Есть ли в налоговой бухгалтерия

Обновлено: 16.05.2024

Давайте рассмотрим подробнее эту тему и разберемся, на самом ли деле это бесплатно, и что необходимо для того, чтобы так работать.

Отправка отчетов через сайт налоговой возможна как для компаний, так и для ИП. Но не для всех. Она не подойдет:

  • Крупнейшим налогоплательщикам,
  • представителям налогоплательщика (тем, кто сдает отчетность не за себя, а по схеме уполномоченной бухгалтерии),
  • плательщикам НДС (декларация по НДС через сайт налоговой не принимается).
  1. Готовы ли вы допустить работу с посредниками в деле формирования ключа ЭЦП (об этом чуть ниже)?
  2. Готовы ли вы пожертвовать удобством работы и полнотой возможностей в угоду принципу "только напрямую"?
  3. Готовы ли вы переплачивать за это, казалось бы, бесплатное решение?

Какие особенности нужно учитывать, рассматривая вариант сдачи отчетов через сайт налоговой?

  1. Сам сервис – бесплатный. Но для работы в нем нужно отдельно купить ключ ЭЦП и средство криптозащиты КриптоПро. Среднюю их стоимость мы рассмотрим чуть ниже.
  2. Для работы с сервисом потребуется установка на компьютер дополнительных компонентов (КриптоПро, сертификат ключа электронной подписи). То есть пользователь должен уметь самостоятельно выполнить все необходимые настройки, что может стать проблемой, поскольку настройки не совсем просты, а инструкция налоговой написана в традиционном стиле русского языка нормативных документов.
  3. Отчеты для отправки можно формировать в любой программе. Но перед самой отправкой их придется "прогонять" через программу "Налогоплательщик ЮЛ". То есть программу нужно будет отдельно установить на компьютер и следить за ее обновлениями.
  4. В налоговой нет никакой техподдержки. Если что-то не получится, справляться с трудностями придется самостоятельно или обращаться к специалистам. Это дополнительные расходы.
  5. Личный кабинет на сайте налоговой – вроде бы и облачное решение. Но пользоваться им все равно можно будет только с того компьютера, на котором стоят сертификат ключа ЭЦП и криптозащита.
  6. В личном кабинете не смогут работать пользователи с компьютерами, на которых установлена отличная от Windows операционная система (Linux, iOs и другие).
  7. В личный кабинет налоговой нельзя зайти с мобильного устройства – даже для того, чтобы просто проверить статус отправленного отчета.

Функционал личного кабинета очень простой и понятный. Здесь можно:

  • Отправлять декларации и расчеты в налоговый орган.
  • Получать подтверждения принятии отчета или отказ о принятии.
  • Распечатывать документооборот по каждому отчету.

Из важных функций, которые в любом случае требуются налогоплательщикам при отправке отчетов, в сервисе отсутствуют возможности:

  • Протестировать отчет на наличие технических ошибок и ошибок форматно-логического контроля.
  • Подготовить (заполнить) отчет непосредственно в личном кабинете. Его нужно делать в сторонней программе учета либо в бесплатном ПО "Налогоплательщик ЮЛ".

То есть для обеспечения полного цикла, придется еще как минимум скачивать программу тестирования, как максимум – обеспечивать себе полноценное ПО для учета.

Напомним: сама отправка – бесплатная. То есть для регистрации в личном кабинете и для пользования его сервисами ничего платить не нужно.

Но вас ждут дополнительные траты, без которых вся эта схема просто не будет работать:

  • Сертификат ключа электронной подписи.
  • Средство криптозащиты КриптоПро версии 3.6 и выше.

Ключ ЭЦП нужно отдельно приобретать у одного из спецоператоров связи, их довольно много. Стоимость ключей у всех разная. Приведем для примера минимальную стоимость у нескольких крупных спецоператоров:

  • СКБ "Контур" – минимальная стоимость ключа для отправки отчетов через сайт налогового органа составит 3000 рублей (информация взята с официального сайта Контура).
  • ЗАО "Калуга Астрал" – минимальная стоимость ключа составит 2450 рублей (информация получена у партнеров "Калуги" – компании "Бухсофт").
  • ООО "Такском" – стоимость ключа составит 5000 рублей (тариф "Ключ директора", информация получена в онлайн-чате на официальном сайте компании).

СЗКИ КриптоПро – это также отдельная разработка. Стоимость ПО версии 3.6 составит:

Организации с филиалами также отчитываются в контролирующие органы. Такие компании ведут и бухгалтерский, и налоговый учет. В некоторых случаях филиалы ведут бухучет самостоятельно. Как поставить на учет филиал, какую отчетность необходимо сдавать — расскажем в статье.


Контролируйте отчетность всех филиалов онлайн, оперативно выполняйте требования госорганов

Бухгалтерский учет в организации, имеющей филиал

Согласно п. 2 ст. 55 ГК РФ филиал — это вид обособленного подразделения. По нормам Налогового кодекса к обособленным подразделениям относятся филиалы, представительства и другие обособленные помещения (здания, объекты). Филиал выполняет функции головной компании в полном объеме или частично. Ознакомиться с характеристиками обособок можно в ст. 11 НК РФ.

Как вести бухгалтерию в филиале, зависит от выбранного способа. Филиал может быть выделен на отдельный баланс, а может работать без него.

Независимо от выбранного варианта бухгалтерская (финансовая) отчетность головной организации должна содержать показатели деятельности всех филиалов (п. 6 ст. 13 Закона № 402-ФЗ, п. 8 ПБУ 4/99).

Филиал не выделен на отдельный баланс

Если филиал не поставлен на отдельный баланс, учет в компании ведется централизованным способом. То есть все факты хозяйственной жизни, в том числе проходящие через обособленное подразделение, отражает в учете сама головная организация. Филиал не ведет бухучет.

Организации должны вести учет, опираясь на федеральные стандарты бухгалтерского учета (ФСБУ). Об этом говорится в ст. 21 Закона № 402-ФЗ. Для коммерческих компаний утверждено четыре ФСБУ: по учету запасов (5/2019), аренды (25/2018), основных средств (6/2020) и капитальных вложений (26/2020).

ФСБУ 5/2019 необходимо применять с 2021 года, остальные стандарты лишь с 2022 года. Так как на данный момент утвержденные ФСБУ затрагивают лишь часть учета, организации в работе применяют правила из разных ПБУ.

Несмотря на то, что филиалы без отдельного баланса не ведут бухучет, им необходимо оформлять первичную документацию.

Все документы оформляются от имени головной организации, так как филиал не является юридическим лицом.

Головной компании необходимо грамотно организовать документооборот. Правила передачи первички и иных документов от филиала к компании утверждают в учетной политике. Обычно передача документов происходит по специальному реестру.

Головная организация должна наладить аналитический учет в разрезе по каждому филиалу. То есть операции филиалов нужно отражать на отдельных субсчетах.

Годовую бухгалтерскую отчетность сдает головная организация с учетом показателей по филиалу.

Отчитывайтесь за головную организацию и филиалы через интернет

Филиал выделен на отдельный баланс

В этом случае филиал ведет бухучет самостоятельно, но только в том объеме, который утвержден учетной политикой компании. Также в учетной политике закрепляют рабочий план счетов филиала, формы первичной документации и порядок ее передачи головной организации.

Если филиал с отдельным балансом производит и продает свою продукцию (работы, услуги), он может определять и собственный финансовый результат. Полученную прибыль (убыток) филиал передает головной организации с помощью проводок.

  • Дебет 99 Кредит 79 — передана прибыль (ежемесячная, квартальная).
  • Дебет 84 Кредит 79 — передана годовая прибыль от филиала.
  • Дебет 79 Кредит 99 — получена прибыль от филиала (ежемесячная, квартальная).
  • Дебет 79 Кредит 84 — получена годовая прибыль от филиала.

Филиалы также формируют баланс, но он служит лишь для управленческого учета и формирования консолидированной отчетности. Филиалы не сдают бухгалтерскую отчетность в ИФНС.

Налоговая отчетность филиала

Если организация находится на ОСНО, она является плательщиком НДС. При этом плательщиками НДС могут быть юридические лица или ИП (п. 1 ст. 143 НК РФ). Филиал не относится ни к той, ни к другой категории. Значит, филиал не уплачивает НДС самостоятельно. Все расчеты по налогу производит головная организация. Она же сдает декларацию по НДС.

Если на территории одного субъекта РФ находится несколько филиалов, можно выбрать один и через него перечислять налог. Об этом решении следует известить ИФНС (письмо ФНС РФ от 26.12.2019 № СД-4-3/26867@).

Декларации по налогу на прибыль подает головная организация. Их будет несколько: общая по компании и отдельные декларации по каждому филиалу. Если в одном субъекте РФ находится несколько филиалов, а налог в местный бюджет платит один из них, то декларация формируется по группе таких филиалов.

Что касается налога на имущество, организация с филиалами на отдельном балансе уплачивает авансы и налог по местонахождению филиала (ст. 384 НК РФ). Декларацию по налогу на имущество по филиалу сдают, если место расположения филиала совпадает с местом расположения налогооблагаемой недвижимости организации.

С дохода работников филиала, у которых в договоре прописано условие о работе в подразделении, НДФЛ уплачивают по месту расположения филиала.

6-НДФЛ по доходам работников головной организации сдается по месту учета организации, а по доходам работников филиала — по месту нахождения филиала.

Расчет по страховым взносам сдает головная компания. Если филиал выделен на отдельный баланс и имеет свой расчетный счет, то расчет по взносам, начисленным работникам подразделения, сдает филиал (ст. 431 НК РФ).

Постановка на учет

Об открытии филиала нужно в течение месяца сообщить в налоговую инспекцию (пп. 3 п. 2 ст. 23 НК РФ). Для этого понадобится форма № С-09-3-1. ИФНС включит сведения о филиалах в ЕГРЮЛ и поставит на учет. Далее организации придет уведомление о постановке филиала на налоговый учет. Филиалу присвоят КПП.

Если филиал будет начислять зарплату и производить выплаты со своего расчетного счета, необходимо уведомить об этом ФНС по форме КНД 1112536. На основании такого уведомления ФНС информирует Пенсионный фонд. А Фонд в свою очередь поставит филиал у себя на учет.

Также филиал нужно зарегистрировать в ФСС. На это отводится 30 дней с момента открытия филиала (пп. 6, 9, 10 порядка регистрации и снятия с учета в ФСС РФ, утвержденного Приказом Минтруда РФ от 29.04.2016 № 202н). Чтобы поставить на учет филиал, нужно написать заявление о регистрации в ФСС, приложить к нему справку об открытии счета и документ, подтверждающий, что подразделение будет осуществлять выплаты физическим лицам.

Если не сообщить в ФСС своевременно об открытии филиала, компанию могут оштрафовать (ст. 26.28 закона № 125-ФЗ).

Как сдавать отчетность компаниям с филиалами

Отчетность по филиалу чаще всего сдает головная организация. Сроки отчетности одинаковые для всех налогоплательщиков: и с обособленными подразделениями, и без них. Для некоторых отчетов предусмотрена возможность представления на бумажном носителе. Однако чаще всего компании выбирают более удобный способ и отчитываются по всем налогам и взносам электронно.

Формируйте и сдавайте отчетность компании и филиалов через Контур.Экстерн. Это удобно, легко и надежно.

Своевременно отчитывайтесь за филиалы и подразделения, взаимодействуйте с контролирующими органами через интернет

Екатерина Соловьева

Одна из важнейших составляющих учетной работы в компании — это расчет налогов и других обязательных платежей. Ошибки в этой сфере могут очень дорого обойтись бизнесмену. Поэтому специалист, ведущий налоговый учет, должен быть профессионалом высокого уровня. Рассмотрим перечень требований к налоговому бухгалтеру и их отражение в должностной инструкции (ДИ).

Что должен знать бухгалтер по налогам?

Этот специалист, по сути, должен соединять в себе качества бухгалтера и налогового консультанта.

Многие положения налогового законодательства содержат в себе неясности и противоречия. Кроме того, нормы в этой области постоянно меняются. Поэтому бухгалтер должен регулярно отслеживать все изменения и пользоваться разъяснениями государственных органов, касающихся расчета налогов и сборов. Причем речь здесь идет не только о Минфине и ФНС, хотя, конечно, именно эти ведомства курируют налоговую сферу.

Однако бухгалтеру нужно помнить и о других государственных органах. К налогам, с точки зрения бизнесмена, относятся и обязательные страховые взносы с фонда оплаты труда (хотя формально они таковыми и не являются). Поэтому, если налоговый бухгалтер занимается отчислениями с ФОТ, то он должен разбираться в трудовом праве и применять в работе разъяснения Минтруда, ПФР и ФСС.

Какие требования предъявляются к бухгалтеру по налогообложению?

Требования к налоговому, как и к любому другому, бухгалтеру можно разделить на две группы: профессиональная квалификация и личные качества Здесь сразу нужно отметить, что на сегодня обязательных квалификационных требований для рядовых бухгалтеров законодательство РФ не содержит. Закон № 402-ФЗ говорит только о требованиях к главбухам, да и то не для всех категорий организаций.

Важно!

  1. Для рядового учетного специалиста высшее образование не является обязательным — достаточно среднего специального. Образование может даже быть непрофильным, если кандидат затем прошел профессиональную переподготовку.
  2. Также не всегда необходим и стаж. Если специалист претендует на должность без категории, то ему достаточно только образования. Чтобы занять позицию бухгалтера 1 или 2 категории, нужно иметь, как минимум, годичный стаж на предыдущем уровне.

Личные качества учетного специалиста также можно разделить на две группы.

    Общечеловеческие качества, которые должны быть у любого работника, независимо от сферы деятельности и должности. Это честность, порядочность, дисциплинированность, ответственное отношение к своим обязанностям.

Права и должностные обязанности бухгалтера по налогам

Бухгалтер, как и любой работник, обладает общими правами, которые охватывает ст. 21 ТК РФ: рабочее место, соответствующее нормативным требованиям, оплата труда, отдых установленной продолжительности и т.п. Но обычно эти права не включают в инструкцию, а отражают в трудовом договоре.

Для непосредственного выполнения обязанностей бухгалтер может выступать с инициативой. Например, для повышения эффективности на своем участке работы он может предложить своему руководителю новшество. Также иногда бухгалтеру могут дать полномочия в части подписания отдельных первичных документов.

Что же касается обязанностей, то они для налогового бухгалтера заключаются в начислении обязательных платежей, их отражении на счетах бухгалтерского учета и формировании деклараций. Конкретный круг обязанностей зависит от масштабов компании. В малых предприятиях один специалист может отвечать за расчет сразу нескольких обязательных платежей. В средних и крупных компаниях бухгалтер обычно ведет один налог или даже только часть расчетов по нему. Например, специалист по НДС может заниматься только книгой продаж.

Должностная инструкция бухгалтера по налоговому учету — образец

Все, о чем говорилось в предыдущих разделах, следует отразить в ДИ специалиста, который занимается расчетом налогов. У каждого работодателя есть право формировать этот документ самостоятельно, но обычно он состоит из следующих частей:

  1. Общие положения: порядок приема на работу, подчиненность и т.п.
  2. Требования к квалификации.
  3. Права специалиста и его обязанности.
  4. Ответственность.

Наши специалисты подготовили образец ДИ налогового буха. Конечно, его нужно дополнить и адаптировать под специфику вашей компании. Наш вариант можно скачать здесь.

Как избежать проблем, связанных с работой бухгалтера по налоговому учету

Налоговое администрирование с каждым годом становится все жестче. И когда по итогам проверки с организации взыскивают недоимки и штрафы, возникает вопрос: кто виноват в допущенных нарушениях?

Но есть способ, позволяющий гарантированно избежать проблем как с налоговиками, так и со специалистами. Передав учет на аутсорсинг в специализированную компанию, вы можете быть уверены, что с вашими документами будут работать профессионалы высокого уровня.

Мы принимаем сотрудников в штат только после тщательной проверки их квалификации. А в дальнейшем наши специалисты регулярно повышают свой профессиональный уровень, проходя различные курсы переподготовки.

Вывод

Инструкция бухгалтера-налоговика по налоговому учету должна максимально охватывать требования к специалисту и его функциональные обязанности.

Этот документ поможет как при организации работы бухгалтера, так и при разрешении конфликтных ситуаций.


Л. М. Золина
автор ответа, консультант Аскон по бухгалтерскому учету и налогообложению

Вопрос

В каком виде (как детально) должны быть распечатаны и представлены счета бухгалтерского и налогового учета в случае проверки, если организация планирует переход на новую программу и потом не будет возможности распечатать?

Ответ

Регистры бухгалтерского и налогового учета должны быть распечатаны согласно составу, утвержденному в учетной политике организации.

При этом нужно учитывать, что бухгалтерские программы формируют некоторые регистры, которые дублируют ряд сведений. Например, оборотно-сальдовая ведомость по конкретному счету и карточка того же счета. Необходимо ли распечатывать оба регистра - решение принимается организацией самостоятельно. Возможно, какие-то данные будут необходимы в дальнейшем, поэтому можно распечатать все регистры, которые формирует программа.

Но при запросе документов налоговые органы обязаны ориентироваться на порядок формирования данных бухгалтерского учета, утвержденный руководителем организации, и не вправе запрашивать регистры, которые организация не утвердила в учетной политике.

Обоснование

Исходя из части 5 статьи 10 Федерального закона N 402-ФЗ данные, содержащиеся в первичных учетных документах, подлежат регистрации и накоплению в регистрах бухгалтерского учета, формы которых утверждает руководитель экономического субъекта. При этом каждый регистр бухгалтерского учета должен содержать все обязательные реквизиты, установленные частью 4 статьи 10 Федерального закона N 402-ФЗ.

С 1 января 2013 г. формы регистров бухгалтерского учета, утвержденные федеральными органами исполнительной власти до вступления в силу Федерального закона N 402-ФЗ, не являются обязательными к применению.

Исходя из части 1 статьи 7 и статьи 10 Федерального закона N 402-ФЗ, руководителем экономического субъекта определяется состав регистров бухгалтерского учета, применяемых для регистрации и накопления данных, содержащихся в первичных учетных документах экономического субъекта 2.

Согласно части 5 статьи 10 Федерального закона N 402-ФЗ формы регистров бухгалтерского учета, применяемые для регистрации и накопления данных, содержащихся в первичных учетных документах экономического субъекта, должны быть утверждены руководителем этого экономического субъекта.

Согласно пп. 1 п. 1 ст. 31 и п. 12 ст. 89 Кодекса при проведении выездной налоговой проверки налоговые органы вправе истребовать у налогоплательщика документы, служащие основанием для исчисления и уплаты налогов, и иные необходимые для проверки документы в порядке, установленном ст. 93 Кодекса.

Кодексом не определяется исчерпывающий перечень документов, которые налоговые органы вправе потребовать у проверяемого лица.

В то же время, если учетной политикой организации не предусмотрено составление такого регистра, как, например, главная книга, то налоговые органы не могут ее затребовать.

Например, в учетной политике организации может быть закреплено, что на основании ст. 10 Федерального закона N 402-ФЗ "О бухгалтерском учете" в организации бухгалтерский учет ведется с использованием бухгалтерской компьютерной программы и используются следующие формы регистров бухгалтерского учета:

  1. Оборотно-сальдовая ведомость (далее - ОСВ) по организации в целом за квартал с детализацией по субсчетам. ОСВ формируется нарастающим итогом с начала года, то есть за следующие периоды:
  • I квартал,
  • полугодие,
  • 9 месяцев,
  • год.

ОСВ распечатывается один раз в квартал.

  1. ОСВ за квартал по следующим счетам:
  • 01 - с расшифровкой по видам основных средств;
  • 02 - с расшифровкой по видам основных средств;
  • 60 - с расшифровкой по Контрагентам без учета субсчетов 60.1 и 60.2;
  • 62 - с расшифровкой по Контрагентам (без учета субсчетов 62.1 и 62.2);
  • 70 - с расшифровкой по работникам;
  • 71 - с расшифровкой по работникам.

Распечатываются по требованию. Хранятся в электронном виде.

Таким образом, при проведении выездной налоговой проверки налоговый орган вправе проверить регистры бухгалтерского и налогового учета, которые ведутся в установленном порядке и с учетом учетной политики, которая для целей налогообложения определена как выбранная налогоплательщиком совокупность допускаемых Кодексом способов (методов) определения доходов и (или) расходов, их признания, оценки и распределения, а также учета иных необходимых для целей налогообложения показателей финансово-хозяйственной деятельности налогоплательщика.

Налоговое законодательство предусматривает ответственность за непредставление в установленный срок в налоговые органы документов, предусмотренных НК РФ и иными актами законодательства о налогах и сборах (п. 4 ст. 93, п. 1 ст. 126 НК РФ). Поэтому организация не может быть оштрафована по п. 1 ст. 126 НК РФ за непредставление регистра, который не составляет. Такого же мнения придерживаются ФАС Поволжского округа (Постановление от 20.02.2018 N Ф06-29050/2017) и ФАС Западно-Сибирского округа (Постановление от 26.03.2013 по делу N А03-7357/2012).

Также неправомерно привлекать к ответственности за непредставление документов, которых нет у организации, при отсутствии ее вины в этом (Постановление Арбитражного суда Восточно-Сибирского округа от 18.09.2019 N Ф02-4700/2019, Ф02-4507/2019 по делу N А19-31730/2018).


Л. М. Золина
автор ответа, консультант Аскон по бухгалтерскому учету и налогообложению

Читайте также: