Имеют ли право налогоплательщики отстаивать свои интересы в налоговых отношениях через своего представителя

Обновлено: 18.05.2024

ФНС напомнила о правилах проведения допроса свидетеля с участием представителя. Руководитель налоговой практики Bryan Cave Leighton Paisner (Russia) LLP рассказал, кого могут допросить, как вести себя свидетелю и кого лучше взять в сопровождающие, а также что поможет налогоплательщику пережить проверку

С какой целью налоговые органы проводят допросы?

Налоговые органы проводят допросы для получения информации о предполагаемых нарушениях законодательства о налогах и сборах. Ответы свидетелей фиксируются в протоколах, которые становятся доказательствами по делу.

Кого могут вызвать на допрос?

ФНС: налоговые органы вправе вызывать в качестве свидетелей лиц, которым могут быть известны какие-либо обстоятельства, имеющие значение для проведения налогового контроля (подп. 12 п. 1 ст. 31 НК РФ). Статья 90 НК РФ содержит информацию о том, кто может быть допрошен и кого допрашивать нельзя. Так, при проведении налоговых проверок адвокат не может допрашиваться налоговыми органами в качестве свидетеля, если он получил информацию, необходимую для проведения налогового контроля, в связи с исполнением своих профессиональных обязанностей и эти сведения относятся к профессиональной тайне адвоката.

При планировании выездных проверок налоговики оценивают финансовое и имущественное положение налогоплательщика и определяют перспективы взыскания налоговой задолженности, анализируя информацию из внутренних и внешних источников ФНС

Кому разрешено присутствовать на допросе?

ФНС: вопросы участия лица, сопровождающего свидетеля, разъясняют письма ФНС от 31 декабря 2013 г. № ЕД-4-2/23706@ и от 30 октября 2012 г. № АС-3-2/3920@. В них указано, что в НК РФ не установлен исчерпывающий перечень лиц, которые могут присутствовать при допросе. Получается, что круг таких лиц не ограничен. К тому же при проведении допроса должно строго соблюдаться право свидетеля на получение квалифицированной юридической помощи.

Налоговым законодательством не регламентированы права и обязанности лица, сопровождающего гражданина, вызванного повесткой для допроса в налоговый орган.

Налоговый орган вправе приостановить операции по счетам организации не только спустя месяц после выявления недоимки по налогам, когда вступит в силу решение о привлечении к ответственности из-за неуплаты доначисленных сумм, но и сразу после проверки

Как вести себя свидетелю и чем ему поможет адвокат?

ФНС: в случае допроса свидетеля, который пользуется квалифицированной юридической помощью, адвокат вправе делать замечания, подлежащие внесению в протокол или приобщению к делу (п. 3 ст. 99 НК РФ). При этом отвечает на вопросы свидетель самостоятельно.

Налогоплательщики могут направлять жалобы на решения и действия налоговиков с помощью телекоммуникационных каналов связи теперь на всей территории страны

Как рассказал Евгений Тимофеев, инспекторы нередко настаивают на фиксации неудачной, но устраивающей их формулировки, ссылаясь на то, что свидетель сказал именно так. Однако цель допроса – выявить и зафиксировать обстоятельства, а не оговорки. Поэтому до подписания протокола свидетелю следует убедиться, что его ответы точно отражают смысл сказанного им, и в этом ему должен помочь адвокат. Свидетель должен понимать, что, поскольку именно его речь фиксируется, окончательную форму показаний может определить только он. И нужно помнить, что всегда есть возможность подписать протокол с замечанием о том, что все со слов свидетеля записано неверно.

Как пережить налоговую проверку?

До проверки.

  • проанализировать основные зоны риска;
  • повысить требования к прозрачности операций и документооборота;
  • усовершенствовать процедуры контроля (особенно при взаимодействии с контрагентами, поскольку их недобросовестность может стать причиной проведения проверки в вашей организации);
  • провести инструктаж для персонала;
  • отслеживать активность налоговых органов в отношении вашей компании (требования, письма, комиссии и т.д.);
  • заранее подумать о доказательствах (ни в коем случае нельзя ограничиваться формальными аргументами). Помните: налоговая проверка – это этап, на котором вы можете предоставить доказательства вашей правоты.

Во время подготовки к проверке следует соблюдать четыре основных правила.

2. Поддерживайте рабочие отношения с налоговым инспектором, который проводит проверку (в том числе и через привлеченных специалистов-консультантов) – это помогает.

3. Будьте готовы: к выемке и изъятию большого объема данных, представлению оригиналов документов, проведению большого количества допросов, истребованию документов и информации у иностранных организаций.

4. Сотрудники должны быть предупреждены о возможных вызовах на допросы и осведомлены о своих правах и обязанностях. Им нужно объяснить, что допрос не связан с грубым нарушением закона со стороны компании. Вызванному на допрос работнику нужно предоставить адвоката, чтобы: защитить его права и законные интересы, выстроить рабочие отношения между ним и инспектором, не дать возможности задавать работнику некорректные вопросы, зафиксировать в протоколе все факты, которые он сообщил, и отразить допущенные нарушения.

После проверки.

Оноприенко Оксана

Законными представителями физического лица признаются для малолетних, не достигших 14 лет, родители, усыновители или опекуны, а для граждан в возрасте от 14 до 18 лет - родители, усыновители или попечители. В отношении совершеннолетних граждан, признанных судом недееспособными, законными представителями выступают опекуны, а в отношении совершеннолетних граждан, ограниченных судом в дееспособности, законными представителями выступают попечители. В иных случаях наличие законных представителей у совершеннолетнего гражданина не предусмотрено.

Согласно ст.27 НК РФ законными представителями налогоплательщика-организации признаются лица, уполномоченные представлять указанную организацию на основании закона или ее учредительных документов. Как правило, законный представитель - это лицо, исполняющее функции единоличного исполнительного органа организации, или глава коллегиального исполнительного органа организации.

В соответствии со ст.27 Федерального закона от 26.10.2002 N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)" наблюдение является первой из процедур, применяемых при рассмотрении дела о банкротстве должника - юридического лица. Статьей 64 этого Закона установлено, что введение наблюдения не является основанием для отстранения руководителя должника и иных органов управления должника. При этом временный управляющий вправе, в частности, получать любую информацию и документы, касающиеся деятельности должника (ст.66 Закона N 127-ФЗ). В случае принятия арбитражным судом определения о введении внешнего управления полномочия руководителя должника прекращаются с даты введения внешнего управления и управление делами должника возлагается на внешнего управляющего (ст.ст.94 и 126 Закона N 127-ФЗ). С даты принятия арбитражным судом решения о признании должника банкротом и об открытии конкурсного производства полномочия руководителя должника прекращаются и арбитражный суд утверждает конкурсного управляющего.

Таким образом, организация-налогоплательщик участвует в отношениях, регулируемых законодательством о налогах и сборах, через соответствующего арбитражного управляющего, являющегося в случаях, указанных в Законе N 127-ФЗ, законным представителем налогоплательщика.

В отличие от законного представителя, действующего без подтверждения своих полномочий специальными документами, уполномоченный представитель участника налоговых правоотношений действует на основании доверенности. В соответствии с п.3 ст.29 НК РФ уполномоченный представитель физического лица осуществляет свои полномочия на основании нотариально удостоверенной доверенности или доверенности, приравненной к нотариально удостоверенной в соответствии с гражданским законодательством Российской Федерации. Доверенность выдается в порядке, установленном гражданским законодательством. Согласно п.5 ст.185 ГК РФ доверенность от имени юридического лица выдается за подписью его руководителя или иного лица, уполномоченного на это его учредительными документами. На доверенности ставится оттиск печати юридического лица.

Лица, специализирующиеся на представлении интересов налогоплательщиков, оформляют отношения с представляемыми ими налогоплательщиками на основании договоров поручения.

По договору поручения одна сторона (поверенный) обязуется совершить от имени и за счет другой стороны (доверителя) определенные юридические действия (ст.971 ГК РФ). Доверитель обязан выдать поверенному доверенность (доверенности) на совершение юридических действий, предусмотренных договором поручения.

Налогоплательщик - физическое лицо выдает нотариально заверенную доверенность лицу, с которым заключен договор поручения. Налогоплательщик-организация выдает доверенность за подписью руководителя лицу, с которым заключен договор поручения. Если лицом, которому налогоплательщиком выдана доверенность, является организация, то юридически значимые действия на основании такой доверенности вправе осуществлять исключительно законный представитель организации. В соответствии со ст.976 ГК РФ поверенный вправе передать исполнение поручения другому лицу лишь в случаях и на условиях, предусмотренных ст.187 ГК РФ, согласно которой доверенность, выдаваемая в порядке передоверия, должна быть нотариально удостоверена.

Советник налоговой службы

Мы используем файлы Cookie. Просматривая сайт, Вы принимаете Пользовательское соглашение и Политику конфиденциальности. --> Мы используем файлы Cookie. Просматривая сайт, Вы принимаете Пользовательское соглашение и Политику конфиденциальности.


Правом обжаловать действия или бездействие налогового органа обладает каждый налогоплательщик. Есть несколько путей защиты (обращение к вышестоящему должностному лицу или в вышестоящую инспекцию, прокуратуру, суд). Каждый из них может оказаться более или менее предпочтительным в конкретной ситуации. Самым действенным будет применение комбинации различных средств. Посмотрим, какой способ выбрать и как составить обращение.

В перечне обязанностей налоговых органов, который предлагает нам НК РФ, первым номером значится соблюдение законодательства о налогах и сборах. Стоит ли говорить, что эта декларация зачастую остается только на бумаге? Сколько приходится потратить времени и преодолеть барьеров потребителям госуслуг для получения документов, снятия блокировки счета, возврата переплаченных налогов. О том, как привести механизм в действие, читайте в этом материале.

  • о действующих налогах и сборах,
  • законодательстве о налогах и сборах,
  • порядке исчисления и уплаты налогов и сборов,
  • правах и обязанностях налогоплательщиков,
  • полномочиях налоговых органов и их должностных лиц,
  • а также представлять формы налоговых деклараций (расчетов) и разъяснять порядок их заполнения.

Обратите внимание на возможность бесплатно получить в ФНС РФ информацию о своих правах. Получается, что посоветоваться о способах защиты мы можем непосредственно с самим обидчиком. Несомненно, это должно придавать уверенности. Порядок оказания такой услуги давно разработан и утвержден:

Общий срок ответа при письменном обращении составит 30 календарных дней. Устное обращение – личное или по телефону – обрабатывается сразу.

Как и куда пожаловаться

Правом обжаловать действия или бездействие налогового органа обладает каждый. Есть несколько путей защиты. Каждый из них может оказаться более или менее предпочтительным в конкретной ситуации. Самым действенным будет применение комбинации различных средств.

1. Обращение к вышестоящему должностному лицу

В виде жалобы оформляется просьба о восстановлении или защите нарушенных прав, свобод или законных интересов.

То есть заявление, чаще всего, направлено на информирование о сложившейся ситуации, а жалоба – на восстановление своих прав. Для обоих документов установлены единые требования:

  • необходимо указать фамилию, имя, отчество должностного лица, к которому вы обращаетесь, либо его должность;
  • обозначить свои фамилию, имя, отчество;
  • написать почтовый адрес, по которому должны быть направлены ответ, уведомление о переадресации обращения;
  • изложить суть заявления или жалобы;
  • поставить личную подпись и дату.

Какие-либо документы прилагаются к заявлению, жалобе только в случае необходимости, для подтверждения своих доводов. Обязательного приложения документов к заявлению или жалобе закон не содержит.

Направлять обращение нужно непосредственно тому должностному лицу, в компетенцию которого входит решение вашего вопроса.

Письменное обращение должно быть рассмотрено в течение 30 календарных дней со дня его регистрации. Ответ направляется заявителю в письменной форме. А если обращение поступило в электронном виде, ответ будет отправлен в том виде, который вы указали в заявлении (жалобе), – письменно или по электронной почте.

На что можно пожаловаться вышестоящему должностному лицу? Закон не ограничивает круг вопросов, которые можно передать на рассмотрение руководителя, когда действия или бездействие инспектора нарушают ваши права. Если решение вашего вопроса вне компетенции чиновника, он направляет заявление (жалобу) соответствующему должностному лицу, которое уполномочено решать поставленные вами вопросы.

Без ответа обращение будет оставлено в случаях, если:

  1. не указана фамилия заявителя (не забывайте о себе);
  2. не указан почтовый адрес, по которому должен быть направлен ответ (будьте внимательны);
  3. в обращении содержатся нецензурные либо оскорбительные выражения, угрозы жизни, здоровью и имуществу должностного лица, членов его семьи (старайтесь держать себя в руках);
  4. текст не поддается прочтению (будьте аккуратны);
  5. в обращении содержится вопрос, на который уже неоднократно давались письменные ответы, а новых доводов в обращении нет (будьте внимательны к деталям).

Нельзя исключать, что ваши права могут быть нарушены не только при взаимодействии с инспектором, но и при рассмотрении вышестоящим должностным лицом вашего обращения. На этот случай в КоАП РФ предусмотрена специальная ст. 5.59 – за нарушение порядка рассмотрения обращений должностное лицо заплатит штраф от 5000 до 10 000 рублей.

Преимущества этого способа:

  • не требует уплаты госпошлины;
  • не ограничен срок обращения;
  • не ограничен круг обжалуемых вопросов (действий или бездействия);
  • вы вправе самостоятельно выбрать способ общения с представителем власти – лично или письменно;
  • если вопрос не в компетенции должностного лица, обращение будет перенаправлено по нужному адресу.

2. Обжалование в вышестоящий налоговый орган

И гражданин, и организация имеют право обжаловать акты налоговых органов ненормативного характера, действия или бездействие их должностных лиц, если, по их мнению, такие акты, действия или бездействие нарушают их права.

В вышестоящую инспекцию подается два вида жалоб:

  1. апелляционная, если вы намерены обжаловать не вступившие в законную силу решения налоговиков;
  2. просто жалоба, если вы хотите оспорить акты налоговой инспекции (ненормативного характера), которые уже вступили в законную силу, действия или бездействие должностных лиц.

На что можно пожаловаться вышестоящему налоговому органу? Вы вправе оспорить как действия или бездействие должностных лиц, так и любые ненормативные (то есть индивидуально определенные, разовые, относящиеся к конкретному налогоплательщику) акты инспекции. Это могут быть решения о проведении налоговой проверки или зачета, приостановлении операций по счету, привлечении к ответственности, доначислении налога и пени, требование об уплате налога и т.д.

Порядок подачи и рассмотрения жалоб регулируют гл. 19 и 20 НК РФ.

Примечательно, что, получив обычную жалобу, инспекция обязана самостоятельно устранить нарушения и сообщить об этом в вышестоящий налоговый орган. Для апелляционной жалобы такой вариант развития событий не предусмотрен.

Есть различия и в сроках подачи:

  1. обычная жалоба может быть подана в течение одного года со дня:
    • когда вы узнали или должны были узнать о нарушении своих прав;
    • вынесения решения, если обжалуется вступившее в силу решение о привлечении к ответственности или решение об отказе в привлечении к ответственности, которое не было обжаловано в апелляционном порядке;
    • вынесения решения, если обжалуется вступившее в силу решение, вынесенное по результатам рассмотрения материалов налоговой проверки консолидированной группы налогоплательщиков, которое не было обжаловано в апелляционном порядке.
  2. апелляционная жалоба может быть подана до дня вступления в силу обжалуемого решения.

Требования к форме и содержанию обычной жалобы и апелляционной – единые, они перечислены в ст. 139.2 НК РФ. Форма допускается только письменная или электронная (с отправкой по телекоммуникационным каналам связи либо через личный кабинет налогоплательщика). Отправка жалобы по электронной почте не предусмотрена.

В жалобе следует указать:

  • Ф.И.О. и место жительства физического лица, подающего жалобу, или наименование и адрес организации, подающей жалобу;
  • обжалуемый акт налогового органа ненормативного характера, действия или бездействие его должностных лиц;
  • наименование налогового органа, акт ненормативного характера которого, действия или бездействие должностных лиц которого обжалуются;
  • основания, по которым лицо, подающее жалобу, считает, что его права нарушены;
  • требования лица, подающего жалобу;
  • способ получения решения по жалобе: на бумажном носителе, в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи или через личный кабинет налогоплательщика.

Не является обязательным требованием, но для содействия в своевременном рассмотрении жалобы можно дополнительно указать номера телефонов, факсов, адреса электронной почты и иные сведения. Также полезно будет приложить документы, подтверждающие требования заявителя. Только имейте в виду, что документы будут приняты во внимание только в том случае, если вы сможете обосновать причины, по которым невозможно было ранее представить их инспекции, решение которой обжалуется.

Соблюдение срока и порядка составления жалобы важно. В противном случае она будет оставлена без рассмотрения.

По общему правилу оспаривание автоматически не приостанавливает исполнение обжалуемого акта. Но в каждом правиле бывают исключения: в случае обжалования вступившего в силу решения о привлечении к ответственности или решения об отказе в привлечении к ответственности исполнение обжалуемого решения может быть приостановлено.

Для этого вместе с жалобой необходимо подать заявление о приостановлении и предоставить банковскую гарантию, по которой банк обязуется уплатить денежную сумму в размере налога, сбора, пеней, штрафа, не уплаченных по обжалуемому решению.

По итогам рассмотрения жалобы вышестоящий налоговый орган принимает одно из следующих решений:

  1. оставляет жалобу (апелляционную жалобу) без удовлетворения;
  2. отменяет акт налогового органа ненормативного характера;
  3. отменяет решение налоговой инспекции полностью или в части;
  4. отменяет решение полностью и принимает по делу новое решение;
  5. признает действия или бездействие должностных лиц инспекции незаконными и выносит решение по существу.

Причем это не является точкой в защите своих прав. Ведь решение вышестоящего налогового органа, в свою очередь, тоже может быть обжаловано в ФНС РФ в течение трех месяцев со дня принятия.

Преимущества этого способа:

  • не требует уплаты госпошлины;
  • не ограничен круг обжалуемых ненормативных актов, действий или бездействия;
  • результатом рассмотрения жалобы может быть отмена ненормативного акта налогового органа;
  • исполнение решения о привлечении к ответственности (отказе от привлечения к ответственности) может быть приостановлено до принятия решения по жалобе.

3. Обращение в прокуратуру

Требования прокурора, вытекающие из его полномочий, подлежат безусловному исполнению в установленный срок.

На что можно пожаловаться прокурору? Ответ на этот вопрос есть в законе. Предметом прокурорского надзора, среди прочего, является соблюдение Конституции РФ и исполнение законов, соблюдение прав и свобод человека и гражданина.

Иными словами, прокурорский надзор распространяется на обращения о нарушениях законодательства, прав, свобод и интересов человека и гражданина. В прокуратуру не подаются жалобы на решения налоговых органов, заявления об уточнении расчетов и т.п. Но туда можно обратиться в случае нарушения инспекцией законодательства, например, при проведении налоговой проверки, взыскании налога, в других случаях, при которых КоАП РФ предусмотрена административная ответственность.

Инструкция о порядке рассмотрения обращений и приема граждан в органах прокуратуры Российской Федерации утверждена приказом Генерального прокурора РФ от 30.01.2013 № 45 и распространяется не только на граждан, но и на юридических лиц.

Обращение в органы прокуратуры может быть в виде заявления или жалобы аналогично обращению к вышестоящему должностному лицу, как было рассмотрено выше. Интересно, что ни один из рассматриваемых в этой статье органов власти не способен конкурировать с прокуратурой по разнообразию допустимых способов обращения граждан. Прокурор рассмотрит обращения, полученные в письменной или устной форме на личном приеме, по почте, телеграфу, факсимильной связи, информационным системам общего пользования.

Письменное обращение должно в обязательном порядке содержать:

  • наименование органа, в который направляется обращение, или фамилию, имя, отчество соответствующего должностного лица либо его должность;
  • фамилию, имя, отчество заявителя;
  • почтовый адрес, по которому должен быть направлен ответ или уведомление о переадресовании обращения. Если обращение направлено в прокуратуру в электронной форме, дополнительно указывается адрес электронной почты или почтовый адрес, по которому заявитель рассчитывает получить ответ;
  • изложение существа вопроса;
  • личную подпись заявителя;
  • дату.

Без ответа останется обращение, в котором не указаны фамилия направившего его гражданина или адрес, по которому требуется ответить.

Заявление или жалоба могут быть поданы как в прокуратуру по месту нахождения заявителя, так и в прокуратуру по месту нахождения налоговой инспекции. Законодательство не ограничивает заявителя в выборе.

Если установлен факт нарушения, прокурор вносит представление об устранении нарушений закона. Представление вносится в ИФНС или должностному лицу, которые полномочны устранить допущенные нарушения, и подлежит безотлагательному рассмотрению. В течение месяца должны быть приняты конкретные меры по устранению допущенных нарушений закона, их причин и условий, им способствующих; о результатах должно быть сообщено прокурору в письменной форме.

В зависимости от характера нарушения закона прокурор также выносит постановление о возбуждении производства об административном правонарушении.

Помимо этого действенна и такая мера, как направление прокурором должностному лицу предостережения о недопустимости нарушения закона. Предостережение направляется при наличии сведений о готовящихся противоправных деяниях. За неисполнение требований прокурора должностное лицо может быть привлечено к ответственности.

Преимущества этого способа:

  • не требует уплаты госпошлины;
  • не ограничен срок обращения;
  • широкий круг допустимых способов направления обращения;
  • должностные лица обязаны немедленно исполнить представление прокурора;
  • результативный способ, поскольку должностные лица могут быть привлечены к административной ответственности за выявленные нарушения;
  • если вопрос не в компетенции прокурора, обращение будет пере­направлено по нужному адресу.

4. Обращение в суд

Акты налоговых органов ненормативного характера, действия или бездействие их должностных лиц могут быть обжалованы в суд в порядке, предусмотренном НК РФ и соответствующим процессуальным законодательством РФ.

Обратиться в суд налогоплательщик вправе только после обжалования ненормативных актов, действий или бездействия должностных лиц в вышестоящий налоговый орган. То есть налоговым законодательством предусмотрен обязательный досудебный порядок урегулирования спора. Эта процедура подробно рассмотрена в п. 2 ст. 138 НК РФ.

Вы вправе обратиться в суд не только в том случае, если вышестоящий налоговый орган не удовлетворил вашу жалобу, но и в случае, если решение по жалобе в установленный срок не принято вовсе. Обжаловать решение самого вышестоящего органа можно сразу в суд, без обращения в еще более вышестоящий налоговый орган.

Обратите особое внимание на следующее обстоятельство при прохождении досудебной процедуры обжалования: доводы, не заявленные в первоначальной жалобе (в вышестоящий налоговый орган), могут быть не приняты судом во внимание при рассмотрении заявления.

Судебное оспаривание остается, пожалуй, самой длительной по времени и дорогостоящей процедурой защиты своих прав. Однако в определенных случаях у него нет альтернативы.

На принятие решения об обращении в суд у компании есть не так уж много времени: заявление может быть подано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня, когда стало известно о нарушении прав. Требования к оформлению заявления содержатся в ст. 199, 125 Арбитражного процессуального кодекса РФ.

Дела подобного рода судья рассматривает единолично с извещением сторон о месте и времени судебного заседания. По результатам суд может признать ненормативный правовой акт недействительным, а решение или действие (бездействия) незаконным, либо отказать налогоплательщику в удовлетворении заявленного требования.

Преимущества этого способа:

  • спор рассматривает иной орган государственной власти, не входящий в систему налоговых органов;
  • проработаны и законодательно закреплены механизмы исполнения решения суда;
  • результатом рассмотрения заявления может быть признание недействительным ненормативного акта налогового органа, незаконными действий (бездействия) должностных лиц;
  • исполнение решения налоговиков может быть приостановлено на период рассмотрения заявления налогоплательщика;
  • есть возможность обжалования судебного акта.

Подводя итог, обозначим некоторые точки, существенные для любого вида обращений о защите своих прав: обращение (жалоба, заявление и т.д.) должно быть сжатым, емким по смыслу, содержать четкие требования и обоснования, написанным понятным языком, без лишней и повторяющейся информации. Из обращения должно быть ясно, какие именно права заявителя нарушены и в чем состоит нарушение.


Презумпция добросовестности налогоплательщика — исходный принцип налоговых правоотношений. Из нашего материала вы узнаете о том, как этот принцип закреплен в НК РФ и что налогоплательщикам ожидать с появлением в кодексе статьи о запрете налоговых злоупотреблений.

Как закреплена презумпция добросовестности налогоплательщика в НК РФ?

Положения этой статьи закрепляют на законодательном уровне принцип презумпции добросовестности налогоплательщика.

Чтобы узнать, помогает ли принцип презумпции добросовестности плательщика налога отстоять в суде вычет по НДС, перейдите по ссылке.

На практике налогоплательщику в большинстве случаев приходится самому доказывать свою невиновность.

Как правило, налоговые органы стараются в первую очередь построить всю схему взаимодействий налогоплательщика с его контрагентами и установить роль каждого лица в ней. Оспаривая решение налогового органа, компании придется не только представить аргументы по конкретным обстоятельствам, но и доказать, что построенная инспекцией схема ошибочна и (или) не свидетельствует о стремлении уменьшить налог в качестве главной цели по сделке. Чтобы доказать, что взаимоотношения с контрагентом обоснованы и все сделки с ним законны, необходимо проявить должную осмотрительность путем проверки контрагента. Проверять его стоит по тем же критериям, по которым это будет делать налоговый орган.

Как проявить должную осмотрительность в отношении контрагента, подробно рассказали эксперты КонсультантПлюс. Получите пробный демо-доступ и бесплатно переходите в Готовое решение.

С появлением в Налоговом кодексе ст. 54.1 о запрете налоговых злоупотреблений налогоплательщику необходимо учесть ее нормы при доказывании своей невиновности. Остановимся на содержании этой статьи подробнее.

О появлении в НК РФ статьи 54.1 мы рассказывали здесь.

Запреты и права налогоплательщика по статье 54.1 НК РФ

Ст. 54.1 определяет пределы осуществления прав налогоплательщика по исчислению суммы налога, сбора, страховых платежей.

В п. 1 ст. установлен запрет на уменьшение налоговой базы или суммы налога, если при их расчете налогоплательщик использовал недостоверные данные:

  • о фактах своей хозяйственной жизни (или их совокупности);
  • объектах налогообложения, подлежащих отражению в учете или отчетности.

Если хозяйствующий субъект при определении налоговых обязательств использует достоверные фактические данные, ему позволено уменьшить налоговую базу (п. 2 рассматриваемой статьи). При этом требуется одновременное соблюдение 2 условий:

  • цель осуществления операции не должна быть непосредственно связана с уменьшением налоговых обязательств (неуплатой (неполной уплатой) и (или) зачетом (возвратом) налога);
  • исполнитель операции (сделки) должен выступать стороной договора с налогоплательщиком или иным уполномоченным лицом, которому передано обязательство по исполнению договора (в силу договора или по закону).

В последнем пункте статьи законодателем предусмотрена своего рода поблажка для налогоплательщика (о ней мы расскажем далее).

Данная статья, хотя и посвящена вопросам налоговой выгоды, не содержит расшифровку непосредственно понятия необоснованной налоговой выгоды, в которой контролеры пытаются уличить хозяйствующих субъектов. Из следующего раздела вы узнаете, как трактуют это понятие судьи.

Понятие необоснованной налоговой выгоды

Этот термин в НК РФ не расшифрован, хотя доказывание необоснованной налоговой выгоды (ННВ) вовсю используется налоговиками в суде.

Обвинение в получении ННВ может последовать от контролеров, если:

  • по их мнению (основанному на предварительном анализе), вы осуществляете деятельность с высоким налоговым риском, и существует вероятность получения вами ННВ;
  • предварительное мнение налоговиков подкрепляется результатами налоговой проверки.
  • права на налоговый вычет, возврат (зачет) налога и/или его возмещение;
  • налоговой льготы;

А также за счет:

  • снижения величины налоговой базы;
  • применения более низкой ставки налога;

Налоговая выгода может быть признана ННВ, если ее получение не связано с реальной деятельностью налогоплательщика.

С появлением ст. 54.1 теперь и в налоговом законодательстве установлена четкая взаимосвязь между реальной деятельностью хозяйствующего субъекта и возможностью снижения налоговых обязательств.

Получить полное представление о том, как инспекции теперь будут обосновывать свою позицию в спорах с налогоплательщиками с учетом ст. 54.1 НК РФ, и подготовиться к таким спорам вам поможет аналитический обзор, который подготовили эксперты КонсультантПлюс. Получите пробный доступ к системе бесплатно и переходите в материал.

Как удавалось доказать необоснованную налоговую выгоду до введения статьи 54.1 НК РФ и чего ожидать после ее появления

До появления ст. 54.1 контролерам удавалось раздобыть доказательства получения необоснованной налоговой выгоды путем сбора информации о том, что деятельность налогоплательщика нереальна.

Фиктивную (нереальную) деятельность они подтверждали:

С появлением ст. 54.1 налогоплательщику необходимо подтвердить:

  • факт осуществления операции исполнителем;
  • наличие с ним договорных отношений.

Это означает, к примеру, что отсутствие у заказчика документов, подтверждающих надлежащее исполнение договоров, может послужить поводом для отказа в вычете расходов и НДС.

Переходите к системе К+ и узнайте какие налоговые риски несет налогоплательщик, например, при работе с фирмами "транзитерами" или "однодневками". Если у вас нет доступа к справочно-правовой системе, получите пробный демо-доступ бесплатно.

Как влияет собственная осторожность и осмотрительность налогоплательщика на оценку судами ННВ, узнайте здесь.

Ограничение формальных обвинений по нормам новой статьи НК РФ

До появления в Налоговом кодексе ст. 54.1 налоговики пытались доказать получение ННВ налогоплательщиком, если обнаружат:

  • нарушения налогового характера у него в прошлом;
  • неритмичность его хоздеятельности;
  • разовость операции;
  • иные обстоятельства (взаимозависимость участников сделок, проведение расчетов в одном банке и др.).

Однако, по мнению судей, сами по себе эти обстоятельства не могли являться основанием для признания получения ННВ и рассматривались в качестве доказательства только во взаимосвязи с иными факторами.

Новая статья НК РФ перечень таких обстоятельств ограничила. В п. 3 этой статьи сформулировано важное правило, позволяющее избежать обвинений в получении ННВ по формальным основаниям.

Так, не являются самостоятельными основаниями для отказа в уменьшении налоговой базы:

  • небезупречное налоговое прошлое контрагента налогоплательщика (наличие у него нарушений налогового законодательства);
  • наличие учетных документов, подписанных неуполномоченными или неустановленными лицами;
  • возможность получения хозяйствующим субъектом аналогичного результата хоздеятельности при осуществлении иных операций, не запрещенных законом.

В настоящее время по-прежнему судами рассматриваются все доказательства и обстоятельства в совокупности, и ст. 54.1 НК РФ кардинальных изменений в этот процесс не внесла. В связи с чем вероятность применения наказания за прошлые периоды при изменении судебного решения не в пользу недобросовестного налогоплательщика очень велика. Такое решение вынес КС РФ в постановлении от 28.11.2017 № 34-П. А поскольку постановление № 53 более детально рассматривает и понятие налоговой выгоды, и обстоятельства, при которых она может быть признана необоснованной, следует ожидать, что им и в дальнейшем будут руководствоваться суды при рассмотрении дел о ННВ.

Итоги

Под презумпцией добросовестности налогоплательщика понимается невиновность лица в совершении налогового правонарушения при отсутствии доказательств его вины.

Налоговики смогут доказать его вину, если во время налоговой проверки найдут подтверждение нереальности его деятельности даже при отсутствии недочетов в документах.

Новая статья Налогового кодекса определяет пределы осуществления прав налогоплательщика по исчислению суммы налога, сбора, страховых платежей. С появлением этой статьи в налоговом законодательстве установлена четкая взаимосвязь между реальной деятельностью хозяйствующего субъекта и возможностью законного снижения налоговых обязательств.

Более полную информацию по теме вы можете найти в КонсультантПлюс.
Пробный бесплатный доступ к системе на 2 дня.

Читайте также: