Горно подготовительные работы в налоговом учете

Обновлено: 03.05.2024

Добрый день, Золотодобывающая организация приобрела лицензию на добычу золота. Согласно лицензии первые 2 года у нас идет поиск и оценка, затем 2 года геологоразведка и только потом добыча. Учет затрат должны вести по правилам ПБУ 24/2011 – до момента подтверждения коммерческой целесообразности расходов на освоение месторождений;
В соответствии с ПБУ 24/2011 расходы на освоение месторождений (поисковые затраты) учитываются в составе:

— внеоборотных активов;
— расходов по обычным видам деятельности.
В налоговом учете предусмотрен особый порядок признания расходов на основание природных ресурсов (положения статей 261 и 325 НК РФ). Такие расходы признаются:
– прочими расходами и списываются в особом порядке;
– капитализируются (если расходы, связанны с созданием амортизируемого имущества).
Как можно организовать такой учет в программе? К материально поисковым затратам относятся : сооружения, транспортные средства, оборудование. Если их отражать на 08 счете , то для расчет налога на имущество данные основные средства не попадают.

Помогла статья?

Получите еще секретный бонус и полный доступ к справочной системе БухЭксперт8 на 14 дней бесплатно

Все комментарии (11)

В данный момент идет поиск и оценка. Первый год обустраивали участок.
1. Огородили его забором
2. Приобрели домики деревянные для прошивания
3. Приобрели вагончики металлические для проживания
4. Приобрели экскаватор, бульдозер, камаз, бурильный станок
Второй год проводили поиск и оценку своими силами были следующие затраты:
1. Заработная плата сотрудников
2. Отчисления Налогом с ФОТ
3. Запасные части для техники . станка
4. Прочие материальные затраты
5. Услуги охраны на участке
6.Услуги макшейдера
7. Аренда техники
8. Разработка проектной документации
В учетной политике по БУ данные затраты собираются на 08 счете по подтверждения экономической целесообразности добычи, после будут списываться на 26 счет. В НУ данные затраты являются косвенными и списываются в соответствии ст. НК РФ 261. на 26 сч.

Добрый день, Надежда.
Расходы на освоение месторождений Вы должны учитываются в составе:
— внеоборотных активов;
— расходов по обычным видам деятельности.
Вы должны закрепить в учетной политике по бухгалтерскому, какие виды поисковых затрат будут учитываться в составе внеоборотных активов, все остальные поисковые затраты будут признаваться расходами по обычным видам деятельности (п. 4 ПБУ 24/2011). Поисковые активы амортизируются. Если будет подтверждена коммерческая целесообразность, то поисковые активы необходимо перевести в состав основных средств по остаточной стоимости, рассчитанной по форму:
Остаточная стоимость = Первоночальная стоимость — Начисленная амортизация — Обесценивание.
В налоговом учете расходы на освоение месторождений относятся к расходам, связанным с производством и реализацией (подп. 3 п. 1 ст. 253 НК РФ). Перечень расходов приведен в п. 1 ст. 261 НК РФ, он является открытым, поэтому Вы можете его дополнить. Расходы, которые формируют первоначальную стоимость ОС необходимо капитализировать. Данные расходы будут списываться петем амортизации после принятия к учету ОС.
Как уже и писала моя коллега функционал 1С: Бухгалтерия не предназначен для ведения Ваших задач для этого есть ряд отраслевые решения, например, 1С:
— ERP Горнодобывающая промышленность 2;
— 1С:Горнодобывающая промышленность 2. Оперативный учет;
— Горнодобывающая промышленность. Управление карьером.
На линии консультации 1С Вам смогут предложить другие варианты для ведения Вашего учета. Вы можете ознакомится с данными конфигурациями и принять решения, где вести учет.
Мы не даем консульнаций по методалогии ведения бухгалтерского и налогового учета. Поэтому, для того, что бы можно было смоделировать Вашу ситуацию в тестовой базе нужна методология Вашег учета. Уточните, пожалуйста:
1. Поисковые затраты у Вас материальные или нематериальные?
2. Вы формируете внеоборотных активов и расходов по обычным видам деятельности? Или все расходы собираете в первоначальную стоимость внеоборотных активов?
3. Если формируете внеоборотных активов, то будите начислять амортизацию?
4, В НУ будите капитализировать или сразу списывать на затраты, или равномерно списывать через 97?
У Вас узкая тема, специфика отрасли, которую Вы знаете лучше нас. Поэтому приведите проводки, которыми хотите отражать Ваши затраты в базе. По Вашим проводкам постараемся описать, какие операции необходимо выполнить в программе.
Еще вопром по налогу на имущества, почему Вы считаете, что должны его платить? Насколько я поняла Вы все хототе расходы учитывать на 08 счете, до момента подтверждения коммерческой целесообразности расходов на освоение месторождений.

Надежда выслала Вам на почту документы Алросы, посмотрите как пример. Вы можете взять любую крупную золотодобывающую компанию и посмотреть ее отчетность.

Организация имеет лицензию на право добычи кремнистых цеолитсодержащих пород (трепелов) на Новоайбесинском месторождении и проектную документацию по нему. Стоимость лицензии учтена в составе нематериальных активов. Промышленная эксплуатация месторождения не начата. В 2015 г. выполнены следующие работы: приняты технологический регламент по разработке месторождения сроком на 5 лет, план развития горных работ на 2016 г., проект производства маркшейдерских работ и заключен договор на геолого-маркшейдерское обслуживание на 2016 г.

Рассмотрим, каким образом эти затраты учитываются в бухгалтерском учете и в целях налогообложения.
Отношения, возникающие в связи с геологическим изучением, использованием и охраной недр на территории РФ, ее континентального шельфа, а также в связи с использованием специфических минеральных ресурсов, включая подземные воды, рапы лиманов и озер, регулируются Законом РФ от 21.02.1992 N 2395-1 "О недрах" (далее - Закон N 2395-Г).
В соответствии со ст. 11 Закона N 2395-1 предоставление недр в пользование, в том числе предоставление их в пользование органами государственной власти субъектов Российской Федерации, оформляется специальным государственным разрешением в виде лицензии, включающей установленной формы бланк с Государственным гербом РФ, а также текстовые, графические и иные приложения, являющиеся неотъемлемой составной частью лицензии и определяющие основные условия пользования недрами.
На основании п. 10 ч. 2 ст. 22 Закона N 2395-1 пользователь недр обязан обеспечить выполнение условий, установленных лицензией или соглашением о разделе продукции, своевременное и правильное внесение платежей за пользование недрами.
Одним из главных требований по рациональному использованию и охране недр является обеспечение полноты геологического изучения, рационального комплексного использования и охраны недр (п. 2 ч. 1 ст. 23 Закона N 2395-1).
Эксплуатация предприятий по добыче полезных ископаемых, подземных сооружений различного назначения, проведение геологического изучения недр допускаются только при обеспечении безопасности жизни и здоровья работников этих предприятий и населения в зоне влияния работ, связанных с пользованием недрами (ч. 1 ст. 24 Закона N 2395-1).
Общий порядок использования и охраны недр регулируется Правилами охраны недр, утвержденными Постановлением Федерального горного и промышленного надзора РФ от 06.06.2003 N 71. Данные требования являются обязательными для организаций, осуществляющих составление и реализацию проектов по добыче и переработке полезных ископаемых, развитию горных работ, составлению технологических регламентов по разработке месторождения, а также производство маркшейдерских и геологических работ на территории РФ и в пределах ее континентального шельфа и морской исключительной экономической зоны РФ.
Таким образом, рассматриваемые работы являются обязательными требованиями промышленной безопасности, которые необходимо соблюдать в процессе осуществления деятельности, связанной с пользованием недрами.

Бухгалтерский учет

Приказом Минфина России от 06.10.2011 N 125н утверждено Положение по бухгалтерскому учету "Учет затрат на освоение природных ресурсов" ПБУ 24/2011 (далее - ПБУ 24/2011), регулирующее бухгалтерский учет деятельности организаций - пользователей недр и распространяющее свое действие исключительно на учет затрат, связанных с поиском, оценкой месторождений полезных ископаемых и разведкой полезных ископаемых.
ПБУ 24/2011 применяется в отношении поисковых затрат, которые осуществляются, как правило, с момента получения организацией лицензии, дающей право на выполнение работ по поиску и оценке месторождений полезных ископаемых на участке недр, и до того момента, когда в отношении этого участка недр установлена и документально подтверждена коммерческая целесообразность добычи таких полезных ископаемых. При этом, если в отношении участка недр имеется коммерческая целесообразность добычи, учет затрат на добычу полезных ископаемых на данном участке недр не входит в предмет регулирования ПБУ 24/2011 (пп. "б" п. 3 ПБУ 24/2011).
В приведенной ситуации затраты производятся после получения лицензии, необходимой для добычи трепела, и проектной документации к ней. Значит, в данном случае речь не идет о поисковых работах. К тому же получение лицензии подразумевает, что коммерческая целесообразность уже подтверждена. Соответственно, положения ПБУ 24/2011 в отношении рассматриваемых работ в данном случае не применяются. Кроме того, как вытекает из п. 4 ПБУ 24/2011, "организация устанавливает виды поисковых затрат, признаваемые внеоборотными активами. Остальные поисковые затраты признаются расходами по обычным видам деятельности".
В рассматриваемом случае организация учла стоимость лицензии на добычу трепела в составе нематериальных активов.
Изменение первоначальной стоимости нематериальных активов (НМА) в бухгалтерском учете не предусмотрено (п. 16 ПБУ 14/2007 "Учет нематериальных активов", утв. Приказом Минфина России от 27.12.2007 N 153н), за исключением случаев переоценки и обесценения нематериальных активов.
Следовательно, затраты, связанные с внесением изменений в полученную лицензию, не могут быть отнесены на увеличение первоначальной стоимости НМА, они должны быть включены непосредственно в состав расходов, учитываемых в бухгалтерском учете в соответствии с требованиями ПБУ 10/99 "Расходы организации" (утв. Приказом Минфина России от 06.05.1999 N 33н; далее - ПБУ 10/99).
Указанные расходы подлежат учету в составе расходов по обычным видам деятельности на основании п. 5 ПБУ 10/99.
Расходы признаются в том отчетном периоде, в котором они имели место, независимо от времени фактической выплаты денежных средств и иной формы осуществления (п. 18 ПБУ 10/99). При этом, если расходы обусловливают получение доходов в течение нескольких отчетных периодов, они признаются в отчете о прибылях и убытках путем их обоснованного распределения между отчетными периодами (п. 19 ПБУ 10/99).
На наш взгляд, расходы, связанные с изготовлением технологического регламента по разработке месторождения сроком на 5 лет, могут быть распределены в течение этого срока.
Для учета таких расходов Планом счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организаций (утв. Приказом Минфина России от 31.10.2000 N 94н) предусмотрен счет 97 "Расходы будущих периодов".
Таким образом, организации следует самостоятельно определить порядок учета рассматриваемых расходов и закрепить в учетной политике организации (п. п. 2, 4 ПБУ 1/2008 "Учетная политика организации", утв. Приказом Минфина России от 06.10.2008 N 106н).

Налоговый учет

Расходы на освоение природных ресурсов включаются в расходы, связанные с производством и реализацией (пп. 3 п. 1 ст. 253 НК РФ).
В силу п. 1 ст. 261 НК РФ расходами на освоение природных ресурсов признаются расходы налогоплательщика на геологическое изучение недр, разведку полезных ископаемых, проведение работ подготовительного характера, проведение работ по зарезке боковых стволов эксплуатационных скважин.
Учитывая положения п. 1 ст. 261 НК РФ, ч. 1 ст. 24 Закона N 2395-1, считаем, что рассматриваемые расходы, понесенные организацией в целях эксплуатации месторождения, относятся к расходам на освоение природных ресурсов.
Согласно п. 2 ст. 261 НК РФ расходы на освоение природных ресурсов, осуществленные после 1 января 2002 г., подлежат включению в состав прочих расходов в соответствии с гл. 25 НК РФ, если источником их финансирования не являются средства бюджета и (или) средства государственных внебюджетных фондов. Расходы на освоение природных ресурсов, указанные в п. 1 ст. 261 НК РФ, учитываются в порядке, предусмотренном ст. 325 НК РФ.
В свою очередь, п. 1 ст. 325 НК РФ определено, что расходы, осуществленные налогоплательщиком в целях приобретения лицензии, формируют стоимость лицензионного соглашения (лицензии), которая учитывается налогоплательщиком в составе нематериальных активов, амортизация которых начисляется в порядке, установленном ст. ст. 256 - 259.2 НК РФ, или по выбору налогоплательщика в составе прочих расходов, связанных с производством и реализацией, в течение двух лет. Избранный налогоплательщиком порядок учета указанных расходов отражается в учетной политике для целей налогообложения.
В данной ситуации полученная лицензия учтена в составе нематериальных активов. В соответствии с п. 3 ст. 257 НК РФ первоначальная стоимость амортизируемых нематериальных активов определяется как сумма расходов на их приобретение (создание) и доведение их до состояния, в котором они пригодны для использования, за исключением налога на добавленную стоимость и акцизов, кроме случаев, предусмотренных НК РФ.
При этом нормами НК РФ не оговорена возможность изменения первоначальной стоимости НМА.
Следовательно, учесть произведенные расходы в стоимости НМА не представляется возможным.
Анализируемые расходы произведены после получения организацией лицензии и проектной документации к ней, но при этом являются обязательными требованиями промышленной безопасности, которые необходимо соблюдать в процессе осуществления деятельности, связанной с пользованием недрами.
На наш взгляд, указанные расходы могут быть учтены в составе прочих расходов, связанных с производством и реализацией, в порядке, предусмотренном п. 1 ст. 272 НК РФ.
В соответствии с абз. 2 п. 1 ст. 272 НК РФ расходы признаются в том отчетном (налоговом) периоде, в котором они возникают исходя из условий сделок. В случае если сделка не содержит таких условий и связь между доходами и расходами не может быть определена четко или определяется косвенным путем, расходы распределяются налогоплательщиком самостоятельно с учетом принципа равномерности признания доходов и расходов.
Поэтому в целях минимизации расхождений между бухгалтерским и налоговым учетом считаем целесообразным признавать данные расходы в налоговом учете в порядке, аналогичном применяемому в бухгалтерском, т.е. путем распределения расходов между отчетными (налоговыми) периодами в течение срока, установленного данными работами (см. Постановление Президиума ВАС РФ от 23.11.2010 N 6029/10).
Выбранный порядок учета рассматриваемых расходов следует закрепить в учетной политике организации в целях налогообложения.

Если вы не нашли на данной странице нужной вам информации, попробуйте воспользоваться поиском по сайту:

Читайте также: