Изменения налогового законодательства в связи с коронавирусом

Обновлено: 18.05.2024

Правительством Российской Федерации подготовлен проект федерального закона от 19.05.2020 N 959325-7 "О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации". Проект направлен на оказание следующих мер налоговой поддержки в условиях распространения новой коронавирусной инфекции:

Налог на добавленную стоимость
(новый пп. 5.1 п. 2 статьи 146 НК РФ, дополнение абзаца первого пп. 2 п. 3 статьи 170 НК РФ; новый п. 2.3 статьи 171 НК РФ)

Безвозмездная передача имущества, используемого (предназначенного для использования) для предупреждения и предотвращения распространения, а также диагностики и лечения новой коронавирусной инфекции, будет исключена из объекта налогообложения НДС. Восстанавливать НДС, ранее принятый к вычету по таким операциям, не требуется.

Налог на доходы физических лиц
(новые п. 62.2, п. 81.1, п. 83 статьи 217 НК РФ)

В составе налогооблагаемых доходов не будет учитываться списание задолженности по кредитам, взятым в 2020 году на возобновление деятельности или на неотложные нужды для поддержки и сохранения занятости, и начисленных по ним процентов.

Денежные выплаты стимулирующего характера за особые условия труда и дополнительную нагрузку работникам, оказывающим социальные услуги гражданам, освободят от НДФЛ.

Не будут облагаться НДФЛ субсидии (гранты) из федерального бюджета, полученные физическим лицом в 2020 году в размере, соответствующем сумме уплаченного таким физическим лицом налога на профессиональный доход за 2019 год в качестве налогоплательщика налога на профессиональный доход.

Налог на прибыль организаций
(новый пп. 21.4 п. 1 статьи 251 НК РФ, новые пп. 19.5 и 19.6 п. 1 статьи 265 НК РФ; корреспондирующие изменения в п.18 статьи 250, п. 34 статьи 270 и п. 7 статьи 272 НК РФ)

В составе налогооблагаемых доходов не будет учитываться списание задолженности по кредитам, взятым в 2020 году на возобновление деятельности или на неотложные нужды для поддержки и сохранения занятости, и начисленных по ним процентов.

Планируется предоставить право организациям признавать в расходах затраты на приобретение имущества, используемого (предназначенного для использования) для предупреждения и предотвращения распространения, а также диагностики и лечения новой коронавирусной инфекции, безвозмездно переданного медицинским организациям, органам государственной власти и (или) органам местного самоуправления, а также государственным и муниципальным учреждениям, государственным и муниципальным унитарным предприятиям.

Законопроектом устанавливается возможность учитывать в составе прочих расходов, связанных с производством и (или) реализацией, пожертвования в виде имущества, переданного организациям, включенным в реестр социально ориентированных некоммерческих организаций, которые являются получателями соответствующих субсидий и грантов.

Упрощенная система налогообложения
(новый пп. 23.1 п. 1 статьи 346.16 НК РФ)

Законопроектом планируется предоставить право организациям и индивидуальным предпринимателям признавать в расходах затраты на приобретение имущества, используемого (предназначенного для использования) для предупреждения и предотвращения распространения, а также диагностики и лечения новой коронавирусной инфекции, безвозмездно переданного медицинским организациям, органам государственной власти и (или) органам местного самоуправления, а также государственным и муниципальным учреждениям, государственным и муниципальным унитарным предприятиям.

Страховые взносы
(новый п. 1.1 статьи 430 НК РФ; статья 3 законопроекта)

Фиксированный размер страховых взносов для ИП, не производящих выплаты и иные вознаграждения физическим лицам, занятых в наиболее пострадавших от коронавируса сферах деятельности, за 2020 год снижен на 1 МРОТ. Для указанной категории плательщиков страховые взносы на обязательное пенсионное страхование в фиксированном размере за расчетный период 2020 года составляют 20318 рублей.

Для субъектов малого и среднего предпринимательства, занятых в наиболее пострадавших сферах деятельности, а также для организаций, включенных в реестр социально ориентированных НКО, которые являются получателями соответствующих субсидий и грантов, в отношении выплат в пользу физических лиц, начисленных за апрель - июнь (включительно) 2020 года , в пределах установленной предельной величины базы для исчисления страховых взносов по соответствующему виду страхования и свыше установленной предельной величины применяются нулевые тарифы страховых взносов, то есть:

1) на обязательное пенсионное страхование - в размере 0,0%;

2) на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством - в размере 0,0%;

3) на обязательное медицинское страхование - в размере 0,0%.

Освобождение от уплаты налогов и страховых взносов, начисленных во втором квартале 2020 года
(статьи 2 и 3 законопроекта)

Предусматривается освобождение от уплаты налогов и страховых взносов, начисленных во втором квартале 2020 года для субъектов малого и среднего предпринимательства, занятых в сферах деятельности, наиболее пострадавших в условиях ухудшения ситуации в связи с распространением новой коронавирусной инфекции, а также для организаций, включенных в реестр социально ориентированных некоммерческих организаций, которые являются получателями соответствующих субсидий и грантов:

информация об освобождении от уплаты

налог на прибыль организаций

в части ежемесячных авансовых платежей, подлежащих уплате во втором квартале 2020 года; авансовых платежей, подлежащих уплате в бюджет за отчетные периоды четыре месяца, пять месяцев, шесть месяцев 2020 года, за минусом ранее начисленных сумм авансовых платежей за отчетный период три месяца; авансовых платежей, подлежащих уплате в бюджет за первое полугодие 2020 года, за минусом ранее начисленных сумм авансовых платежей за первый квартал. Сумма авансовых платежей по налогу на прибыль организаций за отчетные периоды, наступающие после отчетного периода полугодие (шесть месяцев) 2020 года, и сумма налога за налоговый период 2020 года, подлежащие уплате в бюджет, определяются с учетом указанных авансовых платежей;

в части налога за налоговые периоды апрель - июнь 2020 года;

в части налога за налоговый период второй квартал 2020 года;

налог на добычу полезных ископаемых

в части налога за налоговые периоды апрель - июнь 2020 года;

единый сельскохозяйственный налог

в части авансового платежа за отчетный период полугодие 2020 года. Указанный авансовый платеж засчитывается в счет уплаты единого сельскохозяйственного налога по итогам налогового периода 2020 года;

налог, уплачиваемый в связи с применением упрощенной системы налогообложения

в части авансового платежа за отчетный период полугодие 2020 года, уменьшенного на сумму авансового платежа за отчетный период первый квартал 2020 года. Указанный авансовый платеж засчитывается при исчислении суммы авансового платежа по налогу, уплачиваемому в связи с применением упрощенной системы налогообложения, за отчетный период девять месяцев 2020 года и суммы налога за налоговый период 2020 года;

единый налог на вмененный доход для отдельных видов деятельности

в части налога, исчисленного за второй квартал 2020 года;

транспортный налог

в части налога и авансовых платежей по этому налогу за период владения объектом налогообложения с 1 апреля 2020 года по 30 июня 2020 года (включительно) в отношении объектов налогообложения, используемых (предназначенных для использования) в предпринимательской и (или) уставной деятельности;

налог на имущество организаций

в части налога и авансовых платежей по этому налогу за период владения объектом налогообложения с 1 апреля 2020 года по 30 июня 2020 года (включительно);

земельный налог

в части налога и авансовых платежей по этому налогу за период владения объектом налогообложения с 1 апреля 2020 года по 30 июня 2020 года (включительно) в отношении объектов налогообложения, используемых (предназначенных для использования) в предпринимательской и (или) уставной деятельности;

налог на имущество физических лиц

в части налога за период владения объектом налогообложения с 1 апреля 2020 года по 30 июня 2020 года (включительно) в отношении объектов налогообложения, используемых (предназначенных для использования) в предпринимательской деятельности и (или) уставной деятельности;

налог на доходы физических лиц, исчисляемый и уплачиваемый в соответствии с пунктом 1 статьи 227 НК РФ

в части авансового платежа, исчисленного за первое полугодие 2020 года, уменьшенного на сумму авансового платежа, исчисленного за первый квартал 2020 года. При этом указанный авансовый платеж засчитывается при исчислении суммы авансового платежа по налогу за период девять месяцев 2020 года и суммы налога за налоговый период 2020 года;

торговый сбор

в части сбора, исчисленного за второй квартал 2020 года

патентная система налогообложения

при исчислении суммы налога, уплачиваемого в связи с применением патентной системы налогообложения индивидуальными предпринимателями, не учитываются календарные дни срока действия патента, приходящиеся на апрель, май и июнь 2020 года

страховые взносы

в отношении выплат в пользу физических лиц, начисленных за апрель - июнь (включительно) 2020 года, в пределах установленной предельной величины базы для исчисления страховых взносов по соответствующему виду страхования и свыше установленной предельной величины применяются нулевые тарифы страховых взносов, то есть:
1) на обязательное пенсионное страхование - в размере 0,0%;
2) на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством - в размере 0,0%;
3) на обязательное медицинское страхование - в размере 0,0%.


Законопроект поступил в Государственную Думу 19.05.2020.

Предполагается, что закон будет применяться к правоотношениям, возникшим с 1 января 2020 года.

В соответствии с поручениями Председателя Правительства РФ М.В. Мишустина от 18.03.2020 и 20.03.2020 ФНС России и иные федеральные органы исполнительной власти должны обеспечить:

1) предоставление отсрочки (налоговых каникул) по уплате налогов, страховых взносов, срок уплаты которых приходится на период до 1 мая 2020 г., в отношении налогоплательщиков, относящихся к отраслям туризма, авиаперевозок, а также налогоплательщиков, осуществляющих деятельность в области физической культуры и спорта, искусства, культуры и кинематографии.

Указанная отсрочка предоставляется за счет введения до 1 мая 2020 года моратория на направление требований об уплате налога в отношении имеющейся недоимки[1] и принятие решений о взыскании налогов, страховых взносов[2].

Предоставление такой отсрочки влечет лишь перенос срока уплаты налогов и страховых взносов, но не освобождает налогоплательщика от исполнения обязанности по их исчислению и уплате, а также от начисления пени на имеющуюся сумму недоимки. Возможность признания эпидемии коронавируса обстоятельством непреодолимой силы, причинившим ущерб налогоплательщикам и дающим право на получение отсрочки (рассрочки) по уплате налога в соответствии с текущей редакцией ст. 64 НК РФ, требует оценки применительно к каждому конкретному налогоплательщику и налогу (страховым взносам, сборам)[3].

Вместе с тем, Минфину России поручено подготовить законопроект, обеспечивающий отказ от начисления пени по налоговой задолженности, на взыскание которой до 1 мая 2020 г. введен мораторий, а также введение дополнительного основания для получения отсрочки по уплате налогов, сборов, страховых взносов для указанных категорий налогоплательщиков без начисления процентов, включая упрощение процедур предоставления такой отсрочки.

2) отложение до 1 мая 2020 г. сроков подачи заявлений о банкротстве в отношении лиц, имеющих задолженность перед бюджетами бюджетной системы РФ, государственными корпорациями, федеральными органами исполнительной власти и подведомственными им организациями, кредитными организациями в случаях, если по ним ранее не возбуждено дело о банкротстве.

По нашему мнению, указанный срок до 1 мая 2020 г. должен быть использован хозяйствующими субъектами для реструктурирования существующей налоговой и иной задолженности с целью избежать начала процесса банкротства после окончания моратория, в том числе за счет получения отсрочки (рассрочки) по налоговым платежам на основании подп. 3 п. 2 ст. 64 НК РФ[4].

Указанные меры на текущей стадии направлены не столько на поддержку субъектов хозяйственной деятельности, сколько на исключение непосредственного взаимодействия сотрудников государственных органов с неопределенным кругом лиц в ходе проведения проверок с целью минимизировать распространение коронавирусной инфекции.

Во исполнение поручения премьер-министра руководитель ФНС России издал приказ от 20.03.2020 № ЕД-7-2/181@, согласно которому:

  • до 1 мая 2020 г. приостанавливается проведение выездных (повторных выездных) налоговых проверок. Уже начатые проверки подлежат приостановлению, а новые не назначаются;
  • исключается проведение мероприятий налогового контроля, связанных с непосредственным контактом с налогоплательщиками (их сотрудниками, представителями), свидетелями, иными лицами (нахождение проверяющих должностных лиц налогового органа на территории (в помещении) налогоплательщика, осуществление допросов, осмотров, вызовов в налоговый орган, выемок, проведение инвентаризаций и т.п.);
  • рассмотрение материалов налоговых проверок и актов об обнаружении фактов, свидетельствующих о выявлении иных предусмотренных НК РФ правонарушениях должно осуществляться по телекоммуникационным каналам связи (далее – ТКС), а также с использованием каналов видеоконференцсвязи. О возможности обеспечения участия в рассмотрении дела по ТКС (с использованием видеоконференцсвязи) заинтересованные лица должны быть уведомлены заблаговременно;
  • ознакомление с материалами дел о налоговых правонарушениях должно осуществляться путем снятия копий и направления их по ТКС;
  • подписание и получение протокола ознакомления с материалами проверки и дополнительных мероприятий налогового контроля, протокола рассмотрения материалов проверки должно осуществляться с использованием ТКС;
  • рассмотрение жалоб (апелляционных жалоб) вышестоящим налоговым органом должно осуществляться без участия лиц, подавших данные жалобы (их представителей). В случае признания необходимости такого участия оно должно обеспечиваться с использованием ТКС (видеоконференцсвязи);
  • до 1 мая 2020 г. также приостанавливается инициирование и проведение проверок соблюдения требований законодательства о применении ККТ, а также валютного законодательства[5]. Начатые и незавершенные проверки, а также незаконченное производство по делам об административных правонарушениях должны осуществляться путем исключения непосредственного контакта с налогоплательщиками (по ТКС, через личный кабинет налогоплательщиков, посредством почтовых отправлений).

Как можно видеть, обозначенные ФНС России меры направлены исключительно на предотвращение непосредственного контакта сотрудников ФНС с налогоплательщиками и иными лицами.

Инициирование и проведение камеральных налоговых проверок, контрольно-аналитической работы (предпроверочных мероприятий) не приостанавливается. Установленные НК РФ сроки предоставления налоговой отчетности, исполнения требований налогового органа о предоставлении документов (информации) и пояснения от налогоплательщиков остаются неизменными.

Нарушение таких сроков, как и обязанностей по приему документов от налогового органа (передаче квитанций о приеме) по ТКС не освобождает от установленных НК РФ мер ответственности.

В отдельных случаях, например, при приостановлении работы организации в связи с карантинными мерами на основании распоряжения уполномоченного государственного органа или же при нахождении должностных лиц организации, ответственных за исполнение соответствующих обязательств налогоплательщика на карантине / в режиме самоизоляции, избежать ответственности можно будет на основании подп. 1 п. 1 ст. 111 НК РФ. Однако оценивать применимость данной нормы к конкретной ситуации необходимо в каждом отдельном случае.

Нарушение срока представления отчетности, как и неисполнение налогоплательщиком обязанности по передаче налоговому органу квитанции о приеме требования о представлении документов, требования о представлении пояснений и (или) уведомления о вызове в налоговый орган может повлечь приостановление операций по счетам налогоплательщиков в банке. В случае такой просрочки необходимо рассмотреть вопрос о коммуникации с налоговым органом по этому поводу.


О чем подумать, что сделать

В сложившихся условиях налоговым подразделениям необходимо наряду с выполнением действующего законодательства, избежанием штрафных санкций и других негативных последствий необходимо максимально использовать возникающие послабления и преференции в интересах компаний, принять превентивные меры.

С учетом перевода основной части сотрудников компаний на удаленную работу необходимо предпринять меры, направленные на обеспечение бесперебойного получения от налогового органа документов в электронной форме по ТКС и своевременное реагирование компании на указанные документы.

Помощь консультанта

[1] Если это не влечёт нарушения предельных сроков для направления требований, установленных ст. 70 НК РФ

[2] Если это не влечёт нарушения предельных сроков для принятия таких решений, установленных п. 3 ст. 46 НК РФ

[4] Если в ближайшее время в ст. 64 НК РФ не будет внесено обусловленное сложившейся ситуацией дополнительное основание для предоставления отсрочки (рассрочки) по уплате налогов.

[5] За исключением случаев, когда по уже начатым проверкам соблюдения валютного законодательства выявлены нарушения, срок давности привлечения к административной ответственности за которые истекает до 01.06.2020

Читайте также: