Графически снижение налогообложения производителей отразится

Обновлено: 16.05.2024

Цель любого коммерческого предприятия — получить максимум прибыли. Это достигается через увеличение доходов и снижение расходов. Снизить расходы можно, уменьшая налоговые платежи, поэтому практически все коммерческие предприятия стараются использовать данный способ.

Снижая налоговую нагрузку, важно не перейти допустимую черту. Иначе компания понесет финансовые потери, которые сведут на нет предполагаемую экономию на налогах. Как уменьшить налоги с минимальными рисками, расскажем в данной статье.

МИНИМИЗАЦИЯ НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ И ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ЗА НАРУШЕНИЯ НАЛОГОВОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА

Доходы государства формируются в основном за счет налогов (включая пошлины, сборы и акцизы), уплачиваемых коммерческими предприятиями, поэтому законодательство в сфере налогообложения призвано обеспечить их полное и своевременное поступление в бюджет. Для нарушителей законодательства о налогах предусмотрены существенные наказания.

В то же время государство предоставляет предприятиям некоторые возможности для минимизации уплачиваемых налогов. Если использовать их грамотно, можно уменьшить расходы и повысить конкурентоспособность компании на рынке.

Большинство собственников коммерческих компаний наряду с законными методами минимизации налоговых платежей готовы использовать методы, не предусмотренные законом. Они ставят перед руководителями финансово-экономических служб задачу разработать и применить налоговые схемы, которые позволят дополнительно уменьшить расходы на налоги и повысить рентабельность бизнеса.

В результате многие компании работают с налогообложением по так называемым серым схемам, когда с помощью различных способов минимизации налогов результаты хозяйственной деятельности подстраиваются под методы, разрешенные законом.

Главным критерием возможности использовать такие схемы выступает соотношение величины экономии расходов на уплату налогов и размера штрафных санкций со стороны государства в случае, если используемые компанией методы налоговой минимизации будут признаны фиктивными.

В общем виде процесс минимизации налогообложения деятельности предприятия можно разделить на два основных направления:

Каждое из направлений можно детализировать до более низких уровней (см. рисунок).


Процесс минимизации налогообложения деятельности предприятия

Санкции за нарушение налогового законодательства

Размеры наиболее существенной ответственности за различные нарушения налогового законодательства представлены в табл. 1.

Таблица 1. Ответственность за нарушение законодательства о налогах

Виды налоговых нарушений

Санкции за нарушение

Степень последствий

Величина

Основание

Ведение деятельности без постановки на налоговый учет

Ведение деятельности организацией или индивидуальным предпринимателем без постановки на учет в налоговом органе по основаниям, предусмотренным НК РФ

Штраф в размере 10 % от полученного дохода, но не менее 40 тыс. руб.

Пункт 2 ст. 116 НК РФ

Осуществление предпринимательской деятельности без регистрации, если это деяние причинило крупный ущерб или сопряжено с извлечением дохода в крупном размере

Штраф в размере до 300 тыс. руб., или обязательные работы на срок до 480 ч, или арест на срок до 6 месяцев

Статья 171 УК РФ

Осуществление предпринимательской деятельности без регистрации, если это деяние причинило крупный ущерб или сопряжено с извлечением дохода в крупном размере, при наличии организованной группы или особо крупного размера незаконного дохода

Штраф от 100 до 500 тыс. руб., или принудительные работы на срок до 5 лет, или лишение свободы на срок до 5 лет

Статья 171 УК РФ

Неуплата или неполная уплата сумм налога

Занижение налоговой базы, неправильное исчисление налога, если такое деяние не содержит признаков налогового правонарушения, предусмотренного ст. 129.3 НК РФ

Штраф налогоплательщика — 20 % от неуплаченной суммы налога

Статья 122 НК РФ

Занижение налоговой базы, умышленное неправильное исчисление налога

Штраф налогоплательщика — 40 % от неуплаченной суммы налога

Статья 122 НК РФ

Невыполнение налоговым агентом обязанности по удержанию и (или) перечислению налога

Штраф в размере 20 % от суммы, подлежащей перечислению

Статья 123 НК РФ

Сокрытие денежных средств или имущества организации/индивидуального предпринимателя, за счет которых должно производиться взыскание налогов и (или) сборов, совершенное собственником или руководителем организации

Штраф в размере от 200 до 500 тыс. руб. либо принудительные работы на срок до 5 лет с лишением права занимать определенные должности

Статья 199.2 УК РФ

Непредставление в ИФНС налоговой декларации

Нарушение установленных сроков подачи налоговых деклараций на период до 180 дней включительно

Штраф в размере 5 % суммы налога по декларации за каждый полный или неполный месяц просрочки, но не более 30 % указанной суммы и не менее 100 руб.

Пункт 1 ст. 119 НК РФ

Нарушение установленных сроков подачи налоговых деклараций на период свыше 180 дней

Штраф в размере 30 % суммы налога по декларации и 10 % от этой же суммы за каждый полный или неполный месяц просрочки, начиная со 181-го дня

Пункт 2 ст. 119 НК РФ

Предоставление недостоверных данных, приведших к неуплате или неполной уплате налога на прибыль

Штраф — 20 % от неуплаченной суммы налога

Пункт 1 ст. 122.1 НК РФ

Штраф — 40 % от неуплаченной суммы налога

Пункт 2 ст. 122.1 НК РФ

Поскольку нас интересует уменьшение налоговых расходов с минимальными для компании рисками, то направление уклонения от уплаты налогов мы во внимание не принимаем. Риски там явно большие, поэтому рассмотрим законные методы оптимизации налогов.

МЕРОПРИЯТИЯ ПО СНИЖЕНИЮ РАСХОДОВ НА НАЛОГИ

Чтобы проводить минимизацию налогов на систематической основе, нужно утвердить перечень мероприятий, а также ответственных за их проведение и контрольные сроки реализации.

Для каждой конкретной компании такие мероприятия будут индивидуальны, но все их можно классифицировать следующим образом:

1) мероприятия, направленные на уменьшение налогооблагаемой базы;

2) мероприятия по оптимизации налогов, уплачиваемых компанией.

По первому направлению реализуют мероприятия, позволяющие уменьшить величину налогов в существующей структуре бизнеса.

По второму направлению разрабатывают мероприятия с использованием различных налоговых режимов и юридических схем, которые должны привести к изменениям в структуре бизнеса, направленным на дополнительное снижение общей величины налогов компании.

Основной перечень таких мероприятий показан в табл. 2.

Таблица 2. Перечень мероприятий по снижению расходов на налоги

Цель мероприятий

Характер мероприятий

Содержание мероприятий

Уменьшение налоговой базы

Мониторинг изменений законодательства о налогах

Регламентация взаимосвязей бухгалтерского и налогового учета

Разработка учетной политики

Оценка налоговой нагрузки на бизнес

Анализ возможности использования налоговых льгот

Анализ возможности использования условий договорных отношений

Разработка схем минимизации налоговых платежей

Контроль арифметических и логических ошибок в налоговых декларациях

Внедрение внутреннего аудита налоговых расчетов

Разработка налогового бюджета

Разработка стратегических целей управления налогами

Юридическое моделирование различных вариантов и схем налогообложения

Расчет эффективности использования различных схем налогообложения

Оценка налоговых рисков и санкций, связанных с оптимизацией налогообложения

Важный момент: реализуя мероприятия по минимизации налоговых платежей, оценивайте их эффективность для бизнеса компании балансовым методом. В данном случае в актив относят все виды экономии расходов на налоги, в пассив — расходы, связанные с оптимизацией налогообложения, и различные санкции за нарушение налогового законодательства.

В таблице 3 представлен вариант такого налогового баланса.

Таблица 3. Баланс налоговой оптимизации

Доходы от оптимизации

Сумма, руб.

Расходы по оптимизации

Сумма, руб.

Экономия от применения методов оптимизации налогооблагаемой базы

Расходы, связанные с планированием и осуществлением оптимизации налогов (включая оплату труда сотрудников, занятых оптимизацией)

Экономия от уменьшения объектов и баз налогообложения

Экономия от использования налоговых льгот и вычетов

Санкции и штрафы в случае признания налоговых льгот и юридических схем неправомерными

Экономия от применения юридических схем оптимизации налогов

Экономия от внедрения внутреннего контроля над налогообложением

Расходы на осуществление внутреннего налогового контроля

Прочие виды экономии налогов

Прочие виды расходов по оптимизации налогов

Прибыль от оптимизации налогов

1 920 000

Убыток от оптимизации налогов

620 000

Сальдо доходов и расходов налоговой оптимизации: прибыль — 1 300 000 руб.

Управленческие решения по итогам оптимизации в зависимости от сальдо доходов и расходов

Признать недостаточную эффективность налоговой оптимизации и модернизировать работу над ней

Признать налоговую оптимизацию очень рискованной и отказаться от нее в дальнейшем

Как видно из табл. 3, в балансе выводят сальдо доходов и расходов по итогам реализации утвержденных мероприятий. На основе его прибыльности или убыточности принимают решения о применении оптимизации налогообложения в дальнейшем.

Новые предложения о повышении налоговой нагрузки с 2021 года противоречат ранее озвученным принципам налоговой стабильности и делают налоговую политику еще более непредсказуемой. Реализация таких предложений на фоне текущей нестабильной обстановки станет еще одним негативным фактором, сдерживающим восстановление экономики, считает аналитик Института комплексных стратегических исследований кандидат экономических наук Вера Кононова

Насколько возрастет при этом налоговая нагрузка на экономику? Пока что официального ответа на этот вопрос нет — известны лишь отдельные данные о дополнительных поступлениях, которые обеспечит повышение того или иного налога. В последние годы уровень налоговой нагрузки на экономику (оценивается как отношение поступлений налогов и аналогичных им платежей, включая таможенные пошлины и страховые взносы, к ВВП) уже имел четкую тенденцию к росту. По данным Минфина, если в 2016 году налоговая нагрузка в России оценивалась на уровне 28,6% ВВП, то в 2019 году — уже 32,6% ВВП. Рост налоговой нагрузки по отношению к ВВП с высокой вероятностью продолжится и в 2020-2021 годах, ведь современные средства контроля над налогоплательщиками обеспечивают высокую собираемость налогов даже на фоне падения деловой активности.

Отказ от стабильности и предсказуемости

Однако непредсказуемость налоговой политики, угнетающая деловую активность, сама становится одним из факторов, препятствующих восстановлению экономики. Ведь каждое новое неожиданное предложение по повышению налоговой нагрузки разрушает доверие между обществом и властью и лишь усугубляет негативные ожидания относительно ухудшения условий ведения бизнеса.

Препятствие для восстановления экономики

Вызывает опасение и то, что совсем недавно эти риски получили реальное подтверждение. Недавний пример с повышением НДПИ продемонстрировал, что действующие механизмы специальных инвестиционных контрактов (СПИК) и соглашений о защите и поощрении капиталовложений (СЗПК), которые должны обеспечивать инвесторам защиту от неблагоприятных изменений законодательства, на самом деле обеспечивают ее лишь в ограниченных пределах. И хотя после негативной реакции бизнеса была введена отдельная норма, исключающая повышение нагрузки по НДПИ для проектов, реализуемых в рамках СЗПК, сам факт возникновения такой коллизии говорит о высокой уязвимости инвестиционных проектов к изменениям в налоговой политике.

В целом текущий подход к налоговой политике, который в значительной степени опирается на поиск возможностей по увеличению налоговых доходов бюджета, не учитывает, что в условиях экономического спада увеличение изъятий из одних отраслей экономики приведет к ограничениям в работе других. А это, в свою очередь, отразится на возможностях восстановления экономики, а значит, в том числе на доходах бюджета.

Необходимые изменения

Налоговая политика, допускающая спонтанные изменения в налоговой системе и ориентированная преимущественно на рост поступлений в бюджет, в текущей ситуации не просто принципиально неверна, но и крайне опасна для экономики. Ориентация на сиюминутное получение средств может окончательно лишить экономику возможностей восстановления, а также создания основы для роста в долгосрочном периоде. В сложившейся ситуации, характеризующейся экономическим спадом и высокой неопределенностью будущего развития, стабильность и предсказуемость налоговых условий становится еще важнее для участников экономики, чем в периоды экономического роста. В этой связи в ближайшие годы налоговую политику целесообразно ориентировать на создание бизнес-среды, максимально стабильной и комфортной для долгосрочных инвестиций (прежде всего в перерабатывающих отраслях и сфере услуг). При этом отдельное внимание следует уделить предсказуемости налоговой политики как для бизнеса, так и для населения — прежде всего путем заблаговременного публичного обсуждения налоговых мер.

Необходимо также пересмотреть сложившееся в фискальных органах отношение к дефициту бюджета. Нужно учитывать, что дефицит федерального бюджета — это временное явление, устранение которого напрямую зависит от восстановления деловой активности в стране. При этом сейчас у властей есть достаточно возможностей решить проблему дефицита, не прибегая к ужесточению фискальной политики. Уровень государственного долга России по итогам 2019 года был одним из самых низких в мире (12,3% ВВП). Даже при двукратном росте в ближайшие годы (что вряд ли потребуется, учитывая имеющиеся резервы) он останется на довольно низком по мировым меркам уровне. Это дает правительству широкие возможности по стимулированию экономики за счет наращивания долговой нагрузки без ущерба для устойчивости бюджетной системы.

Читайте также: