Этот налог должен быть меньше чем хлебная разверстка

Обновлено: 13.05.2024

Формат ответа: цифра или несколько цифр, слово или несколько слов. Вопросы на соответствие "буква" - "цифра" должны записываться как несколько цифр. Между словами и цифрами не должно быть пробелов или других знаков.

Из письма советского писателя в Правительство СССР (1930 г.).

«. Борьба с цензурой, какая бы она ни была и при какой бы власти она ни существовала, — мой писательский долг, так же, как и призывы к свободе печати. Вот одна из черт моего творчества и её одной совершенно достаточно, чтобы мои произведения не существовали в СССР. Но с первой чертой в связи все остальные, выступающие в моих сатирических повестях: чёрные и мистические краски. в которых изображены бесчисленные уродства нашего быта, яд, которым пропитан мой язык, глубокий скептицизм в отношении революционного процесса, происходящего в моей отсталой стране.

20. Назовите фамилию писателя — автора письма, а также не менее двух его произведений, в которых содержалась сатира на общество 1920 — 1930-х гг.

20.

1. имя писателя — Михаил Булгаков;

«Постановлением Всероссийского Центрального Исполнительного Комитета и Совета Народных

Комиссаров развёрстка отменяется, и вместо неё вводится налог на продукты сельского хозяйства.

Этот налог должен быть меньше, чем хлебная развёрстка. Он должен назначаться ещё до

весеннего посева, чтобы каждый крестьянин мог заранее учесть, какую долю урожая он должен

отдать государству и сколько останется в его полное распоряжение. Налог должен взиматься без

круговой поруки, то есть должен падать на отдельного домохозяина, чтобы старательному и

трудолюбивому хозяину не приходилось платить за неаккуратного односельчанина. По

выполнении налога оставшиеся у крестьянина излишки поступают в его полное распоряжение. Он

имеет право обменять их на продукты и инвентарь, которые будет доставлять в деревню

государство из-за границы и со своих фабрик и заводов; он может использовать их для обмена на

20. Какая эпоха в развитии страны началась с введением продналога? Укажите не менее двух отличий продналога от продразвёрстки.

20.

1) переход от продразвёрстки к продналогу ознаменовал начало новой экономической политики (НЭП);

2) отличия продналога от продразвёрстки:

а) продналог меньше, чем продразвёрстка;

б) продналог устанавливался до весеннего сева;

в) продналог позволял крестьянину оставить часть урожая в его распоряжении.

Из совместного заявления двух политических деятелей.

«Мы глубочайше убеждены, что объявлять сейчас вооруженное восстание – значит ставить на карту не только судьбу нашей партии, но и судьбу русской и международной революции.

Шансы нашей партии на выборах в Учредительное собрание превосходны. Разговоры о том, что [наше] влияние… начинает падать и тому подобное, мы считаем решительно ни на чем не основанными. В устах наших политических противников эти утверждения просто прием политической игры, рассчитанной именно на то, чтобы вызвать [наше] выступление… в условиях благоприятных для наших врагов. [Наше] влияние… растет. Целые пласты трудящегося населения только еще начинают захватываться им. При правильной тактике мы можем получить треть, а то и больше мест в Учредительном собрании.

Только на Советы сможет опереться в своей революционной работе и Учредительное собрание. Учредительное собрание плюс Советы – вот тот комбинированный тип государственных учреждений, к которому мы идем.

Говорят: 1) за нас уже большинство народа в России и 2) за нас большинство международного пролетариата. Увы! – ни то, ни другое неверно, и в этом все дело.

В России за нас большинство рабочих и значительная часть солдат. Но все остальное – под вопросом. Мы все уверены, например, что если дело теперь дойдет до выборов в Учредительное собрание, то крестьяне будут голосовать в большинстве за эсеров. Что же это – случайность? Солдатская масса поддерживает нас не за лозунг войны, а за лозунг мира. Если мы, взявши власть сейчас одни, придем (в силу всего мирового положения) к необходимости вести революционную войну, солдатская масса отхлынет от нас.

20. Определите, представителями какой политической партии были участники заявления. К какому году оно относится? Какому событию предшествовало данное заявление?

20.

- партия – большевики (РСДРП(б))

- заявление относится к 1917 г.

- заявление предшествовало октябрьскому перевороту (захвату власти большевиками)

«Фактически большевики оказались победителями. В их руках находился весь Петроград со всеми его учреждениями. Правительство заключено было в Петропавловскую крепость, вся военная сила была на стороне большевиков. Тем не менее, никто не верил в окончательную победу тех, кто совершил переворот, и меньше всех в победу верили сами большевики. Всем было ясно, что один Петроград ещё ничего не значит. Знали, что под Петроградом готовятся, если уже не происходят, бои между армией Керенского и большевиками, знали, что там решится судьба восстания. Кроме того, большие надежды возлагались на Москву, где происходили ожесточенные уличные сражения между большевиками, с одной, и юнкерами и частью армии, с другой стороны.

20. Какие события описаны в этом отрывке? Назовите время, когда они происходили.

20.

- Октябрьская революция (Октябрьский переворот) - возможны оба определения, используемые в учебниках

- 26 октября – начало ноября 1917 г.

Из выступления Н. И. Бухарина.

20. О каких событиях идёт речь в выступлении? Определите, от имени какой политической силы составлен документ.

20.

1) речь идёт об установлении советской власти в Москве;

2) документ составлен от имени большевиков.

Из статьи западного историка Б. Л. Гарта.

«Трехмесячная борьба за овладение городом в тактическом плане для немцев свелась к таранным лобовым ударам. Чем глубже немцы втягивались в жилые районы города с их многочисленными домами, тем медленнее развивалось их наступление.

На последнем этапе осады линия фронта проходила в нескольких сотнях метров от западного берега Волги, но к этому времени немецкий натиск в результате исключительно тяжёлых потерь стал ослабевать. Каждый шаг вперед обходился им всё дороже и приносил всё меньше результатов.

20. Укажите название города, о котором говорится в статье. К какому году относится описываемая ситуация?

20.

1. город Сталинград; 2. 1942 г.

Из воспоминаний маршала Г. К. Жукова.

«В воздух взметнулись тысячи разноцветных ракет. По этому сигналу вспыхнули 140 прожекторов, расположенных через каждые 200 метров. Более 100 миллиардов свечей освещали поле боя, ослепляя противника и выхватывая из темноты объекты атаки для наших танков и пехоты. Это была картина огромной впечатляющей силы.

Гитлеровские войска были буквально потоплены в сплошном море огня и металла. Сплошная стена пыли и дыма висела в воздухе, и местами даже мощные лучи зенитных прожекторов не могли её пробить.

Наша авиация шла над полем боя волнами. Однако противник, придя в себя, начал оказывать противодействие со стороны Зееловских высот своей артиллерией, миномётами. появилась группа бомбардировщиков. И чем ближе подходили наши войска к Зееловским высотам, тем сильнее нарастало сопротивление врага.

20. О каком сражении вспоминает маршал? В каком году оно происходило?

20.

1. в отрывке из воспоминаний речь идёт о битве за Берлин;

2. события относятся к 1945 г.

Из резолюции XIX Всесоюзной партийной конференции.

Развёрнутая по инициативе партии работа позволила возобновить рост реальных доходов трудящихся. Реализуются практические меры по увеличению производства продуктов питания и предметов потребления, расширению жилищного строительства. Осуществляются реформы образования и здравоохранения. Духовная жизнь становится мощным фактором прогресса страны. Значительная работа проведена по переосмыслению современных реальностей мирового развития,

20. Укажите десятилетие, в рамках которого происходили события, упомянутые в резолюции. Назовите фамилию, политического деятеля, являвшегося руководителем страны в период, когда происходили эти события. Укажите название периода истории СССР, когда этот политический деятель был руководителем страны.

20

1. Десятилетие – 1980-е гг.;

2. Генеральный Секретарь ЦК КПСС – М.С. Горбачев;

Из исторического источника.

«Вы, господин Президент, бросили нам вызов. Кто Вас просил делать это? По какому праву Вы это сделали?

Вы, господин Президент, объявляете не карантин, а выдвигаете ультиматум и угрожаете, что если мы не будем подчиняться Вашим требованиям, то Вы примените силу. Вдумайтесь в то, что Вы говорите! И Вы хотите убедить меня, чтобы я согласился с этим? Что значит согласиться с этими требованиями? Это означало бы руководствоваться в своих отношениях с другими странами не разумом, а потакать произволу. Вы же апеллируете не к разуму, а хотите нас запугать. Я не могу с этим согласиться… Советское правительство не может дать инструкции капитанам советских судов, следующих на Кубу, соблюдать предписания американских военно-морских сил, блокирующих этот остров.

20. Укажите год, когда происходило событие, о котором идет речь в источнике. Назовите фамилию руководителя СССР, сделавшего данное заявление.

20.

2) Руководитель СССР – Н.С. Хрущев.

Из договора о запрещении испытаний ядерного оружия.

«Правительства Союза Советских Социалистических Республик, Соединенного Королевства Великобритании и Северной Ирландии, Соединенных Штатов Америки. стремясь достичь навсегда прекращения всех испытательных взрывов ядерного оружия, исполненные решимости продолжать переговоры с этой целью и желая положить конец заражению окружающей человека среды радиоактивными веществами, согласились о нижеследующем:

1. Каждый из Участников настоящего Договора обязуется запретить, предотвращать и не производить любые испытательные взрывы ядерного оружия и любые другие ядерные взрывы в любом месте, находящемся под его юрисдикцией или контролем:

а)в атмосфере; за её пределами, включая космическое пространство; под водой, включая территориальные воды и открытое море; и

20. Когда был подписан договор? Укажите фамилию руководителя СССР в период подписания договора.

20.

1. дата подписания договора— 1963 г.;

2. руководитель СССР — Н.С. Хрущёв.

Из исторического источника.

«В Российской Федерации сложилась политическая ситуация, угрожающая государственной и общественной безопасности страны.

Прямое противодействие осуществлению социально-экономических реформ, открытая и повседневно осуществляемая в Верховном Совете обструкция политики всенародно избранного Президента Российской Федерации, попытки непосредственного осуществления функций исполнительной власти вместо Совета министров со всей очевидностью свидетельствуют о том, что большинство в Верховном Совете… и часть его руководства открыто пошли на прямое попрание воли российского народа, выраженной в референдуме 25 апреля…

1.Прервать осуществление законодательной, распорядительной и контрольной функции Съездом народных депутатов Российской Федерации и Верховным Советом Российской Федерации до начала работы нового двухпалатного парламента… - Федерального Собрания Российской Федерации и принятия им на себя соответствующих полномочий руководствоваться указами президента и постановлениями правительства…

20. В каком году происходили описанные события? Назовите фамилии Президента России и Председателя Верховного Совета.

20.

Б. Н. Ельцин, Р. И. Хасбулатов

Из воспоминаний О.Лациса о докладе руководителя СССР на XX съезде КПСС

20. Укажите год, когда происходили описанные события и фамилию руководителя КПСС в этот период.

Сертификат и скидка на обучение каждому участнику

Любовь Богданова

Конспект урока по истории для 11-го класса по теме: "Россия в период Новой экономической политики"

Образовательная цель:

Показать проявления кризиса политики военного коммунизма;

Раскрыть причины перехода к Новой экономической политике;

Рассмотреть основные события Кронштадтского восстания и решения Х съезда партии;

Рассмотреть основные мероприятия НЭПа, определить значение НЭПа для дальнейшего развития страны;

Установить причины свертывания НЭП.

Развивающая цель :

развивать логическое мышление, навыки сравнения и самостоятельной работы, умение добывать необходимую информацию и предъявлять результаты своей деятельности.

развитие умений анализировать экономическую и политическую ситуацию в стране после гражданской войны, принимать участие в дискуссии;

подчеркнуть связь истории и литературы на примере исторических источников и произведений

формирование навыков работы с текстом и документами;

развитие навыков грамотной устной речи;

развивать навыки групповой работы.

Воспитательная цель :

воспитывать интерес к истории и литературе, уважение к труду и самостоятельности, уважение к правам человека.

воспитывать умение формулировать и отстаивать свою точку зрения по любому вопросу.

Тип урока : Повторение пройденного материала. Интегрированный урок.

Методы обучения : репродуктивные (вступительные слова учителя), частично-поисковые (самостоятельная работа в группах с познавательными материалами и документами)

Формы работы: вступительное слово учителя, беседа, групповая работа по решению познавательных заданий, работа с текстами документов и материалов, выступления представителей групп, общее обсуждение проблемных заданий.

Эпиграф: Век принес уроки всякие,

Но один – венец всему,

Ярче солнца светят факелы,

Уводящие во тьму.

Историк : Опираясь на знания прошлых лет, используя ваши умения и навыки, мы сегодня попытаемся разобраться в сложных вопросах НЭПа.

Обратите внимание на слова, которые являются эпиграфом нашего урока.

Какой смысл вложен в эти слова?

(Ответ): Мы все знаем, что жизнь состоит из противоречий. Иногда эти противоречия оказывают большое влияние на ход истории, на жизнь общества.

Благие намерения могут привести к кризисным явлениям.

Работая на уроке над этой проблемой, мы будем исходить из противоречий.

Сегодня мы будем работать в группах: историки-литераторы .

1. Почему большевики отказались от политики В.К.?

2. Нэповская общественная модель.

3. А что же после нэпа?

При подготовке к уроку обучающиеся получили опережающее задание:

найти определения терминам:

Историки: диктатура, продразверстка, продналог, кооперация, биржа, банк.

Литераторы: рассказ, сатира, мораль, аристократ.

Исходя из ваших знаний, которые вы получили на уроках истории, попытаемся ответить на первый вопрос нашего плана.

Историки : К началу 1920-х годов Гражданская война в основном закончилась. Россия лежала в руинах: транспорт и промышленность не работали, пашни были заброшены, в стране начинался голод. Таковы были первые результаты политики большевиков, пришедших к власти. Политика военного коммунизма (у крестьянина по продразверстке отбирался почти весь собранный урожай) вызвала резкий протест. По всей стране заполыхали крестьянские восстания. Крестьяне были недовольны тем, что большевики отнимали их хлеб. В марте 1921 года началось антибольшевистское восстание в Кронштадте. Власть большевиков, как в самые напряженные моменты Гражданской войны, зашаталась. Среди большевиков первым необходимость перемен осознал В. И. Ленин.

Сократились посевные площади, понизились урожаи, были нарушены связи города с деревней.

Объем промышленного производства достиг 12 % от довоенного уровня.

Производительность труда упала на 80 %.

Кризис во всех сферах жизни, голод, нищета.

hello_html_m390f9da9.jpg

Политика военного коммунизма, не оправдавшая себя, требовала координального изменения в вопросах экономики и социального развития.

В 1921 год переход от В.К. к НЭПу.

Нэп – это политика Советской власти при которой все предприятия одной отрасли промышленности подчинились единому центральному органу управления – (главному комитету) .

Начались экономические образования такие как :

1. Замена продразверстки продналогом. Что это дало?

2. Введение свободной торговли.

3. Появления мелких частных предприятий.

4. Проведена денежная реформа. 1922г.- вводится золотой червонец.

5. Переход от натуральной к денежной оплате труда.

6. Развитие кооперации.

Все выше сказанное привело к определённым изменениям в обществе.

Из обращения ВЦИК и СНК

… Постановлением Всероссийского Центрального Исполнительного Комитета и

Совета Народных Комиссаров развёрстка отменяется, и вместо неё вводится

налог на продукты сельского хозяйства.

Этот налог должен быть меньше, чем хлебная развёрстка. Он должен

назначаться ещё до весеннего посева, чтобы каждый крестьянин мог заранее

учесть, какую часть урожая он должен отдать государству и сколько останется

в его полное распоряжение. Налог должен взиматься без круговой поруки, т.е.

должен падать на отдельного домохозяина, чтобы старательному и

трудолюбивому хозяину не пришлось платить за неаккуратного односельчанина.

По выполнении налога оставшиеся у крестьянина излишки поступают в его

полное распоряжение. Он имеет право обменять их на продукты и инвентарь,

которые будет доставлять в деревню государство из-за границы и со своих

фабрик и заводов; он может использовать их для обмена на нужные ему

продукты через кооперативы и на местных рынках и базарах.

Учитель-историк : Поговорим об общественной модели нэпа . (второй вопрос плана)

- А теперь давайте посмотрим, в чем суть нэповской общественной модели.

- Была ли Нэповская модель идеалом?

Социальные метаморфозы НЭПа.

Введение НЭПа вызвало изменение социальной структуры и образа жизни

людей. Олицетворением новой экономической политики были яркие, социально

разнородные типы: красные наркомы – недавние революционеры-подпольщики и

солдаты; красные директора – вчерашние рабочие и технические специалисты;

гимназистки и курсистки; приказчики и мелкие лавочники; наконец-то встающие

на ноги крестьяне-единоличники. Это был пёстрый мир, где соседствовали и

взаимодействовали разные культуры, каждая – со своими идеалами, целями,

Наиболее колоритной фигурой того времени была новая советская буржуазия

своей эпохи, но они находились как бы за пределами советского общества:

были лишены избирательных прав, не могли быть членами профсоюза. В среде

нэпманов старая буржуазия имела большой удельный вес (от 30 до 50% в

зависимости от рода занятий). Остальная часть нэпманов выходила из среды

советских служащих, крестьян и кустарей. Связана нэпманская буржуазия была

как с частно-, так и с госкапиталистическим укладом. Ввиду быстрой

оборачиваемости капитала основной сферой деятельности нэпманов была

Историк . Наряду с положительными чертами нэпа наблюдались и отрицательные черты (бесхозяйственность, распущенность, злоупотребление служебным положением, вырождение настоящей интеллигенции). Литераторы . Художественная литература всегда была важным аспектом отражения происходящих событий. Иначе она не была бы реалистичной и интересной.
Нужно отдать должное писателям-сатирикам, которые не боялись описывать истинную правду в своих произведениях. Имя одного из таких писателей

Биография М. Булгакова.

Литератор : давайте кратко проанализируем отрывок.

Ответ (ученик): к сожалению, во время нэпа имелись подобные явления, когда некоторые несознательные граждане претендовали на чужую собственность, совершенно не задумываясь о том, что все в жизни нужно зарабатывать собственным трудом.

Литераторы: говоря об общественных явлениях нэповского периода, нельзя не вспомнить рассказы М. Зощенко, которого по праву называют великим насмешником.

О творчестве М. Зощенко ( рассказ ученика).

Ответ: творчество Зощенко – самобытное явление в русской советской литературе. Писатель по своему увидел некоторые характерные процессы современной ему действительности, вывел под слепящий свет сатиры галерею персонажей, породивших нарицательное понятие

Слово для анализа произведения предоставляется…

Литератор( ученик ) : зачитывает отрывок стр. 20
Ответ: из этого отрывка можно сделать выводы, что героев совершенно не интересует, как называется спектакль, на который они пришли, о чем он, какого жанра?

Ясно, что героям недостаточно культуры. Наблюдается подмена истинных ценностей.

Литератор( ученик) : зачитывает цитату страницы 21.

Прочитав этот отрывок, я невольно задумываюсь о том, можно ли назвать героиню аристократкой?

Ответ: Конечно, нет! Она малообразованный ,некультурный человек, не имеющий чувства собственного достоинства.

Историк-учитель : церковь во времена НЭПа.

Борьба с религией.
Особенно яростной и нетерпимой была антирелигиозная пропаганда. Большая часть населения страны, особенно старшие поколения, оставались верующими. Борьба с религией представляла собой своеобразную "битву за умы". Хотя коммунисты частично преуспели в своей агитации среди молодежи, сломить пассивное сопротивление церкви им не удавалось. Воинствующее, зачастую безграмотное безбожие, насаждаемое административными мерами, не имело особых шансов на успех. В начале 1920-х годов внутри православной церкви усилилось так называемое "обновленческое движение", которое само по себе восходило к либеральным и христианско-социалистическим идеям начала века, противостоявшим официальной церковной политике. Однако в сложившейся ситуации движение было искусно использовано партийными и политическими органами для раскола церкви. Обновленцы созвали церковный Собор с целью низложения патриарха Тихона. Признанием советской власти в середине 1923 г. и прекращением "анафемствования" коммунистов патриарх выбил почву из-под ног своих оппонентов. Тем не менее крайне враждебное отношение к религии и гонения на церковь со стороны руководства продолжали усиливаться.

Литератор-ученик : читает отрывок стр.96. Здесь стоит обратить внимание на язык произведения. Наряду с литературными и нейтральными словами мы встречаем просторечия и вульгаризмы:

Батя- вместо священника,

Прется- вместо идет,

Рожа- вместо лицо,

Длинногривый- вместо длиннобородый.

Жаргонные фразеологизмы: клади на кон (употребляют картежники), пря поднялась, дух захватило.

(т.е. простой народ).

Учитель-историк: Имела место бесхозяйственность в период НЭПа

С помощью ярких метафор Зощенко рассказывает нам о том, как у кооператоров пропадают продукты; и они совершенно не заботятся о том, чтобы искоренить это явление, а думают только о том, как бы рациональнее избавиться от испорченного продукта .

Учитель-историк: Мы подошли к третьему вопросу: какое будущее у Нэпа?

А что же после НЭПа?

Вновь противоречие: какой путь выбрать? Преображенский (эксплуатация “внутренних колоний”) крестьянства. Бухарин (союз с крестьянством: “Обогащайтесь, развивайте свое хоз-во и не бойтесь, что вас прижмут!). Жизнь и история нам показали, какой путь был выбран (смерть Ленина, приход к власти Сталина, тоталитарный режим) .

Сегодня много говорят о путях преобразования России, ведут разного рода дискуссии, часто касаются проблем НЭПа. Актуальна эта тема и сегодня.

- Так было ли будущее у НЭПа? ( При условии политического плюрализма ). И, возможно, другим путем развивалась бы наша страна. Вот вам противоречия.

Подведение итога. Слово учителю истории. Оценки.

Домашнее задание.

История: Приготовить устное высказывание на тему: «Можно ли назвать нынешние реформы в стране НЭП? Попытайтесь определить противоречия нынешних преобразований и их судьбу.

Читайте также: