Финансовый управленческий и налоговый аудит

Обновлено: 17.05.2024

Обязательный аудит- ежегодная обязательная аудиторская проверка ведения бухгалтерского учета и бухгалтерской (финансовой) отчетности организации или индивидуального предпринимателя в соответствии с законодательством РФ.

Инициативный аудит предприятия – это результат добровольного решения организации, поэтому никаких предписаний по срокам проведения проверки и устранения выявленных в его ходе нарушений не предусмотрено, равно как и штрафных санкций.

Налоговый аудит – это аудиторская проверка организации, предназначенная для оценки правильности определения налоговой базы, начисления и уплаты налогов, а также корректности составления налоговых деклараций и применения налоговых льгот.

В ходе такой проверки определяются налоговые риски предприятия и вырабатываются меры для их снижения.

Экспресс-аудит - услуга, позволяющая в кратчайшие сроки и с минимальными затратами оценить состояние управленческого, финансового, бухгалтерского и налогового учета на Вашем предприятии.

Управленческий аудит представляет собой оценку эффективности действующей системы управления как одной компании, так и холдинговых структур.

Главная цель проведения "Due Diligence" - это формирование полного представления о реальном финансовом состоянии предприятия и обо всех рисках, которые могут значительно ухудшить финансовое состояние предприятия.

Ведение бухгалтерского и налогового учёта компании профессиональными бухгалтерами, помощь в подготовке отчётности для налоговых органов и внебюджетных фондов.

Формирование бухгалтерских и налоговых регистров и составление всех форм отчётности, требующиеся от организации или индивидуального предпринимателя согласно законодательству РФ.

Иностранные организации зачастую открывают представительства и филиалы на территории Российской Федерации. Во время работы у организаций возникает много проблем, которые связаны с правильной организацией бухгалтерского учета.

Постоянному представительству необходимо вести бухгалтерский учет в соответствии с иностранными правилами учета и с российскими стандартами.

Представительство, которое ведет отдельный баланс, должно сообщить головной организации результаты собственной деятельности, а также подать сведения об остатках на всех счетах бухгалтерского учета на конкретную дату, а также иные сведения, которые включены в бухгалтерскую отчетность компании.

Нулевая отчетность (нулевой баланс, нулевая декларация) – комплекс бухгалтерской, налоговой, статистической отчетности, предоставляемой предприятием, не ведущим финансово-хозяйственной деятельности, в контролирующие органы в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Сдача нулевой отчетности является обязанностью любой компании, как неработающей, так и недавно созданной, независимо от ее масштаба и организационно-правовой формы.

Услуги по расчету заработной платы для предприятий любого размера – от нескольких десятков до десятков тысяч человек.

Восстановление бухгалтерского учета заключается в приведении бухгалтерской и налоговой отчетности (баланс, отчет о прибылях и убытках, налоговые декларации) в соответствии с имеющимися документами и восстановлении недостающих документов.

Обязательный аудит- ежегодная обязательная аудиторская проверка ведения бухгалтерского учета и бухгалтерской (финансовой) отчетности организации или индивидуального предпринимателя в соответствии с законодательством РФ.

Инициативный аудит предприятия – это результат добровольного решения организации, поэтому никаких предписаний по срокам проведения проверки и устранения выявленных в его ходе нарушений не предусмотрено, равно как и штрафных санкций.

Налоговый аудит – это аудиторская проверка организации, предназначенная для оценки правильности определения налоговой базы, начисления и уплаты налогов, а также корректности составления налоговых деклараций и применения налоговых льгот.

В ходе такой проверки определяются налоговые риски предприятия и вырабатываются меры для их снижения.

Экспресс-аудит - услуга, позволяющая в кратчайшие сроки и с минимальными затратами оценить состояние управленческого, финансового, бухгалтерского и налогового учета на Вашем предприятии.

Управленческий аудит представляет собой оценку эффективности действующей системы управления как одной компании, так и холдинговых структур.

Главная цель проведения "Due Diligence" - это формирование полного представления о реальном финансовом состоянии предприятия и обо всех рисках, которые могут значительно ухудшить финансовое состояние предприятия.

Ведение бухгалтерского и налогового учёта компании профессиональными бухгалтерами, помощь в подготовке отчётности для налоговых органов и внебюджетных фондов.

Формирование бухгалтерских и налоговых регистров и составление всех форм отчётности, требующиеся от организации или индивидуального предпринимателя согласно законодательству РФ.

Иностранные организации зачастую открывают представительства и филиалы на территории Российской Федерации. Во время работы у организаций возникает много проблем, которые связаны с правильной организацией бухгалтерского учета.

Постоянному представительству необходимо вести бухгалтерский учет в соответствии с иностранными правилами учета и с российскими стандартами.

Представительство, которое ведет отдельный баланс, должно сообщить головной организации результаты собственной деятельности, а также подать сведения об остатках на всех счетах бухгалтерского учета на конкретную дату, а также иные сведения, которые включены в бухгалтерскую отчетность компании.

Нулевая отчетность (нулевой баланс, нулевая декларация) – комплекс бухгалтерской, налоговой, статистической отчетности, предоставляемой предприятием, не ведущим финансово-хозяйственной деятельности, в контролирующие органы в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Сдача нулевой отчетности является обязанностью любой компании, как неработающей, так и недавно созданной, независимо от ее масштаба и организационно-правовой формы.

Услуги по расчету заработной платы для предприятий любого размера – от нескольких десятков до десятков тысяч человек.

Восстановление бухгалтерского учета заключается в приведении бухгалтерской и налоговой отчетности (баланс, отчет о прибылях и убытках, налоговые декларации) в соответствии с имеющимися документами и восстановлении недостающих документов.

Налоговый консалтинг — эффективный инструмент для решения вопросов, возникающих при исчислении и уплате налогов юридическими и физическими лицами, результатом которого является:
- оптимизация размеров налоговых выплат, в соответствии с действующим налоговым законодательством;
- снижение рисков последствий неправильного исчисления и уплаты налогов - представление интересов в налоговых органах.

Бухгалтерские консультации — неотъемлемая часть процесса ведения бухгалтерского учета каждого предприятия Бухгалтерские консультации предоставляют предприятиям актуальную и полезную информацию по вопросам финансового управления, таким, как организация бухгалтерского учета или помощь в решении проблем, связанных с правильностью оформления тех или иных бухгалтерских операций.

Консультации в области экономики и финансов необходимы для принятия грамотных стратегических и оперативных решений, а также оптимизации финансовой структуры организации. Услуги финансового консультирования могут потребоваться для решения комплекса задач: финансовый аудит, привлечение инвестиций, анализ перспектив развития и актуальных возможностей бизнеса, оценка целесообразности капиталовложений, оптимизация финансовой деятельности, реструктуризация доходов и расходов и т.д.

Юридическое сопровождение сделок – это комплексная услуга, в которую входит детальная разработка структуры сделки с целью оптимизации её параметров и минимизации финансовых, налоговых и юридических рисков для сторон, а также правовая экспертиза и разработка всех необходимых документов.

Наша компания предлагает полный комплекс услуг по регистрации фирм и предприятий различной организационно-правовой формы, таких как ООО, ЗАО, ОАО, ИП.

В соответствии с положениями ч. 5 ст. 160.2-1 БК РФ начиная с 01.01.2020 внутренний финансовый аудит (далее – ВФА) будет осуществляться в соответствии с федеральными стандартами внутреннего финансового аудита, установленными Минфином. Главные администраторы бюджетных средств, администраторы бюджетных средств, осуществляющие ВФА, на основе таких стандартов должны будут издавать свои ведомственные (внутренние) акты, обеспечивающие осуществление внутреннего финансового аудита. На сайте Минфина размещены три проекта стандарта данного аудита. В настоящей консультации мы поговорим о его принципах и задачах.

Принципы внутреннего финансового аудита

Напомним, что ВФА осуществляется структурными подразделениями главного распорядителя бюджетных средств, главного администратора доходов бюджета, главного администратора источников финансирования дефицита бюджета, распорядителя бюджетных средств, получателя бюджетных средств, администратора доходов бюджета, администратора источников финансирования дефицита бюджета (далее – субъекты ВФА). Деятельность по ВФА должна осуществляться на основании следующих принципов.

Принцип законности.

Данный принцип подразумевает строгое и полное соблюдение законодательства РФ, а также правовых актов, регулирующих организацию и осуществление внутреннего финансового аудита, включая федеральные стандарты ВФА, ведомственные (внутренние) акты субъектов ВФА.

Принцип объективности.

Выражается в беспристрастности, честности должностных лиц (работников) субъекта ВФА, а также должностных лиц (работников) и экспертов, привлеченных к проведению мероприятий ВФА, при планировании и проведении ими мероприятий ВФА, в том числе в недопущении конфликта интересов любого рода.

Принцип профессионального скептицизма.

Принцип основывается на критической оценке обоснованности, надежности и достаточности полученных аудиторских доказательств. Аудиторские доказательства, которые противоречат каким-либо документам или заявлениям субъекта внутреннего финансового контроля либо ставят под сомнение достоверность таких документов или заявлений, внимательно изучаются.

При этом члены аудиторской группы должны учитывать, что могут быть нарушения и (или) недостатки, которые остались невыявленными по следующим причинам:

применение выборочных методов при проведении мероприятия ВФА, что не позволяет выявить нарушения и (или) недостатки в полной мере;

ненадежный внутренний финансовый контроль;

наличие доказательств, предоставляющих доводы в пользу какого-либо решения, но не гарантирующих его правильности.

Профессиональный скептицизм необходим, чтобы, в частности, не упустить из виду подозрительные обстоятельства, не сделать неоправданных обобщений при подготовке выводов, не использовать ошибочные допущения при определении характера, временных рамок и объема аудиторских процедур, а также при оценке их результатов.

Принцип эффективности.

Осуществление ВФА должно быть основано на необходимости обеспечения полноты заключения о результатах мероприятия ВФА, повышения качества финансового менеджмента, путем использования заданного (наименьшего) объема затрачиваемых ресурсов.

Принцип функциональной независимости.

При осуществлении ВФА следует максимально устранить условия, которые создают угрозу способности субъекта ВФА беспристрастно и объективно выполнять свои обязанности. В целях обеспечения функциональной независимости мероприятия ВФА организуют и осуществляют должностные лица (работники) субъекта ВФА, а также привлеченные к проведению мероприятий ВФА должностные лица (работники) и эксперты, которые:

не принимают участие в организации и выполнении аудируемых внутренних бюджетных процедур в текущем периоде;

не принимали участие в организации и выполнении аудируемых внутренних бюджетных процедур в течение аудируемого периода и года, ему предшествующему;

не имеют родства или свойства с субъектами внутреннего финансового контроля;

не имеют иного конфликта интересов, создающего угрозу способности беспристрастно и объективно выполнять обязанности в ходе планирования и проведения мероприятий ВФА.

Руководитель главного распорядителя бюджетных средств, главного администратора доходов бюджета, главного администратора источников финансирования дефицита бюджета, распорядителя бюджетных средств, получателя бюджетных средств, администратора доходов бюджета, администратора источников финансирования дефицита бюджета должен обеспечивать беспрепятственное осуществление субъектом ВФА своей деятельности, а также не допускать вмешательство в осуществление ВФА третьих лиц.

Деятельность субъекта ВФА осуществляется на основе функциональной или функциональной и организационной независимости. В целях обеспечения организационной независимости субъект ВФА подчиняется непосредственно и исключительно руководителю главного администратора (администратора) бюджетных средств.

Принцип компетентности.

Выражается в применении субъектом ВФА совокупности профессиональных знаний, навыков и других компетенций, позволяющих осуществлять ВФА беспристрастно, качественно и с недопущением конфликта интересов любого рода для выполнения стоящих перед субъектом ВФА целей и задач.

Принцип системности.

При планировании и проведении ВФА бюджетные риски, коррупционные риски и выявленные нарушения и недостатки периодически анализируются по всем внутренним бюджетным процедурам.

Принцип ответственности.

Субъект ВФА несет ответственность перед руководителем главного распорядителя бюджетных средств, главного администратора доходов бюджета, главного администратора источников финансирования дефицита бюджета, распорядителя бюджетных средств, получателя бюджетных средств, администратора доходов бюджета, администратора источников финансирования дефицита бюджета за предоставление полных и достоверных заключений, выводов и предложений (рекомендаций), позволяющих при их надлежащем выполнении достичь цели и задачи ВФА.

Ответственность за организацию ВФА несет руководитель главного распорядителя бюджетных средств, главного администратора доходов бюджета, главного администратора источников финансирования дефицита бюджета, распорядителя бюджетных средств, получателя бюджетных средств, администратора доходов бюджета, администратора источников финансирования дефицита бюджета.

Ответственность за планирование и проведение мероприятий ВФА несет руководитель субъекта ВФА.

Принцип стандартизации.

ВФА осуществляется в соответствии с федеральными стандартами ВФА, установленными Минфином.

Задачи внутреннего финансового аудита

Напомним, что целями осуществления ВФА являются:

1. Оценка надежности внутреннего финансового контроля (далее – ВФК), под которым понимается процесс главного администратора бюджетных средств, администратора бюджетных средств, осуществляемого в целях соблюдения установленных правовыми актами, регулирующими бюджетные правоотношения, требований к исполнению своих бюджетных полномочий, и подготовки предложений об организации ВФК. Достижение первой цели ВФА может быть осуществлено с помощью решения следующих задач:

а) изучение выполняемых субъектами внутреннего финансового контроля операций (действий по формированию документов, необходимых для выполнения внутренних бюджетных процедур) в целях установления достаточности и актуальности правовых актов и иных документов, устанавливающих требования к организации, выполнению (обеспечению выполнения) внутренних бюджетных процедур, операций (полноты регламентации процесса их выполнения);

б) выявление излишних операций, совершаемых при выполнении внутренней бюджетной процедуры;

в) изучение применяемых прикладных программных средств автоматизации при выполнении внутренних бюджетных процедур, операций;

г) подтверждение наличия прав доступа пользователей к базам данных, вводу и выводу информации из применяемых прикладных программных средств автоматизации, обеспечивающих осуществление бюджетных полномочий главного администратора (администратора) бюджетных средств, в целях формирования предложений и рекомендаций по предотвращению несанкционированного доступа к таким базам данных, вводу и выводу из них информации;

д) оценка степени соблюдения установленных правовыми актами, регулирующими бюджетные правоотношения, и ведомственными (внутренними) актами требований к организации, выполнению (обеспечению выполнения) внутренних бюджетных процедур;

е) выявление недостатков в части регламентации процесса выполнения внутренних бюджетных процедур, в том числе недостаточности положений ведомственных (внутренних) актов, устанавливающих требования к организации, выполнению (обеспечению выполнения) внутренних бюджетных процедур, и (или) несоответствия положений этих актов нормативным правовым актам, регулирующим бюджетные правоотношения, на момент совершения операции;

ж) формирование предложений и рекомендаций по совершенствованию выполнения внутренних бюджетных процедур;

з) изучение совершаемых субъектами внутреннего финансового контроля и (или) прикладными программными средствами автоматизации контрольных действий в целях определения операций, в отношении которых контрольные действия не осуществлялись и (или) осуществлялись не в полной мере;

и) изучение результатов контрольных действий, в том числе анализ причин и условий нарушений и (или) недостатков (в случае их выявления);

к) оценка организации, применения и достаточности совершаемых контрольных действий на предмет их соразмерности выявленным бюджетным рискам, а также способности предупреждать (не допускать) нарушения и (или) недостатки;

л) формирование предложений и рекомендаций по организации и применению контрольных действий в целях:

минимизации бюджетных рисков при выполнении внутренних бюджетных процедур, операций;

обеспечения отсутствия и (или) существенного снижения числа нарушений и (или) недостатков, а также устранения их причин и условий;

достижения целевых значений показателей качества финансового менеджмента;

повышения эффективности использования бюджетных средств.

2. Подтверждение достоверности бюджетной отчетности и соответствия порядка ведения бюджетного учета единой методологии бюджетного учета, составления, представления и утверждения бюджетной отчетности, установленной Минфином, а также ведомственным (внутренним) актам, принятым в соответствии с п. 5 ст. 264.1 БК РФ. Указанная цель достигается при помощи решения следующих задач:

а) изучение порядка формирования (актуализации) учетной политики и ее соответствия установленным требованиям;

б) изучение порядка (правильности и своевременности) оформления и принятия к учету первичных учетных документов, проведения инвентаризации активов и обязательств, хранения документов бюджетного учета;

в) изучение порядка (правильности и своевременности) ведения регистров бюджетного учета, частоты и правильности внесения в них исправлений, соответствия их требованиям, установленным в нормативных правовых актах, регулирующих ведение бюджетного учета;

г) определение данных и используемых в их отношении методов ВФА в целях подтверждения наличия (отсутствия) выраженных в денежном выражении искажений показателей бюджетной отчетности, которые приводят к искажению информации об активах и обязательствах и (или) финансовом результате, а также влияют на принятие пользователями бюджетной отчетности управленческих решений;

д) подтверждение законности и полноты формирования финансовых и первичных учетных документов, а также достоверности данных, содержащихся в регистрах бюджетного учета, и наделения субъектов внутреннего финансового контроля правами доступа к записям в регистрах бюджетного учета;

е) подтверждение соответствия учетной политики, порядка ведения бюджетного учета и составления бюджетной отчетности (соответствия состава бюджетной отчетности) единой методологии бюджетного учета, составления, представления и утверждения бюджетной отчетности, установленной Минфином;

ж) формирование предложений и рекомендаций:

по предотвращению нарушений законности и полноты формирования финансовых и первичных учетных документов, несанкционированного доступа к записям в регистрах бюджетного учета;

по предотвращению нарушений, отклонений, ошибок и искажений при формировании регистров бюджетного учета и бюджетной отчетности;

по совершенствованию применяемых процедур ведения бюджетного учета;

з) формирование субъектом ВФА суждения о достоверности бюджетной отчетности в целях подтверждения достоверности бюджетной отчетности получателя бюджетных средств, сформированной главным администратором (администратором) бюджетных средств (индивидуальной бюджетной отчетности), а также соблюдения главным администратором (администратором) бюджетных средств порядка формирования сводной бюджетной отчетности (консолидированной бюджетной отчетности).

3. Повышение качества финансового менеджмента. Для достижения данной цели необходимо решение следующих задач:

а) определение эффективности применяемых прикладных программных средств автоматизации при выполнении внутренних бюджетных процедур, операций и формирование предложений и рекомендаций по модернизации этих средств автоматизации и повышению эффективности их применения;

б) оценка исполнения бюджетных полномочий главным администратором (администратором) бюджетных средств, в том числе во взаимосвязи с результатами проведения мониторинга качества финансового менеджмента и необходимостью достижения целевых значений показателей качества финансового менеджмента в целях формирования и предоставления предложений о повышении качества финансового менеджмента;

в) оценка результатов исполнения направленных на повышение качества финансового менеджмента решений руководителя главного администратора (администратора) бюджетных средств, включая субъекты внутреннего финансового контроля;

г) формирование предложений и рекомендаций по предотвращению недостатков и нарушений, совершенствованию информационного взаимодействия между субъектами внутреннего финансового контроля при выполнении ими внутренних бюджетных процедур, а также по повышению квалификации субъектов внутреннего финансового контроля, проведению их переподготовки;

д) оценка результативности и экономности использования бюджетных средств главным администратором (администратором) бюджетных средств, в том числе путем формирования субъектом ВФА суждения:

о полноте обоснования расходов на достижение заданных результатов, включая объективность и достоверность показателей непосредственных и конечных результатов, в случае их наличия;

о своевременности доведения и полноте распределения бюджетных ассигнований, а также о полноте обоснования причин возникновения неиспользованных остатков бюджетных средств и (или) лимитов бюджетных обязательств, в случае их наличия;

о качестве обоснований изменений в сводной бюджетной росписи, бюджетной росписи;

о соответствии кассовых расходов плану-графику финансового обеспечения государственной (муниципальной) программы, непрограммных расходов бюджета, а также об уровне достижения значений показателей результата выполнения мероприятий (при наличии);

об обоснованности объектов закупок, в том числе обоснованности объема финансового обеспечения для осуществления закупки, сроков (периодичности) осуществления планируемых закупок, а также начальных (максимальных) цен контрактов;

о равномерности принятия и исполнения обязательств по государственным (муниципальным) контрактам с учетом особенностей выполняемых функций и полномочий главным администратором (администратором) бюджетных средств;

об обоснованности объемов межбюджетных трансфертов из бюджета другим бюджетам бюджетной системы РФ для достижения ими значений показателей результативности использования субсидий, установленных соглашениями о предоставлении субсидий и (или) иных межбюджетных трансфертов, имеющих целевое значение;

об обоснованности показателей государственного (муниципального) задания на оказание (выполнение) государственных (муниципальных) услуг (работ) исходя из объема государственных (муниципальных) услуг (работ) в соответствии с социальными гарантиями и обязательствами государства;

о наличии, объеме и структуре дебиторской задолженности, в том числе просроченной;

о соблюдении требований по открытости и прозрачности информации о бюджетных расходах.

Чтобы улучшить функционирование системы внутреннего контроля, в компании формируют ревизионную службу, подразделение внутреннего аудита и службу внутреннего контроля. Данные контрольно-ревизионные подразделения взаимосвязаны между собой, являются единым целым, однако у каждого из них свои цели и задачи.

В статье рассмотрим актуальные вопросы, связанные с организацией службы внутреннего аудита. Вы узнаете, кто может быть внутренним аудитором, как правильно и рационально организовать службу внутреннего аудита, на что обращать внимание в ходе этого процесса.

ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ ВНУТРЕННЕГО АУДИТА

Под внутренним аудитом понимают независимую проверку бухгалтерской (финансовой) отчетности компании и ее бизнес-процессов, которая регламентируется внутренними документами организации.

Общая цель внутреннего аудита — содействовать органам управления компании в повышении эффективности управления организацией, совершенствовании ее финансово-хозяйственной деятельности.

Цели внутреннего аудита в конкретной компании устанавливают во внутреннем нормативном документе (регламенте, Положении о внутреннем аудите и т. д.).

Основные задачи внутреннего аудита:

  • организация и функционирование системы внутреннего аудита для определения уровня эффективности работы подразделений и организации в целом;
  • удовлетворение потребности органов управления компанией в части предоставления контрольной информации о функционировании бизнес-процессов, достоверности бухгалтерской (финансовой) отчетности организации.

Задачи внутреннего аудита конкретной компании определяют с учетом имеющихся ресурсов, особенностей и приоритетов деятельности.

Собственники компании уделяют большое внимание бюджетированию и выполнению утвержденных планов, поэтому в организации налажена система внутреннего аудита. Задачи внутреннего аудита: проверять бухгалтерскую отчетность, контролировать достоверность разрабатываемых бюджетов, обоснованность используемых экономических методик.

Для эффективного выполнения этих задач в функционал внутреннего аудитора были внесены соответствующие нормы, определяющие его права и обязанности в данном вопросе.

Положение о внутреннем аудите компании дополнили разделами, оговаривающими функционал внутреннего аудита в части проверки выведения плановых данных, сопоставления их с фактом, оценки отклонений. Были прописаны права и обязанности внутренних аудиторов в отношении этих вопросов.

КТО МОЖЕТ БЫТЬ ВНУТРЕННИМ АУДИТОРОМ?

Однозначно не работники бухгалтерии. Дело даже не в недоверии. Просто получится, что они будут проверять сами себя. Заблуждаясь в каком-либо вопросе, они не выявят ошибку при проверке. Ни о какой независимости проверяющего в данном случае не может быть и речи.

Работники других подразделений также не могут быть внутренними аудиторами в силу квалификации и собственной заинтересованности.

Все доводы свидетельствуют о том, что внутренний аудит проводит или специальный работник самой организации — внутренний аудитор, или специальное подразделение организации — служба внутреннего аудита.

Справится один специалист или нужна целая структура (служба, отдел), зависит от:

  • требований руководства предприятия;
  • целей и задач, поставленных перед внутренним аудитом.

ПРИМЕР 1

Компания занимается производством продуктов питания. Оборот компании составляет около 500 млн руб. в год. Численность персонала превысила 100 человек. Предприятие имеет два филиала, расположенных в разных областях региона.

Руководство компании помимо ежемесячного контроля бухгалтерской отчетности хотело бы периодически получать информацию о достоверности формируемых управленческих отчетов, бюджетов, а также об эффективности бизнес-процессов в филиалах.

С учетом такого объема работ было принято решение организовать отдел внутреннего аудита, так как один человек не справится со всеми поставленными задачами. Для начала в штат отдела ввели двух специалистов.

Нередко количество внутренних аудиторов рассчитывают исходя из нормирования трудовых процессов по данной специальности и с учетом периодичности исполнения обязанностей (ежедневно, еженедельно, ежемесячно, ежеквартально, ежегодно).

ПРИМЕР 2

Чтобы определить потребность в аудиторах для формируемой службы внутреннего аудита, численность сотрудников службы рассчитали в соответствии с функциональным содержанием труда (см. таблицу).

При расчете ежегодных и ежеквартальных функций исходили из 247 рабочих дней, что дает среднемесячное число рабочих дней в размере 20,58 (247 раб. дн. / 12 мес.).

Расчет численности сотрудников службы внутреннего аудита в соответствии с функциональным содержанием труда

Функции

Периодичность исполнения

Трудоемкость (рабочих часов в день)

Пересчет ежегодных и еженедельных временных норм работ в среднедневные рабочие часы

Проверка платежной дисциплины (порядка согласования платежей, сумм, получателей)

Анализ договоров с покупателями и поставщиками (стоимость, сроки, условия, подписанты и т. д.)

Сверка данных бухучета, требующих особого контроля, с утвержденными плановыми показателями

Подготовка ежедневного отчета о контроле совершенных операций и сделок

Анализ эффективности бизнес-процессов в филиалах и на предприятии в целом

Контроль работы с дебиторской и кредиторской задолженностью

Презентация результатов работы руководству предприятия

Всесторонний анализ показателей бухгалтерской отчетности, проверка взаимосвязи показателей, выполнения плана

(30 ч / 20,58 раб. дн. в месяце)

Оформление отчета по результатам внутреннего аудита

(3 ч / 20,58 раб. дн.)

Анализ рабочей документации

(100 ч / 20,58 раб. дн.)

Проверка правильности расчета налоговых обязательств по НДС, налогу на прибыль, НДФЛ, страховым взносам

(40 ч / 20,58 раб. дн.)

Проверка операций с капитальными вложениями, основными средствами, нематериальными активами

(24 ч / 20,58 раб. дн.)

Проверка операций с запасами, фактического наличия запасов путем инвентаризации

(16 ч / 20,58 раб. дн.)

Проверка расчетов по оплате труда и прочим операциям, расчетов с подотчетными лицами

(16 ч / 20,58 раб. дн.)

Проверка кассовых операций, фактического наличия денежных средств путем инвентаризации

(6 ч / 20,58 раб. дн.)

Проверка формирования выручки, себестоимости, финансового результата

(16 ч / 20,58 раб. дн.)

Проверка операций по кредитам и займам полученным

(3 ч / 20,58 раб. дн.)

Разработка предложений по усовершенствованию методологии ведения бухучета, системы бухучета, автоматизации процессов

(32 ч / 20,58 раб. дн.)

Презентация результатов работы руководству предприятия

(2 ч / 20,58 раб. дн.)

Всесторонний анализ показателей годовой бухгалтерской отчетности, проверка взаимосвязи показателей, выполнения плана

(24 ч / 247 раб. дн. в году)

Презентация результатов работы за год руководству (общее количество)

(6 ч / 247 раб. дн. в году)

Итого

25 ч 55 мин

Таким образом, общая среднедневная трудоемкость функций по внутреннему аудиту исходя из запланированных объемов работ составляет 25 ч 55 мин ежедневно. С учетом восьмичасового рабочего дня понадобится не менее трех специалистов.

На основании этого расчета в штатное расписание формирующейся службы внутреннего аудита ввели три штатные единицы.

Важный момент: служба внутреннего аудита должна быть максимально независимой, подчиняться только собственникам и руководителю компании (возможно, заместителю руководителя). Это позволит избежать возможного давления на аудиторов со стороны разного ранга руководителей данной организации.

Требования к квалификации внутреннего аудитора в разных компаниях могут отличаться:

  • высшее экономическое и высшее юридическое образование;
  • знание определенных языков;
  • наличие профессионального аттестата;
  • опыт работы и т. д.

Чтобы улучшить функционирование системы внутреннего контроля, в компании формируют ревизионную службу, подразделение внутреннего аудита и службу внутреннего контроля. Данные контрольно-ревизионные подразделения взаимосвязаны между собой, являются единым целым, однако у каждого из них свои цели и задачи.

В статье рассмотрим актуальные вопросы, связанные с организацией службы внутреннего аудита. Вы узнаете, кто может быть внутренним аудитором, как правильно и рационально организовать службу внутреннего аудита, на что обращать внимание в ходе этого процесса.

ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ ВНУТРЕННЕГО АУДИТА

Под внутренним аудитом понимают независимую проверку бухгалтерской (финансовой) отчетности компании и ее бизнес-процессов, которая регламентируется внутренними документами организации.

Общая цель внутреннего аудита — содействовать органам управления компании в повышении эффективности управления организацией, совершенствовании ее финансово-хозяйственной деятельности.

Цели внутреннего аудита в конкретной компании устанавливают во внутреннем нормативном документе (регламенте, Положении о внутреннем аудите и т. д.).

Основные задачи внутреннего аудита:

  • организация и функционирование системы внутреннего аудита для определения уровня эффективности работы подразделений и организации в целом;
  • удовлетворение потребности органов управления компанией в части предоставления контрольной информации о функционировании бизнес-процессов, достоверности бухгалтерской (финансовой) отчетности организации.

Задачи внутреннего аудита конкретной компании определяют с учетом имеющихся ресурсов, особенностей и приоритетов деятельности.

Собственники компании уделяют большое внимание бюджетированию и выполнению утвержденных планов, поэтому в организации налажена система внутреннего аудита. Задачи внутреннего аудита: проверять бухгалтерскую отчетность, контролировать достоверность разрабатываемых бюджетов, обоснованность используемых экономических методик.

Для эффективного выполнения этих задач в функционал внутреннего аудитора были внесены соответствующие нормы, определяющие его права и обязанности в данном вопросе.

Положение о внутреннем аудите компании дополнили разделами, оговаривающими функционал внутреннего аудита в части проверки выведения плановых данных, сопоставления их с фактом, оценки отклонений. Были прописаны права и обязанности внутренних аудиторов в отношении этих вопросов.

КТО МОЖЕТ БЫТЬ ВНУТРЕННИМ АУДИТОРОМ?

Однозначно не работники бухгалтерии. Дело даже не в недоверии. Просто получится, что они будут проверять сами себя. Заблуждаясь в каком-либо вопросе, они не выявят ошибку при проверке. Ни о какой независимости проверяющего в данном случае не может быть и речи.

Работники других подразделений также не могут быть внутренними аудиторами в силу квалификации и собственной заинтересованности.

Все доводы свидетельствуют о том, что внутренний аудит проводит или специальный работник самой организации — внутренний аудитор, или специальное подразделение организации — служба внутреннего аудита.

Справится один специалист или нужна целая структура (служба, отдел), зависит от:

  • требований руководства предприятия;
  • целей и задач, поставленных перед внутренним аудитом.

ПРИМЕР 1

Компания занимается производством продуктов питания. Оборот компании составляет около 500 млн руб. в год. Численность персонала превысила 100 человек. Предприятие имеет два филиала, расположенных в разных областях региона.

Руководство компании помимо ежемесячного контроля бухгалтерской отчетности хотело бы периодически получать информацию о достоверности формируемых управленческих отчетов, бюджетов, а также об эффективности бизнес-процессов в филиалах.

С учетом такого объема работ было принято решение организовать отдел внутреннего аудита, так как один человек не справится со всеми поставленными задачами. Для начала в штат отдела ввели двух специалистов.

Нередко количество внутренних аудиторов рассчитывают исходя из нормирования трудовых процессов по данной специальности и с учетом периодичности исполнения обязанностей (ежедневно, еженедельно, ежемесячно, ежеквартально, ежегодно).

ПРИМЕР 2

Чтобы определить потребность в аудиторах для формируемой службы внутреннего аудита, численность сотрудников службы рассчитали в соответствии с функциональным содержанием труда (см. таблицу).

При расчете ежегодных и ежеквартальных функций исходили из 247 рабочих дней, что дает среднемесячное число рабочих дней в размере 20,58 (247 раб. дн. / 12 мес.).

Расчет численности сотрудников службы внутреннего аудита в соответствии с функциональным содержанием труда

Функции

Периодичность исполнения

Трудоемкость (рабочих часов в день)

Пересчет ежегодных и еженедельных временных норм работ в среднедневные рабочие часы

Проверка платежной дисциплины (порядка согласования платежей, сумм, получателей)

Анализ договоров с покупателями и поставщиками (стоимость, сроки, условия, подписанты и т. д.)

Сверка данных бухучета, требующих особого контроля, с утвержденными плановыми показателями

Подготовка ежедневного отчета о контроле совершенных операций и сделок

Анализ эффективности бизнес-процессов в филиалах и на предприятии в целом

Контроль работы с дебиторской и кредиторской задолженностью

Презентация результатов работы руководству предприятия

Всесторонний анализ показателей бухгалтерской отчетности, проверка взаимосвязи показателей, выполнения плана

(30 ч / 20,58 раб. дн. в месяце)

Оформление отчета по результатам внутреннего аудита

(3 ч / 20,58 раб. дн.)

Анализ рабочей документации

(100 ч / 20,58 раб. дн.)

Проверка правильности расчета налоговых обязательств по НДС, налогу на прибыль, НДФЛ, страховым взносам

(40 ч / 20,58 раб. дн.)

Проверка операций с капитальными вложениями, основными средствами, нематериальными активами

(24 ч / 20,58 раб. дн.)

Проверка операций с запасами, фактического наличия запасов путем инвентаризации

(16 ч / 20,58 раб. дн.)

Проверка расчетов по оплате труда и прочим операциям, расчетов с подотчетными лицами

(16 ч / 20,58 раб. дн.)

Проверка кассовых операций, фактического наличия денежных средств путем инвентаризации

(6 ч / 20,58 раб. дн.)

Проверка формирования выручки, себестоимости, финансового результата

(16 ч / 20,58 раб. дн.)

Проверка операций по кредитам и займам полученным

(3 ч / 20,58 раб. дн.)

Разработка предложений по усовершенствованию методологии ведения бухучета, системы бухучета, автоматизации процессов

(32 ч / 20,58 раб. дн.)

Презентация результатов работы руководству предприятия

(2 ч / 20,58 раб. дн.)

Всесторонний анализ показателей годовой бухгалтерской отчетности, проверка взаимосвязи показателей, выполнения плана

(24 ч / 247 раб. дн. в году)

Презентация результатов работы за год руководству (общее количество)

(6 ч / 247 раб. дн. в году)

Итого

25 ч 55 мин

Таким образом, общая среднедневная трудоемкость функций по внутреннему аудиту исходя из запланированных объемов работ составляет 25 ч 55 мин ежедневно. С учетом восьмичасового рабочего дня понадобится не менее трех специалистов.

На основании этого расчета в штатное расписание формирующейся службы внутреннего аудита ввели три штатные единицы.

Важный момент: служба внутреннего аудита должна быть максимально независимой, подчиняться только собственникам и руководителю компании (возможно, заместителю руководителя). Это позволит избежать возможного давления на аудиторов со стороны разного ранга руководителей данной организации.

Требования к квалификации внутреннего аудитора в разных компаниях могут отличаться:

  • высшее экономическое и высшее юридическое образование;
  • знание определенных языков;
  • наличие профессионального аттестата;
  • опыт работы и т. д.

Читайте также: