К рискам налогового консультирования относятся

Обновлено: 14.05.2024

Мы предлагаем практические решения в области налогообложения, которые основаны на обширных знаниях и опыте наших консультантов, а также на разработанных нами методологиях. Структура практики учитывает различные аспекты налогообложения и права, позволяя таким образом развивать отдельные специализации.

Для осуществления работ по каждому проекту мы оперативно формируем команду консультантов, которые владеют необходимыми навыками в области налогообложения и права, а также обладают соответствующими отраслевыми знаниями. Благодаря этому, мы хорошо понимаем своих клиентов и можем не просто помогать им решать частные задачи, а давать комплексные рекомендации, исходя из понимания ситуации в целом.

Наша команда

Партнер, руководитель налоговой и юридической практики, Москва, PwC в России

Партнер, налоговые услуги компаниям металлургической, горнодобывающей и химической отраслей, PwC в России

Партнер, услуги по налогообложению в области слияний и поглощений, PwC в России

Партнер, услуги в области косвенного налогообложения и таможенного регулирования, PwC в России

Партнер, услуги в области международного налогового планирования, PwC в России

Партнер, руководитель практики трансфертного ценообразования, PwC в России



BEPS (Base Erosion and Profit Shifting)

В сентябре 2013 года на Саммите G20 в Санкт-Петербурге Россия объявила о намерении внедрить принципы, включенные в План ОЭСР по борьбе с BEPS. В этой связи, регулирующие органы РФ предпринимают попытки внедрить инициативы BEPS в налоговое законодательство.

Компаниям, имеющим международную структуру или осуществляющим международные операции, рекомендуется учитывать рекомендации и задачи ОЭСР в рамках противодействия BEPS при планировании своей деятельности или построении структуры бизнеса даже при отсутствии некоторых мер, предлагаемых ОЭСР, в национальном законодательстве РФ или стран, в которых группа осуществляет или планирует осуществлять операции. Это связано с тем, что страны, не внедрившие предлагаемые меры борьбы с злоупотреблениями в сфере международного налогообложения, будут продолжать испытывать давление со стороны международных организаций и также стран, являющихся их торговыми партнерами.


FATCA

FATCA стала революцией в мире финансов. Для российских финансовых институтов необходимость выявлять американских налогоплательщиков и передавать сведения о них в Налоговую службу США (IRS) превратилась в новую задачу. Никогда раньше перед российскими финансовыми институтами не стояла задача установить налоговое резидентство своего клиента. Кроме того, стремление соблюдать FATCA не отменяет обязанности соответствовать российским требованиям.

Российская команда PwC занимается FATCA-проектами с 2013 года и обладает успешным опытом реализации более 50 FATCA проектов в России, в том числе для крупнейших российских банков из топ-5. Мы гордимся тем, что предоставляем нашим клиентам оптимальные решения, позволяющие успешно соблюдать требования как американского, так и российского регуляторов.


Россия приняла на себя обязательство по участию в общем Стандарте автоматизированного обмена финансовой информацией (CRS), что неизбежно повлечет за собой необходимость для российских финансовых институтов наладить внутренние процессы по выявлению иностранных налогоплательщиков и направлению отчетности по ним. Для имплементации CRS в России будет принято местное законодательство, однако полноценно применять российское CRS-законодательство без знания Стандарта будет невозможно.

CRS интересен не только банкам и финансовым институтам, но и физическим лицам, использующим, счета за рубежом, инвестирующим в зарубежные финансовые активы или владеющим персональными структурами. Физическим лицам будет важно понимать, какая информация об их структурах или операциях попадет в отчетность и в какую именно страну она будет направлена.


Деофшоризация

Деофшоризация представляет собой комплекс мер, способствующих отказу от использования лишних зарубежных (в том числе офшорных) структур владения активами.

Для тех, кто не готов отказаться от использования зарубежных структур, необходимо будет обосновать их наличие (требование подтверждения бенефициарной собственности на доход в случае выплат из России с применением пониженных ставок по ДИДН) и способы управления (управление из России может привести к признанию иностранной компании российским налоговым резидентом) и отчитываться об их ежегодной прибыли (по правилам КИК, если иностранная компания контролируется налоговыми резидентами России).

Хозяйственная деятельность любого предприятия связана с различными видами финансовых рисков, поэтому умение эффективно управлять ими в современном мире стало необходимым и важным условием для развития компании. Помимо ценовых, валютных и прочих рисков, главная роль отводится именно налоговым, потому что ведение любой хозяйственной деятельности предполагает возникновение налоговых обязательств, размер которых оказывает непосредственное влияние на чистую прибыль.

Понятие налоговых рисков и их причины

Во многом подобные ситуации связаны с тем, что система менеджмента большинства фирм и компаний имеет множество недостатков.

Факторы, оказывающие непосредственное влияние на появление негативных последствий:

  1. Отсутствие контроля над операционными процессами в компании.
  2. Не рациональные планы и слабый учет средств.
  3. Нехватка квалифицированных сотрудников.
  4. Отсутствие программного обеспечения в части управления.

Поэтому управление рисками налогового планирования в условиях экономического развития государства подразумевает целый комплекс мероприятий.

Группы рисков

Налоговые риски можно разделить на две основные группы. К первой относятся риски, при которых действия налогоплательщика при выявлении фактов нарушений могут повлечь за собой финансовые потери. Во вторую группу включены риски, которые напрямую не связаны с утратой денежных средств, но их возникновение тоже оказывает губительное влияние на работу фирмы и может привести к утрате ожидаемой выгоды или появлению дополнительных издержек.

Первая группа включает в себя:

  1. Доначисление сумм налогов, страховых взносов и сборов.
  2. Штрафы и пени при выявлении фактов нарушения.
  3. Отказ в возмещении НДС.
  4. Принудительное взыскание неуплаченных сумм в бюджет.

В процессе камеральных или выездных проверок при выявлении нарушений инспекторы проводят доначисление налогов, штрафов и пеней, которые налогоплательщик обязан уплатить в определенный промежуток времени. При отсутствии или неверном оформлении запрашиваемых документов при возникновении подозрений в нарушении закона инспекция вправе отказать в возмещении НДС. Если от налогоплательщика в установленное время сумма начислений так и не поступила, то его ожидает принудительное взыскание долгов, путем вынесения соответствующего решения государственного органа и списания с расчетного счёта, арест или реализация имеющегося имущества.

Вторая группа в себя следующие риски:

  1. Блокировка расчетных счетов.
  2. Арест имущества.
  3. Вызов на комиссию в инспекцию.
  4. Выездная проверка.

Арест имеющегося на балансе имущества используют как способ по обеспечению исполнения постановлений о взыскании налогов, штрафов и пеней, и может быть как полным, так и частичным ограничением права собственности.

При выявлении подозрений легализации операций или по иным веским причинам, возможен вызов на комиссию в инспекцию, где, соответственно, нужно будет предоставить ответы на вопросы.

В случаях несвоевременного предоставления или полного отсутствия информации существует риск выездной проверки, при таком варианте большая вероятность выявления иных погрешностей в учете непосредственно по месту нахождения налогоплательщика, что в конечном итоге может привести и к лишним расходам.

Причины возникновения налоговых рисков

В процессе ведения бизнеса довольно часто возникают ситуации, которые могут привести к неблагоприятному положению компании на рынке. Привлечь к себе внимание инспекторов можно как при совершении правонарушения, так и без наличия такового.

В первом случае поводом могут быть несвоевременно поданная декларация или отчет, неоплаченный налог и даже не отправленная в установленный срок квитанция-ответ на входящие документы или требования. В таком случае грозит штраф и начисление пени, могут заблокировать операции по счету. И если все-таки случилось, что счет заблокирован, нужно оперативно предоставить корректирующие данные или документы и оплатить все штрафы и пени. После получения запрашиваемой информации банком разблокировка счета произойдет в течение одного рабочего дня, при этом оперативное предоставление освобождает налогоплательщика от дальнейшего внимания и проверок.

Налоговое планирование и управление рисками

Основные задачи управления рисками налогового планирования заключаются в следующем:

  1. Изучение контрольных точек риска.
  2. Анализ причин возникновения неприятностей.
  3. Разработка методов и рекомендаций по устранению последствий.

Управление рисками налогового планирования позволит просчитывать предполагаемую нагрузку по платежам в бюджет и повысить эффективность рабочих процессов, учитывая, что обязательства перед госбюджетом составляют значительную долю расходов, и одновременно предотвратить санкции.

Чтобы избежать возникновения неблагоприятных ситуаций, необходимо совершить следующие действия:

Налоговое планирование и построение эффективной системы налогообложения по управлению рисками, ориентированной на законы и нормативы, установленные государством, полностью устранит неблагоприятные финансовые риски и позволит рационально развивать бизнес.

Налоговыми рисками называют вероятность наступления для налогоплательщика неблагоприятных последствий вследствие совершения (или не совершения) им какого-либо действия. Это не просто теоретическая категория - полная оценка налоговых рисков всегда имеет количественное значение: уровень вероятности и сумму денежных средств, которые будут потеряны. Оценка и оптимизация налоговых рисков – это важный управленческий инструмент, который позволяет налогоплательщику заблаговременно прогнозировать свои налоговые обязанности и осознанно вести налоговое планирование.

Виды налоговых рисков

Налоговые риски бывают двух принципиально разных видов:

Налоговая оптимизация позволяет минимизировать указанные риски или устранить вовсе. В конечном счете, анализ налоговых рисков и их минимизация – это инструменты получения дополнительных выгод из Вашей ситуации, нахождение скрытых резервов бизнеса и экономия денежных средств.

Инструмент оценки налоговых рисков

Любой налогоплательщик стремится получить большую выгоду от сделок при меньшем объеме налогообложения. В этом нет ничего предосудительного – во многих случаях существенную налоговую оптимизацию можно достичь в рамках закона и с уважением к его нормам. Однако как при этом ответить на вопрос: где граница между допустимым налоговым планированием и незаконным уклонением от налогообложения?

Единственным, на наш взгляд, полноценным инструментом для оценки правомерности налоговых решений и планирования рисков является комплексный юридический анализ норм права и правоприменительной практики – решений судов всех инстанций, обобщений судебной практики, толкований закона правоприменительными органами.

Опираясь на практику, мы можем достоверно оценить, насколько рискованно Вы ведете свое налоговое планирование или, напротив, сколько возможностей для него Вы упускаете. Мы будем рады помочь Вам сформировать позицию и защититься от рисков с учетом самых последних тенденций и механизмов права.

Наши услуги

Мы предлагаем своим клиентам как юридическую оценку налоговых рисков организации в целом, так и анализ налоговых рисков по отдельным операциям. Мы работаем также с такой специфической категорией рисков, как налоговые риски физических лиц. Для наибольшей эффективности мы проводим оценку налоговых рисков предприятия или лица, привлекая к работе как юристов, так и экономистов. Все наши специалисты имеют высокую квалификацию и огромный опыт работы в налоговом праве.

Оценка налоговых рисков может проводиться в различных целях и по различным методикам, но она всегда должна дать ответы на следующие вопросы:

  • есть ли риск спора с налоговым органом по конкретной операции, льготе или в целом по деятельности? какова его вероятность?
  • если риск существует, то возможно ли отстоять выгодную для налогоплательщика позицию в суде? какова ее вероятность?
  • какие действия необходимо предпринять, чтобы выявленные риски были меньше? насколько эти действия снизят вероятность негативных событий для налогоплательщика?
  • какие действия можно предпринять для оптимизации налогового эффекта от операции или от деятельности? возможно ли это?
  • каковы возможные экономические выгоды от оптимизации налогов, реальная и планируемая налоговая нагрузка?

В результате проведения оценки налоговых рисков организации или физического лица нашими специалистами Вы можете получить полный анализ имеющихся рисков, а также возможные варианты их минимизации. Проведение такой оценки позволит налогоплательщику не только быть готовым к возможным последствиям, но и гарантирует возможность аргументированно отстоять свою позицию перед налоговыми органами в любой спорной ситуации.

Смотрите также

  • Мониторинг налоговых рисков
  • Юридическая оценка налоговых рисков

Клиентом является крупнейший производитель химической продукции в Восточной Европе, лидер отрасли с объемами поставок произведённого сырья до 100 тысяч тонн в год. Консультантом анализировались проблемные вопросы налогового учета, связанные с получением целевого процентного займа в иностранной валюте, а также с порядком учёта в расходах затрат на приобретение экспедиторских услуг при применении различных базисов поставки. Анализируемые вопросы являются важным компонентом деятельности группы компаний, т.к. она осуществляет значительный объем поставок производимой продукции по всей территории России, а также за ее пределы. Полученные клиентом квалифицированные консультации по данным налоговым вопросам имели, по оценке клиента, важное значение для осуществления его предпринимательской деятельности способствовали принятию эффективных бизнес-решений.

фото.jpg


Мария Семенова, к.э.н., АССА

Какие качества налогового консультанта наиболее важны, чтобы качественно и в срок провести налоговый дью дилидженс? К числу критически важных характеристик можно отнести следующие четыре.

1) Профессиональная и вовлеченная команда

При проведении налогового дью-дилидженса кадры решают все: у фирмы-консультанта должна быть высокопрофессиональная и на 100% вовлеченная в проект команда.

Налоговое сопровождение сделки требует специальных технических знаний, поэтому в штате фирмы-консультанта должен быть партнер или директор, занимающийся преимущественно налоговым сопровождении сделок, а также налоговые консультанты, имеющие опыт участия в проектах налогового дью-дилидженса. Сотрудники должны быть высококлассными специалистами, а у фирмы-консультанта должен быть системный подход к их профессиональной подготовке и регулярному повышению квалификации.

Поскольку для проектов налогового дью-дилидженс критически важным является оказание услуг в оговоренные сроки, команда должна участвовать в полном составе и ее вовлечение в проект должно быть максимальным. Более того, численность команды должна быть достаточной для выполнения согласованного объема процедур.

СОВЕТ: после получения коммерческого предложения обязательно проведите встречу с представителями фирмы-консультанта и познакомьтесь с менеджерами проектной команды, а не только с ее руководителем; убедитесь, что заявленные в коммерческом предложении специалисты являются работниками фирмы-консультанта.

2) Актуальный индустриальный опыт

СОВЕТ: обратите особое внимание на опыт проведения аналогичных проектов, указанный фирмой-консультантов в коммерческом предложении; убедитесь, что в них принимала участие команда, заявленная для проведения вашего проекта; на встрече попросите подробно рассказать про последние проекты и индустриальный опыт заявленной в предложении команды.

3) Реактивность, правильные внутренние процессы и инфраструктура

Поскольку время проведения налогового дью-дилидженса жестко ограничено, большое значение имеет быстрота реакции проектной команды: умение оперативно обрабатывать большие объемы информации и работать сверхурочно в случае, если раскрытие информации пошло не по плану.

Проекты по проведению налогового дью-дилидженса существенно отличаются от проектов текущего налогового консультирования как в части методологии, так и по формату отчета фирмы-консультанта. Соответственно, наличие у консультационной фирмы методологии (включая подход к обобщению и анализу информации, выявлению и оценке исторических налоговых рисков), а также внутренних стандартов для написания отчета – залог высокого качества работы.

Кроме этого, консультационная фирма должна серьезно подходить к системе контроля качества и управления рисками, иначе говоря, иметь развитую внутреннюю инфраструктуру, которая является гарантом оказания услуг стабильного качества. Внутренняя инфраструктура, в частности, включает наличие формализованных процедур оценки риска проекта и клиента, проведения обязательного ревью-отчета партнером (директором), а также осуществления систематических выборочных проверок качества отчетов независимыми проверяющими.

СОВЕТ: попросите фирму-консультанта оперативно предоставить пример отчета по одному из завершенных проектов налогового дью-дилидженса (без указания конфиденциальной информации), а также шаблон соглашения о неразглашении информации и типовой договор на оказание услуг. Если эти документы качественные и предоставлены оперативно – это хороший знак.

4) Релевантный объем исследования и прозрачное ценообразование

Объем процедур, проводимых в ходе налогового дью-дилидженса, может определять заказчик (как правило так поступают серийные инвесторы и фонды прямых инвестиций) или фирма-консультант. В последнем случае фирма-консультант должна получить информацию об объекте инвестиций, чтобы сфокусировать внимание на потенциальных областях риска. В частности, на состав процедур налогового дью-дилидженса влияет бизнес-модель и отраслевая принадлежность объекта инвестиций, наличие обособленных подразделений, существенных льгот, непрофильной деятельности. Качественно сформулированный состав процедур налогового дью-дилидженса должен учитывать специфику объекта инвестиций и определять направления проверки для выявления индустриальных рисков.

Стоимость услуг по проведению налогового дью-дилидженса зависит от трудозатрат команды фирмы-консультанта, которые в свою очередь определяются рядом факторов, к числу которых можно отнести количество компаний, являющихся предметом исследования, масштабы их деятельности (количество и сложность хозяйственных операций, величина активов, доходов и расходов), объем оговоренных процедур налогового дью-дилидженса и форму отчета консультанта (краткие выводы или детальный отчет). Соответственно, чтобы реалистично оценить трудозатраты и предложить конкурентную цену фирма-консультант на этапе подготовки коммерческого предложения должна иметь как можно более полную информацию об объекте инвестиций. А если фирму-консультанта не интересует такая информация, стоимость ее услуг может быть завышенной, чтобы окупить максимально возможные трудозатраты проектной команды.

СОВЕТ: запросите коммерческие предложения от нескольких фирм-консультантов, чтобы сориентироваться по цене; по возможности раскрывайте претендентам больше деталей об объекте инвестиций и планируемой сделке для подготовки коммерческого предложения; при обсуждении коммерческих предложений попросите претендентов указать предполагаемые области рисков объекта инвестиций.

PLATFORMA запустила новый сервис — Каталог юридических компаний. Новые возможности для юридических компаний в Едином Каталоге Юристов — это отличная альтернатива или дополнение к основному сайту и профилям в социальных сетях.

Читайте также: