Эффективность налоговых проверок 2020

Обновлено: 17.05.2024

Налоговый мониторинг (НМ) - форма налогового контроля за состоянием крупных отечественных компаний, заменяющая проверки ИФНС и основанная на критериях прозрачности учета и доверия между плательщиками и контролирующими органами.

Режим НМ организации применяют с 2016 года, а выражается он в том, что предприятие предоставляет ИФНС удаленный доступ к собственной системе учета и отчетности, что дает ей некоторые преимущества. При этом за ИФНС сохраняется возможность проведения полноценной проверки (письмо ФНС № ЕД-4-2/26194 от 17.12.2014), а также необходимого консультирования и представление мотивированных мнений по различным, зачастую сложным вопросам. Впрочем, в ходе контрольных процессов ИФНС вправе затребовать от фирмы необходимые документы и пояснения в любое время или привлечь при необходимости эксперта (п. 3 ст. 105.29 НК РФ).

Предприятия, в которых налоговый мониторинг проводится, имеют ряд преимуществ перед компаниями с традиционными формами налогового контроля. Это:

  • освобождение от камеральных, выездных проверок (кроме предусмотренных НК РФ ситуаций) и, как следствие, снижение затрат, связанных с ними;
  • сокращение объема требуемых налоговиками документов;
  • получение мотивированных мнений ИФНС по различным вопросам;
  • отсутствие штрафов и пени;
  • подтверждение положительной деловой репутации компании и привлечение потенциальных партнеров.

О том, каковы условия участия компании в режиме НМ и какие изменения планирует законодатель в плане ослабления установленных ранее критериев, пойдет речь в этой публикации.

Система налогового мониторинга: для каких компаний доступна

Сегодня налоговая проверка – мониторинг касается лишь крупнейших предприятий, поскольку требования к возможному их участию в подобном режиме довольно жестко ограничены. Согласно п. 3 ст. 105.26 НК РФ, подать заявление на проведение НМ пока вправе лишь компании, которые в году, предшествующем подаче заявки:

  • уплатили налогов (НДС, на прибыль, НДПИ, акцизов) не менее 300 млн. руб.;
  • получили суммарный доход от всех видов деятельности по данным финансовой отчетности не менее 3 млрд. руб.;
  • имеют стоимость активов по состоянию на 31 декабря не менее 3 млрд. руб.

Присоединиться к программе НМ вправе компания, соблюдающая указанные условия. Ей необходимо заявить о своих намерениях, подав заявление о применении НМ.

Как изменится налоговый мониторинг с 2021 года

Департаментом финансов РФ подготовлен и направлен на рассмотрение в Госдуму законопроект № 1025470-7, направленный на совершенствование системы НМ. В нем предложено смягчить условия, при соблюдении которых предприятие вправе обратиться с заявлением о проведении мониторинга.

Потенциальным заявителям наиболее интересна мера, предусмотренная концепцией и будущими поправками в НК РФ — это поэтапное уменьшение величин показателей, при соблюдении которых решение о проведении налогового мониторинга принимается в пользу компании. Так, согласно законопроекту, с 2022 года компания сможет обратиться в ИФНС с заявлением о проведении НМ, если:

  • сумма налогов, исчисленных к уплате за предшествующий 2021 год, составляет 100 млн. руб., причем в суммарном объеме налогов будут учтены не только НДС, акцизы, налог на прибыль и НДПИ, предусмотренные ранее, но и НДФЛ, а также страховые взносы;
  • объем полученных за 2021 год доходов, отраженный в бухгалтерской отчетности, составляет 1 млрд. руб.;
  • стоимость активов компании по отчетными данным на конец года - 1 млрд. руб.

Концепция развития мониторинга (правительственное распоряжение № 381-р) предполагает отмену обязанности компании-заявителя соответствовать одновременно всем трем условиям. Для подачи заявления о переходе на налоговый мониторинг будет достаточно выполнения только одного из трех критериев. Перечисленные условия позволят существенно увеличить перечень предприятий, рассматривающих для себя возможность перехода на НМ и превратить подобную форму контроля в широко распространенную модель взаимодействия компаний-налогоплательщиков с налоговыми органами.

Помимо этого, в отношении налогового мониторинга НК РФ ожидают поправки, приведенные в законопроекте:

  • исключают использование суммовых критериев для применения НМ участникам консолидированных групп плательщиков;
  • корректируют правила проведения камеральных и выездных проверок и оснований для их проведения. В частности, планируют осуществлять камеральные проверки только в случаях досрочного прекращения НМ в срок менее чем через 3 месяца со дня представления налоговой отчетности, и рассматривают вопрос об установлении срока, в течение которого инспекторы смогут назначить выездную проверку, если компанией не выполняется представленное ими мотивированное мнение;
  • в рамках НМ устанавливают новый порядок проведения проверок деклараций по НДС и акцизам, в которых декларантами заявлены суммы к вычету.

Меняются формы документов, которыми сопровождается переход на НМ с 2021 года. Они приведены в письме ФНС от 31.08.2020 № БВ-4-23/13939@ (ред. от 30.09.2020), размещенном на официальном сайте ведомства. Приложения к письму – рекомендуемые формы и форматы:

  • заявления о применении НМ;
  • уведомления об отзыве заявления о проведении НМ;
  • заявления об отказе в проведении НМ;
  • регламента информационного взаимодействия;
  • информации о взаимозависимых лицах;
  • учетной политики по налоговому учету компании;
  • информации об организации внутреннего аудита.

Согласно письму № БВ-4-23/13939@, прием перечисленных документов, созданных в рекомендуемом ФНС электронном формате, осуществляется с 01.09.2020. Компании, планирующие переход на налоговый мониторинг с 2021 года, могут представить пакет перечисленных документов в электронной форме в срок до 01.10.2020, а плательщики, уже применяющие режим НМ – до 01.12.2020.

Полные тексты нормативных документов в актуальной редакции вы всегда сможете посмотреть в КонсультантПлюс.

В первом полугодии 2021 года в результате камеральных и выездных налоговых проверок российским предприятиям дополнительно начислили 170,2 млрд руб. налоговых платежей и штрафов, подсчитала аналитическая служба международной аудиторско-консалтинговой сети FinExpertiza на основании данных Федеральной налоговой службы.

Самые крупные доначисления получил бизнес в экономически развитых регионах. Больше всего в казну обязали доплатить предприятия в Москве, Подмосковье, Нижегородской области, Санкт-Петербурге, Сахалинской области, Ставропольском крае, Самарской области, Челябинской области, Кемеровской области и Оренбургской области.

Минимальными налоговые санкции были в регионах с невысокой деловой активностью. Самые низкие совокупные недоимки и штрафы заплатил бизнес в Еврейской автономной области, Тыве, Марий Эл, Камчатском крае, Чукотском автономном округе, Хакасии, Новгородской области, Ингушетии, Ивановской области и Адыгее.

Миллиарды сверху

Во втором квартале 2020 года, когда в России разразилась пандемия коронавируса, в качестве одной из антикризисных мер властями было принято решение отменить выездные налоговые проверки бизнеса. В результате общий размер налоговых доначислений, штрафов и пеней в отношении компаний и индивидуальных предпринимателей снизился до минимальных 13 млрд руб. по сравнению с 57,4 млрд руб. в аналогичном квартале предшествующего года. Однако после того как мораторий на проверки закончился, налоговые инспекции стали наверстывать упущенное, и доначисления поползли вверх - в третьем и четвертом кварталах коронакризисного года они составили 93,4 и 95,4 млрд руб. соответственно. Впрочем, общий размер налоговых доначислений за 2020 год (249 млрд руб.) все равно уступил показателям допандемийных 2019 года (337,2 млрд руб.) и 2018 года (369,8 млрд руб.).

В 2021 году общий размер налоговых доначислений несколько снизился - до 80,7 млрд руб. в первом квартале и 89,5 млрд руб. во втором. То есть совокупно за полгода бизнес доплатил в казну 170,2 млрд руб., из которых 112,4 млрд руб. - неуплаченные за предыдущие периоды налоги, а 57,9 млрд руб. - налоговые штрафы и пени.

Общая сумма налоговых доначислений по кварталам, млрд руб.

Исследование 1

Проштрафившиеся регионы

Поскольку размер налоговых санкций зависит от финансовых показателей бизнеса, то наибольшие совокупные доначисления отмечались в регионах с развитой экономикой. Минимальные налоговые недоимки и штрафы взыскали с бизнеса в регионах с низкой деловой активностью.

Большая часть налоговых доначислений в первой половине 2021 года приходилась на Москву, что связано с масштабом столичной экономики. Там по итогам камеральных и выездных проверок предприятия обязали заплатить 35 млрд руб., то есть пятую часть всех налоговых доначислений и штрафов по стране. За столицей следуют Подмосковье (13,87 млрд руб.), Нижегородская область (6 млрд руб.), Санкт-Петербург (5,43 млрд руб.), Сахалинская область (4,45 млрд руб.), Ставропольский край (4,3 млрд руб.), Самарская область (3,2 млрд руб.), Челябинская область (2,9 млрд руб.), Кемеровская область (2,7 млрд руб.), и Оренбургская область (2,5 млрд руб.).

Регионы с наибольшим размером налоговых доначислений в I полугодии 2021 г., млрд руб.

Исследование 2

Минимум налоговых доначислений и штрафов было выписано бизнесу в Еврейской автономной области (16,9 млн руб.), Тыве (30,8 млн руб.), Марий Эл (36,2 млн руб.), Камчатском крае (45,5 млн руб.), Чукотском автономном округе (57,1 млн руб.), Хакасии (62,4 млн руб.), Новгородской области (70,2 млн руб.), Ингушетии (100,1 млн руб.), Ивановской области (105,5 млн руб.) и Адыгее (110 млн руб.).

Регионы с наименьшим размером налоговых доначислений в I полугодии 2021 г., млн руб.

Исследование 3

"В первом полугодии 2021 года ФНС на четверть сократила число выездных налоговых проверок бизнеса - до 3,37 тыс. по сравнению с 4,43 тыс. во втором полугодии 2020 года. В допандемийном 2019 году проверок также было больше. И вместе с тем в полтора раза по сравнению со вторым полугодием 2020 года, до 44,66 млн, возросло количество камеральных проверок, основанных на анализе налоговых деклараций и других документов.

Цифровизация налогового администрирования позволяет ФНС снижать количество выездных проверок - инспекции получают все больше информации о бизнесе по электронным каналам и способны моделировать и выявлять факты ухода от налогов. С одной стороны, происходит усиление налогового надзора, с другой - за счет современных технологий такой надзор перестает быть для добросовестного бизнеса обременительным. Появляются новые формы налогового контроля, такие как налоговый мониторинг, который позволяет бизнесу избежать традиционных проверок в обмен на предоставление инспекции онлайн-доступа к своей бухгалтерии.

Очевидно, что в современном мире зона серой экономики будет сжиматься. Этот тренд задает не только расширяющийся цифровой контроль, но и сама цифровизация экономики - для расширения и выхода на новые рынки бизнес должен быть максимально прозрачным и понятным для клиентов и партнеров", - отмечает президент FinExpertiza Global Елена Трубникова.


Налоговые проверки в 2021 году - список организаций, которые должны быть проверены, закрыт для публичного доступа. Это мероприятия, в которые могут быть вовлечены любые юрлица и ИП. В каких случаях их деятельность может обратить на себя особое внимание налоговиков? Ответ узнайте из нашего материала.

Какие виды проверок налоговой инспекции на 2021 год предусмотрены законом?

Ст. 87 Налогового кодекса РФ устанавливает 2 вида налоговых проверок: камеральные и выездные. Проверки первого типа осуществляются специалистами ФНС непосредственно на их рабочем месте. Каких-либо разрешений на проведение не требуется. Камеральные проверки подлежат проведению в течение 3 месяцев (по общему правилу) с момента представления декларации налогоплательщиком (п.2 ст. 88 НК РФ).

Выездные проверки проводятся налоговиками, как правило, на территории налогоплательщика, но если фирма не может предоставить помещение, то все процедуры проходят в самой ИФНС.

Осуществление выездных мероприятий, в свою очередь, требует вынесения руководителем налоговой инспекции отдельного решения. Выездные проверки назначаются, исходя из комплексного анализа специалистами ИФНС различных показателей деятельности предприятия, оценки налоговых рисков, качества предоставления налоговой и бухгалтерской отчетности.

Дата проведения проверки совпадает с моментом подписания руководителем местного органа ФНС решения, о котором мы сказали выше (п. 8 ст. 89 НК РФ). Законодательно ФНС не обязана предупреждать налогоплательщика о том, что специалисты ведомства придут с проверкой, но на практике территориальные структуры налоговой инспекции во многих городах предварительно сообщают организациям и ИП о вынесении решения о проверке по телефону либо по почте.

Есть еще один нюанс — в соответствии с положениями п. 12 ст. 89 НК РФ налогоплательщик обязан обеспечить доступ инспекторов ФНС к документам, имеющим отношение к уплате налогов. Фирме объективно может потребоваться время на подготовку соответствующих источников, а также на организацию доступа к таковым. На многих современных предприятиях система получения соответствующего доступа организуется в достаточной мере строго, в частности, может потребоваться оформление особых электронных или биометрических пропусков на те или иные территории.

Таким образом, ФНС с целью обеспечения конструктивного взаимодействия с плательщиком в части получения доступа к документам может быть весьма полезно предупреждать его о визите инспекторов.

В чем отличие камеральной налоговой проверки от выездной, подробно разъяснилии эксперты КонсультантПлюс. Получите бесплатный демо-доступ к К+ и переходите к подсказкам от экспертов.

Есть ли у ФНС планы налоговых проверок на 2021 год?

Порядок проведения выездных налоговых проверок организаций ФНС в аспекте формирования планов достаточно поверхностно регламентирован на уровне положений НК РФ, и это дает повод некоторым налогоплательщикам засомневаться — быть может, ведомство и вовсе не осуществляет планирование соответствующих мероприятий?

Однако данная точка зрения ошибочна. Тот факт, что выездные проверки ФНС все же систематизируются и включаются в отдельный план, подтверждается содержанием ряда правовых актов.

Так, в п. 3 письма ФНС от 23.01.2009 № ШС-21-3/40 прямо сказано о том, что все выездные проверки проводятся в соответствии с утвержденными планами. В документе также отмечено, что механизм реализации соответствующих мероприятий, установленный в ФНС, не предусматривает внеплановых проверок.

График налоговых проверок на 2021 год

Вместе с тем ФНС не обязана формировать публичные планы налоговых проверок. Более того, внутренние регламенты ведомства предписывают сотрудникам рассматривать соответствующие планы как конфиденциальные документы, не подлежащие разглашению. Собственно, даже не все сотрудники ФНС имеют доступ к подобным сведениям (письмо ФНС РФ от 04.04.2008 № ШТ-6-2/255).

Порядок доступа каких-либо лиц к конфиденциальным сведениям регулируется положениями приказа МНС от 03.03.2003 № БГ-3-28/96. Он предусматривает, что основанием для предоставления информации, содержащейся в планах налоговых проверок ФНС, должны быть положения федерального законодательства. В частности, те, что наделяют тех или иных лиц особыми полномочиями в части получения доступа к сведениям в реестрах ФНС — например, привилегии в этой части могут получать правоохранительные органы.

Можно отметить, что в положениях приказа ФНС России от 30.05.2007 № ММ-3-06/333 утверждены концептуальные принципы планирования налоговых проверок, а также критерии самостоятельной оценки плательщиком вероятности выездного визита ФНС. Несмотря на давность данного правового акта, его положения применимы также и в отношении анализа ситуации с налоговыми проверками организаций в 2021 году.

Правда, никаких однозначных ориентиров по срокам соответствующих проверок указанный нормативный акт, как и другие источники права, принятые на федеральном уровне, не дает. Однако изучить подробнее ключевые положения приказа № ММ-3-06/333 в части оценки вероятности налоговой проверки плательщиком будет полезно — мы сделаем это чуть позже.

Примечательно, что объектами как выездных, так и камеральных налоговых проверок могут быть любые категории налогоплательщиков.

Кто может быть включен в плановую налоговую проверку?

В положениях ст. 89 НК РФ не конкретизировано, какие именно лица — юридические либо физические — могут становиться объектами налоговых проверок того или иного типа. Отсюда вывод: проверкам подлежат абсолютно все субъекты уплаты налогов: граждане, ИП, коммерческие фирмы, НКО, государственные и муниципальные структуры.

Отчасти это объясняет тот факт, что ФНС с чисто технической точки зрения тяжело составить план проверок, даже если бы это требовалось. В соответствующий план, исходя из положений законодательства, подлежали бы включению не только юрлица, но и все граждане РФ. Крайне маловероятно, что у ФНС будет достаточно кадровых и технических ресурсов для того, чтобы оценить налоговую историю каждого россиянина, исследовать персональные налоговые профили граждан, в частности, на предмет всех тех рисков, что отражены в положениях приказа № ММ-3-06/333.

Как оценить вероятность включения фирмы в план проверок ИФНС на 2021 год?

Какие у налогоплательщика могут быть способы оценки вероятности встречи с инспекторами ФНС в рамках налоговой проверки? Прежде всего, в его силах — ознакомиться с ключевыми положениями приказа № ММ-3-06/333.

Несмотря на то что законодательство не разрешает плательщикам иметь доступ к планам проверок налоговой инспекции на 2021 год, исследование ключевых критериев оценки деятельности субъектов уплаты налогов, которые разработаны в ФНС, в принципе может дать некоторые ориентиры и по срокам, и по вероятности визита налоговых инспекторов.

Так, ведомство может обратить внимание на организацию или ИП, если:

  • налоговая нагрузка на компанию ниже среднего показателя по отрасли (п. 1 приказа № ММ-3-06/333);
  • фирма в течение нескольких налоговых периодов отражает убытки в отчетности (п. 2);
  • в отчетных документах фигурируют слишком большие суммы вычетов за тот или иной период (п. 3);
  • зафиксирована опережающая динамика роста издержек в сравнении с темпами увеличения выручки (п. 4);
  • фирма платит сотрудникам меньшую зарплату, чем та, что сформировалась в среднем по отрасли (п. 5);
  • показатели компании, дающие право работать при специальных налоговых режимах, приближены к предельно допустимым (п. 6);
  • ИП показывает в отчетности расходы, максимально близкие к величине доходов (п. 7);
  • фирма формирует неоправданно длинную цепочку контрагентов, состоящую из посредников и перекупщиков (п. 8);
  • организация не предоставляет в ФНС пояснений в ответ на полученные уведомления о несоответствии тех или иных показателей деятельности установленным критериям, не передает запрашиваемые документы (п. 9);
  • владельцы фирмы осуществляют частую перерегистрацию бизнеса в разных территориальных структурах ФНС (п. 10);
  • фирма имеет ощутимые отклонения по рентабельности от показателей, наблюдаемых в среднем по отрасли (п. 11);
  • по оценке специалистов ФНС, компания ведет деятельность с высоким налоговым риском (п.12).

По каким еще критериям ФНС отбирает организации для выездной проверки, узнайте в готовом решении от КонсультантПлюс. Если у вас нет доступа к системе К+, получите пробный онлайн-доступ бесплатно.

Получатся, чем больше совпадений по указанным пунктам фиксирует ФНС в отношении деятельности той или иной фирмы, тем выше вероятность проверки, и тем более оперативно она может быть проведена.

Следует ли доверять неофициальным данным по планам проверок ФНС?

Итоги

План выездных проверок ФНС — закрытая информация для налогоплательщиков. Как правило, сведения о грядущем визите проверяющих они узнают за несколько дней до начала проведения проверки. Официальный список проверок публикуется лишь для компаний, занятых регулируемыми государством видами деятельности. С данным перечнем можно ознакомиться на официальном сайте ФНС.

Более полную информацию по теме вы можете найти в КонсультантПлюс.
Пробный бесплатный доступ к системе на 2 дня.

Консолидированный бюджет РФ по видам налогов в 2018 г.



Динамика роста поступления налоговых доходов в консолидированный бюджет РФ .

Увеличение поступления налогов за 2013 – 2017 на 53,11% (или – при очищении данного показателя от процента инфляции – на 19,9%) произошло при росте ВВП за тот же период на 1,2%.


Динамика налоговых поступлений на макроуровне зависит от трёх ключевых групп причин: влияния экономических факторов, изменения налогового законодательства и налогового администрирования. В 2017 г. рост налоговых доходов был обусловлен увеличением цен на нефть (НДПИ) лишь частично (на 40%). В оставшейся части рост происходил:

1) на 19% – за счёт увеличения заработной платы (НДФЛ), оживления потребительского спроса (НДС), увеличения прибыли организаций,

2) на 25% – в результате изменения налогового законодательства, ограничения списания убытков при определении налоговой базы по налогу на прибыль, индексации акцизов;

3) на 14% (390 млрд р.) – за счёт повышения эффективности налогового контроля.


За январь – май 2018 г. новые возможности цифрового налогового контроля позволили увеличить поступление налогов в сравнении с таким же периодом 2017 г. дополнительно ещё на 90 млрд р. (т.е. рост эффективности – 55%) .

Рост поступлений по основным налогам.



Эффективность налогового контроля.

Количество выездных проверок за 2012 г. составило 58 тыс., за 2017 – 20,2 тыс., за 2018 – 14,2 тыс. В I квартале 2019 г. выездными проверками охвачено 2,7 тыс. налогоплательщиков. В сравнении с показателем аналогичного периода прошлого года (4,1 тыс.) произошло сокращение на 36%. Данный показатель озвучен также и при подведении итогов работы налоговых органов за 10 мес. 2019 г. По отношению к 2012 г. произошло уменьшение количества выездных проверок более, чем в 5 раз.

Взыскания при данной форме налогового контроля в первом квартале 2019 г. выросли на 10% и составили 48 млрд р. (17,7 млн р. на 1 проверку).


Сегодня выездная проверка проводится в отношении 1 налогоплательщика из 500, в разрезе малого бизнеса – 1 из 4000.

В 2018 г. налогоплательщики вне налоговых проверок уточнили свои обязательства на 80 млрд р.; из них исключение разрывов, выявленных АСК НДС-2, составило 12,4 млрд р. За первый квартал 2019 г. данный показатель уточнений на основании АСК НДС-2 составил 29 млрд р. Поступления по результатам аналитической работы, то есть без проведения проверок, выросли за 10 мес. 2019 г. почти в два раза в сравнении с аналогичным периодом прошлого года.

Доля сомнительных вычетов за 4 кв. 2017 г. снизилась до 1%, в то время как в 1 кв. 2016 г. она составляла 8%.

Налоговый разрыв по НДС самый низкий в мире – 0,9%.

Более половины дополнительных поступлений в бюджет идёт за счёт согласительных процедур с налогоплательщиками и устранения ими выявленных нарушений путем уточнения деклараций.

В 2017 г. разработана карта рисков, включающая в себя основные профили поведения подконтрольных субъектов, а также критерии их расчета и выявления; разработан порядок отбора налогоплательщиков для проверки (12 критериев на сайте ФНС). В рамках проекта создания реестра рисков совершенствуется система оценки рисков проведения выездной проверки с учетом отраслевой специфики деятельности и средних показателей (налоговой нагрузки, рентабельности, размера вычетов по НДС и т.д.). Информация о выявленных рисках и их уровне будет отражаться в личных кабинетах налогоплательщиков, будет также рассчитываться портрет налогоплательщика за три года .

Обжалование решений, действий, бездействия налоговых органов.

В 1 кв. 2019 г. число жалоб на решения по выездным проверкам снизилось пропорционально уменьшению количества самих проверок на 42%, на 11,4% сократилось число последующих обращений в суды.

За 10 мес. 2019 г. указанные показатели увеличились и составили, соответственно, 47,3 % и 20 %.

Ниже приведены результаты рассмотрения налоговых споров в арбитражных судах, сформированные на основании статистических данных Судебного департамента и портала Право.ру.


Эффективность взыскания.

Размер совокупной налоговой задолженности (с м. сайт ФНС, раздел “Структура задолженности“) на 1 июля 2019 г. равен 1 951,1 млрд р., что составляет 8,1 % от прогнозируемых налоговых доходов консолидированного бюджета РФ за 2019 г.

Эффективность принудительного взыскания увеличилась на 20,26% (на 1 июля 2019 г. взыскано 664 млрд р. в сравнении с аналогичным показателем за тот же период 2017 г. , который составлял 535,5 млрд р.). По отношению к доначисляемой задолженности фактически взыскивается 67% (+ 2 п.п. к 2018 г.).

На 1 августа 2019 г. показатель debt to income (отношения задолженности к поступлениям), который используется для оценки эффективности управления долгом, составил 7 % (это минимальное значение за пять лет) .

Некоторые выводы по 2018 г.

В 2018 г. за счёт повышения эффективности налогового контроля увеличились поступления налоговых доходов на 390 млрд р. Это 1,82% от размера консолидированного бюджета страны. Добровольное уточнение налоговых обязательств налогоплательщиками произведено на 80 млрд р. В рамках 14,2 тыс. выездных проверок начислено 308 млрд.р.

В вышестоящие налоговые органы в рамках обязательной досудебной процедуры подано 20,16 тыс. жалоб; количество обращений в суд – около 6 тыс, т.е. меньше в 3,36 раз. С учетом переходящего остатка судами рассмотрено 12,1 тыс. дел об оспаривании решений, действий (бездействия) налоговых органов.

К сожалению, статистика арбитражных судов не содержит показателя – какое количество в общем объеме дел, рассмотренных по главе 24 АПК РФ, составляли именно дела об оспаривании решений о привлечении к налоговой ответственности.

При условии корректности судебной статистики сумма оспариваемых требований составляла 1,918 млрд р., т.е. 0,62% от размера доначислений за 2018 г. Судами признано незаконным доначисление 17% оспариваемых сумм (324 млн р.), т.е. 0,105% от размера доначислений . Данный показатель соответствует данным ФНС.

Если же взять за расчетную единицу среднее доначисление по 1 проверке в 2017 – 2018 г. в размере 18,7 млн р., допустить, что все 6 тыс. обращений были об оспаривании решений по выездной проверке, по которым жалобы налогоплательщиков в досудебном порядке были оставлены без удовлетворения в полном объеме, то максимальная сумма оспаривания должна была бы составить 112,2 млрд р. При показателе удовлетворения требований по суммам в 17% максимальная оспоренная сумма – около 19 млрд р. Однако официальная судебная статистика дает показатель, который меньше в 58 раз.

Впечатляющие расхождение, которое свидетельствует либо о неверности статистического учёта либо о том, что налогоплательщики не могут эффективно использовать судебную защиту. Через соотношение размера доначислений по выездным проверкам и сумм претензий, признанных недействительными, мы пытались задуматься о значении и влиянии судов на практику применения налогового законодательства. Думается, что проблема заключается в формировании статистических данных.

Иные меры повышения эффективности налогового контроля .

2. Количество компаний с признаками недействующих организаций ( однодневок ), данные о которых, содержащиеся в ЕГРЮЛ, не соответствуют действительности, составляет не более 150 тыс. (4%). За период с 2013 г. произведена чистка реестра и уменьшение количества таких компаний более, чем в 10 раз.


Это стало возможным благодаря автоматической обработке значительного числа компаний по рисковым критериям (непредоставление отчетности, нахождение по адресу массовой регистрации, массовые участники и руководители) с последующей их оценкой в ручном режиме.

Регистратору было предоставлено право проверки достоверности сведений о компании как на этапе регистрации, так и в последующем с внесением в реестр сведений о недостоверности данных при неподтверждении компанией своего присутствия и предоставления корректных сведений в течение 6 месяцев. Руководители и участники недействующих компаний ограничены в праве создавать другие компании, приобретать доли участия или становиться их руководителями. Аналогичные меры предлагается принять в отношении ИП (регистратору д.б. предоставлено право прекращения статуса ИП с предварительным уведомлением, если тот не сдает отчетность или имеет налоговую задолженность).

При уклонении от уплаты налогов с использованием компаний-однодневок даётся оценка действиям лиц, создавших фиктивные организации и использовавших их в целях транзита и обналичивания денежных средств, на предмет наличия признаков преступлений по ст. 172 , 173.1 и 173.2 УК РФ (предусматривающих ответственность за незаконную банковскую деятельность, за незаконное создание организации через подставных лиц, использование документов данных лиц).

5. Расширяется круг компаний, контролируемых в форме налогового мониторинга. В 2017 г. это было 26, на 28.03.2019 – 44 компании, на которые приходится 12,25% налоговых поступлений. Критериям, позволяющим перейти на мониторинг (выручка и активы – 3 млрд р., сумма налогов – 300 млн р.), соответствуют 1905 российских компаний, а 687 из них максимально готовы к такому переходу. С 2020 г. планируют перейти на данную форму налогового контроля 48 крупнейших компаний и в последующем – значительное число компаний с государственным участием.

Налоговый мониторинг позволяет инспекциям оперативно осуществлять мониторинг всех операций налогоплательщика с просмотром сканов первичных документов. Анализ запросов налогоплательщиков (19 за 2017), поданных для получения мотивированного мнения ФНС, позволяет выделить среди основных категорий вопросы о налоговых последствиях совокупности сделок, экономика которых неочевидна, и вопросы по последовательно совершенным операциям , в которых могут быть усмотрены признаки злоупотребления, предусмотренные ст. 54. 1 НК РФ. С 2016 по 2018 года налоговые органы выпустили 30 мотивированных мнений, совокупная сумма налога по урегулированным позициям составила более 23 млрд р.

Развитие налогового мониторинга будет происходить за счёт разработки единой системы выявления и оценки рисков, развития инструментов по согласованию налоговой базы, а также внедрения стандартного файла налогового аудита. Такой файл позволит автоматически тестировать и проверять полноту учетных данных, прослеживать хронологию каждой операции и наличие документов-оснований по ней.

6. В 2015 г. для России вступила в силу Конвенция о взаимной административной помощи по налоговым делам. Запущена система автоматического обмена информацией с компетентными органами иностранных государств, в 2018 г. получены сведения о финансовых счетах из 58 юрисдикций, страновых отчётов – из 38 юрисдикций. На основе информации, полученной от иностранных юрисдикций за 2015 – 2017 г. , во время проверок доначислено более 65 млрд р. Ещё 24,6 млрд р. – налог на прибыль с доходов КИК, полученный в результате самостоятельного декларирования бизнесом.

За последние 5 лет в России число выездных налоговых проверок сократилось почти в 2,5 раза, но только две из ста проверок обходятся без штрафов. При этом число выездных проверок малых предприятий составляет менее одной проверки на 4000 хозяйствующих субъектов. Средние и крупные предприятия проверяются намного чаще, так как размеры доначислений по ним могут быть гораздо выше.

Казалось бы, быстрыми темпами снижается число выездных налоговых проверок, но количество камеральных проверок также стремительно растет, а их в 5,8 тыс. раз больше. Получается, что налоговики предпочитают сократить число выездов для проверок на местах и все чаще вызывают налогоплательщиков на проведение камеральных проверок в налоговую инспекцию.

В планах налоговых служб на 2019 год провести 15 тыс. налоговых проверок и повысить эффективность каждой из них до 25 млн. руб., что означает дальнейшее ужесточение налогового контроля за деятельностью крупных и средних предприятий.

2018 год продемонстрировал рекордный за последние годы прирост налоговых поступлений, сравнимый с показателями посткризисного 2011 года. За прошлый год в консолидированный бюджет РФ поступило 21,3 трлн. руб., что на 23% выше показателей 2017 года.

Всего за период с 2014 года рост поступлений налогов составил 68,3%, в то же время номинальный ВВП (в действующих ценах) увеличился всего на 31,4%. Понятно, что данный прирост налоговых платежей нельзя объяснить лишь положительными сдвигами в экономике.

Как часто проводятся налоговые проверки в действительности?

С 2010 года налоговые поступления возросли почти в 2,8 раза, в том числе на 68,3% только за прошедшие пять лет. Количество выездных налоговых проверок за последние 10 лет, в свою очередь, сократилось почти в 4 раза.

Число выездных проверок физических лиц, индивидуальных предпринимателей с 2010 года также существенно сократилось.

Основываясь на приведенных выше данных, ФНС заявляет о сокращении числа выездных налоговых проверок, как продолжающейся тенденции на снижение административного давления на налогоплательщиков, при также этом отмечается, что выездной налоговой проверкой охвачено всего 0,18% организаций и индивидуальных предпринимателей. То есть лишь 2 из 1 тысячи налогоплательщиков сталкиваются с выездной налоговой проверкой.

Означает ли это, что налоговое администрирование налогоплательщиков действительно снизилось, и в России стало комфортней вести бизнес?

Если в 2010 году 11,5 предприятий из тысячи подпадали под выездную налоговую проверку, то в 2018 году - всего 3 предприятия из 1000. Охват индивидуальных предпринимателей выездными проверками намного ниже, так в 2014 году проводилось 2 проверки на 1000 предпринимателей, то в 2018 году проводится уже 3 проверки на 10 000 предпринимателей.

С учетом огромного числа индивидуальных предпринимателей среднее число налоговых проверок на бизнес составляет 1,8 на 1000 хозяйствующих субъектов.

Наименьшее число выездных налоговых проверок приходится на субъекты предпринимательства, использующие специальные налоговые режимы (ЕНВД, УСНО, ЕСХН, патентную систему). Например, по итогам 2018 года было проведено всего 1303 выездные налоговые проверки среди этой категории, что на 48% меньше, чем в 2017 году, когда было проведено 2,5 тысячи выездных налоговых проверок.

Получается, что если в 2017 году проверялся один из 2000 налогоплательщиков, использующих специальный режим налогообложения, то в 2018 году – всего один из 4000 субъектов малого предпринимательства этой категории.

Помимо выездных налоговых проверок налоговая инспекция широко применяет и камеральные проверки, для которых налогоплательщика вызывают в местную налоговую инспекцию с требованием предоставить документы, подтверждающие правильность исчисления и уплаты налогов за тот налоговый период, который охватывает декларация.

Как показывают данные, представленные на рисунке выше, число камеральный проверок уменьшалось лишь до 2015 года. С 2016 года количество камеральных проверок неуклонно растет, что на практике в значительной степени компенсирует сокращение числа выездных налоговых проверок. Всего за 2018 год было проведено 67,9 млн. камеральных налоговых проверок, что на 21,5% больше показателя 2017 года.

Охват камеральными налоговыми проверками организаций и индивидуальных предпринимателей с 2016 года непрерывно увеличивается и в 2018 году 12,6 хозяйствующих субъектов из 100 привлекаются для проведения камеральной налоговой проверки.

Проведенный анализ показывает, что налоговые инспекторы стали гораздо чаще вызывать предпринимателей для проверки, чем выезжать и проверять их деятельность на месте. Проведение выездной проверки означает, что с вероятностью 98% по ее результатам будут доначислены налоги, штрафы и пени. Поэтому говорить, о смягчении налогового администрирования бизнеса пока не приходится.

Насколько повысилась эффективности налоговых проверок?

Некоторые крупные налогоплательщики, стремясь избавиться от налоговых проверок, предоставляют онлайн-доступ к своим информационным системам, а налоговая служба получает возможность непрерывного мониторинга полноты и своевременности уплаты налогов в бюджет. К налоговому мониторингу сегодня уже присоединились 44 организации, которые обеспечивают 12,5% поступлений федерального бюджета.

Часть налогоплательщиков пытается снизить налоговые риски, привлекая независимых аудиторов и самостоятельно выявляя ошибки в налоговых расчетах. Так, через подачу уточняющих деклараций налогоплательщиками в 2018 году было внесено всего 80 млрд. рублей, что составляет около трети всех доначислений налогов.

По результатам выездных и камеральных налоговых проверок в бюджетную систему РФ было начислено 363 млрд. руб., что на 7,9 млрд. руб. (или на 2,1%) меньше, чем в 2017 году. В эту сумму входят как доначисления налогов, штрафы и пени, а также другие платежи с которыми сталкивается налогоплательщик в случае нарушения валютного законодательства, правил осуществления наличных расчетов или порядка использования ККМ, При этом, 84,7% всех доначислений, включая пени, штрафы (т.е. 308 млрд. руб.), приходится на результат выездных налоговых проверок.

Несмотря на то, что за период с 2010 года сумма доначислений налогов сократилась более чем на 30%, снижение количества выездных налоговых проверок повысило эффективность отдельной налоговой проверки.

Эффективность камеральных налоговых проверок намного ниже и составляет чуть более 5%, хотя при их проведении инспектор имеет возможность выявить основные способы ухода от налогов, необоснованные вычеты и другие нарушения. Но все равно 95% камеральных налоговых проверок проводятся безрезультатно, а их количество постоянно увеличивается, что приводит к росту трат времени налогоплательщиков на их прохождение. Размеры доначислений по камеральным налоговым проверкам также сокращаются, и к 2018 году они упали до 600 руб. с 1 камеральной налоговой проверки в среднем.

Снижение среднего размера доначислений по результатам одной камеральной налоговой проверки обусловлено, прежде всего ростом числа таких проверок бизнеса.

Таким образом, тенденцией текущего реформирования системы налогового контроля является максимальное сокращение количества выездных налоговых проверок наряду с увеличением камеральных, а также организацией прямого онлайн-мониторинга налогоплательщиков.

Например, с 2020 года ФНС планирует отменить сдачу налоговых деклараций субъектами малого предпринимательства, использующими УСН и уплачивающими налог по ставке 6% от выручки, при условии подключения налогоплательщика к онлайн-кассе для мониторинга поступающей выручки.

Какое влияние оказывают суммы налоговых доначислений ФНС на уровень налоговой нагрузки на российский бизнес?

За период с 2018 года поступления по налогу на прибыль увеличились в 2,31 раза, а по НДС - в 2,72 раза. Наибольший прирост поступлений показали налог на добычу полезных ископаемых и акцизы, которые за 2010-2018 гг. выросли в 4,36 и в 3,38 раза соответственно.

Структура налоговых поступлений в консолидированный бюджет РФ за последние 5 лет также существенно изменилась.

Увеличилась доля НДПИ в налоговых поступлениях благодаря росту налоговой нагрузки на добывающие компании, которые обеспечивают почти 37% всех налоговых поступлений. Доля налога на прибыль в консолидированном бюджете РФ занимает чуть меньше 20%, однако доначисления существенно возросли, благодаря качественному анализу экономической обоснованности и целесообразности расходов, который проводится налоговыми органами.

Важнейшими бюджетообразующими налогами также являются косвенные налоги: НДС и акцизы, поступления по которым составляют почти 35% налоговых доходов консолидированного бюджета.

Тенденция роста налоговых поступлений продолжается и в текущем году, так за 1 квартал 2019 года в консолидированный бюджет РФ поступило 5,2 трлн. руб., из них:

  • 1,1 трлн (прирост на 14,1%) - налог на прибыль;
  • 1,1 трлн (увеличение на 11%) – НДС;
  • 1,48 трлн (рост на 15,8%) – НДПИ;
  • 0,81 трлн (рост 7,8%) – НДФЛ.

Общая величина налоговой нагрузки на бизнес определяется отношением суммы налоговых начислений к ВВП (в текущих ценах).

Текущий уровень налоговой нагрузки на российских бизнес составляет 19,9% к ВВП, это достаточно высокий показатель при этом следует отметить, что из года в год уровень налоговой нагрузки существенно возрастает. Наиболее налогоемкой является добыча полезных ископаемых. Уровень налоговой нагрузки предприятий, добывающих углеводородное сырье, достигает 45%. Проводимый налоговый маневр способен повысить этот уровень до 50%. Высоким уровнем налоговой нагрузки, составляющим более 28%, обладает производство пищевых продуктов (включая напитки и табак). В структуре налоговых расходов этой отрасли наибольший удельный вес занимают акцизы и НДС.

Операции с недвижимым имуществом, аренда и риэлторские услуги имеют уровень налоговой нагрузки более 21%.

Налоговые доначисления в структуре ВВП снижаются, благодаря росту собираемости налогов, выходу бизнеса из серых схем. Налоговая нагрузка бизнеса 2018 года за счет доначислений увеличилась лишь на 0,2 процентных пункта и составила 20,1%.

Как часто обжалуются результаты налоговых проверок и произведенные доначисления налогов?

Результаты налоговых проверок зачастую не устраивают налогоплательщика, но не каждый из них готов ввязаться в тяжбу с налоговыми органами, чтобы отстоять свою правоту.

Налоговые споры стали сложнее, ФНС, которая раньше расследовала лишь банальные схемы вывода денег через фирмы-однодневки, сегодня больше уделяет внимания экономическому смыслу операций, деловым целям сделки и поиску новых схем ухода от налогов. Лазеек становится меньше, бизнес все больше выходит из тени и легализуется, а использование фирм-однодневок уходит в прошлое, их сегодня меньше 5% от числа действующих предприятий.

Наиболее частыми причинами налоговых споров является получение необоснованной налоговой выгоды, вывод доходов из-под налогообложения через использование трансграничных сделок, дробление бизнеса, а также по порядок исчисления НДПИ и другие. В 2018 году от налоговых органов в арбитражные суды поступило 4 338 исков.

В рамках досудебного урегулирования налоговых споров в 2018 году количество поступивших жалоб сократилось на 16% по сравнению с 2017 годом, а оспариваемая в них сумма снизилась на 6%. При этом 30% поступивших жалоб были удовлетворены на основании обоснованных претензий налогоплательщиков. Досудебное урегулирование налоговых споров позволило сократить количество обращений налогоплательщиков в суды.

В 2018 году количество проверок, результаты которых были признаны недействительными, составило 448 единиц, что составляет 0,67% выездных проверок, в т.ч.:

  • по решению суда – 258 проверок, что меньше показателя 2017 года на 38,4%, когда были признаны недействительными итоги 419 проверок;
  • в рамках досудебного урегулирования налоговых споров недействительными признаны 190 проверок, в то время как в 2017 году – 419.

Основными причинами признания результатов налоговых проверок недействительными являются различия в толкованиях отдельных норм налогового законодательства судом и налоговым органом. По этой причине недействительными были признаны 57,6% от общего числа.

Таким образом, даже ужесточение налогового администрирования путем увеличения числа камеральных налоговых проверок и наложения взысканий на налогоплательщиков через суд не способно обеспечить существенный рост количества доначислений. Для руководителей предприятий, нарушающих налоговое законодательство и обязательные требования, для юридических лиц и индивидуальных предпринимателей предусматриваются меры административного воздействия.

Насколько ужесточились административные меры воздействия на налогоплательщиков?

Помимо налоговых доначислений, ФНС по результатам проведенных проверок было выявлено 98,3 тыс. правонарушений. Дела об административных правонарушениях были возбуждены по результатам 43 тыс. налоговых проверок, административные наказания были наложены по результатам 46,7 тыс. проверок.

Сумма наложенных за 2018 год административных штрафов составила 1,9 млрд. руб., что на 35% выше показателя 2017 года (1,4 млрд. рублей), в том числе:

  • на должностных лиц – 87 млн. руб.;
  • на ИП – 232,2 млн. руб;
  • на юридических лиц – 1,6 млрд. руб.

Средняя сумма наложенного административного штрафа в 2018 году составила 29,9 тыс. руб., в том числе:

  • на должностных лиц – 4,6 тыс. руб.;
  • на ИП – 20,3 млн. руб;
  • на юридических лиц – 47,4 млрд. руб.

ФНС, используя имеющиеся в распоряжении приемы налогового администрирования, пытается обеспечить выход бизнеса из тени и рост налоговых поступлений. Но эффект от замораживания ставок основных налогов, расширения налоговых льгот существенно нивелируется усилением налогового администрирования. Проведенный анализ показал, что 98% выездных проверок оканчиваются наложением санкций на налогоплательщиков, которые могут отстоять в суде лишь 0,67% от общего количества накладываемых взысканий.

Читайте также: