Имеют ли право налоговые органы фактически осматривать помещения организаций

Обновлено: 16.05.2024

Нередко доступ на территорию налогоплательщика ограничен.

Правила доступа должностных лиц налоговых органов

Проведение выездной налоговой проверки связано с осуществлением всех необходимых мероприятий на территории налогоплательщика. На входе таких объектов находится охрана либо установлена электронная система прохода по пропускам, поэтому доступ посторонних лиц обычно ограничен.

Доступ должностных лиц налоговых органов, на которых возложены обязанности по проведению проверки гарантируется положениями закона. Ситуации, когда это право подлежит реализации, установлены в ст. 91 НК.

Закон устанавливает 2 основания предоставления доступа проверяющим лицам на территорию налогоплательщика. Это возможно при камеральных и выездных мероприятиях налогового контроля.

Особенности доступа в ходе осуществления камеральной проверки

Камеральная проверка, в большинстве случаев, осуществляется на территории налоговой инспекции. Из этого правила есть единственное исключение, касающиеся проверки правомерности исчисления и внесения в казну НДС.

Речь идет о проверке соблюдения всех правил, по которым заявляется вычет или требуется возврат средств, внесенных в бюджет. Также это касается случаев, когда инспекция устанавливает наличие противоречивых данных в документах налогоплательщика, либо между поданной им информацией и соответствующими сведениями контрагентов.

Проведение мероприятий на территории проверяемого лица осуществляется на основании постановления, содержащего необходимую мотивировку, вынесенного должностным лицом не ниже заместителя руководителя инспекции.

Уполномоченный сотрудник обязан предъявить как сам указанный акт, так и служебное удостоверение.

Только после этого он имеет право осуществлять необходимые действия.

Особенности осуществления доступа во время проверок выездного типа

В этой ситуации право на доступ предоставляется во всех случаях, поскольку форма такого контроля реализуется на территории налогоплательщика. Для начала проверки необходимо наличие решения о ее проведении.

Требования к нему изложены в ст. 89 НК. Оно должно отвечать следующим параметрам:

  • иметь дату;
  • включать как полное, так и сокращенное наименование налогоплательщика, в отношении которого осуществляются мероприятия;
  • в нем должен указываться предмет проверки. Таковым служит проверка корректности расчета и внесения налогов в казну. Должны указываться конкретные обязательные платежи;
  • обязательно указание налоговых периодов, которые будут проверяться;
  • в текст должны включаться ФИО и должностное положение сотрудников инспекции, на которых возложена обязанность проведения контроля;
  • иметь подпись руководителя инспекции, либо его заместителя;
  • оно должно быть составлено в соответствии с формой, утвержденной ФНС на дату проверки.

Документ, не соответствующий хотя бы одному из указанных признаков, не может считаться надлежащим решением.

Другим обязательным требованием служит предъявление служебного удостоверения проверяющим лицом.

Если оно использует паспорт, последний не может считаться надлежащей заменой. Это связан с тем, что пришедший гражданин может оказаться однофамильцем инспектора, либо сотрудник налогового органа уволился на момент явки.

Право доступа должностных лиц налоговых органов

Доступ должностных лиц налоговых органов на территорию или в помещения, принадлежащие проверяемому строго регламентирован. В ч. 2 ст. 91 НК говориться о следующих правах, предоставляемых инспекторам в ходе выезда:

  • осмотр территорий, используемых для предпринимательства;
  • осмотр помещений, эксплуатируемых в этих целях;
  • осмотр объектов налогообложения, связанный с проверкой их физических параметров, служащих основанием для исчисления отдельных обязательных платежей, осуществленному проверяемым лицом.

Эти правила касаются нежилых помещений.

Что касается организации доступа внутрь жилья, то это невозможно, не получив согласия граждан, проживающих в них. Единственным исключением выступают случаи, предусматривающие допустимость этого с санкции суда, прямо предусмотренные законодательными актами.

Однако нередки прецеденты, при которых в качестве адресов компаний указываются места жительства участников или руководителей. Это порождало правовую неопределенность, связанную со статусом помещения.

Судебная практика исходит из признания такого жилья помещением, в котором ведется предпринимательская деятельность. По этой причине, стандартные правила о доступе в жилье налоговиков к таким ситуациям не применяются.

Воспрепятствование доступу должностных лиц налоговых органов

Ч. 3 ст. 91 НК предусматривает порядок действий, если проверяющее лицо не может реализовать свое право, в результате того, что налогоплательщик чинит препятствия.

Процедура предусматривает составление соответствующего акта, который должен отвечать установленной форме.

Документ подписывает руководитель проверяющей группы и налогоплательщик. Если последний отказывается ставить подпись, в акте делается отметка об этом факте.

Последствием составления этого документа выступает возможность налогового органа определить подлежащую уплате сумму по своему усмотрению, на основании имеющихся документов, либо путем применения метода аналогии, используя показатели схожих компаний или ИП.

Другим последствием станет административная ответственность по ст. 19.4.1 и 19.7.6 КоАП.

Незаконный доступ должностных лиц налоговых органов

Если проверяющие не предъявляют надлежаще оформленных документов, то налогоплательщик вправе отказать им в доступе.

На практике, в таких ситуациях, составляются акты о воспрепятствовании, которые обжалуются проверяемым. При этом, суде требуют от заявителей доказательств того, что инспекторы не соблюли установленный порядок предъявления документов.

Единственным подтверждением этого может выступать видеозапись.

Автор статьи

Кузнецов Федор Николаевич

Опыт работы в юридической сфере более 15 лет; Специализация - разрешение семейных споров, наследство, сделки с имуществом, споры о правах потребителей, уголовные дела, арбитражные процессы.

Узнайте как работаем и отдыхаем из нашего производственного календаря на 2022 год .

Обладая широким спектром прав и полномочий, налоговые органы нередко злоупотребляют своей властью. Случаи повторного начисления и взыскания долгов, неправильного расчета штрафов и пеней, несанкционированного изъятия документов и даже откровенного вымогательства давно стали повседневной российской практикой. Чтобы избежать подобных нарушений, налогоплательщики должны хорошо знать, какими полномочиями обладают налоговые инспекторы, и не позволять им злоупотреблять властью. О том, как это сделать, и пойдет речь дальше.

Основные полномочия налоговых органов

Права налоговых органов РФ закреплены в 31-й статье Налогового кодекса. Сейчас эта статья действует в редакции Федерального закона №137 от 27 июля 2006 года. Первая часть статьи закрепляет 15 основных полномочий налоговых органов:

  1. Собирать с налогоплательщиков документы для расчета и уплаты сборов.
  2. Проверять деятельность фирм и компаний в части начисления и уплаты налогов (в частности, контролировать банковские организации).
  3. Изымать документы налогоплательщика в ходе проверок, если есть подозрения в фальсификации бумаг или других махинациях.
  4. Вызывать плательщиков в налоговую инспекцию для дачи пояснений по уплаченным налогам.
  5. Арестовывать имущество и счета, приостанавливать операции по ним.
  6. Осматривать любое имущество налогоплательщика, которое помогает ему извлекать выгоду.
  7. Самостоятельно рассчитывать суммы налогов к уплате.
  8. Требовать устранения любых нарушений в уплате.
  9. Штрафовать, взыскивать недоимки и пени.
  10. Требовать в банках документы об уплате налогов любыми плательщиками.
  11. Привлекать к своей работе сторонних экспертов, специалистов и переводчиков.
  12. Вызывать любых свидетелей, чьи показания могут помочь с начислением и уплатой налогов.
  13. Ходатайствовать об отзыве и аннулировании лицензий должников на право хоздеятельности.
  14. Подавать иски в суды различных инстанций на взыскание с должников пеней, штрафов, компенсации ущерба государству, расторжение инвестиционных кредитных договоров и пр.
  15. Повторно требовать уплаты штрафов, пеней и недоимок, которые ранее были признаны безнадежными, т.е. не подлежащими взысканию.

В Кодексе отдельно оговаривается, что налоговые органы имеют право производить любые другие действия, если они не противоречат тексту документа. Кроме того, указанные полномочия осуществляются в отношении плательщиков не только налогов, но и страховых взносов.

Виды налогового контроля

В соответствии с российским законодательством, налоговые органы имеют право контролировать налогоплательщиков на всех этапах их деятельности. В зависимости от времени и оснований проведения выделяется три вида контроля:

  • предварительный (направлен на предупреждение налоговых нарушений);
  • оперативный (призван пресечь нарушения на этапе текущей хозяйственной деятельности предприятия);
  • последующий (помогает выявлять нарушения пост-фактум на основе итоговых отчетов).

На каждом этапе контроля налоговые органы могут проводить комплексные и тематические мероприятия, сплошные и выборочные выемки документов, камеральные и выездные проверки, плановые и внезапные осмотры с привлечением сторонних экспертов, инвентаризацию имущества и прочие мероприятия, описанные в Налоговом кодексе.

Типы налоговых проверок

Безусловно, налоговые проверки являются самым распространенным видом деятельности налоговых инспекторов. Именно на выездных и камеральных мероприятиях зиждется их работа. В чем же отличие этих типов проверок?

Камеральные налоговые проверки

Это обычная для текущего контроля форма налоговых проверок. Последовательность действий при камеральных проверках регулируется статьей 88 НК РФ. В рамках таких мероприятий налоговики могут выполнять следующие действия:

  • проверять декларации, отчеты и другие документы, поданные налогоплательщиком, на предмет ошибок и нестыковок;
  • устанавливать, насколько сведения из этих документов соответствуют информации, имеющейся у самого налогового органа;
  • контролировать правильность исчисления налоговой базы и других арифметических подсчетов;
  • разрешать или запрещать запрашиваемые налоговые вычеты и льготы.

То есть основная задача камеральной проверки – проконтролировать текущую деятельность налогоплательщика на основе представленных им документов. Такой тип контроля не подразумевает выезд на место налоговых инспекторов, осмотр помещений, инвентаризацию имущества и т.д.

Выездные налоговые проверки

Это более сложная и эффективная форма налогового контроля над деятельностью предприятий-налогоплательщиков и налоговых агентов. Порядок выездных проверок регламентируется статьей 89 Налогового кодекса. В рамках такого контроля налоговые инспекторы могут осуществлять следующие действия:

  • выезжать на основное место деятельности налогоплательщика;
  • осматривать помещения и имущество, с помощью которого предприниматель извлекает выгоду;
  • проводить инвентаризацию этого имущества;
  • проверять любую документацию, связанную сразу с несколькими видами налогов и сборов;
  • назначать экспертизы, привлекать переводчиков.

Соответственно, выездная проверка проводится на месте деятельности налогоплательщика. В исключительных случаях ее могут перенести в здание налогового органа.

К сведению! Выездная проверка может длиться от двух месяцев до полугода. Однако инспекторы могут приостанавливать ее ход на время истребования документов от налогоплательщика и других органов, проведения экспертиз и перевода документов с иностранных языков.

Другие действия для налогового контроля

Помимо камеральных и выездных проверок, которые по сути являются комплексом действий, налоговые органы могут проводить отдельные мероприятия для контроля налогоплательщиков. К таким действиям относятся:

  • осмотры помещений и территорий, а также имущества и документов налогоплательщика;
  • инвентаризация имущества;
  • истребование и выемка бумаг и предметов;
  • вызов налогоплательщика в инспекцию для дачи объяснений;
  • допрос свидетелей;
  • привлечение экспертов.

Все эти действия могут производиться как по отдельности, так и в составе камеральных и выездных налоговых проверок.

Сама по себе процедура осмотра территорий и помещений организации налоговым инспектором, вроде бы, безобидна. Пришел инспектор, осмотрел, составил протокол, дал подписать представителю организации и ушел. Однако, когда в ходе осмотра выявлены факты, влияющие на налогообложение, протокол осмотра может стать доказательством, позволяющим налоговикам доначислить организации налоги, пени и штрафы. Поэтому важно знать, когда и что налоговые органы вправе осмотреть.

Зачем налоговикам нужны осмотры

Цель проведения любого осмотра - установить обстоятельства, которые могут свидетельствовать о допущенных налогоплательщиком нарушениях. К примеру, проводя осмотр территорий и помещений вашего контрагента, налоговики надеются выяснить, что он:
(или) не находится по месту своей регистрации;
(или) не обладает реальной возможностью (так как нет необходимого персонала или производственных мощностей) произвести то количество продукции, которое вы у него купили, либо выполнить те работы и услуги, расходы на приобретение которых вы учли для целей налогообложения и по которым вы приняли к вычету НДС.
В результате они могут обвинить вас в получении необоснованной налоговой выгоды (Пункт 5 Постановления Пленума ВАС РФ от 12.10.2006 N 53) и снять вам и расходы, и вычеты НДС.
Помещения и территории самого налогоплательщика обычно осматривают, чтобы проверить соответствие некоторых задекларированных им данных реальному положению дел. Например, налоговики могут проверить площадь торгового зала, что имеет значение при уплате ЕНВД, или количество игровых автоматов, которое влияет на налог на игорный бизнес.

Когда по НК могут провести осмотр

Осмотр упоминается во многих нормах Налогового кодекса (Подпункты 6, 7 п. 1 ст. 31, п. 1 ст. 82, п. 13 ст. 89, п. 2 ст. 91 НК РФ), а процедура его проведения четко изложена в ст. 92 НК РФ. При этом в Кодексе приводятся такие процедуры контроля, как осмотр документов, предметов и помещений (территорий). Причем прямо сказано, что осмотр предметов инспектор может провести вне рамок выездной проверки (Пункт 2 ст. 92 НК РФ).
Вместе с тем территории и помещения нельзя отнести к предметам. Поэтому доступ на территорию или в помещение организации налоговые инспекторы могут получить, лишь предъявив (Пункт 1 ст. 91 НК РФ):
- решение о проведении выездной налоговой проверки;
- служебные удостоверения.
Должности и Ф.И.О. явившихся к вам инспекторов должны совпадать с теми, которые указаны в решении (Пункт 2 ст. 89 НК РФ). Кроме того, налоговый инспектор вправе осмотреть только территории и помещения, принадлежащие именно проверяемому налогоплательщику (Пункт 1 ст. 92 НК РФ). А провести, к примеру, в рамках проверки вашей организации осмотр помещений ваших поставщиков налоговики не вправе. И если осмотры проведены с нарушениями, протоколы этих осмотров не могут быть доказательством по делу о налоговом правонарушении (Пункт 4 ст. 101 НК РФ; п. 3 ст. 64, ст. 68 АПК РФ).
В то же время в НК РФ не урегулирован вопрос о том, можно ли осматривать помещения и территории контрагентов налогоплательщика, в отношении которого проходит выездная проверка, с согласия этого контрагента. Это порождает споры о законности полученных при таком осмотре доказательств.

Рассказываем руководителю
Можно не пускать на свою территорию или в помещение налоговых инспекторов, если:
(или) они не предъявили вам решение о проведении в отношении вас выездной проверки;
(или) их должности и Ф.И.О. не указаны в решении о проведении в отношении вас выездной проверки.
За это организации ничего не грозит.

Как проводят осмотры на практике

В спор о правомерности проведения осмотра в рамках камеральной проверки вмешался и ВАС РФ. Уже подготовлен проект постановления Пленума, в котором ВАС РФ разъясняет, что осмотр помещений и территорий не является самостоятельной формой налогового контроля и не может проводиться вне рамок выездной проверки. А вот вопрос о законности осмотров территорий и помещений контрагентов проверяемых налогоплательщиков пока останется спорным.

Читаем Кодекс

Для начала давайте посмотрим, что нам предписали законодатели в Налоговом кодексе – ст. 92 НК РФ.

п. 1 ст. 92 НК РФ : должностное лицо налогового органа, производящее выездную налоговую проверку, в целях выяснения обстоятельств, имеющих значение для полноты проверки, вправе производить осмотр территорий, помещений налогоплательщика (участника консолидированной группы налогоплательщиков), в отношении которого проводится налоговая проверка, документов и предметов.

Т.е. п. 1 ст. 92 НК РФ дает право налоговым органам проводить осмотр территорий, помещений, документов и предметов только налогоплательщика, у которого проводиться выездная проверка. Также стоит отметить, что данный пункт позволяет провести осмотр только инспекторам включенным в состав проверяющей группы.

п. 2 ст. 92 НК РФ : осмотр документов и предметов вне рамок выездной налоговой проверки допускается , если документы и предметы были получены должностным лицом налогового органа в результате ранее произведенных действий по осуществлению налогового контроля или при согласии владельца этих предметов на проведение их осмотра.

Как видно из приведенной нормы п. 2 ст. 92 НК РФ проведение осмотра вне рамок выездной проверки допускается только в отношении документов и предметов, и только с согласия владельца.

п. 3 ст. 92 НК РФ — осмотр производится в присутствии понятых.

При проведении осмотра вправе участвовать лицо, в отношении которого осуществляется налоговая проверка, или его представитель, а также специалисты.

п. 4 ст. 92 НК РФ — в необходимых случаях при осмотре производятся фото- и киносъемка, видеозапись, снимаются копии с документов или другие действия.

п. 5 ст. 92 НК РФ — о производстве осмотра составляется протокол.

Таким образом, положения ст. 92 НК РФ не наделяют налоговые органы правом проводить осмотр территорий и помещений организаций вне рамок выездных налоговых проверок. В том числе нельзя проводить осмотр контрагента проверяемого налогоплательщика, как налоговому органу проводящему выездную проверку, так и налоговому органу по месту учета контрагента.

Позиция судов по вопросу правомерности проведения осмотра помещений и территорий контрагента проверяемого налогоплательщика

Пунктом 1 ст. 82 НК РФ осмотр помещений и территорий, используемых для извлечения дохода (прибыли), назван в качестве одной из форм налогового контроля.

Однако положения статей 91 и 92 Кодекса, регламентирующие соответствующие полномочия налоговых органов, прямо указывают на то, что осмотр территорий (помещений) налогоплательщика и доступ на территорию (в помещение) налогоплательщика возможен только в связи с проведением в отношении данного налогоплательщика выездной налоговой проверки.

Следовательно, в контексте действующего законодательного регулирования осмотр помещений и территорий, используемых налогоплательщиком для извлечения дохода (прибыли), не может рассматриваться в качестве самостоятельной формы налогового контроля и осуществляться вне рамок выездной налоговой проверки.

Суть большого количества судов по данному вопросу можно выразить следующим образом. В случае, если налоговым органам собрана сильная доказательная база по контрагенту-однодневке, то суды принимают и протокол осмотра. Если нет то, отменяя решение налогового органа, заодно и протокол осмотра судом не принимается. При этом отрицательные решения для налоговых органов в основном звучат в случаях осмотров вне рамок выездных проверок, а не осмотров контрагентов, хотя, на мой взгляд, это одно и тоже с точки зрения Кодекса.

Осмотр территорий и помещений контрагента неправомерен

Осмотр территорий и помещений контрагента правомерен

Примером противоположной указанной выше позиции ФАС ПО может служить Постановление ФАС ВСО от 23.09.2010 г. № А33-166/2010, в котором указано следующее:

Как налоговики должны доказывать, что контрагент по адресу не располагается?

У читающих данную статью налоговиков, наверное, возникает вопрос: какие мероприятиями нужно провести, что бы собирать доказательную базу о том, что контрагент не находится по месту нахождения и не каких вопросов к данным мероприятиям не у налогоплательщика, не у суда не возникало?

Я рекомендует провести следующие мероприятия:

  • установить собственников помещений по месту нахождения контрагента-однодневки;
  • получить у собственников помещений копии свидетельств о регистрации права собственности на помещения, копии договоров аренды (субаренды – при наличии) с контрагентом – путем истребования документов по ст. 93.1 НК РФ (встречная проверка);
  • провести допросы собственников (представителей собственников) помещений на предмет наличия договора аренды (субаренды) с контрагентом-однодневкой.

Стоит ли контрагенту позволять налоговикам проводить осмотр помещений и территорий?

Как и описывалось выше, у налоговых органов нет полномочий проводить осмотр территорий и помещений контрагента. Поэтому, отказ контрагента в доступе налоговиков на территорию (в помещение) не влечет для него не каких последствий.

Читайте также: