Налоги в партии алаш

Обновлено: 28.03.2024

Начало алашординского движения

Первая буржуазно-демократическая революция в России дала толчок политическому пробуждению трудящихся Казахстана, развитию в крае национально-освободительного, рабочего, аграрного и других форм движения против колониального, социального и других видов угнетения. Отношение различных слоев населения края к событиям 1905—1907 гг. в России было неоднозначным. Из-за низкого уровня экономического, социального и политического развития края по сравнению с другими несколько шире развивалось рабочее движение поднявшееся в годы революции на качественно новую ступень. В нем принимали активное участие промышленные и городские рабочие. Аграрное движение было представлено в основном трудовыми слоями казахского аула, переселенческой деревни и казачьих станиц.

Особо важно отметить значение казахской интеллигенции в национально-освободительном движении, которое тесно переплеталось с борьбой казахского населения за справедливое решение аграрного вопроса в крае. Ряды местных интеллигентов различались по своим воззрениям и действиям. Некоторые из них, в основном выходцы из низов, придерживались социалистических идей, сотрудничали с социал-демократами, эсерами.

Другая, более значительная не только по численности, но и по влиянию, часть казахской интеллигенции стояла на либерально-демократических позициях. Это были в основном представители феодально-аристократической верхушки степи — А. Бокейханов, Б. Каратаев и др., хотя среди них были и выходцы из средних и низших слоев аула (А. Байтурсынов и др.). Они в декабре 1905 г. в Уральске провели съезд делегатов казахского населения пяти областей и пытались создать свою партию — филиал конституционно-демократической партии России, которая должна была отстаивать национальные интересы казахов.

После поражения первой российской революции в стране наступил период реакции. Были запрещены демонстрации, митинги и собрания, разгромлены Уральская, Петропавловская, Семипалатинская, Верненская, Перовская и другие социал-демократические организации и профессиональные союзы. По закону от 3 июня 1907 г. о роспуске II Государственной думы и введении новой системы выборов, казахи и другие народности, населявшие край, лишались избирательных прав. Усилился полицейский надзор за служащими, рабочими и крестьянами. Владельцы промышленных предприятий Перовска, Акмолинска, Уральска, промыслов “Эмба”, “Доссор” и др. увольняли с работы “неблагонадежных рабочих, вносили в “черные списки” активистов, организаторов выступлений, волнений масс”. На предприятиях были увеличены нормы выработки, продолжительность рабочего дня, снижены расценки, широкий размах получили штрафы. Черносотенные организации “Союза русского народа”, “Союза Михаила Архангела” и др. устраивали погромы, разжигали национальную вражду.

Усиление национально-колониального гнета, аграрная политика царизма, проникновение капиталистических отношений в социально-экономическую жизнь края привели к росту национального самосознания казахского народа. Национальное движение в казахском обществе было неоднородным, существовали различные идейно-политические течения, ядром которых выступали национальная интеллигенция, выпускники университетов и училищ Петербурга, Москвы, Казани, Томска, Омска, и Оренбурга. Наиболее выражавшими мнение различных идейно-политических течений национальной интеллигенции были журнал “Айкап” и газета “Казах”.

Газета “Казах”, выходившая с 1913 по 1918 гг., выражала идеи либерально-демократического направления. В ней сотрудничал и лидер казахской конституционно-демократической партии и общенационального движения казахского народа, ученый-экономист А. Бокейханов, А. Байтурсынов, М. Дулатов и др. В главном, аграрном вопросе они выступали с требованием отмены государственной собственности на землю и передачи ее в собственность казахам, запрета продажи земли. В области развития общественно-политической жизни края либерально-демократическое направление ратовало за эволюционное развитие общества. В целом, несмотря на различные взгляды о развитии социально-экономической и общественно-политической жизни края, журнал “Айкап” и газета “Казах” на своих страницах сумели выразить общенациональные идеи и интересы казахского народа в условиях колониальной окраины империи.

В 1916 г. рост классового и национального угнетения, ненависти к войне становился повсеместным. Война ускорила процесс вызревания общенационального кризиса в стране, одним из ярких проявлений которого ста-то национально-освободительное восстание 1916г. охватившее почти все регионы Казахстана и Средней Азии.

Главными причинами восстания явились факторы социально-экономического и политического характера: усиление колониального гнета, изъятие земель, рост налогов и поборов, эксплуатация трудящихся, политика русификации, проводимая царизмом в отношении казахского и других коренных народов региона, резкое ухудшение положения широких масс в связи с войной.

В начале июля почти во всех регионах Казахстана начались стихийные выступления, вскоре переросшие в вооруженное восстание. Первыми удар народного гнева приняли на себя волостные управители, аульные старшины и прочие низовые агенты царской администрации, непосредственно составляющие списки на тыловые работы. Пользуясь отсутствием у казахов метрических свидетельств, они произвольно включали бедняков в списки независимо от возраста, а байских сыновей за взятки освобождали от призыва. На практике система составления списков породила массовое взяточничество и злоупотребления.

К тому же царские власти освободили от набора должностных лиц, волостных, сельских и аульных управителей, низших полицейских чинов из коренных жителей, имамов, мулл и мударисов, счетоводов и бухгалтеров в учреждениях мелкого кредита, учащихся высших и средних учебных заведений, чиновников правительственных учреждений и лиц, пользующихся правами дворян и почетных граждан.

Постепенно стихийное движение стало принимать организованный характер: появились его крупные очаги в Тургае и Семиречье во главе с признанными лидерами А. Имановым. А. Джангильдиным, Т. Бокиным, Б. Ашекеевым, У. Саурыковым. Ж. Мам6етовым и др.

Восстание охватило весь Казахстан и переросло в национально-освободительное движение, направленное против военно-колонизаторской и широкомасштабной русификаторской политики царизма и в определенной степени — против феодально-байской верхушки аула. Вместе с тем выступление было направлено против империалистической войны, приведшей к кризису народного хозяйства и крайней степени обнищания народа. В этом оно смыкалось с революционной борьбой рабочего класса и крестьянства России. Главной целью восстания 1916г. являлось национальное и политическое освобождение, подводящее итог всей предшествующей борьбе казахского народа за свободу и независимость.

В казахском обществе отношение к указу царя и восстанию было неоднозначным: определенная часть феодально-байской верхушки, а также чиновники так называемой туземной администрации безоговорочно поддерживали царский указ и стали его главными проводниками в жизнь; радикальные представители казахской интеллигенции (Бокин, Ниязосков, Жунусов) резко выступили против него и призывали народ к вооруженному сопротивлению, а лидеры либерально-демократической интеллигенции, объединенные вокруг газеты “Казах” (А. Байтурсынов, А. Бокейханов, М. Дулатов), занимали нерешительную позицию. Они неоднократно пытались убедить царскую администрацию не спешить с мобилизацией, провести подготовительные мероприятия, вместе с тем призывали не оказывать сопротивления выполнению указа, не без основания полагая, что безоружный народ станет жертвой жестоких репрессий царизма.

Главным своеобразием Февральской революции было то, что в стране образовалось двоевластие, буржуазное Временное правительство и Советы рабочих и солдатских депутатов. Реальной основой для создания органов политической власти буржуазии в центре и на местах явились Государственная дума, городские думы и различные комитеты. Временное правительство от власти устранило военных губернаторов, генерал-губернаторов и чиновников колониальной администрации. Вместо них появились областные комиссары, гражданский исполнительный комитет, коалиционный комитет и др. В волостях, аулах и селах оставались те же волостные и аульные управители, сельские старосты и станичные атаманы.

Временное правительство во главе областей поставило бывших царских чиновников-колонизаторов, а также представителей казахской национальной интеллигенции. Так, А. Бокейханов был назначен комиссаром Временного правительства Тургайской области, а М. Тынышпаев — комиссаром Семиреченской области.

Продолжая, по существу, политику царского самодержавия, Временное правительство в Казахстане не могло решить национальный вопрос и не стремилось к решению аграрного вопроса. Вопрос о самоопределении, или автономии казахов, как и других угнетенных народов, оно даже не пыталось ставить. Это послужило причиной того, что в газете “Казах” А. Бокейханов публично заявил о своем выходе из партии кадетов. Он подчеркивал три момента: “Партия кадетов стоит за передачу земли в частную собственность. Передача земли в частные руки в наших условиях приведет к тому, что через некоторое время, как это случилось в Башкирии, участки земли перейдут к соседнему мужику, а казахи превратятся в нищих. Партия кадетов выступает против национальной автономии. Мы, подняв знамя Алаша, стремимся образовать национальную автономию… Партия кадетов выступает против отделения церкви от государства, а я поддерживаю отделение церкви от государства. Разногласия по этим трем позициям … отчетливо выявились. Я решил выйти из партии кадетов и организовать партию “Алаш”.

В этих условиях лидеры казахского либерального движения, учитывая быстро меняющуюся ситуацию и ускоренный процесс поляризации политических сил, приняли решение ускорить проведение общеказахского съезда.

Первый всеказахский съезд, в котором участвовали представители почти из всех областей Казахстана, состоялся в г. Оренбурге 21-26 июля 1917 г. В повестке дня было 14 вопросов.

Главное внимание делегаты уделили проблеме национальной автономии, решению земельного вопроса, подготовке к Учредительному собранию и образованию казахской политической партии.

Еще за месяц до начала съезда на страницах газеты “Казах” была опубликована серия статей, в которых высказывались различные точки зрения по вопросу автономии.

А. Байтурсынов и М. Дулатов высказались за создание независимого автономного Казахского государства. Бокейханов отдал предпочтение казахской национально-территориальной автономии “в публике”. Эту точку зрения поддержало большинство.

Центральным пунктом в работе съезда был земельный вопрос.

Съезд обсудил вопрос о подготовке к Учредительному собранию, в список кандидатов в депутаты был внесен 81 человек – представители всех регионов Казахстана, а также казахских общин Бухары, Ферганы и Хивы.

На решения съезда оказала сильное влияние казахская интеллигенция, объединившая вокруг газеты “Казах”. Благодаря этому суживались возможности влияния мусульманского духовенства на казахское население: устранялись клерикальные суды, на смену им должны были вводиться правовые структуры; женщины должны были обладать равными с мужчинами правами, запрещался калым. Образование должно было стать обязательным и подчиняющимся гражданским властям.

Вместе с тем решения съезда предусматривали создание независимого муфтиата в Оренбурге для управления Акмолинской, Семипалатинской, Тургайской, Уральской областями и казахскими районами Закаспийской области.

Первый всеказахский съезд, по существу, конституировался в казахскую национальную политическую партию “Алаш”. Лидерами партии “Алаш” стали Алихан Бокейханов, Ахмет Байтурсынов и другие представители казахской интеллигенции буржуазно-демократического направления.

В партию “Алаш” вошли также представители научной и творческой интеллигенции: М. Тынышпаев, М. Жумабаев, Ш. Кудайбердиев, Г. Карашев, С. Торайгыров, Х. Габбасов, А. Ермеков, Ж. и Х. Досмухаммедовы и др.

Программа и действия

  1. Образовать территориально-национальную автономию областей Букеевской орды, Уральской, Тургайской, Акмолинской, Семипалатинской, Сырдарьинской, казахских уездов Ферганской, Самаркандской, Амударьинского отдела, Закаспийской области, смежных казахских волостей Алтайской губерний, представляющих сплошную территорию с господствующим казахским населением единого происхождения, единой культуры, истории и единого языка.
  2. Создание Автономий и управление ими

III. Территория автономных областей Алаш со всеми богатствами, находящимися на поверхности земли, водами, их богатствами, а также недрами земли составляют собственность Алаш.

Лидеры партии Алаш

Букейханов Алихан Нурмухамедович 1886 г.р. Являлся одним из активистов партии кадетов. На VIII съезде этой партии в мае 1917 г. избран в состав ее ЦК. В июне 1917 г. был назначен комиссаром Временного правительства по Тургайской обл. Создатель буржуазно-националистической партии “Алаш”. В июле 1917 г. организовал судебный процесс по делу активных участников национально-освободительного восстания 1916 г., которое возглавлял А. Иманов. В декабре 1917 г. на II съезде партии “Алаш” был избран председателем буржуазно-националистического правительства Алаш-Орда.

По окончании Гражданской войны и разгрома белогвардейцев и алашордынцев, получив амнистию, А. Букейханов прекратил легальную политическую деятельность, став консультантом в аппарате Наркомата земледелия КазАССР. Нелегально же он до конца 1920-х гг. продолжал руководить действиями буржуазных националистов, советуя им проталкивать своих людей в Советы, партийный и государственный аппарат, организовывать клеветнические кампании против видных казахских коммунистов.

Арестован и осужден в 1937 г.

Байтурсунов Ахмет (1873 –1 937). В политическую деятельность активно включился в 1905 г., сразу же заняв место ведущего идеолога буржуазно-националистического движения. Главный редактор центрального органа националистов газеты “Казах” (1913 – 1918 гг.), один из основателей буржуазно-националистической партии “Алаш”, автор и составитель ее программных документов, заместитель председателя правительства Алаш-Орды. До апреля 1919 г. А. Байтурсунов открыто вел идейно-политическую борьбу с партией большевиков, советской властью. В мае 1919 г. по предложению чрезвычайного комиссара Казахского края А.Джангильдина согласился прекратить борьбу против народного строя, изъявил желание участвовать в строительстве казахской национальной государственности на Советской основе. В рамках мер по привлечению буржуазной интеллигенции в аппарат управления казахским краем был включен в состав Казревкома, выполнявшего до октября 1920 г. функции высшего органа власти в Казахстане. Надеясь, что А.Байтурсунов будет лоялен к рабоче-крестьянской власти, партийно-советское руководство Казахстана в октябре 1920 г. рекомендовало его в ЦИК Казахской АССР на пост наркома просвещения республики.Занимая высокий пост наркома Каз АССР, А. Байтурсунов активно использовал его для восстановления позиций буржуазных националистов. После освобождения с поста наркома А.Байтурсунов уехал в г. Ташкент и вошел там в актив газеты “Ак жол”, пропагандируя на ее страницах тезисы о необходимости установления в казахском ауле классового мира и противопоставления “класса казахов” “классу русских”.

В 1929 г. органами ГПУ Казахстана был арестован и приговорен к расстрелу, последующем решением Коллегии ОГПУ эта мера была заменена 10 годами заключения. По инвалидности он затем был освобожден из-под стражи, а в 1937 г. вновь осужден.

Джумабаев Магжан Бекенович 1893 г. р. В 1916-1917 гг., учась в г. Омске, входил там в молодежное общество ‘Бірлік” (Единение). После выбытия из общества одного из его основателей С. Сейфуллина, М. Джумабаев стал лидером “Бірлік”, превратив его в молодежный филиал адашордынцев. С 1917 г. М.Джумабаев видный политический деятель партии “Алаш”, делегат ее II съезда, кандидат от буржуазных националистов на выборах в Учредительное собрание. На протяжении Гражданской войны открыто выступал с ложными обвинениями по адресу большевиков и советской власти. Негативно относился к советскому строю и после 1920 г. националисты и национал-уклонисты деятельно использовали творчество М.Джумабаева для нападок на политику коммунистической партии и советской власти. В 1960 г. специальная комиссия литераторов республики, проанализировав творческое наследие М.Джумабаева, подтвердила, что оно пронизано духом национализма. 14 марта 1968 г. Бюро ЦК КП Казахстана в своем постановлении указало, что поэтическое наследие М.Джумабаева “в своей идейной основе носило буржуазно-националистический, контрреволюционный характер”.В 1930 г. осужден, отбыл наказание, в 1938 г. был репрессирован.

Досмухамедов Халел (1883-1939). Активный деятель буржуазно-националистического движения в Казахстане в 1905 – 1919 гг. В 1917 г. становится одним из лидеров западно-уральской группы алашордынцев. Избран на II съезде “Алаш” в ее руководящее ядро. В 1918 г. в марте по поручению ЦК “Алаш” вел в г. Москве переговоры с Наркомнацем, выпросил у советского правительства несколько миллионов рублей на нужды казахского населения, ведение среди него идейно-разъяснительной работы. Основную часть денег передал уральским белоказакам для финансирования борьбы с советской властью. После белогвардейского переворота в г. Уральске стал главой западного отделения Алаш-Орды известного как Уильский оляят. Возглавлял в 1919 г. делегацию казахских баев к адмиралу Колчаку.

Алаш-Орда как альтернатива Советской власти

Обобщение исторического опыта народа в советский период шло под внимательным наблюдением идеологического аппарата. Иначе и не могло быть. Ибо научно-исследовательские институты, где создавались многотомные труды по истории общества, являлись органической частью тоталитарной системы. Любой научный проект, реализуемый коллективом ученых или отдельными исследователями, должен был соответствовать требованиям идеологического аппарата. Разумеется, нельзя отрицать просветительскую функцию историографии этого периода (что, несомненно, имело место), но, в основном, она выполняла функцию закрепления духовной зависимости, а в перспективе ослабить, затем разрушить историческое самосознание народа.

Опираясь на многочисленные исторические факты, введенные в научный оборот в постсоветский период, мы можем утвердительно сказать, что альтернатива Советский власти в казахском обществе была. Это правительство Алаш-Орды, избранное вторым общеказахским съездом 5-13 декабря 1917 года в г. Оренбурге. Правительство состояло из 15 человек, десять мест было оставлено представителям других этнических групп, населявших казахские земли. Следует заметить, что 14 из 15 членов правительства Алаш-Орды, имели высшее образование [2]. Лишь один член правительства (Отынши Альжанов) имел среднее педагогическое образование.

Согласно программе партии, образование в автономии Алаш должно быть достоянием всех. Обучение во всех учебных заведениях – бесплатное. В начальных школах преподавание должно было вестись на родном языке. В университетах обучение ведется также на родном языке. Университеты должны быть автономными, власти не должны вмешиваться в обучение. Учителя и профессора избираются голосованием и т.д.

Таким образом, программа партии Алаш была призвана заложить основы нового социально-политического и экономического строя Казахстана, создать необходимые предпосылки глубоким преобразованиям, обеспечивающим полное участие всех социальных слоев в реконструкции общества.

А. Байтурсунов здесь имел в виду национальную интеллигенцию с дореволюционным опытом деятельности. К сожалению, большевистское руководство, обосновавшись у власти, отказалось от этого сотрудничества с ней. И соответственно, без внимания было оставлено также предложение руководителей национально-освободительного движения относительно преобразования социально-экономической и культурной жизни казахского общества.

Каким результатом кончились большевистские эксперименты для казахского народа – мы знаем. В период советских реформ 20-30-х гг. прошлого века казахский этнос подвергся жесточайшему испытанию, потеряв 2 млн. 200 тыс. человек, т.е. около 49 % всего своего состава [6].

Движение Алаш – это вовсе не ретроградное явление, как старалась представить его советская идеология [8]. Это национально-освободительное движение казахского народа за свою свободу и независимость, возможность сохранить свою идентичность, оставаться тем, кем он есть. И вообще, тема Алаш с позиции здравой мысли не должна была стать объектом ни политической, ни научной спекуляций. Потому что, во-первых, алашевцы в соответствии со своей программой не ставили как поляки или финны в 1917 году вопрос о немедленном отделении от России и создании самостоятельного государства. Лидеры движения были согласны оставаться в составе демократической России в статусе национальной автономии. Во-вторых, А. Букейханов и его соратники считали себя последователями русской демократической интеллигенции, выступали пропагандистами передовых идей русской общественной мысли в казахском обществе. Так, например, А. Букейханов считал Л.Н. Толстого последним пророком.

Тем не менее, как для царской, так и для Советской власти алашевцы стали непримиримыми врагами. Обе эти власти в национальном вопросе стояли на имперской позиции. Политическое преследование и уничтожение алашординской интеллигенции является не что иное, как логическое продолжение этой имперской, в корне несправедливой, антигуманной политики.

В то же время, судьба казахского правительства сложилась трагично. Дело в том, что оно как явление общественной жизни продлилось всего лишь около двадцати лет, и было прекращено вмешательством внешних сил как фактор, угрожающий целостности российской империи, тогда как просветительство в европейских странах прошло все стадии развития без вмешательства извне, а носители идеи просветительства не стали жертвами политических репрессий. Просветительство в европейских странах завершилось формированием научного литературного национального языка, системы образования и культуры, национальной идентичности и самосознания, а национализм, как явление, сопутствующее просветительству-формированием национальной государственности (нация-государство). В казахском обществе как просветительство, так и национализм были задушены на самой начальной стадии, не достигнув зрелости и конечной цели.

«Я педагог, - писал он, - работавший 34 года по просвещению киргиз-казакского народа и работавший не как педагоги других культурных наций, создавшие веками все необходимое для работы по просвещению. До революции 1905 г. на казакском языке ни писать, ни читать, и учиться не разрешалось, потому что на этом языке не было даже и того основного, без которого невозможно вести какую-либо просветительскую работу, т.е. не было ни алфавита, ни орфографии, ни грамматики языка, ни теории словесности, ни учебников, ни печатной литературы, ни газеты. Все это пришлось создавать и основать мне, так как раскрепощение языка, после революции 1905 г. совпало с творческой порой моей жизни.

Как показывают архивные документы, немаловажную роль в этом деле сыграло и проявленное упорство А. Букейхановым. Он в своем обращении к Е.П. Пешковой от 29 апреля 1933 года по делу А. Байтурсунова наизнанку раскрывает антигуманную, античеловечную сущность позиции власти в отношении казахского просветителя. «После 10.03 [марта 1933 г.] по делу Байтурсунова Ахмета, - пишет он Е.П. Пешковой, - у Вас был 4 раза, не мог дождаться приема. Не было времени, все доставались последние очереди… Байтурсунов голодает. Он, просветитель казакского (киргизского) народа, Байтурсунов, Кирилл и Мефодий, Новиков и Радищев своего народа. Он создал азбуку, которая, по мнению профессора Малова, лучшая из Азбук, если требовать от них соответствия знаков фонетике языка; он популяризировал эту азбуку, напечатав на ней сатирические свои стихи и перевод 40 басен Крылова. При этом он с последним поступил также, как дедушка Крылов с Эзопом. Эзопокрыловские басни сделал киргизскими. По меткости сатиры, красоте стиха, по краткости изложения темы – переводы Байтурсунова представляют высокохудожественные творения свыше отмеченного таланта. Крылова в степи знал каждый казак. Байтурсунов А. – автор грамматики, синтаксиса, букваря, хрестоматий на казакском языке. Он Наркомпрос Казакской АССР, многолетний в 1920-1928 г. до ареста его председатель ученой при НКМпросе комиссии. Он Б.А., первоклассный поэт, сатирик.

Он, Байтурсунов Ахмет, патриот, националист. При старом режиме сидел в тюрьме 10 месяцев и выслан за пределы степного края на 5 лет.


Как видим, А. Букейханов в своем обращении к Е.П. Пешковой сказал немало. В то же время он, по понятным причинам, сказать все, что имел на душе, разумеется, не мог. Однако в силу известных причин то, что он не мог сказать скажет М. Шокай, который находясь в Париже писал: «Большевики представляют в Туркестане новую эпоху владычества России.

Почему без Пушкина, Тургенева и Толстого не выпускают большевики учебников по русской литературе и культуре для советских школ? Почему наш народ не может читать своих Ахмеда и Чолпана?

Выше изложенные факты достаточно полно характеризуют положение просветительства и просветителей в Казахстане уже в условиях советской системы. Знают ли наши соотечественники - сторонники большевизма в Казахстане об этих фактах. Уверен, что нет. Чтобы понять казахское или туркестанское просветительство надо читать произведения просветителей региона на языке оригинала, т.е. на казахском, на языке народов Туркестана.

Кстати, это вывод, сделанный предыдущими поколениями. И мы в очередной раз убеждаемся в их правоте уже на советском опыте нашей истории. Эта истина, которая живет вместе с народом, и она сохранит свою актуальность пока живет наш народ.

Здесь мы подошли к вопросу, который ждет своего ответа не одно десятилетие. Итак, все же с чем был связан отказ большевиков предоставить казахам, татарам, башкирам и другим национальным меньшинствам государственное самоопределение, которое обещали предоставить на другой же день своего прихода к власти?

В свою очередь контрразведка армии генерала Дутова заочно принимает решение расстрелять следующих представителей казахской интеллигенции: Байтурсунова, Дулатова, Есболова, Кадырбаева, Омарова, Кенжина, Каратлеуова, Байбурина, Макатова и Акженова [15]. Стечение обстоятельств не дали реализоваться этому решению.


На этой же конференции Ф. Голощекин проявляет крайнее раздражение по поводу того, что якобы А. Байтурсунов, руководитель Академического центра, имеет больше влияния на Народный комиссариат просвещения, чем Краевой комитет партии, находя в этом что-то неладное [17]. Ф. Голощекин, однако, не сказал, в чем выразилось это влияние. Скорее всего, его раздражали слухи, связанные с поведением С. Садвокасова[†], Наркома просвещения республики, который выступал основным оппонентом первого секретаря в составе бюро Крайкома и отличался независимым нравом.

Кстати, с подачи Ф. Голощекина и казахстанского ОГПУ советские силовые органы по казахской интеллигенции били так, что казахский народ потерял свое политическое руководство, сложившееся в процессе длительной и неравной борьбе с царизмом. Первое поколение политических деятелей по-настоящему давало народу веру в свои силы и уверенность, они как бы зажгли в его душе огонь надежды на будущее. И все это жестоко и цинично было загублено самонадеянными действиями большевистской власти. Это должно быть оценено как беспрецедентное насилие над здравым смыслом. Как верно заметил профессор Кельнского университета А. Каппелер, после политических репрессий 20-30-х гг. казахский народ надолго лишился своей политической элиты и был поставлен под опеку со стороны Центра [18].

Теперь о том, в чем разошлись лидеры казахского национально-освободительного движения с большевизмом. Как известно, советская власть, сняв с повестки дня вопрос о предоставлении казахскому народу самоопределения на национальной основе, навязали ему автономию на классовой основе. Насколько правомерно было решение вопроса с этой позиции?

Да, в этом вопросе лидеры казахского национально-освободительного движения старались быть понятыми новой властью в своих намерениях, т.е. они стояли на позиции возрождения своей национальной государственности на автономных началах, что казахское общество совершенно не готово к немедленному размежеванию на основе классовых различий.

Существенным фактом в показании Х. Габбасова является следующее положение, где он в определенной степени излагает общую позицию руководителей казахского освободительного движения на тот момент: «Общая моя идеология в то время, - писал он начальнику Восточного отдела ОПП ОГПУ Петрову - питалась и обуславливалась общественной психологией того времени, формировавшейся на фоне исторической обстановки, векового гнета казахского народа в целом и низком уровне культурно-экономического его бытия. Этим основным моментом определялось то, что народ в моем представлении тогда был целым и неделимым и то, что я в своей политической деятельности (совместно с другими) руководствовался исключительно общенациональными мотивами, хотя я внутренне сознавал и отчетливо знал и наличие внутри его (народа) социальных неравенств и … характерных черт классового общества.

Следует отметить, что именно это положение в статье А.Байтурсунова вызвало резкую критику и дискуссию со стороны идеологов советской власти. На самом деле здесь не было ни тени скрытности, наоборот оно веяло открытостью, желанием быть понятым. Автору статьи было важно донести до советского руководства мысль, что казахское общество нуждается не в изгнании из своей среды баев-эксплуататоров, в классовой борьбе, а в большей степени нуждается в освобождении от насилия царских чиновников, быть защищенными на своей земле, решать свои проблемы через восстановление своих государственных учреждений.

Здесь нетрудно заметить несовпадение взглядов и позиций большевистского руководства и лидеров казахского национально-освободительного движения в вопросе о характере политической власти. Противоречие между ними носило принципиальный характер и оно, как показал ход событий, нашло решение не демократическими путями, а насильно, через репрессивные меры, принятые со стороны советской власти.

Между тем, позиция лидеров Алаш с неизбежностью вытекала из природы освободительного движения на этом историческом этапе борьбы и находилась в русле национально-освободительных движений в других странах. Так, например, Аугусто Сесар Сандино, лидер никарагуанского народа, достаточно ясно и убедительно заявлял, что имеются силы, которые хотели бы придать освободительному движению, руководимый им, классовую направленность, тогда как оно носит антиимпериалистический, антиколониальный характер [24].

Сегодня, конечно, ни у кого не вызывает сомнения, что советская историография, прибегая к этим утверждениям, выполняла идеологический заказ партии. В этом контексте мы пока что находимся на начальном этапе распутывания множества узелков, сплетенных советской историографией в прошлом веке. И один из этих узелков связан с историей Алаш. В этой связи следует отметить следующее.

Во-первых, организация и проведения второго общеказахского съезда 5-13 декабря 1917 года было вызвано необходимостью.

Во второй половине 1917 года в результате внутренних беспорядков и поражения в войне в огромной Российской империи происходил процесс распада. К концу октября Временное правительство пало и приход к власти большевиков еще не означал установления единовластия в стране. Страна шла к гражданской войне между враждующими силами. В условиях всеобщей анархии политическому руководству казахского общества ничего не оставалось кроме как проявить инициативу и созвать очередной общеказахский съезд для принятия решении по защите национальных интересов.


Аналогичное явление наблюдалось во всех национальных регионах империи. В этом контексте переход казахской, башкирской и других политических элит к мерам по защите общенациональных интересов являлось вполне обоснованным явлением.

В российской империи происходил распад общества, как это верно заметила профессор Л.И. Семенникова, по линиям межцивилизационных границ [28]. Районы, заселенные тюркскими народами, отходили под угрозой обрусения. Помимо этого, казахов пугала массовая передача плодородных, пригодных для земледелия земель переселенцам из внутренних губерний России.

Здесь напрашивается вопрос: намерения и деятельность национальной интеллигенции насколько была понята народом? В этой связи приводим результаты выборов депутатов во Всероссийское учредительное собрание от партии Алаш.

Таким образом, созыв второго общеказахского съезда в декабре 1917 года был ответом казахской интеллигенции во главе с А. Букейхановым на российскую колонизацию казахской территории, на русификаторскую политику царизма. Одновременно с усилением колонизации в обществе возрастает уровень осознания необходимости избавления от наступающей опасности. Бурное развитие получает литература, периодическая печать, просветительская деятельность, публицистика. Интеллектуальный всплеск наблюдается особенно в политической деятельности. В течение каких-то 15-20 лет национальная интеллигенция набирает опыт работы в Государственной думе, сотрудничестве с органами Временного правительства, организуется в политическую партию, проводит общеказахские, областные, уездные и волостные съезды, создает первоначальные органы государственной власти (Казахские комитеты), успешно проводит выборы во Всероссийское учредительное собрание, и наконец, демократическим путем избирает временное правительство. Самым значительным итогом ее деятельности является, конечно, попытка возрождения национальной государственности.

Созданное в этот ответственный момент в истории казахского народа правительство Алаш-Орды, в отличие от Советской власти, формировалось на легитимной основе. И его ликвидация российскими политическими силами, безусловно, было актом великодержавности и антигуманизма.

М.К. Койгелдиев,

академик НАН РК,

Президент ассоциации историков Казахстана

Примечания:

1. Большевики в Казахстане – зло или благо – Султанов htts://365.info.kz

4. Там же, Т.3. Книга первая. Алматы, 2007. - с.59.

6. Заключение Комиссии Президиума Верховного Совета Республики Казахстан // Казахстанская правда.1992, 22 декабря, №292.

7. Женис Байкожа. Как могло бы сложится жизнь казаков не случись Октябрьской революции? // Центральная Азия Монитор. 2017, 31 октября.

9. Хобсбаум Э. Век революции. Европа 1789-1848. Ростов-на Дону.1999. С.192.

10. Государственный архив Российской Федерации. Ф. Р-8409. Оп.1. Д.994. ЛЛ.15-17

11. Там же. ЛЛ.49-49об.

12. Шоқай М. Шығармаларының толық жинағы. 5 Т. Алматы, 2013,130-131 б.б.

13. Шейх Анта Диоп. Слагаемые культуры//Курьер. Июнь-Июль 1986. С.58.

14. Архив департамента КНБ РК по городу Алматы.ф 6; дело №011494, Т.6. Л.24.

16. 6-ая Всеказахская конференция ВКП(б).15-23 ноября 1927 года. Стенографический отчет. Кзыл-Орда, 1927. С. 130-131.

19. Алаш қозғалысы. Движение Алаш. Сборник документов и материалов. Т.1. Алматы, 2004. С. 472-482, 504-505.

20. Архив департамента КНБ РК. Дело №011494, Т.1.Л.318.

21. Там же. Л.Л.386-386об.

22. Движение Алаш. Сборник материалов судебных процессов над алашевцами. Авторское издание профессора Т.К. Журтбая. Кн.1. Алматы, 2011. С.142.

23. Алаш қозғалысы. Движение Алаш. Сборник документов. Т. Алматы, 2005. С.414-415.

24. Идейное наследие Сандино. Сборник документов и материалов. М., 1985. С. 25, 52, 57, 63, 70, 263, 272.

25. Заки Валиди Тоган. Воспоминания. М, 1997. С.366.

26. История Казахской ССР В пяти томах.Т.4. Алматы, 1977. С.433.

27. Очерки истории Коммунистической Партии Казахстана.изд.второе. Алматы, 1984.С.70-71.

28. Семенникова Л.И. Россия в мировом сообществе цивилизации. М, 1994. С.213.

29. Койгелдиев М. Алаш қозғалысы. 1 книга Алматы, 2008 С.426.

30. Алаш қозғалысы. Движение Алаш. Сборник документов. Т.1, с.446-451.

31. Там же. С. 476-473.

32. Там же. С.446-451.

34. Марти X. Наша Америка. - В: Марти X. Цит. соч., с. 274.

[*] Здесь А.Байтурсунов имеет ввиду С.С. Пестковского (1882-1943), руководившего Казахским военно-революционным комитетом в 1919-1920 гг.


Идея казахской автономии возникла не вдруг и не благодаря Февральской революции 1917 года. Она родилась раньше, чем даже первая русская революция 1905–1907 годов, и ее истоком стало общественно-политическое течение Сибирское областничество, возникшее среди сибирской интеллигенции в середине 60-х годов ХІХ века. Одним из идеологов и основателей его был Григорий Потанин, русский ученый, общественный деятель, близкий друг и единомышленник двух выдающихся представителей Великой степи, причем разных эпох и поколений, – Чокана Валиханова и Алихана Букейхана.

При этом нужно обратить внимание, что Казахстан, то есть автономия Алаш, не входит в состав России, а вместе с ней и другими субъектами на добровольной основе образует союз государств по наглядному опыту США (наименование The United States of America (USA) дословно и по смыслу переводится как Союз Государств Америки, а не как Соединенные Штаты Америки) – то есть федерацию под названием Российская федеративная республика.

В условиях безвластия

При этом Совет Алаш Орды в своей внешней политике проявлял как твердую, незыблемую позицию в отстаивании национальных интересов Республики Алаш и верность постановлению ІІ Общеказахского курултая, так и достаточную политическую гибкость, готовность к компромиссам. Эта позиция Алаш Орды особенно ярко проявилась при первых же внешнеполитических переговорах, причем с советской властью, которую они не признавали изначально.

После срыва переговоров Алаш Орда оказалась перед сложной дилеммой: во что бы то ни стало возобновить переговоры с большевиками и вступить с ними в союз, либо найти другого союзника и совместно с ним противос­тоять советской власти. Иного пути не было.

Об историческом факте его создания свидетельствует сос­тоявшийся в декабре 1917 года ІІ Общеказахский курултай, который с точки зрения теории государства и права следует считать не иначе как учредительным, а принятое им постановление об образовании Казахского государства в форме автономной республики – легитимным. Официальное провозглашение его образования, что для ряда историков послужило веским основанием отрицания сущест­вования государства Алаш, в действительности же является лишь информационным сопровождением, которое не имеет и не может иметь никакой юридической силы. Поскольку не содержит и не может содержать новых правовых положений, расширяющих или сужающих правовой статус (смысл) принятого акта, каковым является решение общенационального курултая.

Деятельность Совета Алаш Орды, проходившая в условиях гражданской войны, была в значительной степени нацелена на решение военно-оборонных задач. Элементы самостоятельной государственности наращивались неравномерно. Среди государственных институтов (органов) приоритетным был орган национальной самообороны (безопасности). Созыв Высшей законодательной ветви власти (национальный парламент), для формирования которой потребовалось бы провести всеобщие выборы, даже теоретически был невозможен в условиях войны.

Правовое регулирование осуществлялось частично собственными постановлениями Алаш Орды, частично законами и декларациями свергнутого Временного правительства России. Нап­ример, из постановлений Алаш Орды, регулирующих правовые аспекты автономии от 24 июня 1918 года, можно привести следующие.

Следующим постановлением была заложена основа нормативно-правовой базы самой Алашской Республики, установлены четкие рамки полномочий и функциональных обязанностей центрального Совета Алаш Орды, его областных и уездных отделов, местных органов самоуправления (земств), а также была создана система налогооблажения, учреждены специальный казахский суд и следственная комиссия для разбора дел казахских большевиков, назначены члены суда и следственной комиссии. Сбор налогов, установленных Общеказахским курултаем 5–13 декабря 1917 года в Оренбурге, а также других налогов, которые могут быть установлены Алаш Ордой, был возложен на областные советы Алаш Орды.

Государство де-факто и де-юре

Таким образом, признаки, характерные для состоявшегося государства, в Республике Алаш были представлены в начальной стадии (форме), имеющей потенциал для трансформации в полноценное суверенное государство. Алаш Орда в качестве правительства, т. е. высшей исполнительной ветви государственной власти, сумела подняться до уровня самостоятельного политического института на территории России наравне с другими самопровозглашенными всероссийскими (КомУч, Уфимская директория, Временное всероссийское правительство Колчака), национально-территориальными (Украина, Азербайджан, Башкирия и другие), областными (Сибирь) правительствами, не признававшими над собой верховной власти. Тем самым она являлась носителем суверенитета независимого Казахского государства.

По стечению обстоятельств Рес­публика Алаш как суверенное государство просуществовала исторический миг – чуть более двух лет. Но это не принижает ее непреходящую историческую роль и значение. В лице Алаш было восстановлено единое Казахское государство, и оно стало формироваться не в виде автономии, как это отражено в трудах отечественных и зарубежных ученых, так как автономное государство предполагает федерацию, субъектом которой оно является. Россия еще не была федерацией.

Более того, к концу 1917 года, когда была образована Республика Алаш, на территории России уже отсутствовала единая легитимная государственная власть. Россия сохранилась как страна, но утратила унитарность. Важно особо подчеркнуть, что из новообразованных автономий лишь Алаш предполагала в обозримом будущем отделиться от России в независимое национальное государство.

Ключевые слова:


1. Движение Алаш. Возникновение алашского движения стало одним из главных этапов национально-освободительной борьбы казахского народа за возрождение традиции государственности. Лучшая часть казахского общества, представленная разными его слоями, сторонниками разных партий, объединилась вокруг алашской идеи.

Значительная часть ядра алашской интеллигенции получила образование в учебных заведениях Российской империи. Это обстоятельство сыграло важную роль в идейном и личностном становлении многих алашских лидеров. Обучение и работа в российских губерниях дали им огромный опыт политической борьбы. Будучи сторонниками тех или иных партий (эсеров, кадетов и т.д.), они пытались соединить казахский традиционализм с опытом западноевропейской демократии.

Продолжите мысль
Царская власть использовала казахскую интеллигенцию, получившую образование в России, в целях служения царизму. Но…

Активизация общественно-политической деятельности казахского народа проходила на фоне Первой русской революции 1905–1907 годов, а также Первой мировой войны, которой сопутствовали еще и две русские революции: Февральская и Октябрьская 1917 года. В эти годы во многих регионах Казахстана и на сопредельных территориях существовали социал-демократические организации (в городах Омске, Оренбурге, Уральске, Семипалатинске, Ташкенте и Петропавловске). Они также оказывали влияние на политизацию коренного населения. Жестоко подавляя революционное движение народов России, царизм использовал полицейский прессинг против демократической печати и деятельности лучших представителей народа, в том числе и казахского.

В декабре 1905 года в Уральске прошел съезд делегатов казахского населения пяти областей, где была предпринята попытка создать свою партию – Казахский филиал конституционно-демократической партии России. Она должна была отстаивать жизненные интересы казахского народа в рамках свобод, провозглашенных манифестом Николая II от 17 октября 1905 года.

В феврале 1906 года в Семипалатинске состоялся очередной съезд казахского населения. В мае того же года здесь было создано казахское бюро кадетской партии, которое приняло свою программу с важными дополнениями, отображавшими насущные проблемы коренного населения края: прекращение переселенческой политики; признание всех земель Степного края собственностью казахов; открытие национальных школ и т.д.

Выборы в Государственную думу Российской империи и поражение Первой русской революции помешали этим съездам завершить деятельность по созданию общенациональной казахской партии кадетского типа. Эта партия не имела солидной социальной опоры и своего печатного органа на казахском языке. Населению края, преимущественно скотоводам, цели и задачи этой партии были не понятны.

Вспомните
Какое влияние оказала Первая русская революция на казахский народ?

Благодаря начавшимся демократическим процессам усилилось петиционное движение, когда была предпринята попытка обобщить все проблемы населения и довести их до сведения высшего руководства империи. В 1906 – начале 1907 года благодаря политической активности алашской интеллигенции представители от казахского населения были допущены к работе Государственной думы Российской империи. Усилилась публикационная активность образованной части казахов на страницах российской либерально-демократической печати.

Но по реакционному закону от 3 июня 1907 года казахи потеряли свои избирательные права: им отказали в праве выдвигать своих представителей в состав Государственной думы. В этой связи алашское руководство во главе с А. Бокейханом стало взаимодействовать с представителями фракций мусульман и кадетов.

Массовые антиправительственные выступления петроградских рабочих и солдат привели к революции 1917 года – свержению царизма и созданию Временного правительства, сосредоточившего в своих руках всю законодательную и исполнительную власть в России.

Победу Февральской революции лидеры казахского народа встречали с надеждой на освобождение от колониального гнета. Однако политический курс новой власти существенно не изменил положение народа. Временное правительство в основном продолжало политику царской власти, хотя были и позитивные изменения: возвращение на родину тыловиков, назначение из числа казахов областных комиссаров, отзыв из Казахстана царских карательных отрядов.

В этих условиях в Оренбурге в апреле 1917 года состоялся Тургайский областной казахский съезд, на котором было решено провести Первый Всеказахский съезд для выяснения и обсуждения наиболее острых нужд населения и его политического объединения. Безусловно, этот и предыдущие съезды имели важное идейное и организационное значение. Они во многом сумели обеспечить идейно-политическое становление национально-освободительного движения Алаш. Участники этого движения вели борьбу за общенациональные интересы. В то же время предоставляли возможность на началах западной демократии мирно проживать представителям других этносов, прибывших на территорию края в ходе военно-казачьей и мирной крестьянской колонизации. Алашское движение выступило в качестве объединяющей силы всего населения края.

Лидеры движения ставили цель добиться автономии мирным путем через активную политическую борьбу. Например, А. Бокейхан, А. Байтурсынулы, М. Дулатулы были убежденными сторонниками последовательных и системных мирных реформ, революционные преобразования они считали весьма опасными и неэффективными.

Читайте также: