Филиал отчетность и уплата налогов в 2019 году

Обновлено: 27.04.2024

Правительство РФ приняло меры по поддержке бизнеса, занятого в пострадавших от коронавируса отраслях, включая малое и среднее предпринимательство. Соответствующее постановление от 02.04.2020 № 409 подписал председатель Правительства РФ Михаил Мишустин. С информацией о мерах поддержки бизнеса также можно ознакомиться в специальном разделе на сайте ФНС России.

В частности, субъектам малого и среднего бизнеса, которые включены в реестр МСП и ведут деятельность в пострадавших отраслях (перечень определяется Правительством РФ), перенесены сроки уплаты налогов:

  1. на шесть месяцев:
    • налога на прибыль, единого сельскохозяйственного налога и налога по УСН за 2019 год;
    • налогов (авансовых платежей) за март и первый квартал 2020 года (за исключением НДС, НПД и налогов, уплачиваемых налоговыми агентами);
  2. на четыре месяца:
    • налогов (авансовых платежей) за апрель – июнь, второй квартал и первое полугодие 2020 года;
    • налога по патенту, срок уплаты которого приходится на второй квартал 2020 года;
  3. на три месяца:
    • НДФЛ с доходов индивидуальных предпринимателей за 2019 год.

Также для указанных организаций продлены сроки уплаты авансовых платежей по транспортному налогу, налогу на имущество организаций и земельному налогу (в тех регионах, где установлены авансовые платежи):

  • за первый квартал 2020 года – до 30 октября 2020 года включительно;
  • за второй квартал 2020 года – до 30 декабря 2020 года включительно.

Для микропредприятий из пострадавших отраслей продлевается срок уплаты страховых взносов:

  • на шесть месяцев - за март-май 2020 года;
  • на четыре месяца - за июнь-июль и по страховым взносам, исчисленным с суммы дохода более 300 тысяч рублей.

Для всех организаций и ИП переносится срок представления налоговой отчетности:

  1. на три месяца:
    • деклараций, расчетов по авансовым платежам (кроме НДС и расчетов по страховым взносам), расчетов, представляемых налоговыми агентами, бухгалтерской отчетности, срок сдачи которых приходится на март-май 2020 года;
  2. до 15 мая 2020 года - налоговых деклараций по НДС и расчетов по страховым взносам за первый квартал 2020 года.

Также на три месяца продлевается срок представления:

  • финансовой информации о клиентах – иностранных налоговых резидентах за 2019 год и предыдущие отчетные годы организациями финансового рынка;
  • заявлений о проведении налогового мониторинга за 2021 год.

В постановлении также говорится о приостановлении до 31 мая 2020 года включительно вынесения решений о выездных налоговых проверках, в том числе, повторных, а также проведения уже назначенных проверок. Это же касается проверок соблюдения валютного законодательства Российской Федерации.

До 31 мая 2020 года налоговыми органами не будут блокироваться расчетные счета в банке, если декларация или расчет по страховым взносам представлены несвоевременно.

Также до начала июня сняты запреты на открытие банковских или лицевых счетов при наличии решения о приостановлении операций по счетам налогоплательщика, а также запреты на расходование средств с заблокированных счетов медицинских организаций на покупку медицинских изделий или лекарств.

При получении требований о представлении документов, пояснений с 1 марта по 1 июня 2020 года срок их представления для налогоплательщиков также продлевается:

  • на 10 рабочих дней – по требованиям по НДС;
  • на 20 рабочих дней – в остальных случаях.

Не будут налагаться штрафы по статье 126 НК РФ в случае несвоевременного представления документов или иных сведений с 1 марта по 31 мая 2020 года включительно.

Кроме того, на полгода увеличены предельные сроки направления требований об уплате налогов и принятия решения о взыскании налогов.

Также организации и индивидуальные предприниматели, в том числе не являющиеся субъектами МСП, ведущие деятельность в пострадавших отраслях, смогут получить индивидуальные отсрочки (рассрочки). Для этого необходимо обратиться с заявлением в налоговый орган.

Одно из условий для получения отсрочки или рассрочки по уплате налогов – это снижение доходов более чем на 10%. На эту меру поддержки смогут рассчитывать и те, кто получил убыток, при условии, что в 2019 году зафиксирована прибыль. В зависимости от выполнения определенных в постановлении условий могут быть предоставлены:

  • отсрочки - на срок до года (до шести месяцев – без представления обеспечения);
  • рассрочки - на срок до трех лет, а крупнейших налогоплательщиков, стратегических, системообразующих и градообразующих организаций до пяти лет.


Официальный сайт Минэкономразвития России. Свидетельство о регистрации СМИ Эл № ФС77-61745 от 30 апреля 2015 г.


Руководство многих организаций нередко задумывается над тем, как начать работать в другом регионе. Что собой представляет обособленное подразделение, как его правильно открыть, каковы правила уплаты налогов при наличии подразделения, расскажем далее в нашей статье.

Что такое обособленное подразделение

В гражданском законодательстве выделяют два вида обособленных подразделений:

  • филиал, который имеет другое место нахождения, чем организация, и выполняет ряд функций или все ее функции (п. 2 ст. 55 ГК РФ);
  • представительство, которое представляет и защищает интересы юридического лица в другом регионе (п. 1 ст. 55 ГК РФ).

Ни филиал, ни представительство не признают юридическими лицами.

В налоговом законодательстве применяют более широкое определение: это любое территориально обособленное подразделение, оборудованное хотя бы одним стационарным (созданным на срок более одного месяца) рабочим местом (п. 2 ст. 11 НК РФ). Налоговая служба может признать рабочие места обособленным подразделением вне зависимости от того, отражено или нет его создание в уставе юрлица или других организационно-распорядительных документах.

Нужно ли регистрировать обособленное подразделение

Обособленное подразделение следует поставить на налоговый учет по месту его нахождения. Из этого правила есть два исключения (п. 4 ст. 83 НК РФ, письмо ФНС РФ от 28.09.2011 № ПА-4-6/15886):

  • при создании нескольких обособленных подразделений в одном городе или муниципальном районе — их можно поставить на учет в одной ИФНС по месту нахождения любого из подразделений;
  • при наличии в городе обособленного подразделения — вновь открываемое другое подразделение можно поставить на учет в ту же инспекцию, в которой числится первое.

В течение пяти рабочих дней организацию уведомят о постановке на учет в налоговом органе. В документе будет указан КПП, присвоенный обособленному подразделению. Его необходимо использовать в том числе при заполнении счетов-фактур (п. 7 порядка, утвержденного Приказом ФНС РФ от 29.06.2012 № ММВ-7-6/435@, письмо ФНС РФ от 16.11.2016 № СД-4-3/21730@).

Отказать в постановке на учет обособленного подразделения налоговая не может.

Открытие обособленного подразделения

Для открытия обособленного подразделения в форме филиала или представительства необходимо:

2) решить вопрос о включении (невключении) сведений о филиале или представительстве в устав организации. Закон требует, чтобы сведения о филиалах и представительствах были включены в ЕГРЮЛ, однако не требует, чтобы данные о них были в уставе. Это можно сделать по собственному желанию. В зависимости от решения этого вопроса будет отличаться процедура регистрации;

3) зарегистрировать филиал или представительство:

4) получить документы о регистрации — лист записи ЕГРЮЛ, а также устав с отметкой налогового органа, если в него были внесены правки. На проведение регистрационных действий налоговикам отведено 5 рабочих дней (п. 3 ст. 18, п. 1 ст. 8 закона № 129-ФЗ). Если документы были поданы через нотариуса или МФЦ, еще два дня уйдет на пересылку документов, таким образом, срок регистрации увеличится до семи рабочих дней.\

Обособленное подразделение, не имеющее статуса филиала или представительства, считается созданным при соблюдении четырех условий (письмо Минфина РФ от 28.12.2017 № 03-01-15/88027):

  • по его адресу оборудовано хотя бы одно стационарное рабочее место, то есть созданы условия для выполнения сотрудником его трудовых обязанностей: установлена необходимая мебель, оборудование, имеются в наличии инструменты и так далее;
  • рабочее место создано на срок более месяца. Будет работник трудиться на этом рабочем месте постоянно или периодически, значения не имеет;
  • помещение (объект, территория), где находится рабочее место, подконтрольно организации. Это условие не выполняется, если место для работы сотрудника предоставлено контрагентом, например, на объектах, охраняемых ЧОП, в помещениях, обслуживаемых клининговыми компаниями (письма Минфина РФ от 05.10.2012 № 03-02-07/1-238, от 03.02.2012 № 03-02-07/1-30);
  • организация начала осуществлять деятельность через обособленное подразделение (письмо Минфина РФ от 19.02.2016 № 03-02-07/1/9377).

В течение месяца о подразделении нужно уведомить налоговую. О том, как это сделать, мы рассказали выше.

Постановка на учет обособленного подразделения

Для постановки на учет в ФСС не позднее 30 календарных дней со дня создания подразделения нужно подать в отделение фонда по месту его нахождения (пп. 6, 9, 10 порядка регистрации и снятия с учета в ФСС РФ, утвержденного Приказом Минтруда РФ от 29.04.2016 № 202н):

  • заявление о регистрации по утвержденной форме (приложение 1 к Административному регламенту ФСС РФ по предоставлению государственной услуги по регистрации и снятию с регистрационного учета страхователей — юридических лиц по месту нахождения обособленных подразделений, утвержденное Приказом фонда от 22.04.2019 № 217);
  • справку из банка об открытии счета;
  • документ, подтверждающий, что подразделение будет осуществлять выплаты физлицам (например, копию положения об обособленном подразделении, где указано, что оно самостоятельно выплачивает зарплату своим сотрудникам).

За нарушение 30-дневного срока на организацию может быть наложен штраф (ст. 26.28 закона № 125-ФЗ):

  • 5 тыс. рублей при просрочке до 90 дней;
  • 10 тыс. рублей при просрочке свыше 90 дней.

В этом случае подразделение самостоятельно удерживает НДФЛ с доходов своих сотрудников и перечисляет его в бюджет, а также сдает отчетность по форме 6-НДФЛ.

Бухгалтерский учет обособленного подразделения

Организация может выделить свои обособленные подразделения на отдельный баланс. Она самостоятельно устанавливает конкретный перечень показателей для формирования такого баланса и отражения имущественного и финансового положения подразделения на отчетную дату для нужд управления компанией (письмо Минфина РФ от 29.03.2004 № 04-05-06/27).

В учетной политике следует установить план счетов, используемый обособленными подразделениями, а также порядок их взаимодействия с головным предприятием при совершении хозяйственных операций и формировании бухгалтерской отчетности.

Налог на прибыль обособленного подразделения

Налог на прибыль в федеральный бюджет организации уплачивают по месту своего нахождения без распределения суммы налога по обособленным подразделениям (п. 1 ст. 288 НК РФ). Налог, зачисляемый в региональный бюджет, необходимо распределить между головным подразделением и всеми обособленными подразделениями пропорционально долям прибыли, которые на них приходятся. Эти суммы нужно перечислить в бюджеты субъектов РФ по месту нахождения головной организации и каждого обособленного подразделения (п. 2 ст. 288 НК РФ).

Если на территории одного субъекта РФ находится несколько обособленных подразделений организации, то она может выбрать одно из них и сделать его ответственным подразделением. Через него будет уплачиваться налог в бюджет этого субъекта РФ. Об этом нужно уведомить налоговые органы (письмо ФНС РФ от 26.12.2019 № СД-4-3/26867@).

Долю прибыли обособленного подразделения рассчитывают по формуле: удельный вес трудового показателя (среднесписочная численность сотрудников или расходы на оплату труда) удельный вес стоимости амортизируемого имущества / 2.

Организация самостоятельно решает, какой из двух трудовых показателей она будет применять для расчета: среднесписочную численность работников или расходы на оплату труда (п. 2 ст. 288 НК РФ). Выбранный показатель нужно закрепить в учетной политике и не менять до конца года (п. 1 ст. 285, п. 2 ст. 288, ст. 313 НК РФ).

Если у организации и обособленного подразделения нет амортизируемого имущества, расчет по формуле нужно произвести, взяв только среднесписочную численность работников или расходы на оплату труда (письмо Минфина РФ от 20.02.2021 № 03-03-06/1/12084).

Удельный вес среднесписочной численности работников следует считать по формуле: среднесписочную численность работников обособленного подразделения / среднесписочную численность работников в целом по организации х 100 процентов.

Удельный вес расходов на оплату труда рассчитывают по формуле: расходы на оплату труда подразделения / расходы на оплату труда в целом по организации х 100 процентов.

Удельный вес остаточной стоимости амортизируемого имущества следует считать по формуле: среднюю остаточную стоимость амортизируемых основных средств подразделения / среднюю остаточную стоимость амортизируемых основных средств в целом по организации х 100 процентов.

Декларация по налогу на прибыль должна быть подана по организации в целом и по каждому обособленному подразделению либо группе подразделений, если налог в региональный бюджет уплачивает ответственное подразделение.

Налог на прибыль по закрытому обособленному подразделению в отчетном периоде, в котором оно было ликвидировано, считается в общем порядке. В последующих отчетных и текущем налоговом периодах налог рассчитывается с учетом следующих особенностей:

  • прибыль организации в случае ее увеличения распределяют между головной организацией и оставшимися подразделениями за вычетом прибыли ликвидированного подразделения, рассчитанной за отчетный период, предшествующий кварталу, в котором оно было закрыто;
  • доля прибыли по другим обособленным подразделениям и головной организации за последующие после закрытия отчетные периоды и за текущий налоговый период определяется без учета показателей закрытого обособленного подразделения.

Это следует из подпунктов 10.2, 10.12 порядка заполнения декларации по налогу на прибыль, утвержденного Приказом ФНС РФ от 23.09.2019 № ММВ-7-3/475@.

Если же прибыль организации в следующем отчетном периоде или в текущем налоговом периоде уменьшилась либо получен убыток, то ранее исчисленные авансовые платежи по налогу как в целом по организации, так и по обособленным подразделениям, включая закрытое, уменьшаются (п. 10.12 порядка). Для этого необходимо произвести перерасчет налоговой базы исходя из зафиксированной доли прибыли ликвидированного подразделения (письмо Минфина РФ от 10.08.2006 № 03-03-04/1/624, письмо ФНС РФ от 01.10.2009 № 3-2-10/23).

Если после уменьшения исчисленного по закрытому обособленному подразделению налога произошло увеличение налоговой базы в целом по организации, перерасчет авансовых платежей по налогу ликвидированного подразделения не производят (письмо ФНС РФ от 28.05.2019 № СД-4-3/10244@).

Ежемесячные авансовые платежи за последующие после закрытия отчетные периоды по обособленному подразделению не рассчитывают и не уплачивают (п. 10.12 порядка).

Налог на имущество обособленного подразделения

Организация, в состав которой входят обособленные подразделения, имеющие отдельный баланс, уплачивает налог на имущество в бюджет по местонахождению каждого подразделения в отношении имущества, находящегося на его отдельном балансе (ст. 384 НК РФ).

Налог рассчитывают как произведение налоговой ставки, действующей на территории субъекта РФ, на которой расположено подразделение, и налоговой базы (1/4 средней стоимости имущества), определенной за налоговый (отчетный) период в соответствии со ст. 376 НК РФ, в отношении каждого обособленного подразделения.

Если адрес объекта недвижимого имущества находится вне местонахождения организации или ее обособленного подразделения, имеющего отдельный баланс, то налог следует уплачивать в бюджет по местонахождению такой недвижимости (ст. 385 НК РФ).

Таким образом, налог с недвижимости, которая числится на балансе обособленного подразделения, организация платит по месту нахождения имущества. По месту нахождения обособленного подразделения налог следует уплачивать, только если оно совпадает с местом нахождения недвижимости.

Cнятие с учета обособленного подразделения

Чтобы закрыть обособленное подразделение, не являющееся филиалом или представительством, достаточно снять его с учета в ИФНС и ФСС, если оно имело счет и производило выплаты сотрудникам.

  • организации в размере 200 рублей (п. 1 ст. 126 НК РФ),
  • генеральному директору — 300–500 рублей (ч. 1 ст. 15.6 КоАП).

Сведения о снятии обособленного подразделения с учета налоговый орган передаст в ПФР, который снимет с учета подразделение в течение трех рабочих дней с момента получения информации. Подавать отдельное заявление в ПФР не нужно.

Для снятия подразделения с учета в ФСС необходимо подать заявление (приложение № 2 к Административному регламенту № 217). К нему необходимо приложить копию справки из банка, подтверждающую, что расчетный счет подразделения закрыли. Срок подачи документов не установлен. В любом случае рекомендуем это сделать до конца текущего отчетного периода.

Закрытие обособленного подразделения

Закрытие филиала или представительства требует большего числа действий. Это связано с тем, что сведения о них нужно исключить из ЕГРЮЛ. Для закрытия филиала или представительства нужно:

1) провести общее собрание участников или совета директоров общества в зависимости от того, к чьей компетенции отнесено принятие таких решений.

2) подать документы на регистрацию изменений в налоговую по форме № Р13014, а также:

  • приложить решение о ликвидации филиала или представительства, если сведения о них не были включены в устав;
  • если сведения о филиалах и представительствах в устав были включены, то дополнительно нужно приложить решение о внесение изменений в устав, изменения в устав (или его новую редакцию), квитанцию об уплате госпошлины. Ее размер составляет 800 рублей (пп. 3 п. 1 ст. 333.33 НК РФ). Госпошлину платить не нужно при подаче документов в электронной форме (пп. 32 п. 3 ст. 333.35 НК РФ).

Следует уведомить налоговую службу и ФСС о прекращении деятельности подразделения по правилам, изложенным выше.

АКЦИЯ ПРОДЛЕНА

Новые сроки предоставления налоговой, бухгалтерской отчетности, отчетности в ФСС и ПФР в 2020г.

На 3 месяца продлен установленный НК РФ срок предоставления налогоплательщиками и налоговыми агентами
- налоговых деклараций (за исключением налоговых деклараций по налогу на добавленную стоимость),
- налоговых расчетов о суммах выплаченных иностранным организациям доходов и удержанных налогов,
- расчетов сумм налога на доходы физических лиц, исчисленных и удержанных налоговыми агентами,
- расчетов по авансовым платежам,
- бухгалтерской (финансовой) отчетности, срок подачи которых приходится на март - май 2020 г.;

Пример Отчета

Срок представления

Прежний (дата в соответствии с НК РФ без учета выходных)

Предельный новый по Постановлению № 409 с учетом выходных

Декларация налогу на прибыль за 2019 год

28.03.2020г.
(п.4 ст. 289 НК РФ)

Декларация налогу на прибыль за 1 кв. 2020 год

28.04.2020г.
(п.3 ст. 289 НК РФ)

Декларация по налогу на имущество за 2019 год

30.03.2020г. (п.3 ст. 386 НК РФ)

Декларация по УСН организаций за 2019 год

31.03.2020г. (пп.1 п. 1 ст. 346.23)

Декларация по УСН ИП за 2019 год

30.04.2020г. (пп.2 п. 1 ст. 346.23)

Бухгалтерская отчетность за 2019 год

31.03.2020г. (п.5.1. ст.23 НК РФ)

30.06.2020г. - Касается только организаций, которые не обязаны предоставлять обязательный экз. в Гос.инф. ресурс. - см. ниже

Декларация по ЕНВД за 1 квартал 2020 года

20.04.2020 (п.3 ст. 346.32 НК РФ)

З-НДФЛ за 2019 год

30.04.2020 (п.1 ст. 229 НК РФ)

6-НДФЛ за 1 квартал 2020 года

30.04.2020 (п.2 ст. 230 НК РФ)

п.3 Постановления № 409
Продлить до 15 мая 2020 г. - срок представления налоговых деклараций по налогу на добавленную стоимость и расчетов по страховым взносам за I квартал 2020 г.

РСВ за 1 квартал 2020 года

30.04.2020 (п.7 ст. 431 НК РФ)

Декларация по НДС за 1 кв. 2020г.

25.20.2020г. (п.5 ст. 174 НК РФ)

БУХГАЛТЕРСКАЯ (ФИНАНСОВАЯ) ОТЧЕТНОСТЬ

07.04.2020г. Минфин РФ и ФНС РФ в совместном Письме № 07-04-07/27289/ВД-4-1/5878Д указали, что отсрочка по предоставлению бухгалтерской (финансовой) отчетности, указанная в п. 3 Постановления Правительства РФ №406, распространяется только на лица, которые не обязаны предоставлять обязательный экз. бухгалтерской (финансовой) отчетности в Государственный информационный ресурс. Т.е.,- очень ограниченный круг лиц.

Для остальных лиц, которые обязаны в соответствии со ст. 18 Федерального закона № 402-ФЗ "О бухгалтерском учете" предоставлять обязательный экз. бухгалтерской (финансовой) отчетности в Государственный информационный ресурс, предельный срок предоставления бухотчтености - 06.05.2020г. И касается он только лиц, на которых распространяются Указы Президента РФ №239 и 206 о выходных днях.

Возникает вопрос - а что с отчетностью в ФСС и ПФР РФ
Официальные разъяснения отсутствуют.
Но есть разъяснения о представлении указанной отчетности с случаях, когда срок сдачи выпадает на нерабочий (праздничный) день. Полагаем, что указанными разъяснениями можно пользоваться, руководствуясь принципом "по аналогии". Период с 30.03.2020г. по 06.05.2020г. является периодом нерабочих дней.
Полагаем, что эти правила могут применяться лицами, для которых период с 30.03.2020г. по 06.05.2020г. является выходными днями. И не могут применять, лица, на которых не распространяются Указы Президента РФ №№239 и 206 о выходных днях днях в этот период.

Предельный срок предоставления без учета выходных дней

Предельный срок предоставления с учетом выходных дней

Правовое обоснование переноса срока

4-ФСС за 1 квартал в форме электронного документа

25 апреля (п.1 ст. 25 125-ФЗ)

П.4 ст. 22 Федеральный закон от 24.07.1998г. № 125-ФЗ

4-ФСС за 1 квартал на бумажном носителе

20 апреля (п.1 ст. 25 125-ФЗ)

П.4 ст. 22 Федеральный закон от 24.07.1998г. № 125-ФЗ

СЗВ-М за март 2020г.

15 апреля (п.2.2 ст.11 27-ФЗ)

Федеральным законом № 27-ФЗ не определен порядок переноса срока представления отчетности, из-за выходных.
Но в Письме ПФ РФ от 07.04.2016 N 09-19/4844 указывалось, что если последний день срока приходится на выходной и (или) нерабочий праздничный день, то последним днем представления отчетности считается первый следующий за ним рабочий день.

С 01 января 2015 года в рамках борьбы с оффшорами в России вступили в силу так называемые "деоффшоризационные" поправки в Налоговый кодекс РФ. Ниже приведен комплекс действий, которые необходимо осуществить физическому лицу в случае, если он зарегистрировал или купил акции иностранной компании.

В отношении контролирующего лица налогового резидента РФ - налогоплательщика - физического лица

Уведомление об участии в иностранных организациях (об учреждении иностранных структур без образования юридического лица) (КДН 1120411)
Основание для подачи Срок Приложение документов Ответственность
1) Возникновение (регистрация компании или покупка акций) участия (прямой либо косвенный, либо посредством номинальных лиц, либо фактический) в компании:
а) свыше 10%

2) Изменение доли (количества акций) или порядка участия (прямое, косвенное) в компании

3) Прекращение участия (ликвидация, продажа всех акций) в компании

3 месяца с даты возникновения/прекращения/изменения контроля Документы прикладывать НЕ требуется ст.129.6 НК РФ
50 000 руб. за каждую компанию.

Срок давности - 3 года с даты, когда наступила просрочка подачи уведомления об участии - по прошествии 3-х месяцев с даты возникновения/изменения/прекращения контроля - п.1 ст.113 НК РФ.

Контроль (прямой либо косвенный, либо посредством номинальных лиц, либо фактический) над компанией:

1) свыше 25%
2) свыше 10%, если доля участия всех налоговых резидентов - свыше 50% (считается общая доля с супругом и несовершеннолетними детьми)

1. ДЛЯ ЮРИДИЧЕСКИХ ЛИЦ: до 20 марта года, следующего за налоговым периодом, в котором контролирующим лицом признается доход в виде прибыли КИК

1) в случае регистрации компании в 2018 г. - до 20 марта 2020 г.

2) в случае покупки акций компании в 2018 г. - до 20 марта 2019 г.

2. ДЛЯ ФИЗИЧЕСКИХ ЛИЦ (начиная с Уведомления о КИК за 2020 налоговый период): до 30 апреля года, следующего за налоговым периодом, в котором контролирующим лицом признается доход в виде прибыли КИК

- меньше 30 млн руб. (за 2016 г.),
- меньше 10 млн руб. (начиная с 2017 г.).

п.6 ст.25.15 НК РФ
Такая прибыль КИК не учитывается при определении налоговой базы по НДФЛ контролирующего лица.

Требуется приложить финансовую отчетность, независимо от размера прибыли или убытка, начиная с Уведомления о КИК за 2020 налоговый период

Отчетность должна быть переведена на русский язык в части, необходимой для подтверждения величины прибыли (т.е. только лист Отчета о прибылях и убытках (апостиль и нотариальное заверение не требуются)

Подача Декларации 3-НДФЛ - не требуется.

Требуется подача нулевой Декларации по налогу на прибыль (для юридических лиц)

2) прибыль КИК
- больше 30 млн руб. (за 2016 г.),
- больше 10 млн руб. (начиная с 2017 г.)

Прибыль КИК учитывается при определении налоговой базы по НДФЛ контролирующего лица.

Требуется приложить финансовую отчетность, независимо от размера прибыли или убытка, начиная с Уведомления о КИК за 2020 налоговый период

Отчетность должна быть переведена на русский язык в части, необходимой для подтверждения величины прибыли (т.е. только лист Отчета о прибылях и убытках (апостиль и нотариальное заверение не требуются)

Требуется подача Декларации 3-НДФЛ (или Декларации по налогу на прибыль для юридических лиц)

3) "активная" компания (а также иные основания освобождения прибыли КИК от налогообложения п.1 ст.25.13-1 НК РФ)

п.1 ст.25.13-1 НК РФ
Необходимо приложить документы, подтверждающие условия освобождения прибыли КИК от налогообложения (законодательно перечень документов не установлен, поэтому такими документами могут быть: выписка из аудиторского заключения с указанием на активную деятельность компании; выписка по счету с указанием на активный характер операций и т.п.).

Документы должны быть переведены на русский язык (апостиль и нотариальное заверение не требуются)

Подача Декларации 3-НДФЛ - не требуется.

Требуется подача Декларации по налогу на прибыль для юридических лиц (с отражением в ней заявленных льгот)

п.1. ст.129.6. НК РФ
100 000 руб. за каждую компанию (в отношении Уведомлений о КИК за 2016, 2017, 2018 и 2019 налоговые периоды)

500 000 руб. за каждую компанию (в отношении Уведомлений о КИК, начиная с 2020 налогового периода)

п.1.1. ст.129.6. НК РФ
500 000 руб. за непредставление налоговому органу финансовой отчетности вместе с Уведомлением о КИК (для физических лиц) либо представление фин. отчетности с заведомо недостоверными сведениями (в отношении Уведомлений о КИК, начиная с 2020 налогового периода)

п.1.1-1. ст.129.6. НК РФ
1 000 000 руб. за непредставление финансовой отчетности или представления фин. отчетности с заведомо ложными сведениями (или документов, подтверждающих льготу, освобождающую нераспределенную прибыль КИК от налогообложения) в течение 1 месяца после соответствующего запроса налогового органа (в отношении Уведомлений о КИК, начиная с 2020 налогового периода)

Срок давности - 3 года с даты, когда наступила просрочка подачи уведомления о КИК - с 20 марта года, следующего за налоговым периодом, в котором контролирующим лицом признается доход в виде прибыли КИК - п.1 ст.113 НК РФ

Одновременное соблюдение следующих условий:

- больше 30 млн руб. (за 2016 г.),
- больше 10 млн руб. (за 2017 г.)

2) Отсутствуют основания освобождения прибыли КИК от налогообложения п.1 ст.25.13-1 НК РФ

ВАЖНО: В случае, если прибыль КИК менее 30 и 10 млн., то подача Декларации 3-НДФЛ не требуется, однако, считаем, что налогоплательщику необходимо быть готовым к тому, что сотрудники налоговой могут попросить предоставить соответствующие подтверждающие документы - финансовую отчетность и аудиторское заключение, не содержащее отрицательного мнения.

1) подача декларации - до 30 апреля года, следующего за налоговым периодом, в котором контролирующим лицом признается доход в виде прибыли КИК (подается в тот же год, что и Уведомление о КИК)

2) Уплата налога - до 15 июля этого же года

2) аудиторское заключение по отчетности КИК (если аудит обязателен в соответствии с личным законом КИК или осуществлялся добровольно. Аудиторское заключение не требуется для юрисдикций, имеющих с РФ соглашение об обмене налоговой информацией)

Документы должны быть переведены на русский язык (апостиль и нотариальное заверение не требуются)

Допускается представление аудиторского заключения в срок не позднее 1 месяца с даты составления аудиторского заключения, указанной в Уведомлении о КИК

1) п.1.1. ст.126 НК РФ
Непредставление документов, предусмотренных п.5 статьи 25.15, выразившееся в отказе контролирующего лица представить имеющиеся у него документы, а равно иное уклонение от представления таких документов либо представление документов с заведомо недостоверными сведениями влечет взыскание штрафа в размере 100 000 руб.

2) ст. 119 НК РФ - непредставление декларации - штраф 5% от суммы неуплаченного налога за каждый полный и неполный месяц просрочки (начиная с 01 мая), но не более 30% и не менее 1 000 руб.

Срок давности - 3 года с 01 мая года, в котором необходимо было подать Декларацию 3-НДФЛ

3) ст.129.5 НК РФ -
неуплата или неполная уплата контролирующим лицом сумм налога в результате невключения в налоговую базу доли прибыли контролируемой иностранной компании - 20% от суммы неуплаченного налога, но не менее 100 000 рублей
(применяется за налоговые периоды начиная с 2018 г., т.е. по декларации 3-НДФЛ, поданной в 2019 г.)

Срок давности - 3 года с 16 июля года, в котором необходимо было уплатить НДФЛ в бюджет

4) пени в размере 1/300 ставки рефинансирования ЦБ за каждый день просрочки (начиная с 15 июля)

5) ст. ст. 198 УК РФ - уклонение от уплаты налогов в особо крупном размере.

За деяния, связанные с неуплатой или неполной уплатой сумм налога в результате невключения в налоговую базу контролирующего лица в 2016 и 2017 годах прибыли КИК, уголовная ответственность не наступает, если ущерб, причиненный бюджетной системе Российской Федерации в результате преступления, возмещен в полном объеме.

Ответы на часто задаваемые вопросы

1. Применяются ли штрафы 50 000 и 100 000 за неуведомление об участии и о КИК, если я подал их с пропуском срока, но самостоятельно и до того, как о компаниях узнала налоговая?

Да. Указанные штрафы применяются именно за "неправомерное непредставление в установленный срок" уведомлений.

2. В случае, если прибыль КИК превышает порог (30 млн за 2016 г. и 10 млн за 2017 г.), то в базу по НДФЛ необходимо включать ВСЮ фактическую прибыль или только сумму превышения?

В базу контролирующего лица должна быть включена ВСЯ прибыль КИК в доле, соответствующей доле участия контролирующего лица в такой КИК.

При этом, прибыль КИК возможно уменьшить: 1) на величину налога, исчисленного в отношении данной прибыли в соответствии с местным законодательством (сумма уплаченного налога, при этом, должна быть документально подтверждена, в случае отсутствия у данной страны соглашения об обмене налоговой информацией - заверена компетентным налоговым органом ; 2) на величину выплаченных дивидендов, 3) на величину убытка КИК прошлых лет

3. Если я продал акции компании в 2017 году, то должен ли я направлять в налоговую Уведомление о КИК в 2018 г.?

В соответствии с п.3 ст.25.15 НК РФ прибыль КИК учитывается при определении базы по НДФЛ у контролирующего лица:
1) в случае распределения прибыли КИК в виде дивидендов - на дату принятия решения о распределении прибыли, принятого в календарном году, следующим за налоговым периодом по НДФЛ, на который приходится дата окончания финансового года КИК
2) в случае, если дивиденды не распределялись - на 31 декабря календарного года

Таким образом, если Вы не получали дивидендов от КИК в 2017 г., и по состоянию на 31 декабря уже НЕ являетесь контролирующим лицом КИК, то Уведомление о КИК в 2018 г. Вам подавать НЕ требуется.

5. Нужно ли мне делать аудит финансовой отчетности моей КИК, если местным законодательством он не предусмотрен?

Если величина прибыли КИК превышает порог и Вам необходимо учесть прибыль КИК при определении базы по НДФЛ, то финансовая отчетность и аудиторское заключение должны быть представлены вместе с декларацией 3-НДФЛ. Однако, если прибыль КИК меньше установленных порогов и, следовательно, не учитывается в базе по НДФЛ, то в данном случае есть высокая вероятность того, что сотрудники налоговой попросят Вам подтвердить соблюдение соответствующих порогов, что можно сделать только при приложении к финансовой отчетности положительного аудиторского заключения. В связи с чем, мы настоятельно рекомендуем иметь аудиторское заключение к финансовой отчетности Вашей КИК.

6. Если местным законом страны моей КИК не предусмотрен обязательный аудит, но я хотел бы его провести добровольно - услугами каких аудиторов мне можно воспользоваться?

Аудит финансовой отчетности КИК может быть осуществлен аудиторами любой страны, главное требование - проведение аудита в соответствии с Международными стандартами аудита. Таким образом, пользуются популярностью либо Кипрские аудиторские компании, либо российские, осуществляющие аудит по Международным стандартам.

7. Я являюсь партнером партнерства LLP или LP. Что это? КИК?

Британские партнерства (LLP) и Шотландские партнерства (LP) относятся к иностранным структурам без образования юридического лица (ИСБОЮЛ). В отношении них заполняется соответствующий лист В Уведомления об участии с иностранных организациях.

8. Как в России узнают, что у меня есть иностранная компания?

9. У меня есть КИК, но я пока не решил, буду ли я ее "показывать" в России. Какая разница между тем, что я заявлю о ней сам с пропуском срока и уплатой штрафа либо заплачу тот же самый штраф после того, как налоговая о ней узнает?

Штраф за неуведомление об участии в иностранной организации в срок влечет наложение штрафа в размере 50 000 руб. Даже если Вы подали уведомление сами, то штраф все равно необходимо будет заплатить. Если же ждать, когда налоговая сама узнает (а может и не узнает) о компании, то дополнительно Вы подвергаетесь риску наложения следующих штрафов:
1) 100 000 руб. за каждый год просрочки подачи Уведомления о КИК
2) если прибыль КИК превышала порог 30 и 10 млн и не было условий освобождения прибыли КИК от налогообложения, то будут иметь место налоговые правонарушения в части неуплаты налогов, что повлечет начисление штрафа 5% за каждый месяц просрочки, но не более 30% за неподачу Декларации 3-НДФЛ; 20% за неуплату налога, а также пени за каждый день просрочки в размере 1/300 ставки рефинансирования.

Коммерческие организации и государственные ведомства обязаны хранить бухгалтерские документы для предоставления данных в ИФНС. Также сведения пригодятся в решении спорных ситуаций. Форма хранения может быть как в бумажном, так и в электронном виде.

Рассказываем, сколько лет и какие виды бухгалтерских документов необходимо хранить в архиве организации.

Срок хранения отчётов ПФР и ФСС

Органы ПФР осуществляют хранение документов, в которых содержится информация персонифицированного учёта. В этих бланках указаны сведения о лицах, застрахованных в системе обязательного пенсионного страхования. Их срок хранения определяется форматом:

  • бумажные — не менее 6 лет;
  • электронные — не менее 7 лет.

Каждый электронный документ должен быть подтверждён электронной подписью (ЭП), что даёт ему юридическую силу. Сколько хранить указанную отчётность, закреплено в п. 4 ст. 8 27-ФЗ.

Органы ФСС хранят все необходимые документы, с помощью которых исчисляют и уплачивают страховые взносы. В соответствии с ст. 23 НК РФ, хранение осуществляется в течение 6 лет.

  • Расчёты об обязательном пенсионном страховании хранятся 75 лет, если представлены до 2003 года; 50 лет, если представлены после 2003 года;
  • Электронные документы по взносам в ФСС хранятся 60 месяцев после поступления в ведомство.

Срок хранения первичных документов

Первичные документы необходимы для отчётности в ИФНС или при судебных разбирательствах. Они содержат в себе информацию о фактических расходах фирмы. ИФНС может запросить первичные документы во время проведения проверки компании или её контрагентов. Данные заносят в регистры бухгалтерского учёта и осуществляют хранение в течение пяти лет.

Создание и хранение первичных учётных документов в электронной форме разрешено п.5 ст. 9 402-ФЗ.

Срок хранения налоговых документов

Для удобства все нормативно-правовые акты, регулирующие хранение налоговой отчётности и сроки хранения документов мы собрали в одной таблице.

  • об освобождении от уплаты налогов и сборов;
  • о предоставлении льготы, отсрочки уплаты или отказ в ней

Срок хранения бухгалтерских документов

Перечень Приказа Росархива от 20.12.2019 N 236 позволяет узнать о том, сколько хранятся типовые управленческие архивные документы.

Документы, которые содержат в себе информацию о компании, хранятся не менее 5 лет. Порядок регулирует п. 2 ст. 29 402-ФЗ. К ним относят:

  • учётную политику;
  • стандарты;
  • бухгалтерский учёт;
  • средства, обеспечивающие воспроизведение электронных документов и проверку подлинности ЭП.

Подп. 8 п. 1 ст. 23 НК РФ обязывает организации и ИП хранить в течение 5 лет данные документов:

  • для исчисления и уплаты налогов;
  • бухгалтерского и налогового учёта;
  • подтверждающие получение доходов и осуществление расходов.

Подп. 6 п. 3.4 ст. 23 НК РФ обязывает хранить 6 лет отчётность, которая необходима для исчисления и уплаты страховых взносов.

Налоговые агенты хранят документы для исчислений, удержаний и перечислений налогов в течение 5 лет, в соответствии с подп. 5 п. 3 ст. 24 НК РФ.

Акционерные общества сохраняют документы согласно постановлению ФКЦБ РФ от 16.07.2003 N 03-33/пс. Полная информация доступна по ссылке.

Согласно ст. 12 14-ФЗ, ООО хранят документы в срок, который устанавливает внутренний нормативно правовой акт компании.

Срок хранения статистической отчётности

В 2021 году юридическими лицами и ИП первичная статистика по организации предоставляется в форме электронного документа, заверенного усиленной ЭП.

Виды статистической отчётности и сроки хранения

  • При отсутствии годового — постоянно
  • При отсутствии годового, полугодового и квартального — постоянно
  • сводный годовой и с большей периодичностью
  • годовой и с большей периодичностью
  • полугодовой
  • квартальный
  • месячный
  • При отсутствии годового — постоянно
  • При отсутствии годового, квартального — постоянно
  • сводный годовой
  • годовой
  • квартальный
  • месячный
  • При отсутствии годового — постоянно
  • При отсутствии годового, полугодового и квартального — постоянно
  • сводный годовой и с большей периодичностью
  • годовой и с большей периодичностью
  • полугодовой
  • квартальный
  • месячный
  • единовременный
  • сводный годовой и с большей периодичностью
  • годовой и с большей периодичностью
  • полугодовой
  • квартальный
  • месячный
  • единовременный
  • годовой
  • квартальный
  • отчёт о выполнении грантов
  • При отсутствии годового, квартального отчёта о работе организации — постоянно
  • по месту разработки и утверждения
  • в других организациях

Срок хранения отчётности ИП

Срок хранения документов для ИП зависит от вида отчёта.

В соответствии с подп. 6 п. 3.4 ст. 23 НК, сохранность документов для исчисления и уплаты страховых взносов осуществляется в течение 6 лет.

В связи с изменениями от 17.02.2021 N 6-ФЗ документы для исчисления, удержания, перечисления и уплаты налогов хранятся 5 лет.

Заключение

После окончания срока действия документы следует уничтожить. Для этой процедуры должен быть составлен соответствующий акт.

Если отчётность ликвидирована в неустановленный срок, то организации грозит штраф. В соответствии с п.1 и 2 статьи 120 НК РФ за отсутствие налоговых документов компанию оштрафуют на 10000 рублей, при нарушении за несколько налоговых периодов — на 30000 рублей. Административный штраф для должностных лиц составит от 300 до 500 рублей.

Случается, что в нормативных актах установлен разный срок для одного типа документа. В таком случае организация выбирает более длительное хранение бухгалтерских документов.

Читайте также: