Формы управления налоговыми рисками

Обновлено: 17.05.2024

Хозяйственная деятельность любого предприятия связана с различными видами финансовых рисков, поэтому умение эффективно управлять ими в современном мире стало необходимым и важным условием для развития компании. Помимо ценовых, валютных и прочих рисков, главная роль отводится именно налоговым, потому что ведение любой хозяйственной деятельности предполагает возникновение налоговых обязательств, размер которых оказывает непосредственное влияние на чистую прибыль.

Понятие налоговых рисков и их причины

Во многом подобные ситуации связаны с тем, что система менеджмента большинства фирм и компаний имеет множество недостатков.

Факторы, оказывающие непосредственное влияние на появление негативных последствий:

  1. Отсутствие контроля над операционными процессами в компании.
  2. Не рациональные планы и слабый учет средств.
  3. Нехватка квалифицированных сотрудников.
  4. Отсутствие программного обеспечения в части управления.

Поэтому управление рисками налогового планирования в условиях экономического развития государства подразумевает целый комплекс мероприятий.

Группы рисков

Налоговые риски можно разделить на две основные группы. К первой относятся риски, при которых действия налогоплательщика при выявлении фактов нарушений могут повлечь за собой финансовые потери. Во вторую группу включены риски, которые напрямую не связаны с утратой денежных средств, но их возникновение тоже оказывает губительное влияние на работу фирмы и может привести к утрате ожидаемой выгоды или появлению дополнительных издержек.

Первая группа включает в себя:

  1. Доначисление сумм налогов, страховых взносов и сборов.
  2. Штрафы и пени при выявлении фактов нарушения.
  3. Отказ в возмещении НДС.
  4. Принудительное взыскание неуплаченных сумм в бюджет.

В процессе камеральных или выездных проверок при выявлении нарушений инспекторы проводят доначисление налогов, штрафов и пеней, которые налогоплательщик обязан уплатить в определенный промежуток времени. При отсутствии или неверном оформлении запрашиваемых документов при возникновении подозрений в нарушении закона инспекция вправе отказать в возмещении НДС. Если от налогоплательщика в установленное время сумма начислений так и не поступила, то его ожидает принудительное взыскание долгов, путем вынесения соответствующего решения государственного органа и списания с расчетного счёта, арест или реализация имеющегося имущества.

Вторая группа в себя следующие риски:

  1. Блокировка расчетных счетов.
  2. Арест имущества.
  3. Вызов на комиссию в инспекцию.
  4. Выездная проверка.

Арест имеющегося на балансе имущества используют как способ по обеспечению исполнения постановлений о взыскании налогов, штрафов и пеней, и может быть как полным, так и частичным ограничением права собственности.

При выявлении подозрений легализации операций или по иным веским причинам, возможен вызов на комиссию в инспекцию, где, соответственно, нужно будет предоставить ответы на вопросы.

В случаях несвоевременного предоставления или полного отсутствия информации существует риск выездной проверки, при таком варианте большая вероятность выявления иных погрешностей в учете непосредственно по месту нахождения налогоплательщика, что в конечном итоге может привести и к лишним расходам.

Причины возникновения налоговых рисков

В процессе ведения бизнеса довольно часто возникают ситуации, которые могут привести к неблагоприятному положению компании на рынке. Привлечь к себе внимание инспекторов можно как при совершении правонарушения, так и без наличия такового.

В первом случае поводом могут быть несвоевременно поданная декларация или отчет, неоплаченный налог и даже не отправленная в установленный срок квитанция-ответ на входящие документы или требования. В таком случае грозит штраф и начисление пени, могут заблокировать операции по счету. И если все-таки случилось, что счет заблокирован, нужно оперативно предоставить корректирующие данные или документы и оплатить все штрафы и пени. После получения запрашиваемой информации банком разблокировка счета произойдет в течение одного рабочего дня, при этом оперативное предоставление освобождает налогоплательщика от дальнейшего внимания и проверок.

Налоговое планирование и управление рисками

Основные задачи управления рисками налогового планирования заключаются в следующем:

  1. Изучение контрольных точек риска.
  2. Анализ причин возникновения неприятностей.
  3. Разработка методов и рекомендаций по устранению последствий.

Управление рисками налогового планирования позволит просчитывать предполагаемую нагрузку по платежам в бюджет и повысить эффективность рабочих процессов, учитывая, что обязательства перед госбюджетом составляют значительную долю расходов, и одновременно предотвратить санкции.

Чтобы избежать возникновения неблагоприятных ситуаций, необходимо совершить следующие действия:

Налоговое планирование и построение эффективной системы налогообложения по управлению рисками, ориентированной на законы и нормативы, установленные государством, полностью устранит неблагоприятные финансовые риски и позволит рационально развивать бизнес.

В ходе ведения хозяйственной деятельности, у каждого субъекта может возникнуть риск потерять деньги. Причиной могут стать действия контролирующих и надзорных органов по причине неясности, неоднозначности и некорректности в части налогообложения.

Классификация налоговых рисков

Налоговый риск – это вероятность наступления неблагоприятного события, итогом которого станут финансовые потери. То есть, некая компания или гражданин приняли решение, касающееся их обязанности по уплате налогов. Результатом этого решения является вероятность потерь финансовых ресурсов и репутации. Они также могут привести к уголовной ответственности.

Чтобы верно определить направление, из которого исходит угроза, необходимо знать его характеристики:

  • полностью отсутствует вероятность того, что исход будет благоприятный;
  • вероятность возникновения новых угроз довольно высока. При этом они стану следствием неверных решений. Предусмотреть их появление практически невозможно;
  • присутствует следственная связь с правовой и экономической неграмотностью субъекта;
  • негативные последствия являются итогом для всех участников налоговых отношений;
  • различное проявление по отношению к разным субъектам.

Налоговые угрозы возникают под влиянием конкретных факторов. Их можно разделить на внешние и внутренние. К внешним относятся:

  • информационные;
  • экономические;
  • социальные;
  • политические.

То есть, то, что имеет непосредственное отношение к окружающему миру. Внутренние влияющие факторы это:

  • организационные – недостаточная квалификация сотрудников, ответственных за своевременное исчисление и перечисление в бюджет обязательных платежей, отсутствие взаимосвязи между налоговым подразделением и налоговой инспекцией;
  • технические – недостаточное налоговое планирование или полное его отсутствие;
  • экономические. Содержать в штате целое подразделение, которое будет заниматься исключительно налогами – довольно затратно. Дешевле обратиться к посредникам. Но и на этот шаг бизнесмены идут неохотно, считая, что у них в фирме не возникнет предпосылок к налоговым потерям;
  • социальные – собственник предприятия и управленцы не могут прийти к единственно верному решению относительно налогов.

Чтобы точно понимать природу возникновения налоговых угроз, необходимо знать, откуда они возникают, их предпосылки и первопричины. Нужно разобраться в их классификации. Их можно разделить на несколько групп:

  • внутренние и внешние;
  • предсказуемые и непредсказуемые;
  • систематические и несистематические.

Угроза потерять денежные средства по причине несовершенной системы налогового учета может возникнуть как внутри предприятия (из-за некомпетентности бухгалтера), так и с внешней стороны. Например, из-за невнимательности налогового инспектора. Кроме того, при планировании некоторые риски можно предсказать и минимизировать.

При ведении одной и той же хозяйственной деятельности некоторые угрозы могут носить систематический характер. При верной оптимизации налогового режима эти вероятности можно свести к минимуму.

В теории применяется еще одна классификация налоговых рисков. Это:

  • субъекты, которые несут угрозы;
  • факторы, их определяющие;
  • период возникновения;
  • зависящие от размеров будущих потерь.

Каждую группу можно дополнительно разделить на подвиды. Например, налоговые угрозы, могут нести следующие субъекты:

  • налоговые агенты;
  • налогоплательщики. В России ими выступают предприятия, предприниматели и граждане;
  • взаимосвязанные лица;
  • само государство.

Если субъектом является страна, то внешним определяющим фактором будут международные соглашения и договоренности, а внутренним – деятельность органов законодательной и исполнительной власти.

В зависимости от периода возникновения риски бывают существующие и будущие. Если рассматривать с точки зрения будущих потерь, то риски бывают допустимые и критические. Допустимые потери могут быть спрогнозированы и заложены в бюджет налогоплательщика.

Вероятность возникновения денежных потерь у субъекта всегда приводит к возникновению споров с контролирующими и надзорными органами. На этой стадии могут возникнуть риски:

  • информационные. Они связаны с недостаточной информативностью, которая может возникнуть между сторонами разногласий;
  • процессуальные, отражают несовершенство судебной системы и недостаточность инструментов регулирования договорных отношений между субъектами экономической жизни страны;
  • окружающие, могут возникнуть из-за того, что налогоплательщики и налоговые органы по-разному воспринимают суммы, поступающие в бюджет в виде обязательных платежей;
  • репутационные. Они связаны с тем, как тот или иной субъект хозяйственной деятельности оценочно воспринимает деятельность своего конкурента.

Правильная классификация налоговых рисков позволяет налогоплательщику эффективно ими управлять и минимизировать. Такие действия позволяют значительно снизить уровень вероятных потерь.

Оценка налоговых рисков

Налоговики постоянно контролируют и проверяют деятельность хозяйствующих субъектов. Это происходит путем осуществления выездных проверок. Является стимулом для того чтобы налогоплательщик самостоятельно смог оценить свои налоговые риски и понять, относится он к высокорисковым субъектам или нет. Для этого ФНС разработало и утвердило 12 признаков. К ним относятся:

  • уровень налогового обременения. Если он ниже, чем у предприятий в аналогичном сегменте рынка, то это тревожно;
  • в течение нескольких налоговых периодов в отчетности предприятия постоянно отражаются убытки;
  • налогоплательщик постоянно применяет налоговые вычеты в виде крупных сумм;
  • темпы роста доходов ниже темпов роста расходов;
  • работник фирмы получают заработную плату ниже, чем сотрудники на аналогичных должностях в других организациях в данном сегменте рынка;
  • налогоплательщик неоднократно приближался к предельным показателям, при которых разрешено применять специальный налоговый режим;
  • годовой показатель расходов, указанный в отчетности, максимально приближен к годовой величине полученного дохода;
  • свою деятельность налогоплательщик ведет через третьих лиц, не имея для этого обоснованных экономических причин;
  • неоднократное игнорирование требований ФНС о предоставлении документов, объясняющих выявленные несоответствия в показателях деятельности, непредставление сведений об их порче или утере;
  • неоднократное и необоснованное снятие с учета в налоговом органе и вторичная постановка, но в другом отделении ФНС;
  • ведение своей деятельности на грани банкротства, непринятие мер для выхода из данной ситуации.

Применяя эти признаки на практике, налогоплательщик может сам вовремя оценить и предугадать вероятность возникновения рисков по налогам. При обнаружении высокой вероятности потери денежных средств, рекомендуется исключить все сомнительные хозяйственные операции из оборота.

Деятельность на грани высоких рисков приведет к тому, что предприятию будет назначена налоговая проверка. Она может закончиться доначислением налогов, штрафными санкциями и привлечением к иной ответственности, вплоть до уголовной.

Почему рисками нужно управлять

Успешное ведение собственного дела невозможно без вероятностей потерять свои деньги. Это может произойти по причине налоговых проверок. Поэтому руководители крупных предприятий вводят в штат целое подразделение, которое занимается именно управлением рисками, в том числе налоговыми.

Задачи создания такого отдела:

  • сбор актуальной информации о всех поправках и нововведениях, которые происходят в сфере налогов и законодательства о них, ее анализ и хранение;
  • определение рисков потери денежных средств для одной фирмы в рамках конкретного сегмента рынка;
  • определение уровня угроз, которые непосредственно связаны с выявленными рисками;
  • разработка мероприятий для борьбы с выявленными угрозами;
  • разработка и внедрение мероприятий, которые помогут существенно снизить денежные потери в сфере налогообложения;
  • подробный анализ тех решений, которые гипотетически могут привести к финансовым убыткам, их учет.

Зарубежные компании прогнозируют еще один риск – риск переплаты по налогам. В этом направлении также разрабатываются меры по минимизации. Российские бизнесмены такую угрозу не принимают во внимание.

К сожалению, постоянный контроль над налоговыми угрозами ведется только в 10 % крупных российских компаний. Остальные фирмы либо не обращают на это внимание, либо обращаются к специалистам на аутсорсинге только тогда, когда получают уведомление от ФНС о выездной проверке.

Можно ли снизить угрозы налоговых потерь

Сокращение вероятностей потери денежных средств, а также уменьшение возможностей их потери именно от налогов необходимо для поднятия прибыльности хозяйствующего субъекта. Поэтому необходимо предпринимать соответствующие меры. В частности:

Налогоплательщик может самостоятельно выбрать тот или иной метод управления налоговыми угрозами. Но для этого он должен провести реальную оценку последствий его применения. Что может быть хорошо для одного предприятия, может негативно отразиться на другом хозяйствующем субъекте.

Налоговые риски — это вероятный убыток предприятия, который может возникнуть при неблагоприятном развитии событий в части фискальных взаимоотношений с государством. В статье разберемся, что такое налоговые риски организации, определим критерии и порядок их оценки.

Суть проблемы

Возникновение налоговых рисков (НР) по большей части обусловлено желанием налогоплательщика снизить размер фискального обременения. Иными словами, все компании и предприниматели заинтересованы в том, чтобы уплачивать в государственный бюджет меньшие суммы налогов и сборов. Причем решение данного вопроса осуществляется не всегда законно.

Однако умышленное сокрытие и занижение налогооблагаемой базы — не единственный фактор НР. К таковым можно отнести:

  • финансовую и правовую безграмотность субъекта;
  • неверную трактовку действующего законодательства;
  • двойственность фискальных норм и правил налогообложения;
  • отсутствие информации об изменениях и нововведениях в правовой базе;
  • технические ошибки;
  • недобросовестность контрагентов.

Иными словами, возникновение фискальных рисков связано с прямым нарушением законодательства, когда нормы НК РФ и других законов игнорируются полностью. Либо с косвенными нарушениями, при которых нормы и правила налогообложения соблюдены не полностью.

Материал по теме Как налогоплательщику проявлять должную осмотрительность при выборе контрагента Следовательно, при выявлении аналогичных нарушений экономический субъект практически сразу попадает под особый контроль со стороны ФНС. Налоговики инициируют выездную проверку, чтобы на месте определить налоговые риски предприятия.

Классификация по видам

Виды налоговых рисков организации классифицируются на:

  1. Внутренние и внешние.
  2. Предсказуемые и непредсказуемые.
  3. Систематические и несистематические.

Также НР можно классифицировать на три большие группы по времени их возникновения:

  1. До проведения проверки ФНС, когда спор с представителями еще не возник, например, ошибки и нарушения возникают из-за недобросовестности контрагентов либо из-за неверного оформления хозяйственных операций.
  2. Во время контрольных мероприятий. Нарушения были выявлены в ходе проведения проверки (ревизии) как камеральной, так и выездной.
  3. По итогам проведенной проверки. В таком случае возникают разногласия между ФНС и подконтрольным субъектом, при котором составляется соответствующий акт для дальнейшего обжалования.

Действующие критерии оценки

Для анализа ФНС разработало специальный перечень критериев, по которым определяется степень фискальных убытков. Отметим, что данный список не является секретным. То есть налоговики настоятельно рекомендуют проводить самостоятельные проверки по данному перечню. Такой подход позволит предприятию избежать фискальных правонарушений и штрафных санкций.

Итак, действующие критерии оценки налоговых рисков закреплены в Приказе ФНС России от 30.05.2007 № ММ-3-06/333@ и отражают:

  • фактических правовых взаимоотношений контрагентов при заключении договоров и соглашений, в том числе и с физлицами;
  • документации, подтверждающей права, обязанности и полномочия руководителя предприятия либо его законного представителя;
  • подтверждений факта госрегистрации контрагента в ФНС;
  • реальных доказательств (фактов), подтверждающих ведение финансово-хозяйственной деятельности контрагентами;
  • экономических обоснований по образованию цен (стоимости) договоров;
  • обоснованности применения рассрочек, отсрочек по оплате договоров;
  • реальных попыток взыскания образовавшихся долгов, неустоек, пеней и штрафов по договорам (контрактам);
  • процентов и обеспечений по выдаваемым и получаемым займам либо их необоснованное занижение.
  • низкой фискальной нагрузки, в сравнении с аналогичными субъектами по отрасли;
  • финансовых потерь, отражаемых в отчетности в течение нескольких календарных лет;
  • больших вычетов по НДС;
  • высокого роста расходов (затрат, издержек) и остановка (сокращение) роста доходов;
  • низкого уровня оплаты труда, в сравнении со средними показателями по отрасли, региону;
  • близких к граничным критериев, дающих право на применение спецрежимов;
  • высокой доли расходов предпринимателя, уменьшающих начисляемый им подоходный налог от основной деятельности;
  • необоснованного количества посредников при заключении договоров;
  • бездействий или действий, свидетельствующих о сокрытии информации или нежелании давать необходимую для налогового контроля информацию;
  • частой смены мест постановки на налоговый учет в ФНС;
  • низкого уровня рентабельности осуществляемой деятельности, при сравнении со средним по отрасли.

Отметим, что на основании анализа данных критериев формируется внешняя и внутренняя налоговая политика нашей страны, а также оцениваются налоговые риски государства в целом. Такой подход позволяет своевременно скорректировать действующую политику, чтобы избежать неблагоприятных последствий.

Самостоятельный контроль

Чтобы налогоплательщикам избежать проблем с ФНС, необходимо организовать самостоятельный контроль и эффективное управление НР. Систематическая оценка налоговых рисков — единственное верное решение в данной ситуации.

Рекомендации от представителей ФНС, как обеспечить безопасность в отношении НР:

  1. Избегайте сомнительных сделок.
  2. Заключайте сделки только с проверенными контрагентами.
  3. Откажитесь от услуг подозрительных компаний.
  4. Все операции оформляйте документально, согласно действующим инструкциям и требованиям.
  5. Постоянно следите за обновлениями и изменениями в фискальном законодательстве.
  6. Позаботьтесь о разработке и утверждении системы управления налоговыми рисками.

Также налоговики настоятельно рекомендуют периодически организовывать повышение квалификации работников бухгалтерской службы.

В статье рассматривается опыт Федеральной налоговой службы по развитию системы управления рисками в деятельности налоговых органов. Освещены основные проблемы, с которыми пришлось столкнуться, и пути их решения.

Светлана Николаевна АНДРЮЩЕНКО, заместитель руководителя ФНС России

В последние годы все больше возрастает роль инструментов внутреннего финансового контроля и внутреннего финансового аудита в выявлении резервов повышения эффективности бюджетных расходов. Так, в Концепции повышения эффективности бюджетных расходов в 2019–2024 годах, утвержденной распоряжением Правительства РФ от 31 января 2019 года № 117-р, определены задачи по развитию данных инструментов. Одновременно отмечены существующие недостатки и ограничения в области внутреннего финансового контроля и внутреннего финансового аудита, а именно:

избыточная формализация процедур контроля;

искусственное обособление контроля в рамках существующей управленческой структуры и формальный подход к его осуществлению, в результате чего выявляемые системные недостатки не устраняются, а внутренний финансовый контроль и внутренний финансовый аудит зачастую дублируют деятельность органов государственного финконтроля;

нераспространение внутреннего финансового контроля и внутреннего финансового аудита на процедуры, осуществляемые в рамках исполнения полномочий финоргана, получателя бюджетных средств, а также бюджетных и автономных учреждений;

недостаточное использование инструментов оценки бюджетных рисков и управления ими.

При внедрении инструментов внутреннего финансового контроля и внутреннего финансового аудита ФНС России были найдены решения, направленные на устранение указанных недостатков. В основном работа проводилась по трем направлениям:

∙ совершенствование модели управления;

∙ формирование системы управления рисками, встроенной в деятельность ФНС России;

∙ развитие культуры управления рисками.

Поскольку перечисленные направления тесно взаимосвязаны между собой, Служба подошла к реализации этих направлений комплексно.

Важно

Система управления рисками не может рассматриваться отдельно — она всегда полностью встроена в систему управления. Соответственно, возможности и недостатки системы управления рисками напрямую зависят от того, какая модель управления применяется в органе исполнительной власти.

Модель управления деятельностью

До 2015 года в ФНС России (далее — Служба) применялась функционально-ориентированная модель управления. При такой модели деятельность налогового органа рассматривалась как набор функций, ответственность за выполнение которых закреплена за соответствующими структурными подразделениями. При этом выстраивалась жесткая иерархическая подчиненность в целях координации выполнения функций, а горизонтальному взаимодействию между структурными подразделениями уделялось мало внимания. В таких условиях каждое структурное подразделение было ориентировано исключительно на свои локальные цели и задачи в рамках выполняемой функции. Именно это и определяет основные недостатки данной модели, существенно ограничивающие возможности роста внутренней эффективности.

Внимание

Ориентация на развитие строго в рамках отдельно взятой функции без учета существующих взаимосвязей с другими функциональными направлениями (так называемая субоптимизация) зачастую не приводит к повышению эффективности и производительности деятельности организации в целом.

Проанализировав лучшие практики в области управления, Федеральная налоговая Служба начала переход к процессно-ориентированной модели управления. Согласно данному подходу деятельность ФНС России представляется как совокупность процессов и взаимных связей между ними. Важной особенностью этого подхода является то, что у каждого процесса есть потребитель (внутренний или внешний), определяющий требования к процессу и к его результатам. При этом первостепенное значение приобретают горизонтальные связи между подразделениями, участвующими в выполнении так называемых сквозных процессов, и роль каждого подразделения в формировании итогового результата в целом по организации.

Для перехода к процессному управлению в 2015 году ФНС России составила перечень всех выполняемых в налоговых органах (как в центральном аппарате, так и в территориальных подразделениях) и подведомственных организациях технологических процессов, направленных на достижение заданного результата в сфере обеспечения функционирования, развития и реализации полномочий ФНС России. Вся совокупность технологических процессов разделена на два блока:

основные процессы ФНС России, выполняемые непосредственно в целях реализации полномочий в сфере налогообложения, государственных функций, госуслуг, а также внешнего информационного взаимодействия в соответствии с заключенными соглашениями, положениями и протоколами;

управленческие и вспомогательные процессы ФНС России, напрямую не связанные с реализацией основных полномочий в сфере налогообложения, государственных функций, предоставления госуслуг, а также внешнего информационного взаимодействия, но создающие условия для их реализации, а также процессы, необходимые для поддержания деятельности налоговых органов.

Для каждого технологического процесса определен владелец — структурное подразделение центрального аппарата ФНС России, а его начальник является ответственным за получение результата по технологическому процессу налоговой службы, методологическое и/или организационное сопровождение его выполнения. Собственно, представление всей деятельности, осуществляемой налоговыми органами и подведомственными организациями, в качестве системы взаимосвязанных и взаимодействующих процессов и закрепление их в перечне технологических процессов легли в основу построения системы управления рисками в деятельности ФНС России.

Развитие методологии управления рисками

Развитие методологии управления рисками осуществлялось поэтапно. На первом этапе решалась задача формализации подходов и инструментов ВФК, введения в практику соответствующего понятийного аппарата и развития культуры управления рисками.

В рамках комплексного подхода к осуществлению деятельности ФНС России наряду с организацией ВФК в отношении внутренних бюджетных процедур Служба реализовала аналогичные подходы к осуществлению внутреннего контроля и в отношении остальных технологических процессов — процессов основной деятельности. И если практика аудиторских проверок основной деятельности давно существовала, то в отношении внутреннего контроля необходимо было начинать с введения понятийного аппарата и основ управления рисками.

Пять принципов внутреннего контроля

В основе построения внутреннего контроля ФНС России лежат пять принципов: принцип общей вовлеченности; принцип комплексности; принцип эффективности; принцип своевременности; принцип адаптивности

Были изданы Основные положения об осуществлении внутреннего контроля деятельности по технологическим процессам ФНС России 1 . В положениях определены как общие подходы к организации и осуществлению внутреннего контроля в налоговых органах и подведомственных организациях, также и подходы к оценке надежности системы внутреннего контроля. Были разработаны принципы внутреннего контроля:

1) Каждый государственный гражданский служащий налоговых органов и должностное лицо организации участвует в осуществлении внутреннего контроля (принцип общей вовлеченности).

2) Внутренний контроль осуществляется по всем технологическим процессам ФНС России с учетом анализа существующих взаимосвязей между ними с целью установления причинно-следственных связей реализации рисков в деятельности по осуществлению технологических процессов ФНС России (принцип комплексности).

3) Масштаб и объем мероприятий внутреннего контроля должны быть соразмерны выявленным рискам и обеспечивать результативность и эффективность выполнения технологических процессов ФНС России (принцип эффективности).

4) Мероприятия внутреннего контроля должны носить упреждающий характер и быть направлены на пресечение возможных рисков, а также минимизацию негативных последствий нарушения требований и неэффективной деятельности по выполнению технологических процессов ФНС России (принцип своевременности).

5) При организации и осуществлении мероприятий внутреннего контроля должны своевременно учитываться изменения в порядке выполнения технологических процессов ФНС России, а также внедрение новых технологических процессов ФНС России (принцип адаптивности).

Что касается практического внедрения инструментов внутреннего контроля и внутреннего финансового контроля (далее — внутренний контроль), то здесь следует отметить следующее. Безусловно, наиболее эффективным подходом к организации внутреннего контроля является встраивание в технологический процесс автоматизированных контрольных действий, направленных на своевременное уведомление о возникновении риска каких-либо отклонений.

Целесообразность карт внутреннего контроля

Прежде всего осуществление внутреннего контроля требует формализации и закрепления ответственности за выполнение контрольных действий с помощью документов внутреннего контроля. Если ответственность за осуществление контрольных действий не закреплена за конкретными сотрудниками, то невозможно сделать вывод, что внутренний контроль организован. Для закрепления такой ответственности предусмотрены карты внутреннего контроля.

Основные проблемы и пути их решения

На начальном этапе мы столкнулись с первыми проблемами, характерными для любого процесса внедрения изменений. Документирование внутреннего контроля сотрудники воспринимали как дополнительную нагрузку, не имеющую практической ценности, и все сводилось к формальному соблюдению требований по составлению карт внутреннего контроля. В результате появлялись громоздкие карты, включающие все возможные риски по всем операциям, практическая эффективность которых вызывала сомнение.

Более того, составление таких громоздких карт было достаточно трудоемким делом и, соответственно, отнимало ресурсы, предназначенные для выполнения самих технологических процессов. Очевидно, что в такой ситуации не соблюдался принцип эффективности внутреннего контроля. Полнота применения остальных принципов внутреннего контроля в деятельности также не была очевидной.

Культура управления рисками

Такое положение вещей потребовало от службы активных шагов в области внедрения и развития культуры управления рисками. При этом было определено два ключевых направления воздействия:

проведение масштабной разъяснительной работы в области управления рисками и осуществления внутреннего контроля;

усиление роли и участия руководящего состава территориальных органов в управлении рисками.

Работа по первому направлению заключалась в проведении всероссийских семинаров с участием сотрудников территориальных налоговых органов, организующих и осуществляющих внутренний контроль, а также сотрудников подразделений внутреннего аудита в целях оказания ими содействия по совершенствованию внутреннего контроля в рамках аудиторских проверок. Повестка семинаров включала вопросы организации и осуществления внутреннего контроля, в том числе предполагала обмен лучшими практиками, и формирование рекомендаций в сфере внутреннего контроля. При этом основное внимание сотрудников акцентировалось на следующих тезисах:

  1. Цель составления карты внутреннего контроля — закрепление ответственности за осуществление конкретных контрольных действий в отношении значимых рисков, сроков их выполнения (а не описание всех операций процесса и всех возможных рисков).
  2. Внутренний контроль не должен быть избыточным и не должен дублировать выполнение технологического процесса.
  3. Самые существенные риски образуются на стыке выполнения процедур в разных подразделениях, и этому нужно уделить особое внимание.

Более того, закрепление конкретных контрольных действий, сроков и лиц, ответственных за их выполнение, позволяет при проведении аудиторских проверок четко устанавливать причины нарушений, связанных с низкой надежностью внутреннего контроля. Причины могут быть следующими:

  • применяемая контрольная процедура не оказывает влияния на реализацию риска;
  • контрольная процедура не выполнена либо ненадлежаще выполнена;
  • контрольная процедура, способная воздействовать на риск, не предусмотрена в карте внутреннего контроля.

По результатам такой оценки аудиторы формируют конкретные рекомендации, точечно направленные на устранение причины нарушения и повышение надежности внутреннего контроля при осуществлении соответствующей операции.

Аудиторские советы

В целях усиления роли и участия руководящего состава в процедурах управления рисками в каждом УФНС были созданы аудиторские советы. Это совещательные органы при руководстве УФНС, в состав которых включены начальники отделов аппарата управлений по функциональным направлениям деятельности и отдела, в компетенцию которого входит осуществление внутреннего аудита. На заседаниях аудиторских советов обсуждаются результаты аудиторских проверок и рассматриваются следующие вопросы:

причины недостаточной эффективности и надежности системы внутреннего контроля в отношении рисков выявленных нарушений;

влияние (в том числе потенциальное) выявленных нарушений на смежные направления деятельности.

По результатам проверок члены советов готовят рекомендации по повышению эффективности выполнения налоговых процедур и вырабатывают предложения по устранению (минимизации) рисков нарушений, реализация которых возможна только на федеральном уровне, для их последующего направления в ФНС России.

Такой подход позволяет выработать как единое видение и понимание существующих рисков в деятельности налогового органа, так и систему скоординированных мер по устранению причин рисков и повышению надежности внутреннего контроля.

На втором этапе развития методологии и внедрения в практику управления рисками решалась задача применения комплексного подхода к управлению рисками с учетом существующего взаимодействия блоков внутреннего контроля и внутреннего аудита (внутреннего финансового аудита). Были проанализированы существующие стандарты управления рисками, а также отечественный и зарубежный опыт в части создания базовых документов (политик) управления рисками. По результатам проведенной работы были изданы Основные положения об управлении рисками в деятельности ФНС России 2 . В них описан полный цикл этапов управления рисками в деятельности налоговых органов с учетом взаимодействия внутреннего контроля и аудита и их результатов.

Этим же документом были определены задачи управления рисками:

— обеспечение идентификации существующих рисков;

— определение причин и условий, способствующих возникновению рисков;

— организация взаимодействия по управлению рисками между структурными подразделениями центрального аппарата ФНС России, территориальными налоговыми органами и их структурными подразделениями, организациями, находящимися в ведении ФНС России, и их структурными подразделениями;

— разработка и реализация комплекса мероприятий, направленных на предотвращение и (или) минимизацию рисков (включая предложения по внесению изменений в порядок выполнения технологических процессов ФНС России, разработку предложений по контрольным действиям (контрольным процедурам) и периодичности их осуществления, способам и методам внутреннего финансового контроля);

— организация и осуществление контроля за практической реализацией мероприятий по предотвращению и (или) минимизации рисков;

— разработка подходов к оценке эффективности осуществляемых мероприятий по управлению рисками;

— организация системы учета информации о рисках и мероприятий по их предотвращению и (или) минимизации, включающей процедуры сбора, хранения и обработки этой информации.

По результатам проведения пилотного проекта по апробации реестра рисков был издан порядок ведения реестра рисков. Как и задумывалось, реестр состоит из блоков информации, охватывающих практически все этапы управления рисками. Кроме того, реестр содержит сведения о наличии взаимосвязей между рисками (то есть когда реализация одного риска влечет за собой увеличение вероятности и (или) негативных последствий другого риска).

Блоки реестра рисков

блок. Идентификация риска: отражается информация о технологическом процессе, в рамках которого он возникает; наименование риска, присвоенный ему код, описание риска (реквизиты документа, положения которого нарушены), меры ответственности за нарушение (при наличии) и сведения о том, на каком уровне организационной структуры выполняется операция, в рамках которой возникает риск (центральный аппарат, УФНС и т. п.), а также сведения об отнесении риска к группе бюджетных рисков.

блок. Анализ и оценка рисков: указывается информация о характере негативных последствий (репутационные риски, искажение отчетности, ущерб бюджету и др.), единицы измерения негативных последствий, диапазоны для проведения оценки вероятности риска и величины негативных последствий.

блок. Мероприятия по управлению рисками: содержится информация о рекомендованных контрольных действиях для организации внутреннего контроля и мероприятиях по минимизации негативных последствий, если риск уже реализовался.

Применение реестра рисков решает следующие практические задачи:

распространение информации о существующих рисках в системе налоговых органов для проведения сотрудниками, участвующими в организации внутреннего контроля, анализа операций на предмет их рискоемкости при составлении карт внутреннего контроля и организации контрольных действий;

выстраивание смежного контроля на основе идентифицированных взаимосвязанных рисков;

обобщение и распространение положительной практики контрольных действий и мер по минимизации негативных последствий реализации рисков.

Перспективы дальнейшего развития методологии и инструментов внутреннего контроля на основе реестра рисков связаны с изменениями, внесенными Законом № 199‑ФЗ в статью РФ, подразумевающими возможность главных администраторов (администраторов) бюджетных средств самостоятельно определять порядок ВФК. Это позволит упростить отдельные процедуры ВФК и создаст условия для автоматизации формирования документов внутреннего контроля как в целях сокращения трудозатрат, так и для повышения эффективности и надежности внутреннего контроля за счет более быстрого распространения наилучших практик.

Читайте также: