Госдума приняла большой пакет поправок в налоговый кодекс обобщение

Обновлено: 16.05.2024

Данный законопроект предусматривает, в частности, возможность исполнения обязанности по уплате налога за налогоплательщика третьим лицом. При этом иное лицо будет не вправе требовать возврата из бюджетной системы РФ уплаченного за налогоплательщика налога.

Также законопроект предусматривает дифференцированную ставку пени (1/300 ставки рефинансирования при просрочке до 30 календарных дней (включительно), 1/150 - за просрочку свыше 30 календарных дней). Изначально и при принятии проекта в первом чтении такая прогрессия грозила как организациям, так и ИП. Ко второму чтению ИП перенесли в абзац, касающийся физлиц, для которых правила остаются прежними. Таким образом, ИП освободят от уплаты повышенной пени.

Будет указано, что орган власти субъекта РФ вправе принять закон, устанавливающий, что на сумму недоимки по налогу на имущество физлиц (исчисляемого по кадастровой стоимости), подлежащему уплате за 2015 год, пеня начисляется начиная с 1 мая 2017 года.

В этот же законопроект ко второму чтению были включены положения о самозанятых физлицах (домработницах и т.д.), которых налоговики будут регистрировать на основании их уведомления о ведении деятельности по оказанию услуг физлицу для личных, домашних и (или) иных подобных нужд без привлечения наемных работников. В статье 217 НК, в которой перечислены случаи освобождения от НДФЛ, будут указаны также доходы таких самозанятых, полученные ими от физлиц за оказание услуг по присмотру и уходу за детьми, больными, стариками; по репетиторству; по уборке жилых помещений, ведению домашнего хозяйства. Освобождение будет действовать в 2017 и 2018 годах. При этом СФ счёл положения законопроекта в данной части сырыми. Так что не исключено, что законопроект окажется неодобренным со стороны СФ. Но есть и вероятность прохождения в имеющемся виде.

Прописывается статус сведений о наделении обособленного подразделения организации полномочиями по начислению выплат и иных вознаграждений в пользу физлиц.

"Налоговые" обязанности банков законопроект сохраняет и в том случае, если у банка отозвана лицензия (до момента ликвидации банка).

При проведении камеральной проверки расчета по страховым взносам налоговый орган будет вправе истребовать у плательщика взносов сведения и документы, подтверждающие обоснованность отражения сумм, не подлежащих обложению взносами, а также применения пониженных тарифов взносов.

К сомнительной задолженности нельзя будет отнести дебиторку в части, покрывемой за счет встречной кредиторки.

Также законопроект предусматривает:

  • нулевую ставку НДС с реализации услуг по перевозке пассажиров железнодорожным транспортом;
  • повышение лимита доходов по УСН до 150 млн рублей (согласно поручению прездента РФ);
  • установление на 2017 год коэффициента-дефлятора в целях ЕНВД в размере 1,798 (таком же, как и в этом году);
  • изменение правил переноса убытков на будущее. В течение 2017-2020 годов можно будет уменьшить налоговую базу лишь на 50%. Напомним, что изначально правительство предлагало установить ограничение в 30% с бессрочным действием, изменения были заявлены ко второму чтению. Ограничение срока переноса десятью годами снимается;
  • заявительный порядок возмещения НДС при наличии поручительства взаимозависимого лица, отвечающего определенным требованиям (подробнее), включая отсутствие налоговых долгов;
  • обложение акцизами электронных сигарет и тому подобных изделий, установление ставок акцизов на ближайшие три года. По этому поводу СМИ пишут: "Ко второму чтению законопроекта была одобрена поправка об увеличении акцизов на игристые вина — с 14 до 19 руб. за литр для шампанского с защищенным географическим наименованием и с 26 до 36 руб. для игристого вина с незащищенным географическим наименованием. Ранее депутаты уже поддержали увеличение акцизов на вина с защищенным географическим наименованием в два раза и на вина, изготовленные без добавления ректификованного этилового спирта, в результате чего стоимость бутылки объемом 0,7 л может подорожать на 7,4 руб., а вино с защищенным географическим наименованием увеличится в цене на 3,7 руб. Также были повышены акцизы на сидр, пуаре и медовуху. Акциз на сигареты, согласно поправкам, в 2017 году вырастет на 26% по сравнению с текущим годом — до не менее 2123 руб. за 1 тыс. сигарет: специфическая части акциза возрастет на 10% — до 1562 руб., а адвалорная часть, которая считается от максимальной розничной цены, — с 12 до 14,5% (в первом чтении предполагалось увеличение до 13,5%). Акциз будет индексироваться на 10% в течение всех трех лет".
  • повышенный на 1 п.п. норматив зачисления налога на прибыль в федеральный бюджет, который устанавливается на 2017-2020 годы;
  • ужесточнение условий применения льготы по налогу на имущество организаций в отношении движимого имущества, принятого на баланс начиная с 2013 года - с 1 января 2018 года указанная льгота будет применяться на территории субъекта РФ в случае принятия соответствующего закона субъекта РФ (подробнее).

Вносится множество других поправок в НК, устанавливаются отдельные сроки вступления в силу и сроки действия для ряда новаций.

Новый пакет поправок к НК РФ прошел Госдуму и Совет Федерации

Изменения НК РФ Госдума приняла сразу во втором и третьем чтениях, а Совет Федерации уже одобрил. Поправки нацелены в том числе на реализацию предложенных президентом мер поддержки медперсонала и малого и среднего бизнеса. Рассмотрим новшества подробнее.

НДФЛ с выплат медперсоналу

Перечень не облагаемых НДФЛ доходов дополнен новым пунктом. Не нужно удерживать налог со стимулирующей выплаты за особые условия труда и дополнительную нагрузку медработникам, которые оказывают помощь гражданам с выявленным коронавирусом (п. 1 ст. 1 проекта). Речь идет о выплате, которая финансируется за счет федерального бюджета. Действие нормы распространяется на правоотношения, возникшие с 1 января 2020 года (ч. 2 ст. 3 проекта).

Напомним, что установить подобные выплаты предложил президент. Причем он обратил внимание, что озвученные суммы персонал должен получить "на руки". Для этого они исключены из налогооблагаемой базы.

Субсидии малому и среднему бизнесу

В доходах при расчете налога на прибыль не учитываются субсидии, полученные из федерального бюджета в связи с распространением коронавируса (п. 2 ст. 1 проекта). Эти же субсидии не облагаются НДФЛ (п. 1 ст. 1 проекта). Нормы касаются не всех налогоплательщиков, а только тех, кто по состоянию на 1 марта включен в реестр субъектов малого и среднего предпринимательства и работает в пострадавших отраслях.

Расходы, которые произведены за счет этих субсидий, также не учитываются в базе по налогу на прибыль (пп. "б" п. 5 ст. 1 проекта). Кроме того, если покупка оплачена за счет таких средств, налогоплательщик вправе принять НДС к вычету и не восстанавливать (ч. 1 ст. 2 проекта).

Обращаем внимание, что если налогоплательщик применяет УСН, то подобные субсидии также не нужно отражать ни в доходах, ни в расходах.

Нормы распространяются на правоотношения, возникшие с 1 января 2020 года (ч. 2 ст. 3 проекта).

Скорее всего, в виде субсидий будет оформлена безвозмездная помощь малому и среднему бизнесу на неотложные нужды, о которой говорил президент. При сохранении уровня занятости работодателю из малого и среднего бизнеса выделят по 12 130 руб. на каждого сотрудника в апреле и мае.

Если организация проводит дезинфекцию помещений либо покупает приборы, лабораторное оборудование, спецодежду и другие средства индивидуальной защиты, чтобы выполнить санитарно-эпидемиологические и гигиенические требования в связи с распространением коронавируса, то соответствующие расходы она может учесть в базе по налогу на прибыль (пп. "а" п. 4 ст. 1 проекта). Аналогичные положения появились для налогоплательщиков, которые применяют ЕСХН и УСН (п. п. 7 и 8 ст. 1 проекта).

Кроме того, в базе по налогу на прибыль можно учесть затраты на приобретение медизделий для диагностики и лечения коронавируса, а также на сооружение, изготовление, доставку и доведение изделий до пригодного к использованию состояния (пп. "б" п. 4 ст. 1 проекта). Перечень таких изделий должно утвердить правительство. Причем из амортизационного имущества эти объекты исключаются, т.е. списать расходы можно будет единовременно (п. 3 ст. 1 проекта).

Действие всех этих норм распространяется на правоотношения, возникшие с 1 января 2020 года (ч. 2 ст. 3 проекта).

Авансовые платежи по налогу на прибыль

В этой части предусмотрено две поправки.

Во-первых, максимальный размер доходов от реализации, при котором организация может платить авансовые платежи по налогу на прибыль поквартально, на период 2020 года повышен с 15 млн до 25 млн руб. за каждый квартал из четырех предыдущих (ч. 2 ст. 2 проекта).

Во-вторых, налогоплательщик вправе перейти на ежемесячные авансовые платежи исходя из фактической прибыли начиная с отчетного периода четыре месяца, пять месяцев и так далее до окончания календарного года (п. 6 ст. 1 проекта). Для этого нужно скорректировать учетную политику и уведомить инспекцию по месту своего учета не позднее 20-го числа последнего месяца отчетного периода, начиная с которого организация переходит на авансы из фактической прибыли. Если она хочет это сделать уже с отчетного периода четыре месяца, то уведомить налоговиков нужно не позднее 8 мая.

Данный законопроект предусматривает, в частности, возможность исполнения обязанности по уплате налога за налогоплательщика третьим лицом. При этом иное лицо будет не вправе требовать возврата из бюджетной системы РФ уплаченного за налогоплательщика налога.

Также законопроект предусматривает дифференцированную ставку пени (1/300 ставки рефинансирования при просрочке до 30 календарных дней (включительно), 1/150 - за просрочку свыше 30 календарных дней). Изначально и при принятии проекта в первом чтении такая прогрессия грозила как организациям, так и ИП. Ко второму чтению ИП перенесли в абзац, касающийся физлиц, для которых правила остаются прежними. Таким образом, ИП освободят от уплаты повышенной пени.

Будет указано, что орган власти субъекта РФ вправе принять закон, устанавливающий, что на сумму недоимки по налогу на имущество физлиц (исчисляемого по кадастровой стоимости), подлежащему уплате за 2015 год, пеня начисляется начиная с 1 мая 2017 года.

В этот же законопроект ко второму чтению были включены положения о самозанятых физлицах (домработницах и т.д.), которых налоговики будут регистрировать на основании их уведомления о ведении деятельности по оказанию услуг физлицу для личных, домашних и (или) иных подобных нужд без привлечения наемных работников. В статье 217 НК, в которой перечислены случаи освобождения от НДФЛ, будут указаны также доходы таких самозанятых, полученные ими от физлиц за оказание услуг по присмотру и уходу за детьми, больными, стариками; по репетиторству; по уборке жилых помещений, ведению домашнего хозяйства. Освобождение будет действовать в 2017 и 2018 годах. При этом СФ счёл положения законопроекта в данной части сырыми. Так что не исключено, что законопроект окажется неодобренным со стороны СФ. Но есть и вероятность прохождения в имеющемся виде.

Прописывается статус сведений о наделении обособленного подразделения организации полномочиями по начислению выплат и иных вознаграждений в пользу физлиц.

"Налоговые" обязанности банков законопроект сохраняет и в том случае, если у банка отозвана лицензия (до момента ликвидации банка).

При проведении камеральной проверки расчета по страховым взносам налоговый орган будет вправе истребовать у плательщика взносов сведения и документы, подтверждающие обоснованность отражения сумм, не подлежащих обложению взносами, а также применения пониженных тарифов взносов.

К сомнительной задолженности нельзя будет отнести дебиторку в части, покрывемой за счет встречной кредиторки.

Также законопроект предусматривает:

  • нулевую ставку НДС с реализации услуг по перевозке пассажиров железнодорожным транспортом;
  • повышение лимита доходов по УСН до 150 млн рублей (согласно поручению прездента РФ);
  • установление на 2017 год коэффициента-дефлятора в целях ЕНВД в размере 1,798 (таком же, как и в этом году);
  • изменение правил переноса убытков на будущее. В течение 2017-2020 годов можно будет уменьшить налоговую базу лишь на 50%. Напомним, что изначально правительство предлагало установить ограничение в 30% с бессрочным действием, изменения были заявлены ко второму чтению. Ограничение срока переноса десятью годами снимается;
  • заявительный порядок возмещения НДС при наличии поручительства взаимозависимого лица, отвечающего определенным требованиям (подробнее), включая отсутствие налоговых долгов;
  • обложение акцизами электронных сигарет и тому подобных изделий, установление ставок акцизов на ближайшие три года. По этому поводу СМИ пишут: "Ко второму чтению законопроекта была одобрена поправка об увеличении акцизов на игристые вина — с 14 до 19 руб. за литр для шампанского с защищенным географическим наименованием и с 26 до 36 руб. для игристого вина с незащищенным географическим наименованием. Ранее депутаты уже поддержали увеличение акцизов на вина с защищенным географическим наименованием в два раза и на вина, изготовленные без добавления ректификованного этилового спирта, в результате чего стоимость бутылки объемом 0,7 л может подорожать на 7,4 руб., а вино с защищенным географическим наименованием увеличится в цене на 3,7 руб. Также были повышены акцизы на сидр, пуаре и медовуху. Акциз на сигареты, согласно поправкам, в 2017 году вырастет на 26% по сравнению с текущим годом — до не менее 2123 руб. за 1 тыс. сигарет: специфическая части акциза возрастет на 10% — до 1562 руб., а адвалорная часть, которая считается от максимальной розничной цены, — с 12 до 14,5% (в первом чтении предполагалось увеличение до 13,5%). Акциз будет индексироваться на 10% в течение всех трех лет".
  • повышенный на 1 п.п. норматив зачисления налога на прибыль в федеральный бюджет, который устанавливается на 2017-2020 годы;
  • ужесточнение условий применения льготы по налогу на имущество организаций в отношении движимого имущества, принятого на баланс начиная с 2013 года - с 1 января 2018 года указанная льгота будет применяться на территории субъекта РФ в случае принятия соответствующего закона субъекта РФ (подробнее).

Вносится множество других поправок в НК, устанавливаются отдельные сроки вступления в силу и сроки действия для ряда новаций.

Новый пакет поправок к НК РФ прошел Госдуму и Совет Федерации

Изменения НК РФ Госдума приняла сразу во втором и третьем чтениях, а Совет Федерации уже одобрил. Поправки нацелены в том числе на реализацию предложенных президентом мер поддержки медперсонала и малого и среднего бизнеса. Рассмотрим новшества подробнее.

НДФЛ с выплат медперсоналу

Перечень не облагаемых НДФЛ доходов дополнен новым пунктом. Не нужно удерживать налог со стимулирующей выплаты за особые условия труда и дополнительную нагрузку медработникам, которые оказывают помощь гражданам с выявленным коронавирусом (п. 1 ст. 1 проекта). Речь идет о выплате, которая финансируется за счет федерального бюджета. Действие нормы распространяется на правоотношения, возникшие с 1 января 2020 года (ч. 2 ст. 3 проекта).

Напомним, что установить подобные выплаты предложил президент. Причем он обратил внимание, что озвученные суммы персонал должен получить "на руки". Для этого они исключены из налогооблагаемой базы.

Субсидии малому и среднему бизнесу

В доходах при расчете налога на прибыль не учитываются субсидии, полученные из федерального бюджета в связи с распространением коронавируса (п. 2 ст. 1 проекта). Эти же субсидии не облагаются НДФЛ (п. 1 ст. 1 проекта). Нормы касаются не всех налогоплательщиков, а только тех, кто по состоянию на 1 марта включен в реестр субъектов малого и среднего предпринимательства и работает в пострадавших отраслях.

Расходы, которые произведены за счет этих субсидий, также не учитываются в базе по налогу на прибыль (пп. "б" п. 5 ст. 1 проекта). Кроме того, если покупка оплачена за счет таких средств, налогоплательщик вправе принять НДС к вычету и не восстанавливать (ч. 1 ст. 2 проекта).

Обращаем внимание, что если налогоплательщик применяет УСН, то подобные субсидии также не нужно отражать ни в доходах, ни в расходах.

Нормы распространяются на правоотношения, возникшие с 1 января 2020 года (ч. 2 ст. 3 проекта).

Скорее всего, в виде субсидий будет оформлена безвозмездная помощь малому и среднему бизнесу на неотложные нужды, о которой говорил президент. При сохранении уровня занятости работодателю из малого и среднего бизнеса выделят по 12 130 руб. на каждого сотрудника в апреле и мае.

Если организация проводит дезинфекцию помещений либо покупает приборы, лабораторное оборудование, спецодежду и другие средства индивидуальной защиты, чтобы выполнить санитарно-эпидемиологические и гигиенические требования в связи с распространением коронавируса, то соответствующие расходы она может учесть в базе по налогу на прибыль (пп. "а" п. 4 ст. 1 проекта). Аналогичные положения появились для налогоплательщиков, которые применяют ЕСХН и УСН (п. п. 7 и 8 ст. 1 проекта).

Кроме того, в базе по налогу на прибыль можно учесть затраты на приобретение медизделий для диагностики и лечения коронавируса, а также на сооружение, изготовление, доставку и доведение изделий до пригодного к использованию состояния (пп. "б" п. 4 ст. 1 проекта). Перечень таких изделий должно утвердить правительство. Причем из амортизационного имущества эти объекты исключаются, т.е. списать расходы можно будет единовременно (п. 3 ст. 1 проекта).

Действие всех этих норм распространяется на правоотношения, возникшие с 1 января 2020 года (ч. 2 ст. 3 проекта).

Авансовые платежи по налогу на прибыль

В этой части предусмотрено две поправки.

Во-первых, максимальный размер доходов от реализации, при котором организация может платить авансовые платежи по налогу на прибыль поквартально, на период 2020 года повышен с 15 млн до 25 млн руб. за каждый квартал из четырех предыдущих (ч. 2 ст. 2 проекта).

Во-вторых, налогоплательщик вправе перейти на ежемесячные авансовые платежи исходя из фактической прибыли начиная с отчетного периода четыре месяца, пять месяцев и так далее до окончания календарного года (п. 6 ст. 1 проекта). Для этого нужно скорректировать учетную политику и уведомить инспекцию по месту своего учета не позднее 20-го числа последнего месяца отчетного периода, начиная с которого организация переходит на авансы из фактической прибыли. Если она хочет это сделать уже с отчетного периода четыре месяца, то уведомить налоговиков нужно не позднее 8 мая.

Читайте также: