Если утерян договор купли продажи автомобиля как отчитаться перед налоговой

Обновлено: 07.07.2024

Договор купли-продажи машины считается правоустанавливающим документом, по которому право собственности машины переходит от продавца к покупателю в порядке, определенном в ГК РФ – ч. 1 ст. 454.

ЗАЯВКИ И ЗВОНКИ ПРИНИМАЮТСЯ КРУГЛОСУТОЧНО и БЕЗ ВЫХОДНЫХ ДНЕЙ.

Это быстро и БЕСПЛАТНО!

ЗАЯВКИ И ЗВОНКИ ПРИНИМАЮТСЯ КРУГЛОСУТОЧНО и БЕЗ ВЫХОДНЫХ ДНЕЙ.

Это быстро и БЕСПЛАТНО!

Стороны вправе самостоятельно разработать условия сделки либо вписать актуальную и достоверную информацию уже в заранее заготовленный шаблон.

Сделку следует оформлять как минимум в трех экземплярах. На практике допускаются ситуации, когда договор купли-продажи (ДКП) заключается в одном экземпляре, который позже передается для регистрации транспортного средства в МРЭО ГИБДД.

Продавец или покупатель машины могут остаться без документа, подтверждающего отчуждение имущества и переход права собственности на автотранспортное средство приобретателю.

Если утрата договора очевидна, то понадобится связаться с контрагентом и получить копию договора, которую нужно заверить у нотариуса.

Если машина была продана дилером или комиссионным магазином (площадкой), то следует обратиться в компанию и также получить копию договора. Бланк сделки подлежит обязательной сохранности в компании в течение пяти лет и более.

Сведения о договоре купли-продажи содержатся в ГИБДД. Необходимо оформить устный или письменный запрос на имя руководителя отдела МРЭО или старшего инспектора.

По результатам рассмотрения заявления должностные лица должны предоставить копию договора или выдать мотивированный отказ, который может быть оспорен в суде, при помощи норм КАС РФ.

Понятие

Договор купли-продажи автомобиля представляет собой сделку, по которой продавец передает машину покупателю, а последний оплачивают за авто заранее оговоренную сумму.

Договор разрешается оформить в обычной письменной форме.

Для подтверждения законности сделки ее целесообразно заключить в присутствие нотариуса, где также могут быть переданы деньги.

Сделка оформляется собственником либо гражданином, на имя которого выдана нотариальная доверенность.

Покупать автомобиль по доверенности нецелесообразно, так как может выявиться факт ее подделки или недействительности на момент оформления сделки, и продажа может быть признана несостоявшейся заинтересованным лицом.

Нецелесообразно ездить на машине по доверенности, просто передав продавцу деньги.

Следует строго оформлять договор купли-продажи, не менее чем в трех экземплярах. Продажу нецелесообразно подменять сделкой дарения, так как получатель машины может отказаться исполнять обязанности, и вернуть деньги будет сложно. Потребуется обращаться в суд с целью признать сделку недействительной (притворной).

Законодательство

Спорные вопросы решаются по правилам КАС РФ (если обжалуются действия должностных лиц ГИБДД) или ГК РФ – при решении вопросов частного правового характера.

Видео: детали

Основные задачи документа

Документ подтверждает:

  • переход права собственности на автомобиль;
  • информацию о контрагенте;
  • сведения о стоимости автомобиля;
  • данные о передачи транспортного средства в фактическое распоряжение приобретателем;
  • сведения о залоге, кредитных обязательств гражданина – если банк выдал на покупку транспортного средства целевой кредит.
  • стоимость автомобиля, которую нужно подтвердить при необходимости получить налоговый вычет.

Перечень задач зависит от конкретной ситуации. Факт приобретения машины необходимо доказать документом, если проданный автомобиль попал в ДТИ или был замешан в преступлении.

Документ может выступить в качестве доказательства на предварительном расследовании.

Он также потребуется при предъявлении регрессных требований к владельцу, при необходимости оспорить штраф, который был выписан бывшему собственнику ТС на основании средств фотографической фиксации и камер.

Причины утери

Договор может быть утерян вместе с другими документами, например, при потере папки с документацией. Он может быть украден либо случайно выброшен. Договор также может быть приведен в нечитабельный вид.

Если информацию в бланке сделки прочитать невозможно, то у такого документа не будет юридической силы.

Единственный экземпляр договора может быть оставлен в ГИБДД при регистрации транспортного средства.

Что делать

Необходимо немедленно заняться восстановлением договора. Для этого, прежде всего, нужно обратиться к контрагенту с просьбой о снятии копии с оригинала договора, которую позже понадобится заверить у нотариуса.

Проблема может возникнуть, если сведений о контрагенте нет, либо он проживают в другом населенном пункте, что актуально, когда сделка заключена между физическими лицами.

При отсутствии информации о продавце машины следует обратиться с заявлением в ГИБДД с просьбой о предоставлении контактов либо с просьбой снять копию с оригинала договора, который был предоставлен в момент регистрации транспортного средства.

Если контрагент проживает далеко, можно связаться с ним по телефону и попросить сделать копию с оригинала, заверить у нотариуса и прислать заказным письмом с уведомлением о вручении.

Копия

Нотариально удостоверенная копия договора считается правоустанавливающим документом-дубликатом, подтверждающим куплю-продажу автомобиля. Она оформляется на основании сохранившегося оригинала документа или информации, полученной из МРЭО. Целесообразно делать копии еще на стадии оформления оригинала договора.

Не знаете, как оформить особые условия при покупке авто? Смотрите об этом в статье: доп соглашение к договору купли продажи автомобиля.

Детали составления претензий по договору купли продажи автомобиля, описаны тут.

Восстановление

Если договор утерян и на проданный автомобиль идут штрафы, то следует заниматься его немедленным восстановлением. Для этого понадобится договориться с контрагентом о необходимости договориться заключить договор с новым обозначением даты.

Подделка бланка договоров не допускается и чревата серьезными наказаниями, вплоть до уголовной ответственности.

Новый

Как отчитаться о продаже перед налоговой службой — подать декларацию можно через сайт ФНС или при личном визите в налоговую инспекцию. Но предварительно следует позаботиться о новом бланке сделки.

Новый договор целесообразно оформлять, когда стороны согласны заключить его на приемлемых условиях. Сделку можно оформить по образцу прежнего бланка, когда гражданин, утерявший документ, желает временно передать машину своему родственнику, а потом, по договору дарения снова оформить транспортное средство на себя.

Например, Владимиров А. потерял договор купли продажи на автомобиль Toyota Land Cruiser. Восстановить договор не вышло. Тогда он временно может подарить машину в собственность по договору дарения своему брату Владимирову Н, который позже может снова оформить дарственную на Владимирова А. Таким образом, на руках у Владимирова А. снова оказывается правоустанавливающий документ на машину. Платить налог на дарение между близкими родственниками не придется.

Через Госуслуги

На портале можно записаться на прием к должностному лицу, а также оформить декларацию 3-НДФЛ.

Как заплатить налог на транспортное средство – для этого договор не требуется. Налоговая инспекция присылает уведомление раз в год. Оплачивать следует по указанным реквизитам через кассу банка или при помощи онлайн средств, или по карте.

Как подать декларацию

Как отчитаться в налоговой инспекции – необходимо предоставить декларацию, в том числе с оригиналом договора купли продажи или нотариально оформленной копией.

Собственник автомобиля вправе получить налоговый вычет в размере 13% от стоимости автомобиля, но не больше 250 тыс. рублей.

Если гражданин продал машину стоимостью больше 600 тыс. рублей, при сроке владении менее трех лет, то он также обязан заплатить 13% налог на прибыль. Иностранцы и граждане РФ, проживающие в России менее 183 дней, обязаны платить 30% от стоимости продажи машины. Оплата налога проводится по ИНН.

Восстановить договор, а также прекратить регистрацию автомобиля нужно в случае, если приходят налоги прежнему собственнику машины и ему не хочется оплачивать платежи за фактического владельца.

Независимо от наличия или отсутствия договора собственник, после получения ПТС на машину и других документов, обязан оплачивать транспортный налог.

Льготы по налогу утверждаются на региональном уровне.

От его оплаты освобождаются, например, инвалиды 1,2 группы, а в некоторых регионах, например, в Ставропольском крае, 3-й группы, получающие выплаты из Пенсионного фонда. Подтвердить право на льготу можно только при наличии правоустанавливающего документа на машину.

Право собственности на авто можно подтвердить при помощи ПТС и свидетельства о регистрации, но для ФНС важно иметь представление о стоимости сделки, что возможно только исходя из информации, указанной в договоре.

Если восстановить не получилось

Если договор восстановить не получилось, то следует получить справку из ГИБДД о том, что транспортное средство действительно находится в собственности у гражданина, утерявшего договор.

На практике сложностей восстановить договор, при согласии контрагента предоставить информацию о сделке, практически не возникает.

Как снять с учета автомобиль без договора – достаточно предъявить ПТС, свидетельство о регистрации, а также нотариально оформленную копию договора.

Как узнать сумму продажи авто если утерян договор купли-продажи

Что делать, если собственник забыл стоимость покупки и договор утерян. Для этого нужно обратиться в ГИБДД и получить соответствующую справку.

Сумму можно узнать исходя из информации, которую ГИБДД передает в налоговую инспекцию. Справку о сумме продажи можно получить из ГИБДД, от контрагента, в том числе из дилерского центра и комиссионной площадки.

Желательно бережно хранить экземпляр договора. Закон разрешает оформлять сделку в любых количествах экземпляров. При возникновении сложностей с восстановлением бланка сделки целесообразно обратиться за помощью к квалифицированному юристу.

Хотите понять, как правильно оформить сделку по продаже авто между юр и физ лицом? Детали смотрите в статье: договор купли продажи автомобиля между юр лицом и физ лицом.

Не знаете, нужна ли страховка, если есть договор купли продажи автомобиля? Читайте об этом тут.

Детали передачи денег оформляется распиской к договору купли продажи автомобиля. Подробно смотрите здесь.

  • В связи с частыми изменениями в законодательстве информация порой устаревает быстрее, чем мы успеваем ее обновлять на сайте.
  • Все случаи очень индивидуальны и зависят от множества факторов. Базовая информация не гарантирует решение именно Ваших проблем.

Поэтому для вас круглосуточно работают БЕСПЛАТНЫЕ эксперты-консультанты!

  1. Задайте вопрос через форму (внизу), либо через онлайн-чат
  2. Позвоните на горячую линию:
    • 8 (800) 700 95 53

ЗАЯВКИ И ЗВОНКИ ПРИНИМАЮТСЯ КРУГЛОСУТОЧНО и БЕЗ ВЫХОДНЫХ ДНЕЙ.

Некоторое время назад у наших родственников произошла квартирная кража. Наряду с некоторыми ценностями были украдены документы. Розыска преступников они ждать не стали, принялись срочно восстанавливать документы.

Были получены новые паспорта, права и документы на жилье и землю. Но вот о восстановлении договора купли-продажи авто не позаботились. Пришло время подавать декларацию в налоговую, и вот тут потребовался ранее составленный ДКП. Пришлось заниматься его восстановлением. Как и с какой целью требуется осуществлять данный процесс, вы узнаете из статьи. Здесь я отвечу на такие вопросы:

  • Необходимость в восстановлении ДКП;
  • Основные способы получения нового договора на авто;
  • Обращение в ГИБДД;
  • Получение нового документа;
  • Как подавать декларацию при утерянном ДКП?

Потерян договор купли-продажи авто - что делать?

Необходимость в восстановлении ДКП

Главным документом, подтверждающим факт владения машиной является ПТС. Потому многие владельцы авто небрежно относятся к ранее составленному договору.

Отчасти это правда. После проведение регистрации машины договор может не потребоваться в течение длительного периода. Но есть несколько ситуаций, при появлении которых необходимость в ДКП срочно возникает. Вот самые основные из них:

  1. Машину нет возможности поставить на учет.
  2. Нет официального доказательства стоимости авто.
  3. Отсутствует свидетельство ранее совершенной сделки.

Отсутствие ДКП при определенных ситуациях в состоянии повлечь за собой достаточно серьезные последствия.

Невозможность проведения регистрации авто

Если соглашение потеряли или украли до регистрации авто, новый собственник не сможет ее осуществить. Это приведет к штрафам. Первый раз инспекторы ГИБДД будут выписывать 500-800 рублей. Если обнаружат отсутствие регистрации второй раз, может быть назначен штраф в сумме 5000 рублей. В особых сложных ситуациях водителя могут лишить прав на 3 месяца. Это прописано в п. 1 ст. 12.1 КоАП РФ.

Необходимость в восстановлении ДКП

Мошеннические схемы

Отсутствие регистрации может привести к определенным мошенническим действиям. Их последствия могут быть достаточно серьезными:

  • Уголовная ответственность;
  • Лишение ТС.

Определение стоимости ТС

Документальное подтверждение стоимости авто необходимо в процессе уплаты налоговых отчислений и при возникновении судебных споров.

Официальный договор является важным подтверждением стоимости авто. Заменить его в некоторых ситуациях сможет только оформленная расписка. Если возникает спор по причинению вреда ТС или споры с прошлым владельцем, без ДКП и обозначенной стоимости авто не обойтись.

Кроме того, следует помнить, что ДКП является прямым подтверждением условий ранее совершенной сделки. Здесь прописаны сведения о второй стороне соглашения. Если требуется разыскать мошенника и подать на него в суд, подобная информация станет максимально полезной.

Необходимость в ДКП при оплате налогов

Между наличием ДКП и отчетах в налоговой существует прямая связь. По современному НК, физическое лицо может получить по налогам вычет и при определенных условиях освобождается от положенных по закону налогов.

Говоря иными словами, если сумма от продажи машины не превышает 250 тысяч, человек полностью освобождается от налоговых перечислений, положенных при продаже средства передвижения. Чтобы показать сотрудникам налоговой цену средства передвижения, потребуется тот самый ДКП.

Договор – это документальное подтверждение понесенных при покупке денежных трат и подтверждение точного периода владения ТС.

Ценность описываемого документа очевидна. Если он потерян, стоит позаботиться о восстановлении бумаги.

Необходимость в ДКП при оплате налогов

ДКП и подача декларации

Нередко человек теряет ДКП перед сдачей декларации о доходах. Например, физическое лицо продает ТС, находящееся в распоряжении менее трех лет. При таком случае человек до 30 апреля следующего года обязан подать специальную декларацию в городскую налоговую. Если не сделать этого, налоговая начнет начислять штрафы. Для подачи декларации по доходам от продажи ТС необходим ДКП.

Налоговая не требует сам договор, он требуется в ситуации, если стоимость проданного авто выше той, что была заплачена при покупке или превышает установленные 250 тысяч. Как же быть, если соглашение утеряно?

В первую очередь потребуется написать специальное заявление, что утерян ДКП. В запросе четко прописывается стоимость ТС. После этого выполняется такая последовательность действий:

С полностью заполненным отчетом можно идти в налоговую. Если ДКП нет в наличии, отчет все равно требуется подать. Сумма пишется по памяти.

Декларация будет принята при условии, что человек предварительно написал и передал в налоговую заявление об утрате ДКП.

Варианты восстановления ДКП

Есть несколько простых и одновременно законных способов восстановления бумаги:

  • Получение копии у второго участника сделки;
  • Обращение в автосалон;
  • Отправка запроса в ГИБДД;
  • Составление нового ДКП.

Каждый вариант характеризуется своими особенностями. Их нужно принимать во внимание, чтобы понять, какой метод позволит получить положительный результат.

Варианты восстановления ДКП

Копия у второго участника сделки или в салоне

Владелец авто всегда может попросить копию ДКП у частного лица, продавшего ТС. Получить ее можно и в автосалоне, если авто новое.

Чтобы получить копию ДКП у второго участника проведенной сделки, нужны данные о нем. Оптимальным вариантом является заключение сделки с юридическим лицом. Подобные бумаги хранятся в среднем на протяжении 5 лет. Сотрудники при поступлении запроса могут без проблем сделать и выдать копию.

Если же ТС было приобретено у незнакомого человека, можно столкнуться с определенными сложностями. Продавец редко хранит документы по проданному автомобилю. Копия, полученная у частного лица или в автосалоне, должна быть наделена юридической силой:

Если копия необходима для подачи налоговой декларации, заверять не нужно. В налоговой присутствуют все сведения по проведенной сделке. Они поступают непосредственно из базы данных ГИБДД.
Заверенная копия нужна в следующих случаях:

Отправка запроса в ГИБДД

Несмотря на относительную простоту данного метода получения копии. Здесь также могут возникнуть некоторые сложности. При обычной устной просьбе инспекторы довольно редко идут навстречу.

Отправка запроса в ГИБДД

В подобной ситуации рекомендуется оформить и подать в организацию официальную заявку. Она пишется в двух вариантах и сдается через канцелярию. При осуществлении данного процесса важно соблюдать следующие правила:

  1. В запросе требуется прописать, что копию ДКП заявитель будет забирать лично.
  2. Запрос нужно писать строго на имя начальника или инспектора ГИБДД.
  3. Отправлять запрос требуется только в то отделение, где регистрировалось авто.

Составление нового ДКП

Если человек потерял ДКП до положенной официальной регистрации, если новый обладатель не знает, что предпринять, нужно составить совершенно новое соглашение. Следует понимать, что это не подделка.

Подобное деяние является уголовным преступлением. Нельзя использовать поддельные сведения, подписи, печати. Любая экспертиза установит данный подлог. Чтобы получить новый в распоряжении ДКП законно, потребуется следовать такой инструкции:

  1. Машина переоформляется на родного человека или на проверенного друга.
  2. Организуется обратная сделка.
  3. Собственник ТС сохраняет официальное право распоряжаться своим имуществом. Здесь не имеет значения регистрация. То есть можно подарить ТС супругу или продать родителям.
  4. Оформляется соглашение.
  5. Собственник ставит ТС на учет в городское МРЭО.
  6. Через время авто переписывается на нового собственника.

Данная процедура является полностью легальной.

Составление нового ДКП

Необходимые документы

Чтобы оформить авто, соглашение по покупке получать от предыдущего собственника не потребуется. Здесь вполне достаточно будет официальных удостоверяющих записей, внесенных в ПТС. Оформив новый ДКП, можно будет приступать к постановке ТС на учет. Здесь подготовить следующие документы:

  • Написанный по образцу запрос;
  • Паспорт или иной важный документ, официально подтверждающий личность;
  • Доверенность, если регистрационный процесс проводится доверенным;
  • ПТС;
  • Свидетельство о проведенной регистрации;
  • Договор КП;
  • Регистрационные знаки.

Перечень документов регулируется Приказом МВД от 07.08.13 No 605.

Оформлять авто на близкого человека требуется по определенным правилам, которые не подпадают под систему современного налогообложения. В процессе расчетов полученной прибыли инспекторы всегда будут ориентироваться на цены рынка, что рассылаются внутренними инструкциями.

Если стоимость будет занижена, это автоматически привлечет внимание сотрудников ФНС. При зафиксированном нарушении, продавцу придется давать объяснения. В особых ситуациях можно столкнуться с доначислением налога.

Чтобы полностью избежать проблем, рекомендуется составить на определенного человека договор дарения. По современному законодательству, ценные подарки, авто и недвижимость, полученные от родственников не облагаются налогом. Главным условием является близкое, а не дальнее родство. Избежать налоговых выплат разрешается при сделках со следующими категориями родственников:

  • Родители продавца;
  • Супруги, находящиеся в официальном браке;
  • Дети, в том числе усыновленные;
  • Дедушки и бабушки;
  • Братья и сестры, имеющие общих отца или мать;
  • Внуки.

Что делать, если потерял договор купли-продажи автомобиля? Как восстановить?

Довольно часто случается, что автомобилисты после продажи или покупки транспортного средства по каким-то причинам теряют свои экземпляры договора купли-продажи.

Такая ситуация не влечет за собой потерю имущества, но грозит возможными неприятностями.

Возникшую проблему можно решить. В таком случае стоит детально разобраться в вопросе, как восстановить договор купли-продажи транспортного средства и для чего он может пригодиться в будущем собственнику автомобиля.

В чем заключается ценность документа

Для подтверждения своих прав на вождение можно воспользоваться паспортом транспортного средства.

Договор купли-продажи — это дополнительный документ, который имеет юридическую силу и играет важную роль, ведь именно он выступает подтверждением перехода имущественных прав в дальнейшем новому владельцу машины.

Заключенный договор содержит в себе ценные факты, как для продавца, так и для покупателя:

  • подтверждается переход права собственности на автомобильное средство;
  • фиксируется стоимость машины;
  • указывается дата заключения сделки.

В чем заключается ценность документа

Данные факты помогают в решении таких возможных проблем:

  1. В случае потери ПТС, восстановить его можно при наличии договора купли-продажи транспортного средства.
  2. Так как при покупке или продаже машины ее владелец меняется, то нельзя исключать возможность возникновения конфликтных ситуаций, относительно использования автомобиля. Иногда недоразумения сторон приходится решать в суде, а договор купли-продажи может стать главным аргументом в разрешении спора. Кроме того, данный документ необходимо предъявить даже для вынужденного снятия с регистрации в ГИБДД проданного авто.
  3. Договор купли-продажи нужен продавцу, чтоб после продажи машины получить налоговые вычеты при подаче декларации в налоговую службу.

Роль договора купли-продажи при оплате налогов

Важным является вопрос, как отчитаться в налоговой, если утерян договор купли-продажи, и какая взаимосвязь между налоговой декларацией и договором.

Роль договора купли-продажи при оплате налогов

В соответствии со статьей 220 НК РФ, имущественный налоговый вычет предоставляется в размере доходов, которые получил налогоплательщик в налоговом периоде от продажи имущества.

При условии, что имущество находилось в собственности налогоплательщика менее 3 лет и сумма от продажи авто составляет не больше 250000 рублей. Исключением являются ценные бумаги.

Таким образом, продавец может получить сумму, которая будет вычтена из налоговой базы размером до 250000 рублей.

Это означает, что если сумма от продажи авто составляет 250000 рублей и меньше, то человек освобождается от уплаты налогов от продажи машины.

Именно в таком случае налоговая требует договор купли-продажи. Ведь он выступает документальным подтверждением расходов и срока владения транспортным средством. В договоре указывается сумма, которую отдал покупатель за автомобиль.

Поскольку ценность данного документа сомнений не вызывает, то нужно разобраться с вопросом, что делать если потерял договор купли-продажи автомобиля.

Восстановление документа, подтверждающего процедуру купли-продажи авто

Утеря договора, подтверждающего сделку купли-продажи автомобиля, не приведет к потере прав на имущество. Главное, после выявления неприятной ситуации — это сразу заняться процедурой восстановления договора.

Законодательством не регламентируется срок, когда необходимо провести регистрацию перехода прав по купле-продаже. Сделка может быть заключена на бумаге, но при этом любые действия с приобретенной машиной юридического характера станут возможными только после подтверждения ее покупки.

Ответ на вопрос, можно ли восстановить договор купли-продажи после его утери является утвердительным. Если продал машину, а договор купли-продажи потерял, действовать следует по одной из таких схем:

Восстановление документа, подтверждающего процедуру купли-продажи авто

  1. Можно обратиться ко второй стороне сделки и попросить копию. Так как документ подтверждающий процедуру купли-продажи должен быть как у продавца, так и у покупателя. Дубликат договора нужно заверить нотариально. Это наиболее легких способ решения проблемы. Но для этого должно быть известно, где находится человек — вторая сторона договора. Если сделка заключалась в автосалоне, то при обращении за помощью, его работники сделают заверенную копию без проблем.
  2. Обратиться за помощью в ГИБДД. Подлинник договора есть сотрудников государственной службы. К тому же, официальные сведения занесены в базу и дополнительно подтверждаются ПТС, что находится у владельца авто. Если устная форма о помощи результатов не дала, нужно действовать официально:
    • составить заявление на имя начальника ГИБДД, в котором изложить суть проблемы;
    • дождаться получения ответа в установленном порядке.

В архивах ГИБДД документы хранятся больше трех лет. Но при этом необходимо убедить сотрудников изучить архивы.

Кроме вышеперечисленных способов, возможен такой вариант, как перезаключения договора. Он доступен только в том случае, когда партнер согласен помочь и повторно провести процедуру. Намного удобнее найти копию, это сэкономит время и усилия.

Как подать декларацию при утере документа

Как подать декларацию при утере документа

В соответствии с Налоговым кодексом РФ 2022 года, при продаже автомобиля, находившегося во владении менее 3 лет, продавцу нужно до 30 апреля года, следующего за годом продажи подать декларацию о доходах с продажи авто в налоговую. В противном случае идут штрафы.

Налоговая служба делает начисления, опираясь на данные из декларации. Для того, чтобы сдать декларацию нужны такие документы:

  1. ИНН, удостоверение личности.
  2. Договор купли-продажи.

Налоговая служба не требует договора купли-продажи. Но он понадобиться, если цена продажи выше цены покупки и превышает 250000 рублей. Поскольку договор утерян, то необходимо написать заявление в налоговую об утере договора купли-продажи автомобиля.

Это делается в том случае, если данный документ не удалось найти. В заявлении нужно будет указать цену. Скорее всего, скажут сделать это по памяти, если больше нет никаких подтверждающих документов.

Далее необходимо сделать следующее:

Далее с заполненной декларацией можно отправляться в налоговую, чтобы отчитаться.

Если договор купли-продажи найти не удалось, то декларация все равно подается, сумма покупки вносится по памяти. При этом предварительно нужно написать заявление в налоговую инспекцию об утере данного документа.

После заключения сделки купли-продажи, договор нужно беречь, так как он содержит в себе ценные факты. Потребность в нем возникнет и при заполнении декларации для налоговой.

Если продал машину, а договор купли-продажи потерял, то существует несколько способов его восстановления. В большинстве случаев провести данную процедуру не составит особой сложности.

Что делать, если потерял договор купли-продажи автомобиля? Как восстановить?

После покупки машины автовладелец должен зарегистрировать ее в ГИБДД. Для этого потребуется собрать документы, список которых будет рассмотрен в обзоре. В обычном случае в него входит ПТС, свидетельство о регистрации, паспорт хозяина и договор купли-продажи. Но как быть, если не все документы в наличии, либо некоторые из них утеряны? Можно ли без старого владельца получить взамен новые документы, и каким образом, если автомобиль пока не оформлен? Трудности возникают еще от требования регистрации в течение 10 дней.

Без каких бумаг невозможно зарегистрировать автомобиль

Таких документов всего 2:

  • Паспорт нового хозяина машины.
  • Договор купли-продажи.

Если будет утерян один из них, то поставить на учет транспортное средство не получится. Далее детально рассмотрим, почему невозможно это сделать, и как восстановить утраченные бумаги. Кроме этого, невозможно зарегистрировать машину, если нет нотариальной доверенности от нового владельца, если заявление о регистрации подает другое лицо.

Но положительный момент в том, что, если нет других документов, кроме ДКП, то зарегистрировать автомобиль можно без сложностей, и их утрата не помешает (к ним относятся СТС и ПТС).

Договор – единственная бумага, которая доказывает факт собственности, перешедшей от другого владельца. Если ДКП утерян, то продавец не сможет забрать у вас машину. Можно найти другие данные, подтверждающие факт продажи или покупки, а также передачи денег разными способами.

Но для Госавтоинспекции основным документом для регистрации автомобиля будет именно этот документ – ДКП, который подтверждает переход владения авто. Это подробно описано в Приказе 399 п. 17, касающемся Правил регистрации. При покупке машины б/у только договор будет доказывать этот факт. Поэтому при его утере в ГИБДД наверняка вам откажут, и по закону будут абсолютно правы.

Единственным выходом при утере такого документа, будет оформление нового договора. Но рекомендуется при сделке заполнять 3 экземпляра договора, из которых:

  1. Основной – для себя.
  2. Второй – для регистрационных действий в МРЭО ГИБДД.
  3. Третий – запасной документ, который пригодится в случае утери первого.

Кроме этого, второму участнику сделки также отдается экземпляр ДКП.

Для чего нужен договор

Чтобы подтвердить свои права на владение автомобилем, достаточно иметь паспорт транспортного средства. В качестве дополнительного документа, обладающего юридической силой, выступает договор купли-продажи. Он важен, так как доказывает переход владения машиной другому владельцу.

Оформленный договор включает ценную информацию для покупателя и продавца:

  • Доказательство перехода собственности на автомобиль.
  • Установление стоимости.
  • Указание даты покупки.

Эти данные позволяют решать следующие вопросы:

  1. При утере ПТС получить новый документ можно, если есть ДКП на машину.
  2. При совершении сделки с автомобилем его хозяин меняется, поэтому могут случиться спорные моменты по эксплуатации авто. Иногда такие проблемы доходят до судебных разбирательств. Договор позволит решить многие споры. Также, его нужно предъявлять для прекращения регистрации в Госавтоинспекции проданной машины.
  3. Договор потребуется продавцу, чтобы оформить налоговые вычеты после продажи, для заполнения декларации.

Роль ДКП для налогов

Важно решить проблему, как платить налоги, если договор на покупку авто потерян, и какая связь между ДКП и заполнением декларации о налогах. Налоговый кодекс в части статьи 220 устанавливает имущественный налог в сумме дохода, который образовался от продажи автомобиля. Это условие действует, если машина была в собственности хозяина меньше 3 лет, а стоимость машины была не менее 250 тысяч рублей. Сюда не входят ценные бумаги.

В результате, продавец может получить деньги, размер которых будет вычтен из базы налога до 250 000 рублей. Это значит, что если вырученные за машину деньги менее этой суммы, то налог платить не потребуется. При такой ситуации налоговая инспекция потребует ДКП. Этот документ доказывает сумму и время владения машиной. В нем указаны расходы покупателя. Так как важность документа очевидна, нужно выяснить вопрос, как поступать при утере договора, и что делать в этом случае.

Как восстановить ДКП

Утеря этого документа, который подтверждает куплю-продажу машины, не означает лишение имущественных прав. Главное после этого – сразу начать его восстанавливать. Законом не установлено время, когда нужно регистрировать куплю-продажу. Она может оформляться в бумажном виде, но любые действия с купленным автомобилем в юридическом плане будут возможны только после доказательства покупки.

После утери договора его можно легко восстановить. Если автомобиль продан, а договор утерян, действуйте по одному из вариантов:

  1. Обратитесь к покупателю и попросите сделать копию. ДКП должен быть в наличии у покупателя и продавца. Дубликат необходимо заверить у нотариуса. Это самый простой вариант решения вопроса. Но нужно знать, где найти покупателя. Если покупка производилась в автосалоне, то вам выдадут копию без вопросов.
  2. Обратитесь в МРЭО ГИБДД. Оригинал договора там всегда есть. Кроме того, официальные данные сохранены в базе и подтверждаются ПТС, который на руках у автовладельца. Если при устном обращении вам не помогли, действуйте по закону. Подайте заявление в ГИБДД с описанием вашей проблемы, а затем дождитесь ответа.

Документы лежат на хранении в ГИБДД до 3 лет, но нужно убедить работников проверить архивы. Также можно оформить договор купли-продажи заново. Это можно сделать, если вторая сторона согласна оказать помощь. Но проще сделать копию, что гораздо быстрее.

Как заполнить декларацию о доходах, если ДКП утерян

Как указано в Налоговом кодексе России, при продаже транспорта, которым владели до 3 лет, продавец должен в следующем году до 30 апреля подать декларацию. В ней должны быть доходы от продажи машины, иначе будут наложены штрафные санкции.

Налоговая инспекция начисляет сумму для оплаты, используя данные из этого документа. Чтобы оформить декларацию, потребуются следующие документы:

  • Договор купли-продажи.
  • Паспорт.
  • ИНН.

Налоговая не обязывает продавца иметь ДКП, но он нужен для того, чтобы доказать, что стоимость автомобиля не более 250 тысяч рублей. Так как этот документ потерян, то нужно подать заявление об этом, если найти его не получилось. В заявлении указывается стоимость машины. Если других доказательств стоимости нет, то вам разрешат написать цену по памяти.

Подача декларации производится по форме 3-НДФЛ. На портале налоговой службы можно скачать образец ее заполнения и бланк в электронном виде, а затем распечатать на бумаге. Личный кабинет налоговой находится по ссылке.

Порядок заполнения

После этого действуйте в следующем порядке:

После этого оформленную декларацию можно отнести в налоговую службу и сдать ее для отчета о доходах.

Если ДКП найти не получилось, то отчитываться о полученных доходах по-прежнему нужно, и сумма указывается по памяти. Для этого заранее нужно подать заявление об утере договора. После продажи машины сохраняйте договор, так как в нем важная информация. Документ потребуется при заполнении декларации. Если автомобиль продан, а договор утерян, то есть несколько вариантов восстановления. Во многих случаях это делается без особых проблем.

Читайте также: