Фиксированный налог рк это

Обновлено: 16.05.2024

Я уже писал про Уведомления о КИК в 2020 и про изменения в КИК с 2021 года, а теперь настала очередь рассказать про налог на фиксированную прибыль КИК, или как его еще называют – паушальный налог КИК.

Все контролируемые лица обязаны отчитываться перед налоговой о финансовых результатах своих контролируемых иностранных компаний и платить налоги. В 2020 году произошли существенные изменения. Одной из новинок стало возможным снизить административную нагрузку на контролирующее лицо, а именно: государство разрешило не платить налоги с нераспределенной прибыли КИК и не предоставлять финансовую отчетность по КИК, а цена такого разрешения составляет скоромные 5 миллионов рублей в год. В этой заметке я собираюсь поделиться своими мыслями кому и зачем это может быть нужно. Если Вы как раз думаете нужно ли Вам это или нет, тогда читайте дальше)

Налог на фиксированную прибыль КИК vs. Финансовая отчетность, Аудиторское заключение, Штрафные санкции и сложный расчет прибыли КИК

В предыдущих статьях я давал примеры и логику основных терминов, а тут освежим тему:

Существует несколько возможностей контролировать КИК. Я их разделяю на 4 группы: Прямой, косвенный и номинальный контроли:

Напомню, что контролирующее лицо – это физическое или юридическое лицо, доля которого в КИК превышает 25% или превышает 10% при условии, что более 50% принадлежит также резидентам РФ. Для супругов и несовершеннолетних детей порог более 10% считается суммарно: Муж 7%, Жена 7%, суммарно 14%, а значит это контролирующие лица .

Есть еще очень скользкий вопрос в контексте определения даты, на которую Вы хотите понять, являетесь Вы контролирующим лицом или нет. Тут в двух словах не опишешь, но от ряда событий и дат Вы легко может быть владельцем 30% и при этом не быть контролирующим лицом для конкретного отчетного периода и наоборот.

Если у Вас брошенная нулёвка, спящий стартап или корпорация с миллиардными оборотами, Вы всегда должны отчитываться по своим КИК в РФ. Ниже я перечислю все возможные документы в рамках отчетности КИК и случаи, когда и какой документ нужно подавать:

  • Уведомления об участии в иностранной организации (далее Уведомление об участии) – Вы обязаны уведомлять по определенным изменениям в КИК: создали компанию, купили существующую, докупили часть у партнера, продали все или часть компании. По каждой сделке в структуре собственности КИК нужно уведомлять налоговую. Также нужно уведомлять налоговую о смене адреса, названия, регистрационных номеров. Срок на уведомление – 3 месяца. За опоздание штраф – 50 000 рублей за каждый КИК/Уведомление. Кстати, если у Вас больше 10%, то Вы также должны подавать Уведомление об участии в иностранной организации.
  • Уведомления о контролируемых иностранных компаниях (далее Уведомление о КИК) – Вы обязаны уведомлять налоговую на ежегодной основе о своих КИК и указывать в этом Уведомлении даты финансовых документов и код/метод расчета прибыли КИК. Срок подачи уведомления – 30 апреля. За опоздание штраф – 500 000 рублей за каждый КИК/Уведомление.
  • Уведомление о выборе/отказе от фиксированного налога – С 09.08.2021 стало 2 разных уведомления, а их отличия понятны из названия. В первом случае Вы выбираете этот режим, а во втором Вы от него отказываетесь: 1) Уведомление о переходе на уплату налога на доходы физических лиц с фиксированной прибыли контролируемых иностранных компаний и 2) Уведомление об отказе от уплаты налога на доходы физических лиц с фиксированной прибыли контролируемых иностранных компании.
  • Налоговая декларация 3-НДФЛ – Если Ваша КИК имеет прибыль более10 миллионов рублей или Вы распределили прибыль КИК, то Вы обязаны задекларировать такую прибыль и заплатить НДФЛ. Если Вы перешли на налог с фиксированной прибыли КИК, Вы также заполняете и подаете декларацию 3-НДФЛ. Срок подачи декларации 30 апреля, срок оплаты НДФЛ 15 июля. За нарушение сроков могут быть штрафы до 30% за декларацию и до 100% (включая пени) за оплату НДФЛ.
  • Финансовая отчетность – Прикладывается к ежегодному Уведомлению о КИК в качестве подтверждения размера прибыли. Срок – 30 апреля, штраф – 500 тысяч рублей.
  • Аудиторское заключение – В некоторых случаях Вам нужно приложить к финансовой отчетности аудиторское заключение. Срок – 30 апреля, штраф – 500 тысяч рублей. В моей практике порядка 100 стран, которые должны делать аудит. Если Ваш КИК в одной из этих юрисдикциях, то аудит Вам нужен.

Фиксированный налог на прибыль КИК позволяет Вам не предоставлять финансовую отчетность с аудитом и не платить НДФЛ с нераспределенной прибыль КИК, которую Вы не забираете из бизнеса. Например, оставляете на развитие этого бизнеса. Вернее платите, но только 5 миллионов рублей в год и не важно, какая у Вас там прибыль – 1 или 100 миллионов. Причем тут 2021 и 2022? Дело в том, что если Вы хотите перейти на уплату налога с фиксированной прибыли КИК, то Вы берете на себя обязательство платить по 5 миллионов в год в течение 5 лет. Однако для 2021 года есть исключение и тут срок составляет 3 года вместо 5 лет. Чуть-чуть математики: переходите в 2021 и обязаны заплатить в бюджет 15 миллионов рублей, а если переходите в 2022 или 2023 и последующих, то нужно запланировать к уплате уже 25 миллионов рублей. Разница 10 миллионов. Однако, есть много нюансов и деталей, все охватить не получится, но я постараюсь об этом написать ниже.

В срок до 31.12.2021 подаете в налоговую уведомление о переходе на уплату налога с фиксированной прибыли. В срок до 30 апреля 2022 года Вы подаете:

  • Уведомление о КИК за свой 2021, который формируется на базе 2020-го финансового года КИК.
  • Декларацию 3-НДФЛ за свой 2021 год.
  • Все, фин.отчетность и аудит можно не подавать.

И так 3 раза: 1) В 2022, 2) в 2023 и 3) в 2024 за свой 2023 год на базе 2022 года КИК. Мне это напоминаете рекурсию, или я путаю? )

Фиксированная сумма прибыли с 2021 года устанавливается в размере 34 миллиона рублей и не зависит от количества и качества Ваших КИК. Если у Вас 5 КИК, то Вы платите 5 миллионов в год. Если у Вас 1 КИК, то Вы платите 5 миллионов в год. Если у Вас убыточный КИК, то Вы также платите 5 миллионов. Если у Вас 2 КИК и один убыточный, а другой в прибыли – платите 5 миллионов в год.

Работать данная опция будет следующим образом. Контролирующее лицо подаёт уведомление по утверждённой форме в налоговый орган по месту своего учёта о переходе на уплату налога на доходы физических лиц с фиксированной прибыли. Данный режим начинает работать с года, в который подано уведомление. Для применения этого подхода к налоговому периоду равному 2020 году, подать уведомление надо до 1 февраля 2021 года. В дальнейшем такое уведомление должно быть подано до 31 декабря года, являющегося налоговым периодом, начиная с которого налогоплательщик начинает осуществлять уплаты налога с фиксированной прибыли.

В Законе зафиксирована не сумма налога, а сумма прибыли КИК, которая равна 38 460 000 рублей в 2020 году (соответственно 13% от данной суммы составит 4 999 800 рублей), и 34 000 000 рублей с 2021 года (потому что с 2021 года вводится регрессивная ставка налога, которая при такой сумме дохода будет равна 15%, соответственно выходим приблизительно на ту же сумму налога равную 5 100 000 рублей). Математика не очень точная получается у законодателя, но приближена к заявленным Президентом планам.

В случае перехода на такой фиксированный режим оплаты налога, налогоплательщик обязуется подавать уведомление об иностранных компаниях, но не обязан указывать в нём данные по финансовой отчётности иностранных компаний. А также не обязан подавать вместе с уведомлением сами арудированные финансовые отчёты. В декларации по доходам, контролирующее лицо указывает фиксированную сумму дохода. Из этой суммы дохода не вычитаются суммы налогов, которые уплачены КИК в странах регистрации.

Срок подачи уведомления о КИК продлён до 30 апреля для физических лиц и до 20 марта для организаций (приравнялся к сроку подачи налоговой декларации).

В случае перехода на данный фиксированный режим, его отменить нельзя в течение трёх лет, начиная с года подачи заявления (если заявление подано в 2020 или 2021 году). В случае подачи заявления в 2022 и далее – срок обязательного применения этого режима составляет пять лет. По истечению этого срока налогоплательщик вправе подать заявление об отказе от уплаты налогов с фиксированной суммы прибыли.

Законом предусмотрено право досрочно отказаться от применения этого режима, если законодатель изменит сумму фиксированного дохода в сторону увеличения. В таком случае налогоплательщик обязан подать уведомление об отказе уплаты налога с фиксированной прибыли до 31 декабря года, предшествующего году, в котором будет увеличена сумма фиксированного дохода (п. 4 ст. 227.2). Также у налогоплательщика не возникает обязанность по оплате налога с фиксированной КИК прибыли, если он прекратил быть контролирующим лицом всех заявленных контролируемых компаний (начиная с налогового периода, когда он перестал быть контролирующим лицом).

У налогового органа появилось право требовать предоставление документов, подтверждающих расчёт КИК прибыли, даже если в отчётном году КИК убыточные. Предоставить запрошенные документы (финансовые аудированные отчеты иностранных компаний) налогоплательщик обязан в течение месяца с даты запроса. Это требование не применимо к лицам, перешедшим на фиксированный режим оплаты КИК налога, потому что они вообще освобождены от предоставления подобного рода документов.

При этом Закон увеличивает размеры штрафов за нарушение требования законодательства о КИК. Так, непредставление в срок запрошенных налоговыми органами документов или предоставление недостоверных документов карается штрафом в размере 500 000 рублей. Такой же штраф (вместо ранее предусмотренного в размере 100 000 рублей) предусмотрен за непредставление в срок уведомления об участии в иностранных компаниях или о КИК, либо предоставление документов с заведомо ложной информацией.

Хочу отметить, что ранее налоговые органы тоже были вправе запросить финансовые отчеты, подтверждающие расчёт доходов КИК (чем налоговые органы активно пользовались). Что логично, потому что, если вы как-то посчитали прибыль (убытки) иностранной компании, значит вы готовили финансовую отчётность и должны ею подтвердить достоверность своих расчётов. Но некоторые налогоплательщики пытались оспорить подобные запросы налоговой, дабы не предоставлять финансовую отчётность, требующую должную легализацию в стране оформления и перевод на русский язык, ссылаясь на то, что законом прямо не предусмотрено предоставление подобных документов, если не возникает налогооблагаемая прибыль КИК. Сейчас же этот пробел был восполнен законодателем.

Хочу обратить внимание на то, что не стоит путать налогообложение прибыли КИК с налогообложением доходов физических лиц. Это две разные категории налогов. До принятия этого Закона с прибыли от КИК надо было платить дважды:

  1. Налог с доходов КИК, даже если эти доходы фактически не попадали на счёт контролирующего лица. Ставка для физических лиц – 13%, для организаций – 20%.
  2. Налог на доходы физических лиц (прибыль организаций), в случае если иностранная компания распределяла прибыль в виде дивидендов на счёт физического лица по ставке 13 % (для организаций – 20% или 0% в случае участия более года в доле боле 50%).

После принятия Закона, налог по п. 1 выше может быть по желания налогоплательщика зафиксирован в размере 5 000 000 рублей вне зависимости от реальной прибыли КИК. Налог на доход в виде распределённых дивидендов остаётся неизменным. Его этот новый Закон никак не касается.

Так что же даёт этот новый режим и кому он полезен:

  1. Освобождает от трат времени и денег на подготовку аудированных финансовых отчётов по всем КИК + легализацию (чаще всего апостилем)+ перевод на русский язык с нотариальным заверением подписи переводчика.
  2. Освобождает от расходов на налоговых консультантов, которые помогают посчитать правильно прибыль КИК. Это дело непростое, а ошибки в трактовке законодательства могут дорого стоить.
  3. Помогает минимизировать сумму налога в случае возникновения крупной прибыли на уровне КИК. Причем надо отметить, что прибыль может возникнуть просто на бумаге, хотя по факту группа ничего не заработала. А платить налог пришлось бы. Например, курсовые разницы, реализация актива в рамках группы компаний и пр.

Если КИК убыточные, то переход на данный режим может быть не интересен. Однако надо учитывать размер группы. Если иностранных компаний много, то подготовка всей документации для подачи в российские налоговые органы и консультации со специалистами для корректного отображения в декларации может в итоге стоить более 5 000 000 рублей. Так что возможно проще один раз заплатить этот налог, и не тратиться на консультантов, аудиторов, переводчиков, будущие споры с налоговой и пр.

Однако некоторые мои коллеги настроены весьма критично и недоверчиво к этому Закону. Можно ли назвать Закон ловушкой? Я пока таких рисков при прочтении подписанной версии Закона не вижу. У налогоплательщика есть право выйти из этого режима после 3х лет (далее пяти). Также есть право выйти досрочно из режима, если вдруг сумма фиксированного налога будет увеличена законодателем.

Некоторых коллег огорчило, что не отменён налог на дивиденды, которые налогоплательщик получает от КИК. Но стоило ли на это рассчитывать? Далеко не всю прибыль группы контролирующие лица выводят на свои счета. Как правило крупный бизнес требует вложений. Потому обычно большая часть прибыли по итогам года уходит обратно на развитие бизнеса. И только небольшая часть денег выводится из оборота, путём перечисления дивидендов на счёт физического лица. С этой суммы можно заплатить налог. Зато заплатите с этой иностранной прибыли только один раз (ранее надо было платить дважды: на уровне налогообложения КИК и на уровне налогообложения получателя дивидендов – фактического получателя прибыли). Пока вы не выводите средства в виде дивидендов - вы не платите по ним налогов. Если вы перечисляете дивиденды на свои российские организации – то можно воспользоваться льготным 0% режимом при соблюдении несложных требований законодательства.

Для государства данный режим выгоден тем, что избавляет от затрат на контроль за налогоплательщиками, имеющими КИК и пытающимися всеми правдами и неправдами скрыть этот доход. Ведь все подготовленные и поданные в налоговые органы КИК декларации, подтверждающие документы, сложные групповые структуры с участием иностранных компаний должны изучать и проверять налоговые чиновники. А это тоже время и деньги. Из-за загруженности налоговых органов, иногда налогоплательщикам удаётся скрыть доход, рассчитывая на то, что налоговая так и не доберётся до его запутанных схем владения КИК. При применение фиксированного режима государственный бюджет гарантировано получит по 5 000 000 рублей и не понесёт никаких затрат на этих налогоплательщиков. Останется время для более пристального изучения всех остальных налогоплательщиков, которые не перейдут на новый опциональный режим. Здесь бюджет будут пополняться за счёт увеличенных штрафов.

Как рассчитать социальный налог в РК? Социальный налог — выплата, которую работодатель перечисляет государству за каждого работника. Как рассчитать сумму налога в 2021 году? Подробная информация — в статье.


Социальный налог — важная часть налогообложения в РК. Благодаря такому отчислению в будущем граждане страны получают социальную и медицинскую помощь, а также пенсионное пособие. Таким образом, информация о том, как рассчитать социальный налог в РК в 2021 году, пригодится каждому жителю.

Как рассчитать социальный налог в Казахстане?

Уплата налогов — основа полноценного функционирования государства. Благодаря таким выплатам каждый гражданин может получить финансовую помощь и выплаты от государства. Социальный налог — один из видов налогообложения. У многих возникает вопрос, как рассчитать сумму. Разберемся в этом вопросе.

Как понять, какую сумму следует отчислять за оформленных сотрудников? Существует фиксированная налоговая ставка:

Для юридических лиц

С начала 2018 года, а точнее с января, налоговая ставка стабильна — 9,5%. В 2021 году эта цифра не изменилась.

Однако правительство страны уже запланировало повышение. Случится это в 2025 году: с первого дня нового года процент увеличится с 9,5% до 11% (статья 485).

Как выглядит социальный налог РК? Чтобы получить итоговую сумму, нужно произвести определенные вычисления:

1. Вычесть из налогооблагаемой суммы пенсионный взнос.

2. Рассчитать сумму СН по ставке 9,5%.

3. Учесть социальные отчисления (3,5%).

4. От суммы социального налога отнять социальные отчисления.

Чтобы было понятнее, приведем пример — возьмем сумму в 50 000 тенге. Проведем стандартные вычисления:

50 000 — 10% пенсионного взноса (5 000) = 45 000;.

45 000×0,095 = 4 275;.

45 000×0,035 = 1 575;.

4 275 — 1 575 = 2 700.

Для ИП и тех, кто занимается частной практикой

Для этих категорий населения цифры следующие:

2 МРП (месячный расчетный показатель) платят за себя;.

1 МРП — за сотрудника.

Отметим, что с 1 января 2021 года сумма месячного расчетного показателя выросла. Теперь она составляет 2 917 тенге. Расчет социального налога — несложная процедура. Важно четко знать все официальные цифры и показатели, а дальше — дело техники.

Социальный налог: что о нем нужно знать

Социальный налог — это стандартный вид налогообложения. Однако многие путают это понятие с социальным отчислением. Разберемся в этом вопросе, а также приведем другую важную информацию о данном виде налога.

Социальный налог и социальные отчисления в Казахстане — разные понятия. Речь идет не только о разных суммах. Отличия заключаются в следующем:

1. СН не платит наемный работник, это обязанность работодателя.

2. Разница также и в направлении средств: социальный налог пополняет бюджет государства. Социальные отчисления, предусмотренные Законом о государственном страховании, вычитают из зарплаты. Деньги идут на счет физического лица, который открыт фонде госстрахования, а уже оттуда производятся определенные соцвыплаты.

Средства, полученные от социального налога, государство тратит на различные нужды. Например, на содержание школ и детских садиков, финансирование различных программ, выплату пенсий.

Соцналог платят в полном объеме. Однако если индивидуальное предприятие или юридическое лицо работает по упрощенке, то налог исчисляется в соответствующем режиме. В таком случае СН составляет 1,5%.

Отметим, что не все юрлица и владельцы бизнеса обязаны делать данные выплаты. Некоторые категории освобождаются от такой обязанности. К ним относятся:

— фермы и крестьянские хозяйства;.

— фирмы, которые работают на основе патента;.

— специальные организации, в которых работают люди с инвалидностью (потеря зрения, слуха, проблемы с аппаратом).

Также выплаты не взимаются с премий, пенсий, международных грантов.

Можно ли избежать уплаты? Это возможно только в одном случае: если индивидуальное предприятие не получало доходы в течение месяца. В остальных случаях работодатель за невыплаченный СН заплатит штраф.

Можно ли платить налоги в любое время? Нет, существуют строгие строки. Деньги должны быть на госсчету не позднее конца следующего месяца, а точнее 25 числа. Например, СН за январь 2021 года нужно оплатить до 25 февраля 2021 года. Если речь идет об упрощенке, то выплаты производят один раз в полгода. Любые выплаты можно производить онлайн с помощью сайта Егов.

Социальный налог, расчет которого достаточно прост, помогает Казахстану финансировать социальную сферу, развивать инфраструктуру и пр. Поэтому платить любые налоги, в том числе и социальный, — прямая обязанность каждого гражданина РК.

Читайте также: