментарий Е.В. Пейсиковой, П.С. Яни к указанному Постановлению Пленума Верховного Суда Российской Федарации №24) вполне обоснованно называют получение главным врачом муниципального учреждения системы здравоохранения вознаграждения за лично проведенные диагностические обследования или лечебные мероприятия, если при этом данным лицом не использовались организационно-распорядительные либо административно-хозяйственные полномочия, которыми оно также наделено. Однако если тот же главный врач был вознагражден за использование, например, своих служебных полномочий для внеочередной госпитализации пациента, то содеянное образует состав взяточничества. Аналогичные примеры можно привести в отношении преподавателей, которые одновременно являются в ВУЗе должностными лицами (ректор, проректор, декан факультета, заведующий кафедрой и т.п.), и подобные этим примеры.

В настоящее время это регулируется положениями пункта 7 приведенного Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 9 июля 2013 г. № 24, согласно которому не образует состав получения взятки принятие должностным лицом денег, услуг имущественного характера и т.п. за совершение действий (бездействие), хотя и связанных с исполнением его профессиональных обязанностей, но при этом не относящихся к полномочиям представителя власти, организационно-распорядительным либо административно-хозяйственным функциям.

Нужно ли, чтобы взятка обусловливала действия (бездействие) по службе? Из формулировок закона не следует, что такая обусловленность необходима - взятка передается за действия (бездействие) по службе, т.е. для квалификации содеянного как взяточничества должна быть установлена лишь связь незаконного вознаграждения и соответствующих действий (бездействия), но не обязательно зависимость этих действий (бездействия) от полученного или обещанного чиновнику незаконного вознаграждения. Соответствующее положение отражено в пункте 8 Постановления № 24.

Пункт 9 Постановления № 24 содержит ответы на ряд вопросов, связанных с описанием в законе предмета взятки. Пленум не поддержал узкую, учитывающую значение термина "услуги" в гражданском праве, трактовку термина "услуги имущественного характера". Правильность подхода, отраженного в документе Пленума, безусловна, и не только потому, что в ином случае были бы существенно ограничены пределы действия норм об ответственности за взяточничество, что противоречило бы декларируемым властью задачам и нашим международным обязательствам. Пленум исходил из того, что правоприменитель при толковании обсуждаемой нормативной дефиниции не связан гражданско-правовой категорией "услуги", поскольку обсуждаемое уголовно-правовое понятие не обозначено бланкетным термином. Услуги имущественного характера - это результат творчества именно "уголовного законодателя", что позволяет и требует толковать его в значении выгод имущественного характера, т.е. широко.

Когда дачу взятки следует считать оконченной?

Многолетней является позиция Верховного Суда РФ о моменте окончания взяточничества: получение, дача взятки, а также посредничество во взяточничестве в виде непосредственной передачи взятки считаются оконченными с момента принятия должностным лицом хотя бы части передаваемых ему ценностей. В качестве примера названы передача ценностей лично должностному лицу, зачисление средств с согласия должностного лица на счет, владельцем которого оно является. Впервые, однако, данное определение сопровождается той оговоркой, что "при этом не имеет значения, получили ли указанные лица реальную возможность пользоваться или распоряжаться переданными им ценностями по своему усмотрению". Тем самым Пленум ясно высказался относительно невозможности применения при квалификации взяточничества критерия разграничения оконченного хищения и покушения на это преступление.

Пункт 11.1 Постановления Пленума № 24 содержит ответы на вопросы: 1) о моменте окончания взяточничества при ситуации, когда взятка, передававшаяся частями, не была получена в полном оговоренном ранее размере (в части запланированного размера, являющегося критерием дифференциации ответственности) и 2) возможности признания деяния оконченным, когда лицо задерживают непосредственно после вручения ему (передачи им) предмета взятки.

Например, должностное лицо планировало получить взятку в значительном размере, получило от взяткодателя часть оговоренной взятки, и эта часть не превышала 25 тыс. руб.; указанный чиновник задержан после этого не был, однако вторую часть взятки не сумел получить по независящим от него обстоятельствам, но также не в связи с задержанием. И в этом случае содеянное должно квалифицироваться не как покушение на преступление в оговоренном размере, а как оконченное преступление с вменением соответствующего признака значительного размера.

Как оконченное преступление следует квалифицировать получение и дачу взятки в случае, когда согласно предварительной договоренности взяткодатель помещает ценности в условленное место, к которому у взяткополучателя имеется доступ либо доступ обеспечивается взяткодателем или иным лицом после помещения ценностей.

Получение или дача взятки, а равно получение либо передача незаконного вознаграждения при коммерческом подкупе, если указанные действия осуществлялись в условиях оперативно-розыскного мероприятия, должны квалифицироваться как оконченное преступление, в том числе и в случае, когда ценности были изъяты сотрудниками правоохранительных органов сразу после их принятия должностным лицом либо лицом, выполняющим управленческие функции в коммерческой или иной организации.

Представляется, что назначение более мягкого наказания вследствие ошибки в квалификации содеянного может привести к неэффективности в борьбе с коррупцией, к недостижению таких целей наказания, как восстановление социальной справедливости, исправление осужденного и предупреждение совершения новых преступлений; а наступление более строгих правовых последствий, нежели законодатель закрепил за совершение конкретного вида преступлений, в свою очередь, приведет к нарушению принципа справедливости, в соответствии с которым наказание должно соответствовать характеру и степени общественной опасности преступления, обстоятельствам его совершения и личности виновного. Поэтому необходим тщательный анализ всех обстоятельств каждого уголовного дела, правильная квалификация содеянного и индивидуальный подход к назначению наказания.

Читайте также: