Гражданин предприниматель и налоговый инспектор

Обновлено: 14.05.2024

Заявление по форме 2-2-Учет — это документ, который придется заполнить, чтобы зарегистрироваться в ФНС в качестве налогоплательщика. Его подают в налоговую инспекцию, что получить ИНН.

Предназначение документа

Действующее фискальное законодательство определяет, что все граждане, предприниматели и организации регистрируются в ФНС в качестве налогоплательщиков. Причем неважно, платит ли конкретный субъект налоги в бюджет или нет. Даже если обязательства по перечислению фискальных платежей у данного лица отсутствуют, он обязан встать на госучет в ФНС.

Постановка физлица на учет в ФНС, или попросту получение ИНН, — обязательная процедура. Без идентификационного номера налогоплательщика гражданин не сможет оформить налоговые вычеты, зарегистрировать индивидуальное предпринимательство или создать юрлицо (организацию). Помимо этого, ИНН является обязательным реквизитом практически всех налоговых и отчетных форм. Следовательно, чтобы получить код, придется обратиться в налоговую инспекцию с заявлением 2-2-Учет.

Унифицированный бланк

Чтобы гражданину получить идентификационный номер, необходимо подготовить специальное письменное обращение с просьбой поставить его на учет в государственном реестре налогоплательщиков. Код идентификации показывает, какой вы по списку в этом госреестре.

Для подготовки обращения используйте унифицированный бланк, который утвержден приказом ФНС №ЕД-7-14/323@ от 08.05.2020. Унифицированная форма КНД 1112015 представлена в Приложении №1 к нормативному распоряжению.

Полное наименование документа — заявление физического лица о постановке на учет в налоговом органе КНД 1112015, форма 2-2-Учет.

До 1 октября применялись старые формы из приказа №ЯК-7-6/488@. С 01.10.2020 действуют новые бланки заявления о постановке, уведомлений о постановке и о снятии с учета. Теперь образец заполнения формы 2-2-Учет при смене фамилии не требуется — эту возможность исключили из формы. ФНС получает информацию через ЕГР ЗАГС.

Как заполнить: общие рекомендации

Основные рекомендации по заполнению закреплены в приказе ФНС №ЕД-7-14/323@. Вот как заполнить заявление на получение ИНН физлицу:

  1. Внесите сведения в форму от руки либо заполните документ при помощи компьютера или любой печатной техники. Для рукописного варианта используйте только черные или синие чернила.
  2. Если вы допустили ошибки в заполнении 2-2-Учет, придется составить его заново. Ошибки, исправления либо использование корректирующих средств при составлении документов такого рода недопустимы.
  3. Если заполняете бланк от руки, в пустых полях проставьте прочерки. При подготовке КНД 1112015 на компьютере прочерки не ставят.

Информацию вносите печатными буквами, проследите, чтобы текст легко читался.

Готовый пример заполнения заявления на ИНН передайте в ФНС лично, по почте либо через доверенного представителя.

Пошаговая инструкция к заполнению

Шаг №1. Начните заполнять заявление с первой страницы.

Укажите личную информацию:

  • Ф. И. О.;
  • пол;
  • дату рождения;
  • место рождения;
  • гражданство.

Укажите код страны, количество листов формы и количество приложений. Внесите номер телефона для связи, дату заполнения и подпишите КНД 1112015.

В нижней части первого листа информацию вносит работник налоговой службы. Здесь указываются данные о присвоенном ИНН, дате постановки на учет и реквизитах свидетельства (дата и номер).

Шаг №2. Переходим к заполнению второй страницы.

Еще раз укажите Ф. И. О., реквизиты документа, удостоверяющего личность (паспорт или свидетельство о рождении). Здесь же указываются данные о документах иностранных граждан, разрешающих проживание в РФ.

Шаг №3. Заполняем последний лист.

Внесите информацию об адресе места жительства или пребывания в РФ. По новым правилам тип и наименование населенного пункта, элементов планировочной структуры, улично-дорожной сети, здания и помещения в пределах здания вписываются от руки.

На третьей странице заявления указывают информацию о документе, который подтверждает регистрацию по месту пребывания в России. Требуются не только номер, дата и иные регистрационные данные официальной бумаги, но и адрес места пребывания в РФ.

Вот пример заявления физического лица о постановке на учет в налоговом органе на новом бланке:

Заявление по форме 2-2-Учет — это документ, который придется заполнить, чтобы зарегистрироваться в ФНС в качестве налогоплательщика. Его подают в налоговую инспекцию, что получить ИНН.

Предназначение документа

Действующее фискальное законодательство определяет, что все граждане, предприниматели и организации регистрируются в ФНС в качестве налогоплательщиков. Причем неважно, платит ли конкретный субъект налоги в бюджет или нет. Даже если обязательства по перечислению фискальных платежей у данного лица отсутствуют, он обязан встать на госучет в ФНС.

Постановка физлица на учет в ФНС, или попросту получение ИНН, — обязательная процедура. Без идентификационного номера налогоплательщика гражданин не сможет оформить налоговые вычеты, зарегистрировать индивидуальное предпринимательство или создать юрлицо (организацию). Помимо этого, ИНН является обязательным реквизитом практически всех налоговых и отчетных форм. Следовательно, чтобы получить код, придется обратиться в налоговую инспекцию с заявлением 2-2-Учет.

Унифицированный бланк

Чтобы гражданину получить идентификационный номер, необходимо подготовить специальное письменное обращение с просьбой поставить его на учет в государственном реестре налогоплательщиков. Код идентификации показывает, какой вы по списку в этом госреестре.

Для подготовки обращения используйте унифицированный бланк, который утвержден приказом ФНС №ЕД-7-14/323@ от 08.05.2020. Унифицированная форма КНД 1112015 представлена в Приложении №1 к нормативному распоряжению.

Полное наименование документа — заявление физического лица о постановке на учет в налоговом органе КНД 1112015, форма 2-2-Учет.

До 1 октября применялись старые формы из приказа №ЯК-7-6/488@. С 01.10.2020 действуют новые бланки заявления о постановке, уведомлений о постановке и о снятии с учета. Теперь образец заполнения формы 2-2-Учет при смене фамилии не требуется — эту возможность исключили из формы. ФНС получает информацию через ЕГР ЗАГС.

Как заполнить: общие рекомендации

Основные рекомендации по заполнению закреплены в приказе ФНС №ЕД-7-14/323@. Вот как заполнить заявление на получение ИНН физлицу:

  1. Внесите сведения в форму от руки либо заполните документ при помощи компьютера или любой печатной техники. Для рукописного варианта используйте только черные или синие чернила.
  2. Если вы допустили ошибки в заполнении 2-2-Учет, придется составить его заново. Ошибки, исправления либо использование корректирующих средств при составлении документов такого рода недопустимы.
  3. Если заполняете бланк от руки, в пустых полях проставьте прочерки. При подготовке КНД 1112015 на компьютере прочерки не ставят.

Информацию вносите печатными буквами, проследите, чтобы текст легко читался.

Готовый пример заполнения заявления на ИНН передайте в ФНС лично, по почте либо через доверенного представителя.

Пошаговая инструкция к заполнению

Шаг №1. Начните заполнять заявление с первой страницы.

Укажите личную информацию:

  • Ф. И. О.;
  • пол;
  • дату рождения;
  • место рождения;
  • гражданство.

Укажите код страны, количество листов формы и количество приложений. Внесите номер телефона для связи, дату заполнения и подпишите КНД 1112015.

В нижней части первого листа информацию вносит работник налоговой службы. Здесь указываются данные о присвоенном ИНН, дате постановки на учет и реквизитах свидетельства (дата и номер).

Шаг №2. Переходим к заполнению второй страницы.

Еще раз укажите Ф. И. О., реквизиты документа, удостоверяющего личность (паспорт или свидетельство о рождении). Здесь же указываются данные о документах иностранных граждан, разрешающих проживание в РФ.

Шаг №3. Заполняем последний лист.

Внесите информацию об адресе места жительства или пребывания в РФ. По новым правилам тип и наименование населенного пункта, элементов планировочной структуры, улично-дорожной сети, здания и помещения в пределах здания вписываются от руки.

На третьей странице заявления указывают информацию о документе, который подтверждает регистрацию по месту пребывания в России. Требуются не только номер, дата и иные регистрационные данные официальной бумаги, но и адрес места пребывания в РФ.

Вот пример заявления физического лица о постановке на учет в налоговом органе на новом бланке:

С действующих предпринимателей недоимки и пени списываются в бесспорном порядке с банковского счета, как с компаний. А вот если человек утратил статус ИП, то процедура меняется - налоговикам приходится взыскивать с него "предпринимательские" налоги через суд как с обычного гражданина. При этом инспекторы часто пропускают сроки, что позволяет бывшим ИП избежать уплаты налоговых долгов.

Утрата статуса ИП не освобождает от уплаты "предпринимательских" долгов по налогам

Перестать быть ИП несложно. Достаточно сдать в регистрирующую налоговую :

  • заявление по форме N Р26001 ;
  • квитанцию об оплате госпошлины в размере 160 руб. , если подаете документы лично или отсылаете обычной почтой. А если направляете документы в электронном виде, в том числе через нотариуса или МФЦ, либо через личный кабинет на сайте ФНС, пошлину платить не нужно ;
  • справку из ПФР, которая подтверждает, что вы сдали сведения персонифицированного учета на работников (хотя на практике регистраторы сами получают ее по межведомственному запросу).

После подачи этого пакета документов в течение 5 рабочих дней предпринимателя исключат из ЕГРИП . Однако не нужно забывать, что:

  • ему все равно придется гасить долги по налогам и взносам, если они есть. Карточка "Расчеты с бюджетом" ИП, прекратившего свою деятельность, не будет закрыта до завершения расчетов с бюджетом и закрытия налоговых обязательств. Можно лишь просить налоговиков о рассрочке ;
  • налоговики могут провести выездную проверку гражданина за период его деятельности в качестве предпринимателя . Как обычно, проверять можно трехлетний период, предшествующий году назначения проверки ;
  • пени по имеющимся недоимкам продолжают начисляться и после утраты статуса ИП. Ведь гражданин, в отличие от компании, после исключения из реестра не перестает быть налогоплательщиком.

А это означает, что начисление пеней остановится только тогда, когда их сумма будет равна сумме соответствующей недоимки .

Это нам подтвердил и специалист ФНС.

Законом не предусмотрено списание задолженности по факту снятия ИП с учета

ГРИГОРЕНКО Екатерина Сергеевна. Советник государственной гражданской службы РФ 2 класса

- Гражданин отвечает по своим обязательствам, в том числе предпринимательским, всем принадлежащим ему имуществом, за исключением того, на которое в соответствии с законом не может быть обращено взыскание . Поэтому после прекращения деятельности в качестве ИП гражданин продолжает нести имущественную ответственность перед кредиторами, включая бюджет. Долги не могут быть списаны автоматически. Выписка из ЕГРИП, подтверждающая прекращение деятельности ИП, не является достаточным основанием для признания дебиторской задолженности гражданина безнадежной ко взысканию .

Поскольку недоимка продолжает числиться за бывшим ИП, пени также начисляются на дату ее погашения. При этом сумма пеней, начисленных на недоимку, не может превышать размер этой недоимки .

В этом отличие форм предпринимательской деятельности в виде ИП и в виде юридического лица. При ликвидации компании начисление пеней прекращается с момента внесения записи в ЕГРЮЛ . Ведь с указанной даты юридическое лицо перестает существовать. А процедуры, предшествующие ликвидации компании, направлены на погашение имеющихся задолженностей.

Срок обращения в суд по налоговым долгам бывшего ИП ограничен

Как вы понимаете, если ИП закрылся с налоговыми долгами или если долги будут выявлены потом при проверке, риск претензий от ИФНС весьма велик. Но тут в пользу экс-предпринимателя работают следующие положения НК .

Во-первых, взыскать с него недоимку можно только в судебном порядке. Во-вторых, сроки обращения в суд строго ограничены.

Так, для ИФНС есть два варианта судебной процедуры взыскания налоговых долгов с бывшего ИП.

Справка. Когда сумма взыскания меньше 3 000 руб., первые 6 месяцев для обращения в суд отсчитываются так :

  • если в течение 3 лет общая сумма требований превысила 3 000 руб., то со дня превышения (то есть истечения срока исполнения последнего требования);
  • если не превысила, то от даты истечения этих 3 лет.

Вариант 1. Инспекторы обращаются к мировому судье, и тот выносит судебный приказ о взыскании. Если приказ не будет оспорен, его передадут приставам для исполнения.

А если гражданин успеет подать мировому судье возражения на приказ в течение 20 рабочих дней с момента его вынесения (в возражениях можно не приводить аргументы), то приказ будет отменен и ИФНС придется обращаться с иском в районный (городской) суд общей юрисдикции (далее - районный суд) .

В этом варианте инспекция ограничена следующими сроками:

  • не более 6 месяцев после неоплаты требования в указанный в нем срок - для обращения к мировому судье ;
  • не более 6 месяцев после отмены судебного приказа - для обращения в районный суд с иском .

Вариант 2. Инспекторы сразу обращаются с иском в суд, пропуская стадию судебного приказа. На обращение у них есть 6 месяцев после истечения срока оплаты требования .

Для восстановления судебных сроков нужны просьба ИФНС и уважительная причина

Практика показывает, что налоговики частенько не укладываются в 6 месяцев и обращаются в суды (что в мировой, что в районный) позже установленного срока.

Пропущенный срок может быть восстановлен, но для этого ИФНС необходимо, во-первых, подать в суд заявление о его восстановлении, во-вторых - указать в нем уважительную причину пропуска и подтвердить ее документами. Если этого не сделать вместе с подачей заявления о вынесении судебного приказа (искового заявления), то возможность принудительного взыскания недоимки будет безвозвратно утрачена .

Отметим, что порядок восстановления срока при обращении за судебным приказ ом в законе никак не урегулирован. Поэтому мировые судьи решают эту проблему по-разному. Кто-то выносит судебный приказ о взыскании при пропуске срока, даже если заявление о его восстановлении не подавалось. Возможно, судьи не считают этот момент важным, раз судебный приказ так легко отменить по заявлению гражданина.

А другие при пропущенном сроке указывают, что требование не является бесспорным и потому не может быть рассмотрено в приказном порядке . Причем такой вывод возможен даже при наличии заявления о восстановлении срока .

В случае отказа мирового судьи в приеме заявления о вынесении судебного приказа у ИФНС остается право пойти в суд с исковым заявлением, но в пределах все того же (уже пропущенного) 6-месячного срока. Поэтому в суде, скорее всего, инспекции тоже откажут .

Примечание. Инспекции часто объясняют пропуск срока большим объемом работы, отпусками или командировками сотрудников, проблемами с программой и иными похожими аспектами. Но в качестве уважительных должны рассматриваться только причины, не зависящие от лица, который просит восстановить срок. А юридические лица в принципе не вправе ссылаться на обстоятельства организационного характера .

Если срок пропущен и не восстановлен, взыскать недоимку нельзя

Если судебный приказ был вынесен за рамками срока без заявления о его восстановлении, у экс-предпринимателя появляется железный аргумент для победы в районном суде, когда ИФНС обратится туда с иском после отмены приказа. Дело в том, что при взыскании налога должны быть последовательно соблюдены все сроки - не только срок обращения ИФНС с иском в суд после отмены приказа, но и срок обращения к мировому судье.

В общем-то, такой вывод следует из НК, но в 2017 г. эту позицию сформулировал также Конституционный суд . Поэтому районный суд просто обязан проверить оба срока, что сейчас и делается на практике.

Если выяснится, что срок обращения к мировому судье пропущен и не восстановлен, то районный суд при всем желании восстановить его уже не сможет. Он может только отказать налоговикам в иске .

К примеру, ИП зарегистрировал прекращение статуса 28.07.2017. При этом он не уплатил страховые взносы и ему были направлены два требования, которые он не исполнил. Судебный приказ экс-предприниматель оспорил, и инспекция пошла в суд. В суде было установлено, что 6 месяцев на подачу приказа по первому требованию истекли 06.12.2017, а по второму - 28.01.2018. При этом приказ о взыскании неуплаченных взносов и пеней был вынесен 26.11.2019, то есть позже установленных сроков. Суд разъяснил, что сама по себе выдача судебного приказа автоматически не восстанавливает пропущенный срок обращения в суд с заявлением. А при вынесении приказа вопрос об уважительности пропуска срока не обсуждался. Поэтому в иске ИФНС было отказано .

Внимание. Районный суд обязан проверить соблюдение налоговиками всех сроков в случае принудительного взыскания с гражданина налоговой задолженности: и срока обращения к мировому судье за судебным приказом, и последующего срока обращения в суд с иском в случае отмены приказа .

Отметим, что в таких ситуациях суды отказывают даже в том случае, когда сам бывший предприниматель признает иск, то есть не оспаривает наличие задолженности по налогам и (или) взносам .

Когда суд отказал налоговикам из-за пропущенного срока, долг бывшего ИП должен быть списан.

Если есть судебное решение, где ИФНС отказано во взыскании недоимки из-за пропуска сроков, то это основание для признания задолженности безнадежной . Поэтому, как только такое решение вступит в силу, соответствующие записи должны быть немедленно исключены из лицевого счета экс-предпринимателя. Если налоговый орган не сделает это сам, нужно подать в инспекцию заявление о признании недоимки безнадежной ко взысканию и списании с приложением копии судебного акта .

Как разъяснил ВАС, не имеет значения, в какой части судебного решения будет сказано об утрате инспекцией возможности взыскания налога из-за пропуска сроков - в резолютивной или в мотивировочной . Это может быть даже не решение по делу, а отдельное определение об отказе в восстановлении пропущенного срока подачи заявления в суд .

При этом по общему правилу утрата возможности взыскания сама по себе не является основанием для списания задолженности.

И если налоговики пропустили сроки и не пошли в суд, то недоимка и пени так и будут числиться за бывшим ИП. В том числе они будут показаны в справке о состоянии расчетов, если гражданин ее запросит. Хотя, по мнению ВАС, в такой справке должно быть указание и на утрату налоговиками возможности взыскания .

Поэтому налоговики иногда сами обращаются в суды, чтобы признать задолженность безнадежной и списать ее . Но это может сделать и налогоплательщик, если ему нужно очистить свою "налоговую" историю .

Если срок взыскания налога пропущен, то пени тоже взыскать нельзя

Иногда налоговики, утратив возможность взыскать недоимку по тем или иным причинам, пытаются взыскать хотя бы сумму пеней. Ведь пени могут продолжать начисляться, пока не достигнут размера самой недоимки . А до 27.12.2018 и этого ограничения не было . Поэтому была возможность выставить требование по ним и своевременно обратиться в суд. Но это незаконно.

Согласно разъяснениям ВАС пени могут взыскиваться, только если налоговый орган своевременно принял меры к принудительному взысканию суммы соответствующего налога. В таком случае пени начисляются по день фактического погашения недоимки .

Суды сейчас также считают, что :

  • пени не должны начисляться на суммы тех налогов, право на взыскание которых налоговым органом утрачено;
  • пени не могут быть взысканы при истечении сроков на принудительное взыскание суммы налога.

Отметим также, что исключение из ЕГРИП не влечет разблокировки счета, если он был заморожен в период предпринимательства.

Ведь гражданин должен отвечать по обязательствам, в том числе налоговым, всем своим имуществом (за рядом исключений) . В связи с этим после внесения записи в ЕГРИП решение ИФНС о приостановлении операций по банковским счетам экс-коммерсанта (в том числе по личным счетам) продолжает действовать до момента исполнения соответствующих обязанностей. Так разъяснял Минфин в 2012 г. , и до сих пор эта позиция актуальна.

Решение о блокировке счета ИП не будет отменено по факту прекращения деятельности

ГРИГОРЕНКО Екатерина Сергеевна. Советник государственной гражданской службы РФ

- Позиция ведомств сводится к тому, что утрата физическим лицом статуса ИП не является обстоятельством, которое влечет прекращение возникшей при ведении такой деятельности обязанности по уплате налогов, сборов, пеней и штрафов. Поэтому после внесения в реестр записи о прекращении таким физическим лицом деятельности в качестве ИП действие решения налогового органа о приостановлении операций по его счетам в банке сохраняется (несмотря на то что ИП как субъекта уже не будет) .

п. 1 ст. 22.3 Закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ (далее - Закон N 129-ФЗ)

приложение N 10 к Приказу ФНС от 31.08.2020 N ЕД-7-14/617@

подп. 6, 7 п. 1 ст. 333.33 НК РФ

подп. 32 п. 3 ст. 333.35 НК РФ; п. 1 ст. 9, п. 7 ст. 22.3 Закона N 129-ФЗ; Письма ФНС от 18.07.2019 N ГД-4-19/14001@; Минфина от 27.11.2019 N 03-12-13/92017

п. 1 ст. 8, пп. 8, 9 ст. 22.3 Закона N 129-ФЗ

Письмо Минфина от 14.12.2016 N 03-04-05/74868

Определение КС от 26.05.2011 N 615-О-О

п. 4 ст. 89 НК РФ; Письмо ФНС от 13.09.2012 N АС-4-2/15309@ (п. 9)

п. 3 ст. 75 НК РФ

Письмо Минфина от 27.04.2017 N 03-03-06/1/25384

п. 3 ст. 75 НК РФ

Письмо Минфина от 17.03.2006 N 03-02-07/1-57

пп. 1, 2 ст. 48 НК РФ

п. 2 ст. 48 НК РФ

ч. 3.1 ст. 1, ч. 1 ст. 123.1, ч. 3 ст. 123.5, ч. 1, 2 ст. 123.7, ч. 1 ст. 286 КАС РФ

п. 2 ст. 48 НК РФ

п. 3 ст. 48 НК РФ

п. 2 ст. 48 НК РФ; ч. 2 ст. 286 КАС РФ

статьи 94, 95 КАС РФ

Определения мирового судьи судебного участка N 54 Зареченского района г. Тулы от 18.01.2019 N 9а-4/2019; мирового судьи судебного участка N 43 судебного района Ряжского райсуда от 11.01.2017

Определение мирового судьи судебного участка N 41 судебного района Ряжского райсуда от 14.12.2016 N 9а-389/2016

Решение Советского райсуда г. Брянска от 17.06.2020 N 2а-2637/2020

п. 30 Постановления Пленума ВС от 29.03.2016 N 11

Определение КС от 26.10.2017 N 2465-О

Решения Моршанского райсуда Тамбовской области от 08.07.2020 N 2а-558/2020; Сыктывкарского горсуда Республики Коми от 13.08.2020 N 2а-4600/2020; Московского райсуда г. Калининграда от 27.07.2020 N 2а-1725/2020; Балаковского райсуда Саратовской области от 02.03.2020 N 2а-2-555/2020

Определение КС от 26.10.2017 N 2465-О; Кассационное определение 4 КАС от 09.06.2020 N 88а-12484/2020

Решение Невинномысского горсуда Ставропольского края от 03.08.2020 N 2а-1118/2020

Решение Моршанского райсуда Тамбовской области от 17.03.2020 N 2а-389/2020

подп. 4 п. 1 ст. 59 НК РФ

п. 5 Перечня (приложение N 2 к Приказу ФНС от 02.04.2019 N ММВ-7-8/164@)

п. 9 Постановления Пленума ВАС от 30.07.2013 N 57 (далее - Постановление ВАС N 57)

подп. 4 п. 1 ст. 59 НК РФ

п. 9 Постановления ВАС N 57

Решение Серпуховского горсуда Московской области от 04.09.2020 N 2а-2507/2020

п. 9 Постановления ВАС N 57; Определение КС от 26.05.2016 N 1150-О; п. 3 разд. "Судебная коллегия по административным делам" Обзора судебной практики ВС N 4 (2016), утв. Президиумом ВС 20.12.2016; Апелляционное определение Свердловского облсуда от 16.11.2017 N 33а-19054/2017

п. 3 ст. 75 НК РФ

пп. 1, 5 ст. 9 Закона от 27.11.2018 N 424-ФЗ

п. 57 Постановления ВАС N 57

Решения Центрального райсуда г. Сочи от 02.06.2020 N 2а-1592/2020; Советского райсуда г. Брянска от 06.07.2020 N 2а-2481/2020

Елена Тарасова

Банки обязаны передавать налоговым органам документы и сведения по их запросу. С 17 марта 2021 года перечень таких документов существенно расширили. Новые правила действуют уже четыре месяца, поэтому можно подвести небольшие итоги. Налоговый юрист Елена Тарасова рассказала, зачем это было нужно и кого коснулись изменения в законе.

Что такое банковская тайна

Банковская тайна — это запрет кредитным учреждениям разглашать информацию о своих клиентах, их счетах и операциях (ст. 857 ГК РФ). Исключение может быть сделано только в интересах государства или правосудия. Иными словами, доступ к сведениям о счетах организаций, предпринимателей и граждан строго регламентирован законом.

Случаи, когда банковские сведения могут быть предоставлены госорганам и иным лицам, например, нотариусам, судьям или арбитражным управляющим, перечислены в ст. 26 Федерального закона от 02.12.1990 № 395-1. Так, нотариус может запрашивать информацию о счетах и остатках на них в интересах наследников, арбитражный управляющий вправе выяснять движение средств по счетам компаний и лиц, аффилированных с банкротом.

Попав к налоговикам, в суд или к нотариусу, сведения о банковских операциях и владельцах счетов не перестают охраняться и имеют особый режим доступа. Специальные законы, которые регламентируют деятельность судов, полиции, ФНС, арбитражных управляющих и других лиц обязывают их хранить в тайне сведения, которые стали им известны в процессе исполнения служебных обязанностей.

Расширенный доступ налоговой к банковской информации с 17 марта 2021

До принятия поправок в ст. 86 НК РФ сотрудники налоговой инспекции уже имели доступ к банковской информации. При проведении проверок они запрашивали информацию о движении денег по счетам компаний и предпринимателей, сведения об остатках по счетам и размерах задолженности картотеки № 2.

Из-за неточности формулировок и пробелов в законодательных нормах между банками и налоговиками часто возникали споры, связанные с полнотой предоставления документов. Банки отказывали в предоставлении сведений, которые по их мнению не содержат информации, влияющей на налоговые обязательства клиентов. В ответ налоговики часто накладывали на кредитные учреждения штраф, предусмотренный ст. 126 НК РФ.

Федеральный закон от 17.02.2021 № 6-ФЗ устранил большую часть этих разногласий. Изменения в ст. 86 НК РФ уточнили сроки и перечень документов, представляемых кредитными учреждениями по запросу ФНС, а также основания для их представления.

Что теперь будет знать налоговая

В таблице собраны сведения, которые были доступны налоговикам ранее и стали впервые доступны после 17 марта 2021 года.

Банк всегда обязан предоставлять без запроса

  1. Сведения об открытии или закрытии счетов и депозитов организаций, ИП, граждан.
  2. Сведения об открытии или закрытии электронных кошельков (в том числе работающих через банки сервисов QIWI, WebMoney, PayPal и Яндекс.Деньги).

Банк обязан предоставить по запросу ФНС до 17 марта 2021 года и сейчас

  1. Выписки о движении по счету.
  2. Сведения об остатках денежных средств на счетах.
  3. Сведения об отдельных операциях клиентов.

Банк обязан предоставить по запросу ФНС после 17 марта 2021 года

  1. Копии карточек с образцами подписей и оттиском печати.
  2. Копии паспортов и других документов лиц, которые могут распоряжаться деньгами.
  3. Копии доверенностей на представителей.
  4. Копии банковских договоров, заявлений на открытие или закрытие счета, информацию о клиентах.
  5. Информация о бенефициарных владельцах или выгодоприобретателях по счету, которая стала известна банку.

Основная цель изменений — предоставление доступа ФНС к сведениям о лицах, управляющих счетом, не только тех организаций и ИП, в отношении которых уже ведется налоговая проверка, но и тех, кого только собираются проверять, а также облегчение доказательства взаимозависимости компаний и физических лиц.

В каких случаях налоговая может запрашивать документы и информацию

Налоговики могут запрашивать сведения в строго определенных случаях.

В отношении организаций и ИП:

  • проведение налоговой проверки;
  • вне рамок проверки по отдельным сделкам;
  • принятие решения о взыскании налогов;
  • принятие решения о приостановлении или отмене приостановления операций по счетам;
  • принятие решения о приостановлении или отмене приостановления переводов электронных денежных средств;
  • в рамках международного сотрудничества.

В отношении физических лиц, которые не являются индивидуальными предпринимателями, налоговая может запрашивать эти данные только при проведении налоговой проверки (запрос должен содержать согласие руководителя вышестоящего налогового органа, руководителя ФНС или его заместителя) или в рамках международного сотрудничества.

Как происходит обмен данными между банками и ФНС

Банки и ФНС взаимодействуют по прямым телекоммуникационным каналам связи. Срок для предоставления документов — 3 дня со дня получения мотивированного запроса налоговой. Когда сотрудник ФНС запрашивает информацию о счетах физических лиц, он должен согласовать запрос с руководителем вышестоящего налогового органа.

Формы и порядок передачи информации по запросам налоговой в электронном виде еще не готовы. До тех пор, пока ФНС их не разработает и Центробанк не утвердит, банки могут передавать информацию по ранее установленным правилам — по запросам ФНС в рамках встречной проверки или при получении информации о конкретных сделках (письмо ФНС от 01.07.2021 № СД-4-2/9296@).

Зачем это нужно и кого коснутся изменения

Не стоит опасаться, что расширение доступа ФНС к банковской тайне нарушает или ущемляет права налогоплательщиков. По своей сути изменения направлены на борьбу с номинальными лицами в руководстве компаний и предотвращение незаконного обналичивания.

Компании и ИП, в отношении которых сделаны такие запросы, уже находятся в проверочном процессе или на стадии предпроверочного анализа. Если налогоплательщик не уходит от налогообложения, не использует подставных лиц или компании-однодневки для обналичивания средств, переживать не стоит.

Не пропустите новые публикации

Подпишитесь на рассылку, и мы поможем вам разобраться в требованиях законодательства, подскажем, что делать в спорных ситуациях, и научим больше зарабатывать.

Как открыть ИП или ООО иностранцу

Как открыть ИП иностранцу

Индивидуальных предпринимателей в России регистрируют по месту жительства (закон № 129-ФЗ от 08.08.01 года). И если жители страны открывают ИП по прописке, то иностранцу нужно законное обоснование того, что он может долгое время находиться в РФ.

Такими документами становятся вид на жительство и разрешение на временное пребывание.

Для регистрации ИП иностранцу нужно сначала получить:

  • вид на жительство или ВНЖ. На основании этого документа нерезидент вправе выбрать любой регион для регистрации и осуществления предпринимательской деятельности;
  • разрешение на временное пребывание или РВП. Иностранец с РВП может заниматься предпринимательской деятельностью только в том регионе России, где он оформил РВП.

Наличие визы не может служить основанием для регистрации ИП на территории РФ и не заменяет ни один из этих документов.

Для регистрации ИП иностранному гражданину нужно подать в налоговую инспекцию следующие документы:

  • копия документа, удостоверяющего личность иностранца — паспорт или другой документ;
  • копия свидетельства о рождении или иной документ, который подтвердит место и дату рождения заявителя — если в паспорте нет этих данных;
  • ксерокопия ВНЖ или штамп РВП. Обычно достаточно копии, но лучше уточнить в инспекции, нужно ли копию нотариально заверять;
  • документ о прописке в России;
  • нотариальный перевод паспорта и свидетельства о рождении;
  • заявление о регистрации физического лица в качестве ИП по форме Р21001. Поля, в которых вносятся ФИО иностранца, место рождения и адрес проживания нужно заполнить на русском и иностранном языках. Если подаёт документы доверенное лицо, то заявление нужно заверить у нотариуса;
  • квитанцию об оплате госпошлины. В 2020 году она равна 800 рублям. Если регистрироваться на сайте налоговой инспекции, Госуслуги или через МФЦ, то на госпошлине можно сэкономить. Для сайта ФНС и Госуслуги понадобится электронная цифровая подпись. Для МФЦ ЭЦП не нужна только если там налажен электронный документооборот с налоговой инспекцией.

При подаче документов в инспекцию помимо копий нужно предоставить оригиналы документов. Инспектор сверит всю информацию и вернёт их представителю.

Как подать документы на регистрацию ИП иностранцу

Для предоставления сведений в налоговую инспекцию иностранец может:

Если все документы заполнены правильно и прошли проверку, через 3 рабочих дня налоговая инспекция примет решение — зарегистрировать ИП или отказать. При положительном решении инспекция выдаст на руки лист записи в ЕГРИП.

Кроме того, если у иностранца раньше не было ИНН, при оформлении документов его автоматически присвоят. Тогда срок может увеличиться да 5-ти рабочих дней. После регистрации инспекция сама направит сведения в ПФР и страховые фонды — специально регистрироваться там не нужно.

Получить документы о регистрации можно тем же способом, которым заявитель послал документы. Если документы были сданы в бумажном виде, за их получение нужно обратиться в ФНС или МФЦ. При подаче онлайн документы пришлют на на электронную почту, указанную в заявлении.

В некоторых случаях инспекция отказывает в регистрации ИП. Кроме общих причин, налоговики могут не открыть ИП, если до окончания сроков РВП и ВНЖ осталось меньше шести месяцев.

Налогообложение ИП-иностранца

Иностранец в статусе ИП может использовать все режимы налогообложения, действующие в России. Единственная разница — в ставке налога на доходы физлиц, если ИП применяет общую систему налогообложения.

Ставка зависит от того, как долго находится иностранец на территории России. Если он пребывает в стране суммарно меньше 183 дней в течение последних 12 месяцев, он считается нерезидентом РФ и обязан платить НДФЛ по ставке 30%. Если 183 дня и больше, он получает статус налогового резидента и с этого момента вправе платить НДФЛ 13%, как российские граждане.

Если предприниматель выберет УСН, то в течение 30 дней после регистрации ему нужно подать заявление на упрощёнку. Без этого ИП автоматически переведут на общую систему налогообложения.

Как открыть ООО иностранцу

Согласно российскому законодательству ООО могут открыть как иностранные юридические лица, так и обычные граждане. Если иностранец или иностранная компания самостоятельно регистрируют организацию в России и являются единственными учредителями, такая форма бизнеса считается обществом с ограниченной ответственностью с иностранными инвестициями.

Если в состав учредителей входят не только иностранцы, но и российские граждане или компании, такое ООО называется обществом с долевым участием или совместное предприятие.

Процедура открытия ООО иностранным гражданином полностью совпадает с процессом регистрации компании жителем России. Отличие только в том, что у иностранца должен быть нотариально заверенный перевод паспорта на русском языке.

Чтобы зарегистрировать общество, иностранец-учредитель обязан внести уставный капитал. Обязательная минимальная сумма — 10 000 рублей. В уставный капитал можно вложить деньги и имущество свыше этой суммы, но минимальный взнос нужно сделать деньгами. Для этого учредителю придётся открыть в России валютный и рублёвый банковские счёта. Валютный счёт нужен, если уставный капитал будет перечислен в валюте. При взносе в рублях достаточно рублёвого счёта. Срок взноса в уставной капитал — 4 месяца с момента государственной регистрации общества.

Учредителю компании при регистрации бизнеса не обязательно проживать или находиться на территории России. Открыть и вести бизнес можно и за границей. Поэтому, учредителю не нужно получать вид нa житeльcтвo или paзpeшeниe нa пpoживaниe.

Для компаний с иностранным капиталом нормативными актами могут быть установлены запреты или ограничения по видам деятельности (банковская, страхование, деятельность гражданской авиации) или на определенные сделки. Также есть запреты на создание организаций с иностранным капиталом на закрытых территориях.

Документы для регистрации

Если ООО учреждает физическое лицо, при подаче документов нужно будет предъявить нотариально заверенный перевод паспорта, т.к. делопроизводство в России ведут на русском языке. Проще заказать перевод в России, чтобы не было ошибок и не пришлось дополнительно переводить и легализовать документ, удостоверенный иностранным нотариусом.

Остальной пакет документов такой же как при регистрации ООО резидентом.

  1. Заявление по форме Р11001. Если иностранец обращается лично, то нотариально заверять не потребуется. Если подаёт через представителя — необходимо обратиться к нотариусу. Если учредителей несколько, каждый будет являться заявителем. На каждого заполняется соответствующий лист не только как на участника (лист В), но и как на заявителя (лист Н). И каждый обязан либо явиться непосредственно в ИФНС или МФЦ, либо обратиться к нотариусу для удостоверения подписи.
  2. Заявление и прочие документы можно подать через российского нотариуса без явки в ИФНС или в МФЦ.
  3. Решение о создании ООО. Решение можно делать либо сразу на русском, либо двуязычное, чтобы обойтись без нотариального перевода. Если компанию учреждают несколько иностранных граждан, нужно приложить протокол собрания и указать размеры долей учредителей ООО. Нотариально удостоверять ни решение, ни протокол не нужно.
  4. Устав ООО на русском языке или двуязычный. Лучше сразу предоставить Устав в двух экземплярах, чтобы потом не пришлось подавать заявление на получение заверенной копии. В некоторых регионах принимают только один экземпляр.
  5. Квитанция об уплате госпошлины — 4 000 рублей. Если подаёте документы через нотариуса, пошлину платить не нужно. При этом важно иметь в виду, что при подаче через ИФНС и через МФЦ будут применяться разные КБК.
  6. Гарантийное письмо на юридический адрес или cвидeтeльcтвo o пpaвe coбcтвeннocти нa пoмeщeниe, гдe расположится OOO.

Документы можно передать в налоговую лично, через представителя с нотариально заверенной доверенностью или выслать почтой России с описью вложения и почтовым уведомлением о вручении. Через три рабочих дня регистрирующий орган даст ответ.

При успешном открытии представитель ООО получит в электронном виде такие документы:

  • свидетельство о постановке на учет в налоговом органе — ИНН;
  • лист записи из ЕГРЮЛ;
  • устав с отметкой налоговой.

В бумажном виде эти документы в налоговой инспекции теперь выдают только по запросу.

Вывод

Иностранцы могут вести бизнес в России. В общем, для иностранных граждан процедура регистрации такая же, как для жителей России. Размер налогов зависит не от гражданства, а от места постоянного проживания иностранца. Для получения статуса ИП иностранцу нужно оформить ВНЖ или РВП. ООО, основанные иностранцами, облагаются налогом на общих основаниях. Разница только в налогообложении дивидендов.

Читайте также: