Филиалы российских юридических лиц являются налогоплательщиками только федеральных налогов

Обновлено: 21.05.2024

Налогоплательщики и налоговые агенты — это категории плательщиков налоговых сборов, обязанных осуществлять фискальные платежи: все виды налогов, сборов, взносов и взысканий в пользу государственного бюджета. Обязанность по уплате данного рода платежей закреплена за разными категориями населения. В статье расскажем, кто такие налогоплательщики или плательщики сборов, а кто — налоговые агенты.

Налоговое законодательство довольно четко устанавливает круг лиц, которые обязаны исчислять и уплачивать фискальные платежи в бюджет. Отметим, что для каждого вида налогообложения чиновники определяют индивидуальные перечни налогоплательщиков.

В соответствии со ст. 19 НК РФ , налогоплательщиками или плательщиками сборов могут быть признаны как юридические лица, так и простые граждане, в том числе индивидуальные предприниматели и представители частных практик (адвокаты, нотариусы, детективы и проч.). Отметим, что в части уплаты страхового обеспечения граждан плательщиками взносов признаются те же категории.

Основные группы налогоплательщиков

Всех, кто имеет фискальные обязательства перед государством, можно разделить на две большие группы: организации и граждане.

Напомним, что организацией признаются следующие категории экономических субъектов:

  • юридические лица, которые созданы в соответствии с действующим российским законодательством, то есть российские организации, фирмы и компании;
  • юрлица, созданные в соответствии с законодательными нормативами иностранных государств, иначе — иностранные организации;
  • международные компании и организации;
  • официальные представительства и филиалы иностранных компаний, которые созданы и функционируют на территории нашей страны.

Ко второй группе следует относить исключительно физических лиц. напомним, что физлицами признаются не только российские граждане, но и представители иностранных государств, а также лица, не имеющие гражданства.

Из данной группы плательщиков следует отдельно выделить граждан, имеющих особые статусы. Это индивидуальные предприниматели и частники, которые могут осуществлять предпринимательскую деятельность без создания юридического лица.

Такие определения закреплены в п. 2 ст. 11 НК РФ . Следовательно, налогоплательщиками и плательщиками сборов признаются не только российские компании и граждане, но и представители иных государств, которые осуществляют свою деятельность на территории Российской Федерации.

Налоговые агенты

Обособленная группа лиц, которая имеет исключительные обязанности перед государством, признается налоговыми агентами. Чиновники определили, что данная группа лиц обязана:

  • исчислять сумму фискальных сборов, обязательных к зачислению в бюджет;
  • удерживать исчисленный налог/сбор из средств налогоплательщиков;
  • самостоятельно зачислять удержанные средства в соответствующие бюджеты.

Чем отличаются категории: налогоплательщики и плательщики сборов, налоговые агенты? Ключевое отличие между агентами и плательщиками заключается в том, что налогоплательщики исчисляют и уплачивают сборы в бюджет за счет собственных средств, а агенты — за счет средств плательщика налога/сбора.

Важные исключения

Обособленные подразделения российских компаний не могут быть отнесены к категории плательщиков сборов и налоговых агентов. Несмотря на то, что некоторые обособленные подразделения обязаны самостоятельно исчислять и уплачивать фискальные обязательства в бюджет, признать их независимыми юридическими лицами нельзя. Следовательно, обособленное подразделение, являющееся официальным представительством конкретного российского юрлица, не может быть признано самостоятельным налогоплательщиком.

Таким образом, признать обособленное подразделение самостоятельным участником фискальных взаимоотношений нельзя.

Права и обязанности

При любых взаимоотношениях, в том числе и при фискальных, каждая из сторон наделена особыми правами и обязанностями. Так, права и обязанности налогоплательщиков и плательщиков сборов поименованы в НК РФ.

Например, все права закреплены в ст. 21 НК РФ , к ним относят:

  1. Право на получение бесплатной информации, бланков отчетности и разъяснений по поводу применения фискального законодательства, порядка составления и предоставления отчетности, консультации по действующим видам и режимам налогообложения.
  2. Право на зачет излишне уплаченных сумм в пользу иных видов налогообложения. Также закреплено право на возврат данных сумм на расчетные счета.
  3. Право на участие в налоговых проверках, защиту своих интересов, в том числе и в судебном порядке.

Ключевые обязанности перечислены в ст. 23 НК РФ :

  1. Обязанность в своевременной постановке на учет в государственных органах.
  2. Своевременно и в полном объеме уплачивать все обязательные платежи в бюджеты.
  3. Предоставлять налоговую отчетность по унифицированным формам и в установленные сроки.
  4. Вести учет своих доходов и расходов в соответствии с нормами, предусмотренными действующим законодательством.

Отметим, что для налоговых агентов предусмотрены аналогичные права и обязанности. Исчерпывающий перечень закреплен в ст. 24 НК РФ .

Когда организация связи – крупнейший налогоплательщик по новым правилам

В случае признания организации связи крупнейшим налогоплательщиком (КН), что может сделать только налоговый орган, ее поставят на учет в ИФНС в качестве КН. При каких обстоятельствах организация связи признается крупнейшим налогоплательщиком? Каким образом она узнает о том, что поставлена на учет в качестве КН? Ответы на вопросы актуальны в связи с тем, что изменены среди прочего критерии отнесения организаций – юридических лиц к крупнейшим налогоплательщикам.

Нормативные акты по КН.

Понятно, что в первую очередь – это Налоговый кодекс, в котором указано, что Минфин вправе определять особенности учета в налоговых органах крупнейших налогоплательщиков (п. 1 ст. 83). И таковые (Особенности постановки на учет крупнейших налогоплательщиков) утверждены Приказом Минфина РФ от 11.07.2005 № 85н. В целях единообразия процедуры учета КН в налоговых органах с учетом положений приведенных документов Приказом ФНС РФ от 27.09.2007 № ММ-3-09/553@ утверждены Методические указания для налоговых органов по вопросам учета крупнейших налогоплательщиков – российских организаций .

Следующий важный документ – это Приказ МНС РФ от 16.04.2004 № САЭ-3-30/290@, которым утвержден порядок организации работы по налоговому администрированию крупнейших налогоплательщиков. Данным приказом также утверждены критерии отнесения юридических лиц к КН, но необходимо учитывать, что Приказом ФНС РФ от 16.05.2007 № ММ-3-06/308@ утверждены новые критерии (далее – Критерии). Оба этих документа изменены Приказом ФНС РФ от 25.12.2017 № ММВ-7-7/1083@. И еще, приказы ФНС РФ № ММ-3-06/308@ и № ММВ-7-7/1083@ скорректированы Приказом ФНС РФ от 06.02.2018 № ММВ-7-7/80@ .

Нововведения вступили в силу 02.04.2018, но в отношении отдельных организаций применяются с 12.02.2018, речь идет:

  • об организациях, состоящих на учете в Межрегиональной ИФНС РФ по крупнейшим налогоплательщикам № 8 (осуществляющих деятельность в сфере производства машин, транспортных средств, оборудования, техники, аппаратуры и оборонно-промышленного комплекса);
  • об организациях, у которых по обновленным критериям изменяется уровень налогового администрирования.

Критерии отнесения организации связи к КН и выбор налоговой инспекции.

Признавая организацию крупнейшим налогоплательщиком, налоговые органы ориентируются:

1) на показатели финансово-экономической деятельности за отчетный год по данным бухгалтерской и налоговой отчетности организации. Организация относится к категории КН по показателям финансово-экономической деятельности за любой год из предшествующих трех лет, не считая последнего отчетного года (п. 8 Критериев);

2) на наличие признаков взаимозависимости и влияния налогоплательщика на экономические результаты деятельности взаимозависимых лиц. Организацию, отношения с которой могут оказывать влияние на условия или экономические результаты основного вида деятельности компании, признанной КН, могут также отнести к категории крупнейших налогоплательщиков и поставить на учет на уровне, соответствующем уровню администрирования указанной компании;

3) на наличие специального разрешения (лицензии) на право осуществления юридическим лицом конкретного вида деятельности. Это касается кредитной организации, страховой, перестраховочной организации, общества взаимного страхования, страхового брокера, профессионального участника рынка ценных бумаг, негосударственного пенсионного фонда;

4) на проведение налогового мониторинга. К организациям, подлежащим налоговому администрированию на федеральном уровне, может быть отнесена организация, представившая заявление о проведении налогового мониторинга, при соблюдении следующих условий:

  • в налоговый орган вместе с указанным заявлением в полном объеме представлены соответствующие документы (информация), это регламент информационного взаимодействия, информация об организациях, физических лицах, которые прямо и (или) косвенно участвуют в организации (если доля такого участия превышает 25 %), учетная политика для целей налогообложения, внутренние документы, регламентирующие систему внутреннего контроля организации;
  • соблюдены условия, позволяющие организации обратиться в налоговый орган с заявлением о проведении налогового мониторинга (перечислены в п. 3 ст. 105.26 НК РФ);
  • представленный регламент информационного взаимодействия соответствует установленным форме и требованиям к регламенту (утверждены Приказом ФНС РФ от 21.04.2017 № ММВ-7-15/323@ (см. приложения 3 и 4 соответственно));
  • применяемая организацией система внутреннего контроля соответствует требованиям, утвержденным Приказом ФНС РФ от 16.06.2017 № ММВ-7-15/509@ (приложение 1).

Выясним, какие показатели финансово-экономической деятельности организации связи свидетельствуют о том, что налоговые органы признают ее КН и каким образом выбирается уровень администрирования (это может быть федеральный или региональный уровень, когда организация ставится на учет в межрегиональной или межрайонной соответственно ИФНС по крупнейшим налогоплательщикам).

Федеральный уровень.

Ранее организация подлежала налоговому администрированию на федеральном уровне, если (достаточно было выполнения одного из перечисленных условий за отчетный год):

И важное нововведение: в состав организаций, подлежащих налоговому администрированию на федеральном уровне, могут попасть юридические лица, не отвечающие установленным критериям, если ФНС приняла решение об их отнесении к категории КН (новый п. 5.1 Критериев).

По поводу того, кто занимается администрированием организаций – крупнейших налогоплательщиков на федеральном уровне… Это специализированные по отраслевому принципу межрегиональные ИФНС РФ по крупнейшим налогоплательщикам. Теперь их 8 вместо 9 (см. Приказ ФНС РФ от 21.02.2018 № ММВ-7-4/106@), обратим внимание на три из них.

Инспекция, занимающаяся налоговым администрированием КН

Основные виды деятельности организаций

Межрегиональная ИФНС РФ по крупнейшим налогоплательщикам № 7 (при постановке на учет не учитывается показатель размера суммарного объема полученных доходов)

Деятельность в области информации и связи, осуществляемая операторами мобильной связи и организациями, осуществляющими деятельность в сфере интернет-технологий, научные исследования и разработки

Межрегиональная ИФНС РФ по крупнейшим налогоплательщикам № 6

Обеспечение электрической энергией и газом, водоснабжение, оказание транспортных услуг и иных услуг, оказываемых организацией, не администрируемой иной межрегиональной ИФНС РФ по крупнейшим налогоплательщикам

Межрегиональная ИФНС РФ по крупнейшим налогоплательщикам № 1

Вышеперечисленные виды деятельности, если в уставном капитале организации доля участия иностранных лиц (иностранного лица) прямо или косвенно превышает 50 % и (или) контролирующим лицом такой организации не являются резиденты РФ

Региональный уровень.

Налоговому администрированию на региональном уровне подлежат организации, у которых выполняются одновременно следующие условия:

  • суммарный объем полученных доходов по данным отчета о финансовых результатах находится в пределах от 2 млрд до 35 млрд руб. включительно (ранее предельная величина составляла 20 млрд руб.);
  • среднесписочная численность работников превышает 50 человек;
  • активы превышают 100 млн руб. либо суммарный объем начислений федеральных налогов и сборов согласно данным налоговой отчетности составляет более 75 млн руб. Верхнего предела теперь нет (составлял 20 млрд руб. по активам и 1 млрд руб. по федеральным налогам).

Здесь также есть новшество, касающееся свободы выбора со стороны ФНС. В отношении организации, не подпадающей под установленные критерии для отнесения ее к категории КН на региональном уровне, ФНС все равно может принять решение об отнесении организации к категории КН и территориальных особенностях администрирования (п. 6.1 Критериев).

Скорее всего, именно поэтому из Критериев исключено положение о том, что организация, отнесенная к категории КН, сохраняет данный статус в течение двух лет, следующих за годом, в котором она перестала удовлетворять установленным критериям. То же самое касается нормы сохранения статуса КН в течение трех лет после реорганизации.

Администрирование организаций – КН на региональном уровне осуществляется в межрайонных ИФНС по крупнейшим налогоплательщикам, если таковые созданы в структуре управлений ФНС по субъектам РФ (создаются при наличии на территории региона как минимум 10 претендентов на звание КН). Если межрайонная ИФНС по крупнейшим налогоплательщикам на территории субъекта отсутствует, организацию ставят на учет в качестве КН в налоговом органе по месту ее нахождения, а контроль за налоговым администрированием возлагается на управление ФНС по субъекту РФ.

Про постановку на учет в качестве КН.

При постановке на учет организации в качестве крупнейшего налогоплательщика осуществляются следующие действия:

  • присваивается новый код причины постановки на учет (КПП), первые четыре знака которого – код налогового органа, осуществившего постановку организации в качестве КН (то есть межрегиональной (межрайонной) ИФНС РФ по крупнейшим налогоплательщикам), пятый и шестой знаки – значение 50 (признак отнесения организации к КН). ИНН, присвоенный в налоговом органе по месту нахождения организации, не изменяется;
  • вносятся сведения в ЕГРЮЛ о постановке на учет в качестве КН;
  • организации выдается (направляется по почте заказным письмом с уведомлением о вручении) уведомление по форме 9‑КНУ, утвержденной Приказом ФНС РФ от 26.04.2005 № САЭ-3-09/178@. В уведомлении фиксируются ИНН, код причины постановки на учет в качестве крупнейшего налогоплательщика и код ОКАТО .

Таким образом, организация связи узнает о том, что она поставлена на учет в качестве КН, из полученного уведомления. ФНС в Письме от 14.02.2018 № АС-4-2/2865@ подчеркнула: организация получает статус крупнейшего налогоплательщика с момента постановки на учет в соответствующей инспекции – межрегиональной или межрайонной ИФНС по крупнейшим налогоплательщикам.

Последствия постановки на учет в качестве КН.

В первую очередь это означает, что организация связи как налогоплательщик должна представлять все налоговые декларации и расчеты, в том числе по обособленным подразделениям, в налоговый орган по месту учета в качестве КН (п. 3 ст. 80 НК РФ). То же самое касается иных документов, представляемых в налоговый орган по тем или иным причинам, например:

  • уведомления о контролируемых сделках;
  • уведомления об участии в иностранных организациях;
  • уведомления о контролируемых иностранных компаниях;
  • заявления о заключении соглашения о ценообразовании для целей налогообложения;
  • заявления о проведении налогового мониторинга.

Обратите внимание:

Следующий момент, на который обратим внимание, касается выездной налоговой проверки организации, отнесенной к категории КН. Решение о проведении такой проверки выносит налоговый орган, осуществивший постановку названной организации на учет в качестве КН (п. 2 ст. 89 НК РФ). Срок проведения проверки может быть продлен с двух до четырех месяцев (п. 6 ст. 89 НК РФ, Основания и порядок продления срока проведения выездной (повторной выездной) налоговой проверки).

И еще: налоговые органы в соответствии с регламентом, утвержденным Приказом ФНС РФ от 09.09.2005 № САЭ-3-01/444@, проводят сверку расчетов с КН ежеквартально.

Основанием для постановки организации связи на учет в качестве КН является соответствие организации специальным критериям, утвержденным ФНС. Например, по новым правилам налогоплательщик с доходами более 35 млрд руб. признается КН и администрируется на федеральном уровне (то есть ставится на учет в соответствующей межрегиональной ИФНС РФ по крупнейшим налогоплательщикам). Доходы в пределах от 2 млрд до 35 млрд руб., среднесписочная численность работников более 50 человек, стоимость активов более 100 млн руб. (либо сумма начисленных федеральных налогов и сборов более 75 млн руб.) – основание для постановки на учет в качестве КН на региональном уровне. Кроме того, теперь ФНС может включить в состав КН и те организации, которые не отвечают установленным критериям. О присвоенном статусе КН организацию связи налоговый орган известит путем выдачи (направления) уведомления, которое выглядит так.

Читайте также: