Инвестиционные издержки текущие затраты налоги и отчисления погашение займов

Обновлено: 16.05.2024

Досудебный спор рассмотрен ФАС России на основании представленных Заявителем и органом регулирования материалов, а также на основании пп. б) пункта 5 Положения о государственном контроле (надзоре) в области регулируемых государством цен (тарифов), утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 27.06.2013 № 543.

Спор возник с Комитетом по тарифам Санкт-Петербурга (далее – орган регулирования, Комитет), которым в рамках исполнения своих полномочий по государственному регулированию тарифов в сфере теплоснабжения распоряжением от 20.01.2017 № 5-р произведена корректировка на 2017 год долгосрочных тарифов, ранее установленных на 2015-2017 годы с применением метода индексации установленных тарифов (с учетом решения ФАС России от 28.12.2016 № СП/91253/16 по результатам рассмотрения досудебного спора).

Величина необходимой валовой выручки, установленная оспариваемым решением на 2017 год, составляет 7 333 331 тыс. руб.

Величина необходимой валовой выручки, которую Заявитель считает экономически обоснованной – 10 885 654 тыс. руб.

1) Расходы на тепловую энергию (расходы на компенсацию фактических потерь тепловой энергии);

2) Амортизация основных средств и нематериальных активов;

3) Расходы на выплаты по договорам займа и кредитным договорам, включая проценты по ним;

4) Арендная плата;

5) Результаты деятельности до перехода к регулированию цен (тарифов) на основе долгосрочных параметров регулирования;

Общая сумма спора составляет 3 552 323 тыс. руб.

Органом регулирования объем технологических потерь тепловой энергии в сети учтен на 2017 год в размере 1 831,382 тыс. Гкал. Заявитель предлагает учесть потери на уровне фактических в размере 1 848,330 тыс. Гкал в соответствии с утвержденной в установленном порядке инвестиционной программой.

Сторонами не оспаривается, что более 90% отпуска тепловой энергии осуществляется Заявителем по приборам учета.

В соответствии с пунктом 90 Основ ценообразования в сфере теплоснабжения, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 22.10.2012 № 1075 (далее – Основы ценообразования), в случае если по данным, представленным регулируемой организацией, более 75 процентов фактического объема отпуска тепловой энергии из эксплуатируемых ею тепловых сетей определялось по показаниям приборов учета в предыдущий отчетный период, то в необходимую валовую выручку такой регулируемой организации на последующие годы включаются расходы на оплату фактического объема потерь, рассчитанного по данным за предыдущий отчетный период, с применением к нему определяемых органом регулирования ежегодных темпов снижения объема потерь тепловой энергии до уровня нормативных технологических потерь, соответствующих инвестиционной программе регулируемой организации.

С учетом вышеизложенного, на основании п. 90 Основ ценообразования в НВВ Заявителя необходимо включить объем фактических потерь на 2015 год (предыдущий отчетный период) с применением темпов снижения.

С учетом того факта, что Минэнерго России нормативный уровень технологических потерь в отношении Заявителя на 2016-2017 годы по данным сторон спора установлен не был, а на 2015 год нормативный уровень потерь был установлен выше фактических потерь (нормативный уровень потерь – 1 898,803 тыс. Гкал, фактические потери – 1 820,484 тыс. Гкал), фактический уровень потерь на 2017 год целесообразно учитывать на уровне фактических потерь 2015 года (1 820,484 тыс. Гкал).

С учетом вновь принятых тепловых сетей - планируемые потери на 2017 год составили 1 831,382 тыс. Гкал, что соответствует ранее утвержденному уровню процента потерь 9,44%.

Таким образом, нарушений в действиях органа регулирования в отношении учета при тарифном регулировании на 2017 год расходов на тепловую энергию (расходов на компенсацию фактических потерь тепловой энергии) не усматривается.

В соответствии с пунктом 43 Основ ценообразования сумма амортизации основных средств регулируемой организации для расчета тарифов определяется в соответствии с нормативными правовыми актами Российской Федерации, регулирующими отношения в сфере бухгалтерского учета.

Суть спора: органом регулирования не была учтена амортизация по объектам основных средств, введенных в эксплуатацию (отремонтированных, реконструированных, модернизированных) в 2016 году.

Органом регулирования отмечается, что организацией в рамках тарифной заявки было заявлено расходов по указанной статье на сумму 2 392 737,0 тыс. ру б. (стр. 45 экспертного заключения по установлению тарифов для Заявителя на 2017 год).

Организация отмечает, что письмом от 03.11.2016 № 01-14-3222/16-0-0 (далее – письмо) представила в орган регулирования материалы, обосновывающие увеличение амортизации от первоначальной заявки вводом в эксплуатацию основных средств в 2016 году.

Расчет суммы амортизации на 2017 год, согласно пояснениям организации, осуществлялся следующим образом:

1) по объектам, по которым не производилось изменение учетной стоимости, и оставшийся срок полезного использования которых составляет более 12 месяцев, сумма амортизации 2017 года равна сумме амортизации 2016 года;

2) по объектам, ввод в эксплуатацию которых осуществлен в 2016 году, амортизация за 2016 год определена, исходя из первоначальной стоимости объекта, срока его полезного использования и количества месяцев начисления амортизации в 2016 году. Сумма амортизации по таким объектам на 2017 год рассчитывалась за полный год;

3) по объектам, оставшийся срок полезного использования которых оставляет менее 12 месяцев, сумма амортизации на 2017 год определялась с учетом оставшегося срока полезного использования;

4) данные планируемых вводов в 2017 году в расчете не учитывались;

5) в расчете учитывалась стоимость выбывших средств в 2016 году.

Указанное письмо представлено в адрес ФАС России. Исходя из письма требования Заявителя составл яли 2 411 850 тыс. руб. По данным органа регулирования, материалы, подтверждающие ввод в эксплуатацию основных средств в 2016 году (акты приема-передачи основных средств (отремонтированных (реконструированных) основных средств) по унифицированным формам ОС-1, ОС-3, приказы (распоряжения) руководителя организации о постановке на баланс основных средств), в Комитет не представлялись. ФАС России отмечает, что в приложенном письме и в представленной Заявителем описи к тарифной заявки они отсутствуют.

Дополнительно ФАС России отмечает, что существенное количество актов было подписано после принятия органом регулирования тарифного решения на 2017 год, а именно в конце декабря 2016 года.

Документы, подтверждающие выбытие, основных средств также не были представлены в ФАС России и орган регулирования.

Основами ценообразования предусмотрены следующие основания включения в необходимую валовую выручку расходов, связанных с обслуживанием заемных средств:

- в случае если регулируемая организация в течение расчетного периода регулирования понесла экономически обоснованные расходы, не учтенные органом регулирования при установлении для нее регулируемых цен (тарифов), в том числе расходы, связанные с незапланированным органом регулирования при установлении цен (тарифов) для такой регулируемой организации ростом цен на продукцию, потребляемую регулируемой организацией в течение расчетного периода регулирования (пункт 63 Основ ценообразования);

- расходы, связанные с созданием нормативных запасов топлива, включая расходы по обслуживанию заемных средств, привлекаемых для этих целей (пункт 47 Основ ценообразования);

- расходы на погашение и обслуживание заемных средств, привлекаемых на реализацию мероприятий инвестиционной программы, в размере, определяемом исходя из срока их возврата, предусмотренного договорами займа и кредитными договорами. При этом размер процентов по таким займам и кредитам, не учитываемый при определении налоговой базы налога на прибыль, определяется с учетом положений пункта 13 Основ ценообразования (пункт 74 Основ ценообразования).

Заявитель в составе расходов предлагает учитывать не только проценты за пользование заемными средствами (177 404 тыс. руб.), но расходы на погашение тела взятых кредитов (3 098 000 тыс. руб).

Требования по расходам на обслуживание заемных средств заявлены как по операционной, так и по инвестиционной деятельности. При этом суммы дополнительного учета по видам деятельности не разделены.

В части расходов на обслуживание заемных средств по инвестиционной деятельности.

По информации, представленной органом регулирования, в утвержденной распоряжением Комитета от 29.06.2015 № 65-р инвестиционной программе Заявителя на 2015-2018 годы в 2017 году отсутствуют мероприятия, финансируемые за счет заемных средств.

На основании пункта 49 Основ ценообразования расходы на капитальные вложения (инвестиции) в расчетный период регулирования определяются на основе утвержденных в установленном порядке инвестиционных программ регулируемой организации.

С учетом изложенного, требования в части расходов на обслуживание заемных средств по инвестиционной деятельности удовлетворению не подлежат.

В части расходов на обслуживание заемных средств по операционной деятельности.

Информация, подтверждающая факт наличия кассовых разрывов в части расходов по обслуживанию заемных средств по операционной деятельности не представлена, как и данные о причинах ее возникновения. Расчет кассовых разрывов по операционной деятельности не представлен.

С учетом изложенного, требования в части расходов на обслуживание заемных средств по операционной деятельности удовлетворению не подлежат.

В соответствии с пунктом 45 Основ ценообразования арендная плата включается в прочие расходы в размере, не превышающем экономически обоснованный уровень. Экономически обоснованный уровень арендной платы определяется органами регулирования исходя из принципа возмещения арендодателю амортизации, налогов на имущество и землю и других установленных законодательством Российской Федерации обязательных платежей, связанных с владением имуществом, переданным в аренду, при этом экономически обоснованный уровень не может превышать размер, установленный в конкурсной документации или документации об аукционе, если арендная плата являлись критерием конкурса или аукциона на заключение соответствующего договора. В случае если договором аренды предусмотрены расходы регулируемой организации (арендатора) на содержание и эксплуатацию полученного в аренду имущества, указанные расходы учитываются в составе прочих расходов в экономически обоснованном размере.

Заявителем в ФАС России не представлены документы, подтверждающие величину амортизации по арендованным объектам (амортизационные ведомости, акты ввода в эксплуатацию и пр.).

Для подтверждения величины налога на имущества было представлено письмо арендодателя с указанием плановой величины указанного налога на 2017 год в размере 316,5 тыс. руб. При этом подтверждающих документов, в том числе налоговых деклараций за 2015 год, расчет налога на имущество представлено не было.

Собственником предприятия в лице Комитета по энергетике и инженерному обеспечению города Санкт-Петербурга соответствующая сделка была согласована только по результатам проведения оценки имущества и определен размер арендной платы в размере 18 823 тыс. руб.

К другим установленным законодательством Российской Федерации обязательным платежам, связанным с владением имуществом, переданным в аренду, соответствующая величина не относится.

Указанная величина требований организацией определена как разница между утвержденной НВВ на 2015 год и фактическими расходами Заявителя по регулируемому виду деятельности за 2015 год.

В соответствии с пунктом 42 Методических указаний по расчету регулируемых цен (тарифов) в сфере теплоснабжения, утвержденных приказом ФСТ России от 13.06.2013 № 760-э (далее – Методические указания) величина, определяющая результаты деятельности регулируемой организации до перехода к регулированию цен (тарифов) на основе долгосрочных параметров регулирования, рассчитывается по формуле ниже и может принимать как положительные, так и отрицательные значения:

Δ Рез i = Рез i + - Рез i - +Рез i эк ,

Рез i + - экономически обоснованные расходы регулируемой организации, понесенные в периоды регулирования, предшествовавшие переходу к регулированию цен (тарифов) на основе долгосрочных параметров регулирования и не возмещенные регулируемой организации, определяемые при i = 1, 2 (за исключением расходов, связанных с реализацией утвержденных инвестиционных программ);

Рез i - - доходы регулируемой организации, необоснованно полученные в периоды регулирования, предшествовавшие переходу к регулированию цен (тарифов) на основе долгосрочных параметров регулирования и подлежащие исключению из НВВ, определяемые при i = 1, 2 (за исключением доходов, связанных с реализацией утвержденных инвестиционных программ);

Рез i эк - экономия от снижения потребления энергетических ресурсов, холодной воды и теплоносителя, определенная в соответствии с пунктом 31 Методических указаний, достигнутая регулируемой организацией до перехода к регулированию цен (тарифов) на основе долгосрочных параметров регулирования, по которой еще не истек 5-летний срок, в течение которого такая экономия должна быть сохранена за регулируемой организацией.

Органом регулирования в экспертном заключении по установлению тарифов для Заявителя на 2017 год (стр. 74) отражено, что величина необходимой валовой выручки на 2015 год по регулируемому виду деятельности составила 6 141 051,15 тыс. руб. Фактические экономически обоснованные расходы Заявителя по регулируемому виду деятельности за 2015 год составили 6 174 639,94 тыс. руб.

Экономически обоснованные расходы за 2015 год ( Рез i + ) понесенные, но не включенные в НВВ при установлении тарифов, составляют 33 590 тыс. руб.

При этом органом регулирования в указанном экспертном заключении также отражено, что величина неиспользованной амортизации Заявителя по итогам деятельности за 2015 год ( Рез i - ) составляет 69 845,80 тыс. руб. Таким образом, Δ Рез i = 33 590 тыс. руб — 69 846 тыс.руб. = - (минус) 36 256 тыс. руб.

В этой связи органом регулирования корректировка, согласно его пояснениям в экспертном заключении по установлению тарифов для Заявителя на 2017 год (стр. 74) не проводилась.

Следует отметить, что в соответствии с законодательством в области государственного регулирования цен (тарифов) в теплоснабжении направление использования амортизационных отчислений не предусмотрено, за исключением случаев, когда амортизационные отчисления используются в качестве источника реализации мероприятий, предусмотренных инвестиционной программой, утвержденной в установленном законодательством порядке.

Инвестиционная программа в отношении Заявителя на 2015-2018 годы была утверждена распоряжением Комитета от 29.06.2015 № 65-р. На 2015 год за счет амортизации предусмотрено финансирование на сумму 2 149 776 тыс. руб.

Отчет о выполнении инвестиционной программы в адрес ФАС России не представлялся. В этой связи подтвердить факт неиспользования амортизационных отчислений не представляется возможным.

Анализ возможной экономии от снижения потребления энергетических ресурсов, холодной воды и теплоносителя в экспертном заключении органа регулирования не отражен. В этой связи есть основания полагать, что такой анализ органом регулирования не проводился.

С учетом изложенного, требования Заявителя подлежат удовлетворению частично.

Организация заявляет расходы по неучтенной прибыли 2016 года в тарифе на 2017 год, что действующим законодательством в сфере тарифного регулирования не предусмотрено.

При этом, в соответствии с пунктом 63 Основ ценообразования в случае если регулируемая организация ранее понесла экономически обоснованные расходы, не учтенные органом регулирования при установлении для нее регулируемых цен (тарифов), то такие расходы учитываются органом регулирования в составе неподконтрольных расходов в объеме, подтвержденном на основании годовой бухгалтерской и статистической отчетности.

В соответствии с пунктом 12 Методических указаний указанные расходы полежат учету, начиная с периода, следующего за периодом, в котором указанные выпадающие доходы были документально подтверждены на основании годовой бухгалтерской и статистической отчетности, но не позднее чем на 3-й расчетный период регулирования, в полном объеме.

С учетом изложенного, требования Заявителя удовлетворению не подлежат.

2. Органу исполнительной власти города Санкт-Петербурга в области государственного регулирования цен (тарифов) в сфере теплоснабжения:

- решений об установлении цен (тарифов) в сфере теплоснабжения, принятие которых предписывается настоящим решением;

- протокола заседания правления органа исполнительной власти города Санкт-Петербурга в области государственного регулирования цен (тарифов) в сфере теплоснабжения, на котором принимались решения, принятие которых предписывается настоящим решением;

Читайте также: