История налоговых преступлений в россии

Обновлено: 02.07.2024

История нарушения налоговых правовых норм уходит своими корнями в глубокое прошлое Российского государства. Самые древние, первоначальные формы государственности в нашей стране уже знают определенный уровень налоговых правоотношений, и это доносят до нас древнерусские летописи и памятники позитивного права.

В названном этапе - этапе становления государственности в ее протоформах обязанность по уплате сборов на общие нужды - податей лежала на всех членах общества и его первичной ячейки - общины. Последняя при помощи такого специфического института, как круговая порука, несла ответственность за несвоевременный сбор данной повинности.

Очевидно, что, поскольку при установлении любой правовой нормы появляются и регистрируются случаи отклонения от нее, выходя за пределы ее императивного требования, трудности с собираемостью налогов возникали в древнерусском государстве уже с самого начала их введения. В данном, как и в любом аналогичном случае, возникало противодействие двух тенденций: с одной стороны, стремление всеми возможными способами пополнить сперва - княжескую, а затем - и государственную казну, а с другой - противодействие этому процессу

1 Ключевский В.О. Русская история.

всеми возможными (до крайних) способами со стороны налогооблагаемой массы населения.

Наиболее радикальные проявления второй из названных тенденций носил характер преступлений. Необходимо отметить, что причинно-следственная обусловленность процесса продуцирования преступности обнищанием и недовольством населения была широка и разнообразна и включала в себя в качестве последствий доведения людей до отчаяния подчас совершенно непродуманной налоговой политикой самые плачевные последствия. Однако история российской государственности показывает, что находившееся у власти и издавшее нормы позитивного права о налогах и сборах сословие далеко не всегда адекватно реагировало на подобные проявления недовольства своих подданных, отвечая на них, во-первых, карательными действиями по отношению не только к восставшим, но и к неплательщикам, а во-вторых, дальнейшим повышением существующих и введением все новых поборов в целях достижения такими средствами заветной цели пополнения казны.

Больший, нежели во времена феодальной раздробленности, налоговый гнет испытало насилие после завоевания Руси татаро-монголами, нашествие которых

продолжалось почти 300 лет.

С течением времени право сбора постепенно переходит в руки наместных русских удельных князей, однако ханство строго следило за поступлением сборов деньгами и натуральными продуктами, охраняя путем установления соответствующих норм и запретов в своих грамотах - ярлыках тех, кто занимался этим сбором. Наиболее характерной мерой репрессии к ослушникам являлась смертная казнь.

С развитием государственности, увеличением количества

общегосударственных расходов развивается и система налогообложения. Отдельные проявления такой системы мы находим в Псковской и Двинской уставных грамотах. Судебниках Ивана III и IV. В течение этого времени прослеживается явная тенденция отхода от прежних форм натурального налога и все большего превалирования в структуре налоговой массы ее денежных форм.

Значительным шагом по пути систематизации сбора податей стало Соборное уложение 1649 г. Однако при всем своем достаточно на данный период времени высоком уровне урегулированности оно содержало и существенные недостатки, например, повинность в уплате налогов неравномерно распределяясь между различными слоями и группами населения. При недоплате же представитель местного самоуправления - земский староста был даже вправе требовать у сборщика денег их нарастающую с течением времени сумму через суд. Система обеспечения сбора податей была такова: если сборщик не мог обеспечить их своевременное и полное поступление, его ставили на правеж, в том случае, если и эта мера не помогала, его в качестве наказания били кнутом, а все его имущество забиралось, продавалось налогоплательщикам и засчитывалось в их долг.

точки зрения налогового права сборы, как налоги на бороды, бани, ульи, перевозы и даже на дубовые гробы.

Во времена Петра I появляется и после его смерти продолжает существовать

она становилась недоимкой, а не уплатившие ее считались недоимщиками.

Особенно сильно стали ощущаться задолженности недоимщиков при Екатерине I, вследствие чего она была даже вынуждена вскоре после смерти мужа (через два года) разослать в провинившиеся таким образом губернии комиссии, в которые входили высшие должностные придворные лица - вице-президенты надворных судов, генералы и т.п. Во времена Петра II неплательщиков воеводам и

деньги при помощи правежа. Если же в недоборе денег оказывались виноваты

вследствие собственных оплошностей и нерасторопности сами названные

государственные лица, то невзирая на чин недоимка бралась с них самих тем же

проверенным веками способом.

При Анне Иоановне издается новый налоговый указ, по жестокости не уступающий прежним. Согласно ему, если недоимка не оказывалась уплаченной в срок, размер ее увеличивался вдвое, а тех приказчиков, которые допустили подобное сечь кнутом и по вырезании ноздрей ссылать на каторжные работы. Уклонение от уплаты налогов стало при этом приобретать все более массовый I характер. Крестьянство скрывалось бегством в те места, куда не достигала власть государства - в лесные, южные области, в казачество и т.д. Недоимки стали достигать громадных размеров: от нескольких десятков тысяч рублей до нескольких миллионов по отдельным губерниям Государства Российского.

Кроме мер административного и гражданско-правового характера, Свод законов содержал ряд положений об уголовной ответственности за вышеназванные нарушения. Так, в 15-м томе сборника помещались уголовные законы, в частности, предусматривающие ответственность за неисполнение указов, предписаний и законных по службе требований. В подобных случаях (не предоставления в установленное время требуемых по закону справок и сведений, в том числе налогового характера, отчетов и счетных ведомостей и т.п.) виновные удалялись от должности или подвергались замечаниям. Необходимо отметить, что наказания,

вводимые положениями Свода, были хотя и достаточно строгими, но вполне разумными и отвечающими принципу соразмерности содеянному. Так, при неуплате ^ торговой подати виновные принуждались к выплате денежного взыскания, равного половине непредоставленной подати. При вторичном подобном нарушении - ко взысканию подати в полном размере, при привлечении к ответственности в третий раз - к изъятию двойного размера указанной подати, а при четвертом правонарушении - к лишению на торговлю навсегда.

Правление императоров Александра I и Александра II отмечено, в частности, изданием двух манифестов, регулирующих сферу налогообложения, и некоторых

других нормативных актов в данной области. Это: «Манифест об отмене

Однако даже новая (как свидетельствовали современники, одна из самых совершенных в Европе) система налогообложения не гарантировала от совершения подданными империи налоговых преступлений. При всех достоинствах системы более половины доходов крестьян изымалось у них в виде податей и сборов. Это вызывало острое противодействие со стороны сельского населения, которое проявлялось в массовом отказе или уплаты налогов. Согласно циркулярам МВД и Министерств финансов могли в данном случае обращаться за содействиями к местным властям, которые при надобности откомандировали им в помощь служащих полиции, а при открытом сопротивлении - должны были вызвать на подмогу воинские части.

С одной стороны, даровав крестьянам свободу от крепостной зависимости, власть, с другой стороны, поспешила увеличить налоги с освобожденных. Это не ^ замедлило сказаться на доходной части государственного казначейства: если в 1861 г. они составляли порядка 400 миллионов рублей, то через десять лет повысились до 500, а к 1891 г. - до 900 миллионов. Однако одновременно росли и недоимки по старым и устанавливаемым налогам; нижеприведенные цифры роста части недоимок в общей сумме оклада (средств, подлежащих сбору) выразительно свидетельствуют об этом:

- 1877 год-36%, j - 1878 год-50%,

В следующем году Высочайшим Манифестом императора часть недоимок была прощена, часть - рассрочена. Это дало тот результат, что последние уменьшались по своему уровню почти в четыре раза, однако, в силу одноразовости, временности принятой меры не изменили своей тенденции к росту:

- 1885 год - 68 %, - и так далее. 1

При таком положении вещей недоимки по сборам взыскивались с крестьян местными властями самым беспощадным способом. Например, в одной из волостей Курской губернии в случае неуплаты сбора добровольно волостной старшина приказывал сотским привязывать проштрафившегося крестьянина за руки к вбитым в стену гвоздям и лить на голову воду. Кроме того, по приговорам волостных судов, неплательщиков секли розгами, а в некоторых уездах - даже на основании

Истомин П.А. Налоговые преступления (исторический аспект). Ставрополь, 1999. С. 27.

распоряжения станового пристава. Такие жесткие меры правительства приводили к переселениям крестьян, то есть мерам пассивной борьбы с требованиями властей, однако зачастую она переростала в активную форму массовых выступлений.

В начале века проблемы уклонения от внесения в казну государственных сборов, налогов, акцизов, пошлин начинают рассматриваться и в рамках юридической науки, в известными русскими частности, такими юристами, как Гернет, Фойницкий, Познышев, Маргулиес, Громов, Таганцев. Выполняя соответствующие главы в учебниках по уголовному праву России, комментариях

как старого Уложения о наказаниях уголовных и исправительных 1845 г. в редакции 1885 г., так и нового Уголовного уложения 1903 г., они обобщали практику и обосновывали теоретические положения о назначении наказания за рассматриваемый вид преступлений. Например, И.Я. Фойницкий относил в своем учебнике по уголовному праву к разновидностям злоупотребления доверием, в частности, и неуплату долгов, которая, по его мнению, колеблет основы гражданского оборота и потому общеопасна.

Октябрьская (1917 г.) революция в России не только сломала весь существовавший до того аппарат государственного принуждения (в том числе и государственно-принудительного сбора налогов), но и упразднила всю имевшуюся правовую систему, включая систему сбора последних. До окончания военного коммунизма действие всех налогов в РСФСР было приостановлено, а с отменой права собственности на землю, аннулированием ценных бумаг, национализацией промышленности, запрещением частной собственности были уничтожены все легальные объекты налогообложения. Налоговая политика государства была сведена до едва ли не первобытного уровня - принудительному сбору в сельской местности продуктов растения и животноводства.

Как видно, даже простое сравнение вышеприведенных статей двух законов -Уголовного уложения 1903 г. и Уголовного кодекса 1922 г. свидетельствует о существенном ужесточении политики государства в области борьбы с уклонением

1 Уголовное уложение 22 марта 1903 года. СПб., 1994.

2 УК РСФСР 1922 года //Хрестоматия по истории государства и права. М., 1992. С. 325-346. С. 335.

от уплаты налогов и сборов. Кроме того, следует помнить, что ст. 10 последнего закона провозглашала применение его по аналогии, что еще более способствовало усилению уголовно-правовой репрессии, в том числе и в исследуемой области.

Столь подробная, детальная регламентация анализируемого круга деяний в первом советском УК свидетельствует о том, что уклонение от уплаты налогов в это время рассматривалось как явное либо скрытое противодействие государственной налоговой политике, направленное на ослабление советской власти. Такое стремление любыми способами защитить налоговую сферу привело к появлению в данном законе, кроме уже названных, и других статей, предусматривающих наказание за преступления в области налогообложения. В частности, можно назвать

такие из них, как ст. 83, содержащую ответственность за агитацию и пропаганду всякого рода, включающую призыв к совершению налоговых преступлений, ст. 84, влекущую наказание за изготовление, хранение с целью распространения и распространение литературных произведений, призывающих к совершению названных преступлений, ст. 86, запрещенную отказ плательщика от допущения к осмотру квартиры или оценке имущества. Ст. 108, содержащую уголовно-правовой запрет на несвоевременное объявление плательщикам ставок налога и вручение окладного листа, сроков выполнения и порядка его сдачи.

В свою очередь, органы налогового контроля, вновь созданные в государстве, наделялись самыми широкими полномочиями по проведению проверок, а при взыскании недоимок в принудительном порядке они имели право производить арест и продажу с торга принадлежащего лицу имущества и строений, обращать взыскание на причитающиеся недоимщику от третьих лиц суммы или деньги, находящиеся на счетах в сберкассах. Противоречия между непомерно растущими потребностями государства и политикой на вытеснение частного сектора из хозяйственного рынка приводили к непомерному увеличению налогового бремени. Налоговые ставки были одной из главных причин свертывания в данный период частной торговли и промышленности к массовому уклонению от уплаты налогов.

После введения уголовной ответственности за правонарушения в области налогообложения доля таких преступлений в общей массе становится все более заметной. Об этом красноречиво свидетельствуют следующие цифры: при общем числе осужденных в 1922 г. по УК РСФСР в почти 108 тысяч человек, в том числе за должностные преступления против личности - почти 19,5 тысяч, количество лиц, совершивших преступления в сфере налогообложения, в отношении которых были вынесены обвинительные приговоры, составило более чем 20,5 тысяч человек. В 1924 г. эта цифра выросла уже до 26 с лишним тысяч.

1 УК РСФСР 1926 года. М., 1950. С. 48.

В годы Великой Отечественной войны законодательство о налоговой сфере не только совершенствовалось, но и было подчинено потребностям военного времени, в связи с чем в него вносились все новые и новые дополнения. Так, в связи со

1 Кучеров И.И. Налоговые преступления. М., 1997. С. 20.

снижением в начале войны доходной части бюджета государство ввело ряд новых налогов: на холостяков, одиноких и малосемейных граждан, военный налог, подоходные налог и другие. По Указу президиума Верховного Совета СССР 1943 г. предоставление заведомо неверных сведений об удержании налога с рабочих и служащих влекло за собой уголовную ответственность: в таком же порядке привлекались к ответственности недоимщики по налогам и штрафам в случае неоднократного неплатежа последних.

По окончании войны потребность в столь жестком регулировании рассматриваемой области общественных отношений при помощи уголовного права постепенно отпала. И в следующие полтора десятка лет налоговые преступления были частично декриминализированы. Практика применения оставшихся в Уголовном кодексе статей была незначительна, что свидетельствовало о назревшей возможности полностью вывести указанную область за пределы действия уголовного права. Действительно, новый, третий по счету УК РСФСР 1960 г. уже не содержал норм об ответственности за налоговые преступления. 1

Относительно спокойная картина с рассматриваемым видом правонарушений сохранялась до середины восьмидесятых годов, до того времени, когда в стране было объявлено о перестройке, то есть, в частности, о новом экономическом курсе - на возрождение частной собственности, мелкого предпринимательства, личной инициативы и так далее. Многие из образовавшихся на данной волне индивидуальных частных предприятий, кооперативов, акционерных обществ,

УК РСФСР 1960 года. М., 1996.

пользуясь сначала свободой, а затем и бесконтрольностью со стороны власти, вскоре основной целью своей предпринимательской деятельности поставили обеспечение прибыли любой, в том числе и противоправной, ценой, личное обогащение путем уклонения, в частности, от уплаты налогов и сборов.

В течение данного времени отмечается стабильный рост налоговой преступности, который можно отобразить в виде нижеследующей таблицы, включающей изменения по двум основным характеристикам в уровне преступлений, предусмотренных названными статьями 162-1, 162-2, 162-3.

Если проанализировать структуру налоговой преступности данного периода, то, например, в 1996, последнем году действия старого Уголовного кодекса, доля уголовно - правовых деликтов, предусмотренных ст. 162 - 1, в общей массе налоговых составляла 4 %, ст. 162 - 2 - 74 %, а ст. 162-3-22 %. При этом более 55 % преступлений в виде сокрытия доходов и иных объектов налогообложения совершалось в крупных размерах, что свидетельствовало уже в то время о

сформировавшемся в России слое крупных собственников, не желающих платить отчисления в государственный бюджет.

Итогом проведенного исторического анализа налоговой преступности в России на протяжении одиннадцати веков существования ее государственности, на наш взгляд, могут быть следующие выводы. Можно констатировать, что система налогообложения существовала на Руси со времени становления ее как государства и, пройдя долгий путь изменений, является ее составной частью и в настоящий день. Состояние и уровень развития этой системы непрерывно видоизменялись в соответствии с переменами во внутреннем и внешнем устройстве государства, формой его правления, господствующими режимами, политикой классов и множеством других детерминант. История свидетельствует о том, что наиболее эффективной данная система была во времена относительного благополучия страны, когда власти удавалось найти разумный компромисс между своими интересами и запросами своих подданных. Состояние налоговой преступности является сложнодетерминированным явлением, достигающим своего минимума в те периоды, когда государство проводит твердую и одновременно разумную налоговую политику, обеспечивающую благосостояние своих граждан и неотвратимость ответственности за нарушения налоговых норм.

Исследовав в данной главе диссертации исторический и налогово-правовой аспекты ее темы, мы перейдем к рассмотрению основного комплекса проблем по тематике нашего изучения.

Налоги — основная доходная часть бюджета абсолютно любого государства. Ясное дело, что есть всевозможные платежи, которые пополняют казну и в разных сферах применяются в определённом размере и количестве. Начинающие бизнесмены хотят, конечно, избежать их, применяя налоговые вычеты, специальные льготы или финансовые схемы. Однако история России знает такие примеры, когда от налогов уходят миллиарды рублей и вернуть их уже не представляется возможным.

Блюститель подкупа


Global Look Press/Xinhua/Long Wei

Несмотря на то, что подозреваемый постоянно пытался обжаловать все иски в отношении него, он проиграл суд Федеральной налоговой службе. Основное обвинение — подозрение в подкупе свидетелей для ухода от налогов. В итоге экс-аудитор должен заплатить 4 млрд рублей с дохода в размере 25 млрд рублей, полученных от компании ИКЕА во внесудебном порядке в 2010 году. Также Пономарёву предъявлено обвинение в неуплате рекордных 8 млрд рублей. И если все статьи будут доказаны, экс-аудитору грозит до 11 лет лишения свободы.

Промышленная недостача

Наследственные махинации


Global Look Press/Komsomolskaya Pravda

В ходе следственных проверок стало известно, что произошло мошенничество в особо крупных размерах и легализация имущества преступным путём данными лицами. В результате Желяскову задержали и 1 декабря суд отправил её под домашний арест до 28 января 2018 года. Основное обвинение — уклонение от уплаты налогов на 2 млрд рублей с помощью фирм-однодневок в период с 2012 по 2014 годы. Уголовное дело возбуждено по части 2 статьи 199 УК РФ, максимальное наказание по которой составляет до шести лет колонии.

Уголовная колбаса

По данным полицейских, злоумышленники применяли незаконные оффшорные схемы при выплате дивидендов кипрскому владельцу акций агрохолдинга. В ходе подобных манипуляций незаконно снижалась налоговая ставка с 15 до 5%. Но в итоге дальше этого события не развернулись и громко раздутый скандал быстро сдулся. Само руководство посчитало свою компанию добросовестным и крупным налогоплательщиком. Получается так, что, якобы, компания поздно узнала об изменении налоговых ставок. Но как только руководство об этом узнало, то сразу оплатило все налоги, штрафы и пени. Удивительно быстро замяли дело.

Металлические деньги

В июле 2016 года в Санкт-Петербурге были арестованы предприниматели Сергей Семенов и Алексей Анохин. Последний оказался племянником заместителя министра обороны РФ Татьяны Шевцовой. Данных бизнесменов заподозрили в организации финансово-экономической группы, занимавшейся легализацией денежных средств и махинациями при возврате НДС.

Всё происходило банально и просто: сообщники покупали лом цветных металлов, который не был документально учтён и прессовали его в кубы, продавая иностранным компаниям. После этого в налоговые органы подавались поддельные документы на возмещение НДС. По результатам расследования следствию известно не менее 30 подобных эпизодов. После чего полученная прибыль переводилась в кипрский оффшор Lameran Ventures LTD.

Сумма ущерба государству составила 1 млрд рублей. Было возбуждено уголовное дело по признакам состава преступления, предусмотренного ч. 4 ст. 159 УК РФ (мошенничество) и ч. 4 ст. 174.1 УК РФ (отмывание денежных средств, приобретённых в результате совершения преступления). В причастности к преступной схеме подозреваются и сотрудники налоговой службы. Стоит отметить, что участники данного дела своей вины в представленных им преступлениях не признают до сих пор.

ЮКОС против

И под конец самое известное, громкое и резонансное дело, процесс по которому продолжается уже второй десяток лет. Речь идёт о ЮКОСе.

Подобные действия привели к тому, что 14 апреля 2004 г. налоговики предъявили ЮКОСу претензии за 2000 г., а также пени и штрафы на общую сумму $3,48 млрд и потребовали внести их до 16 апреля. Естественно к этому сроку никто ничего не выплатил. После этого началась череда исков, судебных расследований и разбирательств, которые продолжаются до сих пор. Если указывать подробно все дела и разбирательства по поводу этой компании, то даже одной книги будет мало, чтобы вместить все материалы дела в кратком изложении. Однако то, что государство так активно взялось за нефтегазовую сферу привело к тому, что налоговые отчисления всех подобных компаний выросли на 250-300%


— Елена Евгеньевна, давайте начнем с того, какой ущерб налоговые преступления наносят российскому бюджету? О каких суммах идет речь?

— По данным Следственного комитета, в среднем в результате налоговых преступлений ежегодно бюджет страны теряет чуть более 58 миллиардов рублей. Но можно констатировать, что на протяжении 2016–2019 годов динамика относительно стабильна. Сразу могу сказать, что статистика — предмет бесконечных дискуссий между ведомствами. Ежегодно издается совместный приказ Генпрокуратуры и МВД, в котором утверждается статотчетность. И там каждый раз меняются позиции об отнесении преступлений к той или иной категории. Какие составы преступления, в том числе экономические, считать налоговыми. Какие просто, без дополнительных условий, а какие с дополнительными условиями.

Так вот, по данным первого полугодия 2020 года, правоохранительными органами выявлено три тысячи 62 налоговых преступления, в сравнении с аналогичным периодом прошлого года снижение произошло на 17%. Предварительно расследованы уголовные дела об одной тысячи 730 преступлениях. В суд направлены уголовные дела о 728 преступлениях. Выявлено одна тысяча 562 лица, совершивших преступления указанной категории. Размер причиненного бюджету ущерба составил более 47 миллиардов рублей. В результате совместной деятельности правоохранительных органов к концу первого полугодия 2020 года уже удалось возместить порядка 30 миллиардов рублей, из которых, мягко говоря, так называемые недобросовестные налогоплательщики, попавшие в орбиту уголовного преследования, добровольно уплатили в бюджет более 17,1 миллиарда рублей. В рамках уголовного процесса изъято имущества, денег и ценностей на сумму более 419 миллионов рублей, стоимость имущества, на которое наложен арест, составила более 12,4 миллиарда рублей.

— С чем связано снижение преступлений в налоговой сфере в первом полугодии?

— Причина кроется в том, что законодатель в целях обеспечения в стране благоприятного инвестиционного климата шел по пути либерализации законодательства об уголовной ответственности за экономические преступления, в том числе и за налоговые. За последние 5-6 лет суммы пороговых значений для квалификации налоговой недоимки как криминальной увеличивались.

Здесь также надо сказать, что налоговая преступность приобретает новые формы, преступники, если можно так сказать, в белых воротничках ухищряются придумывать новые схемы и способы совершения преступлений, видоизменять их, придавать своей преступной деятельности характер правомерной и тем самым имитировать ее, тщательно маскировать следы преступлений, поэтому данный вид преступлений остается еще на достаточно латентном уровне.


При этом должна сказать, что вкупе с налоговыми мы, как и прежде, выявляем так называемые дополнительные составы преступления. Они предусмотрены статьей 173.1, 173.2 УК РФ ("Незаконное образование юридического лица". — Прим. ред.) с примечаниями, где речь идет об искусственном создании юрлиц, когда плодятся фирмы-однодневки, и другие составы, связанные с фальсификацией доказательств, подделкой документов с целью предоставления их в арбитражный суд для подтверждения видимости законности, реальности сделок и так далее.

Налоговое преступление, если возьмем статью 199 УК РФ, где говорится об уклонении от уплаты налогов с юридического лица в особо крупном размере, предусматривает до шести лет лишения свободы, в то время как статья 159 УК РФ, по которой квалифицируется хищение путем обмана в особо крупном размере, предусматривает до 10 лет лишения свободы, то есть меры ответственности разные. Однако на практике бывают случаи, когда одни и те же действия, совершенные теми или иными лицами, могут быть квалифицированы по-разному, по 159-й статье и по 199-й.

Поэтому сейчас актуален вопрос о совершенствовании уголовного законодательства. У нас с коллегами идет дискуссия, чтобы предложить законодателю ввести новый состав преступления – "Налоговое мошенничество". Но этот вопрос пока обсуждается, и говорить что-то конкретно по нему рано.

Тем не менее за 2016–2019 годы, несмотря на то, что минимальный порог для привлечения к уголовной ответственности за налоговые преступления был утроен и общее число налоговых преступлений сокращалось, в результате деятельности СК, МВД и ФНС число выявленных преступлений увеличилось с 66 до 89. За тот же период по оконченным уголовным делам о налоговых преступлениях общий ущерб бюджету страны от непоступления налоговых и иных обязательных платежей вырос с 59 до 75 миллиардов рублей, а размер возмещенного ущерба с 36 до более чем 40 миллиардов рублей.

Если говорить об организованных формах налоговой преступности, то в последнее время в ходе расследования нами выявляется незаконная банковская деятельность (Ст. 172 УК РФ. – Прим. ред.). Такие случаи выявлены в Пензе, Магадане, Омске и Алтайском крае.

Таким образом, правоохранительные органы постепенно переходят от количества к качеству. Мы стараемся делать акцент на установлении крупных сумм налоговой недоимки и организованных форм налоговой преступности, продолжая при этом в целом обеспечивать принцип неотвратимости ответственности.

— А какой регион в России является, скажем так, лидером по неуплате налогов?

— Это в немалой степени зависит от населенности и экономического потенциала, поэтому лидером здесь всегда будут крупные экономические регионы. Так, по количеству возбужденных уголовных дел в 2019 году лидировали Москва (228), Московская область (152), Краснодарский край (133), Ставропольский край (108), Ростовская область (96). Примерно те же регионы лидируют по числу уголовных дел, направленных в суд и по сумме причиненного ущерба.

— А какая самая большая сумма была скрыта от налоговой службы в 2020 году?

— В текущем году самая большая сумма от налоговой службы скрыта одним из индивидуальных предпринимателей в Москве на сумму 1,1 миллиарда рублей, но об уголовном деле говорить пока рано до окончания всех мероприятий. В Ярославле самая крупная недоимка у ЗАО "Империал Тобакко Ярославль", эта компания за 2014–2016 годы уклонилось от уплаты НДС и акцизов на сумму почти 2,7 миллиарда рублей. Дело было возбуждено 10 января в текущем году, и уже на сегодняшний день недоимка, пени и штраф погашены в полном объеме, общая сумма вышла в 3,7 миллиарда рублей, в связи с этим 29 июня дело прекращено. Во Владимире самая крупная недоимка у ООО "Рудо-Аква" за 2013–2014 годы на сумму более 1,3 миллиарда рублей. Дело возбуждено 26 марта.

— Какое самое громкое налоговое преступление СК удалось раскрыть?

— Это, наверное, уголовное дело в отношении Юрия Белойвана об уклонении от уплаты налогов с компании "Корчма Тарас Бульба". Там сумма недоимки составила 650 миллионов по восьми юридическим лицам. Оно и громкое, и резонансное, и само по себе интересное с точки зрения механизма совершения преступления и доказывания. Суть схемы заключалась в том, что Белойван скрывал прибыль, производя расчеты с клиентами в наличной форме, а когда по результатам контрольных мероприятий налоговая доначисляла ему неуплаченные налоги, он банкротил юрлица и переводил активы на вновь создаваемые компании. По приговору Белойван получил два года лишения свободы, апелляция снизила срок до 1,9 лет, а кассация освободила его в связи с состоянием здоровья. По первому делу было арестовано 13 тысяч евро, 180 тысяч рублей и чуть более 1,1 миллиона долларов США наличными, нежилое помещение стоимостью 148,7 миллиона рублей, земельный участок стоимостью 47,3 миллиона рублей, жилой дом за 19,3 миллиона рублей, три автомобиля марки Mercedes SL500, S500 и 350 GL CDI, а также Porsche Cayenne, несколько банковских и расчетных счетов с 25,6 миллиона рублей. Иски ФНС по взысканию налогов рассматриваются в порядке гражданского судопроизводства.

А далее Белойван скрылся. Дело в том, что, применяя указанную схему, ему удавалось избегать взыскания с него в принудительном порядке налоговой недоимки. В последующем она была квалифицирована как сокрытие имущества и денежных средств, за счет которых должно быть произведено взыскание недоимки по налогам, поэтому 5 февраля этого года было возбуждено второе уголовное дело по статье 199.2 УК РФ по факту сокрытия денежных средств Белойваном на сумму 57 миллионов рублей. Его планируется объявить в международный розыск. Следствие продолжается. Хочется добавить, что в этом случае превентивная функция государства сработала. Аналогичные сети и рестораны после этого дела перестали брать оплату наличкой, которая, в нарушение закона, ни в каких документах не фиксировалась.

— В целом какие налоги чаще всего не платят? Какой самый распространенный вид налоговых преступлений в России?

— В России чаще всего уклоняются от уплаты НДС и налога на прибыль. Самый распространенный вид налоговых преступлений в России – это стандартная схема, когда создается искусственный документооборот. Таким образом завышаются расходы, и на эту сумму занижается прибыль, с которой уплачивается налог на прибыль в меньшем размере, чем он должен быть уплачен по закону. Кроме того, на сумму завышенных расходов в результате искусственного документооборота в налоговых декларациях выставляются вычеты по НДС. А так как налогоплательщик фактически не нес расходы и не платил НДС при расчете с мнимыми контрагентами, то и не имел права на вычеты и, соответственно, не имел права их указывать в декларациях, тем самым на сумму вычетов он уклонился от уплаты НДС. Также распространено незаконное возмещение НДС из бюджета.

— Кто чаще всего совершает налоговые преступления и в каких отраслях?

— Это сфера строительства, торговли, в том числе оптовой, финансово-кредитной системе, на транспорте. Преступления в основном совершаются руководителями юридических лиц при соучастии их подчиненных, а также лицами, фактически владеющими и руководящими бизнесом, так называемые конечные бенефициары.

— В уголовном деле что важнее – вернуть деньги или наказать?

— Законодатель – это все-таки государство. И он четко говорит: вернешь деньги, будешь освобожден от уголовной ответственности. Но вместе с тем принцип неотвратимости ответственности за совершенное преступление еще никто не отменял.

Беседовали Ирина Андреева и Роман Баландин. 27.07.2020


В данной статье рассматривается криминологическая обстановка в сфере налогообложения, тенденцию уклонения от уплаты налогов, уровень латентности налоговых преступлений.

Ключевые слова: уплата налогов, налоговые преступления, система налоговых преступлений, профилактика совершения налоговых преступлений.

Криминологическая ситуация в области налогообложения за прошедшие годы характеризовалась ростом преступности, ее масштабным характером и высокой латентностью. Несмотря на меры, принятые на законодательном уровне для минимизации налогообложения, уклонение от уплаты налогов продолжает оставаться сложной экономической и правовой проблемой.

Последние изменения в структуре и динамике налоговых преступлений свидетельствуют о том, что проникновение преступников в налоговую сферу становится все более организованным и профессиональным. Уровень и качество интеллектуальной поддержки данного вида незаконной деятельности постоянно растет, ведется интенсивный поиск и внедрение новых способов совершения налоговых преступлений.

В настоящее время в России продолжается реформа экономики и финансового сектора. В связи с этим происходит изменение налоговой политики государства. Неотъемлемой частью этого процесса является построение новой системы налогообложения, что, в свою очередь, невозможно без эффективного механизма взыскания налоговой задолженности. Необходимость в этом во многом обусловлена присутствием большого количества недобросовестных налогоплательщиков, которые, игнорируя свое конституционное обязательство своевременно и в полном объеме уплачивать налоги, скрывая денежные средства и имущество, препятствуют налоговым органам в процессе взыскания задолженности с хозяйствующих субъектов.

Изучая налоговые преступления, прежде всего, необходимо определить их криминологические характеристики. Среди основных криминологических характеристик налоговой преступности большинство авторов выделяет динамику, уровень и структуру. Как уже отмечалось, развитие современной российской налоговой системы сопровождается значительным увеличением количества налоговых преступлений и правонарушений. По мнению экспертов, в результате невыполнения налогоплательщиками своих обязанностей государство ежегодно теряет от 35 до 45 % бюджетных средств [2, с. 174].

Уклонение от уплаты налогов широко распространено и является основной причиной неполучения налогов в государственной казне. Среди основных причин высокой латентности, выделяемой специалистами в отношении экономических преступлений, можно назвать отсутствие потерпевших и других лиц (кроме органов налогового контроля), заинтересованных в их выявлении.

В результате совершения налоговых преступлений в первую очередь затрагиваются интересы государства. Основная часть населения относится к нарушителям налогов толерантно или даже сочувственно и не только не помогает государственным регулирующим и правоохранительным органам в их выявлении, но также способствует совершению преступлений. Часто работники предприятий знают о нарушениях налогового законодательства со стороны руководителей компаний, но, тем не менее, они редко предпринимают какие-либо действия, чтобы предотвратить это.

Практика выплаты работникам с их согласия заработной платы из неучтенных денежных средств и без надлежащей регистрации в бухгалтерских документах стала широко распространенной. Другие причины высокой латентности налоговых преступлений включают в себя:

– изобретательность налоговых преступников;

– тщательная маскировка их налоговых преступлений;

– отсутствие явных следов, указывающих на совершение налоговых преступлений;

– наличие большого промежутка времени (от года и более) между моментом совершения и моментом обнаружения налогового преступления [3, с. 366].

Некоторые авторы указывают на недостатки в деятельности органов, в обязанности которых входит раскрытие налоговых преступлений. Преступность характеризуется не только количественными, но и качественными показателями. К последнему относится структура преступности.

Обращаясь к показателям, можно увидеть высокий удельный вес налоговых преступлений в сокрытии доходов (прибыли) или других объектов налогообложения. Более половины преступлений такого типа совершаются в особо крупных размерах, что дополнительно указывает на значительное увеличение числа крупных собственников, которые не хотят платить налоги в государственный бюджет по разным причинам и используют для этих целей различные уловки и маскировки, надеясь избежать разоблачения и наказания.

Анализ статистических данных показывает, что уголовные преступления, направленные на уклонение от уплаты налогов, составляют 45,7 % от общего числа налоговых преступлений. Из этого следует, что налоговые преступления направлены на уклонение от уплаты налогов, которые предусматривают самые большие отчисления в бюджет [1, с. 102].

Преобладание преступлений, связанных с неуплатой подоходного налога, объясняется уязвимостью механизма к его затратам на процесс уплаты налогов, предусматривающим ряд исключений, а также наличием льгот для его уплаты, что применяются плательщиками, чаще всего, незаконно. В этом случае повышенный уровень мотивации среди преступников также влияет на них, так как их главной целью является сохранении прибыли и их собственности.

Естественно, что появление и рост числа уклоняющихся от налогов является одним из важнейших признаков неэффективности действующей системы налогообложения и налогового администрирования. Противодействие девиантному поведению в сфере налогообложения является одной из актуальных проблем в России.

Таким образом, только устраняя все причины, заставляющие налогоплательщика скрывать свои доходы от государства и избегать уплаты налогов и сборов, можно будет решить проблему. В то же время не следует забывать, что развитая налоговая система является неотъемлемым элементом современной экономики, условием успешного развития государства и общества. Поддержка государственной налоговой системы является одной из важнейших задач деятельности общества в целом и каждого человека.

  1. Бакунин А. В. Некоторые проблемы налоговой системы РФ и пути ее совершенствования // Вестн. ИЭАУ. — 2019. — № 10. — С. 94–103.
  2. Соловьев И. Н. Налоговые преступления: практика работы органов налоговой полиции и судов. — М.: Юрист. — 2018. — 365 с.
  3. Федоров А. В. Основные проблемы налоговой системы Российской Федерации в современных условиях и пути их решения // Экономика и социум. — 2019. — № 7. — С. 366–369.

Основные термины (генерируются автоматически): уплата налогов, преступление, высокая латентность, Россия, сфера налогообложения.

Читайте также: